Мотивация обучающихся на овладение профессией как фактор развития профессионального образования.
материал

Виноградова Татьяна Аркадьевна

Мотивация к овладению профессии на примере одного обучающегося.

Мотивы — это мобильная система, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно (что характерно для нашего образовательного учреждения), можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_vinogradova_t.a.docx303.26 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: Орел-УИС(ч-б)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 79

ОТДЕЛЕНИЕ ФИЛИАЛА № 7

ДОКЛАД

для педагогического совета

на тему:

Мотивация обучающихся на овладение профессией

как фактор развития профессионального образования.

Подготовил : мастер п/о  Виноградова Т.А.

Мотивация обучающихся на овладение профессией

как фактор развития профессионального образования.

Сл. 1: Мотивация – довольно общее, широкое понятие, под которым имеется в виду направленность активности.

Следует различать понятия мотив и цель.

Сл. 2: Мотив - побуждение к достижению цели.

Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.

Мотивы — это мобильная система, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно (что характерно для нашего образовательного учреждения), можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении.

Сл. 3: Изменения, происходящие в различных сферах деятельности человека, выдвигают все более новые требования к организации и качеству профессионального образования. Наш выпускник должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда.

Сл. 4: Я стараюсь привить своим обучающимся интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у осужденных должна быть мотивация обучению.

Сл. 5: Для того чтобы обучающийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые я ставлю перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для обучающегося. Так как истинный источник мотивации человека находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это. Поэтому основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила.

Развитие учебной мотивации - это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.

Какие же я использую формы проведения урока для повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности?

Сл. 6: Это: урок-викторина, урок-исследование, тематические недели профессии, внеклассные мероприятия, интегрированные уроки.

Сл. 7: Развивать и сохранять учебную мотивацию, можно используя:

- участие в конкурсах;

- индивидуализацию (учёт не только способностей, но и интересов);

- дифференциацию (разноуровневые задания);

- практическую направленность;

- работу с наглядностью;

- опорные схемы, карточки-инструкции, таблицы;

- работу в малых группах;

- создание проблемной ситуации;

- самостоятельную работу.

Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов работы формирует учебную мотивацию, укрепляет желание обучающихся овладеть знаниями.

Сл. 8: Мои обучающиеся намного больше узнают о выбранной ими профессии во время прохождения учебной практики. Они видят стимул, мотивацию для дальнейшего теоретического обучения, понимая, что могут применить полученные знания на практике.

Повышению мотивации обучающихся к профессиональному обучению принадлежит ведущая роль.

Высокая отдача от обучающихся возможна лишь в том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате, и будут положительно относится к выполняемой работе.

Сл. 9: Преподавателю, желающему воздействовать на мотивацию, в этой работе необходимо сделать пять шагов для того, чтобы добиться желаемого результата:

Шаг 1. Оценка потребностей обучающихся, определяющих их поведение, отношение к учебе и другим занятиям.

Шаг 2. Определение тех факторов, которые влияют на мотивацию обучающихся, определяя их отношение к учебе, степень заинтересованности в конечных результатах и готовность работать с полной отдачей.

Шаг 3. Выработка таких мер воздействия, построение такой мотивирующей рабочей среды, которая способствует высокой заинтересованности в конечных результатах, позитивному отношению к учебе и выполняемой работе.

Шаг 4. Воздействие на мотивацию с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Шаг 5. Оценка эффективности выбранных мер воздействия и их корректировка в случае необходимости.

Одним из эффективных направлений в развитии мотивации обучающихся, является формирование у них чувства движения вперед в познании приобретаемой профессии.

Сл. 10: Мотивация к обучению всегда будет достаточно высокой, если обучающийся будет видеть перед собой поставленные конкретные цели на сравнительно небольших этапах деятельности.

Каждая достигнутая цель является окончанием и началом нового этапа, т.е. постоянным приближением к достижению главной цели – получению обучающимися необходимой квалификации.

Сл. 11: Повышению уровня мотивации у обучающихся способствует знакомство с профессией, которое начинается в карантинном отделении, где показывается ролик о нашем училище и мастера беседуют с осужденными, агитируя их на обучение, рассказывая о востребованности наших профессий на рынке труда. Но для некоторых это сухая информация. Но работа по развитию интереса в получении рабочей профессии у осужденных продолжается и в отрядах.

Сл. 12: Из карантинного отделения они распределяются в отряды, где общаются с обучающимися и выпускниками нашего училища, которые рассказывают им о нашей внутренней жизни; о том, как проходят уроки, воспитательные мероприятия; что за время нахождения на занятиях они забывают о том, что находятся в исправительном учреждении. Есть такие учащихся которые привыкли к тюремному быту, есть и такие которые попали сюда в первый раз, но и те и другие приходя в стены нашего училища и на некоторое время забываю о том, что находятся в местах лишения своды, для многих – и это тоже является мотивацией к обучению.

Сл. 13: Еще одним аргументом к мотивации обучающихся служит личный пример мастера. Заходя в методический кабинет, они  видят стену достижения наших педагогов, и знают, что овладеть профессией им помогут настоящие профессионалы своего дела.

Сл. 14: Доска достижений имеется и в мастерской, где висят грамоты и дипломы наших обучающихся. Видя результаты таких достижений, у обучающихся растет интерес к получению профессии и возникает вопрос: «А смогу ли я?». На что я с уверенностью отвечаю: «Конечно сможешь! Я тебе обязательно помогу!»

Сл. 15: В классе теоретического обучения есть выставка работ обучающихся. В колонии проходят конкурсы, для которых наши обучающиеся изготавливают костюмы. И видя конкретные результаты, наши новые ученики приходят с интересом, и уверенностью, что они в полной мере овладеют выбранной профессией.

А сейчас я хочу вам рассказать о мотивации к обучению на примере одного конкретного обучающегося Иванушкина Ильи.

Сл. 16: С Ильей я познакомилась в карантином отделении. Это был вспыльчивый, своенравный молодой человек. Он отказывался учиться, работать на объектах  учреждения. К нам в училище он попал практически принудительно, т.к. не имел профессии.

Сл. 17: Первое время мне было очень трудно с ним общаться, заинтересовать его к обучению. Он все время твердил: «Зачем мне это надо? Мне это никогда не пригодится!». Но однажды, у него на олимпийке сломался замок-молния и, надо сказать, что Илью воспитывала одна бабушка. Приехать к нему было некому. Тогда он подошел ко мне и рассказал о своей проблеме. Мы вместе взялись за ремонт его олимпийки. Моя задача состояла в том, чтобы объяснить ему, как это сделать и побудить к самостоятельной работе. Он отремонтировал свою одежду. Качественной работой это не назовешь, но зато сам. И здесь я хотела бы вернуться к схеме цикличности мотивации.

Сл. 18: К Илье пришло понимание того, что он может применить свою профессию во благо себе и других. После того как ребята выполнят  учебную программу, в конце занятия  производственного обучения, я даю им возможность сделать что-то для себя, помочь в ремонте одежде для осужденных, которые находятся в  такой же ситуации, как Илья. И для многих – это и есть мотивация к освоению профессии.

Сл. 19: подарки для родных

Сл. 20: Передо мной в настоящий момент стоит задача создать такие условия, при которых обучающиеся за короткие сроки смогли бы усвоить максимально возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого применения на практике. Основной задачей нашего образовательного учреждения является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью осужденных стало не просто получение свидетельства, а свидетельства, которое подкреплено прочными и стабильными знаниями, опирающимися на практику.

Сл. 21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История развития профессионального образования в России

Презентация о развитиии профессионального образования в России с времен Петра 1 до наших дней...

Обучение и саморазвитие педагогов - как фактор современного профессионального образования

Процесс обучения можно определить как сложную, многогранную, ценностную организацию против глобальной общественной необразованности. Непрерывность обучения преподавателей, которое оказывается основопо...

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГБПОУ РМ «КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО - СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

В работе образовательных организаций начинает доминировать переподготовка и повышение квалификации кадров, инновационная деятельность, формируются условия для перехода к эпохе профессионализации: созд...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ дисциплины «Основы декоративной косметики» и контрольные задания для обучающихся очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ и практические задания  учебной дисциплины   разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...

Самостоятельная работа как фактор развития профессионально-педагогической мобильности педагога профессионального обучения

Актуальность исследования. Высшее образование в России на протяжении последнего десятилетия находится в состоянии непрерывного совершенствования и модернизации. Движущими силами процессов, происходящи...

«Повышение мотивации обучающихся к изучению профессии»

Доклад на тему: «Повышение мотивации обучающихся к изучению профессии»...

Роль информационно-образовательной среды как фактора развития профессионального педагогического мастерства в системе СПО

В данной статье рассматривается роль информационно-образовательной среды в профессиональной подготовке педагогов системы среднего профессионального образования. Описаны требования к профессиональной п...