Консультация для родителей «Пальчиками играем - речь развиваем»
консультация
Консультация для родителей «Пальчиками играем - речь развиваем».
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, сызмальства усаживаемые за компьютер и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали разговаривать.
Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – все дело в том, что, пользуясь клавиатурой, а не обычными ручкой – карандашом при письме, ее воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. Таким образом, «дедовские» методы обучения грамотности были срочно возвращены назад. Вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение.
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо!
Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, работает на том же компьютере.
А как же в «старые» времена люди росли без различных развивающих методик и вырастали в настоящих рукастых мастеров? – спросите вы. Все просто: «бытовых» занятий, отлично развивающих руку и пальцы, огромное количество! Сейчас они также незаслуженно забыты – время диктует свои правила, избавляя нас от множества дел. Ну, кто сейчас, к примеру, возьмется перебирать крупу? А это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Кстати, и терпение тренировалось, и усидчивость, и сосредоточенность. Прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, заплетание кос, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины… Почти все домашние дела так или иначе делались руками. Да и с пуговицами – шнурками сегодня дети все меньше «общаются»: липучки и «молнии» экономят время, силы и тормозят развитие мелкой моторики.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками развивает умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Малыш учится концентрировать и правильно распределять свое внимание.
Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.
Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
У малыша развивается воображение и фантазия.
Пальцы приобретают силу и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Какие же игры и упражнения можно провести с детьми на развитие мелкой моторики рук в свободной деятельности:
1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.
2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.
3. Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.
4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
5. Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
8. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
9. Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
12. Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.
13. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
Предлагайте ежедневно такие игры.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:
• во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,
• во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,
• в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.
Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры - потешки.
Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки. При этом можно использовать следующие стишки Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - « Ура!»
В детский сад идти пора!
« Пальчики»
Раз – два – три – четыре – пять!
Вышли пальчики гулять!
Раз – два – три – четыре – пять!
В домик спрятались опять!
« Мы считаем»
Можно пальчики считать:
Раз – два – три – четыре – пять!
На другой руке – опять:
Раз – два – три – четыре – пять!
«Дружные пальчики»
Раз – два – три – четыре – пять!
Будем пальчики считать –
Крепкие, дружные,
Вот такие нужные!
( З. Александрова)
Читая эти стишки можно сгибать пальцы, начиная то с большого,
то с мизинца, то на правой, то на левой руке;
позднее – на двух руках одновременно.
Либо дается задание: дотянуться одноименными пальцами допротивоположных
сторон ладошек.
Для тренировки пальцев можно использовать упражнения и без речевого сопровождения.
Начинать можно с простого упражнения: сжимать пальцы в кулак, затем разжимать их.
Ребенку не надоест показывать, какой он сильный; попросите его сильно сжать мамину, папину руку, сжать одну руку другой.
Упражнение «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного, мизинца.
Предложите ребенку, взяв за руку сестру, брата, (маму, папу), перетянуть к себе через условную черту.
Еще упражнение: растягивать в стороны руки, положенные пальцы в пальцы, - «открыть замок».
Переплетать пальцы обеих рук – сделать « елочку».
Тренируйте движение каждого пальца: поочередно сгибать и разгибать каждый палец.
А теперь можно поиграть: «Кто быстрее пробежит?». Правая и левая руки, перебирая пальцами по столу, стараются обогнать друг друга. Или упражнение: «Слоненок» - средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.
Вы можете самостоятельно придумать различные упражнения, изображение самых разнообразных фигурок из пальцев. Нужно лишь, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Тем более, выполнение этих упражнений не требует какой-либо специальной подготовки, не занимают много времени. Проводить их можно во время прогулки с детьми, в транспорте по дороге в детский сад и т.д.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), а также подготавливает руку к рисованию. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Развивайте мелкую моторику пальцев рук и делайте это с удовольствием!
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей «Пальчиками играем - речь развиваем» | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Пальчиками играем - речь развиваем».
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, сызмальства усаживаемые за компьютер и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали разговаривать.
Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – все дело в том, что, пользуясь клавиатурой, а не обычными ручкой – карандашом при письме, ее воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. Таким образом, «дедовские» методы обучения грамотности были срочно возвращены назад. Вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение.
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо!
Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, работает на том же компьютере.
А как же в «старые» времена люди росли без различных развивающих методик и вырастали в настоящих рукастых мастеров? – спросите вы. Все просто: «бытовых» занятий, отлично развивающих руку и пальцы, огромное количество! Сейчас они также незаслуженно забыты – время диктует свои правила, избавляя нас от множества дел. Ну, кто сейчас, к примеру, возьмется перебирать крупу? А это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Кстати, и терпение тренировалось, и усидчивость, и сосредоточенность. Прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, заплетание кос, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины… Почти все домашние дела так или иначе делались руками. Да и с пуговицами – шнурками сегодня дети все меньше «общаются»: липучки и «молнии» экономят время, силы и тормозят развитие мелкой моторики.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками развивает умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Малыш учится концентрировать и правильно распределять свое внимание.
Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.
Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
У малыша развивается воображение и фантазия.
Пальцы приобретают силу и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Какие же игры и упражнения можно провести с детьми на развитие мелкой моторики рук в свободной деятельности:
1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.
2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.
3. Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.
4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
5. Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
8. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
9. Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
12. Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.
13. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
Предлагайте ежедневно такие игры.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:
• во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,
• во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,
• в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.
Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры - потешки.
Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки. При этом можно использовать следующие стишки Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - « Ура!»
В детский сад идти пора!
« Пальчики»
Раз – два – три – четыре – пять!
Вышли пальчики гулять!
Раз – два – три – четыре – пять!
В домик спрятались опять!
« Мы считаем»
Можно пальчики считать:
Раз – два – три – четыре – пять!
На другой руке – опять:
Раз – два – три – четыре – пять!
«Дружные пальчики»
Раз – два – три – четыре – пять!
Будем пальчики считать –
Крепкие, дружные,
Вот такие нужные!
( З. Александрова)
Читая эти стишки можно сгибать пальцы, начиная то с большого,
то с мизинца, то на правой, то на левой руке;
позднее – на двух руках одновременно.
Либо дается задание: дотянуться одноименными пальцами допротивоположных
сторон ладошек.
Для тренировки пальцев можно использовать упражнения и без речевого сопровождения.
Начинать можно с простого упражнения: сжимать пальцы в кулак, затем разжимать их.
Ребенку не надоест показывать, какой он сильный; попросите его сильно сжать мамину, папину руку, сжать одну руку другой.
Упражнение «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного, мизинца.
Предложите ребенку, взяв за руку сестру, брата, (маму, папу), перетянуть к себе через условную черту.
Еще упражнение: растягивать в стороны руки, положенные пальцы в пальцы, - «открыть замок».
Переплетать пальцы обеих рук – сделать « елочку».
Тренируйте движение каждого пальца: поочередно сгибать и разгибать каждый палец.
А теперь можно поиграть: «Кто быстрее пробежит?». Правая и левая руки, перебирая пальцами по столу, стараются обогнать друг друга. Или упражнение: «Слоненок» - средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.
Вы можете самостоятельно придумать различные упражнения, изображение самых разнообразных фигурок из пальцев. Нужно лишь, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Тем более, выполнение этих упражнений не требует какой-либо специальной подготовки, не занимают много времени. Проводить их можно во время прогулки с детьми, в транспорте по дороге в детский сад и т.д.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), а также подготавливает руку к рисованию. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Развивайте мелкую моторику пальцев рук и делайте это с удовольствием!
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Пальчики играют- речь развивают"
Значение пальчиковых игр для малышей трудно переоценить. Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики, которая, в свою очередь, стимулирует развитие многих зон головного мозга, и в большей с...
Консультации для родителей на тему: "В игры играем - речь развиваем"
В консультации подобран методический материал на развитие дифференцированных движений пальцев рук....
в игры играем- речь развиваем
В данном материале подобраны игры для развития речи ....
Консультация для родителей по развитию речи
laquo;Роль родителей в звуковой культуре речи детей»Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.Чем богаче и прав...
Консультация для родителей «Развитие образной речи с использованием фольклора»
Консультация для родителей«Развитие образной речис использованием фольклора»...
Консультация для родителей «В песок играем – речь развиваем»
Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – это занимательные игры. Одним из вариантов «летнего обучения» могут стать игры с песком!...
Консультация для родителей "Особенности развитие речи детей 5- 6 лет"
Особенности развития речи детей 5- 6 лет. Старший дошкольный возраст — важный этап подготовки ребенка 5 лет к школе. У родителей еще есть пару лет, чтобы подтянуть речевые навыки чада до со...