Научно - методическая разработка "Работа над полифонией"
методическая разработка на тему
С первых классов школы учащийся должен познакомиться со всеми видами полифонического письма – подголосочным, контрастным, имитационным – и овладеть элементарными навыками исполнения двух, а затем и трех голосов в легких полифонических произведениях различного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_ur_2.polifoniya.docx | 38.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
РАБОТА НАД ПОЛИФОНИЕЙ
Научно-методическая разработка
(на примере открытого урока)
Автор:
Гончарова Любовь Петровна,
преподаватель по классу фортепиано
Тольятти, 2013
Введение
Народная музыка, в особенности музыка русского народа, всегда проникнута духом ансамбля, коллективности, несет в себе традиции многоголосия.
Мелодическая напевность народной музыки по своей природе не одноголосна. Она стремится к коллективному интонированию, к выявлению себя через хор, через полифонию. Классическая музыка - в опере, в симфонии, в камерных формах – всегда давала высокие образцы богатой и многообразной полифонии, уходящей своими истоками в народную традицию. Полифония, как действенная сила музыки, не могла не привлекать творческого внимания композиторов различных направлений на всем протяжении истории музыки. К полифонии композиторы никогда не относились с равнодушием. Изучение полифонии – ключ к овладению искусством игры на фортепиано. Ведь фортепианная музыка вся полифонична в широком смысле этого слова. Чтобы хорошо овладеть игрой на фортепиано, как сказал Юрий Богданов, надо играть этюды и произведения И. С. Баха. Поэтому в начальные годы обучения в детской музыкальной школе надо воспитывать интерес и любовь к музыке, следовательно, и к музыке полифонической.
Лучшей путеводной нитью в мир музыки для ребенка является песня. Именно она дает возможность педагогу заинтересовать ученика музыкой. Первоклассник охотно поет знакомые песни, с интересом слушает и угадывает разный характер пьесок, которые играет ему педагог (веселые, грустные, танцевальные, торжественные и т. д.) Попутно малышу следует рассказать, что звуки, как и слова, передают содержание, разные чувства. Я обычно на первом уроке с учеником провожу «игру» по определению характера музыки. Сначала играю ему разнохарактерные пьески, где он должен определить настроение, которое передал композитор, затем прошу ученика определить характер музыки по названию или по картинке, которая наглядно передает настроение. Особенно нравятся детям пьески из сборника «Знакомство с музыкой» Артоболевской. Например, пьеска «Где ты, Лека», по картинке дети рассказывают целую историю о том, почему грустит собака. Картинка, сопровождающая Менуэт И.С. Баха наглядно передает эпоху того времени, костюмы танцующих на балу. По рассказам детей можно определить кругозор ребенка, его словарный запас, общительность и т.д.
Так постепенно накапливаются музыкальные впечатления. Мелодии детских и народных песен в легчайших одноголосных переложениях для фортепиано – самый доходчивый по своему содержанию учебный материал для начинающих. Тщательный выбор репертуара имеет огромное значение в музыкальных успехах ученика. Песни следует выбирать простые, но содержательные, отличающиеся яркой интонационной выразительностью, с четко выраженной кульминацией. Таким образом, с первых шагов в центре внимания ученика становится мелодия, которую он выразительно поет, а затем так же выразительно старается «петь» на фортепиано. Выразительное и певучее исполнение одноголосных песен-мелодий в дальнейшем переносится на сочетание двух таких же мелодий в легких полифонических пьесках. В естественности этого перехода – залог сохранения живого интереса к полифонии в будущем.
Полифонический репертуар для начинающих составляют легкие полифонические обработки народных песен подголосочного склада, близкие и понятные детям по своему содержанию. Педагог рассказывает о том, как исполнялись эти песни в народе: начинал песню запевала, затем ее подхватывал хор («подголоски»), варьируя те же мелодию. Например, песня «Ах, ты, зимушка – зима…». Ее можно исполнить «хоровым» способом, разделив роли: ученик играет партию запевалы, а педагог на другом рояле «изображает» хор, который подхватывает мелодию запевалы. Спустя два-три урока «подголоски» исполняет ученик и наглядно убеждается в том, что они обладают не меньшей самостоятельностью, чем мелодия запевалы.
Активное и заинтересованное отношение ученика к полифонической музыке всецело зависит от метода работы педагога и его умения подвести ученика к образному восприятию основных элементов полифонической музыки
С первых классов школы учащийся должен познакомиться со всеми видами полифонического письма – подголосочным, контрастным, имитационным – и овладеть элементарными навыками исполнения двух, а затем и трех голосов в легких полифонических произведениях различного характера. Но вряд ли целесообразно знакомить первоклассника с термином имитация. Легче раскрыть это понятие на примерах, которые доступны и близки малышу. Так в пьесах типа детской песни «На зеленом лугу…», можно первоначальный напев сыграть на октаву выше и образно пояснить ученику имитацию, то есть повторение мотива или мелодии в другом голосе, как знакомое понятие ЭХО. Очень оживит восприятие имитации игра в ансамбле: мелодию играет ученик, а ее имитацию (ЭХО) – педагог, затем наоборот. Имитация - основной полифонический способ развития темы. Особенно полезен такой прием в пьесах, где имитация сопровождается мелодией в другом голосе, как в пьеске № 17 из сборника Е.Ф. Гнесиной «Фортепианная азбука»: ее можно было бы назвать «Кукушки», настолько здесь напрашивается сравнение имитации с перекличкой двух кукушек. В названном сборнике немало этюдов и пьесок, построенных имитационно на темах песенного и танцевального характера (этюды № 17, 31, 34, 35, 37).
Наилучшим педагогическим материалом для воспитания полифонического звукового мышления пианиста является клавирное наследие И.С.Баха, а первой ступенькой на пути к пониманию полифонии является широко известный сборник под названием «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Маленькие шедевры, вошедшие в «Нотную тетрадь», представляют собой в основном небольшие танцевальные пьесы – полонезы, менуэты, марши, отличающиеся необыкновенным богатством мелодий, ритмов, настроений. «Нотная тетрадь А.М.Бах» - это своеобразные домашние музыкальные альбомы семьи И.С.Баха. Сюда вошли инструментальные и вокальные пьесы самого различного характера. Эти пьесы как собственные, так и чужие, написаны в тетради рукой самого И.С.Баха, иногда – его жены Анны Магдалены Бах, встречаются так же страницы, написанные детским почерком кого-либо из сыновей Баха. Вокальные сочинения – арии, хоралы, входящие в сборник, - предназначались для исполнения в домашнем кругу баховской семьи. В сборнике девять Менуэтов. Во времена И.С.Баха Менуэт был распространенным, живым, всем известным танцем. Его танцевали и в домашней обстановке и на веселых вечеринках и во время торжественных дворцовых церемоний. В дальнейшем менуэт стал модным аристократическом танцем, которым увлекались чопорные придворные в белых напудренных париках с буклями. Хорошая иллюстрация балов того времени в сборнике Артоболевской «Первая встреча с музыкой» . Следует обратить внимание детей на костюмы мужчин и женщин, в большей степени определявшие стиль танцев: у женщин креолины, необъятно широкие, требовавшие плавных движений, у мужчин – обтянутые чулками ноги в изящных туфлях на каблучках, с красивыми подвязками – бантами у колен. Танцевали Менуэт с большой торжественностью. Музыка отражала в своих мелодических оборотах плавность и важность поклонов, приседаний и реверансов. Прослушав Менуэт в исполнении педагога, ученик определяет его характер, что он напоминает больше песню или танец, поэтому и характер исполнения должен быть мягким, плавным, певучим, в спокойном, ровном движении. Затем необходимо обратить внимание ученика на отличие мелодии верхнего и нижнего голосов, их самостоятельность и независимость друг от друга, словно их поют два певца: первый-высокий женский голос – это сопрано, а второй низкий – мужской – бас, или два голоса исполняют два разных инструмента. И.Браудо придавал большое значение умению инструментовать на фортепиано. «Первой заботой руководителя, - писал он – будет научить ученика извлекать из фортепиано определенную, необходимую в данном случае звучность.
Большое воспитательное значение для слуха имеет исполнение двух голосов в различной инструментовке. С этой целью полезно сыграть первые изучаемые образцы полифонии вместе с учеником, чтобы он реально услышал сочетание двух голосов. Один голос исполняет педагог, другой голос ученик. Если есть два инструмента, полезно поиграть оба голоса одновременно на двух инструментах – это придает каждой мелодической линии большую рельефность. Еще полезно развести голоса через октаву (верхний – флейта, нижний – скрипка). Верхний голос на месте – нижний на октаву вниз, нижний на месте – верхний на октаву вверх. Максимально можно развести голоса на две октавы. Если два голоса проходят одновременно в партии какой-нибудь руки, можно рекомендовать ученику поиграть вначале эти построения двумя руками: таким путем ему будет легче добиться нужной звучности и станет более ясной цель работы. Необходимо добиться , чтобы ученик смог сыграть каждый голос с начала до конца вполне законченно и выразительно. Значение работы над голосами учениками нередко недооценивается; она проводится формально и не доводится до той степени совершенства, когда ученик действительно может исполнить каждый голос как самостоятельную мелодическую линию. После тщательного изучения отдельных голосов их полезно поучить попарно. Для обеспечения необходимого слухового контроля целесообразно при исполнении голосов играть их первое время не от начала до конца, а отдельными небольшими построениями, возвращаясь повторно к наиболее трудным местам и играя их по нескольку раз. Весьма эффективный способ работы для продвинутых учеников – петь один из голосов, в то время, как другие исполняются на фортепиано. Полезно так же петь многоголосные полифонические произведения хором. Это способствует развитию полифонического слуха и приобщению учащихся к полифонии. Иногда полезно поучить два голоса, играя поочередно в каждом из них только те отрезки, которые должны преобладать по своему смысловому значению при двухголосном исполнении. При наличии трех и более голосов, полезно поработать над каждой парой голосов. Так, например, при трехголосном изложении полезно отдельно поучить верхний и средний голоса, верхний и нижний, нижний и средний. Очень полезно проигрывать все голоса, сосредотачивая свое внимание на каком-нибудь одном из них. Убирать средние голоса (они как заполнение), а вести крайние, они как скелет.
Верхний голос - мелодический, нижний – гармонический. Использовать тембровые фантазии: вести один голос на форте, остальные убирая на пиано. Когда выделяется средний голос – это трудно, но очень полезно сделать. Чтобы услышать нижний голос – поменять голоса крест-накрест, перевести нижний голос в верхний, а верхний в нижний, это трудно, но эффективно. Обязательно следует слышать длинные ноты и задержанные. Слышать гармонию, образованную несколькими голосами – (вертикаль). Слышать горизонталь. Играть медленно и с остановками на сильной доле.
Полифонии И.С.Баха свойственна полидинамика и для ясного ее воспроизведения следует, прежде всего, избегать динамических преувеличений, не следует отходить от намеченной инструментовки до конца пьесы. Чувство меры по отношению ко всем динамическим изменениям в любом произведении И.С.Баха – качество, без которого нельзя стилистически верно передать его музыку. У Баха не изливание эмоциональных чувств, а сосредоточенность чувств – самоограничения, обращение внутрь. Все что в тексте записано – должно звучать: ясность, точность, певучесть в звуке. То, что в тексте поступательно, играется легато, скачок – снятие руки. У Баха равные доли, не выделяется сильная доля. Он размером проставляет фразировку. Главное не разрывать линию, и не так важно начало темы, как ее конец. Бах создает объемное звучание, гармоническое полнозвучие. При всякой работе над клавирными произведениями Баха следует отдавать себе отчет в следующем основном факте. В рукописях клавирных сочинений Баха почти полностью отсутствуют исполнительские указания. Тогда это было принято, ибо не было музыкантов – исполнителей в нашем понимании этого слова, с другой стороны Бах имел ввиду почти исключительно исполнение своих произведений сыновьями и учениками, которые были хорошо знакомы с его принципами. Что касается динамики, то известно, что Бах употреблял в своих сочинения лишь три обозначения, а именно: forte, piano и, в редких случаях pianissimo. Выражений crescendo, dim, mp, ff, вилочек, обозначающих усиление и ослабление звучности, наконец, знаков акцентовки Бах не применял. Столь же ограничено в баховских текстах применение темповых обозначений. А там где они есть, нельзя принимать в современном значении. Его темпы ADAGIO GRAUE не медленны как наши, а его PRESTO не так быстро, как современное. Есть мнение, что чем лучше играешь Баха, тем медленнее его можно играть, чем хуже играешь, тем быстрее надо брать темп. Живость в баховских произведениях основана не на темпе, а на фразировке и акцентах. Из многих задач, встающих на пути изучения полифонии, основной остается работа над певучестью, интонационной выразительностью и самостоятельностью каждого голоса отдельно.
Самостоятельность голосов – непременная черта любого полифонического произведения. На примере Менуэта (c moll) важно показать ученику, в чем именно проявляется эта самостоятельность:
1 – в различном характере звучания голосов (инструментовка);
2 – в разной, почти нигде не совпадающей фразировке (например, в тактах
1 – 4 верхний голос содержит две фразы, а нижний состоит из одного предложения;
3 – в несовпадении штрихов (легато и нон легато ).
4 – в несовпадении кульминаций (например, в пятом – шестом тактах мелодия верхнего голоса поднимается и приводит к вершине, а нижний голос движется вниз и подъем к вершине совершает только в седьмом такте)
5 - в разной ритмике (движение нижнего голоса четвертными и половинными длительностями контрастирует с подвижным ритмическим рисунком мелодии верхнего голоса, состоящего почти сплошь из восьмых нот);
6 – в несовпадении динамического развития (например, в четвертом такте второй части звучность нижнего голоса усиливается, а верхнего уменьшается).
Клавирные произведения относятся в своем большинстве к произведениям с необозначенной артикуляцией. Вовсе лишены каких-либо исполнительских указаний те нетрудные клавирные произведения, которые составляют основной баховский репертуар школьника.
Из 30 инвенций и симфоний лишь в симфонии фа минор содержатся две лиги. Из всего изложенного ясно, что встречающиеся в рукописях Баха единичные исполнительские указания могут служить ценным материалом исследований, касающихся вопросов исполнения старинной музыки.
Мы знаем, что сам И.С. Бах предназначал легкие клавирные пьесы не для концертов, а для учения и домашнего музицирования. Поэтому настоящим темпом для инвенции, маленькой прелюдии, менуэта, марша – считать в данный момент темп, который полезнее всего для ученика. Какой же темп является в данный момент наиболее полезным. Тот темп, в котором данная пьеса лучше всего учеником исполняется. Учебный темп имеет своей главной целью не подготовку к быстрому темпу, а подготовку к пониманию музыки. Быстрый же темп не дает возможности вслушаться в музыку.
При работе в медленном темпе повышается внимание учащегося к процессу исполнения, к отдельным деталям текста.. Однако медленный темп не должен превратился в ряд замедленных, монотонных, не имеющих связи с самой музыкой, движений.
В истории музыкальной культуры в разные исторические эпохи складывались разнообразные стили полифонического изложения. Полифония (от греческого «поли» - «много», «фон» - «звук») – вид многоголосной музыки, в которой одновременно звучат несколько самостоятельных равноценных мелодий. Существует несколько типов полифонического изложения: подголосочная полифония, основанная на свободном варьировании основного напева различными голосами. Этот вид полифонии часто используется в русской народной песне.
Имитационная полифонии, где основная тема звучит сначала в одном голосе, потом появляется в других голосах с изменениями. На «имитации» основан выразительный прием «переклички» голосов в хоре. Для имитационного изложения характерно тематическое единство отдельных голосов, так как они основаны на развитии общей темы, звучащей поочередно в разных голосах. Форма, в которой тема повторяется без изменений, называется каноном. На основе имитационного изложения развилась классическая имитационная полифония Баха.
Контрастно-тематическая полифония – тип полифонического изложения с одновременным звучанием разных мелодий.
Значительное место в репертуаре начинающих пианистов занимают пьесы старинных композиторов, написанные в стиле контрастной полифонии. Они были написаны для предшественников современного фортепиано (клавесин, клавикорд) – инструментов с двумя мануалами (клавиатурами). Исполнение двух голосов на различных мануалах создавало само собой тембровый контраст между ними. Почти всегда основную мелодию в контрастной полифонии ведет верхний голос; нижний же голос проводит линию баса, более ровную и однообразную, лишь изредка включающую имитацию. Как правило, пьесы такого рода исполняются различными штрихами.
Своим творчеством Бах завершает большую эпоху в истории музыкальной культуры, связанную с развитием полифонии. После Баха, в эпоху классицизма, полифонические формы отодвигаются на задний план. В значительной степени стирается четкая грань между полифонической музыкой и гомофонным изложением.
Нейгауз говорил: «Самым мне дорогим, самым чудесным в фортепианной музыке, я считаю полифонию. К счастью здесь не надо говорить об упражнениях и этюдах, ибо они благодаря великому труженику и учителю И.С.Баху совпадают с самой музыкой в лучшем ее виде, с чистейшим благороднейшим искусством».
Исполнение полифонических произведений требует развития внутреннего слуха и полифонического мышления.
Необходимо приучить пианиста хорошо слышать и партию каждого голоса и сочетания голосов, услышать тему, ее развитее, различные к ней противосложения.
Ученик не сумеет должным образом исполнить произведение, если он не слышит полифоническую ткань, а лишь аккуратно выполняет нотный текст.
Много внимания должен уделять педагог умению учащегося разобраться в нотной записи полифонической музыки. Но и тут самое важное заключается в том, чтобы все увиденное учащимися в нотах стало бы достоянием его внутреннего слуха.
В наших музыкальных школах нередки случаи равнодушия детей к проходимым сочинениям И.С. Баха. Это равнодушие может превратиться и в отвращение. «Но причем тут Бах, – говорил Ройзман, Педагог может научить только тому, что сам умеет, понимает, и любит. В классе педагога, для которого произведения И.С. Баха-чудо искусства и поэзии, дети не испытывают не только «отвращения», но и равнодушия, разучивая полифонические произведения».
Работу над простейшими формами полифонического изложения следует начинать на первом же году обучения, как только учащийся сможет исполнять на фортепиано легкие переложения песен. В репертуар могут быть включены полифонические пьесы русских и западно-европейских композиторов (в том числе и обработки народных песен) вошедшие в «Школу игры на фортепиано» под ред. Николаева, в 1ч. «Сборник полифонических пьес для фортепиано» Ляховицкой, в Хрестоматию «Юный пианист», Нотную тетрадь А.М. Бах, Нотную тетрадь В.А. Моцарта. На простейших песенках можно познакомить ученика с имитацией, рассказать о ряде случаев, когда имитация связана с теми или иными явлениями жизни, (с перекличкой групп играющих, имитация как «эхо», как разговор, беседа) и т.д.
Знакомство ученика с полифонией лучше всего начинать с песен. С их помощью можно вызвать интерес, эмоциональную реакцию, поговорить об образе. Педагог, исполнив произведение, рассказывает о выразительных средствах, с помощь которых передается характер пьесы.
Изучение полифонии с использованием правильных методов на начальном этапе, помогает при исполнении пьес со сложными звуковыми линиями (Скрябин, Рахманинов, Шопен)… старшеклассникам. Цель педагога - научить ученика слушать каждый голос, понимать выразительное значение каждого и всех голосов вместе, добиться их различного звучания. С первых прикосновений к клавиатуре, когда ученик только учится брать отдельные звуки, нужно обратить его внимание на мягкий и плавный переход одного звука в другой. Для этого нужно освободить кисть, плечевой корпус, пальцы. Хорошо, если ученик сможет проинтонировать мелодию, пропеть гласные. Полезно чередовать прием игры legato c non legato. Примером могут быть пьесы из « Школы игры на фортепиано» под редакцией А. Николаева: « Ой ты, дивчино», «Висла», «Осень»….
Дата проведения урока: 04.12.2013 г.
Время проведения урока: 10:00
Место проведения урока: ДМШ №4
Участники урока: Прокопенко Юлия, Салина Вероника, Емцова Елизавета, Евлентьевна Кира, Павленко Александр.
Цель урока: Систематизация и обобщение знаний полифонии и более глубокое их осмысление, работа над полифонией в младших классах ДШИ на примере методико-исполнительного анализа.
Задачи урока:
Обучающие:
- Формирование исполнительских навыков игры на фортепиано.
- Владение полифонической фактурой.
- Передача содержания музыки, поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании, осознании кульминации, устойчивость темпа.
Развивающие:
- Развитие музыкального слуха, ритма, памяти.
- Развитие навыков работы над полифонией, образного мышления.
- Развитие эмоциональной сферы ребенка.
- Расширение кругозора по теме «полифония», развитие интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения.
Воспитательная:
- Воспитание трудолюбия, усидчивости, внимания.
- Воспитание чувства личной ответственности.
- Воспитание уважительного отношения к культуре других народов.
Тип урока: Урок совершенствования новых знаний и умений.
Форма организации урока: Комбинированное занятие. Индивидуальная форма занятий.
Методы и приемы обучения на уроке:
- Аналитический;
- Эмоциональной драматургии;
- Развивающие логическое и ассоциативное мышление;
- Нравственно-эстетического познания;
- Слуховой (предслышание и воспроизведение нужного звучания);
- Наглядный (преподаватель показывает и объясняет различные приемы);
- Сравнительный;
- Импровизационный.
Методические материалы:
- Алексеев, А.Д. Методика обучения игры на фортепиано. Методическое пособие. [Текст] / А.Д.Алексеев. Москва: Музыка, 1978.– 289 с.
- Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. [Текст] / Г.Г.Нейгауз. – М.: Музыка, 1961. – 202 с.
- Браудо, И.А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. Методическое пособие.[Текст] / И.А.Браудо. – Санкт-Петербург, Изд-во: Северный олень, 1994. – 286 с.
- Калинина, Н.П. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. Учебное пособие. [Текст] / Н.П.Калинина. – Санкт-Петербург: Композитор, 2010. – 160 с.
- Теплов, Б. Психология музыкальных способностей. [Текст]/Б.Теплов. – М.-Л., 2947. – 223 с.
Реализуемые технологии:
- развивающего обучения;
- художественно-эстетическая;
- здоровьесберегающая.
Оборудование:
- Фортепиано;
- Стул;
- Сборник нот.
План урока:
- Народно-песенная музыка подголосочного склада: Ученица Емцова Елизавета играет русскую народную песню «Я на камушке сижу» в обработке И.Парфёнова. Вместе с педагогом разбирает основную мелодию и подголоски.
- Имитационная полифония: Композиторы создали много простых, понятных и лаконичных пьес, вводящих ученика в полифонический стиль. Ученица Прокопенко Юлия играет Двухголосную фугу М.Глинки. Тема фуги простая. Развитие темы: поочередное вступление голосов в экспозиции, кульминация, прослеживается тональный и динамический планы.
- Контрастно-тематическая полифония: Произведение с двумя контрастирующими голосами. Основной – верхний, менее значительный – нижний. Ученик Черванёв Кирилл играет Менуэт c moll из «Нотной тетради А.М.Бах».
- Полифония в ансамблях: Слушание элементов полифонии в ансамблях «Кошечка», «Скок, скок», «Выйду я на реченьку». Ученицы Салина вероника и Евлентьева Кира играют ансамбли в четыре руки. В сущности, исполнение на фортепиано мелодии с аккомпанементом требует от ученика умения слушать одновременно два звуковых плана (выделить мелодию, спрятать аккомпанемент). Делая это – ученик совершает первый шаг к овладению фортепианным полифоническим стилем исполнения.
Играя с педагогом в ансамбле попеременно обе партии, ученик не только отчетливо ощущает самостоятельную жизнь каждой из них, но и слышит всю пьесу целиком в одновременном сочетании обеих голосов, что очень облегчает наиболее трудный этап работы – переход обеих партий в руки ученика.
Лучшими пьесами являются менуэты, полонезы, марши из сборника «Нотная тетрадь А.М.Бах». В форме менуэта И.С. Бах выражал различные эмоциональные оттенки – жизнерадостность, задумчивость, печаль. В некоторых менуэтах жанровые черты танцевальности значительно сглажены. Зато заимствованы танцевальные ритмы и формы.
Верхний голос любого менуэта отличается мелодической гибкостью, ритмическим разнообразием, чередованием различных штрихов. Нижний голос обычно ведет, хотя и самостоятельную по выразительности, но более сдержанную и плавную линию. Так возникает контраст между голосами. Играет Павленко Александр: И. Бах – Менуэт из Французской сюиты c-moll. Вместе с педагогом ученик анализирует форму, лад, тональный план, разбирает по голосам.
Процесс разучивания полифонической пьесы:
1. Ознакомление с сочинением в целом.
2. Изучения каждого голоса отдельно.
3. Проигрывание отдельных пар голосов.
4. Совместное проигрывание по голосам (учитель-ученик).
5. Пропевание голосов.
Известно, что изучение произведений И.С. Баха одна из труднейших проблем музыкальной педагогики. Основная работа над интонационной выразительностью и самостоятельностью каждого голоса. Надо обратить внимание на:
1. Различный характер звучания голосов.
2. Фразировку.
3. Несовпадение штрихов
4. Несовпадение кульминаций.
5. Разная ритмика.
6. Несовпадение динамического развития.
На примере Двухголосной фуги М.Глинки, которую исполняет ученица Прокопенко Юлия, педагог показывает вышеперечисленное.
Ожидаемые результаты:
- Когда ученик играет произведение целиком, в работу будут включаться новые музыкальные задачи. Одна из них – поиск нужного соотношения всех голосов в их одновременном звучании. Каждый голос имеет свое «лицо», характер, окраску. Ученик добивается нужного туше; более звонкого, открытого звука в верхнем голосе, более густого, основательного звука в басу.
- При исполнении полифонических произведений необходимо обращать особое внимание на жанровую характерность, темп и характер движения, обратить внимание на соотношение длительностей, размер, фактуру произведения.
- Раскрытие структурной и выразительной стороны тематического материала. Музыкально-смысловая и синтаксическая суть темы и противосложения, интермедии. Характер темы, выразительное интонирование с помощью средств артикуляции и динамики
- Артикуляция. Роль артикуляции как краски. Использование штрихов для достижения ясного произведения мотивов (межмотивная и внутримотивная артикуляция); артикуляция вертикали двухголосной ткани: обычно каждый голос оттеняется разными штрихами.
- Динамика. Террасообразный характер баховской динамики (противопоставление пластов возможно как по горизонтали, так и по вертикали). Лаконичность динамических указаний.
- Орнаментика. Мелизмы – небольшие относительно устойчивые украшения отдельных звуков. Основное правило исполнения: за счет основного звука. Обозначение и расшифровка мелизмов.
- Аппликатура. Использование приемов «перекладывания», «скольжения», «беззвучная подмена»; возможность «неудобного» разъединения конца одного построения и начала другого путем использования одного и того же пальца.
- Педаль. Функция педали: освобождение рук и достижение связности, обогащения выразительности звучания; заострение ритмического и артикуляционного характера. Педализация не должна разрушать прозрачность и ясность голосоведения и превращать полифоническое произведение в гармоническое.
Заключение
Итогом занятия является понимание учениками художественно-выразительного значения полифонических произведений. Это помогает понять мир глубоких содержательных музыкальных образов композиторов. Изучение полифонической музыки много дает учащимся детских музыкальных школ и для музыкально-пианистической подготовки в целом, так как звуковая многоплановость свойственна всей фортепианной литературе.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на региональном научно - методическом семинаре "Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС" по теме "Использование возможностей социальных сетей в воспитательной работе"
Елхимова О.А.Использование возможностей социальных сетей в воспитательных целях Позиция классного руководителя в студенческой группе специфична, с одной стороны он проводит много времени с учащим...
Реализация научно-методических подходов в обучении физике на уровнях среднего и профессионального образования.
На основе научно-методических разработок автора по модернизации содержания обучения физике на уровнях общего и среднего профессионального образования проведе...
Научно - методическая статья "Метод проекта в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся"
Целью данной статьи является определить роль проектной методики на занятиях по иностранному языку в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Автором проводится анализ научной литературы по п...
Научно-методический сборник "ФГОС основного общего образования. Реализация целей и задач программы воспитания и социализации: научный поиск, творческая деятельность, педагогический опыт", Москва, 2014 г., ISBN 978-5-94009-103-5
В научно-методическом сборнике обощается опыт работы педагогического и ученического коллективов Центра образования № 1816Западного округа, которые в содружестве с родительской общественностьюпроводят ...
Научно-методический сборник "ФГОС основного общего образования. Реализация целей и задач программы воспитания и социализации: научный поиск, творческая деятельность, педагогический опыт", Москва, 2014 г., ISBN 978-5-94009-103-5
В научно-методическом сборнике обощается опыт работы педагогического и ученического коллективов Центра образования № 1816 Западного округа, которые в содружестве с родительской общественностью проводя...
Методическая разработка на тему: «Научно-методические подходы к профессиональной подготовке студентов – лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт Сергиево-Посадского социально экономического техникума»
Данная методическая разработка рассматривает основные подходы к обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ в рамках профессиональной подготовки по специальности "Специалист по социальной работе"...
«ИНТЕГРАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ (НАУЧНО МЕТОДИЧЕСКОЙ) РАБОТЫ И СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ»
XV Международная научно- практическая конференция...