программа кружка
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Зам. директора по
методической работе
________М.А.Татаринова
Свечинский филиал КОГОБУ СПО «Кировский сельскохозяйственный техникум имени дважды героя социалистического труда А.Д.Червякова
Программа
кружка «Мастерская ремесел»
Возраст воспитанников: 15-18 лет
Срок реализации: 1 год
Автор мастер производственного обучения:
Юферева Ирина Альбертовна.
Пгт.Свеча
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, стремлением развить лучшие его качества, сформировать разностороннюю и полноценную личность. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, к организации всего образовательного процесса.
Обучение и дополнительное образование должно быть развивающим, обогащающим ребенка знаниями и способами разнообразной деятельности.
Участие детей в творческом движении – это часть их жизнедеятельности, которая не только их развивает, но и в которой они ведут развитие других за собой. Это часть их продуктивного досуга, наполненного позитивными смыслами и результатами. Позитивный смысл состоит в том, что ребенок занимается социальным творчеством:
- развивает в себе значимые качества и способствует их развитию у других, развитию конструктивных, креативных, коммуникативных качеств;
- актуализирует и обогащает свой духовный мир, испытывая потребность влиять на духовный мир других;
- открывает для себя понимание того, что значит быть значимым и полезным в профессии;
- развивает эстетический вкус;
- учится опыту значимых отношений, как со сверстниками, так и с взрослыми;
- осваивает методы переноса теоретических знаний на практику
Данная программа по целевой направленности – творческая и призвана решать в процессе реализации многие педагогические и социальные задачи; нацеленные на создание объединения учащихся с творческим потенциалом, сплоченной инициативной команды, стремящейся к саморазвитию и самореализации.
ЦЕЛи: - Развитие творческих способностей обучающихся.
- Стимулирование творческой активности у обучающихся.
- Повышения престижа профессии « Продавец».
- Распространение творческого опыта.
- Организация досуга обучающихся, вовлечение их в творческое
объединение.
ЗАДАЧИ:
- формирование у обучающихся личностных качеств а) уверенностью в доброжелательном отношении к нему других людей; б) убежденностью во владении им тех или иных видов деятельности; в) чувством собственной значимости.
- формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия.
- формирование потребности заниматься полезной деятельностью, умение включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.
- формирование нравственного, эмоционального и волевого компонентов мировоззрения детей.
- Привитие эстетического вкуса
- формирование активной гражданской позиции.
- педагогическая поддержка в опосредованной социализации личности.
По возрастному уровню программа предназначена для детей подросткового возраста .
Этот период отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны. На каждом возрастном этапе социализации можно наблюдать определенные особенности развития личности.
У ребенка в подростковом возрасте значительно расширяется сфера деятельности, а главное - качественно изменяется характер этой деятельности, значительно усложняются ее виды и формы. Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, в общественной культурно-массовой работе, физкультурно-спортивной деятельности, в организаторском труде, в хозяйственном труде школы.
В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место, но подростка привлекает уже не только сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников.
В развернутой просоциальной деятельности наиболее оптимально удовлетворяются потребности подростка в построении новых взаимоотношений с взрослыми, реализация самостоятельности. Осуществление социально признаваемой деятельности соответствует основным психологическим требованиям подросткового возраста, когда дети, прежде всего, стремятся к разнообразным формам общения.
Построение у подростков развитой системы общения служит основой формирования у них сознательного отношения к другим людям, к окружающему.
Именно в подростковом возрасте впервые встает проблема выбора будущей профессии. Этому вопросу также уделяется особое внимание в разделах программы, учитывая принадлежность данного направления к системе дополнительного образования детей. Прежде всего, это ориентация обучающихся на педагогические профессии, а также работу в сфере управления.
Предпосылкой к созданию образовательной программы «Лидер», в определенной степени, явилась необходимость восполнения образовавшейся в результате исчезновения многих детских объединений и организаций значимой для детей социальной ниши, которая позволяла им быть творцами собственной жизнедеятельности в рамках окружающей среды.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Программа разработана с учетом трех основных компонентов деятельности современного педагога:
- гуманизация педагогического процесса;
- индивидуализация и дифференцированный подход;
- демократизация, что предполагает возможность педагога в рамках реализации данной программы достичь поставленной цели и решить педагогические задачи, актуальные в данной социокультурной ситуации, а также дать возможность каждому подростку – члену творческого объединения – раскрыть свои творческие способности, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива.
Основные методы работы:
- Эмоциональная поддержка
- Анализ и самоанализ
- Стимулирование на позитивную деятельность
- Создание проблемной ситуации
Основные принципы программы:
- Самоуправление
- Добровольность
- Гласность
Этапы реализации программы:
По срокам реализации программа – годичная. Условно ее можно разделить на три этапа:
I этап – начальный.
Включает в себя формирование творческого объединения, комплектование групп, диагностику личности каждого участника ТО, расстановку приоритетов деятельности каждого члена, распределение социальных ролей, первичное планирование деятельности.
II этап – основной.
Погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решение педагогических задач с опосредованным использованием методов, форм, средств реализации образовательной программы. Подготовка и проведение мероприятий различных форм организаций. Осуществление взаимодействия с различными единицами образовательного процесса, привлечение обучающихся в социально-значимую деятельность различной направленности. Анализ и самоанализ проделанной работы.
III этап – заключительный.
Подведение итогов проделанной работы за год. Выбор каждым членом творческого объединения приоритетного направления дальнейшей деятельности. Участие в избирательной компании в органы детского самоуправления училища. Анализ и самоанализ личностного роста в ходе реализации данной программы. Планирование дальнейшей деятельности творческого объединения как структурной составляющей системы воспитания и обучения в училище.
Приоритетными станут следующие формы организации занятий:
Режим занятия:
В реализации программы участвует одна группа учащихся, поделенная на две подгруппы 1курс и2курс. Занятия группы проходят 1 раза в неделю (1 и 2 часа), в соответствии с нормами СанПиН, Уставом ГОУ НПО ПУ №37
Образовательная программа является модифицированной. Состоит из следующих разделов:
- Мастерская организатора включает в себя:
курс «Виды упаковки»
курс «Мир подарков»
- самоуправление
- Творческая лаборатория
- Воспитательная работа
Раздел «Мастерская организатора».
Включает в себя два курса, один из которых «Лидер – какой он?», который предусматривает диагностические формы работы, практикумы и творческие формы проведения занятий, на которых ребята смогут проявить свои таланты, способности к организации, ораторскому искусству, журналистскому делу.
Второй курс «Мир КТД» расскажет о формах и видах коллективно-творческих дел, разовьет умения и навыки создания сценариев КТД, поможет в подготовке и проведении дела. Ребята могут побывать в разных социальных ролях, распределять обязанности, проводить анализ дела.
Раздел «Школьное самоуправление».
Поможет классифицировать знания по этому вопросу и в практической деятельности покажет ребятам, как осуществляется процесс самоуправления в классных коллективах и в школе в целом.
Раздел «Творческая лаборатория».
Данный раздел необходим для того, чтобы в полной мере смогли проявиться таланты и способности ребят. Здесь дается представление о том, чему ребята смогли научиться в ходе реализации данной программы и что они сами могут предложить нового для копилки интересных дел, форм организаций, способов достижения поставленной цели.
Раздел «Воспитательная работа».
Дает представление, с помощью каких педагогических средств будет идти формирование и сплочение стихийного коллектива творческого объединения «Лидер».
Тематический план
работы кружка «мастерская ремесел»
Раздел | Тема | Теория | Практика | Количество часов |
I | Мастерская оформителя подарков | 1 | 1 | 2 |
Курс «Виды упаковки» | 2 | 10 | 12 | |
Курс «Мир подарков» | 4 | 18 | 22 | |
II | «Самовыражение и самоуправление» | 4 | 14 | 18 |
III | Творческая лаборатория | 1 | 13 | 14 |
IV | Воспитательная работа | - | 4 | 4 |
Всего: | 12 | 60 | 72 |
Тематическое содержание программы
Раздел, тема | Вид занятия | Теория | Практика | Количество часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Мастерская оформителя подарков | ||||
Слагаемое успеха | Вводное | 1 | 1 | 2 |
Виды упаковки | Исследование | 2 | 2 | 4 |
Кому предназначен подарок | Деловая игра | 2 | 2 | 4 |
Продавец- покупатель | Дискуссия | 2 | 2 | 4 |
Оформитель подарков -кто он | Ролевая игра | 2 | 2 | 4 |
Чемодан оформителя | Ролевые упражнения | - | 3 | 3 |
Коллективно-творческое дело от «А» до «Я» | Игра | 2 | 4 | 6 |
Правила оформления | Ролевая игра | 2 | 4 | 6 |
Микроигры и тематические дни | Практикум | 1 | 4 | 5 |
Оформление подарков | Практикум | 1 | 4 | 5 |
Конкурсная программа, правила организации | Теоретическая подготовка. Практикум | 1 | 1 | 2 |
Организатор – ведущий – исполнитель | Ролевая игра | 1 | 1 | 2 |
Всего часов: | 7 | 29 | 36 | |
II. Самоуправление | ||||
училище – наша «маленькая страна» | Экскурсия | 1 | 1 | 2 |
Я, ты, он, она – актив, А все вместе - коллектив | Тест. Ролевая игра | 1 | 2 | 3 |
«СВД» - мы живем по законам добра! | Круглый стол | 1 | 2 | 3 |
«Интерес к познанию и творчеству» | Мозговой штурм | 1 | 1 | 2 |
«Патриотическое воспитание» | Практикум | - | 2 | 2 |
«Учимся у природы» | Практикум | - | 2 | 2 |
«Эстетическое воспитание» | Практикум | - | 2 | 2 |
Печатный орган – газета «В нашем доме» | Практикум | - | 2 | 2 |
Всего часов: | 4 | 14 | 18 | |
III. Творческая лаборатория | ||||
Организация и проведение комплекса мероприятий: | ||||
| Праздник | - | 1 | 1 |
| Праздник | - | 2 | 2 |
| Вечер отдыха | - | 1 | 1 |
| Тематический вечер | - | 1 | 1 |
| Ролевая игра | - | 2 | 2 |
| выставка | - | 5 | 5 |
Разработка и воплощение новых форм | Мозговой штурм | 1 | 1 | 2 |
Всего часов: | 1 | 13 | 14 | |
IV. Воспитательная работа | ||||
«Свечка откровений» | Вечер отдыха | - | 2 | 2 |
Тематический вечер | Диспут | - | 1 | 1 |
Индивидуальные консультации | Беседа | - | 1 | 1 |
Всего часов: | 4 | 4 | ||
Всего часов по программе: | 12 | 60 | 72 |
Условия реализации программы
Для реализации данной образовательной программы можно использовать учебные кабинеты ДДТ, спортивный зал, танцевальный зал. Также для того, чтобы ребята освоились в роли организатора, оратора, ведущего массовых мероприятий, им необходимо проводить занятия на тех игровых площадках, где будут проходить планируемые КТД.
Образовательная программа «Лидер» способна к реализации через сотрудничество:
- с детскими объединениями МОУ ДОД Дом детского творчества
- общеобразовательными учреждениями района
- библиотеками
- ЦКиД
- редакцией газеты «Свеча»
- отделом по делам молодежи администрации района
- спорткомитетом
Прогнозируемый результат в ходе реализации образовательной программы
В ходе реализации программы «Лидер» к процессу творческой, организационной и экспериментальной работы будут привлечены именно те учащиеся, которые имеют способности к организаторской деятельности, тенденцию к лидерскому, позитивному поведению в различных коллективах, а также имеют активную жизненную позицию и большое желание заниматься общественной работой в общешкольном коллективе, в своем классе, объединении ДДТ, в районных и областных массовых мероприятиях.
Реализация образовательной программы включает в свое содержание разделы, которые:
- помогут ребятам в освоении искусства быть хорошим оратором, ведущим, организатором различных форм КТД;
- систематизируют знания о системе детского самоуправления, ее структуре и функциональных возможностях;
- способствуют формированию у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия;
- постепенно, в результате совместной, целенаправленной работы развивают потребности заниматься полезной деятельностью, умение включаться в нее, а также самостоятельно ее организовывать;
- в ходе предлагаемой деятельности в малых группах способствуют формированию активной группы, способной подготовить, организовать, оформить и экспериментально обосновать любое интересное коллективное творческое дело.
Знания, умения, навыки, приобретаемые в процессе занятий
в творческом объединении «Лидер».
- наличие мотивации к познанию и социальному творчеству;
- активная позиция ребенка в проявлении организаторских способностей на уровне первичного коллектива;
- формирование навыка работы в органах самоуправления;
- развитие способностей, склонностей к педагогической профессии;
- формирование навыков продуктивной индивидуальной и групповой работы;
- развитие творческих способностей;
- профессиональное самоопределение;
- владение методами педагогического исследования;
- умение составлять различные методические материалы, программы деятельности детских объединений;
- знание и умение организации коллективной продуктивной деятельности
- умение управлять собственной деятельностью: грамотно обозначить цели и прогнозировать результаты, планировать и анализировать работу, отбирать содержание и способы деятельности.
Литература
- Рожков, М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах (Текст): методическое пособие / М. И. Рожков.- М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002.
- Кипарис-7. Коллективно-творческие дела. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Белибихина, Н. А. Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий / Н. А. Белибихина, Л. А. Королева. – Волгоград: Учитель,2008.
- Левина, С. А. Детский творческий центр: организация методической работы / С.А. Левина, Ю.Н. Суслов, Э.Г. Белоусова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Иванченко, В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей (Текст): учебно- методическое пособие / В.Н. Иванченко.- Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007.
- Развитие социального творчества в себе и других: из опыта работы областной очно-заочной школы «Лидер». – Киров, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КРУЖКА «Правовая культура молодёжи»
Несовершеннолетие - один из самых сложных периодов развития лич¬ности. Именно в подростковом возрасте происходит завер¬шение формирования характера и становление личности при активном влиянии социальн...
Рабочая образовательная программа кружка "Витраж".
Рабочая образовательная программакружка "Витраж"....
программа кружка "Юный эколог"
программа "Юный эколог"...
Программа кружка "Деревья из бисера"
Программа кружка "Деревья из бисера", а также календарно-тематическое планирование по программе кружка...
Программа кружка по технологии «Мастерица- рукодельница» для учащихся 6-8 классов
программа кружка для внеклассного занятия по технологии содержит:Вязание крючком.Вязание спицами.Вышивание. Аппликация на ткани. Кулинария....
Программа кружка "Офисные технологии"
Основная задача кружка - освоение учащимися основ информационной технологии (ИТ) в сочетании с фундаментальными принципами информатики, на которые эта технология опирается.Основное направление - офисн...
рабочая программа кружка "Художественная композиция"
Программа кружка «Художественная композиция» предназначена для учреждений среднего профессионального образования.Основная цель данной программы – обеспечение условий для творческой активности и саморе...