Тема родительского собрания. Само аудит как инструмент оценки взаимодействия ДОО и семьи
материал
В условиях введения ФГОС ДО партнёрские отношения с семьёй необходимо выстраивать на основе систематического мониторинга на всех этапах построения взаимодействия. Формой оценки взаимодействия ДОО и семьи может быть само аудит, главными задачами которого являются:
- реализация государственной политики по вопросам социального партнерства семьи и ДОУ;
- совершенствование содержания по взаимодействию ДОУ с родителями на основе внедрения современных подходов в практическую деятельность педагогических работников;
- реализация основной образовательной программы дошкольного образования;
- профессиональное развитие педагогических работников образовательного учреждения, через организацию методической помощи по вопросам само аудита в виде обмена опытом, взаимопосещений и других инновационных форм по взаимодействию ДОУ с родителями;
Главное назначение само аудита в том, что он устанавливает соответствие деятельности учреждения нормативно-правовым документам федерального, регионального уровней («Закон об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года) и на уровне дошкольного образовательного учреждения.
Само аудит предлагается проводить на основании документально зафиксированных результатов педагогической деятельности по взаимодействию с родителями: годового плана работы ДОУ, планов воспитательно-образовательной работы, протоколов родительских собраний.
Само аудит осуществляется на основе показателей (критериев) успешности работы сотрудников по взаимодействию с родителями.
Основными критериями анализа годового плана являются планирование:
- задач с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;
- мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана;
- разнообразных форм работы;
- повышения профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей;
- разнообразных форм методической помощи педагогическим кадрам в вопросах взаимодействия с семьей;
- учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий;
- изучение позитивного опыта семейного воспитания.
Основными критериями анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов являются планирование:
- содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей;
- разнообразных форм работы с семьей;
- наличие анализа результативности проведенных мероприятий.
Основными критериями анализа протоколов родительских собраний являются:
- разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
- отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);
- учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий.
Критерии изучения документально зафиксированных результатов педагогической деятельности по взаимодействию с родителями имеют три уровня: высокий - 3 балла; средний - 2 балла; и низкий - 1 балл.
Необходимо заметить, что в Положении о самоаудите [69предлагаются для анализа следующие разделы: общая характеристика работы с родителями; изучение запросов нужд, интересов родителей; используемые формы работы с родителями; изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения (группы); изучение позитивного опыта семейного воспитания; планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров.
Для анализа результатов само аудита воспитателей и специалистов можно использовать специальные таблицы (см. ТАБЛИЦЫ) №№ 1, 2, 3), раскрывающие качественно-количественные характеристики выше представленных разделов документов дошкольного учреждения - план воспитательно-образовательной работы, протоколы родительских собраний, годовой план.
Таблица №1
Общая характеристика работы с родителями | |||
3 балла Отсутствие формализма в работе с семьями воспитанников Согласованность позиций на всех этапах совместных действий от планирования до оценки результата и предполагает координацию усилий, ответственность за результат воспитания и развития ребенка, как сотрудников группы, так и родителей. Наличие анализа результативности проведенных мероприятий | 2 балла Часто при планировании не учитываются достижения и трудности в работе с семьей за прошлый период Родители редко принимают участие в определении тематики мероприятия, в его разработке, а включаются лишь в конкретный процесс, определяемый педагогами группы, т.е. взаимодействие с семьями, обучающимися осуществляется при доминирующей роли педагогов. Наличие анализа результативности проведенных мероприятий, однако, без активного использования полученных данных в работе | 1 балл Характерен формальный подход к планированию и осуществлению работы с родителями на группе, родители не принимают участия в определении тематики мероприятия, в его разработке. Отсутствует анализ результативности проведенных мероприятий | |
Изучение запросов нужд, интересов родителей | |||
3 балла Воспитатели и специалисты в полной мере участвуют в сборе, обработке и использовании данных запросов, нужд, интересов родителей; учитывают эти особенности при планировании последующей работы с детьми и их родителями | 2 балла Периодически участвуют в сборе, обработке и использовании данных запросов, нужд, интересов родителей. При планировании последующей работы с детьми и их родителями полученные данные не всегда учитываются | 1 балл Неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов | |
Используемые формы работы с родителями | |||
3 балла При планировании используются формы, позволяющие решать проблемы настоящего времени, стимулирующие появление идей для решения проблем. Взаимодействие осознается как процесс не формальный, а эффективный. Выполнение поставленных задач вместе с родителями обогащает взаимодействие, наполняет его новым содержанием | 2 балла Используют традиционные формы, но идет активный поиск и внедрение таких форм взаимодействия с семьями обучающимися, которые бы позволили достигнуть эффективного сотрудничества
| 1 балл Подход к планированию и осуществлению работы с родителями формальный. Мероприятия по содержанию неинтересны для родителей, не отражают насущные проблемы
| |
Изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения (группы) | |||
3 балла Планируются индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные формы (отзывы, оценочные листы, экспресс-диагностика, и другие методы, которые используются сразу после проведения того или иного мероприятия) для изучения мнения родителей о работе дошкольного учреждения | 2 балла Периодически планируют и участвуют в сборе, обработке и использовании данных запросов, нужд, интересов родителей. При планировании последующей работы с детьми и их родителями полученные данные не всегда учитываются | 1 балл Использование только наглядно-информационных форм работы с семьей, что отражает стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов
| |
Изучение позитивного опыта семейного воспитания | |||
3 балла Характерно изучение позитивного опыта воспитания детей в семье и его распространение среди родителей других воспитанников (организация мини-библиотек, выпуск стенгазет, журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей, информационные проспекты и др.) Планируются открытые мероприятия для родителей, направленных на формирование партнёрских отношений в воспитании детей и в организации различных мероприятий | 2 балла Недостаточное изучение позитивного опыта воспитания детей в семье и его распространение среди родителей других воспитанников, так как отмечается однообразие, минимальное количество использования форм взаимодействия, либо на открытых мероприятиях родители выполняют пассивную роль, так как приглашаются в качестве гостей | 1 балл Не отмечается планирование по изучению опыта семейного воспитания, не используются активные формы взаимодействия
| |
Таблица №2
Протоколы родительских собраний
Общая характеристика работы с родителями | ||
3 балла Разнообразие тематики и форм проведённых собраний. Отражена активность родителей (вопросы, пожелания, предложения). Взаимодействие с родителями построено на возможности и необходимости учета и реализации интересов сторон на основе согласия и взаимопонимания | 2 балла Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется при доминирующей роли педагогов. В протоколах отражена низкая активность родителей (вопросы, пожелания, предложения) | 1 балл Формальный подход к планированию и проведению родительских собраний. В протоколе не отражена активность родителей (вопросы, пожелания, предложения) |
Изучение запросов нужд, интересов родителей | ||
3 балла Воспитатели и специалисты в полной мере участвуют в сборе, обработке и использовании данных запросов, нужд, интересов родителей; учитывают эти особенности при планировании последующих собраний и других видов работы с детьми и их родителями | 2 балла Периодически участвуют в сборе, обработке и использовании данных запросов, нужд, интересов родителей. При планировании последующих собраний с родителями полученные сведения не всегда или частично учитываются | 1 балл При планировании последующих собраний с родителями полученные сведения не учитываются |
Используемые формы работы с родителями | ||
3 балла Свойственны разнообразные тематики и формы проведенных собраний, стремление к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями | 2 балла Используются традиционные и нетрадиционные формы родительских собраний, но при большем акценте на традиционные формы | 1 балл Использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей |
Изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения (группы) | ||
3 балла Проведение собраний с учетом социального запроса родителей (их интересов, нужд, потребностей на основе анализа анкетирования и опроса родителей) | 2 балла Периодически учитываются интересы, запросы потребности родителей при проведении собраний. Слабо отражена в протоколах активность родителей на собрании | 1 балл Отсутствие учета интересов, нужд, потребностей и запросов родителей. Протоколы заполнены формально. |
Изучение позитивного опыта семейного воспитания | ||
3 балла Рассматриваются вопросы по выявлению, обобщению, распространению позитивного семейного воспитания. В протоколах отражена активность родителей (вопросы, предложения) с последующим включением этого содержания в планирование работы группы | 2 балла Нерегулярное изучение позитивного опыта воспитания детей в семье и его распространение среди родителей других воспитанников; | 1 балл Отсутствие вопросов, тематики родительских собраний по изучению позитивного опыта воспитания детей в семье |
Заслуживают внимания показатели эффективности проводимой в дошкольном учреждении (группе) работы с родителями:
- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
- возникновение дискуссий, диспутов по инициативе родителей;
- ответы на вопросы родителей ими самими, либо приведение примеров из собственного опыта;
- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
- вопросы родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
- повышение активности родителей при анализе педагогических ситуаций.
Таблица №3
Годовой план ДОУ
Общая характеристика работы с родителями | ||||
3 балла При планировании характерно отсутствие формализма в работе с семьями воспитанников. Взаимодействие с родителями характеризуется согласованностью позиций на всех этапах совместных действий от планирования до оценки результата и предполагает координацию усилий, ответственность за результат воспитания и развития ребенка, как сотрудников дошкольных образовательных учреждений, так и родителей
| 2 балла Отмечается стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников при доминирующей роли педагогов и наличии формального подхода к планированию работы с родителями, так как не учитываются достижения и трудности в работе с семьей за прошлый период. Взаимодействие между детским садом и родителями направлено на достижение конкретных результатов, но, следуя традиционному подходу, предполагает более активную роль и общее руководство со стороны сотрудников дошкольного образовательного учреждения. Родители не принимают участия в определении тематики мероприятия, в его разработке, а включаются лишь в конкретный процесс, определяемый педагогическим коллективом | 1 балл Формальный подход к планированию и осуществлению работы с родителями. Взаимоотношения с родителями неконструктивны и различаются только степенью требований сотрудников детского сада к родителям и наоборот. При таком типе взаимоотношений участники не стремятся к развитию отношений, а взаимные ожидания носят либо негативный, либо безразличный и неопределенный характер | ||
3 балла Проведен анализ контингента семей (данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.), достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год с последующим учетом этих особенностей и результатов при планировании работы с детьми и их родителями. Планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана | 2 балла Анализ контингента семей не полный, отмечается при планировании минимальный учет интересов, нужд, потребностей, запросов родителей в работе дошкольного образовательного учреждения. Прослеживается недостаточное планирование работы по взаимодействию с родителями в разделах годового плана | 1 балл Анализ контингента семей отсутствует. Характерно отсутствие учета в работе интересов, нужд, потребностей и запросов родителей, либо отмечается изучение социального профиля семей воспитанников, однако без активного использования полученных данных в работе, что отмечается при анализе разделов годового плана | ||
Используемые формы работы с родителями | ||||
3 балла Планирование и использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных и т.п.), характерно стремление к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями. Запланированные и используемые формы позволяют решать проблемы настоящего времени, стимулируют появление идей для их решения | 2 балла При планировании отмечается сочетание традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями, но при большем акценте на традиционные формы, т.е. использование нетрадиционных форм в основном при проведении совместных досугов детей и родителей, организации различных выставок | 1 балл Планирование и использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей. Подход к планированию и осуществлению работы с родителями формальный | ||
Изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения | ||||
3 балла Отмечается наличие анкет, анализа по изучению мнения родителей о работе дошкольного учреждения за прошлый учебный год и соответствующее отражение его при планировании работы с семьей на новый учебный год | 2 балла Имеются контрольно-методические материалы по изучению мнения родителей о работе дошкольного учреждения, но планирование мероприятий на новый учебный год осуществляется формально, без учета анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год | 1 балл Отсутствуют контрольно-методические материалы по изучению мнения родителей о работе дошкольного учреждения, что не позволяет получить объективные данные о его работе по данному направлению | ||
Изучение передового опыта семейного воспитания | ||||
3 балла Системность в планировании и организации в выявлении, обобщении, распространении передового педагогического опыта взаимодействия с семьей и передового опыта семейного воспитания отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона, города | 2 балла Отмечается недостаточное изучение передового опыта воспитания детей в семье и его распространение среди родителей других воспитанников. Планирование и организация открытых мероприятий для родителей только в тех случаях, когда родители приглашаются в качестве гостей | 1 балл Отмечается отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье | ||
Планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров | ||||
3 балла Разнообразная тематика, форм предоставляемой методической помощи по повышению профессиональной компетентности сотрудников дошкольного образовательного учреждения по вопросам взаимодействия с родителями Систематическая организация методической работы по повышению профессиональной компетентности сотрудников дошкольного образовательного учреждения по вопросам взаимодействия с родителями | 2 балла Тематика, формы мероприятий однообразная, отмечается нерегулярное планирование и проведение работы по повышению квалификации педагогического персонала в области взаимодействия с родителями, либо планирование методической работы без учета проблем современной практики
| 1 балл Отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с родителями | ||
Список используемой литературы
- Положение о проведении само аудита. //Обруч, №2, 2012. - с.6-8.
- Савельева О.В. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении. Киселёвск: МАДОУ д/с №63. -2012. - 26с.
- Хайлова Е. Само аудит в детском саду. //Обруч, №2, 2012. - с.8
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoaudit_kak_instrument_otsenki_kachestva_vzaimodeystviya_doo_i_semi.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Само аудит как инструмент оценки взаимодействия ДОО и семьи
В условиях введения ФГОС ДО партнёрские отношения с семьёй необходимо выстраивать на основе систематического мониторинга на всех этапах построения взаимодействия. Формой оценки взаимодействия ДОО и семьи может быть само аудит, главными задачами которого являются:
- реализация государственной политики по вопросам социального партнерства семьи и ДОУ;
- совершенствование содержания по взаимодействию ДОУ с родителями на основе внедрения современных подходов в практическую деятельность педагогических работников;
- реализация основной образовательной программы дошкольного образования;
- профессиональное развитие педагогических работников образовательного учреждения, через организацию методической помощи по вопросам само аудита в виде обмена опытом, взаимопосещений и других инновационных форм по взаимодействию ДОУ с родителями;
Главное назначение само аудита в том, что он устанавливает соответствие деятельности учреждения нормативно-правовым документам федерального, регионального уровней («Закон об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года) и на уровне дошкольного образовательного учреждения.
Само аудит предлагается проводить на основании документально зафиксированных результатов педагогической деятельности по взаимодействию с родителями: годового плана работы ДОУ, планов воспитательно-образовательной работы, протоколов родительских собраний.
Само аудит осуществляется на основе показателей (критериев) успешности работы сотрудников по взаимодействию с родителями.
Основными критериями анализа годового плана являются планирование:
- задач с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;
- мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана;
- разнообразных форм работы;
- повышения профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей;
- разнообразных форм методической помощи педагогическим кадрам в вопросах взаимодействия с семьей;
- учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий;
- изучение позитивного опыта семейного воспитания.
Основными критериями анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов являются планирование:
- содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей;
- разнообразных форм работы с семьей;
- наличие анализа результативности проведенных мероприятий.
Основными критериями анализа протоколов родительских собраний являются:
- разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
- отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);
- учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий.
Критерии изучения документально зафиксированных результатов педагогической деятельности по взаимодействию с родителями имеют три уровня: высокий - 3 балла; средний - 2 балла; и низкий - 1 балл.
Необходимо заметить, что в Положении о самоаудите [69предлагаются для анализа следующие разделы: общая характеристика работы с родителями; изучение запросов нужд, интересов родителей; используемые формы работы с родителями; изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения (группы); изучение позитивного опыта семейного воспитания; планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров.
Для анализа результатов само аудита воспитателей и специалистов можно использовать специальные таблицы (см. ТАБЛИЦЫ) №№ 1, 2, 3), раскрывающие качественно-количественные характеристики выше представленных разделов документов дошкольного учреждения - план воспитательно-образовательной работы, протоколы родительских собраний, годовой план.
Таблица №1
Общая характеристика работы с родителями | |||
3 балла Отсутствие формализма в работе с семьями воспитанников Согласованность позиций на всех этапах совместных действий от планирования до оценки результата и предполагает координацию усилий, ответственность за результат воспитания и развития ребенка, как сотрудников группы, так и родителей. Наличие анализа результативности проведенных мероприятий | 2 балла Часто при планировании не учитываются достижения и трудности в работе с семьей за прошлый период Родители редко принимают участие в определении тематики мероприятия, в его разработке, а включаются лишь в конкретный процесс, определяемый педагогами группы, т.е. взаимодействие с семьями, обучающимися осуществляется при доминирующей роли педагогов. Наличие анализа результативности проведенных мероприятий, однако, без активного использования полученных данных в работе | 1 балл Характерен формальный подход к планированию и осуществлению работы с родителями на группе, родители не принимают участия в определении тематики мероприятия, в его разработке. Отсутствует анализ результативности проведенных мероприятий | |
Изучение запросов нужд, интересов родителей | |||
3 балла Воспитатели и специалисты в полной мере участвуют в сборе, обработке и использовании данных запросов, нужд, интересов родителей; учитывают эти особенности при планировании последующей работы с детьми и их родителями | 2 балла Периодически участвуют в сборе, обработке и использовании данных запросов, нужд, интересов родителей. При планировании последующей работы с детьми и их родителями полученные данные не всегда учитываются | 1 балл Неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов | |
Используемые формы работы с родителями | |||
3 балла При планировании используются формы, позволяющие решать проблемы настоящего времени, стимулирующие появление идей для решения проблем. Взаимодействие осознается как процесс не формальный, а эффективный. Выполнение поставленных задач вместе с родителями обогащает взаимодействие, наполняет его новым содержанием | 2 балла Используют традиционные формы, но идет активный поиск и внедрение таких форм взаимодействия с семьями обучающимися, которые бы позволили достигнуть эффективного сотрудничества | 1 балл Подход к планированию и осуществлению работы с родителями формальный. Мероприятия по содержанию неинтересны для родителей, не отражают насущные проблемы | |
Изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения (группы) | |||
3 балла Планируются индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные формы (отзывы, оценочные листы, экспресс-диагностика, и другие методы, которые используются сразу после проведения того или иного мероприятия) для изучения мнения родителей о работе дошкольного учреждения | 2 балла Периодически планируют и участвуют в сборе, обработке и использовании данных запросов, нужд, интересов родителей. При планировании последующей работы с детьми и их родителями полученные данные не всегда учитываются | 1 балл Использование только наглядно-информационных форм работы с семьей, что отражает стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов | |
Изучение позитивного опыта семейного воспитания | |||
3 балла Характерно изучение позитивного опыта воспитания детей в семье и его распространение среди родителей других воспитанников (организация мини-библиотек, выпуск стенгазет, журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей, информационные проспекты и др.) Планируются открытые мероприятия для родителей, направленных на формирование партнёрских отношений в воспитании детей и в организации различных мероприятий | 2 балла Недостаточное изучение позитивного опыта воспитания детей в семье и его распространение среди родителей других воспитанников, так как отмечается однообразие, минимальное количество использования форм взаимодействия, либо на открытых мероприятиях родители выполняют пассивную роль, так как приглашаются в качестве гостей | 1 балл Не отмечается планирование по изучению опыта семейного воспитания, не используются активные формы взаимодействия |
Таблица №2
Протоколы родительских собраний
Общая характеристика работы с родителями | ||
3 балла Разнообразие тематики и форм проведённых собраний. Отражена активность родителей (вопросы, пожелания, предложения). Взаимодействие с родителями построено на возможности и необходимости учета и реализации интересов сторон на основе согласия и взаимопонимания | 2 балла Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется при доминирующей роли педагогов. В протоколах отражена низкая активность родителей (вопросы, пожелания, предложения) | 1 балл Формальный подход к планированию и проведению родительских собраний. В протоколе не отражена активность родителей (вопросы, пожелания, предложения) |
Изучение запросов нужд, интересов родителей | ||
3 балла Воспитатели и специалисты в полной мере участвуют в сборе, обработке и использовании данных запросов, нужд, интересов родителей; учитывают эти особенности при планировании последующих собраний и других видов работы с детьми и их родителями | 2 балла Периодически участвуют в сборе, обработке и использовании данных запросов, нужд, интересов родителей. При планировании последующих собраний с родителями полученные сведения не всегда или частично учитываются | 1 балл При планировании последующих собраний с родителями полученные сведения не учитываются |
Используемые формы работы с родителями | ||
3 балла Свойственны разнообразные тематики и формы проведенных собраний, стремление к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями | 2 балла Используются традиционные и нетрадиционные формы родительских собраний, но при большем акценте на традиционные формы | 1 балл Использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей |
Изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения (группы) | ||
3 балла Проведение собраний с учетом социального запроса родителей (их интересов, нужд, потребностей на основе анализа анкетирования и опроса родителей) | 2 балла Периодически учитываются интересы, запросы потребности родителей при проведении собраний. Слабо отражена в протоколах активность родителей на собрании | 1 балл Отсутствие учета интересов, нужд, потребностей и запросов родителей. Протоколы заполнены формально. |
Изучение позитивного опыта семейного воспитания | ||
3 балла Рассматриваются вопросы по выявлению, обобщению, распространению позитивного семейного воспитания. В протоколах отражена активность родителей (вопросы, предложения) с последующим включением этого содержания в планирование работы группы | 2 балла Нерегулярное изучение позитивного опыта воспитания детей в семье и его распространение среди родителей других воспитанников; | 1 балл Отсутствие вопросов, тематики родительских собраний по изучению позитивного опыта воспитания детей в семье |
Заслуживают внимания показатели эффективности проводимой в дошкольном учреждении (группе) работы с родителями:
- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
- возникновение дискуссий, диспутов по инициативе родителей;
- ответы на вопросы родителей ими самими, либо приведение примеров из собственного опыта;
- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
- вопросы родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
- повышение активности родителей при анализе педагогических ситуаций.
Таблица №3
Годовой план ДОУ
Общая характеристика работы с родителями | ||||
3 балла При планировании характерно отсутствие формализма в работе с семьями воспитанников. Взаимодействие с родителями характеризуется согласованностью позиций на всех этапах совместных действий от планирования до оценки результата и предполагает координацию усилий, ответственность за результат воспитания и развития ребенка, как сотрудников дошкольных образовательных учреждений, так и родителей | 2 балла Отмечается стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников при доминирующей роли педагогов и наличии формального подхода к планированию работы с родителями, так как не учитываются достижения и трудности в работе с семьей за прошлый период. Взаимодействие между детским садом и родителями направлено на достижение конкретных результатов, но, следуя традиционному подходу, предполагает более активную роль и общее руководство со стороны сотрудников дошкольного образовательного учреждения. Родители не принимают участия в определении тематики мероприятия, в его разработке, а включаются лишь в конкретный процесс, определяемый педагогическим коллективом | 1 балл Формальный подход к планированию и осуществлению работы с родителями. Взаимоотношения с родителями неконструктивны и различаются только степенью требований сотрудников детского сада к родителям и наоборот. При таком типе взаимоотношений участники не стремятся к развитию отношений, а взаимные ожидания носят либо негативный, либо безразличный и неопределенный характер | ||
3 балла Проведен анализ контингента семей (данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.), достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год с последующим учетом этих особенностей и результатов при планировании работы с детьми и их родителями. Планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана | 2 балла Анализ контингента семей не полный, отмечается при планировании минимальный учет интересов, нужд, потребностей, запросов родителей в работе дошкольного образовательного учреждения. Прослеживается недостаточное планирование работы по взаимодействию с родителями в разделах годового плана | 1 балл Анализ контингента семей отсутствует. Характерно отсутствие учета в работе интересов, нужд, потребностей и запросов родителей, либо отмечается изучение социального профиля семей воспитанников, однако без активного использования полученных данных в работе, что отмечается при анализе разделов годового плана | ||
Используемые формы работы с родителями | ||||
3 балла Планирование и использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных и т.п.), характерно стремление к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями. Запланированные и используемые формы позволяют решать проблемы настоящего времени, стимулируют появление идей для их решения | 2 балла При планировании отмечается сочетание традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями, но при большем акценте на традиционные формы, т.е. использование нетрадиционных форм в основном при проведении совместных досугов детей и родителей, организации различных выставок | 1 балл Планирование и использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей. Подход к планированию и осуществлению работы с родителями формальный | ||
Изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения | ||||
3 балла Отмечается наличие анкет, анализа по изучению мнения родителей о работе дошкольного учреждения за прошлый учебный год и соответствующее отражение его при планировании работы с семьей на новый учебный год | 2 балла Имеются контрольно-методические материалы по изучению мнения родителей о работе дошкольного учреждения, но планирование мероприятий на новый учебный год осуществляется формально, без учета анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год | 1 балл Отсутствуют контрольно-методические материалы по изучению мнения родителей о работе дошкольного учреждения, что не позволяет получить объективные данные о его работе по данному направлению | ||
Изучение передового опыта семейного воспитания | ||||
3 балла Системность в планировании и организации в выявлении, обобщении, распространении передового педагогического опыта взаимодействия с семьей и передового опыта семейного воспитания отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона, города | 2 балла Отмечается недостаточное изучение передового опыта воспитания детей в семье и его распространение среди родителей других воспитанников. Планирование и организация открытых мероприятий для родителей только в тех случаях, когда родители приглашаются в качестве гостей | 1 балл Отмечается отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье | ||
Планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров | ||||
3 балла Разнообразная тематика, форм предоставляемой методической помощи по повышению профессиональной компетентности сотрудников дошкольного образовательного учреждения по вопросам взаимодействия с родителями Систематическая организация методической работы по повышению профессиональной компетентности сотрудников дошкольного образовательного учреждения по вопросам взаимодействия с родителями | 2 балла Тематика, формы мероприятий однообразная, отмечается нерегулярное планирование и проведение работы по повышению квалификации педагогического персонала в области взаимодействия с родителями, либо планирование методической работы без учета проблем современной практики | 1 балл Отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с родителями |
Список используемой литературы
- Положение о проведении само аудита. //Обруч, №2, 2012. - с.6-8.
- Савельева О.В. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении. Киселёвск: МАДОУ д/с №63. -2012. - 26с.
- Хайлова Е. Само аудит в детском саду. //Обруч, №2, 2012. - с.8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания на тему: «Роль семьи в развитии речевого творчества детей старшего дошкольного возраста».
Сценарий родительского собрания содержит практикум, педагогический всеобуч, демонстрацию игровых методов развития речевого творчества. Полученная информация на собрании поможет родителям узнать ...
Беседа в рамках родительского собрания на тему: «Семья без табака»
Беседа в рамках родительского собрания на тему:«Семья без табака»...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: Воспитание ненасилием в семье
Воспитание – самое важное на свете дело.Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семьяНо, как писал Макаренко "семьи бывают хоро...
Проект родительского собрания по теме: "В каждой семье свои традиции"
Презентация родительского собрания по теме: "В каждой семье свои традиции"...
Конспект родительского собрания. Родительское собрание в первой младшей группе на тему: «Развитие мелкой моторики».
Тема: «Развитие мелкой моторики»Цель:Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.Задачи:• показать важность работы по...
Конспект родительского собрания. Итоговое родительское собрание в группе раннего возраста на тему: «Чему мы научились за год».
Дата проведения :(конец апреля.)Цель: подведение итогов образовательной деятельности.Задачи: познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; подвести итоги совм...
Конспект родительского собрания структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи.
Конспект родительского собрания структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи Что значит взаимодействие педагогов с родителями?Для того, чтобы точно ответить на этот вопро...