Логопедический проект "Трудные звуки"
проект
Логопедический проект «Трудные звуки» предназначен для создания условий развития звуковой культуры у детей с нарушениями в произношении труднопроизносимых звуков. В проекте отражены следующие направления коррекционной работы: постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков. В проекте показан способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, детей, воспитателей, родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnye_zvuki.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ТРУДНЫЕ ЗВУКИ»
Руководитель проекта:
учитель-логопед Пеперова М. И.
Срок реализации: 2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Логопедический проект «Трудные звуки» предназначен для создания условий развития звуковой культуры у детей с нарушениями в произношении труднопроизносимых звуков. В проекте отражены следующие направления коррекционной работы: постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков. В проекте показан способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, детей, воспитателей, родителей.
Гипотезой проекта выступило то, что использование метода проекта в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее и легче усвоить знания и навыки, которые приобретаются в процессе практической деятельности, повысят заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
Проект «Трудные звуки» предназначен для детей 6-7 лет.
Участники проекта:
- дети с нарушениями речи,
- учитель-логопед,
- воспитатели,
- специалисты ДОУ,
- родители.
Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития у воспитанников ДОУ.
Задачи:
- Вызвать желание у детей участвовать в процессе коррекции звуков речи.
- Развивать не только речевые, но и творческие способности у детей.
- Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
- Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям.
- Привлечь детей к совместной деятельности.
- Объединять усилия педагога и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко используя родительский потенциал.
Ожидаемый результат – повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Эффективность данных результатов:
У детей – самоконтроль в правильном звукопроизношении в общении с детьми и взрослыми ДОУ и в семье.
У родителей – приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей и чувство удовлетворенности от совместного творчества (положительная оценка деятельности ДОУ).
У педагогов – повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы.
Практическая значимость проекта
Данная система может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений для профилактики нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.
Возрастная группа: подготовительная
Вид проекта – практико-ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации проекта – 1 год
Этапы проекта:
I. Подготовительный этап (информационно-аналитический):
Задачи:
- Изучение проблемы в теории и практике.
- Выявление проблемы – диагностика уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).
- Определение системы логопедического проекта, условий его реализации.
II. Основной этап (практический):
Задачи:
- Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции отрабатываемы звуков.
- Осознанное понимание артикуляционного уклада трудного звука и исправление дефекта произношения.
- Повышение интереса родителей к логопедическому процессу.
- Обогащение логопедических знаний у воспитателей в исправлении дефекта звукопроизношения у воспитанников ДОУ.
Содержание работы
С детьми:
- Знакомство детей с органами артикуляции в сказках о Веселом Язычке.
- Использование приема при анализе артикуляции «Покажи и объясни мне, как правильно делать, чтобы вызвать нужный звук».
- Использование пособия «Артикуляционные уклады звуков» при анализе артикуляции изучаемого звука.
- Исследование особенностей произношения каждого изучаемого трудного звука по мере его постановки и автоматизации (подбор картинок с данным звуком и определением его место в слове).
С родителями:
- Консультация учителя-логопеда для родителей «Причины нарушений звукопроизношения».
- Мастер-классы:
- по проведению артикуляционной гимнастики «С Язычком мы дружим всей семьёй»;
- упражнений по формированию фонематического восприятия «Наши ушки хороши – звуки все для нас слышны»;
- по обучению анализу и синтезу звукового состава слогов и слов «Звуковые дорожки» (изготовление и их использование),
- по постановке и закреплению звуков «Учим звуки всей семьёй».
- Индивидуальные консультации родителей по автоматизации поставленных звуков.
- Показ индивидуальных и подгрупповых занятий по постановке и автоматизации трудных звуков.
- Выполнение, совместное с ребенком, заданий от логопеда с изучаемыми звуками (в домашних тетрадях «Трудные звуки»).
- Использование красочных картинок в процессе закрепления правильного звукопроизношения дома по заданию учителя-логопеда.
С педагогами:
- Консультация учителя-логопеда «Виды нарушений звукопроизношения у детей и их причины».
- Мастер-класс «Постановка и автоматизация трудных звуков»
- Выполнение совместно с детьми настольных речевых игр по заданию учителя-логопеда (с трудными звуками).
- Использование настольных речевых игр в процессе закрепления правильного произношения поставленных звуков по заданию и консультированию учителя-логопеда.
Практический результат проекта
- Красочное оформление индивидуальных тетрадей «Трудные звуки», их практическое использование при выполнении домашних упражнений.
- Демонстрация настольных речевых игр из серии «Трудные звуки» (на все звуки) и их использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.
III. Заключительный этап:
- Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе.
- Итоги результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки тетрадей с «Трудными звуками»; демонстрации настольных речевых игр, созданных совместно с воспитателями, детьми, учителем-логопедом.
Конечным продуктом проекта:
- Сформированная устойчивая мотивация детей.
- Повышение грамотности родителей в обучении детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в логопедическом процессе.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.
Вывод – использование проектной деятельности необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми совместно с родителями и педагогами новых умений и навыков в автоматизации и дифференциации труднопроизносимых звуков.
Список изученной литературы:
- Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005.
- Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005.
- Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва: Просвещение, 2006г.
- Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. В мире слов, букв и звуков. М.: Сфера, 2015.
Интернет-ресурсы:
- http://nsportal.ru/
- http://www.maam.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука "Ш" в словах".
На данном занятии закрепляется правильное произношение звука "Ш" в словах....
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука[л] в словах.
Автоматизация звука [л] в словах....
Конспект логопедического занятия на тему "Транспорт. Звук [В]"
Конспект логопедического занятия на тему "Транспорт. Звук [В]" (открытое занятие для родителей).В занятии использованы игровые приемы, различная наглядность, что способствует повышению интереса к мате...
Открытое логопедическое занятие по автоматизации звука "л"
Индивидуальное логопедическое занятие по теме: "Весна" (автоматизация звука "л" в речи)....
Логопедический досуг-мероприятие «Весёлые звуки»
Логопедический досуг-мероприятие «Весёлые звуки»(подготовила и провела учитель-логопед Воронина Л.С.)Цель: Автоматизация и дифференциация в устной речи свистящих и шипящих звуков в игровой форме....
Конспект логопедического занятия "Звуки речевые и неречевые".
Цели:Развивать слух, слуховое внимание, память.Учить выделять и различать неречевые звуки.Развитие понимания инструкций из 3 частей.Коррекция слухового внимания и мелкой моторики.Оборудование: видеока...