Формирование правовой культуры
статья

Хазбиева Лилия Ильгизовна

Воспитание растущего поколения в России сегодня происходит в условиях становления правового государства, изменений в различных сферах общественной жизни. Создание демократического законного государства связано с процессом формирования правовой культуры общества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_pravovoy_kultury.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование правовой культуры

Воспитание растущего поколения в России сегодня происходит в условиях становления правового государства, изменений в различных сферах общественной жизни. Создание демократического законного государства связано с процессом формирования правовой культуры общества.

Правовая культура обеспечивает предоставления свободы и безопасности личности, гарантирует правовую защиту человека и формирует гражданскую активность, основывает моральную атмосферу, где все люди защищены от произвола и могут беспрепятственно осуществлять свое творчество.

В то же время криминализация нашего общества, связанная с возрастанием молодежной преступности, юридический нигилизм, недостаточная инициативность правоохранительных органов и многие другие проблемы потребовали пересмотра ряда положений правовой культуры. В настоящее время использовать юридические, нормативные акты должен уметь каждый гражданин России, начиная с малого возраста. Это может быть реализовано только при условии формирования правовой культуры.

Одной из особенностей зрелого общества является существование совершенной системы правового регулирования. Основа этой системы – высокий уровень правовой культуры членов данного общества. Для построения в нашей стране демократического государства, нужно воспитывать активных молодых людей с выработанным знанием права.

Человек, достигший восемнадцати лет, будучи абсолютно дееспособным гражданином должен ясно знать свои права и обязанности. К сожалению, в наше время молодые люди не обладают в полной мере такими знаниями. В чем же причина такого невежества? Причин много: и нежелание ребенка получать эти знания, и недостаточно качественная работа специалистов в этом плане, и ограниченность школьной программы. Некоторые школьники просто не понимают, зачем им нужны правовые знания, ведь многие из них еще не попадали в такие ситуации, когда нужно их применить. Задача учителей – объяснить ребенку всю важность и значимость правовой культуры. В стандартной программе обучения обучающиеся касаются этого на уроках обществознания, а кроме того – только на классных часах и факультативах.

Ученик, имеющий четкие знания правовой культуры должен:

- знать законы, касающиеся его прав;

- уметь применять их в различных жизненных ситуациях;

- отстаивать права: свои и других.

Для формирования этих качеств необходимо разнообразие форм: не только лекций и бесед, но и практикумов, на которых учитель предлагает ученикам разобрать различные правовые ситуации [1].

Школа и другие образовательные учреждения могут и обязаны быть первоначальным опытом участия молодых людей в коллективной жизни, целенаправленно подключать своих учеников в систему коллективных отношений, формировать в них чувство гражданственности, желание иметь собственную позицию в жизни, умение и желание ее выражать, беспокоиться не только о своем благе, но и о преуспевании своего Отечества. [2].

 Говоря об основных правах детей в современном российском обществе, необходимо, прежде всего, подразумевать право на достойный уровень жизни, право на физическое, умственное, духовное, нравственное, социальное развитие, а главное – право на защиту от негативных влияний социальной среды. 

Актуальность проблемы недостаточной защищенности детей от негативных влияний социальной среды в настоящее время является чрезвычайной, и в образовательных учреждениях должны быть реализованы меры по преодолению этой проблемы [1]. Ребёнок должен знать, что школа – это то место, где он всегда может рассчитывать на помощь, понимание, поддержку. Однако обеспечение социальной защиты ребёнка имеет недостатки. Не все учителя понимают свою роль перед учащимися, ответственность за их здоровье, не все готовы к реализации социальной защиты детей. В наши дни предметом широкого общественного обсуждения всё чаще становятся случаи насилия в школе, свидетельствующие об отсутствии эффективного взаимодействия педагогов с детьми и родителями и детей, о низкой культуре педагогического общения, о недостаточном уровне межнациональной и межконфессиональной толерантности, о неуважении к учителю и его труду. 

Сегодня социальная защита ребёнка понимается как система работы, которая обеспечивает нормальные социальные условия для его физического, духовного, нравственного, умственного и правового развития.

Обеспечение социально-психологической безопасности – безусловно, важная часть работы педагогического коллектива. Однако ограничиваться лишь этим направлением недостаточно, ведь невозможно постоянно опекать ребёнка во всех ситуациях социального взаимодействия. Поэтому социальная защита детей неизбежно включает в себя два ключевых аспекта: 

1) создание в школе безопасной социальной микросреды;

2) формирование у детей знаний и умений, необходимых для активного противостояния негативным влияниям внешней социальной среды [2]. 

Рассматривая эти два аспекта во взаимосвязи можно сказать, что, если первый из них способствует формированию культуры социального взаимодействия, то второй закладывает основы социального поведения, соответствующего нравственным и правовым нормам. И здесь возникает необходимость незамедлительного конфиденциального доступа учащихся к информации, помогающей реализовать их права, в том числе, получения в школе консультативной помощи. 

Социальную защиту учащихся в школе, как правило, обеспечивают классный руководитель, социальный педагог, психолог.

Профессиональные знания и умения специалиста-правоведа, обусловленные особенностями его педагогической специальности, так же имеют особое значение. Основываясь на анализе потребностей современной общеобразовательной школы и возможностей реализации профессиональных знаний и умений преподавателя права, мы предлагаем модель профессионально-педагогической деятельности специалиста-правоведа, включающую три основных функции: 

1) образовательная функция, связанная с формированием у школьников правовых знаний в ходе преподавательской деятельности; 

2) функция правового воспитания, направленная на формирование у детей правовой культуры, способности следовать правовым нормам; 

3) консультативная функция, обеспечивающая школьников, педагогов и родителей актуальной правовой информацией, в зависимости от индивидуальных проблем социального взаимодействия в конкретной жизненной ситуации. 

Проблемой правового воспитания была и остается проблема обучения правовым нормам, ведь не всегда можно охватить основные моменты, которые касались бы тем, позволяющих сконцентрироваться и понять всю значимость права [5]. Поэтому правовой воспитательный процесс ставит перед собой задачу, даже можно сказать главную цель, сформировать у школьников, правовые качества, которые просто необходимы в настоящее время, и в будущем они обязательно им пригодятся. Это поможет ученикам, определить для себя основную позицию, сделать акцент на том, что правильно, а что нет, ученики также смогут ориентироваться в предписаниях закона, смогут понять, почему одно предписание записано так, а другое иначе [3]. 

Литература 

1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 250 с. 

2. Классному руководителю: учеб. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 280 с. 

1. Завьялова М.С. Из опыта работы по формированию правовой культуры учащихся [Текст] / М.С.Завьялова // Современные технологии образования: сборник научных трудов 5-й межрегиональной заочно научно-практической конференции. – Красноярск: КГУ, 2006. С.30-45.

2. Соломенко Л.Д. Формирование правовой культуры учащихся [Текст] / Л.Д. Соломенко // Практика административной работы в школе. – 2003. – №3. – С.54-58.

3. Тихонравов Ю.В. Основы философии права : учеб. пособие [Текст] / Ю.В. Тихонравов. – М. : Вестник, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «Правовая культура молодёжи»

Несовершеннолетие - один из самых сложных периодов развития лич¬ности. Именно в подростковом возрасте происходит завер¬шение формирования характера и становление личности при активном влиянии социальн...

Правовая культура в современном обществе

Проанализированы аспекты правовй культуры в современном обществе...

Правовая культура молодежи в современной России

Проанализированы проблемы правовй культуры молодежи в современной России...

Проблемы формирования правовой культуры обучающихся

В современных условиях, когда у большинства молодежи проявляется иждивенческий характер образа жизни, некая инертность и незаинтересованность в саморазвитии, обществу необходимо проявлять решимость в ...

Универсальные приемы формирования правовой культуры обучающихся

Некоторые приемы и способы, которые я использую в своей работе....

Модель включаемого модуля по формированию правовой культуры (опорный урок)

Автором был разработан и проведен опорный урок. Тема урока: «Труд как ценность. Трудолюбие». Цель урока: формирование отношения ребенка к труду как к ценности, воспитание трудолю...