этика и методика семейного консультирования
консультация по теме
Этический кодекс дает возможность психологам и людям, с которыми они профессионально связаны, во-первых, руководствоваться принципами, правилами, нормами получения и применения психологических знаний, во-вторых, устанавливать стандарты, по которым могут быть оценены результаты применения психологических знаний в частности основной деятельности психолога в консультативной беседе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika_i_metodika_semeynogo_konsultirovaniya.docx | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭТИКА И МЕТОДИКА СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Оказание психологической профессиональной помощи характеризуется особой ответственностью перед клиентами, а также перед обществом и психологической наукой. Чтобы быть полезным, психолог нуждается в доверии. Доверие общества к психологу может быть достигнуто только при соблюдении этических основ их поведения, содержащихся в этическом кодексе психологов. Он служит как для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов, так и для регуляции отношений общества с психологом.
Этический кодекс дает возможность психологам и людям, с которыми они профессионально связаны, во-первых, руководствоваться принципами, правилами, нормами получения и применения психологических знаний, во-вторых, устанавливать стандарты, по которым могут быть оценены результаты применения психологических знаний.
Этический кодекс психологов Казахстана основывается на основных положениях международных стандартов этических норм психолога консультанта.
Границы компетентности.
Психологи-консультанты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.
В областях деятельности, в которых еще не выработаны приемлемые стандарты подготовки, психологи-консультанты делают все возможное для повышения компетентности своей работы и защиты клиентов от возможного вреда и т.п.
Психолог-консультант, принимая решение, связанное с профессиональной деятельностью, должен учитывать свою квалификацию и опыт работы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными отличиями (возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, разновидность психологической проблемы, физического или психического расстройства, язык или социо-экономический статус и т.п.).
Описание или объяснение результатов психологической работы.
В работе с клиентами-непрофессионалами психологи-консультанты используют понятные для них термины и объяснения.
Посягательства на честь и достоинство клиентов.
Психологи-консультанты не имеют права осуществлять действия, которые могут оскорбить или унизить честь и достоинство клиентов.
Отношение к личным проблемам.
Психологи-консультанты хорошо представляют, что их личные проблемы могут влиять на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому они избегают тех областей своей профессиональной деятельности, в которой эти проблемы могут отразиться особо остро и нанести какой-либо вред включенным в эту деятельность клиентам.
Неправильное использование психологических знаний.
Признавая силу психологических знаний, психологи-консультанты делают все возможное для предотвращения чьего-либо личного, финансового, социального, организационного и политического влияния с целью принуждения к неправильному использованию психологических знаний.
Использование психологического инструментария
Используя любой психологический инструментарий, психологи-консультанты должны быть уверены, что данный инструментарий адекватен решению поставленных задач, а его использование учитывает границы применимости.
Конфиденциальность.
Психологи-консультанты обсуждают с клиентами, с которыми они устанавливают профессиональные отношения, вопрос конфиденциальности; необходимые ограничения на возможное использование информации, полученной во время работы.
Необоснованные претензии.
Психологи-консультанты не допускают разбирательств по поводу этических претензий, которые недостаточно обоснованы, анонимны или преследуют цель дискредитации другого психолога-консультанта.
Методика семейного консультирования
Основная цель психологического консультирования с точки зрения и вытекающие из нее задачи: облегчение эмоционального состояния клиента, принятие клиентом ответственности за происходящее с ним, расширение представлений клиента о себе и собственной ситуации через выслушивание клиента, помощь клиенту в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации.
Типы клиентов:
По характеру запроса на психологическую помощь:
- Не уверенный в себе клиент.
- Уверенный в себе клиент.
- Клиент все знающий и доверяющий только себе.
- Клиент с потребностью "выговориться".
По особенностям восприятия психических явлений:
- Реалистичный
- Самоуверенный
- Эмоционально-утонченный
- Эстетизированный.
По способу работы со своими проблемами:
- Клиент, который в ситуации затруднения стремится перестроить свое поведение, стиль деятельности, образ жизни, но не знает как, сталкивается с трудностями в этом плане.
- Клиент, который в ситуации затруднения стремится создавать многообразные субъективно-личностные версии, призванные сохранить у него о себе хорошее мнение в своих глазах и в глазах других людей.
Позиция психолога-консультанта по отношению к разным
типам клиентов.
Типы позиций:
- психолог - нейтральный советчик;
- психолог - программист;
- психолог - слушатель;
- психолог - зеркало;
- психолог - катализатор.
Технология ведения консультативной беседы.
Необходимость ограничения речи психолога-консультанта в диалоге, приближение разговорной речи консультанта к языку клиента.
Анализ эмоциональных переживаний клиента в связи с излагаемыми им событиями и поступками с помощью техник работы на уровне чувств:
Предложение клиенту нескольких возможных альтернатив ответа относительно вариантов чувств, которые клиент испытывает.
Акцентирование эмоциональных переживаний клиента через проявление пристального внимания к эмоционально окрашенным словам и выражениям.
Использование парадоксальных вопросов.
Уточняющие и углубляющие формулировки.
Использование интерпретаций.
Перефразирование.
Обеспечение контакта с клиентом во время беседы через вербальный и невербальный контакт: через контакт глаз, выражение лица, позу тела, тон и
громкость голоса, использование паузы.
Этапы ведения консультативной беседы
Первый этап консультативной беседы: знакомство с клиентом и начало беседы. Приблизительная продолжительность этапа. Встреча клиента в дверях кабинета. Фразы, с помощью которых подбадривают клиента. Пауза, чтобы клиент собрался с мыслями и огляделся. Фразы, с которых начинается знакомство. Как лучше представляться клиенту. Какая информация должна быть предоставлена клиенту по его запросу или без него. Что делать, если клиент просит звонить куда-либо, писать письма и так далее. Обговаривание возможности аудио и видео записи. С какой фразы лучше всего переходить к расспросу.
Деятельность психолога-консультанта на первом подэтапе: эмпатическое
слушание, приемы структурирования беседы, принятие концепции клиента на этом подэтапе, осмысление того, что говорит клиент. Понятие консультативной гипотезы. Перевод жалобы клиента на язык психологической проблемы. Понятие психологической проблемы. Количество гипотез у психолога-консультанта как показатель его профессиональной оснащенности.
Второй этап консультативной беседы: расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез. Приблизительная продолжительность этого этапа.
Данный этап состоит из двух подэтапов: формулирование консультативных гипотез, проверка консультативных гипотез.
Деятельность психолога-консультанта на втором подэтапе: вербальное выражение консультантом гипотезы и ее максимальная индивидуализация в процессе диалога с клиентом. Большая утонченность и конкретная направленность вопросов консультанта к клиенту на этом подэтапе. Значение анализа конкретных ситуаций. Необходимость обсудить две-три конкретные ситуации для того, чтобы гипотеза подтвердилась или была опровергнута. Какими должны быть конкретные ситуации. Необходимость стимулировать клиента на описание собственных чувств и чувств других людей.
Третий этап консультативной беседы: оказание воздействия. Приблизительная продолжительность этого этапа.
Данный этап состоит из двух подэтапов: коррекция установок и коррекция поведения.
Деятельность психолога-консультанта на первом подэтапе: задача психолога-консультанта на этом подэтапе будет выполненной, если в сознании клиента будет выстроена следующая цепочка событий:
- Чувство или переживание клиента, длительно существующее или периодически возникающее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и удовлетворения своих потребностей (в любви, власти, понимании, ощущении ценности прожитой жизни и так далее).
- Неадекватные средства, избираемые для реализации этих целей, приводящие к сложности во взаимоотношениях.
- Негативная реакция партнера, часто усугубляющая проблемы клиента.
- Средства, которые использует психолог-консультант для выстраивания этой цепочки в сознании клиента.
Деятельность психолога-консультанта на втором подэтапе: психолог должен помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы поведения, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для клиента является наиболее подходящим. Далее разрабатывается конкретный план позитивного реагирования клиента.
Четвертый этап консультативной беседы: завершение беседы. Приблизительная продолжительность этого этапа. Основная деятельность психолога: подведение итогов беседы; обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими специалистами; домашние задания; прощание консультанта с клиентом. Особенности эмоционального реагирования клиента на заключительном этапе консультативной беседы: возможные негативные реакции клиента и поведение психолога-консультанта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультирование и психотерапия
Презентация посвящена сравнительному анализу методов консультирования и психотерапии....
Консультирование.
В презентации даны основы консультирования....
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКС- ПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
И.Л. Соломин...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности Консультирование на "телефоне доверия"
Цель "Консультирования на "телефоне доверия" дополнить существующую в России систему защиты детей от жестокого обращения и стать действенным каналом оказания помощи де...
Рабочая программа: Практикум по финансовому консультированию физических и юридических лиц
На сайте представлена программа дополнительного образования для обущающихся 3 курса I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Направленность программы.Основными задачами практикума является: ...
Беседа: «Семейные традиции».Цель: Подготовка воспитанников к будущей семейной жизни. Задача: Формирование семейных общечеловеческих ценностей, семейных традиций.
Ход беседы:1.Что такое семейная традиция?Традиция – правило поведения, события, регулярно повторяющиеся.2.Почему в каждой семье должны быть свои традиции?3.Какие традиции должны быть в каж...
Статья - "Педагогическая этика, как одна из основ этико-нравственной культуре педагога", г. Братск, 2022
laquo;Педагогика не наука, а искусство – самое обширное и сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное,...