Преемственность методик по курсам ОРКСЭ и ОДНКНР
методическая разработка

Черникова Светлана Ивановна

Методики используемые во время преподования предметных областей:Преемственность методик по курсам ОРКСЭ и ОДНКНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_metodik_po_kursam_orkse_i_odnknr.docx722.37 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность методик преподавания предметов духовно- нравственного содержания. Образовательный проект воскресных школ Северного благочиния «Дети о православии детям» (выступление на секции Димитриевских чтений)

                                Черникова С.И., директор призер конкурса «Учитель года- 19», руководитель МО преподавателей предметных областей «ОРКСЭ» и «ОДНКНР» Ворошиловского района  

Преемственность методик преподавания предметов духовно-нравственного содержания очень важна, если эти методики актуальны и эффективны. «Доброе слово начало доброго дела». Входя в класс, сразу пытаюсь дать добрую установку, но тему урока сразу не объявляю. С целью создания проблемной ситуации и учитывая, что в младшем школьном возрасте преобладает предметное мышление, использую технологию с элементами педагогической мастерской. Например, кладу на стол крест, четки, молитвослов, Евангелие, деревянные ложки. Дети предлагают свои варианты темы урока, если не догадываются, задаю наводящие вопросы. Только после этого тема урока появляется на экране «Прп. Сергий Радонежский - образец послушания»

С целью эффективности работы по формированию у школьников мотивации изучения таких предметных областей как «ОРКСЭ» и «ОДНКНР» и с целью активизации познавательной деятельности, использую такие актуальные на мой взгляд методики как:

Методика №1. «Организация ценностного - смыслового диалога».

Как показывает практика, в каждом классе есть дети, хорошо знающие православную культуру. Умело включая таких учеников в процесс урока, учитель организует обсуждение достаточно широкого круга вопросов. Интерес обучающихся к тому, что говорят их одноклассники, достаточно велик и инициирует к высказыванию своего мнения.

Как попытаться открыть внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями. И.Ильин рассуждая о воспитании писал: «Задачи его состоят в том, чтобы сердце ребенка столь нежное и восприимчивое научилось отзываться на всякое явление божественного в мире и людях». Например, использую такой прием, чтобы вызвать мотивацию к работе детей с ограниченными возможностями, показываю лицо мужчины и задаю вопрос: «Что вы думает об этом человеке, кто он?». Предлагаю высказаться. Дети высказывают  свои предположения, затем следует мой рассказ о художнике Григорие Журавлеве, художнике-иконописце конца18, начала 19 века. Человек был  без рук и без ног, инвалид, когда писал картины, держал кисть в зубах. Его картины и иконы  до сих пор хранятся в музее.

Методика 2.«Экспресс- опрос», (от англ.express-«срочный, спешный»)- письменный или устный опрос, состоящий из минимального числа закрытых вопросов. Обучающимся выдается небольшой лист бумаги с клеевым краем,

(стикер). Задается вопрос на который дети кратко письменно отвечают. Например,

на уроке по теме «Защита Отечества» был задан вопрос: «Зачем совершать подвиги?»

Приведем примеры ответов обучающихся 4-го класса.

- Потому что Бог совершил подвиг для нас, Христос распялся на кресте за наши грехи, и мы должны ему подражать.

- Для того, чтобы исчезло зло на земле.

- Кто отдаст жизнь за других, попадет в рай

-Чтобы Бог простил грехи.

Методика 3.«Синквейн» «Наглядно - иллюстративную».

В качестве активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке и  с целью развития речи учащихся, предлагаю написать синквейн ,как одну из форм свободного творчества, но чтобы на уроках ОПК  не использовать иноязычную терминологию предлагаю детям задание на составление синквейна следующим образом: «Напиши свои мысли и вырази свои чувства и ассоциации связанные со словом, например Родина». Эта методика направлена на развитие умения находить в большом потоке информации главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, высказывать свое мнение и кратко формулировать его.

Количество слов минимально, но каждое слово несет огромную информацию и эмоциональную окраску. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк», написанное в соответствии с определенными правилами.

1.Первая строка- заголовок, в который выносится ключевое слово ( понятие , предмет, тема синквейна), выраженная в форме существительного.

2.Вторая строка – два прилагательных, которые дают описание признаков или свойств выбранного понятия и раскрывают его суть.

3.Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающих характерные действия предмет.

4.Четвертая строка – фраза (предложение), несущая определенный смысл. Состоит из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора к тому, о чем говорится.

5.Пятая строка – одно слово-резюме, вывод, существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне.

Это личное отношение автора к теме или понятию.Можно полностью проверить задание, а можно составить ассоциативный ряд на основании ответов обучающихся. Например, попросить учащихся прочесть только последнее слово или задать вопросы: «С чем ассоциируется Родина?»

Вот некоторые синквейны, составленные на уроках детьми

Родина

Большая, православная

Учит, защищает, кормит

Родина у человека как мама, одна

Отечество

Патриот

Смелый, верующий в Бога, доблестный

Охраняет, жертвует, спасает

патриот никогда не предаст свою родину

Герой.

Методика №4.«Наглядно – иллюстративная ».

Формирование ценностно- смысловой культуры школьников, патриотизма и уважения к отечественным традициям через изучение жизнеописания святых и великих наших соотечественников, знаковых событий в истории нашего Отечества с древнейших времен до нашего времени. В учебном комплексе, состоящем из трех книг: «Православная культура в лицах и событиях», «Рабочая тетрадь»

и «Наглядное пособие» рассматриваются  аспекты православной  культуры на примерах ратного подвига и молитвенного труда наших славных соотечественников. Приобщение подрастающего поколения к судьбам Отечества и поступкам реальных людей, значимым событиям истории, в которых участвовали наши предшественники. Наглядное пособие, состоит из работ школьников, иллюстрирующих главы книги «Православная культура в лицах и событиях». Иллюстративный материал позволяет решать следующие задачи: развивать у обучающихся наглядно- образное мышление, понимать и запоминать теоретические сведения, поясняет тексты учебного пособия. Все рисунки пособия выполняют и воспитательные функции, каждый рисунок соотнесен с текстом, расширяет кругозор школьников, воспитывают позитивное отношение к жизни, окружающей действительности, уважение к своей стране, ее святыням. В пособии есть вопросы. Например:

- Какой фрагмент текста подходит к иллюстрации?

Соотнесите текст с иллюстрацией

-Составь рассказ по рисунку.

-Составление  вопросов к рисунку.

Рабочая тетрадь прошла успешную  апробацию в шести образовательных учреждениях г.Ростова-на-Дону.

Учебный комплекс «Православная культура в лицах и событиях», таким образом, получил завершенный вид.

Теория, практика и проживание судеб героев и важнейших событий Отечественной истории страны и  синхронизируются. Выдержаны основные дидактические принципы: научности, последовательности, систематичности и доступности.

С целью формирования у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании православных культурных и религиозных традиций, уважения к ним, воспитание любви к истории своего народа, формирование основ православного  исторического сознания  у  младшего школьника, уважения  к истории Отечества, воспитание юного патриота Отечества, чувства патриотизма, признательности  старшему поколению, уважительного отношения к православным традициям.

Задачи:

- Формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно- национального сознания.  

-Исследование обучающимися вопросов, связанных с изучением истоков морали и нравственности в контексте отечественной и религиозной традиции,

-развитие нравственного чувства сопереживания и ответственности за судьбу Отечества;

- развитие   в детях активной жизненной позиции, умения сравнивать, анализировать, выделять главное;

- развитие познавательной активности обучающихся.

- воспитание интереса и уважения к культуре, истории русского народа;

- способствовать нравственному развитию учащихся, мотивации к творческому труду, бережного отношения к духовным ценностям православия.

Формирование личной ответственности детей за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, накопленных в православной культуре.

задачи реализации практики (перечислить): Создание условий для осмысления ребенком своего поведения, мотивации к правильному нравственному выбору, на основе примеров из героического прошлого Отечества.

Обучение детей поиску нравственного решения с опорой на ценности Православия.

Обращение к личности ребенка, помощь в его жизненных ситуациях, показ путей нравственного решения вопросов личной жизни средствами, накопленными в православной культуре.

 Стимулирование подростков к самоанализу и самооценки  поступков.  

планируемые результаты реализации практики (перечислить):

1.Формирование чувства гордости за Родину, российский народи историю России, осознание национальной принадлежности; формирование православных ценностных ориентаций.

 Воспитание способности к духовному развитию, нравственному совершенствованию, воспитание патриотических чувств, уважительного отношения к истории и культуре своего народа;

2.Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов Православия, культурных традиций и праздников, формирование уважительного отношения  к истории и культуре других народов.

3.Формирование навыков решения личных проблем средствами, накопленными в православной культуре. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах в православном понимании.

4.Формирование представления о значении семьи и ее роли в укреплении государства и обществ

а. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

5.Формирование уважительного отношению к Православию, как культурообразующей религии и фундамента нравственных устоев общества. Ее роли в становлении российской государственности.

 с помощью УМК «Православная культура в лицах и событиях».Комплекс может быть использован  в рамках учебных занятий по ОДНКНР и ОРКСЭ, факультативах, элективных курсах, так и во внеурочной деятельности .

6.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к милосердному, толерантному отношению к детям- инвалидам.

7.Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Развитие чувства преданности и любви к Родине, ее истории и культуре, ее традициям и преданиям, ответственности за сохранение культурно- исторического наследия России.

- следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

-осознавать необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию.

-Формирование  православных ценностных ориентаций; понять, кто такой патриот, познакомить учащихся со значением слова          патриотизм, помочь учащимся осмыслить чувство сопричастности к  судьбе Отечества. Понять религиозный  смысл подвига святых защитников Родины. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, великих полководцев

Содержание материала при изучении комплексного учебного курса ОДНКНР  предполагает интеграцию с предметами «История», «Изобразительное искусство», «Литература», «Музыка» ,  «Технология» и имеет практико- ориентированный характер, нацелен на  развитие  метапредметных умений и навыков. В рамках курса реализуется социально- образовательный проект «Дети о православии детям»

Социальное проектирование во внеурочной деятельности на основе ценностей накопленных в православной культуре

Социально- образовательный проект

 «Дети о патриотизме детям»

Цель проекта:

Православное мировоззрение. Приобщение подрастающего поколения к нравственно-этической культуре и ценностям Православия, православному образу жизни, православной литературе и искусству через общение с  православными сверстниками, которые говорят о Православии доступным детям языком.

Задачи проекта:

1. Привлечь новых участников проекта, православных волонтеров для реализации образовательных проектов.

2. Научится переводить «взрослый русский язык» на «детский  русский» с целью введения детей в мир православной культуры на понятном их возрасту языке. Дать общие сведения об основных религиозных понятиях.      

3.Дать знания о Православной Церкви и ее жизни в роли в жизни России, способствовать формированию интереса к Православию

4.Приобщить детей (в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и находящихся на опеке, детей из многодетных семей) к нравственным устоям православной культуры, на примерах из жизни конкретных исторических лиц (святых и великих соотечественников).

5.Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством

Пространство для реализации проекта:

образовательные учреждения и детские сады, интернаты

 Гбоуро» Ростовская-на-Дону школа интернат (адрес: Дачная 8а),

 детский дом №10

Мероприятия проекта:

1.Подготовка лекторской группы из числа воспитанников воскресных школ.

2.Разработка сопровождения рассказов детей (видеопрезентации, тематические квесты, яркие видеоряды, слайды, данных интервьюирования православных успешных людей).

3.Выступления воспитанников (как в помещении, так и на различных площадках, в паломнических поездках и экскурсиях и т.д.)

4.Коллективно-творческие дела

5.Праздники

6.Спектакли (в том числе - кукольные)

7.Заседание дискуссионного клуба «Молодежная дипломатия» (интервьюирование успешных людей)

8.Аукционы

9.Выставки и акции, клуб юных волонтеров (помощь пожилым прихожанам, встречи с детьми с ограниченными возможностями, благотворительные концерты)  

10.Ярмарки (Покровская, Рождественская и Пасхальная)

Ресурсы необходимые для реализации проекта:

кадровые –  7 социальных партнеров

материальные – благотворительность

финансовые – спонсоры

природные – территории открытых парков г. Ростова-на-Дону

административные – управления образования Ворошиловского района

человечески – волонтеры гимназии 76, школы 104, 65, 96 и  РГЭУ (РИНХ)

информационные – Приходской вестник храма Казанской иконы Божией Матери и сайт http://kazanskoi.ru/

Время на реализацию проекта – 2 года

Ожидаемые результаты

Количественные:

с православием познакомятся 1000 дошкольников Ворошиловского района, 2000 учащихся начальных классов, 500 родителей детей от 5 до 10 лет, в подготовке мастер-классов примут участие 100 волонтеров, 10 педагогов

Качественные:

поддержка положительного образа РПЦ в обществе, создание позитивного отношения к курсам «Основы православной культуры»,«Основы духовно- нравственной культуры народов России» к Православию в целом, соработничество образовательных учреждений в деле духовно- нравственного и религиозного образования, создание методической базы для уроков ОПК и ОДНКНР и повышения квалификации педагогов в этой сфере.

7.Введение в православную культуру обучающихся.

Предметное содержание: Курс ОДНКНР является культурологическим и направлен на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях. Темы: «Крещение Руси .Княгиня Ольга. Как Равноапостольный князь Владимир. Веру выбирал. Благоверные князья Борис и Глеб. Герб России. Путешествие в геральдику. Повесть временных лет.Нестор Летописец. Илья Муромец. Князь Андрей Боголюбский. Михаил- князь Черниговский и его боярин Феодор. Св.благоверный князь Александр Невский- полководец и дипломат. Митрополит Алексей Московский. Прп.Сергий Радонежский. Св.Дмитрий Донской и Куликовская битва. Семья.Семейные ценности.Св.блг.кн Петр и Феврония Муромские. Почему мы празднуем День народного единства.Свт.Гермоген.Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Свт Димитрий Ростовский. Петр Великий.Прп.Серафим Саровский.Неизвестный Пушкин.М.В.Ломоносов.Кутузов- спаситель России.Маргарита Тучкова.Н.И.Пирогов.Тайна обаяния великого полководца.А.В.Суворов.Непобедимый флотоводец св.Федор Ушаков. Даша Севочстопольская. Баронесса Вревская.Св.Ксения  Петербургская.Семейный ковчег страстотерпцев  Романовых.В.Д.Поленов.Свтятитель- хирург ЛукаВоино-Ясенецкий. И.С.Шмелев. П.И.Чайковский. Прп.Варлаам Хутынский. Биографии  великих соотечественников, которые внесли вклад в историю и культуру страны».

формы и способы организации учебного процесса (перечислить): урок, факультатив, кружок, внеклассная деятельность, посещение музея и выставочного зала (музейная педагогика),тематические вечера, круглый стол, диспуты, сюжетно- ролевые игры, конференции, компьютерные презентации, защита проекта.

Использование при реализации проекта образовательных технологий: диалоговая, личностно- ориентированная, наглядно- иллюстративная.

- используемая/используемые технологии/ элементы технологии (назвать): проблемного обучения, проектная, практико-ориентированная, информационно- коммуникативная, диалоговая, развивающая, исследовательская, игровая, разно уровневая

- формы и способы применения технологии/ элементов технологии (описать)

В качестве активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке, и с целью развития речи обучающихся, я предлаю ребятам написать синквейн (как одну из форм свободного творчества), которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, высказывать свое мнение и кратко формулировать его. Количество слов минимально, но каждое слово несет огромную информацию и эмоциональную окраску. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк», написанное в соответствии с определенными правилами.

1.Первая строка- заголовок, в который выносится ключевое слово ( понятие , предмет, тема синквейна), выраженная в форме существительного.

2.Вторая строка – два прилагательных, которые дают описание признаков или свойств выбранного понятия и раскрывают его суть.

3.Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающих характерные действия предмет.

4.Четвертая строка – фраза (предложение), несущая определенный смысл. Состоит из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора к тому, о чем говорится.

5.Пятая строка – одно слово-резюме, вывод, существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне Это личное отношение автора к теме или понятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь к учебнику О.В.Гончаровой, Ю.С. Богачинской Теория и методика музыкального воспитания по междисциплинарному курсу МДК.02.05. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПРАКТИКУМОМ для специальности 44.02.01«Дошкольное образование

Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика музыкального развития детей с практикумом» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образо...

Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ

Эссе - размышление о методике развития познавательного интереса учащихся в курсе ОРКСЭ...

Рабочая программа по ОДНКНР

Целью предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России" является формирование общечеловеческих ценностей, первоначальных представлений об отечественных традиционных религиях, их...

Анализ урока в рамках одного из модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ

  Анализ урока помогает в совершенствовании мастерства учителя и учебного процесса, ориентации системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личн...

Методическая разработка урока по СПБ (ОДНКНР 5 кл) Тема: Во славу и пользу Отечества: традиция созидательного труда

Методическая разработка урока по курсу ОДНКНР (Петербург-хранитель духовных и нравственных традиций народов России) Тема урока:   Во славу и пользу Отечества: традиция созидательного труда....

Ссылки на дополнительные материалы по вопросам преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР.

Перечень Интернет-ресурсов для уроков ОРКСЭ и ОДНКНР Методическое обеспечение экспериментальных уроков по предмету «Основы православной культуры» для 4-5 кл.Мир религий (http://www.re...

Особенности работы над притчей в процессе преподавания курса ОРКСЭ.

Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок. Притчи всегда имеют творческую основу, духовно и интеллектуально развивают учащихся....