Консультация для родителей «Развитие образной речи с использованием фольклора»
консультация
Консультация для родителей
«Развитие образной речи
с использованием фольклора»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons.docx | 15.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие образной речи
с использованием фольклора»
Современные семьи отличаются от тех, что были раньше, несколько десятилетий назад. Получается, что те многолетние традиции воспитания детей в большой семье, где растут сразу несколько поколений, забыты и на то есть свои причины. Сейчас молодые люди стремятся жить отдельно, в отдельных квартирах, воспитывать детей самостоятельно. Во многих семьях сейчас дети живут вдалеке от бабушек и дедушек. Да и «носителями» народной мудрости были наши прабабушки, даже прапрабабушки и прапрадедушки. Поэтому в сказках, которые мы читаем вместе с детьми, часто встречаются выражения, непонятные современному ребёнку.
«Мудрость народная» - не зря же так говорят. В ней есть скрытый потенциал русской речи, мелодичность и ритм, её самобытность, певучесть, образность, она поражает богатством выразительных средств, напевностью. Значительный нравственный, этический потенциал заложен в русских народных пословицах, поговорках, загадках. В них не только нравственный потенциал, но и практический опыт народа, его миропонимание, знание в красочной и лаконичной форме. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, представление об окружающей действительности, ценностные ориентации.
Малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, небылицы) понятны и интересны маленьким детям. Устное народное творчество оказывает специфическое положительное влияние на становление речи дошкольников, на расширение и обогащение их словарного запаса. Кроме того она благотворно влияет на весь ход психического развития (закрепление навыков пользования инициативной речью, совершенствование разговорной, формирование грамматического строя языка).
Пословицы и поговорки делают речь насыщенной, яркой. Благодаря фольклору ребёнок понимает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами – впитывает то, что называется духовным наследием народа. Конечно, немаловажно, что использование в речи фольклора необходимо вовремя и к месту. Иногда, чтобы правильно выразить мысли, на помощь приходит именно народная мудрость. Даже в спорах между детьми бывает, что достаточным аргументом может выступать именно употребление меткого выражения, народной мудрости - «Слезами горю не поможешь», «Семеро одного не ждут», «Любишь кататься - люби и саночки возить» и др. Дети, знакомясь с ними, приобретают знания об образности слова, у них развивается понимание различных его оттенков.
Активизация поэтического слуха у детей, т. е. способности выделять выразительные средства и соотносить их с содержанием, помогают следующие типы заданий.
В загадывании и отгадывании загадок в образной форме изображаются различные явления действительности. Загадки не только помогают детям знакомиться с окружающим миром, обогащают их знанием конкретных деталей отдельных предметов и явлений. Народные загадки-шутки требуют от детей находчивости и сообразительности, развивают память, наблюдательность. Дети с удовольствием принимают игру, они любят не только загадывать известные загадки, но и придумывать свои.
Чтение наизусть пословиц, поговорок помогает приобрести ребёнку навык кратко, четко, ясно и образно выражать свои мысли и вместе с тем формируют способность чувствовать мелодичность и ритм поэтической речи.
Формируя навык выразительного чтения, рассказывания, необходимо учить детей чувствовать художественную речь, развивать у них восприимчивость к слову, обучать технике чтения: правильному дыханию, чёткой дикции, умению управлять своим голосом. С этой целью полезны специальные задания. Развивая речевую выразительность, следует при пересказе подчёркивать характер персонажей.
Например, в сказке "Волк и семеро козлят" за волка нужно говорить низким голосом, грубым, а за козлят слабым, тоненьким и т. п. Возможны также задания на определение настроения, выраженного одной и той же фразой, произнесенной с различной интонацией. Взрослый то радостно-восторженно, то озабоченно-грустно произносит фразу: "Зима пришла". Ребёнок же должен определить, в каком случае звучит радость, а в каком передаётся грустное чувство. Чтобы научить ребёнка определять в тексте логическое ударение, целесообразно, прочитав четверостишие, спросить, почему нужно выделить то или иное слово. Подобные задания помогают совершенствованию этого навыка, обогащают детскую речь выразительными интонациями.
Рифмование отдельных текстов, дают детям понимание особенностей стихотворной речи. Ребёнку можно предложить такую игру: придумай слова, окончания которых звучали бы одинаково. Взрослый называет слово, а ребёнок пусть рифмует его с другими словами: сад - виноград, рад, акробат.
Знакомство с малыми формами фольклора - очень важно для формирования эмоциональной сферы ребёнка, образного мышления, творческого воображения, так и для развития речевого аппарата.
Игра созвучий, свойственная скороговоркам, потешкам, забавляет ребёнка, заставляет его преодолевать фонетические трудности и приобретать навыки правильно произношения звуков. Сначала следует упражнять в более простых текстах, в медленном темпе, постепенно усложняя содержание, убыстряя темп. Повторение одинаковых или близких по звучанию слогов развивает речевой аппарат детей, улучшает дикцию, а это необходимо для выразительности речи.
Бывает часто так, что в сказке, фольклоре встречается незнакомое выражение и дети задумываются над смыслом слова. Мы, взрослые, даём возможность сначала самому предположить, что бы это значило, а потом с помощью однокоренных слов, смысловых параллелей, помогаем понять смысл написанного. Это нужно, чтобы у ребёнка возникла потребность употреблять слова точно, желание использовать это, новое выражение потом, в своей речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Что такое мелкая моторика и как ее развивать у детей дошкольного возраста...
ВКР: Произведения живописи как средство развития образной речи в старшем дошкольном возрасте
Студентка четвёртого курса Власова Юля Анатольевна в своей выпускной квалификационной работе считает необходимым выяснить, насколько целесообразно использование пр...
Консультация для родителей «Пальчиками играем - речь развиваем»
Консультация для родителей «Пальчиками играем - речь развиваем». «Истоки способностей и дарований ...
Консультация для педагогов: «Развитие познавательного интереса, через использование дидактических игр с развивающим материалом в соответствии с ФГОС ДО»
В консультации даны материалы по повышению познавательного интереса у дошкольников через дидактические игры с развивающим материалом ....
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребёнка дома". 06.05.2023 г.
Мы живем в удивительное время, когда есть всё, чтобы развивать ребёнка правильно, быстро и интересно. В магазине можно купить любую развевающую игру для моторики, памяти, логики, речи. Но!Дорогие мамо...
Консультация для родителей Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет
Развивать интерес родителей к использованию разнообразных форм организации совместной деятельности с детьми....
Консультация для родителей. Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.(консультация для родителей)...