Методическая разработка урока производственного обучения
методическая разработка
Методическая разработка урока производственного обучения
на тему: «Кладка кирпичных столбов»
по профессии: «Каменщик»
квалификация: 3 - й разряд
Тема программы: Обучение безопасным приемам и методам кладки по однорядной, многорядной, трехрядной системе перевязки швов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 654.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока производственного обучения
на тему: «Кладка кирпичных столбов»
по профессии: «Каменщик»
квалификация: 3 - й разряд
Тема программы: Обучение безопасным приемам и методам кладки по однорядной, многорядной, трехрядной системе перевязки швов.
Тема урока: Кладка кирпичных столбов
Цель урока:
- Научить приемам кладки столбов, закрепить приемы, уметь выбрать рациональную технологию выполнения работ.
- Развивать аналитическое мышление и способность принимать решения.
- Формировать умение работать в коллективе.
Тип урока: комбинированный
Форма организации учебной деятельности: работа в малых группах.
Метод обучения: ролевая игра «Производственное совещание», дебрифинг.
Оценка: знания оцениваются общей оценке на малую группу по бальной системе
Дидактическое обеспечение: тест, задания для групп, инструкции участникам игры. Презентация нового материала.
Материально - техническое обеспечение: цементный раствор, инструмент каменщика (нормо - комплект).
Ход урока:
I. Организационная часть - 3 минуты
- Проверка состава группы;
- Подготовка готовности группы к уроку.
II. Вводный инструктаж - 30 минут
- Сообщение темы и цели урока;
- Актуализация знаний учащихся:
1. Что называется системой перевязки. (Это порядок укладки кирпичей в соответствии с правилами разрезки кладки).
2. Назовите перевязку швов? (Вертикальных, продольных, поперечных).
3. Виды перевязки швов?
Однорядная (цепная) образуется чередованием тычковых и ложковых рядов.
Многорядная система тычковые ряды через пять или три ложковых.
Трехрядная образуется с помощью чередования трех ложковых рядов и одного тычкового.
На экране ученикам показывают различные системы перевязки швов, а они должны назвать их.
- показ и объяснение приемов выполнения учебного задания.
Мастер производственного обучения демонстрирует выполнение приемов кладки столбов на мультимедийном экране, а затем показывает на кирпичах.
Кладка кирпичных столбов:
а) 2х2 кирпича б) 2х1,5 кирпича в) 2х2,5 кирпича
Кладка кирпичных столбов с применением современных материалов
CERESIT CT 21 Смеси для кладки
Свойства:
- предупреждает образование «мостиков холода»;
- уменьшает теплопотери через ограждающие конструкции;
- высокая адгезия к фундаментам;
- водостойкая;
- морозостойкая;
- длительное время схватывания (использование в течение 4часов);
- экологически чистая.
Подготовка основания
Растворная смесь для тонкослойной кладки наружных и внутренних стен из легкобетонных и силикатных блоков (толщина швов от 1 до 5 мм). Подготовка основания при наклейке блоков осуществляется ¬ согласно СНиП 3.04.01-87 и ДБН 2.6-22-2001. Основание должно быть сухим и прочным, без видимых разрушений. Блоки перед укладкой или наклейкой необходимо очистить от пыли, грязи и других веществ, препятствующих адгезии СТ 21 до основания, и удалить рыхлые места.
Выполнение работ
Сухую смесь затворить чистой водой (температура воды + 15 ° -25 ° С) из расчета 0,28-0,3 л воды на 1 кг сухой смеси и перемешать с помощью низкооборотной дрели до получения однородной массы без комков. Далее растворная смесь укладывается на поверхности блоков, которые стыкуются, или на основания, на которые они впоследствии наклеиваются, и разравнивается зубчатым шпателем. Величина зубцов зависит от правильности и точности размеров блоков и может изменяться от 4 до 10 мм. Блоки устанавливаются на распределенную растворную смесь, а их положение корректируется с помощью резинового молотка в течение 3 мин. после укладки.
Примечания
Работы следует выполнять в сухих условиях при температуре основания от + 5 ° С до + 30 ° С. Все вышеизложенные рекомендации эффективны при температуре + 20 ° С и относительной влажности 60%. В других условиях технологические свойства растворной смеси могут измениться.
Ceresit СТ 21 содержит цемент и при взаимодействии с водой дает щелочную реакцию, поэтому при работе с ним необходимо беречь глаза и кожу. В случае попадания раствора в глаза, их следует промыть водой и обратиться за помощью к врачу.
- сообщение о возможных ошибках, их причины и способы устранения
Допустимые отклонения в размерах и положения конструкций из кирпичных материалов, мм.
Отклонение
Кирпич
Столбы
Отклонение от проектных размеров:
по толщине 10
по отметкам опорных поверхностей -10
по ширине простенков
по ширине проемов
по смещению осей конструкций 10
Отклонение поверхностей и углов кладки от вертикали:
на один этаж 10
на все здание 30
Неровности на вертикальной кладке, выявлении при наложении рейки длиной 2 м 5
- Определение уровня усвоения учащимися вводного инструктажа. Учащиеся показывают выполнения приемов кладки столбов, другие наблюдают и определяют правильность выполнения.
- Мастер выдает учащимся задания на наблюдение. На экране - приемы кладки столбов (правильный, с ошибкой). Учащимся необходимо определить, какие из операций сделаны неправильно и аргументировать выбранный вариант.
ВНИМАНИЕ!!!
Выберите правильный вариант кладки столба 2х2 кирпича
- Обучение учащихся технике безопасности при кладке столбов
- Перед работой нужно проверить исправность инструмента: на рабочих поверхностях не должно быть повреждений, деформаций, заусенцев. Ручки должны быть насажены крепко и правильно.
- Каменщик обязан работать в перчатках для предохранения кожи от механических повреждений.
- Кладка ведется с перекрытий или леса, которые устанавливают на чистую ровную поверхность.
- Кирпич и раствор, инструмент не должны мешать проходу рабочих.
- Ширина прохода должна быть не менее 60 см, на таком же расстоянии заключают материалы от стены.
- Подъем кирпича на подмостки и леса осуществляют на поддонах с помощью футляров, из которых падение кирпича невозможно.
- Футляры и увлечения должны иметь устройства, предотвращающие самопроизвольное выпадение кирпичей при подъеме на подмостки.
- Пустые поддоны, футляры, увлечения нельзя сбрасывать с этажей, их надо опускать с помощью крана.
- Уровень кирпичной кладки должен быть на 15 см выше уровня настила подмостей.
- По состоянию лесов и подмостей (соединений, креплений, настила и ограждений) устанавливают систематическое наблюдение.
- Ежедневно после окончания работы подмостки очищают от мусора и перед началом, изменения их проверяют мастер, руководящий соответствующим участком работ на данном объекте, и бригадир.
III. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж - 50 минут
Этот этап урока проходят в виде ролевой игры «Производственное совещание».
Перед началом игры учащиеся самостоятельно создают бригады по 4 - 5 человек и из числа наиболее подготовленных назначают судью, начальника участка, мастера для каждой бригады, арбитра.
Арбитр контролирует ход игры, контролирует и организует обсуждение принятых решений, подводит итоги игры.
Судья оценивает качество выполнения задания бригадами.
Начальник участка выдает задания бригадам, проводит производственное совещание.
Мастер оценивает работу бригады.
Игра проходит в три этапа:
I этап - подготовительный
Мастер производственного обучения бригады с содержанием и целью игры. Арбитр выдает бригадам задачи, знакомит с системой стимулирования и сроками выполнения. Содержание игры состоит в том, что заказчик недавно приехавшие в город хочет создать новое предприятие. Место для строительства уже есть. Но сначала он хочет оградить территорию забором. Для того, чтобы определить лучшую строительную бригаду, которой он закажет строительство, необходимо выполнить задание.
II этап - организационный
Заказчик предлагает сначала пройти проверку знаний, которые уже имеют члены бригады, чтобы удостовериться, что здесь работают квалифицированные специалисты, компетентные в области строительства.
Предлагается дать ответы на тесты. Задача оценивается 2 балла (0,5 баллов за каждый правильный ответ).
Тесты
1. Какая система перевязки столбов запрещена при кладке столбов?
- однорядная
- многорядная
- трехрядный
2. С укладки, которого ряда начинают кладку столбов?
- тычкового
- ложкового
3. На каком расстоянии раскладывают кучки кирпичей от места кладки?
- 100 мм
- 500-600 мм
- 200 мм
4. Как толщиной расстилается раствор при кладке столбов?
- До 10 мм
- До 30 мм
- До 20 мм
Судья оценивает ответы.
Ответы на тесты:
1. б
2. а
3. б
4. а
После этого проводится производственное совещание, где начальник участка выслушивает информацию всех бригад.
III этап - профессиональные навыки
На этом этапе заказчик предлагает бригадам выполнить одно общее задание.
Бригады определяют, как организовать рабочее место и рабочий процесс, распределяют работу среди членов бригады.
Перед бригадами ставится проблема: сломался растворимо-бетонный узел, чем можно заменить цементный раствор, чтобы выполнить задание в срок?
Дидактическое обеспечение
Инструкция бригадам
Вам необходимо выполнить кладки кирпичных столбов 2х2 кирпича V = 0,3 м³. Время на выполнение задания - 30 мин.
В бригаде 3 человека и мастер:
Каменщик 1 подает материалы, расстилает раствор, каменщик 2 строит кладку внутренней и наружной версты и проверяет качество кладки; каменщик 3 заключает забутку.
Инструкция для мастера бригады
Вам необходимо определить с бригадой норму выработки на человека в час, потребность в материалах. Контролировать правильность выполнения работ. Обсудите с бригадой проблему и найдите вместе пути решения данной проблемы.
Инструкция начальнику участка
Соберите и проверьте заявки на материалы от мастеров. Организуйте производственное совещание по составлению плана решения проблемы для выполнения задачи в срок.
После заслушивания информации всех бригад при необходимости предложите пути решения.
Инструкция для судьи
Судья оценивает качество выполнения задания бригадами, проверяет систему перевязки швов, толщину раствора, срок выполнения задания.
Инструкция для арбитра
Арбитр выдает бригадам задачи, знакомит с системой оценки и стимулирования, сроком выполнения задачи, фиксирует результаты и объявляет их.
Критерии оценивания учебных достижений бригад каменщиков
1. Тесты - 2 балла.
2. Выполнение практического задания - 8 баллов.
- Организация рабочего места - 1 балл
- Правильность выполнения приемов кладки - 3 балла
- Качество - 2 балла
- Соблюдение норм времени - 1 балл
- Соблюдение безопасных условий труда - 1 балл
Дополнительные баллы (стимулирование) осуществляется за:
- Экономию материалов - 0,5 балл
- Экономию времени - 0,5 балл
3. Решение проблемной ситуации - 2 балла.
Акт приемки (оценочная ведомость)
бригады
Ответ на тесты (2 б)
Практическое задание
Дополнительные баллы(1б)
Решение проблемы (2 б)
Всего
Организация раб. места (1 б)
правил. Выполнения приемов (3 б)
Качество (2 б)
Норма времени (1 б)
Соблюдение правил ТБ (1 б)
IV. Заключительный инструктаж - 7 минут
Подведение итогов деловой игры (в форме дебрифинга).
После подсчета арбитром баллов за этапы игры каждой бригады слово берет заказчик (мастер производственного обучения), объявляет свое решение, с которой бригадой он будет сотрудничать.
Продолжают обсуждать с учащимися следующие вопросы:
1. Понравилось вам на уроке?
2. Кто из учеников наиболее активно работал на уроке?
3. Что в вы хотели изменить в ходе урока?
Если остались дополнительные минуты урока!
Это интересно знать:
Философия «кирпичной кладки»: человек - ничто, он только кирпич в кладке большого здания будущего; всего лишь кирпич - и поэтому должен терпеть и сносить все, вполне всего, потому, что он составляющая частичка этого величественного здания будущего.
Для строительства 80-квартирного жилого дома необходимо 630 тыс. Шт. кирпича. Если тот же дом выложить из крупных блоков, то их понадобится всего 1 тыс. 785 штук.
В Китае к бетону вместо стальной арматуры часто вкладывают стебли бамбука. Вот с такого «бамбукобетона» строят прочные здания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Тема: «Требования к качеству блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, оформление, отпуск, требования к качеству. Работа со Сборником рецептур."...
Методическая разработка урока производственного обучения «Обработка застежки втачными планками»
Цель урока: Образовательная: Научить обучающихся правильно с технологической ...
Методическая разработка урока производственного обучения по теме "Приготовление сладких блюд"
Технология выполнения операций по подбору продуктов, приготовлению сиропов, нарезке продукции и другие операции по приготовлению киселей и гренок...
Методические разработки уроков производственного обучения
Материал подготовлен для уроков производственного обучения по процессам и аппаратам в биотехнологии....
Методическая разработка урока производственного обучения
В данном разделе представлена методическая разработка урока...
Методическая разработка урока производственного обучения
Методическа разработка урока производственного обучения на тему: «МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕМОНТА ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО СЕРИЙНОГО ТЕПЛОВОЗА ТЭП70»...
Методическая разработка урока производственного обучения
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РЕМОНТА ТЕЛЕЖЕК МОДЕЛИ 18-100(ЦНИИ-Х3) В ОБЪЕМЕ ДЕПОВСКОГО РЕМОНТА»...