Методические рекомендации "Использование метода проекта при подготовке и проведении экскурсии с дошкольниками"
методическая разработка по теме
Методические рекомендации в данной статье очень подробно и ясно раскрывают метод проекта по организации подготовке и проведению экскурсий. Правильная подборка словесного, наглядного материала, составление плана-конспекта, всё это поможет привести к положительному конечному итогу. Дети получат новые и интересные знания об окружающем мире и пополнят свой словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met.rek_.v-lyam_po_met.proektov-ekskursii.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для воспитателей по теме «Использование метода проекта при подготовке и проведении экскурсии с дошкольниками»
Автор: Ашейчик Т.А., преподаватель Санкт-Петербургского ГБПОУ «педагогический колледж №8» 2013 год
ЦЕЛЬ: Использовать метод проектов в ходе подготовки и проведения экскурсии по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и развитию словаря
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1) Для создания проекта необходимо быть готовым к пополнению и уточнению знаний по теме «формирование словаря дошкольников», к участию в проектной деятельности. 2) Необходимо понимать, что метод проектов является наиболее эффективным приёмом при изучении вопроса о методике проведения экскурсий с дошкольниками.
3) Для появления заинтересованного отношения к предстоящей работе следует ознакомиться с необходимой учебно-методической литературой, различными вариантами «моделей трудового процесса» (если экскурсия посвящена знакомству детей с трудом взрослых - работников кухни и медицинского кабинета в ДОУ, педагогов в школе и т.д.). 4) Следует также предусмотреть возможную «защиту» проекта в базовом дошкольном учреждении, её анализ и корректировку.
5) Необходимо помнить, что проект может быть монопредметным и межпредметным.
Например, - экскурсия в магазин «Цветы» предполагает уточнить имеющиеся знания природоведческого характера, приобрести новые дополнительные сведения по теме; - для организации экскурсии в детскую спортивную школу понадобятся знания по методике физического воспитания о видах спорта, проведении олимпиад, спортивных снарядах…; -интересно провести экскурсию в библиотеку поможет информация о специальной терминологии, содержании художественных произведений, авторах книг для детей и т.п.
6) Подбирая словесный и наглядный материал, наиболее эффективные приёмы, следует помнить о возрастных и индивидуальных особенностях речи детей, в частности их лексического запаса. 7) Составляя планы-конспекты экскурсий, желательно проконсультироваться с старшим воспитателем. 8) Важно осознавать, что конечный итог данной проектной деятельности должен быть положительным, а сам процесс – результативным и педагогически оправданным (дети должны получить новые интересные по форме и содержанию знания об окружающем мире, пополнить свой словарный запас).
ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 1. Работа над проектом начинается с:
с постановки проблемы | обоснования практической значимости её результатов |
: как расширить кругозор детей, какие можно организовать экскурсии в той или иной возрастной группе, чем может быть обоснован выбор темы, с помощью каких приёмов провести экскурсию наиболее интересно для детей и эффективно с точки зрения развития их интеллекта и речи? | организация экскурсий является эффективной формой активного познания детьми окружающей действительности, её социальных явлений (например, труда взрослых); получение новых знаний сопровождается пополнением соответствующего словарного запаса |
2. Определение цели проекта, содержания и задач каждого из этапов. Например, - проведение предварительной работы (подготовка участников экскурсии, чтение художественной литературы, рассказывание, рассматривание разнообразного материала, объяснение новых слов, показ видеоматериалов, дидактические игры по развитию словаря, подбор занимательного словесного и наглядного материала и т.п.); - составление конспекта экскурсии. Продумать: а/структуру НОД; б/содержание и последовательность вопросов; в/приёмы активизации умственной и речевой деятельности детей; г/упражнения и словесные игры по развитию словаря в процессе экскурсии.
- создание мини-словаря по конкретной теме экскурсии (включить в него все части речи, в том числе из эмоционально-оценочной лексики); - составление плана работы после проведения экскурсии:
а/с детьми - игры, изо-деятельность, запись детских рассказов, просмотр видеоматериалов, чтение занимательной дополнительной литературы, задания для релаксации; б/ с родителями - анкетирование, рекомендации, оформление фотоматериалов, совместные с детьми домашние задания.
3. Подготовка материалов по теме экскурсии для презентации проекта: - конспект; - модель трудового процесса; - выставка методической и художественной литературы по теме экскурсии; - наглядные пособия (картины, иллюстрации, карты-схемы, мнемотаблицы,
коллажи, игрушки, предметы); - видеопрезентация темы экскурсии для показа на компьютере.
Образец плана-конспекта экскурсии:
Программные задачи: - познавательные (познакомить с…; дать знания о …); - речевые (обогащать и активизировать словарь детей за счёт слов…; развивать речь-доказательство; учить чётко формулировать вопросы, рассуждать, анализировать); - воспитательные (формировать в детях заинтересованное отношение к окружающему миру; воспитывать уважение к труду взрослых…).
1-ая вводная часть. Цель: заинтересовать детей темой предстоящей экскурсии, эмоционально настроить на восприятие нового материала. Приёмы: - обращение к личному опыту (вспомнить с детьми…; спросить о…); - чтение стихотворения, небольшого отрывка из художественного произведения; - загадки по теме экскурсии; - пословицы, поговорки - в старшем дошкольном возрасте; - рассматривание предмета, фотографии и др. по вопросам воспитателя; - слушание музыки и пр.
2-ая основная часть. Цель: (например) познакомить детей с работой повара в ДОУ, целью и содержанием его деятельности, орудиями труда, последовательностью действий. Приёмы: - осмотр помещения (Куда мы пришли? Где мы сейчас находимся? Как вы об этом догадались?); - вопросы к детям (о внешнем виде повара, его действиях, необходимых орудиях труда, результате работы); - наблюдение, рассматривание объектов (признаки, особенности, назначение…); - рассказы участников экскурсии, комментарии воспитателя; - знакомство с новыми словами, их смыслом; - практические действия детей (индивидуальные; по просьбе повара и под его контролем); - стихи, загадки, пословицы и поговорки (о поваре, предметах посуды, о труде); - игры и упражнения («Кто больше назовёт красивых слов о...»; «Продолжите предложение»; «Скажи по-другому»; «Назови ласково»; «Один-много»; «Хорошо-плохо» и др.) .
3-я заключительная часть. Цель: обобщить полученные знания, сделать выводы. Приёмы: - вопросы (Куда…? Что видели, узнали? Какие ? Что нужно…? Почему, зачем…? ); - решение речевых задач и проблемных ситуаций (Как бы вы поступили на месте…; Что может произойти, если…); - изо-деятельность (Нарисуйте, что больше всего вам понравилось в ходе экскурсии); - игры (дидактические, сюжетно-ролевые )
4. Алгоритм «защиты» проекта: 1. Краткий рассказ о предварительной работе перед экскурсией. 2. Объяснение цели проекта и поэтапных задач, содержания плана-конспекта и использованных приёмов, предусматривающих определённую последовательность действий. 3. Показ модели трудового процесса по теме экскурсии. 4. Проведение игровых упражнений на основе подобранного словесного и наглядного материала. 5. Демонстрация спланированной словарной работы с детьми.
ЛИТЕРАТУРА *Алексеева М.М., Яшина В.И. Овладение оценочной лексикой как условие формирования социальной активности старших дошкольников // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2000, СТР.252-257 *Логинова В.И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых //Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л.1976
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов
Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...
Методика подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий для дошкольников
Не для кого не секрет, как сложно писать сценарии концерта..особенно подводки к номерам художественной самодеятельности...Мой материал поможет вам .....
Научно - методическая статья "Метод проекта в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся"
Целью данной статьи является определить роль проектной методики на занятиях по иностранному языку в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Автором проводится анализ научной литературы по п...
Методическое пособие «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу.
Аннотация. Голубева В.В. Методическое пособие «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу. Данное методическ...
Методические рекомендации по проведению экскурсий
Методика проведения экскурсий для студентов и учащихся профтехобразования...
Методическое пособие «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу.
Методическое пособие «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу. Данное методическое пособие представляет...
Презентация творческого отчета по методической теме "Метод проектов на уроках учебной практики по профессии 15.01.25 Станочник»
Презентация творческого отчета по методической теме...