Конспект родительского собрания структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи.
методическая разработка

Стародубова Марина Николаевна

Конспект родительского собрания структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи
 

Что значит взаимодействие педагогов с родителями?

Для того, чтобы точно ответить на этот вопрос обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова:

Взаимодействие:

1. Взаимная связь двух явлений.

2. Взаимная поддержка.

Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с родителями основано на структурно-функциональной модели, практическая разработка которой была осуществлена педагогическими коллективами.

Структурно-функциональная модель условно состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

Но большинство пособий, посвященных инновационным формам работы с семьей выделяет несколько дополнительных блоков. Мы с вами постараемся объединить и рассмотреть все из предлагаемых вариантов.

I. Диагностический блок (  это часть информационно-аналитического блока) предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, изучение педагогических установок родителей, а также выявление готовности семей ответить на запросы дошкольного учреждения.

Задачи: выявление воспитательно-образовательных потребностей населения, уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольника, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Эти задачи определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов.

К методам работы, применяемым на этом этапе относятся: опрос, анкетирование, партонаж, интервью, наблюдение, беседы, тестирование, создание педагогических ситуаций, анализ детских рисунков, рассказов на заданную тему, сочинение родителей о ребенке, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.

II. Рекламный блок.

Задачи: пропаганда и популяризация российского дошкольного образования, охват максимального числа детей общественным дошкольным воспитанием.

Рекламный блок может включать в себя: рекламные буклеты, листовки, публикации, стенды для родителей (такие как «Наши успехи» (где размещены грамоты, дипломы, благодарности, «Наши педагоги»«Все программы хороши - выбирай на вкус»«Наша группа», презентации, горячие линии, экскурсии по детскому саду, проведение дня открытых дверей, просмотр открытых занятий, создание сайтов в интернете, размещение рекламных объявлений в печати, на телевидении.

III. Педагогическое просвещение родителей ( это была часть информационно-аналитического блока и практического)

Задачи: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, оптимизация стиля семейного воспитания, привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Формы: лекции, родительские собрания, тематические консультации, открытые занятия, информационные стенды, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека, дополнительные формы взаимодействия с родителями (Школы, университеты, конференции, тематические выставки и т. д.)

IV. Совместная деятельность коллектива учреждения и родителей.

Задачи: привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, повышение авторитета родителей в глазах детей, авторитета педагога - в глазах родителей.

Формы работы на этом этапе: совместная работа педагогов и родителей над образовательными и творческими проектами, создание и организация работы родительского комитета группы, участие в экскурсиях, поездках на природу, в утренниках; совместные праздники, досуги, пикники; показ театральных представлений, субботники, оказание спонсорской помощи, домашние задания с участием родителей, организация творческих микрогрупп.

В последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.

С целью эффективного решения этой задачи в модель взаимодействия ДОУ с семьей был введен следующий блок.

V. Контрольный блок ( контрольно-оценочный).

Задачи: анализ результативности взаимодействия педагогов ДОУ с семьей.

Идет не только подсчет количественных показателей, но и оценивается качество проведенных мероприятий.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику (проводится сразу после проведения того или иного мероприятия, тесты.

Не менее важным является и самоанализ со стороны педагога.

Специальное изучение показало, что работа с моделью позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива как на уровне учреждения, так и на уровне отдельно взятой группы.

Если вы заметили, то план взаимодействия с родителями в нашем детском саду подчинен этой модели. Мы предлагаем ввести такую же модель и на группы. С этой целью, вашему вниманию предлагается варианты плана.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_dou_i_semi.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи

Что значит взаимодействие педагогов с родителями?

Для того, чтобы точно ответить на этот вопрос обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова:

Взаимодействие:

1. Взаимная связь двух явлений.

2. Взаимная поддержка.

Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с родителями основано на структурно-функциональной модели, практическая разработка которой была осуществлена педагогическими коллективами.

Структурно-функциональная модель условно состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

Но большинство пособий, посвященных инновационным формам работы с семьей выделяет несколько дополнительных блоков. Мы с вами постараемся объединить и рассмотреть все из предлагаемых вариантов.

I. Диагностический блок (  это часть информационно-аналитического блока) предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, изучение педагогических установок родителей, а также выявление готовности семей ответить на запросы дошкольного учреждения.

Задачи: выявление воспитательно-образовательных потребностей населения, уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольника, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Эти задачи определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов.

К методам работы, применяемым на этом этапе относятся: опрос, анкетирование, партонаж, интервью, наблюдение, беседы, тестирование, создание педагогических ситуаций, анализ детских рисунков, рассказов на заданную тему, сочинение родителей о ребенке, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.

II. Рекламный блок.

Задачи: пропаганда и популяризация российского дошкольного образования, охват максимального числа детей общественным дошкольным воспитанием.

Рекламный блок может включать в себя: рекламные буклеты, листовки, публикации, стенды для родителей (такие как «Наши успехи» (где размещены грамоты, дипломы, благодарности, «Наши педагоги»«Все программы хороши - выбирай на вкус»«Наша группа», презентации, горячие линии, экскурсии по детскому саду, проведение дня открытых дверей, просмотр открытых занятий, создание сайтов в интернете, размещение рекламных объявлений в печати, на телевидении.

III. Педагогическое просвещение родителей ( это была часть информационно-аналитического блока и практического)

Задачи: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, оптимизация стиля семейного воспитания, привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Формы: лекции, родительские собрания, тематические консультации, открытые занятия, информационные стенды, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека, дополнительные формы взаимодействия с родителями (Школы, университеты, конференции, тематические выставки и т. д.)

IV. Совместная деятельность коллектива учреждения и родителей.

Задачи: привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, повышение авторитета родителей в глазах детей, авторитета педагога - в глазах родителей.

Формы работы на этом этапе: совместная работа педагогов и родителей над образовательными и творческими проектами, создание и организация работы родительского комитета группы, участие в экскурсиях, поездках на природу, в утренниках; совместные праздники, досуги, пикники; показ театральных представлений, субботники, оказание спонсорской помощи, домашние задания с участием родителей, организация творческих микрогрупп.

В последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.

С целью эффективного решения этой задачи в модель взаимодействия ДОУ с семьей был введен следующий блок.

V. Контрольный блок ( контрольно-оценочный).

Задачи: анализ результативности взаимодействия педагогов ДОУ с семьей.

Идет не только подсчет количественных показателей, но и оценивается качество проведенных мероприятий.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику (проводится сразу после проведения того или иного мероприятия, тесты.

Не менее важным является и самоанализ со стороны педагога.

Специальное изучение показало, что работа с моделью позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива как на уровне учреждения, так и на уровне отдельно взятой группы.

Если вы заметили, то план взаимодействия с родителями в нашем детском саду подчинен этой модели. Мы предлагаем ввести такую же модель и на группы. С этой целью, вашему вниманию предлагается варианты плана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания на тему "Межличностные конфликты"

В конспекте родительского собрания на тему "Межличностные конфликты" дано понятие межличностным конфликтам, приведены причинные факторы межличностного конфликта  (по В.Линкольну), представлена кл...

Конспект родительского собрания по теме: "Важней всего погода в доме...".

Конспект содержит материал объясняющий родителям необходимость поддержания в семье дружеских отношений. Даны рекомендации по установлению между родителями и детьми взаимопонимания....

Конспект родительского собрания по профилактике наркомании

Когда подросток поступает после школы обучаться  в профессиональную образовательную организацию, у него меняется среда общения, интересы, формы и время занятости. Именно в это время увеличивается...

Конспект родительского собрания. Родительское собрание в первой младшей группе на тему: «Развитие мелкой моторики».

Тема: «Развитие мелкой моторики»Цель:Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.Задачи:• показать важность работы по...

Конспект родительского собрания. Итоговое родительское собрание в группе раннего возраста на тему: «Чему мы научились за год».

Дата проведения :(конец апреля.)Цель: подведение итогов образовательной деятельности.Задачи: познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; подвести итоги совм...