Факторы семейного благополучия
презентация к уроку
Стадии и кризисные периоды брака.
Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака
Сложность семьи как социальной системы и психологической общности людей разного пола, возраста, социальной и профессиональной принадлежности приводит к тому, что попытки выделения полного списка таких факторов могут оказаться безуспешными. Поэтому при обсуждении этой проблемы речь идет, как правило, о попытках выделения наиболее существенных факторов и показателей семейного благополучия. Одним из интегральных показателей является психологическая совместимость супругов (членов семьи вообще). Неудачу в браке во многом предопределяют ошибки в выборе партнера: избранник в реальности либо не обладает необходимыми личностными чертами, либо совокупность его психофизиологических особенностей, взглядов и ценностей не соответствует представлениям и потребностям избирающего. Разочарование может наступить независимо от того, что партнер обладает множеством положительных качеств. Очень важно, чтобы муж и жена подходили друг другу по биологическим и нравственным факторам, отражающим различные аспекты воспитания, политические, культурные, религиозные взгляды, а также, чтобы партнеры терпимо относились к особенностям друг друга.
предпосылки будущего семейного, в том числе супружеского, благополучия.
Психобиологическая совместимость. Речь идет о «неопределимой внутренней симпатии», в основе которой могут быть такие ясные причины, как восхищение талантом, достигнутым успехом, общественным положением или внешним эстетическим идеалом. Брак без спонтанного влечения обычно не гарантирует удачного супружества.
Гармоничный брак предполагает социальную зрелость супругов, подготовленность к активному участию в жизни общества, способность материально обеспечить свою семью, долг и ответственность, самообладание и гибкость. Наиболее удачны браки тех людей, которые ценят в своем партнере надежность, верность, любовь к семье и твердый характер. В «идеальном браке» супруги чаще всего обладают такими чертами личности, как выдержанность, трудолюбие, заботливость, самоотверженность и гибкость поведения.
Факторы, оказывающие косвенное воздействие на благополучие супружеской жизни. Важно знать, какими были супружеские отношения родителей избранника, каков семейный уклад, материальный уровень семьи, какие негативные явления наблюдаются в семье и в характере родителей. Даже небольшая семейная травма часто оставляет глубокий след, формируя у ребенка отрицательные взгляды и позиции. Подчас непреодолимые конфликты неизбежны там, где партнеры диаметрально отличаются по своему мировоззрению.
Образование. Высшее образование не всегда повышает уровень стабильности семейных отношений. Даже в браке, заключенном между двумя молодыми людьми, окончившими высшие учебные заведения, могут возникнуть конфликты, которые, если их своевременно не решить, дадут повод к разводу. Однако интеллектуальный уровень и характеры партнеров не должны чрезмерно отличаться.
Трудовая стабильность. Люди, часто меняющие место работы, отличаются неустойчивостью, чрезмерной неудовлетворенностью, неспособностью налаживать длительные отношения.
Возраст определяет общественную зрелость партнеров, подготовленность к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Наиболее оптимальным считается возраст 20-24 года. Наиболее естественная разница в возрасте супругов 1-4 года. Устойчивость так называемых неравных браков во многом зависит не только от характера обоих партнеров, от их взаимного чувства, но и от подготовленности к возрастным особенностям, от умения противостоять «злословию» окружающих и т.д.
Продолжительность знакомства. За период знакомства важно хорошо узнать друг друга не только в оптимальных условиях, но и в трудных ситуациях, когда ярко проявляются личные качества и слабости характера партнера. Возможно, как это принято сейчас, пожить вместе какое-то время, чтобы освоиться, привыкнуть к особенностям друг друга.
Таким образом, гармонию семейно-брачных отношений с точки зрения личных параметров определяют несколько основных элементов:
- эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности;
- сходство их представлений, видений себя, партнера, социального мира в целом;
- сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческие особенности;
- сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость партнеров;
- общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей супругов.
Особенно большую значимость в семейно-брачных отношениях имеют ценностная и психофизиологическая совместимость людей. Все остальные виды совместимости или несовместимости подвержены динамическим изменениям и достаточно легко изменяются в процессе взаимной адаптации членов семьи или в ходе психотерапии. Ценностная и психофизиологическая несовместимость не поддается или с большим трудом поддается коррекции.
Многообразие семейных систем существенно затрудняет проблему анализа стадий супружеских и семейных отношений, однако некоторые наиболее типичные варианты выделить можно.
Исследователи исходят из того, что супружеские отношения постоянно развиваются и меняются. Время от времени в отношениях супругов могут возникать некоторые «непредвиденные» изменения, однако существует и ряд закономерных, «нормативных», изменений, типичных для развития брака во времени. На смену романтической любви в период ухаживания и молодоженства приходит реалистическое понимание брака. Часто дело доходит до конфронтации идеалистических представлений о браке и партнере с реальными «мелочами» повседневного быта. После рождения детей появляются новые радости и заботы. Отдельные стадии развития супружеских отношений соответствуют периодам воспитания детей, их отделения от родителей и возможного ухода из дома. Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака их разграничения используется наличие или отсутствие детей в семье и их возраст. Е. Дюваль (Е.М. Виуан, 1957), например, выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи.
- Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.
- Принятие и развитие новых родительских ролей.
- Принятие в семью новой личности (ребенка). Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике.
- Введение детей во внесемейные институты.
- Принятие подростковости детей.
- Экспериментирование с независимостью.
- Подготовка к уходу детей из семьи.
- Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».
- Принятие факта ухода на пенсию и старости.
При анализе стадий развития супружеских отношений выделяются: молодое супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелых лет.
- Молодое супружество продолжается менее пяти лет. Возраст супругов – от 18 до 30 лет. В этот период они привыкают друг к другу, покупают мебель и предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится в декретном отпуске. Совместная жизнь требует немалых затрат, в том числе психологических, поэтому их материально и «морально» поддерживают родители.
- Супружество среднего возраста длится 6-14 лет. В этот период люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от необходимости приобретения квартиры, мебели и т.д. В доме уже нет маленьких, дети – школьники или студенты – становятся все более самостоятельными. Жена помимо обязанностей по дому может значительно больше времени отдавать профессиональной деятельности.
- Супружество зрелого возраста наступает после 15 и длится до 25 лет. В семье уже взрослые дети, супруги остаются одни или привыкают жить с их семьями и воспитывать внуков.
- Для супружества пожилого возраста характерно снижение производительности труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между ними такие, какими они сложились в течение долгой совместной жизни. В это время уже тяжело что-либо менять. Сужение социальных контактов иногда усиливает давление на взрослых детей, особенно при совместном их проживании, что может служить причиной возникновения конфликтов. Конфликты между стариками могут служить отражением их конфликта с «молодыми» из-за различного отношения к ним.
Семейные кризисы – это психологические трудности, возникающие на разных этапах жизни семьи. Точно так же, как и возрастные кризисы, семейные являются естественными для развития отношений между членами семьи и возникают тогда, когда созрела необходимость изменения системы отношений, так как семья больше не может так же взаимодействовать, как раньше.
Типы:
обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле (эволюционный кризис)
1. Первый год жизни семьи. 2. Рождение первого ребёнка. 3. Рождение второго и последующих детей. 4. Появление нового члена семьи. 5. Поступление ребёнка в школу. 6. Идентификация личности подростка. 7. Этап «пустого гнезда». 8. Смерть одного из членов семьи. 9. Разлад эмоциональных отношений.
обусловленные травмирующими событиями жизни (ситуационный / событийный кризис)
длительные конфликтные отношения, развод, алкоголь, наркомания, измены, насилие между супругами, жилищнобытовые проблемы, и пр
Как влияют развод и кризисы в семье на психику ребенка
В период развода ребёнок, очевидно, не испытывает счастья, но не думайте, что он заметил проблему только тогда, когда на это обратили его внимание. Дети привыкли активно перенимать опыт от окружающих его людей. Они замечают малейшие изменения микроклимата внутри семьи, особенно остро, когда напряжение достигает критической точки.
Зачастую ребёнок при кризисах начинает ограждаться от одного из родителей, замыкаться в себе и надолго погружаться в свои мысли и личные переживания. Эмоции, которые, зачастую, испытывает ребёнок:
- гнев и ярость;
- свою вину в происходящем;
- одиночество;
- неопределённость будущего, растерянность;
- беспомощность.
Важно понимать, что если развод не спонтанный и с ребёнком говорили оба из родителей, объясняя причину такого решения, то негативные чувства от этого процесса будут значительно менее интенсивными, нежели от неожиданной новости.
В зависимости от спектра проявления и вида кризиса наблюдаются следующие изменения в эмоциональном состоянии ребёнка: РЕАКЦИЯ РЕБЕНКА НА КРИЗИС В СЕМЬЕ •дошкольники – чувство вины, тревога, беспомощность •6-8 лет – эмоциональные нарушения, тревога, одиночество, обида на родителей •9-12 лет – агрессивность, враждебность, отвержение негативно оцениваемого родителя •Старшие подростки – проявления девиантного поведения (стремление к уходу из семьи, отказ посещать учебное заведение, употребление ПАВ, конфликты с родителями и сверстниками, эмоциональная отгороженность и т.д.).
Дети до 5 лет включительно
Конечно, дети не понимают всей глубины происходящих кризисов, но уже ощущают такие чувства, как ненужность, брошенность и дефицит внимания. Ребёнок заметит длительные перерывы в присутствии одного из родителей и ему понадобится объяснить в доступной манере, что происходит и почему решение никак не отразится на чувствах обоих родителей к нему.
Дети от 6 до 12 лет
Ребёнок всё лучше понимает причинно-следственную связь, он задаётся вопросами о происходящем, о своей собственной роли в конфликте родителей и испытывает первые чувства беспомощности и невозвратности былого покоя. В этом возрасте малыш старается найти всему происходящему логическое объяснение и если не находит, то решает, что вина лежит на нём. Ребёнку следует объяснять всё доступно и прозрачно, отвечать на все вопросы прямо и не забывать отмечать, что оба родителя не перестают любить его.
Подростки от 13 до 17 лет
Тяжёлый период в жизни каждого ребёнка, который сопряжён с личными эмоциональными потрясениями и кризисами, развод может лишь усилить внутренние переживания. В этот период подростки могут усиленно ограждаться от родных, искать утешения на стороне, например, в дружбе, хобби, нередко и в нездоровых привычках, таких, как алкоголь и наркотики. Как бы не вели себя подростки, им нужны внимание и любовь не меньше, чем детям более юного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
faktory_semeynogo_blagopoluchiya.pptx | 386.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
предпосылки будущего семейного, в том числе супружеского, благополучия
Е. Дюваль (Е.М. Виуан , 1957) выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи
При анализе стадий развития супружеских отношений выделяются:
Типы кризисных ситуаций обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле (эволюционный кризис) 1. Первый год жизни семьи. 2. Рождение первого ребёнка. 3. Рождение второго и последующих детей. 4. Появление нового члена семьи. 5. Поступление ребёнка в школу. 6. Идентификация личности подростка. 7. Этап «пустого гнезда». 8. Смерть одного из членов семьи. 9. Разлад эмоциональных отношений. обусловленные травмирующими событиями жизни (ситуационный / событийный кризис) длительные конфликтные отношения, развод, алкоголь, наркомания, измены, насилие между супругами, жилищнобытовые проблемы, и пр
Как влияют развод и кризисы в семье на психику ребенка Эмоции, которые, зачастую, испытывает ребёнок: гнев и ярость; свою вину в происходящем; одиночество; неопределённость будущего, растерянность; беспомощность.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ПОДГОТОВИЛА: 3 курс пдо 2024г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние негативного семейного фактора на формирование отклоняющегося поведения подростков (стендовая консультация)
Материал предназначен для размещения на стенде. Он будеи интересен как педагогам, так и родителям....
Методическая разработка «Определение уровня социального благополучия ребёнка»
Для определения уровня социального благополучия семьи предлагаем использовать метод беседы. Беседа проводится с ребенком (наедине) с использованием следующих вопросов:Хотел бы ты в своей будущей семье...
Семейная система-ключевой фактор воспитания ребенка
Семинар для родителей. Семейная система, мотивация, нарушение поведения -основные вопросы, которые рассматриваются на семинаре....
Беседа: «Семейные традиции».Цель: Подготовка воспитанников к будущей семейной жизни. Задача: Формирование семейных общечеловеческих ценностей, семейных традиций.
Ход беседы:1.Что такое семейная традиция?Традиция – правило поведения, события, регулярно повторяющиеся.2.Почему в каждой семье должны быть свои традиции?3.Какие традиции должны быть в каж...
Доклад на МО. Эмоциональное благополучие педагога как фактор влияния на эмоциональное благополучие и социализацию ребенка
Доклад на МО...
Тренинговое занятие "Секреты семейного благополучия"
Тренинговое занятие "Секреты семейного благополучия" Встреча посвящена отношениям в семье....
Интерактивный тест по теме "Факторы семейной жизни", 9 класс
Методическая разработка по теме "Факторы семейной жизни", 9 класс (интерактивный тест)ссылка https://docs.google.com/forms/d/10IfCUXL6t2T66lRme96AvqAcNwIy3OKvZOi-uGmVN8g/edit...