Методическая разработка классного часа "Этикет в социальных сетях"
методическая разработка

Сейтова Альбина Сериковна

Методическая разработка классного часа "Этикет в социальных сетях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл классный час26.04 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ СО «Александрово-Гайский политехнический лицей»

Методическая разработка классного часа на тему

«Этикет в социальных сетях»

Классный руководитель гр. С-21

Сейтова А.С.

18.02.2021 г.

Классный час «Этикет в социальных сетях»

Красив тот, кто красиво поступает.

Цель: сформировать представление учащихся о культуре поведения в социальных сетях.

Оборудование: словари, сигнальные карточки (красный, зеленый) на каждого по две разного цвета, распечатанные сканы страниц из соцсетей, бумажные свитки, шаблоны «смайлик».

1. Организационный момент

2. Определение темы классного часа

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим на интересную и актуальную тему. Хотите узнать, какую? Ну тогда вам придется немного заглянуть в будущее. А узнать то, что нас ждет в недалеком будущем, поможет гадание, но не простое, а на словарях. (СЛАЙД 1).

На ваших партах лежат словари. Я буду называть страницу и строку, а вы зачитывать определение того понятия, которое вам выпадет.

«Гадание на словарях»

Этикет - установленный порядок поведения, форм обхождения.

Интернет - всемирная информационная компьютерная сеть, связывающая между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей индивидуальных компьютеров для обмена информацией.

- А теперь на основе этих понятий попробуйте этих определить тему классного часа («Этикет в Интернете») (СЛАЙД 2)

- Верно, но только мы немного сузим понятие «Интернет». Посмотрите на экран (Этикет в соцсетях)

- Какие соцсети вы знаете?

- Верно, и правила, о которых мы сегодня поговорим, распространяются абсолютно на все эти соцсети.

3. Актуализация знаний

«Двухцветный светофор» (СЛАЙД 3)

- Посмотрите, сейчас на нашем светофоре всего два цвета: красный означает, что доступ к новой информации, которую вы можете узнать сегодня, закрыт; зеленый - открыт, и мы можем двигаться вперед. Чтобы загорелся зеленый сигнал светофора, нам необходимо вспомнить то, без чего мы не сможем идти дальше. Как вы думаете, что это? (Правила обычного этикета).

- Да, верно. Если мы не знаем элементарных правил культурного поведения, то о каком этикете в соцсетях может идти речь?

Сейчас на экране вы увидите утверждения, некоторые из которых неверные. Ваша задача, определить, какие именно, показывая либо красную сигнальную карточку, либо зеленую.

Допускается класть смартфон на стол в общественных местах (например в кафе). –

Никогда не приходите в гости без предварительного звонка. +

Дурным тоном считается вести по телефону пустую болтовню, для этого лучше встретиться лично. +

Войдя в помещение, не стоит здороваться, если вы старше остальных по возрасту или выше по положению. –

Если кто-то некрасиво окликает вас, например «Эй, ты!», не стоит отзывается на этот оклик. +

Если вас оскорбили, нужно ответить тем же, чтобы восторжествовала справедливость. –

Всегда необходимо соблюдать тайну переписки и не читать чужих писем без разрешения. +

4. Целеполагание (СЛАЙД 4)

- Зеленый свет получен, теперь нам нужно поставить перед собой цель. Посмотрите, на ваших столах лежат вот такие красивые бумажные свитки. Как вы думаете, для чего они? (На них мы будем записывать правила поведения в соцсетях)

- Не просто записывать! Мы с вами их сами выведем! Выведем, будем, конечно же, пользоваться каждый раз, общаясь в соцсетях… Но, получается, пользу наша работа принесет только нам с вами! Уж слишком небольшая аудитория выходит… А как можно расширить аудиторию? (Создать буклеты-памятки с этими правилами)

5. Работа по теме классного часа (СЛАЙД 5)

- Ребята, работать вы сегодня будете в группах. Сейчас, пожалуйста, выберите того, кто будет записывать правила в свиток. А действовать мы сегодня будет таким образом.

Каждый раз, просматривая ленту той или иной социальной сети, я вижу, что некоторые пользователи ведут себя неэтично. Сегодня вы как раз будете работать с такими примерами. На ваших столах сканированные и распечатанные копии страниц из различных соцсетей – у каждой группы свои. Вам нужно их внимательно изучить и определить, какое правило этикета нарушил пользователь. Эти правила мы и будем записывать в наш свиток.

Сейчас вы работаете с примерами под номером 1.

Работа в группах с первыми примерами.

- Итак, давайте послушаем, что у вас получилось. (СЛАЙД 6). Первая группа разбирала публикацию, в которой нас прежде всего интересуют комментарии. Прочтите их, пожалуйста. (Читает ученик)

- Что же в них не так? (Они оскорбляют автора публикации. Нельзя оскорблять других пользователей соцсетей)

- Совершенно верно! Ни в реальной жизни, ни в соцсетях, ни где-либо еще не опускайтесь до оскорблений. Тем более некультурно сквернословить. Помните, во многих чатах следят за ходом общения и применяют к хулиганам и сквернословам наказание в виде ограничения доступа на сервер. И конечно же, не стоит забывать: поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами.

- Какое же правило будет первым?

Правило № 1

Не оскорбляйте пользователей и не сквернословьте! Будьте вежливы в переписке, и ваши собеседники будут вежливы с вами.

- Вторая группа работала с примером публикации в соцсети (СЛАЙД 7), от которой лично у меня волосы встали дыбом: прочтите пост под фото (орфография и пунктуация сохранены). Здесь, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому прочтите про себя.

Какое правило этикета не знает этот пользователь? (Нужно стараться писать грамотно, чтобы твои сообщения и посты были понятны и не вызывали затруднений при чтении).

- Попробуйте посчитать сколько ошибок в этой подписи, не такой уж и длинной, к фото. (Работа с интерактивной доской, ученик подчеркивает ошибки, потом подсчитывает, тексты можно раздать и группам, чтобы работали на местах)

- Да, текст с таким огромным количеством ошибок тяжело воспринять с первого раза. Поэтому мы записываем следующее правило. Озвучьте его, пожалуйста!

Правило № 2

Будьте грамотны! Вас оценивают по тому, как вы пишете!

- Сейчас мы, нравится нам это или нет, живем в эпоху информационного общества, главным признаком которого являются компьютерные технологии. Скорость обработки информации, анонимность позволяют человеку применить компьютер для общения, в ходе которого он мог бы поделиться важными для него мыслями, идеями, чувствами, переживаниями и получить понимание и поддержку. Интернет, а в частности соцсети, предоставляют такую возможность и завоевывают все большую аудиторию [1]. Поэтому вполне объяснимо, что появляется и особый интернет-язык. Чтобы понимать, что перед нами – новый жаргон или обычная безграмотность, нужно знать особенности языка интернета.

Небольшие, но интересные сообщения на эту тему подготовили Светлана Мыцких и Светлана Сергеева. Послушаем их!

Сообщение «Особенности языка интернета» (рассказывают заранее подготовленные ученики). См. Приложение 1.

Популярность общения в социальных сетях привела к образованию особого языка – языка интернета, имеющего свои отличительные черты.

Среди особенностей сетевого языка можно выделить следующие.

Сокращение, например, инет, седня, ща, спс и т.д. В интернете неудобны длинные слова, т. к. важно быстро набрать сообщение.

Неологизмы. Большая часть интернет-языка состоит из неологизмов: «АймаладццА!», «Ржунимагу» и т.д.

Заимствованные слова. Помимо англицизмов, в современном языке интернет-общения большой популярностью пользуются слова, пришедшие из японского языка. Причина этому в популярности японского анимационного кино: няшка и няшный (невероятно милый), кавай (просто милый) и т.д. – пришли именно из аниме

Метаплазм, или намеренное искажение слов: аццкий, любофф, привед, и т.д. Причины таких искажений в желании образовать особый, яркий язык, создав его из переделки избитых слов и выражений.

Смайлики. интернет-общение лишено возможности выразить эмоции интонацией, жестами или мимикой. Поэтому на помощь приходят смайлики, которые помогают понять собеседнику наши эмоции.

Сегодня интернет-язык — это, безусловно, жаргон. Создавая его, искажая слова, образуя новые, придавая экспрессивные значения старым словам, люди заявляют о своей принадлежности к определенной группе, подчеркивают свое стремление выделиться. Однако, перенося этот сленг из сети в реальную жизнь, мы губим литературный язык, показываем себя неграмотными людьми, получаем низкие оценки за сочинения…

Поэтому не стоит забывать, что культурным будет употребление жаргона только в определенной социальной группе. (СЛАЙД 9) В данном случае – при общении непосредственно в интернете с друзьями или другими пользователями. Но и в этом случае во всем нужна мера, иначе ваши сообщения просто-напросто никто не поймет. Ну и не забывайте, что сложное предложение, оно и в интернете сложное предложение [1]

И как гласит современная пословица, в интернете по аватару встречают, а по умению обособлять деепричастный оборот провожают.

- Спасибо, девочки, за интересное сообщение! Теперь таким же образом поработайте с примерами под номером 2.

Физминутка (СЛАЙД 11)

Ребята, что-то мы с вами засиделись! Пора сделать паузу, полезную дня нашего здоровья. У тех, кто часто сидит за компьютером или склонившись над телефоном, развивается синдром, который в народе назвали «компьютерная шея», т.е. когда голова заметно выдвинута вперед относительно туловища. Чтобы у вас не развился этот синдром, нужно, во-первых, следить за осанкой, а во-вторых, постоянно делать несколько нехитрых упражнений, которые я вам сейчас покажу.

(Выполнение упражнений)

Работа в группах со вторыми примерами.

- Итак, первой группе досталась следующая публикация в соцсети (СЛАЙД 12): девочка, обрадовавшись, что родители уехали на дачу, выложила вот такую известную в интернет-среде картинку (их еще называют мемами) и сообщение (читает ученик):

«Наконец-то дождалась! Родители на даче… Все ко мне! Кто не знает адрес: Шевченко, 13, кв.57, код от домофона 151# если что звоните 89112345687» (орфография и стилистика сохранены).

- Что же здесь не так? (Нельзя выкладывать сообщения с личной информацией: адресом, номером телефона и тем более с кодом от домофона)

- Почему нельзя?

- Верно, это не только противоречить правилам поведения в соцсетях, это может быть опасно для вас и вашей семьи! Итак, записываем третье правило. Какое?

Правило № 3

Никогда не сообщать о себе личной информации: адрес, телефон, распорядок дня своей семьи.

- Вторая группа работала с одним из самых популярных видов публикаций в социальных сетях. (СЛАЙД 13) Какое правило нужно помнить, размещая фото того, что вы едите? (Размещать фотографии еды нужно обдуманно. Например, если вы узнали необычный рецепт или решили рассказать историю какого-то блюда. А подобные фото, во-первых, неэстетичны, а во-вторых, не несут никакого смысла.).

Правило № 4

Не размещайте бессмысленные фотографии еды! Это дурной тон!

Общая работа с последней иллюстраций (СЛАЙД 14)

- Ну а теперь вместе поработаем с последним примером. Фотографии, подобные этим, девушки часто размещают в социальных сетях… Какое правило этикета они при этом забывают? (Многие девушки часто делают селфи – т.е. фотографируют себя – а потом размещают такие снимки в соцсетях в огромном количестве)

- Да, вы мыслите совершенно верно… А еще встречаются вот такие фотошедевры. Чем они могут не понравиться воспитанному человеку?

(Девушки фотографируют себя и даже не задумываются, где они это делают замечают. На одном из фото на заднем плане неубранная комната, с разбросанными по ней вещами, что характеризует хозяйку как неряху, на другой селфи сделано в туалете. Что в этом красивого?)

- К какому правилу мы пришли?

Правило № 5

Не переусердствуйте с селфи! Думайте, где и при каких обстоятельствах вы фотографируете себя!

- Ребята, вы молодцы! Это правило стоило бы знать не только нам с вами, но и бывшему американскому президенту Бараку Обаме. Это скандальное фото долго обсуждалось интернет-сообществом. Дело в неэтичном поведении экс-президента: он вместе с британским премьером и главой датского кабинета министров весело делал селфи на траурной церемонии прощания с южноафриканским политиком Нельсоном Манделой. Такое поведение крайне неэтично!

6. Подведение итогов работы

- Ребята, теперь давайте прочтем то, что у нас получилось. (Один ученик читает свод правил)

- Сегодня вы проделали большую, серьезную и очень важную работу. Где бы вы не находились, даже в соцсетях, нужно соблюдать правила культурного поведения. Однако помните, что виртуальное общение никогда не заменит теплоты личной беседы.

7. Рефлексия (СЛАЙД 16)

- У вас на столах желтые круги из бумаги. Что они вам напоминают? (Смайлики)

- Верно. Я попрошу вас сейчас нарисовать на листах тот смайлик, который описывает ваши эмоции, полученные сегодня во время работы. (Ребята рисуют смайлики)

- А теперь посмотрите друг на друга и передайте эти эмоции друг другу с помощью мимики. Согласитесь, настоящие чувства не заменит ни один смайлик и даже миллион восклицательных знаков. Не забывайте об этом и выбирайте живое общение! Но где бы вы не находились – на светском приеме или в социальной сети, ведите себя культурно. Ведь красив тот, кто красиво поступает! Спасибо за работу!

8. Список использованной литературы

 http://lyceum57.narod.ru/Dokument/Kopilka/Rus_lit/Chulkova/Internet-yazyk.pdf (Чулкова Л.М., исследование «Особенности современного языка интернет-общения»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка лекции по дисциплине "Социальная психология". Тема "Общение как перцептивный процесс"

Здесь представлена разработка лекции по дисциплине "Социальная психология" для студентов СПО....

Методическая разработка урока по теме "Социальная структура и социальные отношения"

laquo;Социальные отношения и социальная структура общества»Урок   усвоения новых знанийФормирование понятия социальной структуры общества и знаний о процессах, идущих в сфере социальн...

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка

Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...

Методическая разработка презентация по теме: Канализационные сети с вентилируемыми стояками

Методическая разработка презентация к уроку Канализационные сети с вентилируемыми стояками...

С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов

Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...

Методическая разработка классного часа: тема « Профилактика суицидального поведения в работе классного руководителя»

Актуальность выбранной темы классного часа обусловлена тем, что проблема суицида и суицидальных попыток     приобрела значительный масштаб в наше время. Это обусловлено тем, что мн...