Билингвистический подход в обучении глухих
презентация к уроку
Билингвистический подход в обучении глухих позволяет в определенном смысле учитывать интересы и защищать гражданские права людей, идентифицирующих себя как членов этого социокультурного меньшинства. Однако, в нашей стране билингвистический подход не получил широкого распространения. В настоящее время основной задачей школ 1 вида по-прежнему является формирование у глухих в специальных педагогически-организованных условиях устной и письменной речи как средства общения и их социализация в мир слышащих.
Цель билингвистического подхода в обучении глухих – воспитание свободной личности, не испытывающей чувства неполноценности из-за слухового дефекта и несовершенства устной речи.
Что же подразумевает под собой билингвизм? Билингвизм (в переводе с латинского) обозначает двуязычие, владение двумя языками. То есть билингвистическое обучение включает обучение национальному словесному языку и национальному жестовому языку глухих как двум равноценным средствам образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bilingv_podhod._prez.pptx | 387.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Введение 1. История зарождения и развития билингвистического подхода к обучению глухих 2. Сущность билингвистического подхода в обучении глухих 3. Плюсы и минусы билингвистического подхода Заключение Список литературы
В рамках новых социокультурных тенденций, люди, имеющие нарушения слуха, рассматриваются не как инвалиды или неполноценные личности, а как культурное лингвистическое меньшинство. Восприятие глухоты как социокультурного феномена послужило толчком к признанию статуса жестового языка и права глухих получать образование на их «родном» языке. Что повлекло за собой формирование билингвистического подхода.
История зарождения и развития билингвистического подхода к обучению глухих В разных странах глухих приносили в жертву, сбрасывали со скалы, не признавали их права. В нашей стране на проблемы плохо слышащих впервые обратили внимание в 1764 году. Во второй половине 20 века изменилось отношение общества к правам и возможностям детей с особыми потребностями. Возникли концепции интеграции и билингвизма, который демонстрирует реализацию права неслышащих на собственную культуру, язык и систему обучения.
Билингвизм (с лат.) - двуязычие, владение двумя языками. К «комплексированию» двух языков, словесного и жестового, призывал еще Л.С. Выготский , говоря о коренном изменении традиционного взгляда на конкуренцию и взаимное торможение различных форм речи в развитии глухонемого и становлении вопроса об их сотрудничестве и структурном комплексировании.
Системы, жестко табуирующие жестовый язык «Чистый устный метод» С. Гейнике . В России последователи: Я.Т. Спешнев, И.Я. Селезнев, А.Ф. Остроградский, Н.М. Логовской , Д.В. Фельдберг , Ф.А. Рау . На монокультурных идеях чистого устного метода построены также все письменные методы. В них исходным первоначальным средством обучения глухих была предложена письменная форма речи в сочетании с жестким запретом жестовой речи.
«Мимический метод» Ш. Дель ' Эпе . В России последователи: Г.А. Гурцов В настоящее время мимический метод практически нигде не используется.
« Коммуникативно-деятельностная система» В России – С.А. Зыков, в Германии – Питер Антон Янн . Утверждали, что овладение речью не может происходить в отрыве от человеческих взаимоотношений. Впервые речевое развитие рассматривалось как культурное и социальное явление, как часть процесса социализации ребёнка.
В 80-90 г.г. 20 веке за рубежом начала складыватся принципиально-новая бикультурно-билингвистическая концепция образования глухих. Идеологическая основа этой концепции предполагает: признание права глухого на реализацию своих своеобразных возможностей в рамках как слышащего большинства, так и в среде глухих; признания статуса жестовой речи равным статуса словесного языка в процессе обучения глухих.
В гимназии создана среда полиглоссии , в учебный план введены английский язык, логика, этика, мифы народов мира, а также жестовый язык и история глухих и другие .
Билингвистический подход к обучению людей с нарушением слуха относительно нов и ещё мало изучен. По мнению Г. Л. Зайцевой, двуязычие, при котором глухие свободно владеют и словесной и жестовой речью, открывает перед человеком с нарушением слуха большие возможности.
Цель билингвистического подхода в обучении глухих – воспитание свободной личности, не испытывающей чувства неполноценности из-за слухового дефекта и несовершенства устной речи. Здесь можно увидеть соединение устного и жестового методов обучения. Обучение происходит с помощью устной и письменной речи, с использованием жестов.
Чаще всего, уроки делятся на три вида: уроки со слышащим учителем, знающим жестовую речь; уроки с глухим учителем; уроки со слышащим учителем и сурдопереводчиком . На более поздних ступенях обучения коммуникативная деятельность глухих осуществляется при помощи словесной речи, русской жестовой речи и калькирующей жестовой речи.
Таким образом, можно сказать, что первоначальное обучение глухих детей жестовому языку, а уже через него обучение устной речи является более естественным, а, следовательно, эффективным процессом.
Плюсы и минусы билингвистического подхода Билингвистический подход в обучении глухих позволяет учитывать интересы и защищать гражданские права людей, идентифицирующих себя как членов социокультурного меньшинства глухих. Предусматривает использование двух равноправных средств образовательного процесса — русского языка (в устной, письменной речи) и русского жестового языка.
Метод обучения на практике Учитель или воспитатель объясняет тему голосом, чётко артикулируя слова, и сопровождая свою речь жестами (не дактилем), а от ученика следует требовать устный ответ!
Жестовый язык даёт возможность глухим, постигать все предметы легко, с интересом и в большом объёме. Международный и российский опыт работы экспериментальных билингвистических классов подтверждает необходимость использования жестового языка и словесного языка как равноправных средств обучения.
Билингвизм широко распространен во многих странах мира. Показателем эффективности применения данного метода является значительная экономия времени на уроках, которое можно использовать для закрепления учебного материала, работы над грамматическим строем языка и др. Также дети лучше запоминают вербальный материал, когда слово подкреплено жестом.
Когда слово подкреплено жестом, расширяется словарный запас, у детей возрастает интерес к учению, они чувствуют себя увереннее. Кроме того, включение жестового языка в образовательный процесс способствует преодолению коммуникативных барьеров, установлению искренних, доверительных отношений между взрослыми и детьми.
Л.С.Выготский считал необходимым условием коренного улучшения воспитания глухих детей максимальное использование всех видов речи, доступных для неслышащего ребенка. Психологические исследования жестового языка, раскрывающие его роль в мыслительной и мнемической деятельности глухих, в их социальной коммуникации, доказывают, что хорошее владение жестовым языком облегчает изучение словесного языка.
Выводы Появление современной ЗУА, внедрение занятий по развитию и использованию остаточного слуха - открыли новые возможности формирования устной речи глухих. Однако, большинство глухих живут, учатся и работают в условиях словесно-жестового двуязычия. Накопленный в разных странах мира, в том числе и в России, практический опыт, дает основание утверждать, что билингвистический подход в обучении эффективен для многих глухих детей.
«Педагогика не может закрыть глаза на то, что, пренебрегая жестовой речью, она тем самым вычёркивает из своего круга огромную часть коллективной жизни и деятельности глухонемого ребёнка.» Л.С. Выготский
Список использованной литературы Выготский Л. С. Принципы социального воспитания глухонемых детей. М.: Педагогика, 1983.; Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш . учеб. заведений. — М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с. - (Коррекционная педагогика).; Зубаровская О. Нужны ли жесты в школе? Ежемесячный журнал всероссийского общества глухих « В едином строю» № 4, 2011.; Сильянова Е. Нет сомнений! Ежемесячный журнал всероссийского общества глухих «В едином строю» № 4, 2011.; Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. – М.: Педагогика, 1990.; Соколова Т.Н. ГБОУ СО «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо», г. Екатеринбург. Билингвистический метод обучения – новое направление в сурдопедагогике.; Чаушьян Н. Право на жестовый язык. Ежемесячный журнал всероссийского общества глухих «В едином строю» № 3, 2008.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативный подход в обучении иностранному языку
Какой подход в обучении инностранному языку выбрать? Этот вопрос задают все преподаватели сегодня! Мой опыт работы в «Петровском колледже» 12 лет. Препода...
Реферат по курсу «Личностно-ориентированный подход в обучении»
Министерство образования Московской областиМосковский областной промышленно-экономический колледж Реферат по курсу «Личностно-ориентированный подходв обучении» на тему «Психолого...
Семинар Мастер-класс «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».
«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России»....
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Характерной чертой современного этапа социально-экономического развития общества является формирование интеллектуальной, высокообразованной, культурно развитой личности, способной не только реализоват...
системно-деятельностный подход при обучении математике
Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта позволяет по новому посмотреть на образовательный процесс...
Презентация системно -деятельностный подход в обучении математике
презентация к статье системно деятельностный подход...
«Личностно-орентированный подход в обучении мастера производственного обучения»
Актуальность личностно-ориентированного подхода в процессе производственного обучения...