Упражнения и тренинги
учебно-методический материал

 

В статье рассматривается тренинг как особая форма обучения, дается алгоритм работы в команде. Описаны виды упражнений тренинга: упражнения на развитие воображения, тренинг на развитие творческого мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_i_treningi.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг (от англ. train — тренироваться) — в самом общем значении рассматривается как способ, точнее, совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений.

Тренинг как особая форма обучения сформировался в начале XX в. В частности, в 1912 году в США автор популярных книг по психологии Дейл Карнеги организовал свой тренинговый центр «Dale Carnegie Training», в котором стали проводиться тренинги по развитию уверенности в себе, формированию навыков общения, делового взаимодействия с людьми, публичного выступления. Выдающийся психолог Курт Левин установил, что общение, организованное в ходе совместного выполнения специально подобранных упражнений, становится наиболее эффективным при анализе участниками собственных переживаний в группе. Вместе со своими коллегами во второй половине 1940-х гг. он стал использовать занятия с тренинговыми группами (Т-группами) для развития у участников навыков общения. Успешный опыт К. Левина и его учеников способствовал открытию в США Национальной лаборатории тренинга.

В 1950-е – 1970-е гг. тренинг развивается как форма развития социально-психологических умений, способности личности взаимодействовать с окружающими людьми. Контингент участников тренинга состоял из представителей тех профессий, которые ориентированы на работу с людьми: педагогов, менеджеров, консультантов и т.п. В настоящее время тренинг получил широкое распространение, выйдя за рамки практической психологии и подготовки специалистов. Он используется педагогами и психологами в работе с детьми и подростками, находит применение в общем и профессиональном образовании, в воспитании и развитии личности, в коррекционно-педагогической работе.

Упражнения и тренинги.  

Упражнения на развитие воображения

1. Задание «Спросить и угадать” — это одна из наиболее ясных моделей творческого мышления, направленная на выявление любознательности, чувствительности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию. Ведущий задает вопросы к картинке с изображением какой-то жизненной ситуации, участникам нужно предложить свою версию того, что предшествовало этой ситуации (ее причины) и что произойдет в дальнейшем (последствия).

2. Задание «Усовершенствование игрушки” – одно из наиболее сложных и показательных наблюдений. Оно вызывает большой интерес у детей и обладает высокой степенью валидности.

Участникам предлагается назвать разнообразные пути изменения предложенной игрушки (10 минут на выполнение)

Любознательность выражается в количестве и качестве изменений, отражающих способность участника мыслить не конформно

Материалы: рисунок надувного игрушечного слона, любая детская игрушка

3. Задание «Необычное использование” – модификация широко известного теста Гилфорда.

Участникам необходимо придумать как можно больше возможностей для новых употреблений картонных коробок (10 минут)

В этом задании испытуемым бывает трудно преодолеть ригидность – уйти от тривиальных ответов. Ригидность проявляется в том, что испытуемый фиксируется лишь на одном способе действия, например, предлагает использовать коробки только в обычной функции: как емкости, в которые можно складывать предметы.

Материалы: картонная коробка

5. Задание «Нарисуй своё имя».

участникам предлагается с помощью всевозможных художественных приемов и принадлежностей изобразить свое имя на бумаге

здесь интересно наблюдать насколько быстро, или наоборот, медленно ребёнок отреагирует на необычность просьбы – не написать, а именно, нарисовать свое имя. Высокий уровень креативности автора будет выражен в необычном способе создания композиции из букв, в образных ассоциациях букв с чем-то или кем-то, стилизации композиции; в использовании каких-нибудь своих, а не предложенных ведущим, материалов и декоративно-художественных средств

Материалы: лист бумаги, цветные карандаши, краски, кисти и т.п.

Тренинг на развитие творческого мышления.

Необычное в обычном.

 Занятие включает ряд упражнений, призванных научить участников смотреть на привычные вещи в новых, необычных ракурсах, замечать оригинальное в обыденном. Они иллюстрируют один из ключевых принципов творческого мировоззрения: «Любая частная точка зрения на что бы то ни было – это лишь одна из возможных точек зрения». С одной стороны, при выполнении этих упражнений продолжают тренироваться качества творческого мышления, с другой – активизируются личностные качества, способствующие творчеству (открытость новому опыту). Упражнение «Странные отгадки» Описание упражнения. Участникам предлагается несколько загадок, и они должны придумать как можно больше вариантов ответов на них, которые не совпадали бы с «традиционными» отгадками, однако не противоречили бы условиям загадки, логике и здравому смыслу. Так, например, «сто одежек и все без застежек» – это не только кочан капусты, но еще и луковица, «развал» джемперов в секонд-хенде, матрешка, провод с многослойной изоляцией, шаманская куколка (делается из накрученных друг на друга тряпок), кокон шелкопряда и т. д. Примеры загадок

 ♦ Сам худ, а голова с пуд.

 ♦ Небывалой красоты в небе выросли цветы.

 ♦ Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня.

 ♦ Без окон, без дверей – полна горница людей.

♦ Сидит девица в темнице, а коса на улице.

 ♦ Два кольца, два конца, посередине гвоздик.

♦ Висит груша – нельзя скушать.

Еще раз поясним, что задача участников – не отыскать или вспомнить «правильные», традиционные отгадки, а предложить, как можно больше необычных, но логически непротиворечивых вариантов отгадок.

Упражнение выполняется в подгруппах по 3–4 человека, они выбирают для работы по 3 загадки из предложенных (при желании могут добавить и собственные), и в течение 10 минут придумывают максимум вариантов «странных отгадок» каждой из них. Потом эти варианты зачитываются вслух. Упражнение довольно сложное, придумывание по 4–5 относящихся к разным смысловым категориям вариантов ответа на каждую из загадок следует считать весьма хорошим результатом. Психологический смысл упражнения. Обучение поиску необычных ракурсов рассмотрения информации, поиску оригинальных, на первый взгляд странных, однако вполне допустимых ее трактовок.

Обсуждение. Какие мысли, идеи, воспоминания, ассоциации помогали придумывать «странные отгадки»? Какие из предложенных вариантов, с точки зрения участников, наиболее интересны и чем? Что за умения развиваются в этом упражнении, в каких жизненных ситуациях они нужны?

 Тренинг на преодоление барьеров.

Основная задача этого упражнения – преодоление барьера на пути к творческой самореализации, состоящего в том, что люди считают многие вещи невозможными «по определению» и, как следствие, даже не пытаются их осуществить. Упражнения позволяют продемонстрировать условность понятий «возможное – невозможное», их зависимость от ряда допущений. Это побуждает взглянуть на привычные вещи в новом ракурсе, переосмысливать и, в ряде случаев, преодолевать внешние и внутренние ограничения. Наряду с этим, в ходе выполнения этих упражнений продолжают развиваться качества творческого мышления, а также происходит сплочение команды.

Упражнение «Вешалка»

Описание упражнения: Участникам, объединенным в подгруппы по 3–4 человека, предлагается составить 2 списка. 1. То, что возможно сделать с вешалкой. 2. То, что с вешалкой сделать невозможно. На эту работу отводится 5–7 минут, потом списки озвучиваются. После этого предлагается придумать способы, посредством которых можно превратить пункта из списка 2 («невозможно») в пункты из списка 1 («возможно»). На эту работу отводится еще 6–8 минут. Психологический смысл упражнения.

Стимулирование участников к генерированию идей, на первый взгляд выходящих за пределы здравого смысла. Демонстрация относительности понятий «возможно» и «невозможно», их зависимости от ряда условий и допущений.

 Обсуждение. Представители от каждой из подгрупп рассказывают, какие «невозможные» утверждения они сумели превратить в возможные и каким именно образом. Если какие-то утверждения так и остались в списке невозможных, то с чем это связано, что за ограничения не удалось преодолеть? Потом участникам предлагается привести примеры из личного опыта, в которых на первый взгляд невозможное оказывалось вполне возможным, и предположить, с отказом от каких условностей, допущений или традиций это было связано.

 Упражнение «Горячий снег»

Описание упражнения: Участникам предлагается представить себе несколько предметов или объектов, обладающих такими качествами, которые на обыденном уровне представляются несовместимыми с ними. Например, это могут быть такие объекты:

 ♦ горячий снег;

♦ черный свет;

♦ крошечный великан;

♦ старый ребенок.

 Участники описывают, что это могут быть за объекты, при каких условиях возможно их появление, какими еще необычными свойствами обладает каждый из них, а также рисуют эти объекты. Упражнение выполняется в подгруппах по 3–4 человека, время работы определяется из расчета 3 минуты/объект.

 Психологический смысл упражнения.

Отработка генерации творческих идей посредством объединения, представления в новых и необычных сочетаниях того, что в обыденной жизни представляется несовместимым.

 Обсуждение. Сначала представители каждой из подгрупп делятся возникшими у них идеями по поводу этих объектов и демонстрируют выполненные иллюстрации, потом ведущий поясняет, в чем сущность объединения, и просит участников привести свои соображения и примеры того, как она используется в творчестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕПЛО СЕМЬИ Занятие для родителей с элементами тренинга

ТЕПЛО СЕМЬИЗанятие для родителей с элементами тренинга Цель: знакомство, сплочение родителей, определение круга общих проблем, возникающих в семьях, повышение уровня родительской компетентности.П...

План-конспект тренинга "Путешествие в страну чувств"

Тип занятия: закреплениеВид: комбинированное Цели:Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, грусти.Закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения.Расширить представл...

Тренинг. Как выявить лидеров.

Тренинговые упражнения является программой самообучения группы....

список игр и упражнений для тренинга , направленных на формирование коллектива

упражнения и игры для формирования коллектива с подробным описанием и вариантами проведения. подходит как для учебного коллектива, так и рабочего  коллектива, команды....

Движение трактора с изменением скорости. Выполнение упражнения №5. Движение трактора с изменением направления. Выполнение упражнения №6.

План урока по ПМ 05.МДК 05.01 Освоение одной или нскольких профессий рабочих или должностей служащих: 19205 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства...

Кейс для оценки навыков коммуникации Тренинг-упражнения на развитие невербального общения

Кейс для оценки навыков коммуникации Тренинг-упражнения на развитие невербального общения...