Дополнительная образовательная программа «Волшебная бумага» для детей с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа

Кузнецова Лидия Николаевна

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Дополнительная образовательная программа «Волшебная бумага» для детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья

(Срок реализации 1 год)

2021-2022 уч. год.

Составил:

 Педагог дополнительного образования:

Кузнецова Л.Н.

Тамбов 2021 г.

Пояснительная записка

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья   анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей с ОВЗ на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у обучающихся художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Мозаичная аппликация – вид аппликации, выполненная из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения.

Бумажный комочек - при изготовлении аппликации этим способом тонкая бумага или салфетки рвутся на маленькие или большие кусочки. Каждый кусочек при помощи пальцев рук или ладоней сминается, а затем скатывается в комочек нужной формы. 

Бумажная полоска «петля» - вид аппликации, выполненный из полосок бумаги, закрепленных в одном месте в виде петли.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Знакомство с оригами – пер. с японского «сложенная бумага» -  древнее искусство складывания фигурок из бумаги.

Программа кружка построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, оригами, бумажный комочек, квиллинг, конструирование).

Задачи кружка декоративно- прикладного творчества:

Обучающие

• Знакомить обучающихся с ОВЗ с основными понятиями и базовыми формами разных техник.

• Обучать различным приемам работы с бумагой.

• Формировать умения следовать устным инструкциям.

• Знакомить  обучающихся с ОВЗ с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.

•  Обогащать словарь обучающихся специальными терминами.

•   Создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках работы с бумагой.

Развивающие:

• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии обучающихся.

• Развивать у обучающихся с инвалидностью способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

• Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к искусству техники квиллинга.

• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:

  • цветную бумагу,
  • гофрированный картон;
  • картон белый и цветной,
  • клей (наилучшим является клей ПВА),
  • бумажные полоски шириной 5-7 мм,
  • стержни для шариковой ручки с расщепленным концом, 
  • ножницы,
  • карандаши простые,
  • линейка,
  • кисточки для клея,
  • салфетки,
  • Клеенка.

Предполагаемые результаты реализации программы.

В результате обучения по данной программе обучащиеся:

  • научатся различным приемам работы с бумагой;
  • будут знать основные геометрические понятия;
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • создавать изделия пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • будут создавать композиции из бумаги
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию
  • познакомятся с разными видами работы с бумагой;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни

Обучающийся с инвалидностью или с ОВЗ учится работать руками, учится оценивать результат труда, чувствует себя свободно, раскованно, стремится к знаниям и красоте, умеет оценить труд коллектива и чувствует потребность прилагать собственные усилия, для формирования целостного взгляда на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

Второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом

Раскрываются скрытые внутренние силы обучающегося, то, что заложено в нем природой. Открытие своих глубинных потенциалов. Требования к прогнозируемым результатам зависят от этапа развития творческой личности, ориентированной на культурные ценности. Развивается художественный, эстетический вкус ребенка, его учат видеть красоту мира и природы и, что самое главное, творить эту красоту своими руками.

Третий уровень– приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия

Обучащийся с ОВЗ владеет и проявляет общепринятые нормы культуры общения, в том числе уважение к окружающим, подчиняя собственные интересы задачам коллектива, а также культуры поведения в коллективе, оказывают помощь младшим воспитанникам.

Обучащийся владеет практическими навыками и умениями, которые позволяют ему быть социально защищенным в обществе, применять свое ремесло в течении всей своей жизни.

                          

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Дата

Тема

Цель

1

2

3

4

Сентябрь

1,

2

Волшебная бумага

Познакомить детей со свойствами бумаги: мнется, рвется, складывается и т.д;

Показать, что можно сделать из бумаги (аппликации, оригами, цветы и пр.). Вспомнить, что мы делали при помощи бумаги, побеседовать на тему для чего еще нам нужна бумага. Развивать творческое воображение и фантазию;

Рассказать детям о технике безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

3,

4

.

Мозаичная аппликация: «Гусеница»

Познакомить детей с новой техникой: мозаичная аппликация. Учить детей разрезать полоску бумаги на квадраты. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умения аккуратно наклеивать детали

5,

6

Мозаичная аппликация: «Воздушные шары»

Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой. Составлять изображение из частей. Учить подбирать цвета, правильно располагать части аппликации, аккуратно наклеивать детали, используя салфетку. Развивать творческие способности, воображение, самостоятельность.

7,

8

Мозаичная аппликация: «Цветы»

Продолжать закреплять умения нарезать полоски на квадраты. Учить формировать из частей целое, правильно наносить клей, аккуратно наклеивать детали. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.

Октябрь

9,

10

Мозаичная аппликация: Коллективная работа «На дороге»

Упражнять детей в вырезании. Учить подбирать цвета, составлять целое из частей. Развитие эстетического восприятия. Формирование положительного эмоционального отношения к созданным работам. Учить работать в коллективе, уметь договариваться.

11,

12

Техника «Бумажный комочек»

Познакомить ребят с новой техникой: Бумажный комочек.

Научить детей отрывать от целого листа кусочек, сминать его пальцами рук, формируя бумажный комочек. Показать детям способы применения бумажного комочка: поделка на бумаге, объемная поделка. Развивать мелкую моторику, усидчивость и внимание.

13,

14

Поделка в технике «Бумажный комочек»: «Рыбка»

Продолжать учить детей формировать комочки из бумаги. Наносить клей кистью. Учить переносить кусочки бумаги на капли клея ватной палочкой, смоченной в воде.

Развивать композиционные умения. Закреплять приемы наклеивания.

15,

16

Поделка в технике «Бумажный комочек»: «Ёжик»

Закреплять умение детей формировать комочки, переносить и аккуратно наклеивать на фон. Формировать положительное отношение к работе.  Воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

17,

18,

19,

20

Поделка в технике «Бумажный комочек»

Коллективная работа «Осенний лес»

Вызывать желание работать в коллективе, формировать положительное отношение к созданной работе. Способствовать эмоциональной оценке своих работ и работ своих товарищей.

21

Бумажная полоска «Петля»

Показать детям новое использование бумажной полоски – складывание в форме «петли» и выполнение из нее поделок. Продолжать закреплять умения работы с ножницами, аккуратному отношению к созданной поделке. Развивать усидчивость, терпение и воображение.

22,

23

Бумажная полоска «петля» и бумажный комочек -поделка «Петушок»

Вспомнить с детьми технику формирования бумажного комочка. Учить детей создавать объемную поделку, применяя, уже знакомые техники работы с бумагой. Развивать умение создавать красивую композицию, аккуратному обращению с клеем и ножницами. Учить соотносить детали поделки по размеру и цвету.

Декабрь

24,

25,

26,

27

Бумажная полоска «петля» – Новогодняя поделка (2 занятия)-

«Еловые ветки»

Продолжать учить детей вырезать полоски бумаги. Закреплять умение складывать полоски в петли, формировать единый образ. Развивать воображение, творчество, композиционные навыки.

28,

29,

30,

31

Бумажная полоска «петля» – Новогодняя поделка -

«Еловые ветки»

Закончить начатую на прошлом занятии поделку к новому году. Наклеивать готовые петли на эскиз композиции. Показать детям, что чем больше рядов петель, тем пышнее елочная ветка. Развивать эстетическое чувство, желание доводить начатое дело до конца.

Январь

32,

33

.

Поделки в технике «Квиллинг» - «Белая береза»

Познакомить детей с новой техникой работы с бумагой – техника квиллинг. Показать основные приемы. Научить детей накручивать узкую длинную полоску на карандаш или палочку, использовать накрученные спиральки для выполнения объемной аппликации. Развивать композиционные навыки и умения, мелкую моторику и усидчивость.

34,

35

Поделки в технике «Квиллинг» - «Снегирь и рябина»

Продолжать учить детей накручивать на палочку узкую длинную полоску. Познакомить с основной формой, на основе которой делаются все остальные формы в технике квиллинг – «Таблетка». Учить плотно накручивать полоску на карандаш, аккуратно наносить клей, прижимать. Развитие цветового восприятия, совершенствованию композиционного построения изображения в зависимости от формы основы.

36

Поделки в технике «Квиллинг» - Коллективная работа – «Золотая рыбка»

Закрепление умения накручивать основную форму «таблетка», «свободная спираль». Развивать умение работать в коллективе, договариваться с товарищами. Развивать чувство ритма и цвета, самостоятельность, способствовать игровому общению.

Февраль

37,

38

Поделки в технике «Квиллинг» «Паучок»

Продолжать учить детей основным приемам техники квиллинга: «свободная спираль», «таблетка». Закреплять умение работы с ножницами, аккуратному наклеиванию, составлять изображение из частей, приемы аккуратного наклеивания. Развивать усидчивость и воображение.

39,

40

.

Поделки в технике «Квиллинг» «Веселые утята»

Закреплять умение работать в технике квиллинг. Учить выполнять объемную работу, дополнять поделку деталями. Воспитывать умение доводить работу до конца. Развивать творческие способности, воображение.

41,

42

Поделки в технике «Квиллинг» - Подарок для папы – «Ракета»

Продолжать учить аккуратному обращению с ножницами, вырезать полоски нужной ширины, скручивать их в основные формы квиллинга. Формировать композицию, аккуратно наклеивать детали. Воспитывать у ребят гордость и любовь к своей Родине, формировать положительное отношение к результатам своей деятельности.

43,

44

.

Поделки в технике «Квиллинг» - «Светофор»

Повторение правил дорожного движения, техники безопасности.  Формирование деталей приемом «свободная спираль». Правильно располагать детали, развивать чувство ритма и цвета. Аккуратно наклеивать детали на заготовку. Формирование эстетического чувства.

 

Март

45

Объемные поделки

Прием складывание: Ждем гостей

Познакомить детей с приемом складывания квадрата (прямоугольника) пополам, по прямой с делением боковых сторон пополам и совмещением противоположных верхних и нижних сторон и углов. Условно назвать этот прием складывания «Книжечка». Воспитывать усидчивость, терпение.

46

.

Объемные поделки

Прием складывание: Автобус

Продолжать учить детей мастерить объемные поделки, используя прием складывания «Книжечка». Закреплять умение делить полоску на части приемом складывания пополам, вырезать круги из квадрата, плавно закругляя его углы при срезании. Развивать творческие способности, воображение.

47,

48

.

.

Объемные поделки

Прием складывание: Медвежонок

Закреплять умения мастерить поделки, используя прием складывания «книжечка».  Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал.

49,

50

.

Объемные поделки

Игрушка из картона - СЛОН

Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – конструировать из бумаги объемные фигуры, при помощи надрезов, без клея. Развивать пространственное воображение. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Апрель

51,

52

Оригами из кругов

«ГРИБОК»

Познакомить ребят с техникой оригами, показать несколько поделок в технике оригами. Познакомить с условным обозначением «долина» (линия, по которой следует делать сгиб на себя);

Поделка «ГРИБОК». Научить детей складывать круг пополам, правильно располагать части на листе, формируя композицию.

53,

54,

55

Оригами из кругов

«Божья коровка»

- Продолжать учить складывать базовую форму – круг пополам;

- Выделять части тела – крылья, тело, голова. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

56,

57

Оригами из кругов

«Разноцветный зонтик»

- Учить детей складывать круг пополам, и еще раз пополам, получая при этом ¼ круга;

- складывать в виде зонта из нескольких четвертинок кругов.

Развивать пространственное воображение. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

58,

59

.

Оригами из кругов

Коллективная работа

Аквариум

Продолжать учить детей работать с круглым листом бумаги, закрепить умение складывать круг пополам и еще раз пополам. Формировать композицию, дополняя ее разными деталями. Учить работать совместно, делая одно общее дело.

Май

60

.

Оригами из квадрата

История о любопытном уголке

- Учить детей конструировать, сгибая лист бумаги квадратной формы по диагонали, учить сгибать треугольник по схеме, воспитывать у детей внимание и терпение;

61

Парус и рыбка

- Продолжать учить складывать квадрат по диагонали. Развивать воображение, помогать видеть разное из одной и той же фигуры. Украшать готовое изделие, дополняя его деталями. Развивать эстетическое чувство.

62

.

Бабочка

- Закреплять умение складывать квадрат по диагонали, показать, что треугольник можно складывать еще раз пополам и все равно получится треугольник.  Учить детей составлять небольшую композицию из оригами, дополнять ее по мере необходимости различными деталями, сделанными из бумаги. Развивать фантазию, воображение.

63

Итоговое занятие

Оформление выставки

Методическая литература кружка «Волшебная бумага»:

1.  Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.;

2.  Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.;

3. Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы. – М: Айрис-пресс, 2012 г.;

4. Новикова И.В. Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2011г.;

5. Долженко Г.И. 200 фигурок и игрушек из бумаги и оригами. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.;

6. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из кусочков бумаги. – М: Из-во Оникс, 2010г.;

7. Просова Н.А.  Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги. – М.: Эксмо.

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОПОКРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МОРДОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

художественно-эстетического направления

«Рукодельница»

возраст детей: 8-11 лет

срок реализации: 1 модуль

Автор – составитель:

Кузнецова Лидия Николаевна, педагог дополнительного образования1 категория

 

2020 год


Информационная карта

Учреждение

ТОГБОУ «школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Наименование программы

«Волшебная бумага»

Сведения об авторе программы

ФИО педагог дополнительного образования Кузнецова Лидия Николаевна.

Место работы: ТОГБОУ «школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» д. Красненькая.

Должность (категория): педагог дополнительного образования, 1 категория.

Аннотация программы

Нормативная база

Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепции развития дополнительного образования детей в РФ (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы / (СанПиН 2.4.4.3172 – 14) М, 20.08.2014;

Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерство образования и науки России № 09-3242 от 18.11.2015 г

Область применения

дополнительное образование

Направленность

художественно – эстетическая

Вид/тип

образовательная/модифицированная программа.

Возраст обучающихся по программе

8-11 лет

Срок реализации

1 год

Год разработки

2020 г.

Цель программы

Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощение в художественной работе собственной неповторимости и индивидуальности.

Задачи программы

Обучающие:

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
  • продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
  • приобретать навыки учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • формировать  творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Воспитательные:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
  • добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.

Актуальность программы

   Актуальность данной программы заключается в:

- специфическом подходе изучения данного предмета, позволяющем достичь учащимся высокого уровня мастерства;

- модульности программы, которая гарантирует четкость, глубину, последовательность изучения материала, отслеживания результатов полученных знаний.

Опираясь на материалы научных исследований, которые утверждают, о важности творческого развития детей, делаем вывод, что актуальность программы также заключается в ее необходимости при развитии мышления, памяти, мелкой моторики рук, художественного, эстетического вкуса, творческих способностей обучающегося, что, в свою очередь, оказывает благоприятное воздействие на формирование нравственных качеств.

Новизна программы

Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта ребенка, его творческих способностей, нравственных качеств в работе, направленной на освоение предметного и практического содержания.

Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно - прикладного творчества, то есть самореализоваться и самоопределяться. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится планированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

Формы занятий

(указать   кол-во детей в группах)

Групповые.  Количество обучающихся в группе на всех этапах обучения не должно превышать 15 человек.

Режим занятий

2 раза в неделю по 1 часу (всего 2 часа в неделю)

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе обучающиеся:

  • научатся различным приемам работы с бумагой, лентами, проволокой, капроном и другими материалами;
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг, канзаши, пейп-арт, скрапбукинг, ганутель  и др.
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
  • примут участие в выставках детских работ муниципального и регионального уровней.

Формы подведения итогов реализации программы

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  1. входной контроль (сентябрь - анкета);
  2. текущий контроль (в течение всего учебного года – мониторинг знаний и умений, выставка работ);
  3. промежуточный контроль (январь – тесты, выставка);
  4. итоговый контроль (май – выставка работ, итоговый тест).

Для определения результативности в течение учебного года между учащимися проводятся различные конкурсы, принимается активное участие в школьных тематических выставках, что позволяет сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. Такой подход, не травмируя детскую психику, позволяет сформировать положительную мотивацию их деятельности и в форме игры научить самоанализу.

Страниц текста

Приложение

Методические разработки:

мастер-класс «Украшение Георгеевской ленты технике канзаши»; мастер-класс «Украшение пасхального яйца в технике квиллинг».

Приложение 1: «Мониторинг совершенствования практических умений и навыков обучающихся».

Приложение 2: «Показатели успешности освоения дополнительной образовательной программы: Оцениваемые параметры и критерии обученности; Показатели и критерии личностного развития».

Приложение 3: «Понятийный словарь».

Фото готовых работ.

Рецензенты

Ф. И. О.:

Должность, ученая степень, звание

Место работы

 М.П.                                                      

                             /подпись директора образовательного учреждения/

                                                                       «_____»______________20__года


Пояснительная записка

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления,  который является важным направлением в развитии и воспитании. Программа "Волшебная бумага" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение знаниями, простейшими умениями и навыками.

Программа составлена с учетом Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепции развития дополнительного образования детей в РФ (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы / (СанПиН 2.4.4.3172 – 14) М, 20.08.2014;

Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерство образования и науки России № 09-3242 от 18.11.2015 г

Программа модифицированная, разработана на основе авторских программ учителя технологии Дорофешиной Наталии Николаевны, высшая категория г Тамбов, Поляковой Наталии Валентиновны педагог организатор, Ново-Покровсая средняя школа, первая категория). С использованием многолетнего опыта работы Кузнецовой Лидии Николаевны в дополнительном образовании, составлена с учетом требований современной педагогики.

В соответствие с концепцией современного образования в основу программы были положены такие составные части как:

- изучение истории происхождения той или иной техники,

- связь с литературным творчеством, музыкой,

- интегрированная связь с другими предметами и образовательными программами.

В настоящее время делается акцент на перевод обучения на субъект-субъектную основу. Такой перевод требует такой педагогической технологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков модульно, что обеспечивает в целом ее практическую реализацию и творческое развитие. Модульное обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет практически решить эту задачу. Программа предполагает три блока для изучения разных техник творчества, предусматривая развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

3 блоков:

1 блок - квиллинг (поделки из скрученных полосок бумаги).

2 блок — пейп-арт (украшение панно и рисование салфетками).

3 блок - плетение из газетных трубочек.

Программа носит вариативный характер, и поэтому блоки могут меняться  с учетом потребностей и материально-технических возможностей обучающихся (в пределах  объема часов данной программы).

По каждому блоку, входящему в программу, дается сумма необходимых теоретических сведений и перечень практических работ. Теоретические сведения  содержат основные данные, связанные с процессом изготовления изделий. Их изложение  предшествует  практическим занятиям. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. Все практические работы строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе и создавать как индивидуальные, так и коллективные проектные работы. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Программа призвана научить детей репродуктивным путём  не только освоить сложные и трудоёмкие приёмы обработки разнообразных материалов и различные техники выполнения изделий декоративно-прикладного творчества, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения обучающиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, биологии, физики, химии. При работе с выкройками-лекалами, выполнении схем, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики.

В процессе работы по программе “Волшебная бумага” дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты создаваемого образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение, параллельно размышляя над литературными образами, героями.

Актуальность данной программы заключается в:

- специфическом подходе изучения данного предмета, позволяющем достичь учащимся высокого уровня мастерства;

- модульности программы, которая гарантирует четкость, глубину, последовательность изучения материала, отслеживания результатов полученных знаний.

Опираясь на материалы научных исследований, которые утверждают, о важности творческого развития детей, делаем вывод, что актуальность программы также заключается в ее необходимости при развитии мышления, памяти, мелкой моторики рук, художественного, эстетического вкуса, творческих способностей обучающегося, что, в свою очередь, оказывает благоприятное воздействие на формирование нравственных качеств.

Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта ребенка, его творческих способностей, нравственных качеств в работе, направленной на освоение предметного и практического содержания.

Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно - прикладного творчества, то есть самореализоваться и самоопределяться. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится планированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

Меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через блоки и плюс личное индивидуальное общение.

Содержание каждого блока строится на решении задач мировоззренческого, ценностно-смыслового плана, которые имеют своё содержательное преломление с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Цель программы – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощение в художественной работе собственной неповторимости и индивидуальности.

Задачи программы: 

Обучающие:

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
  • продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
  • приобретать навыки учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • формировать  творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Воспитательные:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
  • добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем больше органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
  • “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Ценность состоит в:

  • авторском методическом сопровождении (технологические карты по темам, маршрутные карты для каждого ученика);
  • богатом авторском дидактическом материале;
  • создании условий для ликвидации перегрузки учащихся;
  • предоставлении учащимся возможности выбирать свой способ обучения из альтернативы.

Отличительные особенности данной программы

Отличительная особенность данной программы состоит в   широком спектре направлений декоративно-прикладной деятельности и глубиной изучения отдельных видов декоративно-прикладного творчества. Она является  образовательной, комплексной, интегрированной и  позволяет избежать монотонности в обучении, благодаря овладению обучающимися разнообразными видами декоративно-прикладного творчества.

Учебная работа может выполняться по готовому образцу - изделию. В ходе работы обучающиеся изучают технологические процессы изготовления деталей и приемы композиционного строения. При выполнении творческих работ происходит развитие индивидуальных способностей каждого воспитанника в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.

На вводном занятии обучающиеся знакомятся с общими правилами безопасности труда, а перед началом работы по каждому блоку изучают безопасные приемы выполнения каждой технологической операции.

Педагог предлагает обучающимся знакомство с разными техниками, историей их создания. Один из самых доступных материалов для создания поделок является бумага. Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (открытки, панно, закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. При работе с бумагой обучающиеся познакомятся со следующими техниками: квилинг, пейп – арт, поделки из газетных трубочек.

Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Место педагога в деятельности меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. Образные представления у школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием поделок, так и во время работы. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия. Подобная установка дисциплинирует обучающихся, дает хороший осознанный подход к решению и чисто пластических задач объемной формы. С первых же занятий дети приучаются работать по плану.

Программа соединяет игру, труд и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

Возрастные особенности детей.

Программа “Волшебная бумага” рассчитана на 1год обучения. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Возраст детей от 8 до 11 лет. Состав постоянный, набор свободный.

Программой предусмотрен индивидуально - ориентированный подход к обучению воспитанников. Выбор структуры занятия зависят от основной цели конкретного занятия, возраста воспитанников, степени усвоения предыдущего материала.

Программа предусматривает коллективные занятия по изготовлению работ, например, для выставок детского творчества. Коллективный труд значительно ускоряет процесс изготовления, позволяет распределить задания с учетом умений и навыков каждого воспитанника.

Режим занятий

Общее число в год - 106 часа.

Число занятий в неделю – 2 часа: по1часу  в день (ПРИЛОЖЕНИЕ 3 к  Сан ПиН 2.4.4.1251-03).

Формы организации деятельности на занятиях

Акция, аукцион, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, защита проектов, деловая игра, игра-путешествие, игра сюжетно-ролевая, игровая программа, конкурс, круиз, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, открытое занятие, посиделки, праздник, практическое занятие, представление, презентация, размышление, смотрины, соревнование, творческая мастерская, творческий отчет, экзамен, экскурсия, эксперимент, ярмарка и др.

Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:

Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);

Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);

Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).

Прогнозируемые результаты

В результате обучения по данной программе обучающиеся:

  • научатся различным приемам работы с бумагой, лентами, проволокой, капроном и другими материалами;
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг, канзаши, пейп-арт, скрапбукинг, ганутель  и др.
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
  • примут участие в выставках детских работ муниципального и регионального уровней.

Способы определения результативности:

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  1. начальный контроль (сентябрь - анкета);
  2. текущий контроль (в течение всего учебного года – мониторинг знаний и умений, выставка работ);
  3. промежуточный контроль (январь – тесты, выставка);
  4. итоговый контроль (май – выставка работ, итоговый тест).

С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:

I уровень - репродуктивный с помощью педагога;

II уровень - репродуктивный без помощи педагога;

III уровень – продуктивный;

IV уровень – творческий.

Педагогический контроль знаний, умений и навыков обучающихся в творческом объединении осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней:

1.Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием   карточек-заданий по темам изучаемого курса.

2. Фронтальная и индивидуальная беседа.

3. Цифровой, графический и терминологический диктанты.

4.  Выполнение дифференцированных практических заданий различных     уровней сложности.

5. Решение ситуационных задач направленых на проверку умения использовать приобретенные знания на практике.

6. Решение кроссвордов.

7. Игровые формы контроля.

Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках разного уровня: внутри школы, районных, областных в области декоративно-прикладного творчества.

Количественная оценка результатов обучения (по 3-бальной шкале) осуществляется по системе «МОНИТОРИНГ совершенствования практических умений и навыков обучающихся», Приложение 1.

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении «Показатели успешности освоения дополнительной образовательной программы», Приложение 2, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.

Конечным результатом выполнения программы предполагается выход обучающихся на III – IV уровни обученности: участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

Критериями результативности  данной программы является:

  • соблюдение правил ТБ, рациональная организация рабочего места;
  • правильность выполнения трудовых приёмов;
  • качество выполненных заданий;
  • применение полученных знаний и умений при изготовлении декоративных изделий;
  • соблюдение технологии изготовлении изделий;
  • аккуратность работы;
  • оформление и отделка готовых работ;
  • высокий художественный уровень изделий;
  • самостоятельность выполнения творческой работы от идеи до готового изделия.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

отслеживания результатов образовательной деятельности

Фамилия, имя ребёнка

Раздел программы

степень сложности выполненной работы

степень самостоятельности выполнения работы

свободное владение техническими приемами

гибкость мышления и творческий подход

качество исполнения, эстетический уровень


Учебно-тематический план 1 модуля обучения

№ п\п

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

Прак
тика

Введение в декоративно-прикладное искусство

1

Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике  безопасности при работе с инструментами и материалами.

1

1

2

Материалы для работы, их виды.

1

1

3

Основы цветоведения и композиции.

1

1

4

Игра на внимание, викторина.

1

1

Блок 1. Волшебный мир квиллинга

5

 Просмотр работ в этой технике. Основные формы техники. Приемы работы.

4

4

6

 Композиция из цветов. Открытка.

4

4

7

Цветочное панно.

3

3

8

Коллективный проект «Краски осени».

10

1

9

9

Объемные фигуры. Приемы работы.

5

1

4

10

В мире насекомых (пчела, стрекоза, бабочка).

3

1

2

Блок 2. Пейп-арт - удивительные краски

11

Приемы скручивания. Ваза для цветов, подставка под карандаши.

3

1

2

12

Рисуем картинки  салфетками.

3

1

2

13

Любимые герои сказок и мультфильмов.

5

5

Блок 3. Увлекательное плетение из газетных трубочек

14

Крутим трубочки. Приемы плетения.

2

1

1

15

Подставка под горячее.

3

3

16

Веер или велосипед (на выбор).

3

3

17

Шкатулка для мелочей.

2

2

Радуга творчества

18

Творческая мастерская «Вот что я умею!».

10

10

19

Отчетная выставка объединения.

1

1

20

Итоговая аттестация. Викторина.

2

1

1

ВСЕГО

67

9

58

Содержание деятельности 1 года обучения.

Введение в декоративно-прикладное творчество.

Тема 1. Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства (презентация). Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.

Тема 2. Виды бумаги и картона: гофробумага, цветная бумага, бумага ручной работы, рисовая бумага, гофрокартон, глянцевый картон, бумага для пастели, акварели.

Тема 3. Основы цветоведения. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.

Тема 4. Основы композиции. Расположение основных элементов и частей в определенной системе.

Блок 1.
Волшебный мир квиллинга

Тема 1. Просмотр работ в этой технике (презентация). Основные приемы работы.

Тема 2. Композиция из цветов. Изготовление открытки ко Дню Учителя, применяя формы роллов: капля, глаз, полумесяц, завиток, стрела.

Тема 3. Цветочное панно. Изготовление бахромчатых цветов (астры, георгины) и создание осенней композиции на картоне.

Тема 4. Коллективный проект «Краски осени». Обсудить эскиз, разделившись на группы, сделать заготовки для цветов, листьев, ветки рябины, грибов, яблок. Познакомиться с литературными и музыкальными произведениями, в которых воспевается осенняя красота.

Тема 5. Объемный квиллинг. Изучить технику выполнения объемных фигур. Изготовление желудей, грибов и др. поделок.

Тема 6. В мире насекомых. Учимся делать бабочку, стрекозу, пчелу из роллов на плоскости и объемно.

 

                                                                   Блок 2.

Пейп-арт - удивительные краски!

Тема 1. Знакомство с новой техникой. Просмотр работ (презентация). Приемы скручивания. Оформление вазы для цветов, подставок под карандаши.

Тема 2. Рисуем картинки  салфетками. Миниатюры на свободную тему. Выбор темы работы. Зарисовка  эскиза. Выполнение работы.

Тема 3. Любимые герои сказок и мультфильмов. Раскрашиваем салфетками.

Тема 4. Подготовка к участию в городских, районных новогодних конкурсах «Мастерская Деда Мороза». Выполнение работ разными техниками. Изучение стихотворений о зиме.

Блок 3.
Увлекательное плетение из газетных трубочек

Тема 1. Скручивание трубочек. Прием плетения «веревочка», газетные трубочки наращивают в процессе работы, вставляя их друг в друга и приклеивая.

Тема 2. Плетем подставку под горячее путем скручивания готовых трубочек в колесико. Склеиваем детали клеем-пистолетом.

Тема 3.  Мы едем, едем, едем…. Мастерим велосипед. Из старых газет можно сплести весьма оригинальные корзины круглой или прямоугольной формы, которые и станут тележкой для велосипеда. И хотя порядок их плетения одинаковый, лучше для начала плести корзину круглой формы, так сделать это немного проще.         Можно предложить сделать веер из газетных трубочек, украшая его цветами, изготовленными в технике квиллинг.

Тема 4. Нужные в быту вещицы – плетем шкатулку для мелочей изученными приемами. Простое послойное плетение. Основных трубочек должно быть нечетное количество, переплетают их через одну, как бы послойно.  Плетение делают под наклоном с более утолщенной стороны и постепенно по очереди закладывают первую трубочку с одной, вторую - с другой стороны. Вазы плетут по часовой стрелке. Основным признаком такого плетения является то, что при использовании трубочек они должны быть одной длины  и толщины.

Радуга творчества – завершаем учебный год

Тема 1. Творческая мастерская «Вот что я умею!» Изготовление поделок, совмещая разные техники. Фантазируем, мыслим креативно.

Тема 2. Творческий отчет. Выставка поделок учащихся.

Тема 3.Итоговая аттестация. Викторина. Тест.

Тема 4. Игры на развитие мыслительных способностей.

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение образовательной программы “Волшебная бумага” включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.

При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 8–11 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ  и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий, презентации и видеоролики.

Условия реализации программы.

Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Для успешной реализации программы необходимо материально - техническое обеспечение: бумага офисная цветная марки «Color», бумага офисная белая, бумага цветная, гофробумага, картон цветной, гофрокартон, картон белый большой, карандаши, клей ПВА, клей Момент – Кристалл, клей-карандаш,


Понятийный словарь

Декоративно-прикладное искусство – это раздел декоративного искусства, охватывающий ряд отраслей творчества, который посвящён созданию художественных изделий, предназначенных для быта.

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле,

мастерстве, искусстве.

Навык – сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Результативность – результат + качество.

Понятийный словарь для учащихся.

КВИЛЛИНГ, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. На английском языке называется quilling — от слова quil (птичье перо). Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.

ПЕЙП-АРТ — один из видов многогранной техники аппликация, техника-имитатор других более дорогостоящих и трудоёмких техник изображения. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — скрученные нити из салфетки и разорванная на кусочки салфетка (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки. Составляя картину из разноцветных салфеток, мы предварительно разрезаем и смачиваем их, скручивая в трубочки. В результате возникает эффект акварельной или даже масляной живописи.

ПОДЕЛКИ ИЗ ГАЗЕТНЫХ ТРУБОЧЕК - плетение ложек, вееров, шкатулок и корзинок из скрученных газетных трубочек дает ощущение, что перед нами предметы, сделанные из лозы.  

.

ПАННО – это изделие служит украшением.

АППЛИКАЦИЯ – вид отделки изделия.

СРЕЗ – край вырезанной детали.

ШАБЛОН – готовый образец будущей детали.

ИГЛА – инструмент имеющий острый конец и ушко.

УВЕЛИЧИТЬ РИСУНОК – сделать больше по размеру.

УМЕНЬШИТЬ РИСУНОК – сделать меньше по размеру.

ТЕМНЫЙ ЦВЕТ – лишённый света.

СВЕТЛЫЙ ЦВЕТ – дающий яркий свет.

КОМПОЗИЦИЯ – составление, соединение.

ШИЛО – колющийся острый инструмент.


Литература

  1. Мелосская Божена «Искусство вырезания из бумаги», Аргумент Принт, 2013.-256 с., ил.
  2. Пойда О.В. «Чудесные поделки из всякой всячины своими руками», М.: Полиграфиздат, 2010. – 112 с., ил.
  3. Егорова И.В., «Плетение из газет», М.: РИПОЛ классик, 2014. -256 с., ил.
  4. Стрельцова С.В. «Букеты из конфет», М.: ОЛМА медиа групп, 2012. -96 с., ил.
  5. Джейн Дженкинс «Трехмерный квиллинг. Объемные фигурки из бумажных лент», М.: Контент, 2012, - 48 с., ил.
  6. Диана Боден Крейн «Фантазии из бумажных лент. Миниатюрный квиллинг», М.: Контент, 2011, - 48 с., ил.
  7. Элизабет Моуд «Волшебный квиллинг», М.: Контент, 2012, - 80 с., ил.
  8. Юртакова А.Е., Юртакова Л.В. «Квиллинг. Объемные фигурки», Донецк: СКИФ, 2012, - 64 с., ил.
  9. Моргунова К.П. «Квиллинг. Фигурки животных из гофрокартона», Донецк: СКИФ, 2012, - 64 с., ил.

Интернет-ресурсы

http://www.liveinternet.ru/users/marguwa/tags

http://mas-te.ru/podelki/tsvetyi-iz-lent-kanzashi/

http://moya-vselennaya.com/master-klass-kanzashi-dlya-nachinayushhih/

http://www.liveinternet.ru/users/3973103/rubric/4086483/

http://woman02.ru/izdeliya-iz-bumagi/pejp-art-master-klass

http://rus-scrap.ru/

http://www.goodhouse.ru/home/DIY/349189/

http://masterclassy.ru/rukodelie/ayris-folding/1237-ayris-folding-shemy.html

http://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/uroki-tvorchestva/airis-folding-master-klas.html

http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1170

http://allforchildren.ru/article/misc11.php 

                                                                                                                                                                                  Приложение №1

Количественная оценка результатов обучения (по 3-бальной шкале) осуществляется по системе

   МОНИТОРИНГ

                 совершенствования практических умений и навыков обучающихся

Показатели оценивания качества выполнения практических

работ

Критерии оценки

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

Степень сложности выполненной работы

Высоки уровень сложности.  Сюжетно-тематическая декоративная  композиция, выполненная с применением разнообразных технологических приемов и использованием  различных художественных техник

Повышенный уровень сложности. 

Сюжетно-тематическая декоративная  композиция, выполненная с применением разнообразных технологических приемов

Средний уровень сложности Предметная декоративная  композиция, выполненная с применением разнообразных технологических приемов

Элементарный уровень сложности

Предметная декоративная  композиция, выполненная с применением одного несложного технологического приема

Степень самостоятельности выполнения работы

Полностью самостоятельное выполнение работы

Разовое обращение за помощью к педагогу.

Неоднократное обращение за помощью к педагогу.

Систематическая помощь и контроль со стороны педагога

Свободное владение техническими приемами

Использование разнообразных технологических приемов без обращения за помощью к педагогу

Использование разнообразных технологических приемов с привлечением помощи педагога

Использование ограниченного количества из числа изученных технологических приемов

Неграмотное использование технологических приемов

Гибкость мышления и творческий подход

Использование при выполнении задания собственных нестандартных решений, оригинальных способов выполнения задания

Использование при выполнении  задания нестандартных решений с привлечением помощи педагога

Использование при выполнении  задания элементов нестандартных решений

Уровень выполнения заданий репродуктивный.

Качество исполнения, эстетический уровень

Удачное композиционное и колористическое решение.

Высокое качество исполнения.

Удачное композиционное и колористическое решение. Незначительная небрежность в исполнении отдельных элементов композиции

Неудачное композиционное и колористическое решение. Незначительная небрежность в исполнении отдельных элементов композиции

Неудачное композиционное и колористическое решение. Небрежное, неаккуратное исполнение

Приложение 2.

Показатели успешности освоения дополнительной образовательной программы

Оцениваемые параметры и критерии обученности

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Методы диагностики

Возможное

количество баллов

1

2

3

4

5

1.2.Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологией

минимальный уровень (ребёнок избегает употреблять специальные термины);

средний уровень (ребёнок сочетает специальную терминологию с бытовой);

максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

собеседование

3

4

5

II. Практическая подготовка ребёнка

2.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

минимальный уровень (ребёнок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков;

средний уровень (объём усвоенных умений и навыков составляет более ½);

максимальный уровень (ребёнок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период)

контрольное задание

по направлению деятельности

3

4

5

2.2.Владение специальным оборудованием, оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

минимальный уровень умений (ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, оснащением);

средний уровень (работает с оборудованием, оснащением с помощью педагога);

максимальный уровень (работает с оборудованием, оснащением, не испытывая особых трудностей)

контрольные задания

3

4

5

2.3.Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)

контрольное задание

3

4

5

III. Общеучебные умения и навыки

3.1.Учебно-интеллектуальные умения:

3.1.1.Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

  • минимальный уровень умений (ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывая особых трудностей)

анализ работы ребёнка

3

4

5

  1. Учебно- коммуникативные умения:

3.2.1.Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

  • минимальный уровень умений (ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывая особых трудностей)

наблюдение

3

4

5

3.2.2.Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации

минимальный уровень умений (ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

средний уровень (работает с помощью педагога или родителей);

максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывая особых трудностей)

наблюдение

3

4

5

3.2.3.Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств

минимальный уровень умений (ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

средний уровень (работает с помощью педагога или родителей);

максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывая особых трудностей)

наблюдение

3

4

5

3.3.Учебно – организационные умения и навыки:

3.3.1. Умение организовать своё учебное, рабочее место

Способность самостоятельно готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его за собой

  • минимальный уровень умений (ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывая особых трудностей)

наблюдение

3

4

5

3.3.2.Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

минимальный уровень (ребёнок овладел менее сем ½ объёма навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);

средний уровень (объём усвоенных навыков составляет более ½);

максимальный уровень (ребёнок освоил практически весь объём навыков, предусмотренный программой за конкретный период)

наблюдение

3

4

5

3.3.3.Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

     

удовлетворительно – хорошо - отлично

наблюдение

3

4

5


Показатели и критерии личностного развития

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Методы диагностики

Возможное

количество баллов

1

2

3

4

5

I. Организационно-волевые качества

1.1. Терпение

Способность выдерживать учебные нагрузки, преодолевать трудности в процессе обучения

  • терпение хватает меньше, чем на ½ занятия;
  • терпения хватает больше, чем на ½ занятия;
  • терпения хватает на всё занятие

наблюдение

3

4

5

1.2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

волевые усилия побуждаются извне;

иногда – самим обучающимся;

всегда – самим обучающимся

наблюдение

3

4

5

1.3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить свои действия к должному результату)

обучающийся постоянно действует под воздействием извне;

периодически контролирует себя сам;

постоянно контролирует себя сам

наблюдение

3

4

5

II. Ориентационные качества

2.1. Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

  • завышенная;
  • заниженная;
  • нормальная

анкетирование

завышенная самооценка

норма

2.2. Интерес к занятиям в творческом объединении

Осознанное участие в освоении образовательной программы

интерес к занятиям продиктован извне;

интерес периодически поддерживается самим обучающимся;

интерес постоянно поддерживается самостоятельно

тестирование

3

4

5

III. Поведенческие качества

3.1. Отношение к столкновению интересов (конфликтность)

Способность занять определённую позицию в процессе взаимодействия

  • периодически провоцирует столкновение интересов;
  • старается избежать столкновения интересов;
  • самостоятельно улаживает возникающее столкновение интересов

тестирование,

наблюдение

3

4

5

3.2. Тип сотрудничества (отношение к коллективным делам)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

избегает участия в общих делах;

участвует при побуждении извне;

инициативен в общих делах

наблюдение

3

4

5

Приложение 3

Методическая разработка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья:«Сопровождение    детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и  педагогам в решении задач развити...

Проект рабочей программы кружка “Цветоводство” для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом требований СФГОС

Содержание и структура курса "Цветоводство" обеспечивает получение дополнительных знаний о жизни цветочных растений, способствует развитию творческих и натуралистических умений, экологическо...

ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДУ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ

СТАТЬЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДУ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ...

Современные образовательные технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

    Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. В настояще...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства «Мой мир музыки» для детей с ограниченными возможностями здоровья (Расстройствами Аутического Спектра) по предмету «Музыкальный инструмент. Фортепиан

Адаптированная дополнительная общеразвивающаяобразовательная программа в области музыкального искусства«Мой мир музыки»для детей с ограниченными возможностями здоровья(Расстройствами Аутич...

Программа логопеда по реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

В последнее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Нарушения речи являются отклонениями речи говорящего от норм языка, которые приняты в данной языковой среде...