Городской открытый круглый стол «Медицинский работник будущего: психологический портрет сквозь призму времени» 2022 г.
материал

Пахомова Инна Александровна

В марте 2022 года организационным коммитетом, в составе которого я входила было подготовлено городское меториятие.

17 марта 2022 года в ГБПОУ ДЗМ состоялся Городской открытый круглый стол «Медицинский работник будущего: психологический портрет сквозь призму времени», на котором мною был реализован доклад на тему "Психологический портрет медицинского работника сквозь призму времени".

Ссылка на мероприятие: https://medcollege6.ru/круглый-стол-2/

Тезисы размещены в сборнике материалов Городского окрытого круглого стола «Медицинский работник будущего: психологический портрет сквозь призму времени» 17 марта 2022 г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ©Тезисы к круглому столу26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Пахомова Инна Александровна

Государственное бюджетное

профессиональное образовательное

учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №6»

преподаватель психологии ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

Психологический портрет медицинского работника сквозь призму времени

Труд медицинского работника является одним из самых древних. Люди с незапамятных времен сталкивались с недугами, болезнями, которые требовали специализированного вмешательства со стороны первых медиков. Следует отметить, что врачи древности помимо лечения больных закладывали основы психологических требований к личности медицинского работника.

Одним из первых представителей медицинской профессии был Гиппократ, живший в период с около 460 года до н. э. по около 370 года до н. э. Он требовал от врача высокой порядочности. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Он первым сформулировал морально-этические нормы врача и был назван «Отцом медицины». По его мнению, представителям медицинской профессии должны быть присущи:

  • трудолюбие;
  • приличный и опрятный вид;
  • постоянное совершенствование в своей профессии;
  • серьёзность и чуткость;
  • умение завоевывать доверие больного;
  • умение хранить врачебную тайну.

Здесь особо хочется подчеркнуть, что все перечисленные аспекты и в настоящее время остаются актуальными, крайне важными с психологической точки зрения. Ведь именно они формируют современное отношение общества к медицинским работникам настоящего и будут оказывать весьма ощутимое воздействие на будущие поколения.

Гиппократовская модель акцентирует внимание на завоевание социального доверия личности пациента. Большое внимание в ней уделяется внешнему виду врача, который, по сути своей, отражает психологические особенности его личности, а именно: излишне весёлый врач не вызывает уважения, а излишне суровый теряет необходимое доверие. С психологической точки зрения следует отметить, что излишне веселый врач демонстрирует беспечность, приходящие за помощью вряд ли станут следовать его совету.  Излишне суровый медицинский работник может внушать страх пациенту только своим видом. Вспомним суровое выражение лица медицинской сестры, которая берет анализы у пациента. В следствии чего, пациент может испытывать плохо осознаваемые неприятные эмоции, только от восприятия её внешнего вида.

В след за Гиппократом, скажем, что медицинский работник будущего должен обладать ясным умом, быть опрятно одетым, в меру серьезным и проявлять понимание к страданиям больных.

Рассматривая раннее средневековье, упомянем об персидском учёном Ибн Сине (лат. Авиценна) (980-1037), который был утончённым философом, врачом, государственным деятелем, писателем. Это был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Авиценна отличался феноменальной памятью и остротой мысли, слово медицинского работника он ставил рядом со словом поэта, который должен обладать даром красноречия.

Авиценна замечал, что медицинскому работнику необходимо успокоить больного, снять чувство страха, поднять его настроение. В этом посыле можно обнаружить связь с важнейшими составляющими психологического портрета медицинского работника современности: сопереживанием пациенту, эмпатией к его чувствам, психотерапевтической направленностью слов и воздействий.

Авиценна отмечал, что всё человеческое знание начинается со знания о себе, приобретаться оно может без помощи чувств, благодаря активной силе интеллекта, заложенного в человеческом разуме. В будущем медицинским работникам предстоит ещё больше обратиться к вопросу рефлексии собственных состояний, которые помогут сохранять психическое здоровье от эмоционального выгорания, так сильно искажающее психологическое состояние профессионала.

Оглядываясь на период Нового времени, вспомним о Парацельсе, поставившего вопрос о взаимоотношениях врача и пациента. «Модель Парацельса» есть форма врачебной этики, где нравственное отношение с пациентом понимается как составляющая стратегии терапевтического поведения врача. При Парацельсе формируется патернализм (от латинского понятия «pater» – «отец») как тип взаимосвязи врача и пациента, при котором характерны положительные психоэмоциональные привязанности и социально-моральная ответственность, а также «целебность», «божественность» самого «контакта» врача и больного.

Эта «целебность» и «божественность» определена добродеянием врача, направленностью его воли к благу больного. Медицинский работник следует принципу: «делай добро», благо, и «твори любовь», милосердие. Парацельс учил: «Сила врача – в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства – любовь».

Эти идеи, отражающие ценностно-личностную составляющую психологического портрета медицинского работника, остаются архиважными в современном мире, их следует продолжать передавать будущему поколению специалистов, которые будут заняты в сфере оказания медицинской помощи людям.

В отечественной медицине врачи, оставившие существенный след в истории, уделяли особое внимание психологическим аспектам психологического портрета медицинского работника.

Мудров Матвей Яковлевич подчеркивал элементы филантропии в профессиональной деятельности врача. Он считал, что человек выбравший медицинскую профессию должен обладать бескорыстием. В осуществлении своих действий медицинскому работнику необходимо стремиться к завоеванию доверия больного.

Гааз Федор Петрович призвал: «Спешите делать добро!» Он воплощал собой принцип того, что долгом врача является борьба с паническими настроениями, преодолением в массе населения ужаса, фобий перед лицом эпидемии. По его мнению, медицинскому работнику нужен терапевтический оптимизм, внушение веры в выздоровление, которая так нужна заболевшему человеку.

Пирагов Николай Иванович, рассуждая о «зле врачебных ошибок», отмечает то, что медицинский работник должен обладать беспощадной самокритикой, абсолютной честностью перед самим собой, следованию моральной норме, требующей от него духовного подвига.

В XX веке в этике утилитаризма звучало, что необходимо действовать для достижения наилучшего из возможных соотношений между позитивными и негативными последствиями своего действия. Выбор действий медицинским работником оправдан, если он порождает больше блага, чем любой из альтернативных.

В современном обществе ценностями признаются права человека, формируется коллегиальная модель медицины. Пациент становится равноправным союзником медицинского работника в деле восстановления здоровья, укрепления и поддержания его на оптимальном уровне.

Новые требования предъявляются к клиническому мышлению медицинского работника, особенному мыслительному процессу, заключающемуся в постоянном решении практических задач, являющемуся противоположностью стандартизации и шаблонности. Такое мышление включает в себя комплекс неписанных правил, которыми медицинский работник руководствуется в каждом отдельном случае при решении практических задач: оказании помощи, постановке диагноза, прогноза, назначения терапии.

Профессия медицинского работника – устойчивая, автономная и объективная социальная реальность, которая имеет свою структуру, функциональные особенности, формы бытия, логику развития – черты, которые в современном мире обуславливаются общественными интересами и социокультурными процессами. Это формирует поле новых чувств и мыслей человека, определяет границы самосознания. Научная и практическая медицина стремится стать «первой наукой о человеке».

В заключение подчеркнём, что в психологическом портрете медицинского работника будущего должны воплощаться идеи:

  • уважения к личности через милосердие и сострадание;
  • бескорыстного служения людям во имя сохранения и укрепления здоровья; 
  • высоконравственной и социально-гражданской ответственности при осторожном и щепетильном поведении;
  • следования собственной совести для глубокого понимания своей личности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы круглых столов студентов Академии управления городской средой, градостроительства и печати с преподавателями финских колледжей

Туризм в России — развивающаяся и обладающая большим потенциалом отрасль. С каждым годом российская туристическая индустрия все более активно включается в мировой рынок. Она как никакая другая о...

Спицин Юрий Сергеевич КОНЦЕПЦИИ О ВОСПИТАНИИ В ИСПАНИИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВРЕМЕН

Аннотация: В статье раскрывается значимость теоретического обоснования и практической реализации идей гражданского воспитания  на исторических основах и традициях Испании. Определены и охарактери...

Городской конкурс педагогического мастерства «Золотая астра» - 2019 Эссе «Моя роль в подготовке медицинских работников – взгляд в будущее»

Медицинский работник - это не профессия, а образ жизни.  Еще великий философ Древней Греции Сократ говорил, что все профессии в мире - от людей и только три - от бо...

Экологический альманах "Рекреационные объекты луганщины сквозь призму времени"

Существует множество способов активизации познавательной деятельности студентов. Изучение истории родного края – один из множества факторов, способствующих повышению интереса к изучаемой дисципл...

Городской отрытый круглый стол "Медицинский работник будущего: психологический портрет сквозь призму времени"

В рамках данного круглого стола был сделан доклад "Анализ результатов исследования представлений студентами колледжа образа медицинского работника будущего через профессиональную и психологическу...

Городской открытый круглый стол «Медицинский работник будущего: психологический портрет сквозь призму времени»

17 марта 2022 года в ГБПОУ ДЗМ «МК № 6» состоялся Городской открытый круглый стол «Медицинский работник будущего: психологический портрет сквозь призму времени». Актуальность т...

Городской конкурс педагогического мастерства «Золотая астра» - 2019 Эссе Моя роль в подготовке медицинских работников – взгляд в будущее

Являясь на протяжение многих лет преподавателем профессиональных модулей и классным руководителем, я пришла к выводу, что в современной системе образования возросла потребность в преподавателе, способ...