Программа кружка «Волшебные кружочки»
рабочая программа

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesylye_kruzhochki_kruzhok_1.docx33 КБ

Предварительный просмотр:

      Утверждаю

Заведующий МБДОУ ДС №78

«Исток» г. Смоленска

____________ С.Н. Ермолаева

Программа кружка   «Волшебные кружочки»

для детей младшего дошкольного возраста

        Руководитель кружка:

                                                                           Вишнева Виктория Валерьевна  

Смоленск, 2020г

  1. Целевой раздел

                                        Пояснительная записка

           Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально- практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

     В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно - творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.    

      Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Происходит ориентация дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

       Актуальность данной программы дополнительного образования «Волшебные кружочки» основывается на том, что развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно- творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия по программе дополнительного образования «Волшебные кружочки» позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Происходит ориентация дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

     Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 3-4 года. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

                                    Цель и задачи программы

Цель – организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики руки и развитие речи детей младшего дошкольного возраста через организацию различных видов продуктивной детской деятельности.

Задачи:

1. Способствовать развитию мелкой моторики рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза; гибкость рук, ритмичность.

2. Совершенствовать движения рук и психических процессов: произвольного внимания;

  • логического мышления;
  • зрительного и слухового восприятия;
  • памяти, речи детей.

3. Формировать навыки учебной деятельности:

  • умение действовать по словесным инструкциям;
  • умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
  • контроль за собственными действиями.

4. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

5. Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

     

                                       Планируемый результат

 1.Дети освоят правила безопасности во время работы.                                                        

 2. Дети смогут создавать сюжеты и образы, улучшатся творческие показатели: фантазия, воображение.                        

 3.Освоят технику лепки из разных материалов.                                                    

 4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

                                   2.Содержательный раздел

2.1 Содержание образовательной деятельности в соответствиями с направлениями развития ребенка.                                                              

Реализация программы предполагает специально организационные занятия в процессе которых воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам. Программа «Волшебные кружочки» рассчитана на 1 год обучения младший возраст.  Занятия  проводятся во 2-ой половине дня, два раза в месяц с сентября  по май. Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям дошкольников 3-4 лет - 15 минут.                                                                                                      

                                        2.2 Учебный план

Название разделов

Кол-во часов теории и практики

1

Круг как геометрическая фигура

3

2

Цветовая гамма

3

3

Большой-маленький, один много

8

4

Круглые предметы вокруг нас

4

Итого

18

Содержание учебного плана

Раздел 1. Круг как геометрическая фигура: знакомство с формой круга. Закрепление работы с бумагой и умение создавать композицию из нее.

Раздел 2. Цветовая гамма: знакомство с цветами, умение находить фигуры круглой формы одного и разных цветов. Закрепление работы с бумагой и умение создавать композицию из нее.

Раздел 3. Большой-маленький, один много: умение находить фигуры круглой формы разного размера и количества. Закрепление работы с бумагой и умение создавать композицию из нее.

Раздел 4. Круглые предметы вокруг нас: умение находить фигуры круглой формы в окружающих нас предметах. Закрепление работы с бумагой и умение создавать композицию из нее.

                           Календарный учебный график

Название месяца

Тема занятия

Содержание, форма проведения

Оборудование (материал, атрибуты, игры)

Дата проведения

Отметка о выполнении

сентябрь

1. Мониторинг

Мониторинг

Мониторинг

2. Знакомство с кругом.

Познакомить детей с геометрической формой – круг.

 Учить малышей обследовать фигуру (обводить пальцем контуры; называть ее; находить сходства с предметами окружающей среды; группировать геометрические фигуры по форме и размеру).Упражнять детей в правильном назывании форм«круг» Развивать логическое мышление детей (учить выбирать ненужный объект из прочих).

Картинки, иллюстрации с изображением круглых предметов, круги разного размера и цвета.

   

 октябрь

1. Воздушные шарики

Учить детей составлять композицию из деталей разного цвета и формы. Закреплять знания детей о названии цвета. Познакомить детей с такой профессией как клоун. Воспитывать аккуратность правильно используя предоставленный материал. Вызывать у детей положительные эмоции от сделанной ими работы.

Клей-карандаш, заранее подготовленные фигуры шариков круглой формы, разного цвета (оранжевый, розовый, голубой) на каждого ребенка, листы бумаги с изображением ниточек от шариков на каждой ниточке подрисован хвостик шарика.

2. Колобок

Способствовать развитию речевой речи ребенка. Закрепить у детей умения лепить круглые формы. Развивать мелкую моторику рук. Формировать у детей интерес к лепке. Воспитывать внимание, старательность. Проявлять творческие способности.

Пластилин, доска для пластилина. Прослушивание сказки колобок.

     

   

ноябрь

 

ноябрь

   

1.Осеннее дерево

 Учить создавать образ осеннего дерева, учить пользоваться клеем, упражнять в аккуратном  намазывании; закрепить представления об осени, понятия «много»«мало» , развивать ориентировку на листе бумаги, находить места для листочков на изображении дерева - вверх

 Альбомный лист бумаги с  силуэтом ствола дерева нарисованного на бумаге, клей - карандаш, нарезанные круги цветной бумаги (желтого, красного, оранжевого цвета)

2. Светофор

Познакомить детей со светофором, объяснить для чего он нужен; учить наклеивать круги на прямоугольник, чередуя их, различать и называть геометрическую форму: круг и три основных цвета

Поднос с нарезанными кругами: красного, желтого, зеленого цветов;

макет светофора; прямоугольник светофора; клей карандаш, салфетки.

   декабрь

1.Веселая гусеница

Учить составлять изображение предмета из нескольких одинаковых форм (кругов).

Развивать мелкую моторику рук, усидчивость. Воспитывать дружеские отношения, умение прийти на помощь другу.

Половина альбомного листа, готовые формы (круги разного цвета диаметром 4 см), клей карандаш, салфетки, поднос, цветные карандаши , игрушка – гусеница, образец работы.

2. Цыпленок

Закрепить умение детей составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе бумаги; изображать предмет, состоящий из нескольких частей.

Желтый круг – 2 шт., красный треугольник-2 шт . вырезанные из бумаги; лист бумаги, клей карандаш, салфетки .

    январь

1.Снеговик

Учить наклеивать готовые формы (круги) в определенном последовательности, учитывая их величину и располагая в высоту от самой большой до самой маленькой.

Три круга разных размеров на каждого ребенка, «носики» для снеговика клей, салфетки, кисточки, картон.

    февраль

1. Мороженное

Расширять знания детей о мороженном.

Закрепить цвета (розовый, коричневый, желтый, красный, геометрические фигуры (круг, треугольник).

Картинки с различными видами мороженного (шоколадное, банановое, клубничное, картон белого цвета, клей – карандаш, заготовки силуэтов рожка, круги разных цветов (розовый, коричневый, желтый, красный)

2. Мишка

Развивать творчество у детей, образное и эстетическое восприятие.

 Развивать творческое воображение.

 Воспитывать самостоятельность и инициативу, умение доводить начатое дело до конца.

Воспитывать любовь к животным

Иллюстрация времени года, Игрушка – медведь.

Раздаточный материал: клей, салфетки бумажные, круги разного размера из цветной бумаги (коричневого цвета) .

     

      март

1. Солнышко

Развитие умения передавать в аппликации образ солнышка округлой формы, располагая рисунок в середине листа.

1. Формировать умение создавать образ солнца в аппликации: приклеивать большой круг, приклеивать лучи;

2.Воспитывать в детях самостоятельность и творчество, интерес к аппликации, желание помочь;

3. Развивать психические процессы -внимание, память, мышление воображение, мелкую моторику, координацию движений пальцев рук, чувство формы и цвета;

Рассматривание изображений солнца в разных детских книжках; наблюдение за солнцем во время прогулки; чтение стихотворений и потешек о солнышке.

Оборудование: ½ альбомного голубого цвета, круги желтого цвета, лучики из бумаги, клей, игрушка -солнышко, картинка солнышко и тучка.

     апрель

1.Божья коровка

-расширить представления детей о божьей коровке;

-продолжать учить складывать целое из частей, наклеивать готовые заготовки, опираясь на образец;

-закрепление знаний о форме предмета – круг;

-закрепление представлений о красном, черном цвете;

-закрепление счета до двух;

-закрепление понятий «один - много», «большой - маленький».

иллюстрация с изображением божьей коровки, альбомного листа зеленого цвета в форме листика растения, готовые формы для наклеивания (круг красного цвета, разрезанный пополам; круг черного цвета) клей, салфетки.

апрель

2. Лягушка

Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко – потеплело – появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную. Учить узнавать лягушку.

Клей, салфетки бумажные, круги разного размера из цветной бумаги (зеленого цвета и черного для глаз) .

     

        май

1. Чебурашка

- учить создавать поделки своими руками; 
- развивать моторику рук;
- закреплять знания о геометрических фигурах;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе.

Клей, салфетки бумажные, круги разного размера из цветной бумаги (коричневого цвета для чебурашки и желтого для мордочки)

2. Веселая пчелка

Закрепить умение раскладывать детали определенной формы в нужной последовательности

- Побуждать и развивать интерес к традиционным методам аппликации;

- Побуждать к наблюдению за окружающим миром;

- Познакомить ребят с полезным насекомым, пчелой.

Рассматривание иллюстраций с насекомыми. Беседа о насекомых нашего края. Разучивание подвижных игр : «Пчёлки». Пчелки и ласточка».

Шаблоны туловище пчелки (черные и желтые круги), голова, крылышки, клей, салфетки.

2.3 Особенности образовательной деятельности

Во второй половине дня организуются занятия на проявления детьми интереса к творчеству. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия - так и вручение готовых работ родителям и детям.

2.4 Способы и направления поддержки детской инициативы

- Игры, игровые приемы, игровые материалы направленные на достижение цели;

-словесные объяснения (рассказ, описание, наглядные (наблюдения, показ способов действия)

- практические (обследование предметов, готовых образцов, выполнение творческих работ)

- Образно-смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей детей;

- Использование нашего окружения для нахождения примеров и подобий;

- Дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям, ошибкам в их деятельности.

Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений украшать предметы, передавать сюжет, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.

2.5 Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников

- консультация для родителей «Что бывает круглым», «Круглые предметы вокруг нас»

-экспериментирование и наблюдение во время прогулок

-выпуск мини-стенгазеты «наши веселые кружочки»

3. Организационный раздел

3.1 Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Различные предметы для лепки и аппликации (пластилин, соленое тесто, цветная бумага, клей, и т.д..), готовые фигуры, карандаши, восковые мелки для дорисовки.

 Мониторинг освоения программы

1.Умение различать фигуры:

Высокий-самостоятельно может различить фигуры по форме.

Средний-может различать некоторые фигуры по форме.

Низкий-может различать некоторые фигуры по форме с помощью взрослого.

2.Умение находить предметы круглой формы:

Высокий- самостоятельно может находить предметы круглой формы.

Средний-может находить некоторые предметы круглой формы.

Низкий-может находить некоторые предметы круглой формы с помощью взрослого.

3.Умеет использовать трафарет круга для создания различных композиций:

Высокий- самостоятельно может использовать трафарет для создания различных композиций.

Средний-может использовать трафарет для создания некоторых композиций.

Низкий-может использовать трафарет для создания различных композиций с помощью взрослого.

4.Умение изображать геометрическую фигуру «круг»:

Высокий-самостоятельно может изобразить геометрическую фигуру «круг».

Средний-не может точно изображать геометрическую фигуру «круг».

Низкий-может изобразить геометрическую фигуру «круг» с помощью взрослого.

                                   Список литературы

1.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. СПб., 2011. 220 с.

2.Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия (интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников). М., 2010. 140 с.

3.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. 108с.

4.О.С. Ушакова, Е.М. Струнина " Программа развития речи детей четвертого

года жизни" ("Развитие речи детей 3-4 лет" Москва издательский центр "

Вента-Граф"2009г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «Правовая культура молодёжи»

Несовершеннолетие - один из самых сложных периодов развития лич¬ности. Именно в подростковом возрасте происходит завер¬шение формирования характера и становление личности при активном влиянии социальн...

Рабочая образовательная программа кружка "Витраж".

Рабочая образовательная программакружка "Витраж"....

программа кружка "Юный эколог"

программа "Юный эколог"...

Программа кружка "Деревья из бисера"

Программа кружка "Деревья из бисера", а также календарно-тематическое планирование по программе кружка...

программа кружка

программа кружка "Мастерская ремесел"...

Программа кружка по технологии «Мастерица- рукодельница» для учащихся 6-8 классов

программа кружка для внеклассного занятия по технологии содержит:Вязание крючком.Вязание спицами.Вышивание. Аппликация на ткани. Кулинария....

Рабочая программа кружка "Волшебная ленточка"

Цели программы:Активизация работы по формированию у обучающихся ценностных ориентаций через возрождение интереса к народным традициям, декоративно – прикладному творчеству.Создание условий для с...