Как хорошо уметь читать
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
II . Введение. Современные технологии, новая структура досуга полностью изменили мировоззрение подростков. Они перестали обращаться к великому искусству - искусству чтения. Я, являясь частью современного общества, обратила внимание, что и мои сверстники не видят в чтении художественной, справочной и другой литературы преимущества. Поэтому, в сложившейся ситуации, я вижу проблемы – каковы же читательские интересы старшеклассников? Какие факторы влияют на их читательский выбор ?
Цели исследования: 1) выявить читательские интересы старшеклассников; 2) определить, что влияет на читательский выбор. Для реализации данных целей поставлена задача: создать список литературы, которая пользуется популярностью у старшеклассников и позднее рекомендовать его для подготовки к школьным дисциплинам. Методы исследования: изучение публикаций психологов, социологов; опрос; анкетирование; работа с библиотечными каталогами и картотеками. Объект исследования: читательские интересы старшеклассников Предмет исследования: учащиеся 9-11 классов
III . Основная часть. III . I Читают ли современные дети? (мнения исследователей) Кто не помнит известное детское стихотворение «Как хорошо уметь читать!»… «Как хорошо уметь читать: не надо к маме приставать, не надо бабушку трясти: Прочти, пожалуйста, прочти…»… А действительно, читать – это хорошо? Многие могут ответить, что чтение – это ключ к знаниям, основа воображения. Но вот читает ли сегодняшняя молодежь?
В 2009 году социологи, психологи, издательства, Российская государственная детская библиотека провели исследования: читают ли современные дети? Треть опрошенных (возраст 15–17 лет) ответили, что они «любят читать, но не хватает времени». 27,6% подростков сказали, что «читают много». А примерно каждый десятый из опрошенных признался: «Читаю редко, не люблю».
В процессе общения со старшим поколением выяснилось, что причин, заставлявших их «тыкать в книжку пальчик», было две. Во-первых, больше нечем было заняться на досуге, во-вторых — и так отвечали многие родители, — им действительно было интересно читать. Сейчас смешно даже и говорить о том, что молодежи нечем заполнить досуг. Те эмоции, которые папы и мамы могли получить только из книги,
нынешним тинэйджерам приносит кино, компьютерные игры и прочее. Достаточно нажать две кнопки — и получай свой адреналин. Это гораздо проще, чем прочесть 700 страниц текста. То, что у книги появились мощные конкуренты, ясно всем. Непонятно другое. Как ученики изучают гуманитарные дисциплины? Неужели им достаточно того, что объясняет учитель? Выводы исследователей, «дети не читают из-за того, что им непонятны описываемые в русской классике человеческие отношения. Просто навязывание литературных шедевров в обязательном порядке да еще и «пережевывание» их по выверенной схеме убивают желание читать не только эти шедевры, но и вообще что-нибудь».
III . II Что читают учащиеся 9-11 классов в МБОО «Заводская средняя общеобразовательная школа» Шаг первый. В нашем поселке две библиотеки: Школьная, Сельская и взяли городскую Детскую библиотеку (библиотека филиал №17) имени Аркадия Гайдара ул. Геологическая,14 города Улан-Удэ. Фондовый состав каждой: 5672 экземпляров, 11тысяч, 5570 соответственно. В составе библиотек имеется справочная, художественная, публицистическая, научная литература. Кроме того, все библиотеки получают периодические издания, что позволяет ориентироваться в новинках литературы.
Фондовый состав каждой библиотеки позволяет использовать литературу при подготовке к любому школьному предмету. Шаг второй. Всего в 9 -11классах обучается 120 человек. В Школьной библиотеке, из числа учащихся 9 -11классов, записано 28 человек, в Сельской – 198 человек, в Детской – всего 15. Надо учесть, что в Детской библиотеке на абонементе не обслуживаются учащиеся 11 классов, для них работает только «Читальный зал».
Таким образом, посещают библиотеки 226 человек, 79 учащихся являются читателями сразу нескольких библиотек. В идеале количество читателей всех трёх библиотек составило бы 360 человек. Необходимо отметить, что в сравнении с 2018 годом того же периода, число записанных в библиотеки учащихся 9 – 11 классов, было значительно меньше (93 учащихся). По мнению работников, такая разница обусловлена, прежде всего, в незаинтересованности учеников получать дополнительные знания.
Шаг третий. Работа с читательскими формулярами помогла подсчитать количество посещений. С сентября 2019 года количество посещений в каждой библиотеке составило:
Вид библиотеки Месяц сентябрь октябрь ноябрь декабрь классы 9 10 11 9 10 11 9 10 11 9 10 11 Всего Школьная 1 4 13 6 4 5 3 - 3 19 - 3 61 Сельская 4 5 10 8 3 9 6 7 6 3 5 7 73 Детская им. А. Гайдара 1 1 - 2 - - 1 - - - - - 5 Всего 6 10 23 16 7 14 10 7 9 22 5 10 139
Количество посещений с сентября по декабрь 2019 год
Диагностика показала, что основными читателями библиотек являются учащиеся 11 классов, далее – девятиклассники, слабый интерес к чтению у десятиклассников. Можно предположить, что учащиеся выпускных классов , 9 и 11, в большей степени заинтересованы в чтении программной и дополнительной литературы, десятиклассники менее активны в этом процессе.
(При обработке данных не учитывался факт того, что у многих учащихся есть домашние библиотеки). Возникли вопросы: «Какую же литературу читают учащиеся? Что влияет на их выбор?»
Наша школьная библиотека
У выпускников популярной литературой является программная, у десятиклассников – справочная. Литературу «для души» из общей группы опрошенных читают 28% (журналы для подростков, реалистические романы). На вопрос: «При подготовке к какому предмету ты идешь в библиотеку?» - на первом месте стоят гуманитарные: литература, история, обществознание; далее – биология, физика.
Большинство опрошенных старшеклассников предпочитают в качестве источника информации Интернет. Сейчас очень модно не читать, а слушать «Аудиокниги». Поэтому на вопрос: «Считаешь ли ты, что библиотека – это доступное место для получения информации?» - треть опрошенных ответили «да»; остальные – «не всегда». Стеллажи библиотек заполнены программной литературой, а между тем
в ответах на вопрос: «Какие книги ты хотел бы почитать?» — на первом месте стоят реалистические повести, рассказы о сверстниках. Возник вопрос «Почему именно такая литература?» - «Она — про нашу новую жизнь и про новых детей, которые знают, что такое наркотики и как страшно быть бездомным. Такая литература позволяет самим решать, можно ли предать любовь ради карьеры».
Выбор старшеклассников понятен: в жизни есть такие моменты, когда человеку надо сделать шаг во взрослую жизнь и сделать его правильно. Возможно, будет верным, если рядом с томиком А.С.Пушкина будут «Кораблики» В. Крапивина, «Дикая любовь» Ю. Короткова. Конечно, чем старше школьник, тем больше «деловое» чтение по школьной программе» теснит досуговое , не оставляя времени на чтение любимых книг и просто на возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от самого процесса свободного чтения.
На вопрос: «Для чего нужны книги?» - ответили почти все участники анкетирования. Их размышления отличаются полнотой ответа, самостоятельностью суждений, пониманием проблемы. Читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Они способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они точнее формулируют, свободнее пишут, приятны в общении, самостоятельны в суждениях и поведении.
Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, культурного человека.
IV . Заключение. Осознание проблем: «Каковы же читательские интересы старшеклассников? Какие факторы влияют на их читательский выбор?» - позволило понять, какая литература пользуется популярностью у учащихся 9 – 11классов. (Приложение 2). Чтобы повысить интерес учащихся к чтению, библиотекари, учителя – предметники проводят рекламу книг на уроках, делают выставки «новинок», поступающих в библиотеку, предлагают ученикам принимать участие в викторинах, конкурсах, которые проводят газеты и журналы.
Благодаря этому, происходит перелом интереса в познавательную сторону. Чем больше знаний имеет человек, тем больше у него потребность получать эти знания. Мне хочется, чтобы ученики почувствовали необходимость в дополнительных знаниях, в чтении.
Список литературы: 1.Газета «Аргументы и факты», 2009 год, №31 2.Каталоги и картотеки Школьной, Детской и Сельской библиотек.
Приложения: Приложение 1. Вопросы анкеты. 1.Какую же литературу ты чаще всего читаешь? 2. При подготовке к какому предмету ты идешь в библиотеку? 3.Какой источник информации ты предпочитаешь? 4. Считаешь ли ты, что библиотека – это доступное место для получения информации? 5. Какие книги ты хотел бы почитать? 6. Почему именно такая литература? 7. Для чего нужны книги?
Приложение 2. Список литературы, которая пользуется популярностью у учащихся 9 – 11 классов. Художественная литература: 1. Н 48. Некрасов Н.А. Лирика. 13-е издание; 142 страницы; (Школьная библиотека);издательство «Детская литература». 1978 год. 2. П 91. А.С. Пушкин. Стихотворения. Поэмы. 496 страниц; издательство «Правда». 1984 год. 3. Б 90. М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»; «Издательство АСТ»; «Издательство Олимп»; 592 страницы; (Школа классики). 2001 год. 4. Б 90. М.А. Булгаков. «Собачье сердце»; «Повести и рассказы»; «Издательство АСТ»; издательство «Фолио». 2001 год.
5. Е 82. Сергей Есенин. Собрание сочинений. В 2 томах (том 1). Стихотворения. Поэмы. 480 страниц; издательство «Советская Россия»; издательство «Современник». 1992 год. 6. А 95. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэма. Драматургия. Эссе. 752 страницы; «Издательство АСТ»; «Издательство Олимп»; (Школа классики). 2001год. 7. Г 65. Гончаров И. «Обломов»; «Издательство АСТ»; «Издательство Олимп»; 688 страниц. 2001 год. 8. Д 56. Н.А. Добролюбов. « О классиках русской литературы»; 303 страницы; издательство «Детская литература»; (Школьная библиотека). 1986 год. 9. А 91. Астафьев В.П. Повести. Рассказы. 512 страниц; издательство «Дрофа»; издательство «Вече»; (Библиотека отечественной классической художественной литературы). 2002 год.
Класс Литература Всего Справочная Программная Художественная («для души») 9-е 9 12 4 25 10-е 11 4 7 22 11 3 5 3 11 Всего 23 21 14 58
10. Д 70. Достоевский Ф.М. « Идиот ». Роман. 688 страниц; издательство «Дрофа»; издательство «Вече»; (Библиотека отечественной классической художественной литературы). 2002 год. 11. А.А. Фет. «Полное собрание сочинений». Издательство «Советский писатель»; издательство «Детская литература». 1982 год. 12. П 91. А.С. Пушкин. Стихотворения. Поэмы. Драмы. Сказки. 608 страниц; издательство « Эксмо »; (серия «Русская классика»). 2004 год. 13. Б 17. Байрон Дж. Г. Избранные произведения. 269 страниц; издательство «Детская литература». 1988 год.
14. М.А. Шолохов. Донские рассказы. Судьба человека. Издательство «Художественная литература». 1988 год. 15. Ш 78. М.А. Шолохов. Тихий Дон. Роман. В 4 книгах; в 2 томах. Том 1, книга 1 и 2. 733 страницы; «Издательство АСТ»; издательство «ЛЮКС»; издательство « Астрель »; (Библиотека школьника). 2004 год. 16. Р 24. В.Г. Распутин. Повести. Рассказы. 400 страниц; издательство «Дрофа»; издательство «Вече»; (Библиотека отечественной классической художественной литературы). 2002 год. 17. С 60. Солженицын А.И. Рассказы. 529 страниц; «Издательство АСТ»; (Мировая классика). 2001 год. 18. Г 71. М. Горький. Пьесы. Мещане. На дне. 176 страниц; издательство «Детская литература». 1986 год. 19. Г 71. М. Горький. Макар Чудра и другие рассказы. 223 страницы; ; издательство «Детская литература». 1988 год.
20. К 21. Н.М. Карамзин. Бедная Лиза. 156 страниц; «Издательство АСТ»; издательство « Астрель »; издательство « Транзиткнига ». 2006 год. 21. М 39. Маяковский В.В. Сочинения в двух томах. 768 страниц; издательство «Художественная литература»; издательство «Правда». 1987 год. 22. Л 49. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. Поэмы. «Герой нашего времени». 480 страниц; «Издательство АСТ»; «Издательство Олимп»; (Школа классики). 2001год. 23. А 18. Авторская песня. 512 страниц; «Издательство АСТ»; «Издательство Олимп»; издательство «Фирма»;(Школа классики). 2000 год.
24. В 12. Вампилов А. Прощание в июне. Пьесы. 443 страницы; «Издательство АСТ Москва»; издательство « Транзиткнига ». 2005 год. 25. М 23. Мандельштам О.Э. Избранное. 448 страниц; издательство « Русич »; (Библиотека поэзии). 2001 год. 26. Ч 56. Чехов А.П. Вишневый сад. 256 страниц; «Издательство АСТ»; «Издательство Олимп»; (Школьная хрестоматия). 2000 год. 27. С 48. Слово о полку Игореве. 272 страницы; «Издательство АСТ»; «Издательство Олимп»; (Школьная хрестоматия). 2001 год. 28. Ш 41. Шекспир У. Пьесы. Сонеты. 752 страницы; «Издательство АСТ»; «Издательство Олимп»; (Школа классики). 2001 год. 29. Ф 77. Фонвизин Д.И. Недоросль. Грибоедов А.С. Горе от ума. 240 страниц; «Издательство АСТ»; «Издательство Олимп»; (Школьная хрестоматия). 2001 год.
30. Т 86. Тургенев И.С. Первая любовь. Повести. Стихотворения в прозе. 640 страниц; издательство « Эксмо »; (серия «Русская классика»). 2004 год. 31. А 95. Ахматова А.А. Избранное. 64 0страниц; издательство « Русич »; (Библиотека поэзии). 2004 год. 32. С 16. Салтыков – Щедрин М.Е. История одного города. Господа Головлевы. 480 страниц; издательство «Дрофа»; издательство «Вече»; (Библиотека отечественной классической художественной литературы). 2002 год. 33. О 77. Островский А.Н. Пьесы. 480 страниц; издательство «Дрофа»; издательство «Вече»; (Библиотека отечественной классической художественной литературы). 2002 год. 34. Т 53. Л.Н. Толстой. Война и мир. Роман. Книга 1; том 1, 2. 736 страниц; «Издательство АСТ»; издательство «ВАГРИУС»; (Мировая классика). 2001 год. 35. Г 58. Гоголь Н.В. Повести. Мертвые души. Поэма. 512 страниц; издательство « Эксмо »; (серия «Русская классика»). 2004 год. 36. Б 70. Блок А.А. стихотворения и поэмы. 188 страниц; «Издательство АСТ»; издательство « Астрель »; (Школьная хрестоматия). 2006 год.
Справочная литература: 37. Б 79. Большой справочник школьника. 5-11 класс . 4-е издание. 1104 страницы; издательство «Дрофа». 2001 год. 38. Э 68. Энциклопедия для детей. Человек. Том 18. 640 страниц; издательство «Дрофа». 2002 год. 39. Ш 67. Школьная энциклопедия. История России XX век. 544 страницы; издательство « Руссика »; издательство « Олма-пресс образование». 2003 год. 40. Ш 67. Школьная энциклопедия. История Древнего Мира. 815 страниц; издательство « Руссика »; издательство « Олма-пресс образование». 2003 год.
Мы решили разобраться, что читают ученики 9-11 классов в МБОО «Заводская СОШ» и что влияет на их читательский выбор. Современные технологии, новая структура досуга полностью измели мировоззрение подростков. Они перестали обращаться к великому искусству - искусству чтения. Я, являясь частью современного общества, обратила внимание, что и мои сверстники не видят в чтении художественной, справочной и другой литературы преимущества. Поэтому, в сложившейся ситуации, я вижу проблемы – каковы же читательские интересы старшеклассников? Какие факторы влияют на читательский выбор старшеклассников?
Цели исследования: 1) выявить читательские интересы старшеклассников; 2) определить, что влияет на читательский выбор. Для реализации данных целей поставлена задача: создать список литературы, которая пользуется популярностью у старшеклассников. Методы исследования: изучение публикаций психологов, социологов; опрос; анкетирование; работа с библиотечными каталогами и картотеками. Объект исследования: читательские интересы старшеклассников Предмет исследования: учащиеся 9-11 классов
А проблема, оказывается, в том, что сегодняшние детки и знать не знают о существовании тех авторов, которыми их родители зачитывались. Жюль Верн, Марк Твен, Фенимор Купер, Луи Буссенар , Майн Рид, Конан Дойл, Беляев, Каверин… А ведь именно они будили в подростках 30, 40, 50 лет назад интерес к чтению. Начиная с ненавязчивых приключенческих романов, они готовили себя к серьезной, умной литературе Грибоедова , Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого. Поэтому, будучи ученицей 7 класса, я считаю, что нам необходимо работать над развитием своей читательской деятельности, скорочтением . С помощью чтения разнообразной литературы развивать внимание к значению слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
У меня это получается, я понял, я умею.
Педагогическое эссе....
Профилактика ПАВ. Живи своим умом (презентация)
Тема урока: "Живи своим умом"Цель: Сформировать негативное отношение к наркотикам и показать последствия употребления наркотиков. научить способам отказа от употребления наркотика....
«Знать, уметь и помогать» Беседа по правилам пожарной безопасности
Беседа по правилам пожарной безопасностиЦель: ознакомить с правилами пожарной безопасности.Задачи:- познакомить с историей происхождения профессии пожарного, пожарной охраны;- формировать умение...
Проект: Пушкин в школьной библиотеке: читая, играем; играя, читаем» "Библиоквест "Сказочный экспресс"
. Цель квеста - собрать ключевую фразу, которая приводит их к финишу. Выигрывает та команда, которая сделала это первой. Командам выдаются маршрутные листы (пустые), в которых фиксируются назван...
программа кружка "Как хорошо уметь читать"
дополнительные занятия по развитию техники чтения...
Проект "КАК ХОРОШО УМЕТЬ ИГРАТЬ"
Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его игровая деятельность и общение с другими людьми.Цель: Развивать интерес к различным видам игр, поощрять участие детей в совместных играх.Для дос...
Хорошему кораблю - хороший лес!
Научно-практическая работа по краеведению, в которой исследуется выбор Петром I места для строительства первой государственной верфи, критерии отбора строительного леса для деревянного флота....