Методическая разработка на тему: «Проведение классных часов и групповых сборов, как средство воспитания патриотического духа и морального поведения подрастающего поколения»
методическая разработка

Куликова Алла Вячеславовна

 

Методическая разработка на тему:

«Проведение классных часов и групповых сборов, как средство воспитания патриотического духа и морального поведения подрастающего поколения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrab.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Вольский технологический колледж»

Методическая разработка на тему:

«Проведение классных часов и групповых сборов, как средство воспитания патриотического духа и морального поведения подрастающего поколения»

                                             Разработала:

                                                                             преподаватель спецдисциплин

                                                                             ГАПОУ СО «ВТК»

                                                                             Куликова Алла Вячеславовна

2022 г

СОДЕРЖАНИЕ

1. АННОТАЦИЯ

2. ВВЕДЕНИЕ

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

3.2. КЛАССНЫЕ ЧАСЫ

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1.АННОТАЦИЯ

Патриотическое воспитание молодежи является актуальной проблемой современности, значимость которой определяется прежде всего потребностью общества в разработке системы патриотического воспитания подрастающего поколения, исходя из современной социально-экономической и политической обстановки в России с присущими ей девальвацией традиционных ценностей,  депатриотизацией,  утратой частью молодежи чувства национального достоинства и гордости за свое Отечество.
Значимость этой проблемы определяется также тем, что от ее решения во многом зависит будущее России, приобретение страной национальной идеи, а обществом – новой идеологии, органической частью которой, ее точкой опоры является патриотизм. В патриотизме находят отражение идеи государственности, национального и религиозного единства, защиты Отечества, заботы о его процветании.

Верно отмечено, что патриотическое сознание играет огромную роль «в деле национального единения, сплочения всех общественных и политических сил народа, в оздоровлении и гармонизации социального климата».
Действительно, в условиях радикальных экономических преобразований в стране, глубоких изменений в общественно-политической сфере оказалась фактически разваленной сложившаяся ранее система воспитания молодежи. Произошедшие в нашем обществе перемены привели к падению роли и значения патриотизма как одной из фундаментальной ценности нашего народа.  

 Одним из важнейших принципов работы педагогов ГАПОУ СО «ВТК»  является ориентация студентов на понятие «Отечество»  как на ценность, поскольку, именно чувство патриотизма подвергается серьезным испытаниям. Поэтому наша задача – воспитать у студентов не просто любовь к Родине, а показать значимость бесспорных ценностей – семьи, родителей, отчего дома, города, страны в которой живешь.

2.ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи

В настоящее время особенно актуальна проблема патриотического воспитания подрастающей молодежи. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Без патриотизма, без национальной гордости не возродить сильного государства и не создать гражданского общества, не привить детям понимание своего долга и уважения к закону. В патриотизме народа – сила государства. 
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения нравственных, морально – психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. 
Концепция воспитательной системы колледжа выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию.
В колледже сложилась определенная система в работе по патриотическому воспитанию обучающихся. Патриотическое воспитание происходит в учебной и вне учебной деятельности. 
В основу взяты следующие направления:
- Воспитание патриотических чувств к Родине через любовь к малой родине, к ее прошлому и настоящему (приобщение к исследовательской и поисковой работе);
- Формирование уважения к историческому военному прошлому Родины;
- Воспитание толерантности, милосердия и сострадания к окружающим;
- Воспитание гражданского сознания;
- Посильное решение экологических проблем;
- Формирование стремления к здоровому образу жизни.
Основная цель деятельности коллектива – это развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, формирование умения и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, высокой ответственности, дисциплинированности.
Задачи патриотического воспитания:
- Развитие глубокого интереса к историческим событиям родного края, страны;
- Воспитание бережного отношения к культурному и природному наследию родного края;
- Развитие творческих способностей подрастающего поколения;
- Формирование сознательного отношения и поведения личности в интересах гражданского коллектива;
- Сохранение духовного наследия старшего поколения;
- Воспитание активной гражданской позиции;
- Совершенствование нравственного и физического воспитания обучающихся.
Работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения построена на основе следующих принципов:
- систематичность;
- историческая конкретность;
- доступность для обучающихся содержания и форм проведения внеклассной работы, дополнительного образования;
- личностно – деятельностная направленность в формировании активной гражданственности, патриотизма обучающихся.

3.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Патриотическое воспитание обучающихся ГАПОУ СО «ВТК» представляет собой открытую систему для реально действующих и потенциально возможных участников реализации Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование», реализуемого в период с 2021 по 2024 годы, направленного на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности.

Обеспечению целостного патриотического воспитания способствует направление воспитательной деятельности, а также четко прослеживается преемственность и взаимосвязь с поставленными задачами воспитательной деятельности прошлых лет, а именно:

продолжается воспитание гражданина, патриота, личности, способной полноценно жить в новом демократичном обществе и быть полезным этому обществу;

- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни;

- развитие социальной и гражданской ответственности;

- воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории и традициях «Вольского технологического колледжа», жизни знаменитых земляков;

- развитие чувства уважения к российской армии и желания службы в ней, защита своего Отечества;

- повышения интереса молодежи к военно-прикладным видам спорта, развитие физических и волевых качеств, готовности к защите Отечества;

- сохранение чувства гордости за свою страну и ее Вооруженные силы;

- воспитание интереса молодежи в духе боевых традиций старшего поколения, воспитание уважения к офицерскому корпусу России;

- формирование готовности подрастающего поколения к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях;

- развитие чувства гордости за принадлежность к истории государства Российского;

- возрождение у молодого поколения  традиционных моральных ценностей.

Воспитательный эффект учебного процесса значительно возрастает, если он связан в единое целое с системой внеклассной работы, с реальной деятельностью обучающихся,  способствующей формированию у них чувства любви к Родине, постоянной готовности с честью выполнить свой как патриотический, так и гражданский, воинский долг.

На воспитание человека культуры, гражданина и патриота направлен весь учебно-воспитательный процесс. Особое место в нем отводится работе по патриотическому воспитанию во внеучебное время.

3.2. КЛАССНЫЕ ЧАСЫ

Классные часы являются основой для духовно-нравственного воспитания юных граждан, создают условия для формирования гражданских чувств.

Проведение классных часов имеет следующую особенность: информация, полученная студентами, должна вызывать у них некоторое отношение, затрагивая не только ум, но и душу. Переживание информации, а не только усвоение, делает знания значимыми для человека и влияет на моральный облик, формирует картинку мира. Однако не всегда человек переживает события, радуется или огорчается, даёт им моральную оценку “хорошо" или "плохо”. Очень часто “полезная” информация “проходит мимо”, не вызывая чувств. А для последующего развития и углубления чувств необходимы знания, которые бы позволили формировать осознанное отношение к воспринимаемым явлениям.

В отличие от других знаний, знания в данной области обязательно должны быть:

  • эмоциогенными
  • информативными

Даваемые знания могут иметь выход в конкретной деятельности на классных часах, а также определять через усваиваемые нравственные нормы характер взаимоотношений с другими людьми, являясь багажом, перспективой развития.

Таким образом, предлагаемая тематика и содержание классных часов являются логичным этапом в системе воспитания активной гражданской позиции.

Тематика классных часов:

  • “Крым, Возвращение домой!” – классный час о присоединение Крыма к России;
  • “Золотое кольцо России” – цикл классных часов о городах, составляющих «Золотое кольцо России»;
  • “Азбука вежливости” – диспуты, беседы по нравственному воспитанию подростков;
  • “Я служу России” – цикл классных часов о конституционном долге молодых людей – службе в армии;
  • “Наркотикам мы скажем – НЕТ!” – цикл классных часов, посвященных здоровому образу жизни;
  • “Религиозная подоплека терроризма” – цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам;  
  • “Хрустальное сердце матери” – цикл классных часов о женщинах России;
  • “День героев Отечества” – цикл классных часов о Героях России;
  • «Татьянин день»;
  • «Вспомним всех по именам»

Предлагаемая тематика классных часов проходит единой нитью через все года обучения, не исключая включения других тем.

На классных часах проходят тематические встречи и беседы с ветеранами войн и труда, интересными людьми, выдающимися личностями. Ветеранов войн, к сожалению, осталось не много, и поэтому необходимо максимально использовать возможность общения с ними в различных ситуациях. Обучающиеся выступают перед ними при проведении торжественных мероприятий. Часто приглашаем к себе в гости для общения интересных людей: среди них и поэты, и представители различных специальностей.

В колледже созданы благоприятные условия для героико-патриотического воспитания студентов; накоплен фонд методов, технологий для успешного осуществления воспитания гражданина и патриота. Методическая копилка имеет широкий спектр разработок по патриотическому воспитанию.

Преподаватели и мастера п/о пропагандируют опыт патриотического воспитания, участвуя в областных, региональных, всероссийских конференциях, семинарах, выступая в средствах массовой информации.

Для осуществления патриотического воспитания обучающихся работает квалифицированный педагогический коллектив педагогов-единомышленников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие внеклассные мероприятия посвящены Родине, героическим страницам ее истории.   Главной целью этих занятий является раскрытие смысла такого понятия     как "любовь к родине", воспитание у юных граждан чувства уважения     и любви к своему отечеству. В зависимости  от наступления календарных праздников или исторических дат, связанных с гражданско-патриотическим воспитанием, в образовательном учреждении проводятся мероприятия согласно плана работы воспитательного отдела.

Военно-патриотическая работа со студентами – это проверенный временем способ внушения молодому поколению глубокого понимания силы духа русского народа. Это- воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.

Система внеклассной работы включает в себя следующие мероприятия: проведение экскурсий, поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда, проведение викторин, конкурсов, проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам.

Таким образом, современные активные формы и методы внеклассной работы, такие как участие в акциях милосердия, торжествах, посвященных памятным датам, чествование людей труда и Боевой Славы, оказание шефской помощи нуждающимся в ней, проведение патриотических мероприятий, развитие волонтерского движения, популяризация патриотических программ и акций, поднятие престижа военной службы в рядах Российской Армии, формирование высокого патриотического сознания у молодежи, возрастание социальной и трудовой активности молодых граждан, возрождение духовности и, в целом, укрепление национальной безопасности страны, способствует  реализации Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование», реализуемого в период с 2021 по 2024 годы.

ЛИТЕРАТУРА

 1. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» (далее – федеральный проект, проект «Патриотическое воспитание) реализуется в период с 2021 по 2024 годы.

2. Ежов М. В., Ежова Г. В. История Отечества и ее роль в патриотическом воспитании: сб. ст. // Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах истории: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 18 апр. 2008 г.

3. Культура. – 2006. – 15 янв. – С. 4.
4. Новая и новейшая история. – 2000. – № 4. – С. 12.
5. Формирование патриотизма у учащейся молодежи в процессе преподавания гуманитарных дисциплин. – СПб.: Пушкин, 2001. – С. 151.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Методическая разработка открытого воспитательного мероприятия (классного часа), посвящённого 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего профессионального образования«Санкт-Петербургский колледж управления и коммерции»  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  открытого ...

Разработка сценариев и проведение классных часов в учебной группе

Презентация показывается методика разработки сценариев и проведение классных часов в учебной группе СПО...

Методическая разработка по теме: "Проведение подкожной инъекции"

Методическая разработка по теме: "Проведение подкожной инъекции". Предназначена для проведения практического занятия по МДК. 04.03 Технология оказания медицинских услуг ПМ. 04 Выпо...

Методическая разработка по теме "Проведение праздника "Масленица" для обучающихся с ОВЗ

Сценарий проведения праздника "Масленица" для обучающихся с ОВЗ (1-2 курс)...

Методическая разработка Проведения классного часа для студентов по правовому воспитанию Тема: «Соблюдение законов России»

Целью методической разработки классного часа «Правовое воспитание. Соблюдение законов России»является:- Формирование правовой культуры студентов.- Развитие коммуникативных способносте...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателя ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА – ПОЭТИЧЕСКОГО ВЕЧЕРА, посвященного судьбам молодых поэтов, не вернувшихся с полей сражения «Ушедшим – память и свеча...»

Данное методическое пособие представляет собой разработку открытого классного часа – поэтического вечера, посвященного судьбам молодых поэтов, не вернувшихся с полей сражения. Ведь многие из них...