ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ
статья

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные аспекты и преимущества совместной с работодателями подготовки кадров в условиях практико-ориентированного профессионального образования; освещаются вопросы теоретического обучения и практической подготовки, совместного использования кадровых и производственных ресурсов, повышения эффективности трудоустройства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktiko-orientirovannoe_obuchenie.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

377

Прохорова С.С.

заместитель директора по учебной работе

ГБПОУ ВО «Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий»

Россия, г. Борисоглебск

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные аспекты и преимущества совместной с работодателями подготовки кадров в условиях практико-ориентированного профессионального образования; освещаются вопросы теоретического обучения и практической подготовки, совместного использования кадровых и производственных ресурсов, повышения эффективности трудоустройства.

Ключевые слова: профессиональное образование, практическая подготовка, практико-ориентированное обучение, работодатель, специалист, трудоустройство.

Ни для кого не секрет, что работодатели хотят видеть в современном выпускнике среднего профессионального образования  не теоретика, а практика. Другими словами, такой специалист должен быть практически подготовлен. И все современные тенденции, наблюдающиеся в системе профессионального образования, направлены именно на усиление роли практической подготовки.

Практико-ориентированное профессиональное образование имеет целью подготовку обучающихся к конкретной трудовой деятельности, основанной на использовании полученных ими практических умений и навыков из различных областей науки и практики.

Практико-ориентированное профессиональное образование – это тип профессионального образования, в процессе которого практические формы обучения являются первичными, а программы разрабатываются и реализуются при непосредственном участии представителей социальных партнеров – работодателей.

Для решения задач практико-ориентированного обучения необходимо сформировать новую систему отношений между образовательной организацией и организациями-работодателями.

Главное направление совместной работы – практическая подготовка по специальностям и профессиям. Следующее направление – практико-ориентированное теоретическое обучение.

Практическая подготовка - форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы.

Практическая подготовка может быть организована как непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, на основании договора, заключаемого между указанной организацией-работодателем и организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Сотрудничество с организациями-работодателями дает возможность совместно формировать содержание  подготовки с учетом пожеланий работодателей по поводу того, чему учить будущих специалистов. Все вариативные дисциплины вводятся по заявке предприятий. Образовательные программы проходят согласование с профильными предприятиями. Кроме того,  согласование с предприятиями проходят контрольно-оценочные материалы по профессиональным модулям.

Важным направлением сотрудничества с предприятиями является совместное использование кадрового потенциала.  Организации и предприятия предлагают своих специалистов для работы в качестве наставников на период прохождения студентами практики.

В процессе сотрудничества с организациями для целей образовательного процесса используются их ресурсы. Организации-работодатели предоставляют для прохождения практики, а также для лабораторных и практических работ производственную базу и современное оборудование. Это позволяет комбинировать теоретическое обучение в образовательной организации и практическое обучение на рабочем месте. Для студентов это адаптация к производственным условиям и современному оборудованию.

По решению департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области с января 2017 года Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий» имеет статус региональной инновационной площадки по направлению «Создание сети образовательных организаций, реализующих инновационные программы среднего профессионального образования, для отработки новых технологий и модернизации содержания образования».  

На базе данной площадки реализуется проект инновационной деятельности «Образовательная модель реализации основных профессиональных образовательных программ, разработанных на основе федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, мировых стандартов WorldSkills, профессиональных стандартов с учетом запросов предприятий – сетевых партнеров».

Проект направлен на активное внедрение инновационных технологий, основанных на совместном использовании ресурсов образовательного учреждения и работодателей, а также на  формирование модели подготовки кадров с учетом требований рынка труда.

Проект предусматривает совместную с работодателями подготовку будущих специалистов и усиление практической составляющей образовательной деятельности. Система практико-ориентированной подготовки кадров способствует повышению качества обучения, а также увеличению доли выпускников, трудоустроившихся по специальности, что, в свою очередь, обеспечивает признание и положительную оценку практико-ориентированного обучения со стороны организаций-работодателей.

С сентября 2018 года реализация регионального инновационного проекта расширилась за счет включения в инновационную сферу педагогического направления подготовки, реализуемого в ГБПОУ ВО «БТПИТ». Подготовка студентов по специальности 44.02.01 Дошкольное образование ведется в тесном сотрудничестве с детскими садами региона, также работающими в инновационном режиме и ставшими ведущими партнерами по сетевому взаимодействию в рамках проекта.

Практико-ориентированное профессиональное образование прагматично по своей цели, что приводит к известной избирательности содержания. Реализация данного подхода выявляет следующие позитивные достижения:

- повышение степени соответствия подготовки выпускников по уровню квалификации и по набору компетенций требованиям конкретного работодателя;

- сокращение адаптационного периода выпускников на рабочем месте, отсутствие необходимости в ресурсоёмкой системе «доучивания» молодых специалистов;

- возможность получения специалистов «заданного» качества, т.е. в наибольшей степени соответствующих требованиям не только определённой специальности или профессии, но и требованиям конкретных работодателей;

- повышение конкурентоспособности на рынке труда и эффективности трудоустройства.

Повышение эффективности системы среднего профессионального образования за счет внедрения практико-ориентированного обучения может быть обеспечено только путем интеграции работодателей в процесс подготовки кадров и изменения позиции бизнеса: работодатель меняет пассивную роль потребителя на активную роль заказчика, включенного во все основные этапы системы подготовки кадров.

Список использованных источников:

1. Есенина Е.Ю. Дуальное обучение: Возможности, ограничения, условия и практика использования / Е.Ю. Есенина // Профессиональное образование и рынок труда. – 2015. - № 8.

2. Зязева О.Д. Теоретические аспекты внедрения практико-ориентированного (дуального) обучения в образовательный в образовательный процесс колледжа / О.Д. Зязева // Инновационное развитие профессионального образования. – 2017. - № 2.

3. Канаева Т.А. Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий / Т.А. Канаева // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. - 2012. - № 12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу.

Аннотация. Голубева В.В. Методическое пособие «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу. Данное методическ...

Дифференциация и индивидуализация как главный аспект образовательного процесса в условиях ФГОС

Дифференциация и индивидуализация процесса обучения в условиях ФГОС на сегодняшний момент является особо актуальной темой.. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразреш...

Методическое пособие «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу.

Методическое пособие «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу. Данное методическое пособие представляет...

Совершенствование форм организации образовательного процесса как условие достижения качественного образования

Выступление на педагогическом совете "Совершенствование форм организации образовательного процесса как условие достижения качественного образования"...

Методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС СПО по специальностям

Проектирование процесса обучения на основе ФГОС СПО, ОПОП по специальностям; реализация системно-деятельностного подхода; организация проектной, исследовательской, ролевой деятельности; внедрение совр...