Основы психологического консультирования
статья

Маклова Наталья Александровна

Начинающие психологи затрудняются проводить консультации родителей. Имея теоретическую базу знаний, к сожалению нет практики. Разберем типичные ошибки начинающего специалиста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования Альметьевского муниципального района РТ»

Школа начинающего психолога

на тему «Психологическое консультирование родителей»

Тема выступления

«Основы психологического консультирования взрослых. Типичные ошибки начинающего специалиста»

Подготовила и провела:

Руководитель ШНП,

педагог-психолог I квалификационной категории

 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида

 №53 «Светофорик» г.Альметьевска РТ»

Маклова Н.А.

г.Альметьевск, 2022г.

Психологическое консультирование в системе дошкольного образования представляет собой систему коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера (Т. Д. Марцинковская). Психологическое консультирование является одним из условий психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, важным компонентом работы педагога-психолога, и имеет свою cпецифику. Она заключается в опосредованном характере консультирования, т. е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие.

Психологическое консультирование в детском саду осуществляется в форме оказания психологической помощи при решении определенных проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ, предполагает активную позицию консультируемого, совместную работу над имеющимися проблемами, поиск эффективных способов их решения, и включает в себя следующие виды работ:

- выработку и точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, в форме, понятной и доступной для практической реализации;

- организация бесед c теми, кто нуждается в консультативной помощи;

- работа с педагогами и родителями, выполняемая в рамках психологического всеобуча и системы повышения квалификации.

Консультативная работа педагога-психолога проводится по следующим направлениям:

1) консультирование и просвещение педагогов;

2) консультирование и просвещение родителей.

Следует отметить, что тематика и содержание проводимых педагогом-психологом

консультаций не должна выходить за рамки его профессиональных компетенций, и может быть связана c вопросами оптимизации образовательного процесса в ДОУ и семье.

Основной целью психологического консультирования в детском саду является оказание помощи по проблемам межличностных отношений в образовательном пространстве, в том числе и детско-родительских отношений, оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов.

Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетенции педагога – психолога ДОУ.

Обязательно:

- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно – образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.

-Психолог должен проводить групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей. (по1 групповой консультации для родителей и по 1 для педагогов в месяц)

- Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личного и профессионального роста.

Задачи психологического консультирования:

- Своевременное выявление детей c особенностями развития;

- Предупреждение психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьемконсультации по психогигиене и психопрофилактике.

- Составление рекомендаций для родителей и педагогов по вопросам психолого-педагогической коррекции, проблемам воспитания и межличностного общения;

-Пcихологическое просвещение педагогов и родителей.

Источником дополнительного консультирования является создание информационных уголков, стендов, папок передвижек по типу «Советы психолога»

Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы.

Примерный перечень тем для психологического просвещения педагогов:

1. Психофизиологические особенности детей каждой взрослой группы.

2. Закономерности развития детского коллектива.

3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.

4. Стили педагогического общения.

5. Психологические основы работы с семьей.

психологическое просвещение родителей:

1. Адаптация ребенка к ДОУ.

2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.

3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.

4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.

5. Воспитание произвольности поведения и управляемости. Психологическая готовность к обучению.

6. Половое воспитание и развитие.

Работа на разных этапах психологического консультирования

Итак, у вас появился клиент. Первый контакт может быть удаленным - по электронной почте, по телефону, или личным - на тренинге, на каком-либо мероприятии. Первый контакт (а, возможно, и несколько последующих) – это предварительный этап консультирования

Перед консультантом на данном этапе стоит две задачи: Задача первая: показать себя статусным, компетентным, заслуживающим уважения специалистом. Как это сделать?

• Формулируйте мысли коротко и ясно. Не спешите давать советы.

• Иногда вставляйте психологические термины, если это уместно.

• Никогда не спрашивайте клиента «Когда вам будет удобно встретиться?» Сами предлагайте время и место встречи, сверившись со своим ежедневником. «Я жду вас завтра в 10 часов». Если неудобно - клиент скажет, и вы сможете поискать другие варианты.

• Если это личная встреча, проследите за своей осанкой, жестами, статусными и доброжелательными интонациями в речи.

• Отрепетируйте перед зеркалом свои ответы заранее.

• Если вы знаете по какой теме клиент к вам обратился, можно дать заполнить предварительный тест, анкету, чек-лист, генограмму, т. е. любую диагностику. Это не только покажет вашу компетентность, но и решит вторую задачу предварительного этапа - вовлечение клиента.

Следующий этап консультирования - когда клиент приехал на встречу (или присоединился по скайп) – это этап установления контакта.

На этом этапе перед консультантом стоят также две задачи. Первая вам уже знакома: показать себя статусным, компетентным, заслуживающим уважения специалистом. В чем это проявляется на данном этапе?

• Спокойно и четко договоритесь о формате встречи, длительности и правилах (обязуется ли клиент ходить 3-5 раз, обязуется ли делать домашние задания, присылать отчеты или смс). Продумайте и отрепетируйте это заранее. Сами устанавливайте правила, вы здесь главный.

• Проговорите гарантии анонимности.

• Включите диктофон - с помощью него можно легко отслеживать длительность консультации, а аудиозапись, конечно, пригодится вам для дальнейшего самоанализа. Как объяснить это клиенту: «Это для методической работы. Если нужно, я могу потом эту запись переслать вам. Если хотите, можете включить свой диктофон, это будет очень полезно, потому что на консультации будет много важных пунктов, которые вы можете сразу не запомнить».

• Следите за своей речью - доброжелательные и статусные интонации, паузы, отсутствие мусорных слов. Иногда полезно установить позицию превосходства: позитивно оценивать другого («Да, верно»«Вы быстро схватываете то, что я вам говорю»).

• Используйте процедуры послушания. Чем больше клиент вас слушается в мелочах, тем легче ему будет послушаться ваших рекомендаций. «Проходите, садитесь»«Возьмите листок и запишите, нам так будет удобнее»«Есть ли у вас диктофон, чтобы все записать? Поставьте на запись»«Повторите, что я сказал?»

Вторая важнейшая задача данного этапа - подстройка и настрой клиента на работу. Что для этого нужно:

• Начните разговор по-человечески - спросите о дороге, погоде, удобстве парковки и т. п. 5 мин бодрого разговора ни о чем - и клиент уже перестроился.

• Волшебная фраза «Садитесь поудобнее» - дайте такое разрешение клиенту, это сразу сближает.

• Если клиент с самого начала в сильном негативе, в слезах, то прежде, чем начинать консультацию, настройте его на деловой формат. Бодрым энергичным тоном поговорите о погоде, о путешествиях, о чем угодно. Пять минут бодрого разговора ни о чем - и клиент уже перестроился. Если этого недостаточно, то начните говорить о деньгах - это точно поможет человеку прийти в себя.

• Начните консультацию с фразы «Какой вопрос ты хотел бы решить сегодня за время нашей консультации». Это поможет перевести клиента из состояния «пожаловаться» в состояние «ставлю задачу».

Следующий этап консультирования - выяснение ситуации и запроса

На этом этапе клиент рассказывает свою ситуацию, а консультант задает уточняющие вопросы. При этом перед консультантом стоит уже четыре разных задачи.

Первая задача, разумеется, - это поддержание статуса компетентного специалиста. На этом этапе клиент будет рассказывать много разного, смешивая все в кучу. Консультант должен тщательно выбирать, на какие реплики реагировать, а какие пропустить мимо. На какие вопросы ответить подробно, а на какие лаконично. Каждая фраза консультанта должна быть продумана - как отреагирует клиент? Пропустит мимо ушей? Задумается? Уйдет в ненужные эмоции? Лишние слова, лишние реакции понижают статус консультанта.

Вторая задача этого этапа - перестройка клиента из тоски и негатива. Какими способами можно это сделать?

• Разговоры о чувствах и обо всем внутреннем переводить в разговоры о поведении. «Как вы себя ведете, что делаете, когда у вас такое настроение?» Может быть разговор о внутреннем поведении - внутренние решения человека или его образ мыслей. «Ты зачем так думаешь? Больше так не думай! Думай так!»

• Предложить что-то съесть (например, сладости к чаю). Процесс жевания не совместим с истерикой.

• Поговорить о чем-то умном, где требуется думать, напрямую или косвенно связанные с темой клиента ( подсчитать какие-нибудь цифры: деньги, время, количество ресурсов и т. п., простроить логику действий: сначала это, потом то, и т. п.)

• Расслабить клиента разговорами о приятном или техниками НЛП.

• Перестроить клиента своими интонациями - деловыми, позитивными, доброжелательными.

• Рассказать о том, как вы, как консультант, справляетесь с негативными эмоциями, как из них выходите. Во время консультации делиться с клиентом тем, что у меня происходит. Продемонстрировать клиенту, как я справляюсь с этим состоянием. Клиент понимает - раз консультант может об этом говорить, то и я могу. Вот как оказывается с этим можно справляться - об этом можно поговорить.

Третья задача этого этапа - вовлечение клиента в работу. Для этого можно:

• Задавать уточняющие вопросы. Чем больше клиент рассказывает, тем больше он вовлекается в процесс консультации. При этом нужно понимать, что каждым вопросом вы направляете разговор в то или иное русло. Выбирайте направление осознанно!

• Показать вопросы шире. Помогайте клиенту увидеть его ситуацию с разных сторон, с разных позиций восприятия. Новое видение может оказаться для него самым ценным.

• Использовать свое «Умение слушать». Вербальные и невербальные знаки слушания помогут установить контакт и поощрить клиента к открытости.

• Предложить клиенту тест, анкету - любую диагностику. Когда клиент выполняет тесты, он вкладывает свои силы и время. Для него повышается ценность консультации и вовлеченность.

• Провести какой-либо ритуал, шаманство - от расстановок и метафор до техники биполярной визуализации.

• Дать очень легкое домашнее задание. Когда клиент вкладывает свои силы в домашнее задание, ему становится жалко проделанной работы, и он работает дальше.

Четвертая, и, возможно, главная задача этого этапа - формулировка запроса. Конкретные действия консультанта будут зависеть от контекста ситуации, особенностей клиента и темы запроса. При этом есть несколько общих моментов, на которые стоит обратить внимание.

• Выберите из множества озвученных клиентом проблем ту, с которой будете в первую очередь работать. Когда-то это получится сделать с помощью простого вопроса«А что для тебя самое важное?». Когда-то может потребоваться составить список озвученных задач и сделать их ранжир. С бестолковыми клиентами консультанту стоит самому решить, с чем работать. При этом ориентироваться нужно на 2 основных критерия: очевидные результаты и выполнимость рекомендаций для данного клиента.

• Вытащите конкретику из туманных расплывчатых формулировок клиента. Для этого можно в шутку дать заведомо неверное понимание. «Когда ты кушаешь и у тебя появляется страх пролить ложку супа на новую блузку - это для тебя эмоционально значимая ситуация?» Можно также уточнить как часто возникает проблемная ситуация, действительно ли стоит ее разрешать?

• Определите, кто в этой консультации формулирует запрос.

Толковый клиент-сформулирует запрос сам, а консультант лишь уточнит и подтвердит его.

Старательному клиенту - нужно помочь перевести запрос из проблемного в осознанный, а затем в развивающий.

Бестолковому клиенту - консультант сам подбирает запрос, переводя его на язык бреда клиента, чтобы задача была клиенту понятна и близка. При этом у консультанта отсутствует задача разубедить, открыть глаза на правду и т. п. При случае можно рассказать про какие-то исследования или отослать к соответствующим статьям, показав свою компетентность.

Следующий этап консультации - поиск решения

Основную задачу этого этапа, поиск решения, выполняют оба - и консультант, и клиент. Ошибка начинающих консультантов - искать решение самостоятельно, не вовлекая в работу клиента. (В отличие от консультирования, в коучинге решение ищет сам клиент, коуч лишь помогает ему в этом). Консультант со своей стороны может воспользоваться для поиска решения следующими подсказками:

• Обращаться к собственному опыту и практике.

• Рассматривать личные отношения с позиции делового взаимодействия, а деловые - с позиции личных.

• Пользоваться Синтон-картой личностной диагностики.

• Не спешить заниматься тонкой и глубокой психологией, когда можно изменить житейский расклад сил. «Девушка, окружи себя парнями, выбирай из многих, и тогда этот согласится ради тебя на все!»

• Сформировать свою концепцию - это механизм, объясняющий то, что происходит в жизни клиента.

• Предлагая решение клиенту, консультант не настаивает, а «продает»в конце уточняя«Эта рекомендация вам подойдет?»

Задача вовлечения клиента в работу на этом этапе также очень важна. Как консультант может помочь клиенту включиться в работу?

• Использовать технику Повтори-Согласись-Добавь.

• Притвориться непонятливым, вынудить клиента объяснять детали.

• Играть ролями. Если клиент воспринимает консультанта как Строгого отца или Опекающую мать, ему может быть затруднительно мыслить самостоятельно. Переходя в позицию Деловой партнер или Искренний друг, консультант может значительно повлиять на активность клиента. Интервенция - менять свое поведение и смотреть, как от этого меняется поведение клиента. Когда клиент приходит со своим запросом, он в этом запросе - мастер, он занимается этим всю жизнь. Наша задача смотреть, где он будет втягивать нас в свою игру.

• Привлечь внимание клиента к его поведению здесь и сейчас, во время консультации, найти аналогии с его поведением в жизни. Все, что клиент делает в жизни, он делает и на консультации. Инструмент консультанта - показать клиенту, что его модели поведения и общения в жизни проявляются и в текущий момент, во время консультации в общении с консультантом.

На этапе поиска решения особенно явно проявляется позиция Жертвы у клиента. Одна из задач консультанта - вывести клиента в позицию Автора. Жертвенность может проявляться по-разному, вот несколько примеров:

• Вопросы "Я ничего не могу с этим поделать", "это определяют обстоятельства" переводим в вопросы "Что здесь зависит от меня?"

• «Почему это происходит?» переводим в "Что я хочу?" и "Как это получить?"

• Запросы "Помогите мне понять", запросы про чувства - у нас запросами не считаются. «Мне плохо, помогите! Я не знаю, это просто ужас! У меня вот такие проблемы. Что мне делать?» Переводим в конкретику:

«Вы хотите, чтобы я сделал для вас что-то - что конкретно? Что будет для вас настоящим результатом нашей консультации?»

«Как вы думаете, в чем и как я мог бы вам помочь?»

«Вы хотите поужасаться вместе со мной?»

«Вы хотите об этом поговорить?» (с юмором)

«И чего бы вы хотели от меня?»

«А что вы хотите?» -

• На реакцию Дурика «Ну. я не знаю.» даем энергичный ответ:

Подумай. Дай три варианта! Сейчас подумаешь или дома? Уверена, что у тебя получится, (можно весело, можно рассудительно подавать это).

Хорошо, по поводу себя ты не знаешь. Представь, что у другого человека такая проблема. Что порекомендуешь?

Если бы было очень нужно? Решишь вопрос или не решишь? Если бы дело касалось ребенка? С какой скоростью решишь?

• На запутанный ответ или уход от ответа: "Я сейчас сыграю бестолкового, а ты мне так объясни, чтобы даже я понял. Объясни мне пожалуйста, и тогда я с тобой легче соглашусь".

• Если клиент начал игру "Да, но" (2 возражения подряд) - вы поторопились давать дешевые советы, бросая их в неподготовленную почву. Не торопитесь давать советы, торопитесь начать думать вместе с клиентом! Бездумные возражения клиента вызываются бездумным поведением консультанта, бездумными глазами и бездумными интонациями. Подправьте себя, вспомните «Повтори, согласись, добавь». Если с клиентом очень хороший контакт, то можно сказать с легкой улыбкой: "Я услышал, что ты уже несколько раз сказал да-но. Давай вместе подумаем, действительно ли тебе это нужно. "

Следующий этап выделяется условно, т. к. часто может быть совмещен с этапом поиска решения. Этап -Работа с клиентом.

Выделим две основные задачи этого этапа - создание ресурсного состояния у клиента, и решение затруднений клиента с помощью техник и методов, которыми владеет консультант.

Какие способы у нас есть для решения этих двух задач?

• Составление четкого плана действий, ОЗР.

• Десенсибилизация и все техники НЛП.

• Отработка поведения, интонаций, выражений лица.

• Коучинговые техники постановки целей, выбора путей и т. д.

Заключительный этап придает консультации логическую и эмоциональную завершенность. Он предполагает три задачи:

• Создание у клиента намерения. Вопросы «Что будешь делать?» или «Как теперь будешь думать/относиться к ситуации?» помогают клиенту сформулировать свое намерение. Проговаривая свои намерения вслух, клиент увеличивает шансы того, что намерения будут реализованы. Если после этого проговорить с клиентом нюансы (как именно он сделает то, что собирается, когда именно он это сделает, в каком месте, при каких обстоятельствах и т. п.) и попросить клиента прислать отчет о выполнении - тогда шансы реализации намерения еще увеличатся.

На следующей консультации нужно обязательно спросить клиента о выполнении его намерения. Совместный анализ результатов поможет двигаться вперед эффективнее. Разумеется, что наказывать клиента за невыполнение обязательств- неуместно. Но можно устроить из этого дополнительный разговор.

«Хорошо, ты мне не прислал смску, а что ты сделал для того, чтобы не прислать смску, и как у тебя это происходит в жизни? Как у тебя целых 2 вечера подряд получилось не отправлять мне смски? Сколько раз в день ты об этом вспоминал? Вечером, наверное, вспоминал? При каждом воспоминании у тебя было некое внутреннее решение или сопротивление, или что-то еще? Ты же вроде бы собирался.»

• Поддержание уважения и статуса. Первая ошибка начинающих консультантов - когда основная работа сделана, расслабиться и выйти из роли консультанта, скомкать завершение сессии. Вторая ошибка - желание спросить у клиента обратную связь по своей работе. Вместо этого нужно задать вопрос«Что возьмешь для себя с сегодняшней консультации?» Таким образом клиент оценивает не консультанта, а свои мысли.

• Вовлечение в саморазвитие. Грамотный консультант в конце консультации обязательно сделает протяжку на следующую встречу - покажет клиенту над чем еще ему стоит поработать в перспективе.

Ошибки, часто появляющиеся и процессе консультирования, могут быть следующих основных типов (в каждом из перечисляемых ниже ошибок указывается также и их вероятная причина):

1.   Неверное заключение психолога-консультанта о сути проблемы клиента.

Это тот случай, при котором психолог-консультант или не видит проблемы у клиента (хотя на самом деле такая проблема существует), или приписывает клиенту проблему, которой у него в действительности нет.

2.   Неправильные рекомендации, предлагаемые психологом-консультантом клиенту.

В данном случае психолог-консультант может, в общем, правильно воспринимать и оценивать проблему клиента, но предлагать не вполне верные практические рекомендации по ее решению реализация которых в действительности ничего или почти ничего полезного не даст клиенту.

3.   Неправильные действия клиента по выполнению рекомендаций, полученных от психолога-консультанта.

Это тип ошибок в психологическом консультировании, который обычно возникает в том случае, когда клиент, чья проблема в процессе проведения психологического консультирования, была определена правильно и которому были даны верные рекомендации по ее решению, приступая к практическому решению своей проблемы, допускает неточности. В результате этого клиент не добивается нужного эффекта в решении своей проблемы.

Замечу, что каждый из названных выше основных типов ошибок может встречаться как в отдельности, так и в сочетании друг с другом. Поэтому, практически анализируя неудачи, возникающие в психологическом консультировании, следует искать все возможные типы ошибок, не довольствуясь несколькими найденными. Это предупредит психолога-консультанта от возникновения подобных и других ошибок в его деятельности.

Каждый из перечисленных выше типов ошибок в консультировании можно, в свою очередь, разделить на подгруппы. Ошибки первою типа, в частности, делятся на следующие подгруппы:

1. Ошибки, совершаемые психологом-консультантом в силу недостаточно точной информации, получаемой им от клиента в процессе проведения консультирования, особенно на стадии диагностики и исповеди. Клиент может ошибаться в фактах, сообщаемых им психологу, но разным причинам, в том числе из-за неточности их припоминания, вынужден делать выводы о сути проблемы клиента или способах ее практического решения на основе неверной информации, которой его снабдил клиент. Данный тип ошибок невозможно ни полностью исключить из практики психологического консультирования, ни стопроцентно заранее предупредить. Единственное, что здесь можно сделать, это постоянно, но ненавязчиво напоминать клиенту о том, что он должен сообщать психологу-консультанту «правду и только правду», то есть только такие данные и факты о себе и о своей проблеме, в достоверности которых он сам абсолютно уверен. Консультант со своей стороны время от времени может проверять клиента, повторно прося его сообщить о том, о чем он раньше уже говорил и что у психолога-консультанта в силу тех или иных причин вызвало сомнение.

2.   Ошибки, допускаемые, но причине неполноты информации, получаемой психологом-консультантом от клиента.

Это довольно часто встречающаяся ошибка, так как любой клиент может невольно что-то существенное забыть в своей исповеди, а психолог-консультант - даже и не подозревает о том, что клиент сообщил ему неполную информацию о себе и о своей проблеме.

Данную ошибку в силу непроизвольности забывания также невозможно полностью исключить из практики психологического консультирования. Однако можно постараться снести эту ошибку к минимуму с помощью следующего, например, технического приема:

Время от времени в ходе беседы спрашивать клиента о том, все ли он рассказал о себе и о своей проблеме, не забыл ли чего-нибудь существенного.

3.   Ошибки, допускаемые психологом-консультантом по причине его собственной склонности делать преждевременные выводы еще до того, как будет собрана вся необходимая для этого информация о клиенте и от клиента.

Психолог-консультант - это обыкновенный живой человек, которому присущи многие, в том числе не всегда положительные, черты характера. Среди них, например, могут оказаться такие, как повышенное самомнение, нетерпение, спешка и другие, которые нередко приводят к возникновению подобной ошибки.

Основная причина этих ошибок - недостаточность практического опыта проведения консультирования у психолога-консультанта, а также его невнимание или непонимание (иногда - просто забывание) того, что ему говорил клиент во время беседы. Выработка психологом-консультантом у себя привычки внимательно слушать клиента, не упуская ни одной сообщенной им детали, — единственный способ предупредить возникновение подобной ошибки.

Есть некоторые типичные разновидности ошибок, входящие в обсуждаемую подгруппу ошибок:

- ошибки, вызванные недостаточной общетеоретической подготовленностью психолога-консультанта,

- ошибки, порожденные тем, что психолог-консультант лично идентифицирует себя клиентом, начинает, сам того не замечая, судить о клиенте по образу и подобию себя самого,

- ошибки, связанные с предвзятым, субъективным, слишком положительным или, напротив, явно выраженным отрицательным личным отношением психолога-консультанта к клиенту.

Ошибки второго уровня.

Неверные рекомендации, данные психологом-консультантом клиенту.

Возможных причин возникновения этой ошибки может быть довольно много. В ее основе может лежать практически любая другая ошибка, совершенная психологом-консультантом, и следствием такой ошибки будет то, что рекомендации, полученные клиентом, не принесут ему никакой пользы и даже пойдут во вред.

Для того, чтобы избежать этой ошибки, психологу-консультанту рекомендуется некоторое время поработать, особенно в начальный период его самостоятельной практики, в условиях так называемого супервизорства, а также время от времени приглашать к сотрудничеству и работать вместе с другими психологами-консультантами, проверяя по их заключениям правильность своих собственных выводов и рекомендаций.

Односторонние рекомендации, данные психологом-консультантом клиенту.

Эта ошибка может произойти по одной из следующих причин:

- в силу неполноты информации, полученной психологом-консультантом от клиента;

- по причине невнимания психолога-консультанта к деталям того, о чем ему говорит клиент;

- вследствие поспешности психолога-консультанта в выводах относительно проблемы клиента;

- из-за недостаточной теоретической подготовки и односторонней теоретической ориентации психолога-консультанта в интерпретации беседы клиента.

Исключить полностью эту ошибку из практики психологического консультирования можно только в том случае, если своевременно будут устранены все ее возможные причины, указанные выше. Игнорирование любой из них грозит повторением данной ошибки.

В целом правильные, но практически полностью не выполнимые или же вовсе не исполнимые рекомендации психолога-консультанта клиенту.

Предлагая клиенту рекомендации, психолог-консультант не учитывает его индивидуальные особенности или не принимает в расчет такие условия его жизни, которые могут стать серьезным препятствием на пути практической реализации полученных от консультанта рекомендаций.

Для того чтобы избежать этой ошибки, необходимо, прежде чем давать практические рекомендации клиенту, узнать его как личность и выяснить условия его жизни.

Наконец, ошибки третьего типа можно разделить на следующие подгруппы:

Неправильные действия клиента, порождаемые его неверным пониманием или недопониманием того, что ему советует дальше психолог-консультант.

Причина данной ошибки состоит в том, что, предлагая практические рекомендации клиенту по решению его проблемы, психолог-консультант недостаточно учитывает его индивидуальные особенности, в частности общий уровень его культуры и интеллектуального развития, или не заботится о том, чтобы прежде, чем расстаться с клиентом, убедиться в том, что он все правильно, понял, и того, что советует ему психолог-консультант.

Устранить эту ошибку можно следующим способом: работая с клиентом, на каждом этапе психологического консультирования проверять правильность понимания им того, что ему говорит психолог-консультант.

Типичные ошибки допускаемые в процессе консультирования способы их устранения для начинающих

Для того чтобы исключить или свести к минимуму большинство названных ошибок, психологу-консультанту рекомендуется придерживаться следующих общих правил ведения психологического консультирования:

1.Проводя психологическое консультирование и ставя психологический диагноз клиенту и его проблеме, психолог-консультант не должен рассматривать его как объект бесстрастного изучения или как-то пытаться манипулировать или экспериментировать с ним.

2.Психолог-консультант не должен рассматривать клиента так, как, например, следователь рассматривает своего подследственного, то есть пытаться его «расколоть» или «переиграть».

3.Впсихологическом консультировании за редким исключением не должно быть места личным воспоминаниям и собственно исповеди психолога-консультанта перед клиентом, то есть психолог-консультант и клиент в процессе консультирования не должны меняться своими ролями.

4.Психологу-консультанту не следует стремиться понимать клиента только по аналогии с самим собой. Его задача иная - постараться понять клиента изнутри, как своеобразную, уникальную личность, отличную от него самого.

5. Чем меньше профессионального опыта у психолога-консультанта, тем больше времени он должен уделять внимательному выслушиванию исповеди клиента и тем осторожнее формулировать свои выводы.

6. «Задача консультанта - помочь клиенту с готовностью принять на себя социальную ответственность, ...освободиться от... чувства неполноценности, направить его стремление в социально полезное русло».

7. Задача консультанта - помочь клиенту обрести свое истинное «Я» и найти в себе мужество стать этим «Я.

8. Задача психолога-консультанта на стадии исповеди заключается в том, чтобы умно и ненавязчиво подвести клиента не только к осознанию, но и к правильному решению своей проблемы.

9. Задача консультанта — подвести клиента к принятию ответственности за свои поступки и за конечный итог своей жизни. Эта мысль указывает на оказание клиенту помощи и самостоятельном решении своей проблемы.

10. Профессия психолога-консультанта требует известного самоотречения, временного отказа от собственной личности (когда идет процесс консультирования), «чтобы обрести ее в другом человеке стократно обогащенной».

11. В консультировании консультант должен грамотно уметь задавать вопросы и тщательно взвешивать каждое свое слово».

12.Психолог-консультант — это не советчик. Его главная задача состоит в том, чтобы помочь клиенту научиться принимать ответственные решения самостоятельно.

Успехов Вам в профессионализме!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические основы публичной речи.

Многим из нас хорошо знакома картина: лектор выходит на трибуну и устанавливается ищущая тишина: «Что он скажет? Как начнет?»Несколько слов лектора, и вся аудитория либо превращается в заинтерес...

этика и методика семейного консультирования

Этический кодекс дает возможность психологам и людям, с которыми они профессионально связаны, во-первых, руководствоваться принципами, правилами, нормами получения и применения психологических знаний,...

"Психологические основы мотивации учебно-познавательной деятельности студентов"

В презентации материал о механизмах и слагаемых мотивации, учете психологических  особенностей студентов при мотивации к учебе,  а также методы формирования (развития) мотивации....

«Психологическое консультирование студентов первого курса на этапе их адаптации к обучению в колледже»

Время студенчества является важным периодом жизни, так как оно во многом определяет будущее человека, его личностный рост и профессиональную социализацию. Это период интенсивной работы над собой в цел...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Профилактика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование»

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...