Практика организации исследовательской деятельности обучающихся в урочной и внеурочной работе
статья

Ковалева Елена Павловна

Современный колледж – это передовая площадка, отвечающая вызовам времени. Сегодня система профессионального образования популярна среди абитуриентов, а рабочие профессии стали осознанным выбором молодого поколения и неким гарантом успешного старта карьеры.  Одним из путей  развития творческой личности будущего специалиста является учебно- исследовательская деятельность студентов колледжа. В статье приведен личный опыт профессионального самосовершенствования педагога на примере учебно - исследовательской деятельности студентов, как одного из путей развития творческой личности будущего специалиста среднего звена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практика организации исследовательской деятельности обучающихся в урочной и внеурочной работе

Ковалева Е. П., преподаватель физики ВКК.

ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико- технологический колледж»

    Современный колледж – это передовая площадка, отвечающая вызовам времени. Сегодня система профессионального образования популярна среди абитуриентов, а рабочие профессии стали осознанным выбором молодого поколения и неким гарантом успешного старта карьеры.  Это стало возможным благодаря Стратегии развития среднего профобразования, разработанной Минпросвещения до 2030 года. В ней говорится об основных тенденциях развития содержания среднего профессионального образования, среди которых усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки, интеллектуализация содержания среднего специального образования. Одним из путей такого развития творческой личности будущего специалиста является учебно- исследовательская деятельность студентов колледжа.

 Я являюсь преподавателем студентов первого курса, для которых, казалось бы, рано думать о высокой квалификации и конкурентоспособности. Но именно общеобразовательные дисциплины являются тем фундаментом огромного здания под названием высококвалифицированный специалист и самодостаточная, сформированная личность. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Поэтому одной из важнейших задач преподавания в целом, и преподавания физики в частности, является создание условий для развития и формирования у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования.

Согласно рабочей программы учебной дисциплины «Физика» обучающийся, активно используя учебно-исследовательскую деятельность как на уроках, так и во внеурочное время, сможет достичь Учебных результатов таких, как:

  • использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;
  • различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории).

Личностных результатов:

- Развитие умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности.

Метапредметных результатов:

- Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения.

Научно-исследовательская деятельность студентов - процесс совместной творческой деятельности студента и преподавателя. Для решения этих педагогических задач от современного преподавателя требуется качественно новый, не обезличенный подход к процессу обучения, направленный на развитие и личностный рост обучаемого. Соответствующие требования стандарты предъявляют и к подготовке преподавателя, у которого должны быть сформированы основные компетенции, в том числе «организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта». Необходимо создание среды, способствующей самореализации обучающихся и повышению их познавательной активности. При этом преподавателям общеобразовательных дисциплин колледжа невольно приходится констатировать тот факт, что лишь очень незначительная часть обучаемых мотивирована на получение глубоких прочных знаний. Для большинства важны хорошие оценки сами по себе, а не то, что за ними стоит. А для некоторой части аудитории неважны и отметки. Каждый новый набор студентов год от года становится все более педагогически запущенным. Согласно психологического исследования ШТУР по результатам 2021 года, студенты в большинстве своем ниже необходимого уровня развития. Не способны производить сложные физические расчеты, выстраивать логические цепочки, проводить аналогии, синтезировать, классифицировать и т. п. Таким образом для создания полноценного участника учебно- исследовательской деятельности нужно приложить немало усилий по развитию его необходимых компетенций. И это большой совместный труд как самого студента, так и его наставника. В стремлении сделать свою педагогическую деятельность эффективнее, я определила для себя направление работы по организации исследовательской деятельности обучающихся в урочной и внеурочной работе, и хочу поделиться своим опытом. Первым структурным элементом учебно-образовательной модели считаю мотивацию успеха обучения. Физика — объективно трудный учебный предмет. Физику нельзя просто выучить, ее надо понимать, а для этого обучающемуся необходимо прикладывать серьезные интеллектуальные усилия. Таким образом, на теоретических занятиях включаю решение задач, в условии которых содержатся объекты, имеющие отношение к конкретной жизни, а еще более интересным предмет становится в момент проведения лабораторного практикума.  На данном этапе можно выделить тех неравнодушных студентов, с правильными взглядами и навыками общения в современном обществе, которых можно заинтересовать научно- исследовательской деятельностью, предложить участие в создании собственного проекта.    Усвоение учебного материала провожу в три этапа:

1.  Актуализация опорных знаний, дающая возможность акцентировать внимание на ранее изученных законах, явлениях, понятиях, которые на данном уроке позволят систематизировать, углубить и обобщить изучаемый материал, сформировать познавательные мотивы.

2. При изучении нового материала стараюсь использовать больше наглядности (видеоматериал, презентация) для стройности и доступности усвоения материала: схемы, графики, таблицы, структурированные опорные конспекты, памятки с формулами и т. п. На данном этапе для развития учебно-исследовательских умений студенту необходимо продолжить схему, заполнить недостающие графы в таблице, сделать самостоятельный вывод или сформулировать закон, объяснить закономерность, провести логико-структурированный сравнительный анализ законов или понятий.

3. Обобщение и закрепление изученного материала осуществляю в процессе решения задач различного типа (качественных и количественных, графических и экспериментальных, задач прикладного характера и повышенного уровня, творческих, исследовательских задач и т. п.), выполнения лабораторных и практических работ, в которых содержится обязательное входное тестирование по изученной ранее теории, а также контрольные вопросы на закрепление выполненного лабораторно- исследовательского материала. Наличие этого типа контроля знаний дает прекрасную возможность для дифференцированной оценки работы студента.

Для успешного формирования мотивации к изучению предмета, использую образовательные технологии и методики в том числе и во внеурочной деятельности, которую считаю неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Организую и провожу работу студенческого научного объединения «Умник», члены которого принимают активное участие в конкурсах, олимпиадах, научно- практических конференциях различных уровней, углубляют и расширяют свои знания, развивают творческую активность при выполнении учебно- экспериментальных проектов, проблемно- поисковых исследовательских работ и т. п.

Становление самодостаточной личности студента идет поэтапно, каждый раз поднимая его на более высокий уровень спирали собственного развития. Занимаясь этой деятельностью, невольно узнаешь что-то новое и для себя, не перестаешь учиться в том числе и у своих учеников, ну хотя бы позитивному отношению к окружающей действительности. Моя цель: в учебно-воспитательном процессе создать условия для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке и защите индивидуальных проектов.

В своей деятельности преподавателя физики я создаю условия для развития у студентов не только учебных, но и общих компетенций:

  • Научиться познавать;
  • Научиться делать;
  • Научиться жить вместе;

А главное для меня, как преподавателя и УЧИТЕЛЯ в большом смысле этого слова: вера в ученика, в его познавательные силы, умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса. И если преподаватель «сподвигнет» своих студентов сначала задуматься о том, как сложно получить экспериментальные результаты, заслуживающие доверия, а затем и побудить интерес к пониманию того, что достигнуть этих результатов  можно только через поисковую, творческую, исследовательскую работу, то можно считать  педагогическую задачу выполненной.    

Литература:

1. Ахметжанова Г. В., Руденко И. В., «Проектная деятельность», электронное учебно- методическое пособие, Тольяттинский Государственный университет, 2019 г., 72 с.  

2. Бережнова Е. В., Краевский В. В.  «Основы учебно- исследовательской деятельности студентов», Москва, «Академия», 2017 г., 124 с.

3.https://edu.gov.ru/press/3058/minprosvescheniya-rossii-predstavilo-strategiyu-razvitiya-srednego-profobrazovaniya-do-2030-goda/  

4.  https://moluch.ru/archive/28/3160/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Методическая разработка по теме:«Исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»...

Организация исследовательской деятельности обучающихся (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Организация исследовательской деятельности обучающихся (из опыта работы учителя русского языка и литературы)...

Педагогическая концепция"Практика организации исследовательской деятельности обучающихся в урочной и неурочной работе"

Педагогическая концепция была представлена на колледжском конкурсе "Преподаватель года". Может быть использована в педагогической деятельности....

Дневник по производственной практике "Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся"

Дневник составлен для производственной практики «Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся», которая является частью профессионального модуля ПМ.04 «Методическо...

Практика организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся колледжа

Учебно-исследовательская деятельность студентов - процесс совместной творческой деятельности студента и преподавателя. Для решения этих педагогических задач от современного преподавателя требуется кач...

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка

laquo;Организация исследовательской деятельности обучающихсяна уроках русского языка»Я.А.Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Природа  всё производит из корня и ...

Организация и сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся колледжа. Из опыта работы.

Стратегия развития среднего профобразования предусматривает усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки, интеллектуализацию содержания среднего общего образования. Одним из путей такого раз...