Спицин Юрий Сергеевич КОНЦЕПЦИИ О ВОСПИТАНИИ В ИСПАНИИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВРЕМЕН
статья
Аннотация: В статье раскрывается значимость теоретического обоснования и практической реализации идей гражданского воспитания на исторических основах и традициях Испании. Определены и охарактеризованы образовательные основы, использование которых позволяет понять сущность гражданского воспитания и образования в Испании. Исторический фундамент позволяет повысить обучающий и воспитательный потенциал в гражданском образовании.
Ключевые слова: образовательная среда, гражданское воспитание, Испания, педагоги, образовательные программы, Хуан Вивес, Хосе Ортега, университеты, гражданское общество, высшие учебные заведения, школы.
Key words: educational environment, civic education, Spain, teachers, educational programs, Juan Vives, José Ortega, universities, civil society, highest educational institutions, schools.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spitsin.statya_v_tyumen.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНЦЕПЦИИ О ВОСПИТАНИИ В ИСПАНИИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВРЕМЕН.
Спицин Юрий Сергеевич, Пятигорск,
Пятигорский Государственный
Лингвистический Университет
Аннотация: В статье раскрывается значимость теоретического обоснования и практической реализации идей гражданского воспитания на исторических основах и традициях Испании. Определены и охарактеризованы образовательные основы, использование которых позволяет понять сущность гражданского воспитания и образования в Испании. Исторический фундамент позволяет повысить обучающий и воспитательный потенциал в гражданском образовании.
Ключевые слова: образовательная среда, гражданское воспитание, Испания, педагоги, образовательные программы, Хуан Вивес, Хосе Ортега, университеты, гражданское общество, высшие учебные заведения, школы.
Key words: educational environment, civic education, Spain, teachers, educational programs, Juan Vives, José Ortega, universities, civil society, highest educational institutions, schools.
Гражданское воспитание школьников является одной из актуальных проблем в мире. В последние десятилетия в обществе значительно изменилось отношение к таким ценностям, как патриотизм, долг, честь, достоинство, знание героического прошлого своего государства. От эффективности организации гражданского воспитания во многом зависит политическая, экономическая и социальная состоятельность нашего общества в будущем.
Гражданское общество трактуется в гуманитарном знание, как совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственного управления. Гражданское общество - общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, которые способствуют образованию обратных связей между обществом и государством. [1: 50]
Чтобы четко и наглядно понять, как развивалось образование, воспитание в Испании, обратимся к истории страны.
В период арабского Испания испытывала влияние мусульманской культуры: создавались библиотеки, высшие учебные заведения. Школа в Вике (Каталония) уже в 11 в. стала местом паломничества иностранных студентов. В Гранаде был основан королевский коллеж, в котором изучались право, теология, медицина. В мусульманских школах, особое внимание уделялось поэтике, риторике и грамматике. По мере освобождения Испании от арабов, господства (11—15 вв.) возникали центры европейского образования. В городах создавались коллежи (низшие и высшие), в которых обучали в основном испанскому языку и литературе. Открылись университеты в Саламанке (1219), Вальядолиде (1346), Барселоне (1430), Севилье (1502), Мадриде (1508), Гранаде (1531) и др. В 1-й пол. 17 в. насчитывалось 32 университета. С конца 16 в. развитие образования оказалось под сильным влиянием Ордена иезуитов. Наряду с коллегиями и другими иезуитскими учебными заведениями школы создавались пиаристами, «Братьями христианских школ», женскими монашескими и другими религиозными орденами. Начиная с 16 в. в связи с ростом городов возникли школы для бедных. [2: 150]
В 1218 году король Леона Алфонсо IX (Alfonso IX de Leon) основал первый университет в Испании в городе Саламанка."Omnium scientiarum princeps Salamanca docet"- "Саламанка - первая в преподавании всех наук". Золотой век Испании (Siglo de ORO) приходится на 16-17 века, когда Испания была самой могущественной империей мира, вызвал расцвет новых образовательных учреждений. В Испании, менее чем за столетие появилось более 20 университетов. Хотя по качеству образования с Саламанкой мог соперничать только университет в Алкала де Энарес Alcala de Henares , который основал в 1499 году кардинал Хименес де Сиснерос, архиепископ города Толедо и канцлер Кастилии.
В состав испанских средневековых университетов входило 4 факультета: младший - искусств и 3 старших - юридический, медицинский, богословский. [3: 214]
Благодаря королю Кастилии Альфонсу X Мудрому (1221-1284), стало кастильское наречие. Альфонс X - автор первого в Испании закона об образовании, в котором рассматриваются основные принципы организации и режим работы учебных заведений.
Велики заслуги Альфонса в деле учености и образования. Благодаря его попечениям Саламанкский университет встал в один ряд с Парижским и Болонским университетами. Впрочем, многочисленные дошедшие под именем Альфонса сочинения никоим образом нельзя считать принадлежащими ему лично (за исключением поэтических). Скорее то был плод коллективного творчества многих ученых, привлеченных Альфонсом. Составленные по-испански Семь разделов (Siete partidas, 1256) представляют собой первый объемный свод европейских законов, написанный на народном (а не латинском) языке. Исторические изыскания нашли отражение в двух больших трудах: Всеобщая испанская хроника (Crónica general) и Всеобщая мировая история (General estoria). Особенно интересна первая, завершенная уже в правление Санчо IV, куда без всякой критической оценки включены материалы из ныне утраченного испанского эпического цикла. Кроме того, стараниями Альфонса были сделаны многочисленные переводы с арабского – научных трактатов, в основном по астрономии, а также ряда работ на разнообразные темы, в частности об охоте и шахматах. Вероятно, самому королю принадлежат Гимны (Сantigas), прославляющие чудеса Девы Марии и написанные не на кастильском наречии, а на галисийском диалекте португальского языка – традиционном для поэзии средневековой Испании. [4: 311]
Европейскую славу как специалист по вопросам воспитания снискал Xуан Луис Вивес.
X. Л Вивес родился в Валенсии, но большую часть жизни провел за пределами Испании. Известен как автор ряда педагогических трактатов и наставник дочери английского короля Генриха VII. Выступал против схоластики, в защиту опытного познания. "Я не знаю человека, преподавание которого было бы более ясным, приятным и благотворным", - писал о нем Т. Мор.
Вивес полагал, что необходимо гибко отнестись к педагогической античной традиции. Он отвергал упор университетского философского образования на аристотелизм и противился слепому подражанию педагогическим установкам Квинтилиана. Вместе с тем Вивес считал весьма эффективной сократовскую методу обучения путем бесед.
Главный педагогический труд Вивеса - "О порче нравов". В этом и других сочинениях ("О преподавании наук", "Воспитание христианской женщины") Вивес рассматривал отличия домашнего и школьного воспитания, вопросы нравственного воспитания, ряд дидактических проблем. При этом школьное обучение ставилось на первый план в сравнении с домашним воспитанием. Осуждались антигуманность, схоластика и фразерство средневекового воспитания и обучения. В отношении ребенка предлагалось сочетать "кротость" и "строгость" с преобладанием гуманного подхода. Воспитание не мыслилось без учета природных психофизиологических особенностей детей. Осуждался предрассудок о вреде образования для женщин. Организация процесса обучения увязывалась с необходимостью проникновения в закономерности познания. [5]
За широкий интерес к педагогическим проблемам Вивес был назван современниками «вторым Квинтилианомк. Многие его сочинения посвящены воспитанию и обучению: «О способе занятий с детьми» («De ratione studii puerilism, 1523), «О воспитании женщины- христианки» («De institution feminae enristianae», 1523), «Путеводитель к премудрости» («Introductio ad sapientiam», 1524; рус. пер. 1768), «О науках» («De disciplinis», 1531), «О душе и жизни» («De anima et vita», 1538), «Упражнение в лат. языке» («Linguae latinae exercita- tio», 1538). Педагогические идеи Вивеса исходят из представления о природе как образце для воспитания. Отсюда стремление выявлять и учитывать естественные склонности детей и исключать принуждение из воспитательного процесса. Следуя принципам педагогики гуманизма подчёркивал важность формирования гражданственности и патриотизма, указывал на необходимость физического и трудового воспитания. Особенно настаивал на контроле над детским чтением, требовал исключения слишком грубых и фривольных сочинений.
Цель педагога Вивес видел в сообщении ученикам знаний, привитии им умений и навыков, которые потребуются в практической деятельности. Вивес сделал важные дидактические обобщения. Рекомендуя излагать материал от частного к общему, от простого к сложному, Вивес впервые поставил вопрос о соотношении науки и учебного предмета. Призывал к систематичности и наглядности в изложении материала, требовал его сознательного усвоения. Вивес обосновал необходимость светского воспитания и образования, государственного обеспечения школьного дела.
Педагогические идеи Вивеса были популярны в 16— 17 вв.; оказали влияние на Я. А. Коменского [6: 30]
Дальнейшее углубление и развитие педагогическая мысль Испании с её обострённым вниманием к проблемам индивидуального получила в философских концепциях 20 в. Сходные идеи обосновывал в своих работах философ X. Ортега-и-Гасет. Экспансии «массового сознания», превращающей личность в усреднённую и обезличенную величину, он противопоставлял воспитание и сохранение «духовных начал» (доступных лишь немногим) путём овладения подлинными ценностями культуры.
Современная педагогика Испании, уделяя большое внимание новейшим экспериментальным методам, продолжает развиваться большей частью в рамках педагогической доктрины католицизма. [7: 190]
Отличительная особенность взглядов Ортеги заключается в той важности, которую он придавал производству культурных объектов. Особенно его интересовали процессы культурного конструирования как актуального, конкретного производства объектов. Для него культура — это труд, производство вещей для нужд человеческих существ, деятельность. «Говоря о бóльшей или меньшей культуре, мы подразумеваем бóльшую или меньшую способность производить вещи, работать. Предметы, продукты являются мерой, а ремесла — и знаком культуры» [8: 240]
Таким образом, Ортега предлагал рассматривать образование как осуществляющееся ради работы и посредством работы, работы не индивидуальной, а совместной. Кроме того, с его точки зрения такая трактовка образования позволяет покончить с персонализмом, братоубийственными стычками и отсутствием кооперации между испанцами. [9: 65]
Ортега придерживается той точки зрения, что начальное образование должно быть направлено на укрепление жизненного здоровья, поскольку оно является сущностью здоровья в широком смысле слова: «Начальное обучение должно руководствоваться конечной целью производства наибольшего числа жизненно совершенных людей», т. е. индивидов, чьи духовные импульсы изливаются потоком, наполненным энергией, не ведающей границ, словно эти импульсы сами себя насыщают; индивидов, чьи действия проистекают из богатства их внутреннего мира. [10: 54]
Другой момент, на который он обращает особое внимание, — это необходимость воспитывать детей не как взрослых, а как детей; не с точки зрения идеала, модели взрослого, а согласно модели детства. Однако ребенок живет в собственной среде неутилитарных интересов, которые и надо развивать, потому что именно от их развития часто зависит главная жизненная ориентация его взрослого существования. Предметы, которые имеют для детей жизненную ценность, которые занимают и беспокоят их, привлекают их внимание и пробуждают вожделения, страсти и импульсы, — это не только материальные объекты, а любые объекты желания. Независимо от того, материальны они или нет, детей эти предметы интересуют в той мере, в какой они желанны, поэтому их привлекают сказки и легенды, в которых реальность проясняется и превращается в среду, соответствующую их желаниям. [11: 612]
Таким образом в ходе становления испанской школы и педагогической мысли постепенно закладывались предпосылки для гражданского воспитания.
Список используемой литературы:
- Montesino, P. Manual para los maestros de escuelas de párvulos. 3 – ra ed. Bilbao: Imp. J. E. Delmas, 1864. – P. 6 – 37.
- Караковский,В. А. Воспитай гражданина [Текст] : записки директора школы / В. А.
- Караковский . - М. : Московский рабочий , 1987 . - 144 с.
- Безрогое В. Г., Мошкова Л В., Огородникова И И. Концептуальная модель историко-педагогического процесса в средневековой Европе//Всемирный историко-педагогический процесс. Концепции, модели, историография. М.,1996
- Кучумов В.А. Феодальная оппозиция внешнеполитическим планам Альфонса Х Кастильского. – В кн.: Господствующий класс феодальной Европы. М., 1989, с.- 159- 161
- http://www.p-lib.ru/pedagogika/dzhurinskii/dzhurinskii30.html [электронный ресурс].
- Лоренцсон В. Н., Выдающийся исп. педагог-гуманист X. Л. Вивес, СП, 1959, №8, с.- 19. Вопросы воспитания : теория и практика [Текст] : материалы для учителей, преподавателей вузов, студентов . Вып. 10 / Пятиг. гос.лингвист. ун-т . - Пятигорск : ПГЛУ , 2003, с.- 125-127).
- J. L. Abellán, Historia crítica del pensamiento español, Madrid: Espasa Calpe, 1991, т. V (III), с. 212
- Zuloaga, «La pedagogía universitaria según Ortega y Gasset», вкн.: Homanaje a José Ortega y Gasset (1883—1983), Madrid: Universidad Complutense, 1986, с. 23
- L. Luzuriaga, «Las fundaciones de Ortega y Gasset», вкн.: Homanaje a José Ortega y Gasset, Madrid: Edime, 1958, с. 33—34
- Juan Vives y su mundo, т. 9, с. 509—511
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ю. С. Спицин Гражданское воспитание в Испании: проблемы и их пути решения
Гражданское общество представляет собой одну из ключевых категорий современного обществознания, в том числе и политической науки. В трактовке этого сложного и многопланового явления существует довольн...
Спицин Юрий Сергеевич ИЕЗУИТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ИСПАНСКОЙ ШКОЛЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Усиление взаимодействия стран и народов в современном глобальном мире, интенсивные процессы реформирования образования в мировом сообществе объективно усиливают потребность академического ...
Спицин Юрий Сергеевич ОПЫТ ИСПАНИИ В ГРАЖДАНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ МИРЕ
Для современного мира характерны перемены цивилизационного значения, высочайший динамизм и глобальность социально-политического иэкономического развития практически всех стран, что обусловлено воздейс...
Экологический альманах "Рекреационные объекты луганщины сквозь призму времени"
Существует множество способов активизации познавательной деятельности студентов. Изучение истории родного края – один из множества факторов, способствующих повышению интереса к изучаемой дисципл...
Городской открытый круглый стол «Медицинский работник будущего: психологический портрет сквозь призму времени» 2022 г.
В марте 2022 года организационным коммитетом, в составе которого я входила было подготовлено городское меториятие.17 марта 2022 года в ГБПОУ ДЗМ состоялся Городской открытый круглый стол «Медици...
Городской отрытый круглый стол "Медицинский работник будущего: психологический портрет сквозь призму времени"
В рамках данного круглого стола был сделан доклад "Анализ результатов исследования представлений студентами колледжа образа медицинского работника будущего через профессиональную и психологическу...
Городской открытый круглый стол «Медицинский работник будущего: психологический портрет сквозь призму времени»
17 марта 2022 года в ГБПОУ ДЗМ «МК № 6» состоялся Городской открытый круглый стол «Медицинский работник будущего: психологический портрет сквозь призму времени». Актуальность т...