Содержание, формы и методы профориентационной работы для успешного самоопределения школьников
методическая разработка
Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. Основой профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie.docx | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание, формы и методы профориентационной работы
для успешного самоопределения школьников
Рассматривая изменения, происходящие в российском образовании, которое ориентируется на новое качество, в первую очередь нужно уделять внимание педагогической поддержке старшеклассников в профессиональном самоопределении, что является наиболее значимым фактором эпохальных изменений и в образовании, и в обществе.
Прежде чем предоставить помощь молодому человеку в профессиональном самоопределении к рабочей профессии, нужно понимать смысл предоставления помощи, чётко осознавать возможности развития личности в зависимости от выбора профессии и дальнейшего профессионального образования.
Цель работы в вопросах профессионального самоопределения не в том, чтобы предоставить рекомендации учащемуся, какая профессия подходит, а в том, чтобы создать условия, которые стимулируют развитие человека, в итоге которой обучающийся самостоятельно и осознанно мог сделать профессиональный выбор.
Содержание профориентационной работы в школе
Профориентационная работа - это система психолого-педагогических, медицинских, государственных мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, обоснованно и осознанно выбрать профессию с учетом своих интересов, способностей и возможностей.
Основываясь на возрастные и психологические особенности школьников можно рассмотреть несколько этапов содержания профориентационной работы в школе:
- 4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, осознание его значения в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанного на посильном практическом участии в различных ее видах, в том числе социальной, трудовой, игровой, исследовательской.
- 7 классы: формирование у школьников смысла в получении когнитивного опыта и развитие интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому благоприятствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют сопоставить свои индивидуальные способности с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку.
- 9 классы: уточнение образовательных требований в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование знаний, соответствующих интересам и способностям, ценностным ориентациям. В 8-9 классах подростков надо учить соотносить свои интересы и склонности с требованиями, которые выдвигают профессии.
- 11 классы: На данном этапе важно научить старшеклассников действиям по самоподготовке и саморазвитию, формированию профессиональных качеств в избранном виде труда, корректировка профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. В 10-11 классах профориентационная работа ведется и направлена на самопознание и выбор профессии в соответствии со способностями и личностными качествами.
Таким образом, профориентационная работа и предпрофильная подготовка начинается с начала обучения в школе и на каждой ступени имеет свое содержание.
Профориентационную работу со школьниками в зависимости от целей и содержания можно условно разделить на четыре этапа.
1 этап - начальный. Работа с учащимися 1-4 классов.
С помощью профориентационной работы (ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, ответственное отношение к труду, осознание его значения в жизнедеятельности человека и общества, дается установка на выбор профессии, проявляется интерес к будущей профессии.
- этап - ознакомительный. Работа с учащимися 5-7 классов.
Цель - знакомить учащихся с миром профессий, дать представление о многообразии профессий, сформировать интерес к проблеме выбора профессий.
Содержание работы: беседы, анкетирование учащихся и родителей, первичная диагностика познавательных интересов учащихся.
- этап - определительный. Работа с учащимися 8-9 классов.
Цель - научить учащихся сопоставлять свои интересы и особенности с условиями, которые предъявляет профессия; расширить кругозор учащихся о мире профессий.
Содержание работы: серия профориентационных занятий, экскурсии в учебные заведения начального и среднего профессионального образования; профориентационные игры; беседы с родителями на родительских собраниях, индивидуальные консультации.
- этап - развивающий. Работа с учащимися 10-11 классов.
Цель - помощь выпускникам в самопознании и выборе профессии в соответствии со способностями и личностными качествами.
Содержание работы: психологические игры, творческие работы, упражнения на выявление и развитие личностных качеств, индивидуальные консультации.
Исходя из всего выше изложенного, можно сказать, что профориентационная работа в школе должна представлять собой непрерывную систему мероприятий для учащихся и их родителей в соответствии с возрастными особенностями и ступенью обучения школьников. В зависимости от возраста учащихся подбираются профориентационные игры, упражнения, беседы, экскурсии, которые призваны сформировать у школьников представление о мире профессий и о собственных профессиональных предпочтениях.
Важную роль в достижении результата профессионального самоопределения ребенка играет правильный выбор методов профориентационной работы.
Формы профориентационной работы в школе
В зависимости от количества участников различаются:
- индивидуальные формы профориентационной работы – данная форма проводится с определенным школьником, в форме беседы, консультации или индивидуальной диагностики;
- групповые – данная форма предполагает работу с целым классом или группой учащихся. Это может быть игра, урок, групповая диагностика, семинар, беседа, тренинг;
- массовые – работа с большим количеством учащихся, например, межшкольные профинформационные мероприятия, презентации учебных учреждений, ярмарки учебных мест.
Пассивные формы профориентации - школьные мероприятия:
- в младших классах так называемые «Встречи с профессией»,
- в старших — вечера встреч со специалистами.
- беседы о профессиях,
- приглашение профессионалов на школьные тематические вечера «Кем быть?», «Займи свое место в трудовом строю»,
- проведение викторин на знание техники и специальностей,
- стенды и витрины «Профессии».
- посещения школьниками предприятий и учреждений.
- создание и постоянная работа «Университета знаний» в предприятиях и учреждениях.
- выступление профессионалов, преподаватели, ветеранов, ученых.
Активные формы профориентации.
- организуемые в школах различные детские и юношеские спортивные лагеря, клубы юных техников, радистов, детские морские, железнодорожные и т.п. клубы, кадетские корпуса,
- вовлечение молодежи в клубы и кружки: радиотехнические, авиационно-спортивные, автодела и др.
- развитие сети различных школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам.
- занятия в цехах учебно-производственных комбинатов (УПК) - система первичной профессиональной подготовки, которая позволяет вести профподбор по интегральному критерию — успешности освоения профессии.
- консультация для заключения о профессиональной пригодности с представителями школы, мастеров производственного обучения.
- рубрики и разделы в газетах, на радио, телевидении, посвященные целям профессиональной ориентации.
- создание работниками телевидения и педагогами профориентационных фильмов.
- профориентационная роль фильмов, созданных ведущими киностудиями страны, которые повышают престиж профессий, формируют профессиональную направленность.
- профориентационная работа центров занятости населения.
Методы профориентационной работы в школе
Можно выделить четыре группы методов:
- информационно-справочные, просветительские;
- профессиональной психодиагностики;
- морально-эмоциональной поддержки;
- помощи в конкретном выборе и принятии решения.
Первая группа методов:
- Профессиограммы, или краткие описания профессий.
- Справочная литература, книжный фонд и медиаресурсы опрофессиях, популярная психологическая литература, помогающая школьнику получить информацию о свойствах своей личности, просто больше узнать о себе.
- Информационно-поисковые системы, глобальная информационная сеть Internet. Сейчас очень популярными стали виртуальные кабинеты профориентации (созданы в сети Internet). Такие кабинеты создаются с целью ознакомления учащихся с многообразием профессий, их спецификой и информацией, в каком учебном заведении можно получить данную профессию. Так же там имеется возможность пройти тестирование, получить консультацию специалиста о своих психологических данных и о том, как их учитывать при выборе профессии, при этом выдается диагностика по результатам тестирования.
- Профессиональная реклама и агитация, но только достоверная, оперативная и привлекательная для школьников. Важно информировать обучающихся о положении на рынке труда города, перспективах развития рынка труда города и России.
- Экскурсии на предприятия и в учебные заведения. Для проведения экскурсий важно выбрать специалистов, способных донести информацию достоверно, интересно и привлекательно.
- Встречи со специалистами. Они могут носить разносторонний характер:
- Привлечение представителей различных предприятий к мероприятиям по профориентации.
- Проведение совместных мероприятий со специалистами предприятий.
- Взаимодействие с бывшими учениками образовательного учреждения, в частности с теми, кто в настоящий момент сам является работодателями;
- Профориентационные уроки – должны рассматриваться, как система занятий, а не отдельные мероприятия. Это может быть цикл уроков-бесед о профессиях, может быть занятия типа «Основы выбора профессии», которое включает в себя методы не только первой группы, но и других групп.
- Учебные фильмы и видеофильмы. Фильмы и видеофильмы в большом количестве создаются профессиональными учебными заведениями в качестве информированности абитуриентов. Их можно найти в интернете и приобрести в качестве профориентационного материала
- Средства массовой информации (СМИ). Средства массовой информации зачастую искажают смысл профессии, поэтому не всегда удобно на них опираться, но как вариант возможен данный метод.
- Ярмарки профессий (и их модификации) недавно показали свою профориентационную эффективность. Ярмарки профессий позволяют молодому человеку выйти на прямую к представителям предприятий и фирм. Пообщаться обо всех интересующих вопросах.
Вторая группа методов
Вторая группа - это, по большому счету, помощь в самопознании:
- Закрытые беседы-интервью по строго обозначенным вопросам.
- Открытые беседы-интервью, позволяют общаться с ребенком по теме, не ограничивая традиционными рамками опроса.
- Опросники профессиональной мотивации. Данный метод позволяет выявить специфические стремления школьников к той или иной профессии. В большинстве своем это касается массовых профессий, «пригодных для большинства».
- Опросники профессиональных способностей. В основном, данный метод используется людьми со специальной подготовкой, которые способны адекватно разъяснить результаты тестирования. Данное тестирование оправдывает себя относительно профессий со специфическими условиями труда. В нашем городе такие опросники проводят в службе занятости населения.
- Личностные опросники – использование данного метода не всегда эффективно в обычных условиях. Как правило, личностные тесты – это поступки людей в ответственные, можно сказать экстремальные моменты жизни. Работать с этими тестами должны специалисты, которые осознают односторонность данной методики. По-настоящему личность нельзя «просчитать», с этим связана масса проблем.
- Проективные личностные тесты - для их проведения необходима специальная подготовка и специальная стажировка профконсультанта.
- Метод наблюдения - это один из наиболее распространенных методов. Но данный метод эффективен только при длительном контакте с исследуемой личностью. Обязательно должен быть разработан инструментарий проведения наблюдения: кого и с какой целью исследуем, способы исследования, фиксация результатов, объяснение и подведение итогов.
- Сбор косвенной информации о школьнике от близкого окружения знакомых, родителей, товарищей, а также педагогов, врачей и т. д. Опрос должен носить ненавязчивый характер.
- Психофизиологическое обследование - для того, кто выбирает профессию с особыми условиями труда.
- Профессиональные пробы в учебном процессе. Метод интересный, но трудоемкий и материально затратный, не все образовательные школы могут себе это позволить. Он предполагает создание профессиональных условий на базе школы. Будь то создание мастерских по изготовлению деревянных изделий, пошиву фартуков и т.д. или создание фирмы.
- Игры и тренинги, моделирующие условия профессионального общения или морального принятия решения в процессе трудовой деятельности. Позволяют представить дальнейшее профессиональное поведение подростка. С помощью тренажеров, служащих для наработки трудовых навыков, также можно изучать и прогнозировать готовность осваивать новые профессиональные действия.
Третья группа методов
Данная группа методов включает в себя:
- Создание групп общения. На фоне комфортной психологической обстановки удается более эффективно рассматривать непосредственно профориентационные вопросы. Но данные группы не решают профконсультационные проблемы.
- Тренинги общения помогают постигать некоторые коммуникативные навыки, необходимые при устройстве на работу, на экзаменах, в деловом общении и т.д.
- Сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (нейролингвистическое программирование, гештальт-группы, логотерапия и т. д.), используют данный метод только консультанты со специальной подготовкой. Данные методы помогают разобраться с проблемами, возникшими в процессе, профессионального самоопределения, а также осознать сущность выбираемой профессии.
- Публичные выступления способствуют формированию серьезной мотивационной базы для самоопределения.
- Успешные примеры самоопределения. Позволяют помочь ребенку повысить уверенность в себе, увидеть на наглядных примерах успешное решение его проблем, связанных с будущей профессией и трудоустройством. Здесь важно приводить примеры выпускников, достигших хороших успехов на профессиональном поприще.
- Праздники труда - эти мероприятия способствуют повышению престижности конкретных профессий. Естественно - при учете специфики аудитории и при такой организации, которая создает обстановку праздника
(развлечения, буфет), а не торжественного организованного собрания.
Четвертая группа методов
- Построение алгоритма основных последовательных действий, обеспечивающих воплощение поставленных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить ребенку возможные жизненные перспективы. Очень часто, отсутствие четкой программы действий не позволяет ребенку определиться с выбором профессии. Поэтому необходимо людям, занимающимся профориентационной работой помочь ребенку наметить план действий по достижению профессиональных целей.
- Построение системы различных вариантов действий (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив.
- Использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации). Позволяет сориентировать ребенка не на одну конкретную профессию или одно учебное заведение, а представить несколько вариантов для подстраховки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему «Содержание, формы и методы регулирования экономики на макроуровне»
Эта презентация предназначена для использования на уроке на тему: «Содержание, формы и методы регулирования экономики на макроуровне». Представленная в презентации информация в наглядной форме способс...
ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СОДЕРЖАНИЯ, ФОРМ, МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ВОПРОСАМ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, КАК ГОСУДАРСТВЕННОГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
29 августа 2017 года состоится Всероссийская конференция...
«Использование разнообразных форм и методов в воспитании школьников»
Классный руководитель – это педагог – профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком. В усвоении культуры накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные ви...
Современные формы и методы профориентационной работы в колледже
Основными целями профориентационной работы Волжского филиала является привлечение преподавательского состава, студентов к активному участию в мероприятиях по профессиональной ориентации и просвещению ...
Инновационные формы и методы работы методиста как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.
Инновационные формы и методы работы методиста как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов....
Дидактика специального обучения: содержание, принципы, формы и методы».
Вспомогательная таблица по дидактике специального обучения. ...
Формы и методы профессионального самоопределения молодежи
Термин «профессиональное самоопределение» чаще всего можно встретить в специализированной психолого-педагогической литературе. Используется он, как правило, для раскрытия возрастных процес...
- Мне нравится (1)