Методические рекомендации "Использование метода проекта при подготовке и проведении экскурсии с дошкольниками"
методическая разработка по теме

   Методические рекомендации в данной статье очень подробно и ясно раскрывают метод проекта по организации подготовке и проведению экскурсий. Правильная подборка словесного, наглядного материала, составление плана-конспекта, всё это поможет привести к положительному конечному итогу. Дети получат новые и интересные знания об окружающем мире и пополнят свой словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.rek_.v-lyam_po_met.proektov-ekskursii.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для воспитателей                                  по теме «Использование метода проекта при подготовке и проведении экскурсии с дошкольниками» 

Автор: Ашейчик Т.А., преподаватель Санкт-Петербургского  ГБПОУ «педагогический колледж №8»                                                                                        2013 год

ЦЕЛЬ: Использовать метод проектов в ходе подготовки и проведения экскурсии по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и развитию словаря

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1) Для создания проекта необходимо быть готовым к пополнению и уточнению знаний по теме «формирование словаря дошкольников», к участию в проектной деятельности.                                                                                                                            2) Необходимо понимать, что метод проектов является наиболее эффективным приёмом при изучении вопроса о методике проведения экскурсий с дошкольниками.                                                                              

3) Для появления заинтересованного отношения к предстоящей работе следует ознакомиться с необходимой учебно-методической литературой, различными вариантами «моделей трудового процесса» (если экскурсия посвящена знакомству детей с трудом взрослых - работников кухни и медицинского кабинета в ДОУ, педагогов в школе и т.д.).                                                                                                                                                 4) Следует также предусмотреть возможную «защиту» проекта в базовом дошкольном учреждении, её анализ и корректировку.                                                                                                                      

5) Необходимо помнить, что проект может быть монопредметным и межпредметным.

Например,                                                                                                                                             - экскурсия в магазин «Цветы» предполагает уточнить имеющиеся знания природоведческого характера, приобрести новые дополнительные сведения по теме;                                                                                                                                     - для организации экскурсии в детскую спортивную школу понадобятся знания по методике физического воспитания о видах спорта, проведении олимпиад, спортивных снарядах…;                                                                                                                                   -интересно провести экскурсию в библиотеку поможет информация о  специальной терминологии, содержании художественных произведений, авторах книг для детей и т.п.      

6) Подбирая словесный и наглядный материал, наиболее эффективные приёмы, следует помнить о возрастных и индивидуальных особенностях речи детей, в частности их лексического запаса.                                                                                                                            7) Составляя планы-конспекты экскурсий, желательно проконсультироваться с старшим воспитателем.                                                                                               8) Важно осознавать, что конечный итог данной проектной деятельности должен быть положительным, а сам процесс – результативным и педагогически оправданным (дети должны получить новые интересные по форме и содержанию знания об окружающем мире, пополнить свой словарный запас).

ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:                                                                  1. Работа над проектом начинается с:

              с постановки проблемы

обоснования практической значимости её результатов

:                                                                                                                     как расширить кругозор детей, какие можно организовать экскурсии в той или иной возрастной группе, чем может быть обоснован выбор темы, с помощью каких приёмов провести экскурсию наиболее интересно для детей и эффективно с точки зрения развития их интеллекта и речи?                                                                                                                                

организация экскурсий является эффективной формой активного познания детьми окружающей действительности, её социальных явлений (например, труда взрослых); получение новых знаний сопровождается пополнением соответствующего словарного запаса

2. Определение цели проекта, содержания и задач каждого из этапов.                            Например,                                                                                                                                                    - проведение предварительной работы (подготовка участников экскурсии, чтение художественной литературы,  рассказывание, рассматривание разнообразного материала, объяснение новых слов, показ видеоматериалов, дидактические игры по развитию словаря, подбор занимательного словесного и наглядного материала и т.п.);                                                                                             - составление конспекта экскурсии. Продумать:                                                                              а/структуру НОД;                                                                                                                          б/содержание и последовательность вопросов;                                                                                             в/приёмы активизации умственной и речевой деятельности детей;                                                            г/упражнения и словесные игры по развитию словаря в процессе экскурсии.

- создание мини-словаря по конкретной теме экскурсии (включить в него все части речи, в том числе из эмоционально-оценочной лексики);                                                                         - составление плана работы после проведения экскурсии:                                                                          

а/с детьми - игры, изо-деятельность, запись детских рассказов, просмотр видеоматериалов, чтение занимательной дополнительной литературы, задания для релаксации;                                                                                                                                                  б/ с родителями - анкетирование, рекомендации, оформление фотоматериалов, совместные с детьми домашние задания.        

3. Подготовка материалов по теме экскурсии для презентации проекта:                                                                - конспект;                                                                                                                                                           - модель трудового процесса;                                                                                                                                                                          - выставка методической и художественной литературы по теме экскурсии;                                                                                                                                                                    - наглядные пособия (картины, иллюстрации, карты-схемы, мнемотаблицы,  

  коллажи, игрушки, предметы);                                                                                                                                       - видеопрезентация темы экскурсии для показа на компьютере.

Образец плана-конспекта экскурсии:

 Программные задачи:                                                                                                                              - познавательные  (познакомить с…; дать знания о …);                                                                                                                                      - речевые (обогащать и активизировать словарь детей за счёт слов…;    развивать речь-доказательство; учить чётко формулировать вопросы, рассуждать, анализировать);                                                                                                                                                                  - воспитательные (формировать в детях заинтересованное отношение к окружающему  миру; воспитывать уважение к труду взрослых…).

1-ая вводная часть. Цель: заинтересовать детей темой предстоящей экскурсии, эмоционально настроить на восприятие нового материала.                                                                         Приёмы:                                                                                                                                                        - обращение к личному опыту (вспомнить с детьми…; спросить о…);                                                                                                                                   - чтение стихотворения, небольшого отрывка из художественного произведения;                                                                                                                                                                      - загадки по теме экскурсии;                                                                                                                     - пословицы, поговорки - в старшем дошкольном возрасте;                                                                          - рассматривание предмета, фотографии и др. по вопросам воспитателя;                                                                                       - слушание музыки и пр.

2-ая основная часть. Цель: (например) познакомить детей с работой повара в ДОУ, целью и содержанием его деятельности, орудиями труда, последовательностью действий.                                                                                                                                           Приёмы:                                                                                                                                                                      - осмотр помещения (Куда мы пришли? Где мы сейчас находимся? Как вы об этом догадались?);                                                                                                                                             - вопросы к детям (о внешнем виде повара, его действиях, необходимых орудиях труда, результате работы);                                                                                                                                           - наблюдение, рассматривание объектов (признаки, особенности, назначение…);                                                                                                                                 - рассказы участников экскурсии, комментарии воспитателя;                                                                      - знакомство с новыми словами, их смыслом;                                                                                                  - практические действия детей (индивидуальные; по просьбе повара и под его контролем);                                                                                                                                  - стихи, загадки, пословицы и поговорки (о поваре, предметах посуды, о труде);                                                                                                                                      - игры и упражнения («Кто больше назовёт красивых слов о...»; «Продолжите предложение»; «Скажи по-другому»; «Назови ласково»; «Один-много»; «Хорошо-плохо» и др.) .                                                                                                                                

 3-я заключительная часть. Цель: обобщить полученные знания, сделать выводы.   Приёмы:                                                                                                                                                           - вопросы (Куда…? Что видели, узнали? Какие   ? Что нужно…? Почему, зачем…? );                                                                                                                                                   - решение речевых задач и проблемных ситуаций (Как бы вы поступили на месте…; Что может произойти, если…);                                                                                                                                 - изо-деятельность (Нарисуйте, что больше всего вам понравилось в ходе экскурсии);                                                                                                                                    - игры (дидактические, сюжетно-ролевые )

4. Алгоритм  «защиты» проекта:                                                                                             1. Краткий рассказ о предварительной работе перед экскурсией.                                              2. Объяснение цели проекта и поэтапных задач, содержания плана-конспекта и использованных приёмов, предусматривающих определённую последовательность действий.                                                                                                                                                                 3. Показ модели трудового процесса по теме экскурсии.                                                                                                          4. Проведение игровых упражнений на основе подобранного словесного и наглядного материала.                                                                                                                                                      5. Демонстрация спланированной словарной работы с детьми.                

ЛИТЕРАТУРА                                                                                                                  *Алексеева М.М., Яшина В.И. Овладение оценочной лексикой как условие формирования социальной активности старших дошкольников //  Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2000, СТР.252-257                                                                             *Логинова В.И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых //Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л.1976                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Методика подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий для дошкольников

Не для кого не секрет, как сложно писать сценарии  концерта..особенно подводки к номерам художественной самодеятельности...Мой материал поможет вам .....

Научно - методическая статья "Метод проекта в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся"

Целью данной статьи является определить роль проектной методики на занятиях по иностранному языку в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Автором проводится анализ научной литературы по п...

Методическое пособие «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу.

Аннотация. Голубева В.В. Методическое пособие «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу. Данное методическ...

Методические рекомендации по проведению экскурсий

Методика проведения экскурсий для студентов и учащихся профтехобразования...

Методическое пособие «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу.

Методическое пособие «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу. Данное методическое пособие представляет...