Рабочая программа по литературному чтению на родном языке в 4 классе
рабочая программа

Мадяева Галина Александровна

Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_literatura_4.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №7».

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 "о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936) в программу внесены изменения.

Предмет «Литературное чтение на родном языке» изучается в 4 классе в качестве обязательного предмета в общем объёме 34 ч (при 34 неделях учебного года).

1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Обучающийся научится:

- осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания себя, для культурной самоидентификации;

- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

- совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными

приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

- применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);

- самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

- воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;

- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

- создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.

2. Содержание учебного курса

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.

Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.

Мир русского детства: взросления, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев. Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.

Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

Говорение (культура речевого общения)

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.

Письмо (культура письменной речи)

Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.

Библиографическая культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.

Круг чтения

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.

Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.

3. Тематическое планирование по предмету «Литературное чтение на     родном языке»

п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Я и книги. Испокон века книга растит человека

6

2

Я взрослею. Скромность красит человека

5

3

Я и моя семья. Такое разное детство

4

4

Я фантазирую и мечтаю. Придуманные миры и страны

4

5

Родная страна во все времена сынами сильна. Люди земли русской

2

6

Что мы Родиной зовём. Широка страна моя родная

5

7

О родной природе. Под дыханьем непогоды

8

Итого

34

4. Календарно-тематическое планирование

п/п

урока

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Дата

по плану

факти-

чески

Мир детства

19

1

Я и книги. Испокон века книга растит человека

6

1

1.1

С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания)

1

2

1.2

С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания)

1

3

1.3

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»)

1

4

1.4

Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент).

1

5

1.5

С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).

1

6

1.6

Русские народные загадки о книге

1

2

Я взрослею. Скромность красит человека

5

7

2.1

Пословицы о скромности

1

8

2.2

Е. В. Клюев. «Шагом марш».

1

9

2.3

И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».

1

10

2.4

Любовь всё побеждает. Б.П.Екимов «Ночь исцеления»

1

11

2.5

И. С. Тургенев. «Голуби».

1

3

Я и моя семья. Такое разное детство

4

12

3.1

Е.Н. Верейская «Три девочки» (фрагмент)

1

13

3.2

М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»)

1

14

3.3

О.В.Колпакова «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту»

1

15

3.4

К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).

1

4

Я фантазирую и мечтаю. Придуманные миры и страны

4

16

4.1

Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).

1

17

4.2

В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).

1

18

4.3

Рассказы писателей-фантастов

1

19

4.4

Рассказы писателей-фантастов

1

Россия – Родина моя

15

5

Родная страна во все времена сынами сильна. Люди земли русской

2

20

5.1

Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»)

1

21

5.2

Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»)

1

6

Что мы Родиной зовём. Широка страна моя родная

5

22

6.1

А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент).

1

23

6.2

А. Д. Дорофеев. «Веретено».

1

24

6.3

В. Г. Распутин. «Саяны».

1

25

6.4

Сказ о валдайских колокольчиках

1

26

6.5

Стихи о Родине

1

7

О родной природе. Под дыханьем непогоды

8

27

7.1

Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.

1

28

7.2

А. Н. Апухтин. «Зимой».

1

29

7.3

В. Д. Берестов. «Мороз».

1

30

7.4

А. Н. Майков. «Гроза».

1

31

7.5

Н. М. Рубцов. «Во время грозы»

1

32

7.6

Экскурсия «Моя родная природа»

1

33

7.7

Экскурсия в библиотеку «В мире книг»

1

34

7.8

Подведение итогов года

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Литературное чтение" в 3 классе (Система общего развития ребенка Л.В.Занкова)

Предлагаю  вариант рабочей программы курса  "Литературное чтение" 3 класс ( система развивающего обучения Л.В.Занкова):1. Пояснительная записка2. Календарно – тематическое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс. Школа России.

  Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена   на основании :-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.Курс литературн...

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс УМК Школа России

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 1 класса предназначена в помощь педагогам...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс

Рабочая программа включает в себя (пояснительную записку и тематическое планирование)...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 4 класса. 1 час в неделю...