Правовая культура в современном обществе
статья на тему
Проанализированы аспекты правовй культуры в современном обществе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Молодежь. Культура. Общество мат-лы НПК / АНГАРСКИЙ ФИЛИАЛ ОГАОУ СПО «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма», 26 марта 2014 г. / Под общ. ред. Барашевой Е.В. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2014, - с.20-23
Правовая культура в современном обществе
Барашева Е.В., доцент кафедры ГосПД, к.э.н., ВСФ ФГБОУ ВПО РАП
Бутусин Н.В., cтудент ВСФ ФГБОУ ВПО РАП
Правовая культура общества — часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.[1]
Проблемы формирования национальной политико-правовой культуры. История российской государственности свидетельствует. На процесс формирования и развития и своеобразие складывающейся в ее рамках политико-правовой культуры существенное влияние оказывали такие факторы, как особенности геополитического положения страны между Востоком и Западом, ее пространственные характеристики и климатические условия, многоэтнический состав населения, характер и уровень хозяйственной деятельности, социокультурный быт, традиции и верования.[2]
В нашей стране правовая культура населения пока еще очень низка и явно не отвечает современным требованиям. Дело не только в глубокой криминализованной общества, но и в том, что даже законопослушные граждане не слишком склонны считаться с законами. И это – одна из главных причин того, что юридические нормы, эффективные в цивилизованных странах, оказываются неэффективными у нас.
Можно указать несколько важнейших требований, которым должна удовлетворять современная правовая культура населения и которые в нашей стране сейчас выступают как задачи, пока еще далекие от разрешения.
Уважение к закону. Отсутствие его – наша национальная беда. Право на Руси издавна понималось как приказ начальства, который надо выполнять, чтобы избежать наказания, а не как норма, направленная на общее благо. А.И. Герцен писал: «Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно так же поступает и правительство». Сравнивая правовую культуру населения в США и России, журналист Л. Луховицкий пишет: «У них про водителя-лихача тут же доложат дорожной инспекции. У нас помигают фарами, чтобы собратьев по рулю не застала врасплох засада сотрудников ГИБДД. У них уходить от налогов не только незаконно, но и стыдно, у нас – дело чести, дело славы, дело доблести и геройства. У них в боевиках первый красавец – шериф, у нас – киллер». В правовом государстве жизнеспособность юридических норм зависит больше от уважения к закону, чем от страха перед санкциями за их нарушение. Профессор Е. Семенов, директор Российского гуманитарного научного фонда, отмечает, что у нас сейчас идет борьба двух культурных традиций – прежней, хорошо укорененной культуры обычаев и с трудом пробивающейся в нашу жизнь культуры правил, правовых норм.[3]
Знание законов. Законы надо знать. Следует помнить, что незнание законов не освобождает от обязанности их соблюдать. Низкая юридическая грамотность населения на руку мошенникам и недобросовестным чиновникам, которые могут, пользуясь ею, обманывать невежественных людей. Однако при советской власти юридическому просвещению народа уделялось мало внимания. Правовые кодексы были дефицитом, так как издавались мизерными тиражами, и свободно не продавались, не во всякой библиотеке можно было их найти. Профессиональные юристы покупали кодексы по подписке, которая проводилась в юридических учреждениях. Это, возможно, было сознательной политикой: держать массы в состоянии юридической безграмотности – тогда ими легче управлять (уместно вспомнить древнюю восточную традицию держать законы в тайне).[4]
Обращение к закону. Решать конфликты и споры следует в рамках права, а не за его пределами.
«Обратитесь к моему адвокату», – одна из самых популярных фраз в зарубежных детективных фильмах. В США 700 тыс. адвокатов, и всем хватает работы. Для американца судиться – тривиальное занятие. В нашей стране подать заявление в суд – из ряда вон выходящий поступок для простого гражданина. К тому же после подачи иска в суд приходится немалое время ждать, пока судебная машина доберется до рассмотрения и решения дела. Да и сомнения насчет беспристрастности и объективности судебных решений у наших граждан весьма распространены, а уверенность в том, что решение суда по гражданскому делу будет выполнено, сильно подорвана. Опросы общественного мнения показывают, что многие люди не доверяют прокуратуре, суду, милиции и считают бесполезным обращаться за помощью, а то и просто боятся это делать. В результате создается почва для стремления решить спор не в суде, а вне правового поля – через применение силы, уголовное или впрямую уголовное «выколачивание долгов», шантаж, разборки между «крышами».[5]
Я согласен с журналистом Луховицким, что правовая культура российского общества еще очень далека по своей степени развития до правовой культуры западных стран, в частности США. Российская правовая культура в силу своего исторически сложившегося пути, менталитета, не закоренелой демократией имеет свойственную только ей специфику. Например: хулиганы вымогают у школьника деньги (об этом знают его одноклассники, друзья, знакомые), но никто об этом не сообщит в полицию. Скорее всего, школьник попытается решить проблему полагаясь только на свои силы. А если он все-таки сообщит об этом родителям и они напишут заявление в полицию. То никто не даст свидетельских показаний в отношении хулиганов(никто ничего не видел, никто ничего не слышал). И жизнь школьника после этого станет категорически невыносимой в данном обществе.
Право во всех его ипостасях представляет собой социокультурный феномен. В культурологическом аспекте правосознание можно рассматривать как элемент культуры общества, его правовой культуры. Правовая культура включает ценности, созданные людьми в области права. Она развивается и обогащается на основе принципа преемственности. Правовая культура общества - это и определенное состояние, и уровень правосознания, совершенства законодательства, всей системы юридических актов, эффективность деятельности юридических учреждений, качество юридической практики. Применительно к конкретной личности правовая культура понимается и как определенное позитивное состояние ее правосознания и соответствующее правомерное поведение.[6]
Российское государство призвано уделять должное внимание повышению политической, правовой, нравственной культуры граждан, настойчиво добиваться, чтобы каждый человек умел с позиции общегосударственных интересов оценивать общественные явления, отстаивал идеалы и духовные ценности нашего общества, сознательно участвовал в управлении общественными и государственными делами. Высокий уровень политической, правовой и нравственной культуры – необходимая предпосылка полного и всестороннего осуществления на практике принципа демократии.
Список использованной литературы и нормативных актов
1. Бережно А.Г. Теоретические проблемы право понимания и формирования содержания права // ВМУ.- Серия 11: Право. – 2012. - № 4. – С. 3-13.
2. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. – М., 2012. – С. 55-61.
3. Капинос Н. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от закона // Закон. – 2012. - № 1. – С.3-4.
4. Коломийцев В.Ф. Социология права и правовая культура // Гражданин и право. – 2011. - № 6. – С. 11-14.
5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. – 3-е изд. переруб. И доп. – М.: Райт, 2011. – 416 с.
[1] . Бережно А.Г. Теоретические проблемы право понимания и формирования содержания права // ВМУ.- Серия 11: Право. – 2012. - № 4. – С. 3-13
[2] Комаров С.А. Общая теория государства и права. – 3-е изд. переруб. И доп. – М.: Райт, 2012. – 416 с.
[3] Капинос Н. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от закона // Закон. – 2012. - № 1. – С.3-4.
[4] Коломийцев В.Ф. Социология права и правовая культура // Гражданин и право. – 2011. - № 6. – С. 11-14.
[5] Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. – М., 2012. – С. 55-61.
[6] Бережно А.Г. Теоретические проблемы право понимания и формирования содержания права // ВМУ.- Серия 11: Право. – 2012. - № 4. – С. 3-13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Роль информационной деятельности в современном обществе"
Презентацию "Роль информационной деятельности в современном обществе" выполнила преподаватель ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум Мусина Ж.М. Работа состоит из 12 слайдов, с комментариям...
Роль начально профессионального образования в современном обществе
К мастеру производственного обучения, как к воспитателю квалифицированных рабочих кадров предъявляются особенно высокие требования: « Он должен быть примером для учащихся в поведении на работе и...
«Работа ГБС(К)ОУ школы №10 г. Белореченска VIII вида по учебно-производственной практике и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе».
Профориентация учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их дальнейшая социализация в современном мире....
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ " Эвтаназия как социально-этическая проблема современного общества"
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ"Эвтаназия как социально-этическая проблема современного общества"по результатамнаучно-практической конференции...
Правовая культура молодежи в современной России
Проанализированы проблемы правовй культуры молодежи в современной России...
Доклад "Морально-правовые проблемы, связанные с эвтаназией" на конференции "Проблемы современного общества" в Институте гуманитарного образования и информационных технологий 22.10.2015 года учащихся Сергова Егора и Слесаревского Егора
Доклад "Морально-правовые проблемы, связанные с эвтаназией" на конференции "Проблемы современного общества" в Институте гуманитарного образования и информационных технологий 22.10.2015 года учащихся С...
Парадигмы культуры в социокультурной динамике современного общества
Современное общество с его тенденцией к глобализации невозможно без всесторонней модернизации. Последняя требует поиска новых подходов к анализу сущности и содержания всех без исключения социальных яв...