Рабочая программа по литературному чтению на родном языке в 4 классе
рабочая программа
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_literatura_4.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №7».
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 "о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936) в программу внесены изменения.
Предмет «Литературное чтение на родном языке» изучается в 4 классе в качестве обязательного предмета в общем объёме 34 ч (при 34 неделях учебного года).
1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Обучающийся научится:
- осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания себя, для культурной самоидентификации;
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
- совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
- применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
- самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
- создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
2. Содержание учебного курса
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросления, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев. Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
3. Тематическое планирование по предмету «Литературное чтение на родном языке»
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Я и книги. Испокон века книга растит человека | 6 |
2 | Я взрослею. Скромность красит человека | 5 |
3 | Я и моя семья. Такое разное детство | 4 |
4 | Я фантазирую и мечтаю. Придуманные миры и страны | 4 |
5 | Родная страна во все времена сынами сильна. Люди земли русской | 2 |
6 | Что мы Родиной зовём. Широка страна моя родная | 5 |
7 | О родной природе. Под дыханьем непогоды | 8 |
Итого | 34 |
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | |
по плану | факти- чески | ||||
Мир детства | 19 | ||||
1 | Я и книги. Испокон века книга растит человека | 6 | |||
1 | 1.1 | С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания) | 1 | ||
2 | 1.2 | С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания) | 1 | ||
3 | 1.3 | Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками») | 1 | ||
4 | 1.4 | Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент). | 1 | ||
5 | 1.5 | С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент). | 1 | ||
6 | 1.6 | Русские народные загадки о книге | 1 | ||
2 | Я взрослею. Скромность красит человека | 5 | |||
7 | 2.1 | Пословицы о скромности | 1 | ||
8 | 2.2 | Е. В. Клюев. «Шагом марш». | 1 | ||
9 | 2.3 | И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша». | 1 | ||
10 | 2.4 | Любовь всё побеждает. Б.П.Екимов «Ночь исцеления» | 1 | ||
11 | 2.5 | И. С. Тургенев. «Голуби». | 1 | ||
3 | Я и моя семья. Такое разное детство | 4 | |||
12 | 3.1 | Е.Н. Верейская «Три девочки» (фрагмент) | 1 | ||
13 | 3.2 | М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет») | 1 | ||
14 | 3.3 | О.В.Колпакова «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту» | 1 | ||
15 | 3.4 | К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент). | 1 | ||
4 | Я фантазирую и мечтаю. Придуманные миры и страны | 4 | |||
16 | 4.1 | Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент). | 1 | ||
17 | 4.2 | В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты). | 1 | ||
18 | 4.3 | Рассказы писателей-фантастов | 1 | ||
19 | 4.4 | Рассказы писателей-фантастов | 1 | ||
Россия – Родина моя | 15 | ||||
5 | Родная страна во все времена сынами сильна. Люди земли русской | 2 | |||
20 | 5.1 | Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа») | 1 | ||
21 | 5.2 | Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу») | 1 | ||
6 | Что мы Родиной зовём. Широка страна моя родная | 5 | |||
22 | 6.1 | А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент). | 1 | ||
23 | 6.2 | А. Д. Дорофеев. «Веретено». | 1 | ||
24 | 6.3 | В. Г. Распутин. «Саяны». | 1 | ||
25 | 6.4 | Сказ о валдайских колокольчиках | 1 | ||
26 | 6.5 | Стихи о Родине | 1 | ||
7 | О родной природе. Под дыханьем непогоды | 8 | |||
27 | 7.1 | Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе. | 1 | ||
28 | 7.2 | А. Н. Апухтин. «Зимой». | 1 | ||
29 | 7.3 | В. Д. Берестов. «Мороз». | 1 | ||
30 | 7.4 | А. Н. Майков. «Гроза». | 1 | ||
31 | 7.5 | Н. М. Рубцов. «Во время грозы» | 1 | ||
32 | 7.6 | Экскурсия «Моя родная природа» | 1 | ||
33 | 7.7 | Экскурсия в библиотеку «В мире книг» | 1 | ||
34 | 7.8 | Подведение итогов года | 1 | ||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Литературное чтение" в 3 классе (Система общего развития ребенка Л.В.Занкова)
Предлагаю вариант рабочей программы курса "Литературное чтение" 3 класс ( система развивающего обучения Л.В.Занкова):1. Пояснительная записка2. Календарно – тематическое планирование...
Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 1 класс...
Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс. Школа России.
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена на основании :-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.Курс литературн...
Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс УМК Школа России
Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 1 класса предназначена в помощь педагогам...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа включает в себя (пояснительную записку и тематическое планирование)...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 4 класса. 1 час в неделю...