Практические советы учителя-логопеда родителям будущих первоклассников.
консультация

Баякина Юлия Александровна

Практические советы учителя - логопеда родителям будущих первоклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические советы учителя-логопеда

родителям будущих первоклассников.

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

В случае если речь школьника недостаточно развита, появляются проблемы в обучении ребенка письму и чтению (дисграфия – нарушение процесса письма и дислексия – нарушение процесса чтения), а значит, и в усвоении многого словесного учебного материала.

У многих детей нередко наблюдается некоторое отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте.

Итак, чем же Ваш ребёнок должен владеть в плане речевого развития, собираясь в 1 класс, и чем Вы, родители, можете ему помочь в течение этого времени, которое у Вас осталось до поступления в школу:

Чтобы подготовиться к овладению письменной речью:

1. Ребёнок должен правильно произносить все звуки речи.

Родители могут помочь, выполняя рекомендации логопеда детского сада, вместе с ребёнком выполнять артикуляционную гимнастику, следить за звукопроизношением, поправлять в произвольной речи звуки, над которыми ребёнок работает.

2. Ребёнок должен владеть основами звуко-слогового анализа и синтеза, то есть: выделять первый и последний звук в слове, замечать наличие определённого звука в словах.

Родители могут помочь  развивать фонематический слух (способность человека воспринимать звуки речи). Предложите ребёнку поиграть в слова: по очереди подбирайте слова, которые начинаются на последний звук предыдущего слова. Эта игра, кроме развития способности слышать и выделять звуки речи, способствует обогащению словарного запаса.

Можно поиграть таким образом: придумываем слова, которые начинаются на задуманный звук, затем усложняем, подбираем слова, чтобы этот звук был на конце слова, затем в середине. Эти задания являются более сложными.

Игра «Хлопушки»: Загадываем звук, который нужно поймать в «хлопушки». Родители называют слова в которых есть загаданный звук и в которых его нет. Ребёнок услышав задуманный звук, должен хлопнуть в ладоши (поймать его в хлопушку)

3. Для успешного овладения графическим начертанием букв у ребёнка должна быть хорошо развита мелкая ручная моторика.

Родители могут помочьпредлагая ребёнку картинки-раскраски, штриховки, различные задания на обведение картинок и фигур. Причём нужно объяснить ребёнку, что различные детали можно раскрасить по-разному: вертикально, горизонтально, располагая штрихи по кругу и т.д.

Предлагайте своим детям собирание мелкого конструктора и мозаики, выполнение аппликаций из бумаги и природного материала, вырезание из бумаги, геометрических фигур или фигурок животных, лепку из пластилина и глины, завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды, бисероплетение, выкладывание фигур из спичек, крупы. Если Ваш ребёнок заинтересуется, то можно научить его вышивать или, например, вязать крючком. Обратите внимание на то, как Ваш ребёнок держит ручку и карандаш.

Хорошо писать с ребёнком «графические диктанты». На листке в клеточку от точки поставленной в определённом месте вести ручкой (карандашом) под диктовку родителей. Например: две клеточки вправо, четыре клеточки вверх, три клеточки вправо, одна клеточка вниз и т. д. Хорошо, если родители заранее продумают рисунок, который должен получиться у ребёнка. Кроме развития мелкой моторики, при успешном выполнении задания у ребёнка появляется гордость за свою работу и создаётся ситуация успеха, что повышает самооценку ребёнка. Также этот вид работы развивает пространственное восприятие.

4. Пространственное восприятие — умение ориентироваться в пространстве. Казалось бы, какое отношение имеет пространственное восприятие к речи? На самом деле неумение ориентироваться в пространстве приводит к трудностям на письме. Дети пишут цифры и буквы в зеркальном отражении. Кроме графических диктантов можно предложить детям такие упражнения в виде игры: «Подними правую руку вверх, согни левую ногу в колене, дотронься левой рукой до правого уха» и т.д. Гуляя с ребёнком на улице чаще задавайте вопросы типа «с какой стороны от тебя находится... (например фонтан или какой-то памятник)?» или «что сейчас находится слева от тебя?». Таким образом, вы развиваете умение ориентироваться в пространстве и побуждаете ребёнка к активной мыслительной деятельности.

Игра «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».

5. Обращайте внимание на состояние грамматического строя речи ребёнка. Как он называет один или много предметов (ведро — вёдра, ухо — уши, стул — стулья и т. д.), уместно ли использует предлоги в предложениях, верно ли согласует слова в роде, числе.

6. К шести годам ребенок безошибочно, не переставляя и не пропуская слоги, должен произносить длинные слова типа: балалайка, экскаватор, велосипедист, сковорода и т. д. Если ребёнок систематически допускает ошибки, значит, возможно, у него нарушение звуко-слоговой структуры речи.

7. В последние годы хочу отметить бедность словарного запаса у детей, приходящих в 1 класс. Объяснить это можно недостаточным общением с детьми со стороны взрослых, а также негативное влияние современных гаджетов. Находите время на игры и разговоры с детьми. Словесные игры удобны тем, что на них не нужно выделять отдельное время, в них можно играть, когда вы готовитесь вместе к ужину или, например, ведёте ребёнка из детского сада. Также не нужно покупать никакие дорогостоящие приспособления, значит, они доступны для всех. Предложите ребёнку поиграть, например, в такую игру: «Давай подберём как можно больше слов , которые подходят к слову «капуста», «листочек», «снег» (любое другое слово, всё что видите вокруг себя). Капуста какая? … зелёная, круглая, твёрдая, полезная, хрустящая, вкусная, квашенная, свежая.... и так далее. Если ребёнок затрудняется, дайте ему потрогать, попробовать, пожевать, помогите подобрать слова наводящими вопросами. С каждым разом у ребёнка будет получаться всё лучше. Или «Какое варенье (сок, суп, кашу и т. д.) ты любишь?» Ребёнок отвечает, например, «малиновое». «Из чего его варят?», «А какое варенье варят из яблок?», «А из груш, слив, брусники... (вспоминайте все фрукты, ягоды и обогащайте словарный запас ребёнка)

8. Развитие связной речи. Умение ребёнка отвечать на вопросы и самому их задавать, составлять рассказы по картинке, рассказать о себе и своей семье, своих увлечениях, любимых занятиях и блюдах, питомцах и обо всём, что ребёнка интересует. Обязательно находите время на то, чтобы выслушать ребёнка. Он должен быть уверен в том, что Вы интересуетесь его жизнью. Только умея слушать сами, мы сможем научить этому своих детей.

В заключение своих рекомендаций хотелось бы сказать о самом главном: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием. Помните, что у ребенка, с недостаточно сформированной устной речью, в дальнейшем неизбежно появление школьных трудностей, связанных с овладением письмом и чтением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на школьном педагогическом совете по теме: «Индивидуально-дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...

Доклад для родителей будущих первоклассников

Предлагаю доклад для родителей будущих первоклассников....

"Как родители могут помочь будущему первокласснику"

Рекомендации :"Как родители могут помочь будущему первокласснику"...

Памятка для родителей будущих первоклассников.

Памятка в помощь родителям, которые  смогут воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении...

Семинар для родителей будущих первоклассников «Требования к устной речи ребенка, поступающего в 1 класс»

Школьное обучение предъявляет ребенку повышенные  требования к его речи, именно поэтому родителям необходимо обратить особое внимание на развитие речи дошкольника при подготовке ребенка к школе. ...

«Литературный кружок как форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников в процессе коррекционной работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста».

Взаимодействие с семьей ребенка является одним из важнейших аспектов в деятельности учителя-логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. А ...