Методическое пособие «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу.
учебно-методическое пособие на тему

Аннотация.

 

Голубева В.В.

 

Методическое пособие «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу. Данное методическое пособие представляет собой полное описание проведения квалификационного экзамена по методу проектов, включает в себя основные требования к осуществлению обучения по методу проектов, требования к структуре курсовой работы (проекта), организацию выполнения курсовой работы (проекта), критерии оценки курсовых проектов.

 Материал может быть использован преподавателями СПО, где учебным планом предусмотрены курсовые работы и квалификационные экзамены.

Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления.

При выставлении оценки учитывается роль оцениваемых показателей для выполнения вида профессиональной деятельности, освоения профессиональных компетенций, освоение которых проверяется. Принимается решение «вид профессиональной деятельности освоен». В приложениях разработана форма оценочной ведомости, заданий для курсовых работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическое пособие71.19 КБ

Предварительный просмотр:

Опубликовано https://solncesvet.ru/методическое-пособие-проведение-кв/

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Шарьинский аграрный техникум Костромской области»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГБПОУ Шарьинский

 аграрный техникум Костромской области»

_______________Е.В. Арутюнян

«____»_______________ 20____г.

Методическое пособие

 «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу.

Для специальностей «Механизация сельского хозяйства», «Земельно-имущественные отношения», «Садово-парковое и ландшафтное строительство».

Разработала преподаватель: Голубева Валентина Васильевна

г. Шарья

2015 г


Рассмотрено на заседании ПЦК

Общепрофессиональных дисциплин профессиональных модулей

Специальности «ЗИО», «СПЛС»        Протокол № _______

От «____»________________20___ г.

_________________________________

Председатель ПЦК_________________

Рецензенты:

Кучина М.П.__________________


Одобрено научно-методическим советом ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области»

Протокол № _____________________

От «____»________________20___ г.

Председатель ____________________

                                Ф.И.О.

Аннотация.

Голубева В.В.

Методическое пособие «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу. Данное методическое пособие представляет собой полное описание проведения квалификационного экзамена по методу проектов, включает в себя основные требования к осуществлению обучения по методу проектов, требования к структуре курсовой работы (проекта), организацию выполнения курсовой работы (проекта), критерии оценки курсовых проектов.

 Материал может быть использован преподавателями СПО, где учебным планом предусмотрены курсовые работы и квалификационные экзамены.

Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления.

При выставлении оценки учитывается роль оцениваемых показателей для выполнения вида профессиональной деятельности, освоения профессиональных компетенций, освоение которых проверяется. Принимается решение «вид профессиональной деятельности освоен». В приложениях разработана форма оценочной ведомости, заданий для курсовых работ.


Оглавление

Пояснительная записка                                                        стр.4

Введение                                                                        стр.6

  1. Теоретическая часть                                                        стр.7
  2. Методическая часть                                                        стр.9
  3. Результаты апробации проведения экзамена                        стр.13

Заключение                                                                        стр.15

Список литературы                                                                стр.16

Приложения                                                                        стр.17

Рецензия                                                                        стр.23


Пояснительная записка

Актуальность пособия состоит в том, что в настоящее время метод проектов активно включается в структуру системы образования на различных ее этапах, позволяя реализовать компетентностный подход к образовательному процессу.

. С помощью метода проектов, возможно обучить человека любого возраста:

-выявлять и формулировать проблемы;

-проводить их анализ;

-находить пути их решения;

-работать с информацией из различных источников;

-находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;

-применять полученную информацию для решения поставленных задач.

Методическая цель- показать методику проведения квалификационного экзамена в модульном  обучении - по методу проектов, обеспечивающую повышение мотивации познавательного интереса обучающихся техникума, к изучению профессиональных модулей специальных дисциплин, как необходимое условие развития интеллектуальных и творческих способностей студентов.

Задачи:

1.Реализовать в действии компетентностный подход к образовательному процессу.

2.Разработать основные требования к осуществлению обучения по методу проектов.

3.Расширить,закрепить и углубить знания обучающихся полученных на уроках.

4.Способствовать повышению творческой активности обучающихся.

5.Способствовать развитию интереса обучающихся к выбранной профессии.

6.Развивать логическое мышление, внимание, память, речь обучающихся.

7.Способствовать формированию информационно-коммуникативных умений (использование различных источников информации, подготовка публичного выступления).

8.Способствовать формированию навыков самостоятельного поиска материала, умения анализировать, обобщать, формулировать выводы, обосновывать их.

9. демонстрировать необходимость полученных знаний  в своей профессии.

Концептуальные подходы.

Основными методами работы обучающихся являются:проектно-исследовательская деятельность, работа с научно-популярной литературой.

Форма организации – индивидуальная

Механизм реализации Программы обучения.

Руководителем программы обучения по модулю -является преподаватель, ведущий модуль, который несет ответственность за разработку реализацию, конечные результаты, а также определяет формы и методы реализации программы.

Руководитель программы составляет ее с учетом следующих особенностей:

Участие принимают все обучающиеся техникума.

Использовать разнообразные формы и методы работы.

Обязательность итогового мероприятия, охватывающего основные положения и смысл модуля.

Обязательность открытого способа фиксирования итогов.

Кадровое обеспечение.Руководитель программы обучения Голубева В.В. имеет высшее экономическое образование, высшую квалификационную категорию,является призером  регионального методического конкурса педагогов образовательных учреждений Костромской области в номинации « Методические  пособия» в 2012 и 2013 годах.

Этапы и сроки реализации программы.

Экзамены проводятся в конце учебного года согласно плану учебно-методической работы ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области»

1 этап- подготовительный (январь) подготовка заданий для курсового проектирования.

2 этап проведение экзамена в форме защиты курсовых проектов. (март)

 Схема управления программой.

Управление программой осуществляется администрацией ОГБПОУ « Шарьинский аграрный техникум Костромской области».

Руководителем программы является преподаватель профессионального модуля или дисциплины.

Администрация ОГБПОУ « Шарьинский аграрный техникум Костромской области» создает необходимые условия и оказывает организационную и методическую поддержку, утверждает программу, координирует взаимодействие заинтересованных структурных подразделений техникума по реализации мероприятий программы.

Результаты реализации программы:

  • Повышение познавательного интереса обучающихся;
  • Формирование креативных, коммуникативных умений и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • Расширение и углубление знаний, обучающихся по модулю;
  • Формирование междисциплинарных компетенций обучающихся;
  • Методические материалы преподавателя;
  • Творческие работы обучающихся;

К организации обучения по технологии «образовательный проект» предъявляют следующие требования: проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания; студенты должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность должна иметь целесообразный и понятный им характер; работа студентов должна быть осмысленной и активной; студенты должны стремиться четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей.

Данное методическое пособие предназначается для преподавателей всех дисциплин и модулей, по которым учебным планом предусмотрены курсовые проекты и экзамены. Описанный метод проведения экзамена это реализация компетентностного подхода к образовательному процессу.


Введение.

Болонская декларация (1999 г.) и иные документы об образовании, принятые в последние годы в Европе, предусматривают создание единого европейского образовательного пространства, неотъемлемой частью которого является среднее профессиональное образование. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу 19 сентября 2003 г. в Берлине во время саммита европейских министров образования. Полноценное вхождение в Болонский процесс потребовало от нашей страны реформирования системы обучения в целом. Реформа предусматривает, прежде всего, разработку образовательных программ, совместимых с европейскими, а для их реализации – соответствующую нормативную базу ипрактику преподавания. После подписания Болонской декларации в России были разработаны и в декабре 2004 г. одобрены Правительством «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ». В этом документе впервые декларировалась реализация в нашей стране в ближайшей перспективе основных принципов Болонского процесса: необходимость формирования перечня образовательных программ и Национальной рамки квалификаций, соответствующих международным классификаторам образовательных программ и Европейской рамке квалификаций.

Госстандарты третьего поколения, в соответствии с принципами Болонского процесса ориентированы преимущественно не на сообщение обучающемуся комплекса теоретических знаний, но на выработку у студентов компетенций – динамического набора знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры.

Обязательным условием разработки стандартов было участие в этом процессе профессиональных объединений работодателей, а где это возможно – использование новых профессиональных стандартов для формулирования требуемых компетенций выпускников

В рамках Болонского процесса было решено перенести акценты с содержания образования на результаты обучения. Результаты обучения предполагается описывать с помощью компетенций, представляющих собой динамичную совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент может продемонстрировать после завершения образовательной программы.

Основные задачи, стоящие перед педагогической практикой на современном этапе:

  • построение эффективного содержания обучения, обеспечение возможности его гибкого изменения.
  • обеспечение возможности индивидуализации содержания обучения и педагогического  воздействия.
  • формирование у обучаемых твердых действенных знаний, преобразуемых в практическую деятельность.
  • обеспечение активной познавательной деятельности и самостоятельности обучающихся.
  • создание условий для максимальной реализации творческого потенциала педагога и обучаемого.

На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать - быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и методики обучения будущих специалистов, что и является главной целью методического пособия.

.


1.Теоретическая часть.

Главным  требованием к формированию целей образовательного процесса является, требование их соответствия сущности и назначению образования, определяемыми современной образовательной парадигмой. Для достижения необходимого соответствия целесообразно выражать цели образования в форме компетенций, реализуя компетентностный подход к образовательному процессу.

Компетенция представляет собой сложное, интегрированное понятие, характеризующее способность человека реализовывать весь свой потенциал (знания, умения, личностные качества) для решения профессиональных и социальных задач в определенной области).

Экзаменационные материалы составляются на основе рабочей программы учебной дисциплины или модуля и охватывает ее (его) наиболее актуальные разделы и темы. Экзаменационные материалы должны целостно отражать объем проверяемых теоретических знаний.

Форма проведения экзамена (устная, письменная или смешанная) устанавливается на заседании методических объединений в начале соответствующего семестра и доводится до сведения студентов.

Промежуточная аттестация для оценки качества освоения профессиональных компетенций по окончании изучения профессионального модуля состоит в проведении экзамена (квалификационного).

Основными формами промежуточной аттестации являются:

  • экзамен по отдельной дисциплине;
  • комплексный экзамен по двум или нескольким дисциплинам;
  • зачет по отдельной дисциплине, (практике);
  • курсовая работа (проект);
  • итоговая контрольная работа;

Выполнение студентом курсовой работы (проекта) осуществляется на заключительном этапе изучения учебной дисциплины или модуля, в ходе которого осуществляется обучение применению полученных знаний и изменений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.

Основные требования к осуществлению обучения по методу проектов

Метод  проекта состоит из последовательных этапов:

-Формулирование цели.

-Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

-Прогнозирование практической, теоретической, и познавательной значимости предполагаемых результатов;

-разработка или выбор путей выполнения проекта.

-Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблематики и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения

-Обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.). На этом этапе также нужно определить, сколько человек может быть задействовано в проекте;

-работа над проектом. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов.  Если проект лонгитюдный (долговременный), то требуется структурирование его содержательной части – т.е. разбиение деятельности на значимые этапы, с указанием используемых методов, методик и результатов  каждого этапа;

-оформление результатов. Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.), сбор, систематизация и анализ полученных данных;

-обсуждение результатов работы. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Квалификационный экзамен по Профессиональному Модулюможет быть проведен в форме выполнения и защита курсового проекта(работы).

Курсовая работа (проект) может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы, если видом итоговой государственной аттестации, определяемым в соответствии с Государственными требованиями по данной специальности, является выпускная квалификационная работа.


2.Методическая часть

Требования к структуре курсовой работы (проекта):

Курсовой проект (работа) – это самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, выполненная под руководством преподавателя, одна из основных форм учебных занятий и форм контроля учебной работы студентов.

По содержанию курсовая работа может носить реферативный, практический или опытно - экспериментальный характер. По объему курсовая работа должна быть не менее 15-20 страниц печатного текста.

 По структуре курсовая работа реферативного характера состоит из:

  • введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формируется цель работы;
  • теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике, посредством сравнительного анализа литературы;
  • заключения, в котором содержаться выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;
  • списка используемой литературы;
  • приложения.

 По структуре курсовая работа практического характера состоит из:

  • введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;
  • основной части, которая обычно состоит из двух разделов; в первом разделе теоретические основы разрабатываемой темы; вторым разделом является практическая: часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами и т.п.;
  • заключения, в котором содержаться выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;
  • списка используемой литературы;
  • приложения.

 По структуре курсовая работа опытно - экспериментального характера состоит из:

  • введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, определяются цели и задачи эксперимента;
  • основной части, которая обычно состоит из двух разделов:
  • в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике;
  • второй раздел представлен практической частью, в которой содержаться план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, обоснование выбранного метода, основные этапы эксперимента, обработка и анализ опытно-экспериментальной работы;
  • заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов;
  • списка используемой литературы;
  • приложения.

 По содержанию курсовой проект может носить конструкторский или технологический характер. По структуре курсовой проект состоит из пояснительной записки и практической части.

Пояснительная записка курсового проекта конструкторского характера включает в себя:

  • введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель;
  • расчетную часть, содержащую расчеты по профилю специальности;
  • описательную часть, в которой приводится описание конструкции и принцип работы спроектированного изделия, выбор материалов, технологические особенности его изготовления;
  • организационно-экономическую часть;
  • заключение, в котором содержаться выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;
  • список используемой литературы;
  • приложения.

Практическая часть курсового проекта как конструкторского, так и технологического характера может быть представлена чертежами, схемами, графиками, диаграммами, сценариями и другими изделиями или продуктами творческой деятельности в соответствии с выбранной темой.

Студент разрабатывает и оформляет курсовую работу (проект) в соответствии с требованиями к оформлению письменных работ.

Организация выполнения курсовой работы (проекта):

Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсовой работы (проекта) осуществляет преподаватель соответствующей дисциплины.

На время выполнения курсовой работы (проекта) составляется расписание консультаций. Консультации проводятся за счет объема времени, отведенного в рабочем учебном плане на консультации.

В ходе консультаций преподавателем разъясняются назначения и задачи, структура и объем, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей курсовой работы (проекта), даются ответы на вопросы студентов.

Работа студентов над выполнением курсовой работы (проекта) производится по графику, составленному преподавателем-руководителем курсовой работы (проекта). Выполнение графика всеми студентами группы проверяется преподавателем-руководителем каждую неделю.

Основными функциями руководителя курсовой работы (проекта) являются:

  • консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения курсовой работы (проекта);
  • оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;
  • контроль  хода выполнения курсовой работы (проекта);
  • подготовка письменного отзыва на курсовую работу (проект).

По завершении студентом курсовой работы (проекта) руководитель проверяет, подписывает ее вместе с письменным отзывом, передает студенту для ознакомления.

Письменный отзыв должен включать:

  • заключение о соответствии курсовой работы (проекта) заявленной теме;
  • оценку качества выполнения курсовой работы (проекта);
  • оценку полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости курсовой работы (проекта);
  • оценку курсовой работы (проекта).

Проверка, составление письменного отзыва и прием курсовой работы (проекта) осуществляет руководитель курсовой работы (проекта) вне расписания учебных занятий. На выполнение этой работы отводится один час на каждую курсовую работу (проект).

Защита курсового проекта (работы) является обязательной и проводится за счет объема времени, предусмотренного на прием проекта (работы), так как курсовая работа (проект) является подготовкой к итоговой государственной аттестации.

Курсовая работа (проект) оценивается по пятибалльной системе. Положительная оценка по той дисциплине, по которой предусматривается курсовая работа (проект) выставляется только при условии успешной сдачи курсовой работы (проекта) на оценку не ниже «удовлетворительно».

Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по курсовой работе (проекту), предоставляется право выбора новой темы курсовой работы (проекта) или, по решению преподавателя, доработки прежней темы и определяется новый срок для её выполнения.        

Подготовка

ВАЖНО: Заранее продумывать тематику курсовых проектов по своей учебной дисциплине(модулю) сучетом современного состояния отрасли  Своевременно утверждать тематику на заседании ПЦК. Продумывать структуру курсового проекта, содержание отдельных разделов в зависимости от темы.(Приложение №1)

Составлять методические рекомендации, особенно по выполнению расчетной и графической части курсового проекта. Учить студентов работать с различными источниками информации в процессе изучения учебной дисциплины. Учить студентов технически грамотно представлять курсовой проект на защите, аргументировать, доказывать правильность предлагаемых технических решений. Определить четкие критерии оценки работы студентов. Критерии оценки курсовых проектов:

1 Элементы исследования

 Исследование с привлечением собственных наблюдений, собственная обработка, анализ  Исследование на основе литературных источников. Реферативная работа с обобщением и собственными выводами. Компилятивная работа

2 Достижения автора. Собственная постановка проблемы, участие в эксперименте, собственная разработка отдельных вопросов

3 Эрудиция.  Усвоение знаний сверх учебной программы. Знание основных положений в рамках учебной программы.

4 Изложение.  Четкая композиция доклада, изложение выразительное, компактное, логичное. Отсутствует стройность и последовательность изложения. Доклад читается.

6 Оформление расчетно-пояснительной записки

 Расчетно-пояснительная записка выполнена в соответствии с требованиями стандарта, все разделы изложены логично и последовательно, расчеты выполнены без ошибок, имеются небольшие недочеты в содержании и оформлении расчетно-пояснительной записки. Имеются существенные недочеты в содержании и оформлении расчетно-пояснительной записки

7 Библиография  Представлена достаточно полно, используются ссылки. Число источников ограничено, изучены поверхностно

8 Особое мнение.

Рецензия на курсовой проект:

1. Соответствие проекта заявленной теме.

2. Актуальность темы.

.3. Теоретическая и практическая значимость проекта.

 4. Глубина изучения специальной литературы.

5. Обоснованность выводов.

6. Оформление работы.

7. Рекомендации и выводы рецензента.

8. Оценка качества выполнения курсового проекта.

9. Оценка полноты разработки поставленных вопросов.

 10. Оценка курсового проекта.

Порядок проведения защиты  

Защита курсового проекта представляет собой устный публичный отчет студента, на который ему отводится 7-8 минут, ответы на вопросы членов комиссии. Устный отчет студента включает: раскрытие целей и задач проектирования, его актуальность, описание выполненного проекта, основные выводы и предложения, разработанные студентом в процессе курсового проектирования.  

Критерии оценки курсовых проектов

Оценка "ОТЛИЧНО" выставляется в том случае, если:

содержание работы соответствует выбранной специальности и теме работы; работа актуальна, выполнена самостоятельно, имеет творческий характер,  отличается определенной новизной; дан обстоятельный анализ степени теоретического  исследования  проблемы, различных подходов к ее решению; показано знание нормативной базы, учтены последние изменения в законодательстве и нормативных документах по данной проблеме; проблема раскрыта глубоко и всесторонне, материал изложен логично; теоретические положения органично сопряжены с практикой; даны представляющие интерес практические рекомендации, вытекающие из анализа проблемы; в работе широко используются материалы исследования, проведенного автором самостоятельно или в составе группы (в отдельных случаях допускается опора на вторичный анализ имеющихся данных); в работе проведен количественный анализ проблемы, который подкрепляет теорию и иллюстрирует реальную ситуацию, приведены таблицы сравнений, графики, диаграммы, формулы, показывающие умение автора формализовать результаты исследования; широко представлена библиография по теме работы; приложения к работе иллюстрируют достижения автора и подкрепляют его выводы; по своему содержанию и форме работа соответствует всем предъявленным требованиям.

Оценка “ХОРОШО”: - тема соответствует специальности; содержание работы в целом соответствует заданию; работа актуальна, написана самостоятельно дан анализ степени теоретического исследования проблемы; основные положения работы раскрыты на достаточном теоретическом и методологическом уровне; теоретические положения сопряжены с практикой; представлены количественные показатели, характеризующие проблемную ситуацию; практические рекомендации обоснованы; приложения грамотно составлены и прослеживается связь с положениями курсовой работы; составлена библиография по теме работы.

Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": - работа соответствует специальности; имеет место определенное несоответствие  содержания работы заявленной теме; исследуемая проблема в основном раскрыта, но не отличается новизной, теоретической глубиной и аргументированностью; нарушена логика изложения материала, задачи раскрыты не полностью; в работе не полностью использованы необходимые для раскрытия темы научная литература, нормативные документы, а также материалы исследований; теоретические положения слабо увязаны с управленческой практикой, практические рекомендации носят формальный бездоказательный характер; содержание приложений не  освещает решения поставленных задач.

Оценка “НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": - тема работы не соответствует специальности; содержание работы не соответствует теме; работа содержит существенные теоретико-методологические ошибки и поверхностную аргументацию основных положений; курсовая работа носит умозрительный и (или) компилятивный характер; предложения автора четко не сформулированы


3.Результаты апробации проведения экзамена в форме защиты курсового проекта.

Курсовая работа(проект)– более сложный, чем реферат, вид самостоятельной письменной работы, направленный на творческое освоение общепрофессиональных и профильных профессиональных дисциплин (модулей) и выработку соответствующих профессиональных компетенций

Методика проведенияэкзамена в форме защиты курсового проекта была апробирована на студентах 3-х курсов отделения ««Земельно-имущественные отношения».

 Результаты успеваемости улучшились, вследствие применения данной методики. (Приложение№2)

В 2014 -2015 годах проводился квалификационный экзамен по профессиональному модулю «Определение стоимости недвижимого имущества» в форме защиты курсового проекта по специальности «Земельно-имущественные отношения». Это было открытого мероприятия, на которое могли прийти все желающие. Было разработано задание для курсовой работы, согласно которому обучающиеся выполняли ее.

Экзамен по профессиональному модулю «Определение стоимости недвижимого имущества» требует систематической и тщательной подготовки, грамотности, умения последовательно излагать материал. Экзамен проводился в форме защиты курсовой работы. Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Выполняется в индивидуальном порядке. Ответ должен быть хорошо продуманным, четким, конкретным.

Экзамен предназначен для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля «Определение стоимости недвижимого имущества» по специальности СПО 120714  «Земельно-имущественное отношение».

Итогом экзамена является однозначное решение: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

При выставлении оценки учитывается роль оцениваемых показателей для выполнения вида профессиональной деятельности, освоение которого проверяется. При отрицательном заключении хотя бы по одному показателю оценки результата освоения профессиональных компетенций принимается решение «вид профессиональной деятельности не освоен». При наличии противоречивых оценок по одному и тому же показателю при выполнении разных видов работ, решение принимается в пользу студента. Разработана форма оценочной ведомости. (приложение №3). Перечень заданий, выполняемых в ходе курсового проектирования, проверяемые результаты обучения. (приложение №4).

Отзывы преподавателей, посетивших экзамен.

Бушманова Г.А.

Экзамен в форме защиты курсовых проектов прошел на высоком профессиональном уровне. Обучающиеся были подготовлены к защите очень хорошо, ими были подготовлены презентации, отвечали на все поставленные вопросы. Члены комиссии задавали вопросы в соответствии с профессиональными компетенциями. Такой метод проведения экзамена по модулю очень хорошо проверяет усвоение ОК и ПК, но требует больших затрат времени на написание и подготовку к защите курсовой работы, как со стороны обучающихся, так и со стороны педагога. Спасибо Валентина Васильевна за познавательный урок.

Казарина Н.И.

Квалификационный экзамен выполняет роль контроля знаний по профессиональному модулю. Способствует повышению познавательного интереса обучающихся, формирования междисциплинарных компетенций, развитию интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей. Экзамен по методу проектов обеспечивает повышение профессионального интереса обучающихся, показывает развитие профессиональных компетенций и сформированность ОК. Готовит студентов к публичной защите выпускной квалификационной работе. Рекомендую включить метод проектов в процесс обучения по всем профессиональным модулям, так как он позволяет формировать навыки публичной защиты проектов, оценить теоретическую подготовленность студентов. Желаю Валентине Васильевне новых творческих успехов.

Шильникова Е.Л.

Квалификационный экзамен по методу проектов контролирует знания по освоению Профессионального модуля, повышает познавательный интерес обучающихся. Воспитывает добросовестное отношение к будущей профессии. Проведение экзамена по методу проектов актуально, так как позволяет реализовать компетентностный подход к образовательному процессу. Защищая курсовую работу, студенты знают наизусть все основные понятия и определения по модулю, основательно подходят к обоснованию и защите своей курсовой работы. Спасибо Валентина Васильевна за творческий подход к обучению.

Кучина М.П.

Квалификационный экзамен в форме защиты курсовых работ показывает высокий профессиональный уровень педагога. Обучающиеся были подготовлены к защите курсовой работы очень хорошо, четко отвечали на все поставленные вопросы. Члены комиссии задавали вопросы в соответствии с проверкой профессиональных компетенций. Метод проведения экзамена по модулю в форме защиты курсовой работы очень хорошо проверяет усвоение ОК и ПК, что позволяет реализовать компетентностный подход к образовательному процессу.

Спасибо Валентина Васильевна за нововведения в образовательный процесс Шарьинского Аграрного техникума, дальнейших успехов Вам в работе.


Заключение

 Многие важные события последних лет в образовании России связаны с разработкой и началом реализации нового, уже третьего поколения образовательных стандартов. Теперь в соответствии с принятыми законами – это федеральные государственные образовательные стандарты.. Введение новых стандартов, построенных в компетентностном формате и регламентирующих не содержание образования, а требования к структуре, результатам освоения основных образовательных программ и условиям их реализации, дающих образовательным  учреждениям свободу в формировании своих образовательных программ в ответ на запросы работодателей и возможность построения гибких, модульных учебных планов.Велика и существенно возрастает роль профессиональной общественности в разработке образовательных стандартов, их сопряжении с профессиональными стандартами, построении таких образовательных программ, которые позволяли бы учитывать меняющиеся требования работодателей, бурное развитие науки и техники, использовать современные, чрезвычайно разнообразные и эффективные образовательные и в том числе информационные технологии в учебном процессе. Образовательным учреждениям предстоит реально воплощать в жизнь все образовательные новации последнего времени и преподаватели в первую очередь являются разработчиками содержательных аспектов новых образовательных программ, а также реализуют эти идеи в учебном процессе.

Введение нового поколения образовательных стандартов является многоаспектной задачей, затрагивающей интересы всей системы образования.

Известно много форм и видов проведения экзаменов, поэтому любому преподавателю трудно выбрать то, что будет интересно обучающимся именно на данном этапе обучения.

Проведение экзамена в форме написания и защиты курсовых проектов  стимулирует творческую  активность, познавательный интерес, выявляет прикладную направленность модуля или дисциплины. Развивает умение творчески мыслить и заставляет проявлять разнообразные способности, которые оказываются невостребованными на обычных экзаменах.

Приведенные в данной работе рекомендации дадут возможность многим преподавателям применить их на практике.

В заключении хочется отметить, что проведение экзамена в форме защиты курсовых проектов(работ) способствуют усилению познавательной активности, возрастанию стремления углубить, пополнить и применить полученные знания в своей профессиональной деятельности, а также узнать что-то новое и интересное.


Список литературы.

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tusur.ru/ru/education/documents/federal/1.3- 2012.rtf  (дата обращения 10.09.2013)  
  2. Атутов П. Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы. Избранные труды в двух томах (под ред. Г.Н. Никольской – том 1 –М. издательская фирма «Кумир» 2001.-360-с
  3. Ахметова Д. 3. Инновационные технологии в работе, деятельности преподавателя вуза // Слагаемые профессиональной компетенции преподавателя вуза. Казань, 2001. - С. 56-75.
  4. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. 2-е изд., перераб., доп. - М. : Большая Российская Энциклопедия; СПб. : Норинт, 2006. - 1456 с.
  5. Байденко В.И. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения экспертов). 2-е изд. М., 2003.
  6.  Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. М.: 2006,. №1, С. 27
  7. Дудченко В. С. Понятие «инновация» «инновационное обучение» Режим доступа к ресурсу .http://www.piter.com/contests
  8. Кругликов П. И. методика преподавания технологии с практикумом: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия» 2002 -480 -с
  9. Карпунина Т. Н. Инновационные подходы в обучении образовательной области «Технология /режим доступа к ресурсу:http://festival.1september.ru
  10. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта). Рига, НПЦ «Эксперимент», 1998. - 180 с.
  11. Михелькевич В. Н. Полушкина Л. И. Мегедь В. М. справочник по педагогическим инновациям .- Самара. Самарский государственный технический университет 1998г.-172с.
  12. Пигров К. С. Диалектика инноваций и образования / Инновации в образовании : сборник материалов конференции. Серия "Symposium". -Вып. 29. - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 11-15.
  13. Педагогика : теории, системы, технологии : учебник для студ. высш. и сред.учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С. А. Смирнова. 8-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 512 с.
  14. Сумнителъный К. Инновации в образовании: мифы и реальность // Народное образование. 2007. - № 4. - С. 89-99.
  15. Фурсенко А. О молодежной политике и об инновациях в образовании // Вестник образования.ноябрь 2005. - № 21.
  16. Яковец Ю. В. Эпохальные инновации 21 века. М. : Экономика., 2004. - 444 с.

Электронные источники информации

  1. Абдулла СаейдБакер. О содержании понятия «Е-Leaming -электронное обучение Электронный ресурс. // Электронный научно-педагогический журнал. ART 1178. 2007. - июнь. URL: http://l.emissia.peterhost.ru/offline/2007/1178.htm
  2. По материалам http://shkolazhizni.ru rel="nofollow">http://shkolazhizni.ru
  3. Википедия (свободная энциклопедия) Электронный ресурс. // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.


Приложения.

Приложение№1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГБПОУ «ШАРЬИНСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ»

  Рассмотрено на заседании                                             

цикловой комиссии общепрофессиональных                                        

дисциплин профессиональных модулей

специальности «Земельно-имущественные отношения»                                                

Протокол №__от   12.12 . 2013 г.        

Председатель комиссии_____________ Горелик С.В.

ЗАДАНИЕ

для курсовой работы студентке очного отделения

Специальность  120714  «Земельно-имущественные отношения»

Тема курсовой работы: «Оценка стоимости объекта недвижимости»

Исходные данные к работе:

  1. Межевой план.
  2. Технический план объекта
  3. Отчет об оценке.

Текстовая часть (перечень вопросов, подлежащих разработке)

Введение

Глава 1. Теоретические основы оценки стоимости недвижимости

1.1 Необходимость независимой оценки жилья

1.2 Классификация объектов недвижимости

1.3 Виды стоимости объектов недвижимости

1.4 Основные принципы оценки объектов недвижимости

1.5 Факторы, влияющие на стоимость недвижимости

Глава 2. Оценка объекта жилой недвижимости

2.1 Описание объекта недвижимости

2.2 Оценка жилой недвижимости доходным подходом

2.3 Оценка жилой недвижимости методом сравнения продаж аналогов

2.4 Оценка объекта недвижимости затратным подходом

2.5 Согласование результатов оценки недвижимости

Глава 3. Предложения по улучшению методов оценки недвижимости

Заключение

Список использованной литературы и источников

Рекомендуемая литература:

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета № 237 от 25 декабря 1993 года

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 02.07.2005 № 83-ФЗ)

3. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в российской федерации» (в ред. Федеральных законов от 21.12.2001 N 178-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 14.11.2002 N 143-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.01.2006 № 7-ФЗ, от 27.07.2006 № 157-ФЗ)

4. Международные стандарты оценки. – М.: РОО, 1995

5. Об утверждении стандартов оценки. Постановление Правительства Российской Федерации № 519 от 06.07.2001.

6. Оценка недвижимости: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А.

едотовой. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 496 с.: ил.

7. Оценка рыночной стоимости недвижимости: Учебное и практическое пособие / Под ред. В. М. Рутгайзера. – М.: Дело, 2008

8. . «Временная методика оценки жилых помещений», Приказ Минстроя РФ

от 30 октября 1995 г. № 17-115

9. Симионова Н.Е. Методы оценки и технической экспертизы недвижимости. - Ростовн/Д, 2009.

10. Соловьев М. М. Оценочная деятельность (оценка недвижимости): Учебное пособие. – М.: ГУ ВШЭ, 2009.

11. Тарасевич Е. И. Методы оценки недвижимости. СПб, 2008. – 247 с.

12. Черняк А.В. Оценка городской недвижимости. - М.: Русская деловая литература, 2006.

13. Цыпкин Ю. А., Цуканов И. Л. Законодательные акты, нормативно-распорядительные документы и стандарты по оценочной деятельности: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 164 с.

 14. Гранова И. В. Оценка недвижимости. – СПб: Питер, 2008. - 208 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»)

15. Хачатрян С.Р. Эконометрическая модель прогнозирования цен реализации жилья на первичном (вторичном) рынке. // Аудит и финансовый анализ. - №4. – 2004. - С. 130 - 134.

16. "Управление недвижимостью": учебник / под ред. С.Н. Максимова. - М.: Издательство "Дело" АНХ, 2008г. - 432с.

17. "Экономика недвижимости" М.: Маркетинг, 2002г.

18. "Основы оценки стоимости недвижимости": Башкатов В.С., Бузова И.А. - СПб.: Изд - во СПбГУ, 2005г.

Руководитель проекта:преподаватель экономических дисциплин и

профессиональных модулей

отделения «Земельно-имущественные отношения» __________________________________Голубева В.В.

Дата выдачи задания: 27 февраля 2014года

Задание принял к исполнению студент___________________________________________________

( подпись)

Срок окончания проекта

«_28__»  _марта__ 2014г.

Приложение №2

Итоги успеваемости по результатам экзаменов

за 2013-2015 учебные годы.

Профессиональный модуль «Определение стоимости недвижимого имущества»

Учебный год

успеваемость

Качественная успеваемость

2013-2014

100%

53,7%

2014-2015

100%

62,4%


Приложение№ 3

Форма оценочной ведомости

ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

_________________________________________________________________,

ФИО

обучающийся(аяся) на _____ курсе по профессии НПО / специальности СПО

_________   ___________________

код и наименование

________________________________________ подготовки (только для СПО)

базовой или углубленной

освоил(а) программу профессионального модуля ________________________

__________________________________________________________________

в объеме ______ час.с «___»._____.20__ г. по «___»._______.20__ г.

Результаты промежуточной аттестации по элементам профессионального модуля

Элементы модуля

(код и наименование МДК, код практики)

Итоговая оценка по результатам контроля освоения программы ПМ

Формы промежуточной аттестации

Оценка

Итоги экзамена (квалификационного)

Коды и наименования проверяемых компетенций

Оценка (да / нет)

Дата ___.___.20___                 Подписи членов экзаменационной комиссии

___________________/ ФИО, должность


Приложение№ 4

Перечень заданий, выполняемых в ходе курсового проектирования, проверяемые результаты обучения.                        

№п/п

задание

Проверяемые результаты обучения (ПК, ОК)

Тип задания

1

Введение

Ок-1;ок-2

Поиск информации.

2

Общие сведенья об объекте оценки.

Ок-3-6пк4.1

Осуществлять  сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичных объектах.

3

Методологические подходы к определению рыночной стоимости объектов недвижимости.

Ок-7

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, знать методологические подходы к определению рыночной стоимости объектов недвижимости.

4

Оценка стоимости земельного участка.

Ок-8пк4.2

Произвести расчеты по оценке объекта оценки на основе  применимых подходов и методов оценки.

5

Оценка стоимости объекта (жилой дом, квартира, магазин, офис, складское помещение, гараж)

Ок-9,ПК-4.4,4.5

рассчитать сметную стоимость воспроизводства (замещения) здания сооружения методами: количественного анализа, разбивки по компонентам, сравнительной единицы, используя на практике строи-

тельные нормы и нормативы, установленные для различных типов зданий;

6

Согласование результатов полученных с использованием различных подходов к оценке объекта недвижимости, итоговая стоимость.

Ок-4,ПК-4.3,4.6

Обобщить результаты, полученные подходами, и дать обоснованное заключение  об итоговой величине  стоимости объекта оценки. Оформить оценочную документацию в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой области.

7

Заключение

Ок10-11;пк-4.1

собрать и проанализировать   информацию о текущем  и дальнейшем использовании   объектов.


Рецензия

АВТОР РАБОТЫ:Голубева Валентина Васильевна

НАЗВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ:

«Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Методическое пособие по проведению такого типа экзамена актуально, так как в нем  описана методика нестандартной формы проведения экзамена. Тема раскрыта доступно для всех желающих ее применить. Язык и стиль изложения понятен, приводятся результаты апробации экзамена в форме защиты курсовой работы по специальности «Земельно-имущественные отношения». Даны подробные рекомендации по проведению и подготовке курсового проекта, результаты оценивания, практически алгоритм работы преподавателя.

В приложениях готовое задание для курсового проекта, который можно взять за основу для любой дисциплины или модуля.

Данная методическая работа многофункциональна и может применяться по любой дисциплине или модулю, где планируется  курсовой проект и экзамен.

Преподаватель спец дисциплин и профессиональных модулей: __________Кучина М. П.

ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области»

10 марта 2015года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС

В статье "Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компетентностного подхода  в условиях перехода на ФГОС" рассказывается о реализации компетентностного по...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ ПМ.02 СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, РЕМОНТ И ТЕКУЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ

В настоящей работе рассматривается формирование профессиональных компетенций у студентов специальности 270835 (08.02.10) Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, в ходе выполнения лабор...

МЕТОД КЕЙС–СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Статья "Метод кейс–стади в преподавании спецдисциплин как средство реализации компетентностного подхода в процессе обучения студентов профессиональной школы ", подготовленная в рамках участия в I-й Ме...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогич...

Педагогический проект «Выбор технологий и методов обучения в условиях реализации компетентностного подхода»

Педагогический проект«Выбор технологий и методов обучения в условиях реализации компетентностного подхода»...

Методическое пособие «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу.

Методическое пособие «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу. Данное методическое пособие представляет...

Методическое пособие Реализация компетентностного подхода средствами внеаудиторной самостоятельной работы.

В современный период востребованы высокий уровень знаний, академическая и социальная мобильность, профессионализм специалистов, готовность к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим дол...