программа кружка
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Зам. директора по
методической работе
________М.А.Татаринова
Свечинский филиал КОГОБУ СПО «Кировский сельскохозяйственный техникум имени дважды героя социалистического труда А.Д.Червякова
Программа
кружка «Мастерская ремесел»
Возраст воспитанников: 15-18 лет
Срок реализации: 1 год
Автор мастер производственного обучения:
Юферева Ирина Альбертовна.
Пгт.Свеча
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, стремлением развить лучшие его качества, сформировать разностороннюю и полноценную личность. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, к организации всего образовательного процесса.
Обучение и дополнительное образование должно быть развивающим, обогащающим ребенка знаниями и способами разнообразной деятельности.
Участие детей в творческом движении – это часть их жизнедеятельности, которая не только их развивает, но и в которой они ведут развитие других за собой. Это часть их продуктивного досуга, наполненного позитивными смыслами и результатами. Позитивный смысл состоит в том, что ребенок занимается социальным творчеством:
- развивает в себе значимые качества и способствует их развитию у других, развитию конструктивных, креативных, коммуникативных качеств;
- актуализирует и обогащает свой духовный мир, испытывая потребность влиять на духовный мир других;
- открывает для себя понимание того, что значит быть значимым и полезным в профессии;
- развивает эстетический вкус;
- учится опыту значимых отношений, как со сверстниками, так и с взрослыми;
- осваивает методы переноса теоретических знаний на практику
Данная программа по целевой направленности – творческая и призвана решать в процессе реализации многие педагогические и социальные задачи; нацеленные на создание объединения учащихся с творческим потенциалом, сплоченной инициативной команды, стремящейся к саморазвитию и самореализации.
ЦЕЛи: - Развитие творческих способностей обучающихся.
- Стимулирование творческой активности у обучающихся.
- Повышения престижа профессии « Продавец».
- Распространение творческого опыта.
- Организация досуга обучающихся, вовлечение их в творческое
объединение.
ЗАДАЧИ:
- формирование у обучающихся личностных качеств а) уверенностью в доброжелательном отношении к нему других людей; б) убежденностью во владении им тех или иных видов деятельности; в) чувством собственной значимости.
- формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия.
- формирование потребности заниматься полезной деятельностью, умение включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.
- формирование нравственного, эмоционального и волевого компонентов мировоззрения детей.
- Привитие эстетического вкуса
- формирование активной гражданской позиции.
- педагогическая поддержка в опосредованной социализации личности.
По возрастному уровню программа предназначена для детей подросткового возраста .
Этот период отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны. На каждом возрастном этапе социализации можно наблюдать определенные особенности развития личности.
У ребенка в подростковом возрасте значительно расширяется сфера деятельности, а главное - качественно изменяется характер этой деятельности, значительно усложняются ее виды и формы. Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, в общественной культурно-массовой работе, физкультурно-спортивной деятельности, в организаторском труде, в хозяйственном труде школы.
В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место, но подростка привлекает уже не только сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников.
В развернутой просоциальной деятельности наиболее оптимально удовлетворяются потребности подростка в построении новых взаимоотношений с взрослыми, реализация самостоятельности. Осуществление социально признаваемой деятельности соответствует основным психологическим требованиям подросткового возраста, когда дети, прежде всего, стремятся к разнообразным формам общения.
Построение у подростков развитой системы общения служит основой формирования у них сознательного отношения к другим людям, к окружающему.
Именно в подростковом возрасте впервые встает проблема выбора будущей профессии. Этому вопросу также уделяется особое внимание в разделах программы, учитывая принадлежность данного направления к системе дополнительного образования детей. Прежде всего, это ориентация обучающихся на педагогические профессии, а также работу в сфере управления.
Предпосылкой к созданию образовательной программы «Лидер», в определенной степени, явилась необходимость восполнения образовавшейся в результате исчезновения многих детских объединений и организаций значимой для детей социальной ниши, которая позволяла им быть творцами собственной жизнедеятельности в рамках окружающей среды.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Программа разработана с учетом трех основных компонентов деятельности современного педагога:
- гуманизация педагогического процесса;
- индивидуализация и дифференцированный подход;
- демократизация, что предполагает возможность педагога в рамках реализации данной программы достичь поставленной цели и решить педагогические задачи, актуальные в данной социокультурной ситуации, а также дать возможность каждому подростку – члену творческого объединения – раскрыть свои творческие способности, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива.
Основные методы работы:
- Эмоциональная поддержка
- Анализ и самоанализ
- Стимулирование на позитивную деятельность
- Создание проблемной ситуации
Основные принципы программы:
- Самоуправление
- Добровольность
- Гласность
Этапы реализации программы:
По срокам реализации программа – годичная. Условно ее можно разделить на три этапа:
I этап – начальный.
Включает в себя формирование творческого объединения, комплектование групп, диагностику личности каждого участника ТО, расстановку приоритетов деятельности каждого члена, распределение социальных ролей, первичное планирование деятельности.
II этап – основной.
Погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решение педагогических задач с опосредованным использованием методов, форм, средств реализации образовательной программы. Подготовка и проведение мероприятий различных форм организаций. Осуществление взаимодействия с различными единицами образовательного процесса, привлечение обучающихся в социально-значимую деятельность различной направленности. Анализ и самоанализ проделанной работы.
III этап – заключительный.
Подведение итогов проделанной работы за год. Выбор каждым членом творческого объединения приоритетного направления дальнейшей деятельности. Участие в избирательной компании в органы детского самоуправления училища. Анализ и самоанализ личностного роста в ходе реализации данной программы. Планирование дальнейшей деятельности творческого объединения как структурной составляющей системы воспитания и обучения в училище.
Приоритетными станут следующие формы организации занятий:
Режим занятия:
В реализации программы участвует одна группа учащихся, поделенная на две подгруппы 1курс и2курс. Занятия группы проходят 1 раза в неделю (1 и 2 часа), в соответствии с нормами СанПиН, Уставом ГОУ НПО ПУ №37
Образовательная программа является модифицированной. Состоит из следующих разделов:
- Мастерская организатора включает в себя:
курс «Виды упаковки»
курс «Мир подарков»
- самоуправление
- Творческая лаборатория
- Воспитательная работа
Раздел «Мастерская организатора».
Включает в себя два курса, один из которых «Лидер – какой он?», который предусматривает диагностические формы работы, практикумы и творческие формы проведения занятий, на которых ребята смогут проявить свои таланты, способности к организации, ораторскому искусству, журналистскому делу.
Второй курс «Мир КТД» расскажет о формах и видах коллективно-творческих дел, разовьет умения и навыки создания сценариев КТД, поможет в подготовке и проведении дела. Ребята могут побывать в разных социальных ролях, распределять обязанности, проводить анализ дела.
Раздел «Школьное самоуправление».
Поможет классифицировать знания по этому вопросу и в практической деятельности покажет ребятам, как осуществляется процесс самоуправления в классных коллективах и в школе в целом.
Раздел «Творческая лаборатория».
Данный раздел необходим для того, чтобы в полной мере смогли проявиться таланты и способности ребят. Здесь дается представление о том, чему ребята смогли научиться в ходе реализации данной программы и что они сами могут предложить нового для копилки интересных дел, форм организаций, способов достижения поставленной цели.
Раздел «Воспитательная работа».
Дает представление, с помощью каких педагогических средств будет идти формирование и сплочение стихийного коллектива творческого объединения «Лидер».
Тематический план
работы кружка «мастерская ремесел»
Раздел | Тема | Теория | Практика | Количество часов |
I | Мастерская оформителя подарков | 1 | 1 | 2 |
Курс «Виды упаковки» | 2 | 10 | 12 | |
Курс «Мир подарков» | 4 | 18 | 22 | |
II | «Самовыражение и самоуправление» | 4 | 14 | 18 |
III | Творческая лаборатория | 1 | 13 | 14 |
IV | Воспитательная работа | - | 4 | 4 |
Всего: | 12 | 60 | 72 |
Тематическое содержание программы
Раздел, тема | Вид занятия | Теория | Практика | Количество часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Мастерская оформителя подарков | ||||
Слагаемое успеха | Вводное | 1 | 1 | 2 |
Виды упаковки | Исследование | 2 | 2 | 4 |
Кому предназначен подарок | Деловая игра | 2 | 2 | 4 |
Продавец- покупатель | Дискуссия | 2 | 2 | 4 |
Оформитель подарков -кто он | Ролевая игра | 2 | 2 | 4 |
Чемодан оформителя | Ролевые упражнения | - | 3 | 3 |
Коллективно-творческое дело от «А» до «Я» | Игра | 2 | 4 | 6 |
Правила оформления | Ролевая игра | 2 | 4 | 6 |
Микроигры и тематические дни | Практикум | 1 | 4 | 5 |
Оформление подарков | Практикум | 1 | 4 | 5 |
Конкурсная программа, правила организации | Теоретическая подготовка. Практикум | 1 | 1 | 2 |
Организатор – ведущий – исполнитель | Ролевая игра | 1 | 1 | 2 |
Всего часов: | 7 | 29 | 36 | |
II. Самоуправление | ||||
училище – наша «маленькая страна» | Экскурсия | 1 | 1 | 2 |
Я, ты, он, она – актив, А все вместе - коллектив | Тест. Ролевая игра | 1 | 2 | 3 |
«СВД» - мы живем по законам добра! | Круглый стол | 1 | 2 | 3 |
«Интерес к познанию и творчеству» | Мозговой штурм | 1 | 1 | 2 |
«Патриотическое воспитание» | Практикум | - | 2 | 2 |
«Учимся у природы» | Практикум | - | 2 | 2 |
«Эстетическое воспитание» | Практикум | - | 2 | 2 |
Печатный орган – газета «В нашем доме» | Практикум | - | 2 | 2 |
Всего часов: | 4 | 14 | 18 | |
III. Творческая лаборатория | ||||
Организация и проведение комплекса мероприятий: | ||||
| Праздник | - | 1 | 1 |
| Праздник | - | 2 | 2 |
| Вечер отдыха | - | 1 | 1 |
| Тематический вечер | - | 1 | 1 |
| Ролевая игра | - | 2 | 2 |
| выставка | - | 5 | 5 |
Разработка и воплощение новых форм | Мозговой штурм | 1 | 1 | 2 |
Всего часов: | 1 | 13 | 14 | |
IV. Воспитательная работа | ||||
«Свечка откровений» | Вечер отдыха | - | 2 | 2 |
Тематический вечер | Диспут | - | 1 | 1 |
Индивидуальные консультации | Беседа | - | 1 | 1 |
Всего часов: | 4 | 4 | ||
Всего часов по программе: | 12 | 60 | 72 |
Условия реализации программы
Для реализации данной образовательной программы можно использовать учебные кабинеты ДДТ, спортивный зал, танцевальный зал. Также для того, чтобы ребята освоились в роли организатора, оратора, ведущего массовых мероприятий, им необходимо проводить занятия на тех игровых площадках, где будут проходить планируемые КТД.
Образовательная программа «Лидер» способна к реализации через сотрудничество:
- с детскими объединениями МОУ ДОД Дом детского творчества
- общеобразовательными учреждениями района
- библиотеками
- ЦКиД
- редакцией газеты «Свеча»
- отделом по делам молодежи администрации района
- спорткомитетом
Прогнозируемый результат в ходе реализации образовательной программы
В ходе реализации программы «Лидер» к процессу творческой, организационной и экспериментальной работы будут привлечены именно те учащиеся, которые имеют способности к организаторской деятельности, тенденцию к лидерскому, позитивному поведению в различных коллективах, а также имеют активную жизненную позицию и большое желание заниматься общественной работой в общешкольном коллективе, в своем классе, объединении ДДТ, в районных и областных массовых мероприятиях.
Реализация образовательной программы включает в свое содержание разделы, которые:
- помогут ребятам в освоении искусства быть хорошим оратором, ведущим, организатором различных форм КТД;
- систематизируют знания о системе детского самоуправления, ее структуре и функциональных возможностях;
- способствуют формированию у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия;
- постепенно, в результате совместной, целенаправленной работы развивают потребности заниматься полезной деятельностью, умение включаться в нее, а также самостоятельно ее организовывать;
- в ходе предлагаемой деятельности в малых группах способствуют формированию активной группы, способной подготовить, организовать, оформить и экспериментально обосновать любое интересное коллективное творческое дело.
Знания, умения, навыки, приобретаемые в процессе занятий
в творческом объединении «Лидер».
- наличие мотивации к познанию и социальному творчеству;
- активная позиция ребенка в проявлении организаторских способностей на уровне первичного коллектива;
- формирование навыка работы в органах самоуправления;
- развитие способностей, склонностей к педагогической профессии;
- формирование навыков продуктивной индивидуальной и групповой работы;
- развитие творческих способностей;
- профессиональное самоопределение;
- владение методами педагогического исследования;
- умение составлять различные методические материалы, программы деятельности детских объединений;
- знание и умение организации коллективной продуктивной деятельности
- умение управлять собственной деятельностью: грамотно обозначить цели и прогнозировать результаты, планировать и анализировать работу, отбирать содержание и способы деятельности.
Литература
- Рожков, М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах (Текст): методическое пособие / М. И. Рожков.- М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002.
- Кипарис-7. Коллективно-творческие дела. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Белибихина, Н. А. Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий / Н. А. Белибихина, Л. А. Королева. – Волгоград: Учитель,2008.
- Левина, С. А. Детский творческий центр: организация методической работы / С.А. Левина, Ю.Н. Суслов, Э.Г. Белоусова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Иванченко, В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей (Текст): учебно- методическое пособие / В.Н. Иванченко.- Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007.
- Развитие социального творчества в себе и других: из опыта работы областной очно-заочной школы «Лидер». – Киров, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «Правовая культура молодёжи»
Несовершеннолетие - один из самых сложных периодов развития лич¬ности. Именно в подростковом возрасте происходит завер¬шение формирования характера и становление личности при активном влиянии социальн...
Рабочая образовательная программа кружка "Витраж".
Рабочая образовательная программакружка "Витраж"....

Программа кружка "Деревья из бисера"
Программа кружка "Деревья из бисера", а также календарно-тематическое планирование по программе кружка...
Программа кружка по технологии «Мастерица- рукодельница» для учащихся 6-8 классов
программа кружка для внеклассного занятия по технологии содержит:Вязание крючком.Вязание спицами.Вышивание. Аппликация на ткани. Кулинария....

Программа кружка "Офисные технологии"
Основная задача кружка - освоение учащимися основ информационной технологии (ИТ) в сочетании с фундаментальными принципами информатики, на которые эта технология опирается.Основное направление - офисн...

рабочая программа кружка "Художественная композиция"
Программа кружка «Художественная композиция» предназначена для учреждений среднего профессионального образования.Основная цель данной программы – обеспечение условий для творческой активности и саморе...