Роль куратора в адаптации первокурсника (из опыта работы)
статья

Малышева Надежда Федоровна

В статье представлен опыт работы куратора с обучающимися первого курса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_kuratora_v_adaptatsii_pervokursnikov.docx365.97 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ КУРАТОРА В АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКА

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Малышева Н.Ф.

БПОУ «Чебоксарский медицинский колледж»

Минздрава Чувашии

Современное образование нацелено на решение таких задач, как создание условий для повышения конкурентоспособности личности, формирование кадровой элиты общества, основанной на свободном развитии личности. Эту задачу выполняет и наш колледж. И самым главным является первый год учёбы. Именно на 1 курсе у студентов формируется отношение к учёбе, к будущей профессии, продолжается процесс самооценки, самореализации. Поэтому важно своевременно прийти первокурсникам на помощь, то есть помочь им в адаптации. Данный процесс у каждого студента проходит по-разному.

Адаптироваться нужно:

  • Во-первых, к учебному процессу, который во многом отличается от школьного процесса. Между преподавателем и студентом возникает барьер из-за различия в методах обучения в общеобразовательной и профессиональной школах.
  • Во-вторых, к новому коллективу. Определить «свое место под солнцем», завоевать авторитет и уважение однокурсников.
  • В-третьих, на протяжении начальных курсов осознается призвание к избранной профессии, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.
  • В-четвертых, к новым условиям жизни: самостоятельной организации учебы, быта, свободного времени.
  • В-пятых, к новым отношениям с родителями, т.к. подросток становится постепенно независимой личностью.

Именно куратору необходимо:

- знать особенности состояния здоровья студентов, бытовых и семейных условий их жизнедеятельности;

- постоянно участвовать в жизни группы, обеспечивая защищенность интересов каждого;

- работать над созданием благоприятной атмосферы в группе, формированием коллектива, коммуникативных компетенций у студентов;

- постараться создать условия для максимального развития личности каждого студента;

- приобщать студентов к участию в творческой деятельности учебного заведения;

- способствовать формированию у студентов позитивного отношения к окружающей действительности;

- оказывать помощь в вопросах, связанных с организацией учебной деятельности;

- организовать индивидуальную работу со студентами, у которых возникают проблемы с адаптацией.

Я была куратором в 5 группах. Сейчас являюсь куратором группы 9М-41-18.

Общий кураторский стаж 8-ой год, не думаю, что больше всех знаю об адаптации, но постараюсь поделиться с вами моими наблюдениями.

В настоящее время авторитет завоевывается всей деятельностью и личностными качествами педагога. Чтобы совершенствовать личность студента, куратор должен быть профессионалом своего дела, быть коммуникабельным, иметь позитивное отношение к окружающей  действительности, быть эрудированным и интересным человеком.

Но при этом я никогда не забываю о том, что обучающиеся это еще дети и всегда стараюсь хвалить своих студентов, верить в них, любить их искренне, несмотря на поведение. Каждый обучающийся нуждается во внимании, поэтому я всегда готова выслушать их. Важно, чтоб студенты куратору доверяли.

Работа с группой начинается с того момента, когда на руки получаешь личные дела и начинаешь их изучать, затем обязательное проведение родительского собрания и первого классного часа также способствует изучению личностей студентов.

На первом родительском собрании я обязательно провожу анкетирование. Эта анкета помогает мне узнать не только наклонности студентов, их интересы, но и какие обязанности они выполняли в школе. Это поможет мне к концу сентября определиться с активом группы.

На классном часе студенты впервые видят друг друга, поэтому я сразу предлагаю им сыграть в игру: каждый должен подобрать к своему имени определение, которое начинается с той же буквы, что и имя. Следующий студент повторяет определение и имя одногруппника и представляет себя также и т.д. Последний студент должен повторить все имена студентов, таким образом, они быстро запоминают друг друга. Такая дружелюбная обстановка, созданная с помощью игры, снимает напряжение и способствует развитию доверия в группе и быстрой адаптации первокурсников, налаживанию контакта.

Индивидуальные беседы со студентами, родителями (чаще по телефону) проводятся мною регулярно, они позволяют узнать ребят лучше и помогают скоординировать индивидуальную работу с каждой из них. В работе мне также помогают преподаватели учебных дисциплин, иногда они знают о студентах больше чем я.

Важнейшую функцию в работе куратора выполняют классные часы, предназначенные для сплочения группы. Например, в этом году в рамках Года Матери и Отца я провела открытый классный час «Семья дороже золота». Именно на таких занятиях, во время обсуждений насущных проблем, обучающиеся лучше узнают друг друга и раскрываются сами, становятся ближе друг другу. Получая интересные темы для исследовательских работ, делают новые открытия. Например, готовясь к классному часу «Семья дороже золота», Данилов Максим начал расспрашивать у матери о прадедушке, участнике Великой Отечественной войны. Светлана Геннадьевна не знала, где воевал ее дедушка, какие награды получал, за что. Тогда обучающийся начал рассматривать различные сайты в Интернете, где нашел информацию о прадедушке. Мне было приятно услышать слова Максима: «Когда я нашел информацию о прадедушке, был очень удивлен и рад, мне стало очень интересно, и я быстрее поделился с найденной информацией с родственниками».

Также мне нравится проводить различного вида экскурсии, потому что именно в естественной и непринужденной обстановке личностные качества студентов проявляются и развиваются быстрее. Например, не забуду слова студентки после творческого юбилейного вечера писательницы Людмилы Сачковой: «Так приятно быть в одном зале с известными людьми Чувашии, хотелось бы чаще выходить на такие экскурсии».

Таким образом, я считаю, что именно в непринужденной обстановке куратор может помочь не только в адаптации, но и решении личных, учебных проблем. Именно на внеклассных мероприятиях можно по максимуму сплотить группу.

D:\123\Рабочие фотографии\10.12. моя малая родина\ф 460.jpg

Литература:

1. Панова В.Н., Роль куратора в адаптации студентов 1 курса колледжа (из опыта работы)// Молодой учёный №15 (95) август-1 2015 г.

2. https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/10/18/rol_kuratora_v_adaptatsii_pervokursnikov.docx

3. http://www.informio.ru/publications/id364/Rol-kuratora-v-processe-adaptacii-pervokursnika


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Посвящение первокурсников в дирижёры и вокалисты (из опыта работы).

"Посвящение первокурсников в дирижёры и вокалисты" - методическая разработка сценария из опыта работы преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум) Изосимовой Светланы Алексеевны в ...

Роль классного руководителя в адаптации первокурсника

В начальный период обучения студенты сталкиваются с новыми для них условиями: социально-педагогическими, психолого-педагогическими, дидактическими. Процесс, в ходе которого происходит переоценка...

Классный час "Адаптация первокурсников СПО"

Это увлекательное занятие поможет студентам первого курса узнать своих одногруппников поближе, познакомиться с ними, проанализировать свои ожидания от учебы в колледже, понять кто может помочь адаптир...

программа адаптации первокурсников

Главная задача начала любого учебного года - принять новичков. Я постаралась кратко отразить те направления работы по адаптации первокурсников, которые необходимы для конфортной среды каждого и обеспе...

Особенности социальной адаптации первокурсников

Анализ понятия "адаптация", перечень основных препятствий для успешной адаптации первокурсников,этапы адаптации первокурсников....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КУРАТОРОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА АДАПТАЦИЮ ПЕРВОКУРСНИКОВ

Методические рекомендации разработаны с целью оптимизация процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в колледже....