Владимиро-Суздальская Русь
статья на тему
В начале урока учитель знакомит учащихся с суждением историка В.О. Ключевского, считавшего, что IX – XI веке основная часть русского населения сосредоточилась в Поднепровье, а после XII в. – в землях близ Верхней Волги. Русь Днепровская, таким образом, сменяется Русью верхневолжской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Опричнина. Последние годы Грозного царя.
Цель урока: Образовательная.
- Дать представление о сущности опричнины, охарактеризовать цели, которые преследовал Иван IV при её введении.
- Ознакомить учащихся с протестом против проводимой опричнины и разными точками зрения на государственную власть в России.
Интеллектуальная – побудить учащихся к размышлениям над одной из самых трагических страниц отечественной истории, формировать собственное мнение на изучаемые события.
Воспитательная – воспитывать объективное отношение к изучаемым событиям.
Оборудование урока: Учебное пособие. Карта «Российское государство второй половины XVI века»
Основные понятия и термины: опричнина, земщина, приказы, опричники, крепостное право, опала, посад, челобитная.
Важнейшие даты:
1553 г. – болезнь Ивана Грозного, возникновение недоверия к членам Избранной Рады
1562 г. – введение опричнины
1560 г. – отмена Избранной Рады
1571 г. – нашествие Девлет-Гирея и сожжение им Москвы
1581 – 1585 гг. – начало практики «заповедных» лет
Выдающие личности: Иван Грозный, Малюта Скуратов, Андрей Курбский
Ход урока: 1.Организационный момент – 1)Цель
2) Мотивация
3) Задача урока
2. Работа с суждением историка Л.Н. Гумилева
О каком явлении идет речь?
Какие еще точки зрения на это явление Вы знаете?
«…Она была создана Иваном Грозным в припадке сумасшествия… Задачей было «изводить государеву измену» Главным содержанием стали совершенно беспрецедентные и бессмысленные убийства ради убийств» (слайд 2)
- Учащиеся высказывают другие точки зрения.
Объяснить, что имел ввиду Гумилев говорив о «государевой измене»
На проекторе записаны мнения историков о причинах введения опричнины (слайд 3)
Что такое «опричнина» - высказать определение. (4 слайд)
Что представляла опричнина?
Как была организована? (слайд 5)
- Учащимся предлагается выполнить тест №20
Тема: Опричнина. Дискуссия о характере опричной политики. (6 мин – выполнение, 3 мин - обсуждение)
Следующее задание позволит нам проследить исторические персоналии участвовавших в годы опричнины (слайд 6)
- Работа с персоналиями. (5 мин + 3 мин обсуждение)
- Физкультурная минутка + Шутливая пауза (слайд 8)
- Итоги опричнины. Учащиеся перечисляют итоги опричнины и итоги правления Ивана Грозного. (слайд 7)
- Задание для подведения итогов правления Ивана Грозного. Учащиеся защищают заранее подготовленные блоки обобщения по теме «Правление Ивана Грозного»
Вывод: Итоги правления Ивана Грозного:
- Хозяйственный упадок
- Бегство крестьян в Поволжье, на юг – они становятся казаками.
- В 1581 году с целью не допустить разорения помещичьих хозяйств издается указ о введении заповедных лет. Крестьянам запрещалось переходить от одного землевладельца к другому в Юрьев день. Так начало оформляться крепостное право.
- Боярско-княжеская власть стала зависимой от царя.
- Опричники сохранили старые и получили новые земли.
- Рост территорий и народов Российского государства.
- Укрепление самодержавия.
Домашнее задание: Сочинения – Эссе на любую из тем:
1. Для чего была создана опричнина?
2. Что по Вашему опричнина?
3. Опричнина – террор или установление абсолютной монархии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Древняя Русь и переход к новому времени (методическое пособие)
Данное методическое пособие предназначено для студентов колледжа при подготовке к урокам , зачетам и экзаменам, а также для абитуриентов вузов.Опорный конспект по истории Древней Руси состоит из 14 те...
разработка внеклассного мероприятия "Россия! Русь! Храни себя, храни!"
методическая разработка внеклассного мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию предназначена для классных руководителей, педагогов-организаторов учреждений Н и СПО...
Внеклассное мероприятие " Золотые ручки"
Методическая разработка внеклассного мероприятия" Золотые ручки", разработана для проведения недели профессионального мастерства , повышение технологической культуры, воспитывать у учащихся...
Подогрев дверных замков и ручек автомобиля
В Российской Федерации на автомобильном рынке лидируют автомобили бюджетного класса отечественного производителя ОАО «Автоваз» и других зарубежных производителей стоимостью до 500000 рублей. В связи с...
презентация "Обобщающий урок по теме "Киевская Русь"
Обобщающие уроки часто проходят в виде зачетов или тестирования. В этом материале всего понемногу. Есть задание на соответствие, тесты и повторение основных исторических понятий, изученных в дан...
Историческая познавательная игра "Русь летописная"
Игра посвящена материалам Древней и Удельной Руси. Цели: расширить кругозор, доролнить материал учебной программы, продолжать учиться сопоставлять факты, прививать устойчивый интерес к истории, воспит...
Презентация к исторической познавательной игре "Русь летописная"
Презентация сопровождает историческую познавательную игру "Русь летописная"...