Внеурочная деятельность "Умелые ручки"
рабочая программа
Цель программы воспитывать интерес и любовь к ручному труду, творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, формировать навыки и умения работы с различными материалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_umelye_ruchki_1_klass.docx | 49.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность
«Умелые ручки» для 1 класса
направление «Общекультурное»
Составитель:
ФИО: Ткач Л.А.,
учитель технологии.
Санкт-Петербург
2021
Пояснительная записка.
Программа по курсу внеурочной деятельности для начальных классов составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 279 – ФЗ от 29.12.2012г. Рабочая программа «Умелые ручки» составлена на основе Федерального государственного стандарта основного (начального) общего образования.
Данная программа по курсу внеурочной деятельности отвечает запросам обучающихся и их родителей (законных представителей), разработана на основе проведенного анкетирования обучающихся и их родителей (законных представителей) (или другого способа выявления актуальности данной программы).
Программа рассчитана на детей 7-8-милетнего возраста, отражает психолого-педагогические особенности.
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами курса внеурочной в соответствии с целями и планируемыми результатами, которые определены Федеральным государственным стандартом основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897); или начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373).
Актуальность данной программы обусловлена следующими факторами:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, в том числе, ориентации образования на формирование универсальных общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов;
- Повышение интерактивности педагогических средств, позволяющих воссоздать значительное число условий решений тех или иных задач;
- Современное осознание сложности, многомерности мира создает необходимость не просто передавать знания подрастающему поколению, а напрямую включать детей в различные практики, где разнообразие значений, игра смыслов заставят выбирать собственную позицию и роль.
Нормативно-правовая основа:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 и от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (начало действия документа — 21.02.2015);
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 №40937).
5. Санитарных правил CП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (далее — CП 2.4.3648-20);
6. Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N. 2 (далее — СанПиН 1.2.3685-21);
7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»;
8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 июля 2013 г. № 09-879 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе»;
9. Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию № 03-20-2057/15-0-0 от 21.05.2015 «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга»)
10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности
11. Примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования (программы размещены в Реестре примерных основных общеобразовательных программ: http://fgosreestr.ru/),одобренные Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
12. Распоряжения Комитета по образованию от 09.04.2021 № 997-p «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности. Программа разработана для занятий с учащимися 7 - 8 лет во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
Внеурочная деятельность «Умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Цель программы.
Воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
.
Задачи программы.
Учебные задачи:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
- освоение детьми основных правил изображения;
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
- развитие стремления к общению с искусством.
Воспитательные задачи:
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
Творческие задачи:
- умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Данная программа ориентирована на группу детей, обучающихся в первом классе. Реализация ее рассчитана на 33 часа сроком на 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью в 40 минут для первого класса.
Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Итогом занятий по курсу внеурочной деятельности «Умелые ручки» может быть участие в творческой тематической выставке на тему «День матери», «Новый год», «Масленица».
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы «Умелые ручки».
В результате изучения программы «Умелые ручки» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы:
- эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной
(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); - знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру.
Ожидаемые результаты.
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Содержание курса (модуля) внеурочной деятельности
Примерные разделы | Основное содержание раздела | Формы организации внеурочной деятельности | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Вводное занятие | История создания бумаги. Демонстрация выставки изделий, Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе | беседа | Выявлять назначение различных видов ДПТ. Использование и компьютера и материалов интернета для нахождения информации |
Аппликация и моделирование | Аппликации из природных материалов, геометрических фигур, из пуговиц, из салфеток, листьев и цветов, объёмные аппликации. Фигурки зверей из природных материалов. | практическое занятие | Беседа о технике безопасности и охране труда на занятии «Умелые ручки». Выполнение панно в технике аппликация из гофрированной бумаги, геометрических фигур, и т.д. |
Работа с пластическими материалами | Демонстрация работ из пластилина и соленого теста. | практические занятия | Выполнение аппликации, рисунка на заданную тему (рисование пластилином, аппликация, лепка) |
Аппликация из деталей оригами | Демонстрация работ. Рассказ - информация об истории оригами | беседа, творческие работы | Выполнение аппликации из одинаковых деталей оригами |
Объемные и плоскостные аппликации. | Знакомство с особенностями, приемами и способами объемной аппликации | Практические занятия | Выполнение работы на заданную тему |
Работа с тканью | Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». | Практические занятия | Выполнение аппликации из ткани, шитье игрушки |
Учебно-тематический план
№ п/п | Название модуля (раздела, темы) | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
1 | Тема 1. Вводное занятие | 1 час. | 1 час. | нет |
2 | Тема 2. Работа с бумагой и картоном | 12 часов. | 12 часов. | нет |
3 | Тема 3. Работа с природным материалом | 4 часа. | 4 часа. | нет |
4 | Тема 4. Работа с тканью | 6 часов. | 6 часов. | нет |
5 | Тема 5. Работа с пластичными материалами | 6 часов. | 6 часов. | нет |
6 | Тема 6 Работа с бросовым материалом | 4 часов. | 4 часов. | нет |
Материально-техническое обеспечение.
Список основной литературы.
- Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2010.
- Коротеева Е.И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева. — М., 2010.
- Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2010.
- Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2010.
- Лукьянов А.Н. Школа рисования для малышей. – М.: Росмен, 2012. – 96 с.
- Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. — М., 2010.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт. / Под научной редакцией В.А.Горского.- Изд. 2-е, - М.: Просвещение, 2011.-111с.
- 1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
- 2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
- 3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
- Список сайтов:
- 4. Сайт Страна Мастеров
- http://stranamasterov.ru
- 5. Сайт Всё для детей
- http://allforchildren.ru
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения занятий | ||
план | факт | |||
1. | Вводное занятие. Формирование группы. | |||
Работа с природным материалом – 4 часа | ||||
2. | Правила безопасной работы. Осенние фантазии из природного материала. | Групповая (Мозаика) | ||
3. | Правила безопасной работы. Осенние фантазии из природного материала. | аппликация) | ||
4. | Беседа «Флористика». Картины из листьев. | |||
5. | Картины из листьев. Продолжение работы | |||
Работа с бумагой и картоном – 13 часов | ||||
6. | Беседа «История создания бумаги». Изделие «Цыпленок». | Оригами) | ||
7. | Беседа « Как появились ножницы». Объемная водяная лилия | Практическая работа. (аппликация,вырезание) | ||
8. | Аппликация из геометрических фигур | Практическая работа(аппликация,вырезание) | ||
9. | Аппликация из геометрических фигур | Практическая работа | ||
10. | Фантазии из «ладошек». | Практическая работа. Моделирование | ||
11 | Букет из роз. | |||
12. | Новогодний ангелок. | Практическая работа. Бумагопластика | ||
13. | Цветочные фантазии. | Практическая работа. Торцевание | ||
14. | Цветочные фантазии. Продолжение работы. | |||
15. | Чудо-елочка. | Практическая работа.Моделирование, вырезание | ||
16. | Оформление выставки | |||
17. | «Робот». Подготовка модулей. | Практическая работа. Оригами - мозаика | ||
18. | «Робот». Сборка изделия. | |||
Работа с пластическими материалами – 6 часов | ||||
19 | Рисование пластилином | Практическая работа. рисунок | ||
20. | Рисование пластилином | |||
21. | Рисование пластилином | |||
22. | Коллективная работа «Корзина с цветами» | Практическая работа. Аппликация. | ||
23 | Лепка из солёного теста | Практическая работа. лепка | ||
24. | Лепка из солёного теста | |||
Работа с тканью – 6 часов | ||||
25 | Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки». | Практическая работа. Аппликация | ||
26. | «Веселые зверюшки». Продолжение работы. | |||
27. | Творческая работа | |||
28. | Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка» | Практическая работа. Шитье | ||
29. | Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка» | |||
30. | Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка» | Практическая работа, творческая работа | ||
Работа с бросовым материалом – 3 часов | ||||
31. | Куколка-оберег из ткани. | Практическая работа. Изделие из ткани | ||
32. | Куколка-оберег из ткани | |||
33 | Аппликация из пуговиц и ткани | Практическая работы. Аппликация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Древняя Русь и переход к новому времени (методическое пособие)
Данное методическое пособие предназначено для студентов колледжа при подготовке к урокам , зачетам и экзаменам, а также для абитуриентов вузов.Опорный конспект по истории Древней Руси состоит из 14 те...
разработка внеклассного мероприятия "Россия! Русь! Храни себя, храни!"
методическая разработка внеклассного мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию предназначена для классных руководителей, педагогов-организаторов учреждений Н и СПО...
Внеклассное мероприятие " Золотые ручки"
Методическая разработка внеклассного мероприятия" Золотые ручки", разработана для проведения недели профессионального мастерства , повышение технологической культуры, воспитывать у учащихся...
Владимиро-Суздальская Русь
В начале урока учитель знакомит учащихся с суждением историка В.О. Ключевского, считавшего, что IX – XI веке основная часть русского населения сосредоточилась в Поднепровье, а...
Подогрев дверных замков и ручек автомобиля
В Российской Федерации на автомобильном рынке лидируют автомобили бюджетного класса отечественного производителя ОАО «Автоваз» и других зарубежных производителей стоимостью до 500000 рублей. В связи с...
презентация "Обобщающий урок по теме "Киевская Русь"
Обобщающие уроки часто проходят в виде зачетов или тестирования. В этом материале всего понемногу. Есть задание на соответствие, тесты и повторение основных исторических понятий, изученных в дан...
Историческая познавательная игра "Русь летописная"
Игра посвящена материалам Древней и Удельной Руси. Цели: расширить кругозор, доролнить материал учебной программы, продолжать учиться сопоставлять факты, прививать устойчивый интерес к истории, воспит...