Тренинговое занятие "Секреты семейного благополучия"
методическая разработка
Тренинговое занятие "Секреты семейного благополучия" Встреча посвящена отношениям в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_semeynogo_blagopoluchiya.docx | 219.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
г. Мичуринска Тамбовской области
Тренинговое занятие
«Секреты семейного благополучия»
(для родителей и детей с ОВЗ)
Автор-составитель:
педагог-психолог
Манаенкова М.А.
2022 г
Тренинговое занятие «Секреты семейного благополучия»
Цель: сплочение членов семьи.
Задачи:
- создать в группе доброжелательную, доверительную атмосферу;
- вызвать интерес у участников и настроить их на работу в группе;
- предоставить участникам возможность лучше узнать друг друга;
- формировать умение слушать и давать обратную связь;
-способствовать безоценочному принятию родителями детей, детьми родителей;
- эмоциональная разрядка (показать, как можно приемлемым, увлекательным способом сбрасывать накопившуюся агрессию;
- развивать коммуникативные навыки;
- способствовать формированию целостности семьи;
-актуализировать жизненные ценности семьи.
Ожидаемый результат:
- развитие рефлексивных особенностей,
- снятие напряжения,
- развитие эмпатии,
- выявление семейных ценностей,
- сплочение членов семьи.
Форма проведения: тренинговое занятие.
Оборудование: листы бумаги, карандаши цветные и простые, мелки, ластики, фломастеры, интерактивная доска, ноутбук, музыкальные фонограммы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
1.Приветствие
Время 2 мин
- Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые родители и дети! Очень приятно Вас видеть здесь таких заботливых, таких внимательных и таких любящих! Сегодня наша встреча посвящена отношениям в семье. Вместе с вами мы раскроем секреты семейного благополучия.
2.Упражнение «Здравствуй, друг»
Цель: положительно настроить участников тренингового занятия на совместную работу в группе.
- Как вы привыкли приветствовать друг друга при встрече?
(ответы детей и родителей).
А я знаю еще один очень веселый способ. Для этого нужно поделиться на две команды (1 команда - родители, 2 команда - дети). Дети образуют внутренний круг, а взрослые внешний. Внешний круг стоит на месте, внутренний движется по часовой стрелке. Произносятся слова с движениями:
-Здравствуй, друг (все здороваются за руку).
-Как ты тут (хлопают по плечу друг другу).
3. Принятие правил группы
Время: 5 мин.
Прежде чем мы перейдем к следующему упражнению необходимо принять правила.
Правила работы группы:
- Конфиденциальность.
Все то, что мы делаем в группе, является закрытой информацией и принадлежит лишь группе, и каждый из нас отвечает за то, чтобы информация, обсуждаемая здесь, не выходила за пределы группы.
- Активность.
Всей семьей участвовать в занятиях, проявлять активность в обсуждении вопросов и выполнении заданий, однако эта активность должна быть добровольной.
- Равенство.
Это очень важное правило, оно означает, что участники тренингового занятия равны между собой, независимо от их должности, опыта, возраста, пола и т.п.
- Дисциплина.
Это правило регулирует организационные вопросы – сбор группы, опоздания, использование телефонов во время занятий – все мы должны начинать и заканчивать вместе.
- Взаимное уважение.
Уважаем друг друга, не перебиваем, обращаемся по имени.
- Безоценочное отношение друг к другу. В процессе общения мы не высказываем своих оценочных суждений о другом человеке и его мнении.
- Я-высказывание.
Каждый из нас говорит от своего имени.
- Искренность и право «Вето».
Каждый из вас искренне говорит том, что он чувствует, однако, если мы не хотим говорить на данную тему, то искренне заявляем о том, что не хотим обсуждать этот вопрос.
- Право ведущего.
В случае если ведущий считает, что пора прекратить обсуждение или упражнение, он имеет право прервать их.
4.Упражнение «Ассоциация».
Цель: создание психологической комфортности в группе.
Каждый участник называет свое имя и называет ассоциацию к слову СЕМЬЯ.
У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?
• Если семья — это настроение, то какое…
• Если семья — это цвет, то какой…
• Если семья — это животное, то какое…
• Если семья — это музыка, то какая …
• Если семья — это песня, то какая…
5. Упражнение «Продолжить фразу…»
Время: 10 мин.
Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим:
«Я не люблю когда в семье…..»
«Я люблю когда в семье…..»
«Мне радостно, когда в семье...»
«Мне грустно, когда в семье ...»
“Я горжусь собой, когда в семье …”
«Я мечтаю о том, чтобы в семье …».
Каждый член группы рассказывает о том, какие мечты появляются у него чаще всего в семье и с чем они связаны. Рассказ идет по кругу.
«Самые счастливые события в жизни в семье». Участникам группы предлагается вспомнить самые счастливые события в жизни в семье и перечислить их.
6. Упражнение «Рисуем герб нашей семьи»
Время: 15 мин.
Участники должны создать герб своей семьи. Герб надо красиво оформить.
Геральдика - наука о гербах - одна из вспомогательных исторических наук. Возникла она в Германии, и у нее есть свои законы. Например, грифон - символ могущества и власти - на гербе Севастополя должен быть только серебряного цвета, так как серебро символизирует невинность и доброту. А красный цвет поля – символ храбрости.
С давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают главную ценность семьи. Участникам в парах “родитель – ребёнок” предлагается нарисовать свой герб, это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др.
Пришло время нам придумать герб и разместить их на своём листе бумаги. Ведущий раздает участникам игры бумагу формата А4, которая играет роль щитов, цветные карандаши, мелки и фломастеры.
Рисование должно быть совместным (музыкальное сопровождение).
Мы держим в руках могучие средство защиты, источники силы и вдохновения – ваши гербы. В них – мудрость и прозорливость, личный опыт и опыт предыдущих поколений. В этих гербах отражены высота устремлений и жизненно важные ценности.
Рефлексия. При этом необходимо спросить участников об их чувствах во время рассказа о своём гербе (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своём гербе).
- каковы ваши впечатления от этого упражнения?
- о чем побудило задуматься создание герба?
7. Упражнение «Зазеркалье» (в паре: родитель – ребенок)
Время: 10 мин
Цель: установление благоприятного психологического климата, эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, произвольный контроль; предоставить возможность родителям задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком.
Участники выстраиваются в пары: родитель и ребенок друг напротив друга.
Ведущий (родителям): «Посмотрите перед собой, это Ваше отражение, поднимите руки, отражение также поднимет руки, опустите голову, отражение также опустит голову (можно предложить родителям проделать еще несколько действий, а подросткам их отразить (3-5 мин), затем поменяться ролями».
Ведущий: «Сейчас, составьте портрет того, кто находился в Зазеркалье:
- Кто отражался в зеркале? Что это за человек? Что он любит или не любит? Чем отличается от других? Какими чертами обладает? К чему стремится?»
(Представление отражений, обсуждение совпадений или расхождений в совпадениях, обмен мнениями).
Завершается упражнение тем, что родитель сначала говорит своему ребенку: «Я давно хотел тебе сказать…» и завершает. Ребенок также говорит своему родителю: «Я давно хотел тебе сказать…»
8.Упражнение «Идеальный родитель и идеальный ребенок» (музыкальное сопровождение) Время: 15 мин
Родители пишут вопросы, которые хотели бы задать детям, а дети – родителям. Потом меняются и отвечают на них.
После этого ответы зачитываются.
Вывод: идеала в мире нет, и недостатки есть у всех, но от этого дети не перестают любить родителей, а родители детей.
9.Послушайте китайскую притчу «Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прошение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё?
- Да – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Вывод: в семьях царит любовь и мир, когда есть взаимопонимание. Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать отношения с родными, а в будущем отношения в вашей семье.
10.Рефлексия.
Время: 10 мин.
- Чем полезна именно для вас данная встреча?
- Какая семья считается благополучной?
- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?
- Ваши пожелания.
«Дарите радость людям!» - хороший секрет счастливой жизни любого человека.
А какой же секрет семейной жизни?
Все так же очень просто: Дарить друг другу радость! Для чего люди создают семью? Ведь если задуматься – ответ-то на поверхности: чтобы жизнь была полная, радостная, самая счастливая, более осмысленная для каждого!
В конце, если останется время, можно включить ролик «Все начинается с семьи».
11. Ритуал прощания.
Мы завершаем наше тренинговое занятие. Спасибо, мне было приятно с Вами заниматься.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Определение уровня социального благополучия ребёнка»
Для определения уровня социального благополучия семьи предлагаем использовать метод беседы. Беседа проводится с ребенком (наедине) с использованием следующих вопросов:Хотел бы ты в своей будущей семье...
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в детском саду семинар-практикум для педагогов ДОУ
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в детском саду...
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в детском саду семинар-практикум для педагогов ДОУ
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в детском саду...
Социальное здоровье и социальное благополучие студентов колледжа
Мониторинговое социологическое исследование определения мотивации студентов, их отношения к важным социальным проблемам жизни....
Беседа: «Семейные традиции».Цель: Подготовка воспитанников к будущей семейной жизни. Задача: Формирование семейных общечеловеческих ценностей, семейных традиций.
Ход беседы:1.Что такое семейная традиция?Традиция – правило поведения, события, регулярно повторяющиеся.2.Почему в каждой семье должны быть свои традиции?3.Какие традиции должны быть в каж...
Доклад на МО. Эмоциональное благополучие педагога как фактор влияния на эмоциональное благополучие и социализацию ребенка
Доклад на МО...
Факторы семейного благополучия
Стадии и кризисные периоды брака.Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды бракаСложность семьи как социальной системы и психологической общности людей разного пола, возраста, социаль...