Внеурочная деятельность "Умелые ручки"
рабочая программа

Ткач Людмила Александровна

Цель программы воспитывать интерес и любовь к ручному труду, творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, формировать навыки и умения работы с различными материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_umelye_ruchki_1_klass.docx49.62 КБ

Предварительный просмотр:

        

Внеурочная деятельность

«Умелые ручки» для 1 класса

направление «Общекультурное»

                                                                               Составитель:

ФИО: Ткач Л.А.,                            

учитель технологии.                                

Санкт-Петербург

2021


Пояснительная записка.

 Программа по курсу внеурочной деятельности для начальных классов составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 279 – ФЗ от 29.12.2012г. Рабочая программа «Умелые ручки» составлена на основе Федерального государственного стандарта основного (начального) общего образования.

Данная программа по курсу внеурочной деятельности отвечает запросам обучающихся и их родителей (законных представителей), разработана на основе проведенного анкетирования обучающихся и их родителей (законных представителей) (или другого способа выявления актуальности данной программы).

Программа рассчитана на детей 7-8-милетнего возраста, отражает психолого-педагогические особенности.

        Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами курса внеурочной в соответствии с целями и планируемыми результатами, которые определены Федеральным государственным стандартом основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897); или начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373).

Актуальность данной программы обусловлена следующими факторами:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, в том числе, ориентации образования на формирование универсальных общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов;
  • Повышение интерактивности педагогических средств, позволяющих воссоздать значительное число условий решений тех или иных задач;
  • Современное осознание сложности, многомерности мира создает необходимость не просто передавать знания подрастающему поколению, а напрямую включать детей в различные практики, где разнообразие значений, игра смыслов заставят выбирать собственную позицию и роль.

Нормативно-правовая основа:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 и от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении  в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (начало действия документа — 21.02.2015);

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 №40937).

5. Санитарных    правил    CП   2.4.3648-20    «Санитарно-эпидемиологические   требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (далее — CП 2.4.3648-20);

6. Санитарных    правил    и    норм    СанПиН    1.2.3685-21    «Гигиенические    нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N. 2 (далее — СанПиН 1.2.3685-21);

7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»;

8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 июля 2013 г. № 09-879 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе»;

9. Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию № 03-20-2057/15-0-0 от 21.05.2015 «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга»)

10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности

11. Примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования (программы размещены в Реестре примерных основных общеобразовательных программ: http://fgosreestr.ru/),одобренные Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

12. Распоряжения Комитета по образованию от 09.04.2021 № 997-p «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности. Программа разработана для занятий с учащимися 7 - 8 лет во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.

Внеурочная деятельность «Умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Цель программы.

         Воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.

.

Задачи программы.

 Учебные задачи: 

- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности;

- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;

- освоение детьми основных правил изображения;

- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;

- развитие стремления к общению с искусством.

Воспитательные задачи: 

- формирование эстетического отношения к красоте окружающего;

- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

Творческие задачи: 

- умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;

- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Данная программа ориентирована на группу детей, обучающихся в первом классе. Реализация ее рассчитана на 33 часа сроком на 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью в 40 минут для первого класса.

Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

 Итогом занятий по курсу внеурочной деятельности «Умелые ручки» может быть участие в творческой тематической выставке на тему «День матери», «Новый год», «Масленица».

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы «Умелые ручки».

В результате изучения программы «Умелые ручки» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы:

  • эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности     характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной
    (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру.

Ожидаемые результаты.

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Содержание курса (модуля) внеурочной деятельности

Примерные разделы

Основное содержание раздела

Формы организации внеурочной деятельности

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Вводное занятие

История создания бумаги. Демонстрация выставки изделий, Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе

беседа

Выявлять назначение различных видов ДПТ. Использование и компьютера и материалов интернета для нахождения информации

Аппликация и моделирование

Аппликации из природных материалов, геометрических фигур, из пуговиц, из салфеток, листьев и цветов, объёмные аппликации. Фигурки зверей из природных материалов.

практическое занятие

Беседа о технике безопасности и охране труда на занятии «Умелые ручки».  Выполнение панно в технике аппликация из гофрированной бумаги, геометрических фигур, и т.д.

Работа с пластическими материалами

Демонстрация работ из пластилина и соленого теста.

практические занятия

Выполнение аппликации, рисунка на заданную тему (рисование пластилином, аппликация, лепка)

Аппликация из деталей оригами

Демонстрация работ. Рассказ - информация об истории оригами

беседа, творческие работы

Выполнение аппликации из одинаковых деталей оригами

 Объемные и плоскостные аппликации.

Знакомство с особенностями, приемами и способами объемной аппликации

Практические занятия

Выполнение работы на заданную тему

Работа с тканью

Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?».

Практические занятия

Выполнение аппликации из ткани, шитье игрушки

Учебно-тематический план

№ п/п

Название модуля (раздела, темы)

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

Тема 1. Вводное занятие

1 час.

1 час.

нет

2

Тема 2. Работа с бумагой и картоном

12 часов.

12 часов.

нет

3

Тема 3. Работа с природным материалом

4 часа.

4 часа.

нет

4

Тема 4. Работа с тканью

6 часов.

6 часов.

нет

5

Тема 5. Работа с пластичными материалами

6 часов.

6 часов.

нет

6

Тема 6 Работа с бросовым материалом

4 часов.

4 часов.

нет

Материально-техническое обеспечение.

Список основной литературы.

  1. Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2010.
  2. Коротеева Е.И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева. — М., 2010.
  3. Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2010.
  4. Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2010.
  5. Лукьянов А.Н. Школа рисования для малышей. – М.: Росмен, 2012. – 96 с.
  6. Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. — М., 2010.
  7. Примерные программы внеурочной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт. / Под научной редакцией В.А.Горского.- Изд. 2-е, - М.: Просвещение, 2011.-111с.
  8. 1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
  9. 2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
  10. 3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
  11. Список сайтов:
  12. 4. Сайт Страна Мастеров
  13. http://stranamasterov.ru
  14. 5. Сайт Всё для детей
  15. http://allforchildren.ru

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения занятий

план

факт

1.

Вводное занятие. Формирование группы.

Работа с природным материалом – 4 часа

2.

Правила безопасной работы. Осенние фантазии из природного материала.

Групповая (Мозаика)

3.

Правила безопасной работы. Осенние фантазии из природного материала.

аппликация)

4.

Беседа «Флористика». Картины из листьев.

5.

Картины из листьев. Продолжение работы

Работа с бумагой и картоном – 13 часов

6.

Беседа «История создания бумаги». Изделие «Цыпленок».

Оригами)

7.

Беседа « Как появились ножницы». Объемная водяная лилия

Практическая работа. (аппликация,вырезание)

8.

Аппликация из геометрических фигур

Практическая работа(аппликация,вырезание)

9.

Аппликация из геометрических фигур

Практическая работа

10.

Фантазии из «ладошек».

Практическая работа. Моделирование

11

Букет из роз.

12.

Новогодний ангелок.

Практическая работа. Бумагопластика

13.

Цветочные фантазии.

Практическая работа. Торцевание

14.

Цветочные фантазии. Продолжение работы.

15.

Чудо-елочка.

Практическая работа.Моделирование, вырезание

16.

Оформление выставки

17.

«Робот». Подготовка модулей.

Практическая работа. Оригами - мозаика

18.

«Робот». Сборка изделия.

Работа с пластическими материалами – 6 часов

19

Рисование пластилином

Практическая работа. рисунок

20.

Рисование пластилином

21.

Рисование пластилином

22.

Коллективная работа «Корзина с цветами»

Практическая работа. Аппликация.

23

Лепка из солёного теста

Практическая работа. лепка

24.

Лепка из солёного теста

Работа с тканью – 6 часов

25

Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки».

Практическая работа. Аппликация

26.

«Веселые зверюшки». Продолжение работы.

27.

Творческая работа

28.

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»

Практическая работа. Шитье

29.

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»

30.

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»

Практическая работа, творческая работа

Работа с бросовым материалом – 3 часов

31.

Куколка-оберег из ткани.

Практическая работа. Изделие из ткани

32.

 Куколка-оберег из ткани

33

Аппликация из пуговиц и ткани

Практическая работы. Аппликация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древняя Русь и переход к новому времени (методическое пособие)

Данное методическое пособие предназначено для студентов колледжа при подготовке к урокам , зачетам и экзаменам, а также для абитуриентов вузов.Опорный конспект по истории Древней Руси состоит из 14 те...

разработка внеклассного мероприятия "Россия! Русь! Храни себя, храни!"

методическая разработка внеклассного мероприятия  по гражданско-патриотическому воспитанию предназначена  для классных руководителей, педагогов-организаторов учреждений Н и СПО...

Внеклассное мероприятие " Золотые ручки"

Методическая разработка внеклассного мероприятия" Золотые ручки",  разработана для проведения недели профессионального мастерства , повышение технологической культуры, воспитывать у учащихся...

Владимиро-Суздальская Русь

 В начале урока учитель знакомит учащихся с суждением историка В.О. Ключевского, считавшего, что IX – XI  веке основная часть русского населения  сосредоточилась в Поднепровье, а...

Подогрев дверных замков и ручек автомобиля

В Российской Федерации на автомобильном рынке лидируют автомобили бюджетного класса отечественного производителя ОАО «Автоваз» и других зарубежных производителей стоимостью до 500000 рублей. В связи с...

презентация "Обобщающий урок по теме "Киевская Русь"

Обобщающие уроки часто проходят в виде  зачетов или тестирования. В этом материале всего понемногу. Есть задание на соответствие, тесты и повторение основных исторических понятий, изученных в дан...

Историческая познавательная игра "Русь летописная"

Игра посвящена материалам Древней и Удельной Руси. Цели: расширить кругозор, доролнить материал учебной программы, продолжать учиться сопоставлять факты, прививать устойчивый интерес к истории, воспит...