Влияние инновационных методов преподавания на повышение эффективности обучения
статья
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние инновационных методов преподавания на повышение эффективности обучения
«Единственный путь,
ведущий к знанию – деятельность» Бернард Шоу.
Введение
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и обучающегося.
Новые социально-экономические условия в России требуют значительного повышения качества профессионального образования работников, в том числе выпускников учреждений СПО, требуются источники инновационных идей. В связи со стремительным техническим перевооружением промышленных предприятий меняется содержание понятия квалифицированный рабочий или служащий которое предполагает сегодня не только доведённые до высокой степени совершенства узкопрофессиональные навыки, но и овладение значительным кругом знаний.
Анализ используемых форм показал, что традиционно устоявшиеся стереотипы организации обучения не обеспечивают развитие и формирование конкурентоспособного выпускника. При традиционных требованиях мы получали выпускника знающего, а с учётом новых требовании выпускник должен ещё и уметь, должен быть творческой личностью.
Установлено, что использование инновационных форм в значительной мере дополняет и разнообразит процесс обучения профессиональным навыкам и умениям, способствует формированию профессионально значимых качеств личности, развитию творческой активности, инициативы обучающихся и позволяет повысить эффективность практического обучения.
Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности обучающихся, позволяет мне нацелить студентов на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания.
У обучающихся сразу же появляется желание проявить свои способности в решении данной проблемы, где естественно появляется несколько вариантов. Каждый из вариантов предложенных обучающимися, коллективно рассматривается.
Моя роль как преподавателя в этом случае сводится к тому, чтобы в процессе разрешения проблемной ситуации направить студентов на правильное решение вопроса, объяснить, если была предложена неверная версия решения - почему она не верна.
Создание проблемных ситуаций на уроке способствует активной деятельности обучающихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.
Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять обучающихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей которые им пригодятся в дальнейшей трудовой жизни.
В самом учебном процессе применимы такие подходы, как инновационное модульное построение программы, связанное с выделением в ней модулей, обеспечивающих формирование основных компонентов профессионально-личностной компетентности. Инновационная активность студентов должна проявляться в проведении анализа содержания учебной дисциплины с точки зрения его места в образовательной программе, выявлении соответствия учебного материала и способов работы с ним задачам профессионально-личностного роста; в осуществлении самоанализа хода учебной деятельности, коллективного анализа качества результатов учебной деятельности и выявлении возникающих затруднений в освоении материала.
Актуальность. Инновационная деятельность преподавателя направлена на достижение комплексного результата при изучении междисциплинарного курса, обеспечивает устойчивое развитие деятельности студента, его знаний, умений, навыков.
Основной целью является повышение качества образовательных услуг через внедрение модульно-компетентностного обучения и применение современных образовательных технологий.
- Методы преподавания
- Профессионально-ориентированная технология преподавания
В связи с тем, что я преподаю междисциплинарный курс по специальности: «Технология продукции общественного питания», то и программы по предметам данного цикла, разработанные мною на основании ФГОС - профильные имеют актуальность, так как разработаны с учётом и специфики специальности.
Целью программ междисциплинарный курсов профессионального цикла является то, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать развитию интереса у обучающихся к выбранной профессии.
В процессе изучения междисциплинарного курса теоретические вопросы закрепляются при помощи лабораторных работ, которые студенты используют в дальнейшем при прохождении практики на предприятиях нашего города и района.
- Технология уровневой дифференциации
С первых занятий выявляю индивидуальные способности студентов для того чтобы в дальнейшем дифференцированно подойти к каждому из них. Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разно уровневые задания облегчают организацию урока. Студенты постоянно заняты посильным трудом. У меня как у преподавателя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.
При изучении и проверке изученного материала использую, разработанные с учётом индивидуальных способностей студентов, карточки-задания разного уровня сложности, а так же лабораторные работы, контрольные работы, тестовые проверочные работы.
- Проблемное обучение
Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности обучающихся, позволяет мне нацелить студентов на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на занятиях создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. У студентов сразу же появляется желание проявить свои способности в решении данной проблемы, где естественно появляется несколько вариантов. Каждый из вариантов предложенных обучающимися, коллективно рассматривается.
Моя роль как преподавателя в этом случае сводится к тому, чтобы в процессе разрешения проблемной ситуации направить студентов на правильное решение вопроса, объяснить, если была предложена неверная версия решения - почему она не верна. Создание проблемных ситуаций на занятиях способствует активной деятельности обучающихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.
Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять студентов на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей которые им пригодятся в дальнейшей трудовой жизни.
1.4 Исследовательские методы в обучении
При изучении предметов междисциплинарного цикла важную роль играет и исследовательский метод, который позволяет студентам самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это необходимо для определения индивидуальной траектории развития каждого обучающегося. Обучающиеся используя уже приобретённые знания и навыки, методы расчёта различных показателей, занимаются созданием бизнес - проектов малого предприятия, разрабатывают так, что бы их можно было осуществить. В своей преподавательской деятельности практикую такой вид исследовательского метода как написание реферата, а для того чтобы обучающийся не просто нашёл необходимый текст ответа на поставленный мною вопрос привязываю его к конкретному реальному объекту.
- Игровые технологии
Учебная игра по предметам профессионального цикла - это способ достижения всех задач обучения и, следовательно, для нее характерны определенные требования:
-наличие четко поставленной цели и соответствующего педагогического результата;
-установка на необходимость мыслительного усилия;
-строгая дозировка игровых моментов;
-возможность выбора конкретных действий каждым студентом, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме деятельности.
Используя игровые формы, методы и приемы на занятиях по предметам профессионального цикла, решаются следующие задачи:
а) повышается интерес студентов к изучению предмета;
б) создается положительная мотивация в обучении;
в) активизируется мыслительная деятельность;
г) развиваются высшие психические функции;
д) повышается коммуникативная направленность уроков и вовлечение студентов в активную деятельность;
е) предоставляется возможность для самореализации каждому студенту;
ж) создаются условия для развития студентов и их самосовершенствования.
У молодых людей наблюдается стремление к взрослости. Студентам интересно на занятиях по предметам профессионального цикла то, что требует самостоятельного обдумывания.
Игры обучающего характера по предметам профессионального цикла способствует созданию психологической готовности студентов общению, тренировке в выборе нужного материала. Игры помогают сделать однообразную деятельность более интересной.
Обучающие игры предоставляют возможность студентам проявить реакцию в общении, самостоятельность в решении задач, мобилизуют внутренние резервы, тренируют обучающихся в творческом использовании речевых навыков.
Пробуждение устойчивого интереса ведет к повышению познавательной активности, мыслительной деятельности, а это в свою очередь влияет на процессы самовыражения и самореализации личности студента, способствуя созданию положительной концепции.
1.6 Тестовые технологии
Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания предметами профессионального цикла . Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения.
Тестовые задания составляю с учетом специфики изучаемого материала, специальности, познавательных возможностей, уровня готовности обучающихся.
Поэтому мною для каждой группы составлены тесты, направленные на формирование умений и навыков студентов, на закрепление знаний. Тестовая технология помогает при контроле знаний студентов. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у студентов логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения с учетом их уровня познавательных способностей.
1.7 Групповая технология
Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на занятиях. Это работа при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом студент может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Если это взаимопроверка, то практикуется такой способ как обмен работами, в основном это тестовые работы, где обучающиеся при помощи правильного варианта ответа, выведенного на экран преподавателем, проводят проверку задания у одногрупников.
Этот способ позволяет преподавателю за короткое время оценить выполненные работы всех студентов, а самим студентам это даёт возможность ещё раз повторить изученный материал. У студентов при этом развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, исправить, что создает комфортную обстановку.
1.8 Информационно-коммуникационные технологии
На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место на занятиях профессионального цикла. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам.
Использование ИКТ на занятиях профессионального цикла мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения.
Замечено, что студенты проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные студенты с огромным желанием включаются в работу.
1.9 Здоровье сберегающие технологии
Использование данных технологий позволяют равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. При подготовке и проведении занятий учитываю: дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности студентов, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой и смена видов деятельности на занятиях, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность; соблюдаю организацию учебного труда, провожу физкульт минутки.
2 Результаты применения инновационных методов преподавания
2.1 Проблемное обучение: цель – усвоение не только готовых результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности учащегося и развитие его творческих способностей.
В виде проблемного обучения- создаю малые творческие лаборатории. Студенты выступают не только в роли повара, кондитера, но и в роли директора ресторана, технолога. Создаётся производственная ситуация и проблема для разрешения, в виде разработки новых изделий, внедрения их в производство для расширения ассортимента изделий на предприятии. Приготовленные блюда предъявляют экспертной комиссии, рассматривают, утверждают, наиболее удачные ставят на производство в массовом количестве. Занятия учебной лаборатории призваны продемонстрировать достижения обучающихся и придать определенный импульс к самосовершенствованию.
2.2 Исследовательские и проектные методы
Урок-исследование. Я провожу в виде практических работ. В ходе учебной деятельности студентам выдаю технологические задания на исследование новых приемов обработки представленных продуктов. Этот вид заданий выполняет комплексную функцию — он позволяет применять знания на практике и способствует развитию не только профессионального мышления, но и умения общаться в коллективе. Содержание технологических заданий строится на базе сочетания теоретических и практических знаний и умений и предполагает, как правило, анализ технологических процессов, выбор технологии обработки, оборудования и т.д. Результаты исследования обсуждаем со студентами, анализирую и внедряю на лабораторных занятиях и во время проведения учебных практик.
2.3 Один из проблемных методов обучения – это научно – практическая конференция: студенты нашей предметно цикловой комиссии ежегодно принимают активное участие в городской научно-практической конференции. Так в этом учебном году студенты представили свой исследовательские работы на тему: Реклама-двигатель торговли, Соя. Вред и польза, Здоровое питание в кинотеатрах. Конец эпохи попкорна, Шоколад - вред или польза.
2.4 Игровые технологии: игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Игра несет в себе функции: психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;
-психотерапевтические, помогая изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;
-технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.
В качестве игрового урока провожу урок-конкуренция с привлечением студентов выпускных групп. Присутствуя на уроке, они выступают в роли экспертов - работодателей, отбирают для работы на своих предприятиях выпускников. Выполняя творческое задание, студенты демонстрирует свои возможности и участвует в конкуренции за право получения «Гранд-приглашения». Его вручают эксперты в конце урока по результатам выполненных работ. Полученное приглашение гарантирует студентам право прохождения производственной практики в ведущих ресторанах и кафе города.
Урок-аукцион. Эффективен на заключительном этапе изучаемой темы программы. Студентам предлагается разработать технологическую карту блюда или изделия по определённой теме. Создаются условия для самостоятельного домашнего изучения данной темы, студентам даётся возможность творческого поиска. Выполненное «задание-лот» имеет себестоимость (стартовую цену) которая подтверждается в ходе урока защитой своей разработки, качеством знаний и умений студентов. В конце занятия проводится аукцион, в виде получения оценки.
2.5 Новые информационные (компьютерные) технологии: Ориентированы на организацию учебного процесса на основе использования современных программных средств, реализующих информирующую, тренажерную, контролирующую, моделирующую и др. функции.
Реализация образовательных технологий на основе вариативного использования компьютерных средств является сегодня основным направлением их инновирования (модернизации).
На данных занятиях студенты разрабатывают презентации по технологии приготовления блюд, проводят из защиту.
Разрабатывают доклады по темам профессионального цикла.
Основными критериями усвоения знаний и умений являются:
- самостоятельность в профессиональной деятельности, предполагающая безошибочность выбора оптимальной технологии, обеспечивающей высокое качество и производительность труда; способность диагностировать производственную ситуацию, принять целесообразное решение, умение осуществлять регулярный самоконтроль;
- выполнение технических требований, соблюдение безопасности труда, получение устойчивых положительных результатов;
- профессионально-ориентированное мышление, проявляющееся в способности активного наблюдения, анализа и выработки тактики и стратегии действий;
- культура труда - способность рационального планирования трудового процесса, выбора оптимальных приемов и способов работы, соблюдение технологической дисциплины;
- творческое отношение к труду - способность внедрять в трудовой процесс инновационную технологию.
Представленные инновационные методы обучения имеют практическую выраженность и чёткую результативность, которые хорошо видны и легко оцениваются. Обучающиеся видят результаты своего труда, которые напрямую зависят от вложенных сил, знаний и освоенных умений.
Использование новых инновационных технологий и методов на занятиях профессионального цикла включающих в себя элементы такие как; специфика разработки программ, дифференцированный подход, проблемные ситуации на занятиях, исследовательская, применение игры, тесты, зачётная система даёт положительные результаты, так как позволяет подготовить разносторонних, эрудированных, выпускников, владеющих умениями и навыками а так же являющихся конкурентоспособными на рынке труда специалистами, которые могут в реальной жизни использовать знания полученные на занятиях профессионального цикла.
Выпускники нашего колледжа в будущем находят своё признание, создавая свои малые предприятия, занимаются любимой работой по выбранной специальности.
Заключение
Инновационная деятельность в сфере образования имеет достаточно широкий спектр конкретных областей и конкретных предметов своего приложения. Она направлена на существенное повышение качества образования и качества личности; создание новых интеллектуальных или наукоемких образовательных технологий, учебников и учебного образования; развитие законодательства и нормативной базы; формирование нового типа или усовершенствование образовательного менеджмента, новых научно-образовательных структур и организационных форм в системе образования; улучшение образовательных услуг, повышение профессионального уровня преподавательского состава, конкурентоспособности образовательных учреждений, национальной системы образования в целом и выпускников.
К тому же образование инновационного типа является интегрирующим учебный процесс и научный поиск. Это предполагает не только использование в учебном процессе новых научных знаний, но и включает сам творческий поиск в образовательный процесс.
Следовательно, инновационная деятельность в ГБПОУ НМК должна быть ориентирована на достижение единства научного, учебного и воспитательного процессов.
Таким образом, можно определить основные направления инновационной деятельности:
- разработка новых программ, обеспечивающих применение инновационных методов обучения и контроля знаний;
- создание и применение новых наукоемких технологий в образовании;
- формирование у педагогов новаторских качеств;
- к инновационным основам можно отнести технологии дистанционного обучения, мультимедиа, интеллектуальные обучающие тренажеры, деловые игры, бинарные занятия, проведение блиц-опросов.
Эта совокупность предметных направлений инновационной деятельности в сфере образования в сочетании с научно-технологической, управленческой деятельностью составляет базис комплексного развития системы качественного образования.
Я считаю, что изучение предметов профессионального цикла в образовательных учреждениях , с использованием инновационных технологий и методов, имеет большое значение для экономической и социальной сферы пищевой промышленности.
ИННОВАЦИИ – ЭТО ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЁД!!!
Список использованных источников и литературы
- В. А. Скакун Основы педагогического мастерства: учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.-208 с. – (Профессиональное образование).
- А.И. Панфилова Игровое моделирование в деятельности педагога: учебное пособие.- М: Издательский центр «Академия», 2007.- 368с.
- В. Н. Петрова Дидактические материалы: Тесты, упражнения, творческие задания. Учебное пособие.- М: Педагогическое общество России 2005.- 336с
- http://www.edu.ru/
- http://www.portalspo.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кузьмакова Татьяна Сергеевна. Методы повышения эффективности обучения
В статье рассматривается проблема повышения эффективности обучения при условии хорошо организованной самостоятельной работы учащихся.Ключевые слова: домашнее задание, домашняя работа...
Повышение эффективности обучения студентов на уроках математики
Повышение эффективности обучения студентов на уроках математики...
Формативное оценивание – как способ повышения эффективности обучения
Актуальность изучения процесса оценивания определяется проблемами, которые возникают в процессе контроля. Изучение процесса оценивания деятельности учащихся показало, что от...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ИНТЕРЕСА К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ИНТЕРЕСА К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ...
Использование ИКТ как способ повышения эффективности обучения грамматике английского языка
С этой статьей участвовала в XXI городских открытых Педагогических чтениях «Современное образование: новые требования, новые возможности»В статье предсавлен опыт использования ИКТ при обучении граммат...
инновационные методы преподавания, здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Использавание в образовательном процессе нновационных технологий обучения: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, Внедрение инновационных технологий в практику учеб...
Инновационные методы преподавания иностранного языка
просмотр: Инновационные методы преподавания английского языка. Игровой метод. Основной целью обучения английскому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры учащегося, обуч...