Историческая познавательная игра "Русь летописная"
методическая разработка по теме
Игра посвящена материалам Древней и Удельной Руси. Цели: расширить кругозор, доролнить материал учебной программы, продолжать учиться сопоставлять факты, прививать устойчивый интерес к истории, воспитывать уважение к наследию своей страны. Данный материал сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_znatakov_istorii.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Рязанский технологический колледж»
Познавательная историческая игра
«Русь летописная»
Составитель:
Преподаватель истории Свиридова Л.А.
Рязань 2015 г.
Сценарий конкурса знатоков истории Древней и Удельной Руси.
Цели: расширить кругозор, дополнить материал программы, учиться сопоставлять факты, прививать устойчивый интерес к истории, дать возможность почувствовать «аромат времени», воспитывать уважение к истории культуры своей страны.
Оборудование: на доске высказывания: «В истории черпаем мы мудрость…» (Ф.Бэкон)
«История- наставница жизни» (Цицерон)
«История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение» (В.О.Ключевский) ;
ПК; мультимедийный экран; 2 ватмана; маркеры; альбомные листы.
Преподаватель:
…Внезапно наступает пробужденье,
С далеких тайн срывается покров
И вижу я основы всех веков,
И бодрствую на крайней их ступени.
-- Из чего складывается история? Из событий, которые происходят из года в год, изо дня в день; а мы- мы являемся живыми свидетелями настоящей и будущей истории. Но ведь так любопытно заглянуть и в далекое прошлое. Это не только любопытно, но и очень важно. Так как, познавая исторические закономерности, человечество учится правильно оценивать текущие события, учится программировать свое будущее /обратите внимание на высказывания видных ученых/. Вот поэтому наша сегодняшняя игра посвящена истории Древней Руси.
--Итак, конкурс знатоков Древней и Удельной Руси объявляется открытым.
Правила игры. Игра состоит из нескольких этапов, задания даются одновременно для каждой команды. На обдумывание выделяется 30 секунд. Ответ принимается только по поднятой куре. Досрочный ответ допускается.
I этап игры. Приветствие команд (максимальная оценка- 4 б.)
Команды приветствуют друг друга (название, девиз), представляют свои эмблемы.
Разминка. Историческое лото. (9 баллов)
--К заполненной второй колонке игрового поля игрокам предстоит подобрать дату и заполнить первую колонку.
Дата | Событие |
1036 | Окончательный разгром печенегов под Киевом |
1097 | Съезд князей в Любече |
862 | Призвание варягов |
1019-1054 | Правление Ярослава Мудрого |
1113 | Киевское восстание |
882 | Объединение Новгорода и Киева под властью Олега |
980-1015 | Княжение Владимира |
1147 | Первое упоминание о Москве в летописи |
988 | Крещение Руси |
1051 | Киевским митрополитом стал русский по происхождению священник Илларион |
980 | Реформа язычества |
1223 | Битва на реке Калке |
907 | Поход Олега на Царьград |
1242 | «Ледовое побоище» |
945 | Восстание древлян |
1240 | Невская битва |
1016 | «Правда Ярослава» |
1239-1241 | Поход Батыя на южную и юго-западную Русь |
II этап игры.
«О чем идет речь» (задания на экране) (5 баллов)
- Древние Славяне поклонялись стихиям, приносили жертвы божествам. На Руси свято верили, что весь окружающий мир пронизан волшебством. Эта вера получила свое название от слова НАРОД. Как называлось это верование? (Язычество. «народ» это одно из значений Древнеславянского слова «язык»)
- Наши предки называли себя славянами. Называли они себя и словенами. От каких же слов пошло название «славяне» и «словены»? (славяне от слова «слава», означавшее то же, что и хвала, а словены означает «разумающие слово»)
- Это занятие Древних славян очень удивляло путешественников. Послушайте выдержку из «Повести временных лет»: разожгут их до красна, и разденутся, и будут ноги, и обольются квасов кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые, и бьют себя сами, и до того себя бьют, что едва вылезут, чуть живые…и творят это всякий день. О каком занятии писал путешественник? (о бане)
- Название месяцев во многих славянских языках указывают, в какое время и в каком порядке производились с/х работы. Так, в белорусском и украинском языках сохранилось древнерусское слова «сечень». В этом месяце славяне приступали к работам: вырубали участок леса- «подсекали» деревья. Еще в Древней Руси этот месяц называли «просинец». Прибавлялся день, синели небеса. О каком месяце идет речь? (январь)
III этап игры. «Деятельность первых Русских князей» (4 балла)
Изобразите символом особенности правления первых киевских князей и дайте соответствующее пояснение. На выполнение задания отводится 5 минут.
I группа II группа
Князь Олег, Князь Игорь,
Княгиня Ольга Князь Святослав
Игра со зрителями «Кто назовет больше изученных понятий и терминов» (+1 балл команде)
IV этап игры. «Укажите имя исторического деятеля» (4 балла)
( каждая следующая подсказка уменьшает кол-во заработанных баллов.)
1. Этот князь организовал общерусские походы против половцев.
Киевляне пригласили этого князя на великокняжеский престол.
Законы этого князя запрещали обращать свободных людей в холопов.
По настоянию этого князя был созван Любечский съезд.
(Владимир Мономах)
2. Этот князь получил в наследство самую бедную русскую землю.
Считается, что этот князь был отравлен.
Всю жизнь этот князь боролся за киевский престол.
Он считается основателем одной из столиц Российского государства.
(Юрий Долгорукий)
3. Став Великим князем он не переехал в Киев.
Он погиб в результате боярского заговора.
Он был первым единоличным правителем во Владимиро-Суздальской земле.
Этот князь увез из Киева во Владимиро-Суздальскую землю икону Богоматери.
(Андрей Боголюбский)
4. Его потомки стали Московскими князьями.
Сам Батый выдал ему ярлык на великое владимирское княжение.
Этот человек в 16 лет стал Новгородским князем.
Ему принадлежит слава победителей врагов в битвах на реке и на озере.
(Александр Невский)
V этап игры.
В монастырской келье узкой, В четырех глухих стенах О земле о Древнерусской Быль записывал монах. И слова его простые Сквозь века дошли до нас.
(Н.Кончаловская.)
--Ваша задача- прослушать отрывки из летописей или поэтических произведений и ответить на поставленные вопросы.
1. …Посмотрел на их Батый свирепый и, дивяся, вопрошал: откуда, кто такие? Уж не мертвецы ли поднялись из выжженной Рязани? Уж не крылья ли за их спиною? Не бессмертьем ли они богаты? Много видел воинов могучих, но таких богатырей удалых увидеть впервые довелось.
Хан Батый выиграл то сражение, но пленников после битвы отпустил.
О каких пленниках идет речь? (были отпущены пленники из отряда Евпатия Коловрата, а тело было отдано для погребения)
--Евпатий Коловрат- рязанский воевода, героически погибший вместе со своим полком в 1237 г. Собрав дружину в 1700 человек, он догнал войско Батыя и вступил с ним в беспощадный бой. В единоборстве с монгольским царевичем Евпатий Коловрат рассек его надвое до самого седла. Битва была долгой и жестокой и только после применения стенобитных орудий дружина Коловрата пала. («Повесть о разорении Рязани Батыем»)
"…Встал Батый над телом Коловрата
И промолвил: "Знатной смертью умер
Этот славный русский богатырь.
Эх! Кабы такой могучий батырь
Народился и в моем народе,
Был бы мне он самым первым другом,
Против сердца моего сидел бы
И водил бы в бой мою орду".
Молвил пленным: "Уходите с миром.
Ваши раны славою омыты,
Ваших мертвых хороните с честью.
Хороните с честью Коловрата.
- Послушайте отрывок из стихотворения К.Симонова и назовите события, дату, основного героя.
Как в бурю гневные барашки,
Среди немецких шишаков
Мелькали белые рубашки,
Бараньи шапки мужиков.
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
(5 апреля 1242 г. «Ледовое побоище» под командованием Александра Невского на Чудском озере)
Подведение промежуточных итогов. Игра со зрителями.
«Найдите ответы на русские загадки»
- По сеням ходит, а в избу нейдет. (Дверь)
- У нас в печурочке- золотые чурочки (Дрова)
- Один льет, другой пьет, третий зеленеет, да растет. (Дождь, земля, хлеба)
- Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (Солнце, месяц)
- Древо древоданское, Листья лихоханские, Цветы ангельские, Когти дьявольские. (Роза-шиповник)
- Без крыл летит, Без ног бежит, Без огня горит, Без ран болит. (Ветер, туча, солнце, сердце)
- Под лесом, лесом Колесы висят. Девиц красят, Молодцов пленят. (Серьги)
Слово жюри.
VI этап игры.
«Крылатые выражения» (4 балла)
--Из глубины истории дошли до нас крылатые выражения, которые мы употребляем, чтобы сделать нашу речь более яркой и эмоциональной, порой не задумываясь о том, что легко в основу того или иного фразеологизма.
Послушайте некоторые истории о происхождении фразеологизмов и назовите их.
- Во время допроса подсудимого на Руси били кнутом, который назывался длинником. Считалось, что от боли человек скажет правду. (Подлинная правда)
- Вырезать эти резные деревянные украшения на столбах считалось на Руси делом не сложным, и работающий мог вести посторонние разговоры. (Точить лясы, лясы - это и есть резные украшения)
- Из медной, серебряной или золотой проволоки тянули очень тонкую нить. Работа была очень медленной и трудоемкой. Эту нить называли «канитель». (Тянуть волокиту)
- По летописи этот способ объявления войны связан с именем Киевского князя Святослава. Это выражение употребляется в смысле честного, открытого заявления о начале решительных действий. (Иду на Вы)
VII этап игры.
«Праздник - душа народа». (4 балла)
--Что это мы все о войнах, сражениях, занятиях. Поговорим теперь о празднике. Праздник – душа народа, праздник – неосознанная надежда на новое, светлое, счастливое. Праздник хранит историю времени и народа. У каждого праздника свое «лицо», своя идея. В этом конкурсе вам предлагается назвать праздник по его описанию.
- «…В сенях вдруг послышалась возня и топот многих ног, раздались дикие голоса, хрюканье, звук бубна и визжание гудка. Двери распахнулись настежь – и гурьба ряженых разом хлынула в комнату…Кругом плясали и кружились, то приседая , то прискакивая… купцы-молодцы, бесы с вилами, ведьмы на помеле…»
(Святки. В христианской традиции – время от Рождества Христова до Крещения Господня)
- « …Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие свечи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую, снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи…»
«Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена — И над душою каждою
Проносится весна»
Афанасий Фет
(Масленица)
- «Рощи, берега рек, леса и луга оглашаются веселыми хороводными песнями; и парни, и девушки вместе ищут чудодейственные травы, вдали от строгих глаз матерей и отцов… Бабы «черпают росу»; для этого берется чистая скатерть и «бурак», с которыми отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в бурак и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть», и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей.»
(Ивана Купала- праздник летнего солнцестояния, совпадает с христианским праздником рождества Иоанна Предтечи)
- «…Пекаря, засучив рукава, тычут красными кулаками в творог, сыплют в него изюму и сахарку, проворно вминают в пасочницы…
…И все накрыло великим гулом, чудесным звоном из серебра и меди. Звон в рассвете неумолкаемый. В солнце и звоне утро…» (Пасха)
VIII этап игры.
« « Откапываем» первоначальное значение хорошо знакомых и старых слов «архаизмов»». (10 баллов)
--В следующем конкурсе вы вооруженные логикой, смекалкой и знаниями, будете «откапывать» первоначальное значение архаизмов.
1. Посадник-это:
а) глава городского правительства
б) садовник
в) крестьянин, посаженный на землю
2. Тать-это:
а) родной отец
б) преступник
в) незнакомец
3. Темник-это:
а) человек с темным прошлым
б) негр
в) воевода
4. Ошеломить значит:
а) удивить
б) ударить по голове
в) снять шлем
5. Сбитень-это:
а) крепкий ребенок
б) плод
в) напиток
6. Мягкая рухлядь-это:
а) диван
б) драгоценные меха
в) землянка, крытая соломой
7. Подклеть-это:
а) нижний не жилой этаж дома
б) дно клетки
в) ткань в клетку
8. Треух-это:
а) шапка
б) вилы
в) тройка лошадей
9. Весь-это:
а) деревня
б) гиря
в) весна
10. Толмач-это:
а) мельник
б) переводчик
в) пустомеля
IX этап игры.
Домашнее задание «Сюрприз для группы соперников» (6 баллов, +2 балла за оформление)
--Команды соперников приготовили друг для друга 5 изображений деталей женского и мужского костюмов. 3 из них относятся к костюмам Древней Руси. Выделите нужные, дайте правильные названия и опишите предназначения.
Подведение итогов. Слово жюри. Награждение победителей.
--Сегодня мы поговори лишь о части истории Древней Руси, но эта часть истории - жизнь наших с вами предков, которые трудились, любили и мечтали о будущем. Странички эти до сих пор хранят не мало тайн и, возможно, именно вам предстоит приоткрыть таинственную завесу времени, если будет огромное желание изучать историю.
Список литературы:
- Герасимова В.А. Классные часы и беседы о российской истории: 7-11 класс.-М.:ТЦ Сфера, 2004
- История России: учебник/ А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. – М: Проспект 2012
- Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М.,1983
- Чернова М.Н. История. Внеклассные мероприятия. –М.: Айрис-пресс, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Историческая станция 7 класс
просто прекрасное начало повторительно-обобщающего урока по истории в 7 классе, в конце годаможно сделать как одну из подстанций на вашем урокезаймет по времени небольше 10 минут...
Историческая станция 9 класс
материал может быть использован на повторительно-обобщающем уроке по истории в конце учебного годазаймет по времени 10минут...
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...
Презентация к исторической познавательной игре "Русь летописная"
Презентация сопровождает историческую познавательную игру "Русь летописная"...
Этапы развития исторического знания. Основы исторической науки.
Этапы развития исторического знания. Основы исторической науки. Презентация к учебнику История. С древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10-11 классов. Авторы: Сахаров А. Н., Загладин Н. В.,...
Международная научно-историческая конференция «80 лет с начала Великой Отечественной войны – историческая правда, уроки, взгляды современников» 27 октября 2021 года Гомель, Республика Беларусь
Секция 4. Оборонительные бои РККА на Белорусском направлении. Зарождение партизанского движения. Подвиг советского народа.Аксёнова З.М., Завьялова С.В. Прадед - военый врачКислицына Ю.С., Завьялова С....
Учебно-методический комплект практических занятий по теме «Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов как необходимый фактор профессионального роста»
Учебно-методический комплект к практическим занятиям по теме «Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов...