Тренинговое занятие "Секреты семейного благополучия"
методическая разработка

Манаенкова Марина Анатольевна

Тренинговое занятие "Секреты семейного благополучия" Встреча посвящена отношениям в семье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_semeynogo_blagopoluchiya.docx219.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

г. Мичуринска Тамбовской области

Тренинговое занятие

  «Секреты  семейного благополучия»

(для  родителей и детей с ОВЗ)

https://banner2.kisspng.com/20180310/zgq/kisspng-family-icon-happy-family-cute-cartoon-material-5aa3ca53e49224.7371116515206836039362.jpg

Автор-составитель:

педагог-психолог

 Манаенкова М.А.        

2022 г

Тренинговое занятие  «Секреты семейного благополучия»

Цель:   сплочение  членов семьи.

Задачи

- создать в группе доброжелательную, доверительную атмосферу;

 - вызвать интерес у участников и настроить их на работу в группе;

- предоставить участникам возможность лучше узнать друг друга;

- формировать  умение слушать и давать обратную связь;

-способствовать безоценочному принятию родителями детей, детьми родителей;

- эмоциональная разрядка (показать, как можно приемлемым, увлекательным способом сбрасывать накопившуюся агрессию;

- развивать  коммуникативные навыки;

- способствовать формированию целостности семьи;

-актуализировать  жизненные ценности семьи.

Ожидаемый результат:

- развитие рефлексивных особенностей,

- снятие напряжения,

- развитие эмпатии,

- выявление семейных ценностей,

- сплочение членов семьи.

Форма проведения: тренинговое занятие.

 Оборудование: листы бумаги, карандаши цветные и простые, мелки, ластики, фломастеры, интерактивная доска, ноутбук, музыкальные фонограммы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1.Приветствие

Время 2 мин

- Здравствуйте, ребята!  Добрый день, уважаемые родители и  дети!  Очень приятно Вас видеть здесь таких заботливых, таких внимательных и таких любящих! Сегодня наша встреча посвящена отношениям в семье. Вместе с вами мы раскроем секреты семейного благополучия.

2.Упражнение «Здравствуй, друг»

Цель: положительно настроить участников тренингового занятия  на совместную работу в группе.

- Как вы привыкли приветствовать друг друга при встрече?

(ответы детей и родителей).

А я знаю еще один очень веселый способ. Для этого нужно поделиться на две команды (1 команда - родители, 2 команда - дети). Дети образуют внутренний круг, а взрослые внешний. Внешний круг стоит на месте, внутренний движется по часовой стрелке. Произносятся слова с движениями:

-Здравствуй, друг (все здороваются за руку).

-Как ты тут (хлопают по плечу друг другу).

3. Принятие правил группы

Время: 5 мин.

Прежде чем мы перейдем к  следующему упражнению  необходимо принять правила.

Правила работы группы:

- Конфиденциальность. 

Все то, что мы делаем в группе, является закрытой информацией и принадлежит лишь группе, и каждый из нас отвечает за то, чтобы информация, обсуждаемая здесь, не выходила за пределы группы.

- Активность.

Всей семьей участвовать в занятиях, проявлять активность в обсуждении вопросов и выполнении заданий, однако эта активность должна быть добровольной.

- Равенство.

Это очень важное правило, оно означает, что участники тренингового занятия  равны между собой, независимо от их должности, опыта, возраста, пола и т.п.      

 - Дисциплина.

Это правило регулирует организационные вопросы – сбор группы, опоздания, использование телефонов во время занятий – все мы должны начинать и заканчивать вместе.

- Взаимное уважение.

Уважаем друг друга, не перебиваем, обращаемся по имени.

- Безоценочное  отношение друг к другу. В процессе общения мы не высказываем своих оценочных суждений о другом человеке и его мнении.

- Я-высказывание.

Каждый из нас говорит от своего имени.

- Искренность и право «Вето».

Каждый из вас искренне говорит  том, что он чувствует, однако, если мы не хотим говорить на данную тему, то искренне заявляем о том, что не хотим обсуждать этот вопрос.

- Право ведущего.

В случае если ведущий считает, что пора прекратить обсуждение или упражнение, он имеет право прервать их.

 4.Упражнение «Ассоциация».

Цель: создание психологической комфортности в группе.

Каждый участник называет свое имя и называет ассоциацию к слову СЕМЬЯ.

У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

• Если семья — это настроение, то какое…

• Если семья — это цвет, то какой…

• Если семья — это животное, то какое…

• Если семья — это музыка, то какая …

• Если семья — это песня,  то какая…

5.  Упражнение «Продолжить фразу…»

Время:  10 мин.

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим:

«Я не люблю когда в семье…..»

«Я   люблю когда в семье…..»

«Мне радостно, когда в семье...»

«Мне грустно, когда в семье ...»

“Я горжусь собой, когда в семье …”

«Я мечтаю о том, чтобы в семье  …».

Каждый член группы рассказывает о том, какие мечты появляются у него чаще всего в семье  и с чем они связаны. Рассказ идет по кругу.

«Самые счастливые события в жизни в семье». Участникам группы предлагается вспомнить самые счастливые события в жизни в семье  и перечислить их.

 6. Упражнение «Рисуем герб нашей  семьи»

Время: 15 мин.

Участники должны создать герб своей семьи. Герб надо красиво оформить.

Геральдика - наука о гербах - одна  из вспомогательных  исторических наук. Возникла она в Германии, и у нее есть свои законы.  Например,  грифон - символ  могущества  и  власти - на гербе Севастополя  должен быть только серебряного цвета, так как серебро символизирует невинность и доброту.  А красный цвет поля – символ  храбрости.

С давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают главную ценность семьи. Участникам в парах “родитель – ребёнок” предлагается нарисовать свой герб, это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др.

Пришло время нам придумать герб и разместить их на своём листе бумаги. Ведущий раздает участникам игры бумагу формата А4, которая играет роль щитов, цветные карандаши, мелки и фломастеры.

Рисование должно быть совместным (музыкальное сопровождение). 

Мы держим в руках могучие средство защиты, источники силы и вдохновения – ваши гербы. В них – мудрость и прозорливость, личный опыт и опыт предыдущих поколений. В этих гербах отражены высота устремлений и жизненно важные ценности.

Рефлексия. При этом необходимо спросить участников об их чувствах во время рассказа о своём гербе (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своём гербе).

  • каковы ваши впечатления от этого упражнения?
  • о чем побудило задуматься создание герба?

                                                 C:\Users\1\Desktop\GS-4.jpg

7. Упражнение «Зазеркалье» (в паре: родитель – ребенок)

Время: 10 мин

Цель: установление благоприятного психологического климата, эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, произвольный контроль; предоставить возможность родителям задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком.

Участники выстраиваются в пары: родитель и ребенок друг напротив друга.

Ведущий (родителям): «Посмотрите перед собой, это Ваше отражение, поднимите руки, отражение также поднимет руки, опустите голову, отражение также опустит голову (можно предложить родителям проделать еще несколько действий, а подросткам их отразить (3-5 мин), затем поменяться ролями».

Ведущий: «Сейчас, составьте портрет того, кто находился в Зазеркалье:

- Кто отражался в зеркале? Что это за человек? Что он любит или не любит? Чем отличается от других? Какими чертами обладает? К чему стремится?»

(Представление отражений, обсуждение совпадений или расхождений в совпадениях, обмен мнениями).

Завершается упражнение тем, что родитель сначала говорит своему ребенку: «Я давно хотел тебе сказать…» и завершает. Ребенок также говорит своему родителю: «Я давно хотел тебе сказать…»

8.Упражнение «Идеальный родитель и идеальный ребенок» (музыкальное сопровождение) Время: 15 мин 

Родители пишут вопросы, которые хотели бы задать детям, а дети – родителям. Потом меняются и отвечают на них.

После этого ответы зачитываются.

Вывод: идеала  в мире нет, и недостатки есть у всех, но от этого дети не перестают любить родителей, а родители детей. 

9.Послушайте китайскую  притчу  «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прошение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И всё?

- Да – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

C:\Users\1\Desktop\картинка.jpg

Вывод: в семьях царит любовь и мир, когда есть взаимопонимание. Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать отношения с родными, а в будущем отношения в вашей семье.

 

 10.Рефлексия.

 Время: 10 мин.

- Чем полезна именно для вас данная встреча?

- Какая семья считается благополучной?

- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?

- Ваши пожелания.

«Дарите радость людям!» - хороший секрет счастливой жизни любого человека.

 А какой же секрет семейной жизни?

 Все так же очень просто: Дарить друг другу радость! Для чего люди создают семью? Ведь если задуматься – ответ-то на поверхности: чтобы жизнь была полная, радостная, самая счастливая, более осмысленная для каждого!

В конце, если останется время, можно включить ролик «Все начинается с семьи».    

11. Ритуал прощания.

Мы завершаем наше тренинговое занятие. Спасибо, мне было приятно с Вами заниматься.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Определение уровня социального благополучия ребёнка»

Для определения уровня социального благополучия семьи предлагаем использовать метод беседы. Беседа проводится с ребенком (наедине) с использованием следующих вопросов:Хотел бы ты в своей будущей семье...

Социальное здоровье и социальное благополучие студентов колледжа

Мониторинговое социологическое исследование определения   мотивации  студентов, их отношения к важным социальным  проблемам жизни....

Беседа: «Семейные традиции».Цель: Подготовка воспитанников к будущей семейной жизни. Задача: Формирование семейных общечеловеческих ценностей, семейных традиций.

Ход беседы:1.Что такое семейная традиция?Традиция – правило поведения, события, регулярно повторяющиеся.2.Почему в каждой семье должны быть свои традиции?3.Какие традиции должны быть в каж...

Факторы семейного благополучия

Стадии и кризисные периоды брака.Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды бракаСложность семьи как социальной системы и психологической общности людей разного пола, возраста, социаль...