Проект "КАК ХОРОШО УМЕТЬ ИГРАТЬ"
проект
Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его игровая деятельность и общение с другими людьми.
Цель: Развивать интерес к различным видам игр, поощрять участие детей в совместных играх.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Разработать и апробировать методико-дидактический материал по игровой деятельности.
2. Учить выбирать и распределять роли, объединяться в небольшие группы на основе личных симпатий, переносить реальные жизненные ситуации в игровую деятельность.
3. Воспитывать коммуникативные качества, доброжелательное, вежливое отношение детей друг к другу - развивать умение взаимодействовать в игре друг с другом, соблюдать правила, пользоваться в игре предметами полифункционального назначения.
4. Воспитывать интерес к совместной игре и желание ладить друг с другом.
5. Расширять словарный запас детей.
Срок реализации проекта: краткосрочный - 1 месяц (ноябрь)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kak_horosho_umet_igrat.doc | 211 КБ |
foto_k_proektu.docx | 758.24 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 44»
141532, Московская область,
тел.8(4962)6-37-303 г.о. Солнечногорск,
mdou44@mail.ru д. Радумля, мкрн. Механического завода № 1, стр.9А
Игровой проект по теме
Как хорошо уметь играть
в дошкольной группе 4-5 лет
Подготовили воспитатели:
Какушкина М.В.
Легостаева М.П.
ноябрь 2021 год
Содержание:
Пояснительная записка
План занятий по проекту
Занятие 1 «Сюжетно-ролевая игра «Аптека»
Занятие 2 Дидактические игры
Занятие 3 «Игры с конструктором»
Занятие 4 «Подвижные игры»
Работа родителей по теме «Как хорошо уметь играть»
Консультация для воспитателей «Важность игровой деятельности для становления личности дошкольника
Описание проведения проекта
Заключение
Список используемой литературы
Пояснительная записка
Актуальность проекта предопределена тем, что дошкольный возраст является одним из самых ответственных жизненных периодов человека, потому, что психическое развитие ребенка на данном возрастном этапе, в буквальном смысле, - это превращение беспомощного младенца в человеческую личность. Психическое развитие зависит от многих внутренних (наследственные особенности организма, общее состояние здоровья, пол) и внешних факторов, а в частности влияния окружающей среды.
Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его игровая деятельность и общение с другими людьми.
Цель: Развивать интерес к различным видам игр, поощрять участие детей в совместных играх.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Разработать и апробировать методико-дидактический материал по игровой деятельности.
2. Учить выбирать и распределять роли, объединяться в небольшие группы на основе личных симпатий, переносить реальные жизненные ситуации в игровую деятельность.
3. Воспитывать коммуникативные качества, доброжелательное, вежливое отношение детей друг к другу - развивать умение взаимодействовать в игре друг с другом, соблюдать правила, пользоваться в игре предметами полифункционального назначения.
4. Воспитывать интерес к совместной игре и желание ладить друг с другом.
5. Расширять словарный запас детей.
Срок реализации проекта: краткосрочный - 1 месяц (ноябрь)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Планируемые результаты: дети в игровой деятельности проявляют активность, инициативность. Умеют распределять роли, активно взаимодействуют друг с другом, в случае возникновения трудностей договариваются, в процессе игр могут поделиться на небольшие группы. Проявляют интерес к совместной игре.
Данный проект предусматривает интеграцию таких образовательных областей, как
-социально-коммуникативное развитие (игры и упражнения, например, сюжетно ролевые игры «Дочки матери», «Магазин», «Аптека»);
- познавательное развитие (рассматривание иллюстраций по теме игровых возможностей, обсуждение любимых игр и игрушек др.);
- речевое развитие (речевое взаимодействие друг с другом, закрепление вежливых слов и т.д.);
- художественно-эстетическое развитие (слушание детских песен о дружбе);
- физическое развитие (подвижные игры в группе, игры-активаторы и др.).
Роль родителей в реализации проекта. С теоретической и практической точки зрения для более эффективного и продуктивного усвоения детьми информации, содержащейся в проекте, работа должна проводиться не только с детьми, но и с родителями, а также с воспитателями. Поэтому данный проект «Как хорошо уметь играть» предполагает активное привлечение ближайшего окружения дошкольника, а в частности
- оформление родителями журнала «Мамина копилка», куда они записывают интересные на их взгляд игровые моменты;
- консультации родителей и воспитателей о значение игровой деятельности для развития ребенка дошкольника.
Обеспечение: наборы для сюжетно-ролевых игр, иллюстрации, художественная литература, тематические уголки (зоны) игровых предметов, картинки.
Содержание и сроки реализации
Этапы | Содержание | Сроки |
Подготовительный | Постановка задач, целей. Сообщить родителям о предстоящей работе по теме «Как хорошо уметь играть» Подбор познавательной, художественной литературы. Составление конспектов занятий, бесед. Подбор наглядной информации для родителей и материалов для оформления журнала «Мамина копилка». | 1 неделя |
Основной | Проведение игровых мероприятий Занятие 1 Слова приветствия Игра-активатор «Водяной» Загадки Игровые диалоги «Сюжетно-ролевая игра «Аптека» Цель: обогащение игровых сюжетов детей, за счет накопления знаний по теме и пополнения игровой среды в группе ДОУ. Пальчиковая игра: «Моя семья» Рефлексия Занятие 2 Слова приветствия Игра-активатор «Рыбак и рыбки» Дидактические игры «Времена года» Цель: развитие словесно-логического мышления «Разрезные картинки» Цель: Развитие зрительного восприятия. «Раскрась предмет» Цель: Развитие целостности восприятия. Занятие 3 Слова приветствия Игра-активатор «Водяной» «Игры с конструктором» Цель: Формировать умение преобразовывать привычные предметы, видеть возможности преобразования. Пальчиковая игра: «Пять пальцев» Рефлексия Занятие 4 Слова приветствия Игра-активатор «Рыбак и рыбки» «Подвижные игры» Цель: Развить активность, творчество, фантазию и воображение. Пальчиковая игра: «Пальчик-мальчик» Рефлексия Работа родителей по теме «Как хорошо уметь играть» Состоит из трех этапов: 1 этап – индивидуальные беседы 2 этап – проведение собрания по теме: «Значение игры для детей дошкольного возраста» 3 этап - оформление родителями журнала «Мамина копилка» Консультация для воспитателей | 2 недели |
Заключительный | Подведение итогов работы. Рефлексия: Как ты выполнял работу? Как ты действовал? Кому бы тебе хотелось рассказать о своих успехах? Что у тебя получилось лучше (хуже?) Что ты узнал нового? Чему научился? | 1 неделя |
План занятий по проекту
Занятие 1 «Сюжетно-ролевая игра «Аптека»
Цель: обогащение игровых сюжетов детей, за счет накопления знаний по теме и пополнения игровой среды в группе ДОУ.
Задачи:
1. Углублять знания детей о профессиях работников аптеки (аптекаря, фармацевта, заведующей и т. д.).
2. Продолжать учить переносить реальные жизненные ситуации в игровую деятельность.
3. Помогать детям устанавливать взаимодействия в совместной игре, разнообразить игровые диалоги.
4. Развивать самостоятельность при подборе атрибутов игры, при организации игровой зоны и при распределении ролей.
5. Расширять словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения», «лаборатория».
6. Воспитывать коммуникативные качества, доброжелательное, вежливое отношение детей друг к другу.
Предварительная работа: Экскурсия в аптеку; рассматривание иллюстраций по теме; сюжетно-ролевые игры «Больница», «Поликлиника», «Скорая помощь»; беседы «Лекарственные растения», «Витамины – помощники здоровья»; рисование «Аптечная витрина», лепка «Витамины для зверей», аппликация «Рецепты для больных».
Материал: баночки, коробки от витаминов, лекарств, касса, эмблема аптеки, халаты, колбочки, пробирки, рецепты, кошельки, игрушечные монетки и т.д.
Начало
Слова приветствия: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем играть в увлекательные игры. Готовы?»
Игра-активатор «Водяной»
Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:
Дедушка Водяной,
Что сидишь под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Круг останавливается. Водяной встает и с закрытыми глазами подходит к одному из играющих. Его задача – определить кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если Водяной отгадывает имя игрока, то они меняются ролями и игра продолжается.
Основная часть
Ход игры:
Дети, отгадайте загадку:
Если кашель или грипп,
Или голос Ваш охрип
Если плохо человеку-
Мы торопимся ... (в АПТЕКУ)
Правильно.
Помните, мы с вами ходили в аптеку? (Да)
Для чего нужна аптека? (Чтобы продавать/покупать лекарства)
Послушайте и отгадайте еще одну загадку:
Там лежат на полках в ряд
Не зефир, не шоколад,
Не печенье, не конфетки,
А различные... (ТАБЛЕТКИ)
Что, кроме лекарств и таблеток, можно купить в аптеке? (Витамины, бинты, градусники и т. д.)
Какие отделы есть в аптеке? (рецептурный, отдел продаж лекарств без рецепта, отдел лекарственных трав, отдел медицинской техники, отдел товаров для малышей)
Кто работает в аптеке? (Заведующий, аптекарь, водитель по привозу лекарств и т. д.)
Знаете ли вы, чем занимается каждый, кто работает в аптеке? (Дети рассуждают, какие обязанности выполняет тот или иной работник аптеки, воспитатель помогает).
Например: Заведующая заказывает по телефону или говорит водителю, какие лекарства нужно привезти, принимает заказ, помогает расставить на полочки.
Водитель принимает заказ и привозит его в аптеку или по заказу доставляет лекарства больным домой.
Кассир-аптекарь продает лекарства, принимает деньги, отдает сдачу.
Фармацевт изготавливает лекарства по рецепту в лаборатории аптеки.
Важна ли профессия аптекаря? Почему? (Важна, потому что аптекарь помогает заболевшим людям выбрать нужные лекарства или посоветовать какие-то витамины, или приготовить необходимое лекарство по рецепту врача.)
Кого еще можно увидеть в аптеке? (Покупателей)
Что они делают в аптеке? (Покупатели приходят в аптеку, покупают нужные лекарства или витамины, или средства гигиены, или заказывают лекарства по рецепту врача.)
Хотите ли вы устроить аптеку в нашей группе и поиграть? (Да)
Какие роли можно выбрать? (Водитель, кассир-аптекарь, заведующий аптеки, фармацевт, посетители - покупатели)
Что нужно нам, чтобы организовать игру? Какие предметы мы возьмем? Куда их поставим? (Дети предлагают, как лучше организовать место для игры, помогают расставлять атрибуты, договариваются о выбранных ролях)
После подготовки места и подбора атрибутов, детям предлагается разыграть игровые диалоги или придумать сценки для игры самостоятельно и обыграть их с другими детьми.
Воспитатель руководит игрой и, если необходимо, сам превращается в один из персонажей игры.
Игровые диалоги:
1. Водитель – заведующая аптеки.
Никита – водитель: Какие лекарства вам нужно привезти?
Александра – заведующая аптеки: У нас заканчиваются витамины, лекарственные травы и градусники. Привезите, пожалуйста, сегодня.
Никита – водитель: Хорошо. (Идет, собирает заказ, грузит на машину и везет в аптеку)
Никита – водитель: Я привез заказанные лекарства.
Александра – заведующая аптеки: Давайте посмотрим. Витамины, травы, градусники. Ничего не забыли?
Никита – водитель: Нет, все привез.
Александра – заведующая аптеки: Спасибо. До свидания.
Никита – водитель: До свидания.
2. Покупатель – аптекарь.
Даша – покупатель: Здравствуйте.
Лина – аптекарь: Здравствуйте, что вы хотите?
Даша – покупатель: Дайте мне, пожалуйста, витамины для моей дочки.
Лина – аптекарь: Пожалуйста, выбирайте. У нас есть разные витамины: Ревит, Алфавит и Пиковит. Вам какие нужно?
Даша – покупатель: Дайте мне, пожалуйста, Ревит.
Лина – аптекарь: Пожалуйста, Ревит стоит 5 рублей. (Покупатель расплачивается).
Даша – покупатель: Спасибо. До свидания.
Лина – аптекарь: Пожалуйста. До свидания.
3. Покупатель – аптекарь – фармацевт.
Лиза – покупатель: Здравствуйте.
Соня – аптекарь: Здравствуйте. Что вам показать?
Лиза – покупатель: У меня заболел сынок, и врач выписал ему лекарство от кашля.
Соня – аптекарь: Ваше лекарство нужно приготовить. Приходите вечером, как раз наш фармацевт приготовит ваше лекарство.
Лиза – покупатель: Хорошо, я приду вечером. Спасибо.
Соня – аптекарь (Обращается к Валентину - фармацевту): Пожалуйста, приготовьте лекарство вот по этому рецепту.
Валентин – фармацевт: Хорошо. (Готовит) (Немного позже)
Лиза – покупатель: Здравствуйте, сегодня я заказала вам лекарство от кашля по рецепту. Готово ли оно?
Соня – аптекарь: Сейчас узнаю в нашей лаборатории у фармацевта. (Обращается к Валентину - фармацевту)
Соня – аптекарь: Готово ли лекарство от кашля?
Валентин- фармацевт: Да готово, пожалуйста, скажите – пусть принимают по 3 раза в день.
Соня – аптекарь: Хорошо. Спасибо. (Обращается к Лизе – покупателю)
Соня – аптекарь: Ваше лекарство готово, пожалуйста, принимайте по 3 раза в день. С вас 10 рублей.
Лиза – покупатель: Вот возьмите, пожалуйста. Спасибо.
4. Заведующая аптеки – покупатель – водитель.
Злата – покупатель: (Звонит по телефону) Алло. Здравствуйте. Это аптека?
Алина – заведующая аптеки: Да, здравствуйте, это аптека. Что вы хотите?
Злата – покупатель: У меня заболел малыш и мне срочно нужно купить необходимые лекарства для лечения.
Алина – заведующая аптеки: Малыша посмотрел врач?
Злата – покупатель: Да. Он выписал микстуру от боли в горле и капли в нос.
Алина – заведующая аптеки: Хорошо, приходите к нам.
Злата – покупатель: Но я не могу придти, мне не с кем оставить моего малыша, вы не могли бы привезти нужные лекарства к нам домой?
Алина– заведующая аптеки: Конечно, можем, в нашей аптеке есть такая услуга, сейчас составлю ваш заказ и передам водителю. Скажите еще раз, какие лекарства вам нужны и ваш домашний адрес.
Злата – покупатель: Нам нужны микстура от боли в горле и капли в нос. Привезите все по адресу Миронова дом 130, квартира 13.
Алина – заведующая аптеки: Хорошо, я все записала, заказ стоит 15 рублей. Ждите, вам скоро все привезут.
Алина – покупатель: Хорошо. Спасибо. До свидания.
Злата – заведующая аптеки: (Собирает заказ и обращается к Никите-водителю) Нужно срочно отвезти этот заказ для больного малыша по адресу Миронова дом 130, квартира 13. Заказ стоит 15 рублей.
Никита-водитель: Хорошо, сейчас отвезу. (Везет, звонит в дверь)
Злата – покупатель: Кто там?
Никита-водитель: Это водитель из аптеки, я привез ваш заказ для вашего малыша.
Злата – покупатель: Хорошо, заходите.
Никита - водитель: Вот ваш заказ. Он стоит 15 рублей.
Злата – покупатель: Вот возьмите (отдает деньги). Большое спасибо, вы нас очень выручили.
Никита - водитель: Пожалуйста. Это наша работа, обращайтесь, если понадобится помощь. До свидания.
Злата – покупатель: До свидания.
Заключение
Молодцы ребята, хорошо позанимались. Давайте теперь поиграем в пальчиковые игры.
Пальчиковая игра:
МОЯ СЕМЬЯ
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
Рефлексия
Скажите, пожалуйста, в какую игру мы сегодня играли. Что Вам больше всего запомнилось, понравилось?
Занятие 2 «Дидактические игры»
Слова приветствия: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем играть в увлекательные игры. Готовы?»
Начало
Игра-активатор «Рыбак и рыбки»
Дети встают в круг – это рыбки; в центре – рыбак (воспитатель) со скакалкой в руках (удочкой). Длина скакалки должна быть больше, чем расстояние от рыбака до любой рыбки. Рыбак низко над землей крутит удочку, а рыбки должны перепрыгнуть через скакалку в тот момент, когда она приближается к их ногам. Сложность игры заключается в расчете времени прыжка. Если прыгнуть раньше или позже, то скакалка запутается вокруг ног, и тогда рыбка считается пойманной и выбывает из игры.
Побеждает самый внимательный ребенок, – кто дольше всех продержался.
Основная часть
«Времена года»
Цель: развитие словесно-логического мышления
Задачи:
- уточнить представления о временах года, их последовательности и основных признаках;
- обогащать словарный запас;
- развивать связную речь.
Оборудование: картинки: зима, весна, лето, осень, сюжетные картинки с изображением признаков каждого из времен года (листопад, вьюга, птицы улетают, сбор урожая, жаркое солнце, тает снег).
Словарь: снег, вьюга, санки, снеговик, снежки, деревья, ручьи, сосульки, цветы, небо, солнце, листья, листопад, птицы, урожай;
Тает, собирают, лепят, светит, бегут, играют, падают;
Жаркое, желтые, зеленая, голубое, теплые, багровые.
Ход игры:
Воспитатель: Назови картинки.
Ребенок: Зима, лето, весна, осень.
Воспитатель: Разложи картинки последовательно друг за другом.
Ребенок раскладывает.
Воспитатель: Подбери к каждому времени года подходящие признаки. Назови для каждого времени года подходящие признаки.
Игра «Разрезные картинки»
Цель: Развитие зрительного восприятия.
Задачи: учить целостно, воспринимать предметное изображение на картинке.
Оборудование: картинка, состоящая из 4 частей с изображением куклы.
Словарь: кукла, собрать, разрезать, квадратики.
Ход игры:
Воспитатель: Показывает целую картинку и спрашивает у детей: - Что нарисовано на картинке?
Ребенок: Кукла.
Воспитатель показывает разрезную картинку и спрашивает: - Из чего состоит разрезная картинка?
Ребенок: Из квадратиков.
Воспитатель: Давайте соберем картинку.
Дети, смотрят, на целую картинку, собирают из квадратиков такую же картинку. Ребенок должен правильно сложить карточки.
Игра «Раскрась предмет»
Цель: Развивать произвольное внимание.
Задачи:
- учить внимательно рассматривать картинку;
- формировать умение передавать точность рисунка;
- учить правильно называть цвета.
Оборудование: Картинка с изображением бабочки, карандаши разных цветов
Словарь: бабочка, синий, красный, желтый, зеленый, голубой, разноцветная, красивая.
Ход игры:
Воспитатель: Посмотри внимательно на картинку. Что на ней изображено?
Ребенок: Бабочка.
Воспитатель: На картинке художник раскрасил половину бабочки, какие цвета он использовал?
Ребенок: Художник использовал желтый, зеленый, красный, голубой, синий цвет.
Воспитатель: Художник просит помочь ему раскрасить вторую половину бабочки. Поможем ему?
Ребенок раскрашивает вторую половину бабочки, используя разные цвета.
Воспитатель: Какая бабочка у тебя получилась?
Ребенок: Красивая, разноцветная.
Заключение
Молодцы ребята, хорошо позанимались. Давайте теперь поиграем в пальчиковые игры.
Пальчиковая игра:
ПРЯТКИ
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.
Рефлексия
Скажите, пожалуйста, в какую игру мы сегодня играли. Что Вам больше всего запомнилось, понравилось?
Занятие 3 «Игры с конструктором»
Слова приветствия: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем играть в увлекательные игры. Готовы?»
Цель:
Формировать умение преобразовывать привычные предметы, видеть возможности преобразования.
Задачи:
Развивать стремление к конструированию из готовых форм.
Развивать интерес к творчеству.
Воспитывать интерес к рукотворному миру.
Оборудование: коробки разной формы и размеров, цветная бумага, картон, клей, кисточки, ножницы, клеенки.
Начало
Игра-активатор «Водяной»
Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:
Дедушка Водяной,
Что сидишь под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Круг останавливается. Водяной встает и с закрытыми глазами подходит к одному из играющих. Его задача – определить кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если Водяной отгадывает имя игрока, то они меняются ролями и игра продолжается.
Основная часть
Ход
- Ребята! А вы хотите узнать, для кого я построила дом?
Тогда отгадайте загадку:
Ростом разные игрушки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
- Совершенно верно – это матрёшки.
Вот большой красивый лом
А живут матрешки в нем
В этом доме комнат три
Двери, окна – посмотри.
Ну, как – то пусто в доме том.
Чего ж в нем не хватает?
- Загляните в дом. Подумайте, чего нет в комнатах? (мебели)
- Конечно же. А какую мебель вы знаете?
- Вот для матрешки уже сделан шкаф, куда они будут складывать свою нарядную одежду; стол за которым они будут обедать и принимать гостей.
- А чтобы принимать гостей достаточно одного стола?
- А что ещё для этого нужно? (стулья, кресла, диваны).
- Стол и стулья будут стоять в гостиной. Но в нашем доме есть ещё и спальня.
- Что же может стоять в спальне? (кровати).
- Они у вас есть? (нет).
- Вот беда: ни стульев, ни дивана, ни кроватей – ничего нет в новом доме у матрешек.
- Что же нам делать? Как помочь матрешкам?
- Вы хотите им помочь? А как мы сможем это сделать? (сконструировать).
- Предлагаю вам изготовить мебель из коробочек. Хотите попробовать?
Тогда проходите за столы.
- Что мы сейчас будем делать? (мебель из коробочек).
- Посмотрите, как много у меня разных коробочек.
- Во что можно превратить эту коробочку? (диван).
- Чего не хватает у этого дивана? (спинки, подлокотников).
- Верно. Для этого вам необходимо использовать цветную бумагу.
- Во что ещё можно превратить эту коробочку? (в кровать).
Тогда чего не хватает у кровати? (спинок).
- А эту коробочку, во что можно превратить? (стул). Что нужно доделать? (спинки). А если кресло – ещё и подлокотники.
- Молодцы! Какие вы сообразительные.
- Вам хочется изготовить мебель из коробочек?
Выберете себе коробочку и подумайте, какую мебель можно из неё сделать.
- Полоски цветной бумаги – это спинки и подлокотники.
Внимание! Чтобы мебель была красивой, качественной, удобной – полоски надо подбирать по размеру коробки.
- Как мы это сможем сделать, чтобы не ошибиться?
Напоминаю – способом приложения (края полоски совпадают с краями коробки).
- Выбирайте себе коробку, подбирайте полоски и приступайте. Проявите творчество, спинки могут быть разные, полукруглые.
- Практическая деятельность
(кто быстро справится, предложить украсить)
- Заканчиваем работу.
- Давайте рассмотрим мебель.
Анализ:
- Какой красивые диваны, кровати у вас получились.
- Чем похожи эти две кровати (два дивана)? Чем отличаются?
- Ребята! Матрешки будут благодарны нам за помощь, им обязательно понравится ваша мебель.
- Можете пойти и расставить свою мебель в домике и поиграть.
Заключение
Молодцы ребята, хорошо позанимались. Давайте теперь поиграем в пальчиковые игры.
Пальчиковая игра:
ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.
Рефлексия
Скажите, пожалуйста, в какую игру мы сегодня играли. Что Вам больше всего запомнилось, понравилось?
Занятие 4 «Подвижные игры»
Слова приветствия: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем играть в увлекательные игры. Хотите?»
Цель:
Развить активность, творчество, фантазию и воображение.
Задачи:
Научиться согласовывать свои действия с действиями других детей,
Развивать пространственную ориентацию, дать возможность применить освоенные навыки (бег, прыжки, лазание, ползание и т. д.),
Эмоциональная разрядка.
Начало
Игра-активатор «Рыбак и рыбки»
Дети встают в круг – это рыбки; в центре – рыбак (воспитатель) со скакалкой в руках (удочкой). Длина скакалки должна быть больше, чем расстояние от рыбака до любой рыбки. Рыбак низко над землей крутит удочку, а рыбки должны перепрыгнуть через скакалку в тот момент, когда она приближается к их ногам. Сложность игры заключается в расчете времени прыжка. Если прыгнуть раньше или позже, то скакалка запутается вокруг ног, и тогда рыбка считается пойманной и выбывает из игры. Побеждает самый внимательный ребенок, – кто дольше всех продержался.
Основная часть
Подвижная игра «Путешествие»
Музыкальное сопровождение: ПЕСЕНКА КРАСНОЙ ШАПОЧКИ к/ф "Приключения
Красной Шапочки" Слова Ю. Михайловой, музыка А. Рыбникова, или любая весёлая подвижная мелодия из вашей коллекции.
Ход игры: Перед началом обговариваем с детьми «пункты назначения» нашего путешествия. Так, если я говорю - «ЛЕС!», значит, надо остановиться и изобразить дерево: ноги вместе, руки соединены над головой, как крона; Если – « Горы», то надо взобраться на гимнастическую стенку ( тут дополнительно обговариваем условия . в зависимости от условий зала, количества детей );если « Пляж» , то можно лечь на ковёр и позагорать, если « Море», то надо сделать большой общий круг за руки. Иногда я добавляю «Северный Полюс!», тогда надо « замёрзнуть», замереть. После проверки пунктов назначения начинается игра. Я говорю детям: «Внимание! Отправляемся в путешествие! Садимся на поезд и – поехали!», включаю музыку и дети, изображая поезд, начинают двигаться. После каждой остановки вид транспорта меняется. Это может быть самолёт, лыжи, скутер, велосипед, даже северный олень-фантазия безгранична! Обычно последний пункт у нас – море. Дети уже стоят в кругу и можно перейти к какой-нибудь малоподвижной игре.
Заключение
Молодцы ребята, хорошо позанимались. Давайте теперь поиграем в пальчиковые игры.
Пальчиковая игра:
ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.
Рефлексия
Скажите, пожалуйста, в какую игру мы сегодня играли. Что Вам больше всего запомнилось, понравилось?
Работа с родителями по теме «Как хорошо уметь играть»
Состоит из трех этапов:
1 этап – индивидуальные беседы с целью выявления особенностей игрового взаимодействия внутри семьи.
2 этап – проведение собрания по теме: «Значение игры для детей дошкольного возраста»
3 этап - оформление родителями журнала «Мамина копилка», куда они записывают интересные на их взгляд игровые моменты.
Консультация по теме:
«Значение игры для детей дошкольного возраста»
Цель: сформировать знания о важности игры для становления личности дошкольника.
Задачи:
Повышение педагогической грамотности родителей.
Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс ДОУ
Вступление
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, важна ли игра для ваших детей?
Ответы родителей………………….
Совершенно верно, игра очень важна и сейчас мы с Вами поговорим, почему.
Лекция по теме
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.
В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве.
Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся.
Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом».
Игрушка для ребёнка полна смысла. Дети осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. Особое значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. Необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку.
Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребенка. Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции. Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.
Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.
Рефлексия: «Скажите, пожалуйста, что было вам уже известно об игре?», «Что вы узнали нового?»
Заключение:
Давайте с вами договоримся, что совместными усилиями мы будем оформлять журнал «Мамина копилка», где будем записывать интересные на ваш взгляд игровые моменты
Консультация для воспитателей «Важность игровой деятельности для становления личности дошкольника»
Цель:
Закрепление знаний о важности игровой деятельности для дошкольника
Задачи:
- Познакомить с задачами воспитателя в создании игрового пространства.
- Познакомить с особенностями сюжетной игры.
- Познакомить с методами организации и руководства игровой деятельности.
- Познакомить с методами содержания творческих игр и детских взаимоотношений на основе взаимосвязи обучения и игры.
- Познакомить с методами содержания игры на основе взаимосвязи игры с трудом
Вступление
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада всех Вас видеть! Сегодня мы поговорим о значении игры для дошкольника.
Лекция
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми - сюжетно-ролевые. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Игра - отражение жизни. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята водят самолетах. Повсюду в нашей стране идет строительство, и дети без устали строят дома, новые города. В этих играх специфика труда и быта каждого края, каждой области. Поэтому в детских играх часто мы видим отражение труда взрослых. Следовательно, через игру и на этапе подготовки игры расширяются, закрепляются, и углубляются знания детей, а на основе их появляется интерес к разным профессиям. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта.
Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.
Задача воспитателя - помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями.
Каковы особенности сюжетной игры, связанной с трудом взрослых, в разные возрастные периоды?
В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов человеческой материальной и духовной культуры и начинает действовать с ними по-человечески. На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры – подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее – с формированием у ребенка определенных личностных качеств. К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых. Подражая взрослым, ребенок производит в игре определенные трудовые действия: подметает пол, одевает и раздевает куклу, катает ее в коляске. Это способствует усвоению и закреплению трудовых навыков и умений, полученных вне игры. Одновременно дети узнают назначение простейших орудий труда и начинают овладевать ими: лопатой копают, молотком прибивают, граблями сгребают. Воспитатель наблюдает за игрой ребенка, выясняет, какие действия ему даются труднее и помогает овладеть ими. Необходимо позаботится об условиях для игр, игрушек, приучающих детей к трудовым действиям.
Во второй младшей группе продолжается развитие игр, связанных с трудовой деятельностью с отражением жизни и деятельности людей. Трудовые действия пока еще носят имитационный, подражательный характер, но их становится значительно больше. В этой группе дети проявляют творчество и фантазию, используя предметы вместо недостающих атрибутов: обыкновенный шнур - стетоскоп у "врача" для прослушивания больного, но он может быть и телефоном. Развивая у детей интерес к труду взрослых, необходимо обратить внимание детей не только на определенные действия, но и на результаты труда: в комнате стало чисто, дорожки на участке расчищены.
Игры детей средней группы гораздо разнообразнее по своему содержанию и по количеству изображаемых трудовых действий. В этом возрасте важна роль воспитателя при распределении ролей и развитии сюжета игр: напоминает детям, что они видели, подталкивает детей к введению в игру новых ролей. Стимулируя развитие игр на трудовые темы, воспитатель подбирает игрушки. Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил и отношений, например, субординационных. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.
Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В старшем дошкольном возрасте, например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения.
В подготовительной группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов. Задача педагога – вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле.
Рассмотрим особенности руководства сюжетно-ролевыми играми воспитателем в разных возрастных группах.
Роль воспитателя в игре может быть различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т.п. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативу и самостоятельность, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка-дошкольника.
Методы руководства сюжетно-ролевыми играми детей.
1. Методы организации и руководства игровой деятельности, направленные на развитие детского коллектива:
-постановка перед детьми перспективы интересно, увлекательной деятельности;
-оказание помощи в воспроизведении и раскрытии норм и правил взаимоотношений при длительном выполнении роли; объяснение понятий «хорошо», «плохо», «добро», «зло» в игровых ситуациях, связанных с реализацией роли и игровых правил.
-упражнение детей в самостоятельной организации игр: распределению ролей с учетом возможностей, интересов, согласованию сюжетного хода игры путем разъяснений, советов по возможному подбору материала для игры, совместное изготовление атрибутов и самоделок;
-беседа-разговор по поводу дальнейшего хода игры; подведение итого; положительная оценка предложений детей; воспроизведение и раскрытия поступков персонажей игры; советы при распределении ролей, индивидуальных заданий и поручений для самостоятельного развития роли и доведения ее до конца.
2. Методы развития содержания творческих игр и детских взаимоотношений на основе взаимосвязи обучения и игры:
-проведение экскурсий;
-организация встреч с людьми разных профессий;
-чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых; этические беседы; рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и взаимоотношениях в его процессе; инсценирование литературных произведений; составление детьми рассказов на темы, связанные с трудом взрослых; драматизации литературных произведений;
-индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о современных событиях, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
3. Методы развития содержания игры на основе взаимосвязи игры с трудом:
-обучение детей умениям и навыкам конструирования из разного материала;
-развитие творчества в играх и продуктивных видах деятельности;
-обучение работать в коллективе и в паре;
-приучение детей к самостоятельному подбору и изготовлению игрушек, атрибутов для организации игр.
Подведение итогов.
Итак, на основе сказанного выше следует, что сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать. Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь, - все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.
Рефлексия: «Скажите, пожалуйста, что было вам уже известно об игре?», «Что вы узнали нового?»
Описание проведения проекта
Проект «Как хорошо уметь играть» был апробирован в группе детей среднего дошкольного возраста в ноябре 2021г.
Количество детей – 28 человек.
В ходе диагностики до проведения проекта и после него были выявлены следующие результаты.
Опишем их для наглядности в таблице 1
Таблица 1 «Диагностика сформированности игровых навыков до и после проведения занятий»
Диагностика детей показала, что | ||
До проведения занятий | После проведения занятий | |
Проявлять инициативу в игре | ||
6 человека | 28 человек | |
Умеют выбирать и распределять роли | ||
12 человек | 27 человек | |
Умеют договариваться друг с другом | ||
9 человека | 23 человека | |
Умеют соблюдать правила игры | ||
10человек | 28 человек | |
Проявляют интерес к совместным играм | ||
8 человек | 28 человек |
Рис. 1 «Показатели эффективности проекта»
Рис. 2 «Показатели эффективности проекта»
Таким образом, из таблицы 1 и рисунков 1 и 2 мы видим, что данный проект является результативным, потому, что в результате его реализации:
- научились проявлять инициативу в игре - 24 ребенка;
- научились выбирать и распределять роли - 21 ребенка;
- научились договариваться друг с другом - 20 детей;
- научились соблюдать правила игры - 24 ребенка;
- научились проявлять интерес к совместным играм - 25 детей.
Заключение
Проект «Как хорошо уметь играть» был создан с целью развития интереса к различным видам играм и взаимодействию друг с другом у детей среднего дошкольного возраста. Проект предполагает проведение диагностического этапа, 4 занятия с детьми, консультацию родителей и воспитателей.
Оптимальное количество - 28 детей.
Данный проект предусматривает интеграцию таких образовательных областей, как социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;
речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Проект «Как хорошо уметь играть» был апробирован в группе детей среднего дошкольного возраста в ноябре 2021 г.
По результатам диагностики: бесед, наблюдения была отслежена положительная динамика по теме проекта. Было выделено, что проект выступает эффективным средством развития игровых навыков и навыков межличностного взаимодействии.
Список используемой литературы:
- Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. Подготовка детей к школе; Детство-Пресс, 2010.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.
- Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
- Воспитатель ДОУ, №11, 2012; Сфера, 2012.
- Воспитатель ДОУ, №12, 2012; Сфера, 2012.
- Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ; Сфера, 2006.
- Елжова Н. В. Практикум для воспитателей ДОУ; Феникс, 2011.
- Игра дошкольника./ Под ред. Новоселовой С.Л. - М.: Просвещение, 1989.
- Максаков А.И., Тумакова Г.Т. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.
- Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ; Сфера, 2012.
- Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ; Детство-Пресс, 2012.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра «Умей высказаться»
Внеклассное мероприятие по учебной дисциплине "Менеджмент"...
программа кружка "Как хорошо уметь читать"
дополнительные занятия по развитию техники чтения...
Презентация для интеллектуальной игры «Битва умов»
Презентация для проведения интеллектуальной викторины "Битва умов", приуроченной ко Дню российской науки. Команды соревнуются в логике и знаниях школьной программы по химии, биологии, истори...
Как хорошо уметь читать
Как хорошо уметь читать...
КОНКУРС - ИГРА « ЗНАЮ, УМЕЮ, СДЕЛАЮ».
В рамках месяца открытых методических недель объединений преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения швейного, изобразительного ци...
«ВНУШАЙ ПАЦИЕНТУ НАДЕЖДУ НА ХОРОШЕЕ!» «Comple aegrotum bona spe!»Методическая разработка по организации внеаудиторного занятия квест-игры (WEB-Квест)
laquo;ВНУШАЙ ПАЦИЕНТУ НАДЕЖДУ НА ХОРОШЕЕ!» «Comple aegrotum bona spe!» Методическая разработка по организации внеаудиторного занятия квест-игры (WEB-Квест) ...
Хорошему кораблю - хороший лес!
Научно-практическая работа по краеведению, в которой исследуется выбор Петром I места для строительства первой государственной верфи, критерии отбора строительного леса для деревянного флота....