Социальное здоровье и социальное благополучие студентов колледжа
материал на тему
Мониторинговое социологическое исследование определения мотивации студентов, их отношения к важным социальным проблемам жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_zdorove.doc | 116.5 КБ |
sotsialnoe_zdorove.ppt | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровый образ жизни – это сейчас не только слова. Это выбор правильной жизненной позиции, выбор своего будущего.
Здоровье населения – это зеркало, в котором отражаются последствия воздействий двух взаимосвязанных сфер: эколого-экономической и социально-популяционной. Мы болеем так, как живем.
Социальная среда является одним из важнейших факторов влияющим на здоровье человека. Социальный микроклимат либо побуждает человека к здоровому образу жизни, либо формирует вредные установки и привычки.
Известно, что главенствующую роль во влиянии на здоровье людей играют социальные факторы риска, объединенные под общим названием «образ жизни». К ним относятся: стрессовые ситуации, плохие материально-бытовые условия, непрочность семей, неполные семьи, одиночество, низкий образовательный и культурный образ жизни, криминализация общества, безнадзорность. Все они служат мощными причинами, которые оказывают отрицательное влияние на здоровье людей.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения, образ жизни (прежде всего быт, его условия) формируют 50% здоровья человека. Доля остальных факторов – генетической наследственности, экологии и т. д. – лишь 5 - 15%.
Современная действительность предъявляет повышенные требования к адаптивным возможностям человека. Еще Ч. Дарвин акцентировал внимание на способности к адаптации: «Выживают не самые сильные, не самые умные. Выживают самые приспособленные к изменениям». Но часто человек оказывается неспособным справиться с трудностями, проблемами, стрессами, которые возникают постоянно в процессе жизни, не умеют найти свое место в социуме. Из-за неспособности решения проблем у человека возникают ощущение собственной безуспешности, неудовлетворенности собой. В результате он начинает искать способы избегания, прибегает к деструктивным формам адаптации.
Дети и подростки оказываются наиболее уязвимой и психологически беспомощной категорией населения. Приводятся следующие данные - более 60% наших детей находится на грани нервного срыва, что является основной причиной необычного (девиантного) поведения детей; они или гиперактивны (перевозбуждены, агрессивны), или гипоактивны (в состоянии угнетения, депрессии, аутизма, фобий и т. д.). Виновными в асоциальном поведении детей являются взрослые лица.
Социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств (до 5 – 8 тыс. в год), проституции. Потребление наркотиков, алкоголя, курение быстрыми темпами распространяется в детской среде. Все это обуславливает грубое и неправильное, а нередко криминальное поведение. Нашу страну поражают социально значимые заболевания, распространяющиеся со скоростью эпидемии – вирусные гепатиты и ВИЧ-инфекции. Отмечается ранняя инвалидность в молодом, наиболее работоспособном и репродуктивном возрасте.
Страдают сотни тысяч семей, страдают трудовой, интеллектуальный и военный потенциал страны и ее экономика.
Существует немало определений понятия «здоровье». Однако все они характеризуют этот феномен односторонне либо поверхностно и не раскрывают его социальной сущности.
Н.В. Сократов дает следующее понятие социальному здоровью.
Медицинское определение – это оптимальные, адекватные условия социальной среды, препятствующие возникновению социально обусловленных заболеваний, социальной дезаптации, определяющие состояние социального иммунитета и гармоничное развитие личности в социальной структуре общества.
Педагогическое определение - это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро- и макросреды (семье, социальной группе).
Социальный аспект здоровья означает то, как мы осознаем себя в окружающем мире, что действительно важно для нас в отношениях с друзьями, родными, приятелями, другими людьми, с которыми нам приходится общаться.
Нами было проведено мониторинговое социологическое исследование, позволяющее определить мотивацию наших студентов, их отношение к важным социальным проблемам жизни. Таким исследованием стал опрос. Закрытость, «интимность» темы, субъективная окрашенность предопределили форму и характер задаваемых студентам вопросов.
Что такое, на Ваш взгляд, здоровый образ жизни?
Отношение | % |
Полноценно питаться | 12 |
Вести осмысленную жизнь | 48,2 |
Жить полноценной духовной жизнью | 18,9 |
Не употреблять наркотики | 27,5 |
Не иметь вредных привычек | 41,3 |
другое | 3,4 |
На вопрос «Что такое, на Ваш взгляд, здоровый образ жизни?», 8,2% студентов считают – значит вести осмысленную жизнь; 41,3% - отсутствие вредных привычек; 27,5% - не употреблять наркотики.
Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?
Отношение | % |
Да | 50 |
Нет | 1,7 |
Частично | 37,9 |
Эта проблема меня не волнует | 8,6 |
Другое | 1,7 |
Считают необходимым придерживаться принципов ЗОЖ половина опрашиваемых студентов, 37,9% - частично. Равнодушными остаются 1,7%, столько же не считают необходимым их придерживаться.
Ряд вопросов, предлагаемых студентам определяли их отношение к курению в молодежной среде.
Пробовали ли Вы курить?
Отношение | % |
Да | 45,7 |
Нет | 30,5 |
Курю иногда | 10,1 |
Курю постоянно | 13,5 |
Если Вы курите, в каком возрасте Вы начали курить?
Отношение | % |
До 10 лет | 11,5 |
10-14 лет | 19,2 |
В старших классах | 42,3 |
С начала обучения в колледже | 26,9 |
Если Вы курите, то сколько раз в день Вы курите?
Отношение | % |
1 раз | 27,2 |
1 – 3 раза | 27,2 |
Выкуриваю от 3 до 10 сигарет | 44,5 |
Что побуждает Вас курить?
Отношение | % |
Снятие напряжения | 72 |
Получение удовольствия | 8 |
Влияние друзей | 20 |
Уже возникла психическая и физическая потребность в табаке | - |
Вы допускаете, что будете курить, когда станете старше?
Отношение | % |
Собираюсь курить до окончания колледжа | 11,5 |
Побалуюсь сигаретами и брошу | 26,9 |
До первых признаков ухудшения здоровья | 3,8 |
Намерен курить всю жизнь | 57,6 |
Не знаю как долго буду курить | - |
Результаты исследования показали, что пробовали курить около 45,7 % юношей и девушек. Из них курят постоянно 13,5 %. Практически каждый начал курить в возрасте 15-17 лет. 27,2 % курят не чаще 1 раза в сутки, столько же % - 1-3 раза в сутки и 44,5 % выкуривают от 3 до 10 сигарет.
Обращает на себя внимание тот факт, что юноши курят в основном для снятия напряжения, в то время как девушки – для получения удовольствия; 20% назвали влияние друзей, по мнению курящих ни у кого не возникла психическая и физическая потребность.
Перспектива об отношении курения следующая: 11,5% - собираются курить до окончания колледжа; 26,9 % считают, что побалуются сигаретами и бросят; 3,8 % - до первых признаков ухудшения здоровья; 57,6 % - намерены курить всю жизнь и никто не выбрал ответ –«еще не знаю, как долго буду курить».
Следующий ряд вопросов касался отношения студентов к проблеме наркомании.
Как Вы относитесь к наркомании в молодежной среде?
Отношение | % |
Осуждаю, последствия наркомании трагичны | 69,5 |
Для себя – не допускаю, для других – свое мнение не навязываю | 16,9 |
Нейтрально – это дело каждого | 8,5 |
Сегодня она – достаточно распространенное явление | 1,7 |
Не могу сказать определенно | 3,4 |
На вопрос: «Как Вы относитесь к наркомании в молодежной среде?», студенты выразили общее негативное отношение, ее осуждение (69,5%). Для себя лично употребление наркотиков исключает только 16,9 % студентов. Остальные занимают нейтральную позицию. Что скрывается за таким нейтралитетом – признание прав на автономию и свободу каждого или полное равнодушие?
Что может быть мотивом употребления наркотиков?
Отношение | % |
Любопытство | 44 |
Получение удовольствия | 33,8 |
Неурядицы в личной и семейной жизни, жизненные катастрофы и потрясения | 11,8 |
Внутренняя убежденность | 1,6 |
Снятие стресса, усталости | 3,4 |
Просто так, за компанию | 6,8 |
Привычка | - |
Желание не выглядеть «белой вороной» | 3,4 |
Мода | 5 |
Другой вопрос – «Что может быть мотивом употребления наркотиков?», предполагающий «взгляд со стороны» обладает высокой информативной значимостью.
Приоритетным, преобладающим мотивом является любопытство (44%). Это связано с возрастной спецификой молодежи. Стремление к риску, желание попробовать все «на вкус и цвет», отведать неизведанное способствует нежелательным, асоциальным формам самореализации. Повторить такой опыт толкает стремление к получению удовольствия. Каждый третий «получение удовольствия» рассматривает в качестве значимого мотива.
Одним из факторов, побуждающих молодежь к употреблению наркотиков, считают психологический фактор. 3,4% студентов рассматривают их как средство, способствующее снятию стресса, усталости, преодолению проблем в личной и семейной жизни. Для некоторых молодых людей приобщение к наркотикам является символом «взрослости», «мужественности», своеобразным пропуском в компанию референтных лиц. 6,8% студентов в качестве мотива отметили «просто так, за компанию»; 3,4% – быть как все, желание не выглядеть «белой вороной». Примерно 5% заявляют о формирующейся и растущей моде на наркотики.
Многие ли люди употребляют наркотики?
Отношение | % |
Вообще-то многие, но не в нашей компании | 56,4 |
В нашей компании таких случаев нет | 23,6 |
Мнение, что многие молодые люди употребляют наркотики сильно преувеличено | 9 |
Да, многие, в том числе в нашей компании | 5,4 |
В нашей компании такие случаи единичны | 5,4 |
Другой вопрос – «Многие ли молодые люди употребляют наркотики?». Если убрать из зоны внимания 9 %, давших «нейтральный ответ («мнение, что многие молодые люди употребляют наркотики, сильно преувеличено»), то 23,6 % студентов исключают факт употребления наркотиков в своей компании. 5,4 % - указывают на разовость, либо массовость употребления их в своем ближайшем окружении.
Если Вы узнали, что Ваш друг употребляет наркотики, Вы бы …
Отношение | % |
Немедленно прекратили с ним отношения | 10,3 |
Продолжали дружить, не обращая внимания | 10,3 |
Постарались помочь | 75,8 |
Попросили дать и Вам попробовать | 1,7 |
Другое | 5,1 |
Следует отметить низкий уровень нетерпимости подростков к потреблению наркотиков друзьями и знакомыми. Только пятая часть указала, что прекратит общение с этим человеком. Большая часть будет стараться удержать друга в своем окружении и помочь.
Следующий ряд вопросов иллюстрирует отношение студентов к проблеме алкоголизма.
Как Вы относитесь к употреблению алкогольных напитков?
Отношение | % |
Алкоголь вреден для здоровья | 27,5 |
Отрицательно | 34,5 |
Положительно | 8,6 |
Безразлично | 29,3 |
Употребляете ли Вы алкогольные напитки?
Отношение | % |
Абсолютно не употребляю | 22 |
Иногда употребляю | 72,9 |
Примерно 1 раз в неделю | 3,4 |
Ежедневно | 1,7 |
Если да, то где Вы чаще выпиваете?
Отношение | % |
Дома | 2,2 |
На вечеринках | 32,6 |
На дискотеках | 39,1 |
В других местах | 26 |
Когда Вы впервые попробовали алкогольные напитки?
Отношение | % |
До 10 лет | 3,8 |
10-14 лет | 15,1 |
14-18 лет | 81,1 |
Какие алкогольные напитки Вы чаще употребляете?
Отношение | % |
Вино | 21,8 |
Крепкие спиртные напитки | 12,7 |
Пиво | 52,7 |
Коктейли | 12,7 |
К употреблению алкогольных напитков студенты относятся более лояльно: только 27,5 % считают, что алкоголь вреден для здоровья. Наряду со знанием о вреде алкоголя отрицательно относящихся к нему относительно немного: 34,5 %. Положительное отношение высказали 8,6 %, безразличное - 29,3 %. Абсолютно не употребляют алкоголь 22% опрошенных, иногда употребляют -72,9 %; часто - 5,1%.
Знакомство со спиртными напитками в возрасте до 10 лет произошло у 3,8% студентов; до 15,1% опрошенных попробовали в возрасте 10-14 лет; подавляющее большинство (81%) – в 14-18 лет.
Выявлено, что 3,4% студентов употребляют алкоголь приблизительно 1 раз в неделю, 1,7 ежедневно, преимущественно это происходит в компании друзей.
Наиболее популярными напитками является пиво, его потребляют около 52,7% молодежи, 21,8% предпочитают вино, 12,7% - крепкие спиртные напитки и столько же процентов опрошенных – коктейли.
Возраст наших студентов – это время выбора своего жизненного пути. Поэтому вопросы, связанные с социальным, личностным и профессиональным самоопределением становится в этом возрасте центральными.
Формирование у юношей и девушек позитивных жизненных смыслов, готовности признавать себя субъектом собственной жизни с принятием своей ответственности за ее качество позволяет строить оптимистичный прогноз относительно их жизненного пути.
В то же время неконкретность и отсутствие жизненных целей и планов негативно сказывается на их способности адаптироваться к реальному жизненному пространству.
Большинству будущее кажется предопределенным: учиться в ВУЗе (45% %). Решение логичное и житейски мудрое для нашего нестабильного времени – переждать неопределенность, осмотреться. Однако большинство опрошенных не озаботились выбором вуза: лишь 10% смогли указать направление своих устремлений. Особую группу составляют студенты, которые мало думают об образовании и культуре (15%). Их безразличие, по всей вероятности, результат отсутствия учебных интересов, Получение образования не выступает для них как значимая и актуальная жизненная проблема.
Настораживает тот факт, что часть опрошенных отмечает неудовлетворенность жизнью (45%). Высказывались мнения о том, что «жизнь в настоящее время очень трудная, жестокая», «трудно найти работу», «Мир жесток, везде царит алчность, подхалимство, несправедливость», «Время опасное для жизни и для здоровья». Не все устраивает в жизни 21% студентов. Довольны настоящим положением вещей – 34%.
Таким образом, подводя итоги проведенного среди будущих педагогов исследования, выясняется не совсем благополучная картина.
Разумеется, одноразовые «избитые» рекомендации о вреде алкоголя, наркотиков и др. не принесут желаемого результата. Работу по приобщению студентов к здоровому образу жизни следует проводить постоянно, систематически.
Мы предлагаем:
- Идею волонтерства. Наиболее эффективно, чтобы волонтерами становились студенты старших курсов. Ребята легче будут воспринимать материал, если о нем говорит другой подросток, который учится тут же в колледже.
- Создание новых привлекательных форм организации физкультурно-спортивной деятельности, так как спорт является универсальным механизмом для самореализации и самосовершенствования человека.
- Необходимо качественное изменение уроков «ОБЖ» и «Основ медицинских знаний», насыщение их ролевыми играми, тренингами, демонстрацией слайдов, наглядного материала.
- Интересным и эффективным представляется организация досуговой занятости, использование театрализованных представлений, литературных композиций, психолого-коррекционных и личностно-ориентированных тренингов, которые могут включать специальные упражнения, анализ опасных ситуаций, групповое обсуждение, ролевое моделирование.
В нашей библиотеке имеется ряд методических пособий, которые могут быть использованы в работе с учащимися начальных классов и нашими студентами:
Наглядно-методическое пособие «Детство без алкоголя» включает руководство в виде брошюры и разнообразный наглядный материал в виде транспарантов, постеров, раздаточных карточек.
Наглядно-методическое пособие «Профилактика подростковой наркомании», которое включает также руководство в виде брошюры и набор слайдов с иллюстраторами, схемами и диаграммами. Пособие предназначено для обучения родителей и специалистов в области образования методам диагностики потребления психоактивных веществ и ориентировано на лекционно-семинарскую форму проведения занятий.
Наглядно-методическое пособие «Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы колледжа с социально-неблагополучными студентами
План работы колледжа с социально-неблагополучными студентами и семьями по профилактике правонарушений и безнадзорности...
Методическая разработка «Определение уровня социального благополучия ребёнка»
Для определения уровня социального благополучия семьи предлагаем использовать метод беседы. Беседа проводится с ребенком (наедине) с использованием следующих вопросов:Хотел бы ты в своей будущей семье...
Влияние социальных сетей на успеваемость студентов колледжа
Социальные сети, возникнув как особенное, ранее не известное явление, несколько лет назад, стремительно набрали популярность и изменили не только ландшафт Интернета, но и мировоззрение людей, работающ...
Проектная работа студентов колледжа "Здоровый образ жизни «Влияние наркотиков на организм подростков»"
"Neurological Effects of Teen Drug Abuse" Проект подготовили: Щепотьева Анна Герасимова Светлана Миткевич Дмитрий Руководитель проекта: Дроздова Л.И....
Социальная Акция "Студенты колледжа - за ЗОЖ!"
О проведении акции в рамках "Студенты колледжа - за ЗОЖ!"...
Социальная адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В КОЛЛЕДЖЕ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВПрограмма направлена на создание системы коррекции недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, оказание ко...
Методические указания для студентов колледжа к практическим занятиям по дисциплине ОП.08 Основы медицинских зннаий и здорового образа жизни
В методических указаниях представлены практические занятия по основным разделам дисциплины ОП.08 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни, которые предназначены для студентов специальн...