Родительское собрание «Отношение в семье как основа взаимопонимания»
методическая разработка
Методическая разработка предназначена для проведения родительских собраний с целью сформировать у родителей культуру понимания проблемы и пути её преодоления; Обсудить с родителями проблему отношения в семье как основа взаимопонимания; дать рекомендации; развивать умения поиска выхода в сложных ситуациях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ИВАНА ПЕТРОВИЧА РЫБИНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЩЕРБИНОВСКИЙ РАЙОН
СТАНИЦА СТАРОЩЕРБИНОВСКАЯ
Родительское собрание
«Отношение в семье как основа взаимопонимания»
Подготовила педагог-психолог
МБОУ СОШ № 5
им. И.П. Рыбина
ст. Старощербиновская
И.А. Кувалдина
ст. Старощербиновская
Слайд 2
Цель: сформировать у родителей культуру понимания проблемы и пути её преодоления;
Задачи: Обсудить с родителями проблему отношения в семье как основа взаимопонимания; дать рекомендации; развивать умения поиска выхода в сложных ситуациях.
Ход собрания
Вступительное слово
– Здравствуйте уважаемые папы, мамы! Сегодня мы с вами собрались за круглым столом поговорить о чём-то очень важном. Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого. Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, с коллегами по работе, родителями класса, учителями, мы испытываем за детей тревогу и беспокойство, волнение и страх? Сегодня мы попытаемся вместе найти причину и решение этой проблемы. Сейчас я хочу вам прочитать Китайскую притчу, а вы внимательно послушайте.
Слайд 3 Работа с китайской притчей «Ладная семья»
Жила-была на свете семья, Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силён был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочёл владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это всё?» - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.» И, подумав, добавил: - «И мира тоже.»
Слайд 4 Обсуждение с родителями притчи
– Что вы можете сказать об этой притче? (Родители высказывают своё мнение).
– Какие взаимоотношения должны быть в семье?
– Что для этого нужно сделать? Какие условия создать?
Слайд 5 Родительский практикум-игра «Корзина чувств»
– Уважаемые родители у меня в руке «Корзина чувств», давайте напишем и назовём те чувства, которые нас беспокоят при обсуждении данной темы. Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают.
Слово педагога-психолога
Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учёбе. Взаимная информированность родителей и детей даёт возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.
В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.
Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребёнок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.
Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребёнок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.
Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении.
Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки.
Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создаёт у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят своё отношение к родителям на весь мир взрослых людей. Родители тоже, в свою очередь, испытывают горечь разочарование в своих детях, обиду и досаду, не верят в них, не уважают.
Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.
Слайд 6 Анкетирование
– Сейчас я хочу с вами провести анкетирование, которое поможет вам понять какие у вас взаимоотношения в семье.
Анкета
- Считаете ли Вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
- Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
- Интересуются ли дети вашей работой?
- Знаете ли Вы друзей своих детей?
- Участвуют ли ваши дети с вами в хозяйственных делах?
- Есть ли у вас общие занятия и увлечения?
- Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
- Предпочитают ли дети, чтобы во время праздников Вы были вместе с ними.
- Бываете ли вместе с детьми на выставках, концертах, театрах?
- Обсуждаете ли Вы с детьми телепередачи?
- Обсуждаете ли Вы с детьми прочитанные книги?
- Есть ли у вас общие занятия, увлечения?
- Участвуете ли Вы в экскурсиях, походах, прогулках?
- Предпочитаете ли Вы проводить свободное время с детьми?
Слайд 7 Обработка результатов:
За каждый положительный ответ ставится 2 балла;
За ответ «иногда» - 1 балл;
За отрицательный ответ – 0 баллов.
20 баллов – у Вас благополучные отношения с детьми.
10 – 19 баллов – отношения удовлетворительные, но недостаточные, односторонние. Посмотрите, где стоят у Вас отрицательные ответы.
9 баллов и ниже – контакт с детьми не налажен.
|
Давайте теперь ответим на вопросы:
Когда вы последний раз наедине по душам разговаривали со своим ребенком?
Когда в последний раз гладили его по голове?
Когда в последний раз говорили, что вы любите своего ребенка?
Когда с любовью и нежностью смотрели в глаза своему ребенку?
Если вы делали это не вчера и не позавчера, то сделайте это сегодня.
Слайд 8 Практическая работа с родителями
– А сейчас я хочу вместе с вами сделать памятку, которая будет помогать наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину, взаимопонимание в семье.
Родительский тренинг
Вопросы:
- Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, из жизни семьи или наблюдаемые ситуации, связанные с взаимоотношениями в семье.
- Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения, запрещённые в общении с ребёнком в вашей семье, а также выражения рекомендуемые и желательные.
Слайд 9 Вывод:
При общении с детьми не следует употреблять такие выражения, как:
· Я тысячу раз говорил тебе, что…
· Сколько раз надо повторять…
· О чём ты только думаешь…
· Неужели тебе трудно запомнить, что…
· Ты становишься…
· Ты такой же, как…
· Отстань, некогда мне…
· Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет…
Слайд 10 При общении с детьми желательно употреблять следующие выражения:
· Ты у меня самый умный (красивый и т. д.).
· Как хорошо, что у меня есть ты.
· Ты у меня молодец.
· Я тебя очень люблю.
· Как ты хорошо это сделал, научи меня.
· Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
· Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Постарайтесь использовать перечисленные выражения, как можно чаще.
Слайд 11 Упражнение «В лучах родительского солнца» .
Я предлагаю вам поработать в группах и выполнить упражнение, которое называется “В лучах родительского солнца”.
Для начала каждый из вас должен нарисовать круг. Напишите, пожалуйста, в центре на нём свое имя. Круг – это символ солнышка, от него нарисуйте лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: “Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?”;
на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”,
на третьем - “Я добрая” и т. п.
На работу отводится 4 минуты! (Родители работают индивидуально, затем предлагается обсудить свои достоинства в группе. После сравнения родители составляют «общее солнышко».
На доске нарисовано солнышко. От каждой группы родители выписывает по 3-5 качеств, они не должны повторяться. И так, пока на доске не будут выписаны все проявления любви к своему ребенку).
Рисунок 2 Схема к упражнению «В лучах родительского солнца»
Когда «солнышко» готово, ведущий подводит итог:
-Посмотрите, какое получилось лучистое родительское солнышко. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители, должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно.
В результате, уважаемые родители, мы с Вами вывели формулу любви к ребёнку!
СЛАЙД 12 -Формула любви к ребёнку
Рекомендации родителям:
1) Безусловно принимайте своего ребенка.
2) Активно слушайте его переживания, мнения.
3) Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.
4) Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.
5) Помогайте, когда просит.
6) Поддерживайте и отмечайте его успехи.
7) Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
8) Разрешайте конфликты мирно.
9) Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
10) Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.
Слайд 13 – Самые главные слова, которые нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем. На этом наше родительское собрание подошло к концу. Я думаю, что вы для себя получили много полезного.
До свидания, да новых встреч.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: Обсудить с родителями проблему отношения в семье как основа взаимопонимания; формировать у родителей культуру понимания проблемы и путей её преодоления; дать рекомендации; развивать умения поиска выхода в сложных ситуациях.
Работа с китайской притчей «Ладная семья» Жила-была на свете семья, Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ . И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочёл владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это всё?» - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.» И, подумав, добавил: - «И мира тоже.»
Обсуждение с родителями притчи Что вы можете сказать об этой притче? (Родители высказывают своё мнение). Какие взаимоотношения должны быть в семье? Что для этого нужно сделать? Какие условия создать?
Анкета Считаете ли Вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми? Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам? Интересуются ли дети вашей работой? Знаете ли Вы друзей своих детей? Участвуют ли ваши дети с вами в хозяйственных делах? Есть ли у вас общие занятия и увлечения? Участвуют ли дети в подготовке к праздникам? Предпочитают ли дети, чтобы во время праздников Вы были вместе с ними. Бываете ли вместе с детьми на выставках, концертах, театрах? Обсуждаете ли Вы с детьми телепередачи? Обсуждаете ли Вы с детьми прочитанные книги? Есть ли у вас общие занятия, увлечения? Участвуете ли Вы в экскурсиях, походах, прогулках? Предпочитаете ли Вы проводить свободное время с детьми?
Обработка результатов: За каждый положительный ответ ставится 2 балла; За ответ «иногда» - 1 балл; За отрицательный ответ – 0 баллов. 20 баллов – у Вас благополучные отношения с детьми. 10 – 19 баллов – отношения удовлетворительные, но недостаточные, односторонние. Посмотрите, где стоят у Вас отрицательные ответы. 9 баллов и ниже – контакт с детьми не налажен.
Практическая работа с родителями Вопросы: Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, из жизни семьи или наблюдаемые ситуации, связанные с взаимоотношениями в семье. Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения, запрещённые в общении с ребёнком в вашей семье, а также выражения рекомендуемые и желательные.
Вывод: При общении с детьми не следует употреблять такие выражения, как: · Я тысячу раз говорил тебе, что… · Сколько раз надо повторять… · О чём ты только думаешь… · Неужели тебе трудно запомнить, что… · Ты становишься… · Ты такой же, как… · Отстань, некогда мне… · Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет…
При общении с детьми желательно употреблять следующие выражения: · Ты у меня самый умный (красивый и т. д.). · Как хорошо, что у меня есть ты. · Ты у меня молодец. · Я тебя очень люблю . · Как ты хорошо это сделал, научи меня. · Спасибо тебе, я тебе очень благодарна. · Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания на тему: «Роль семьи в развитии речевого творчества детей старшего дошкольного возраста».
Сценарий родительского собрания содержит практикум, педагогический всеобуч, демонстрацию игровых методов развития речевого творчества. Полученная информация на собрании поможет родителям узнать ...
Беседа в рамках родительского собрания на тему: «Семья без табака»
Беседа в рамках родительского собрания на тему:«Семья без табака»...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: Воспитание ненасилием в семье
Воспитание – самое важное на свете дело.Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семьяНо, как писал Макаренко "семьи бывают хоро...
Проект родительского собрания по теме: "В каждой семье свои традиции"
Презентация родительского собрания по теме: "В каждой семье свои традиции"...
Сценарий родительского собрания "Волонтёр в каждой семье"
Цель мероприятия: Расширение у родителей представления о волонтерском движении, чувстве милосердия, отзывчивости, сострадания, доброго отношения к людям...
Конспект родительского собрания структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи.
Конспект родительского собрания структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи Что значит взаимодействие педагогов с родителями?Для того, чтобы точно ответить на этот вопро...
Тема родительского собрания. Само аудит как инструмент оценки взаимодействия ДОО и семьи
В условиях введения ФГОС ДО партнёрские отношения с семьёй необходимо выстраивать на основе систематического мониторинга на всех этапах построения взаи...