«Роль семьи и школы в формировании читательского кругозора учащихся»
статья
Что влияет и помогает развивать читательский кругозор обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_roditeley_rol_semi_dlya_razvitiya_chteniya.docx | 54.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема
«Роль семьи и школы в формировании читательского кругозора учащихся»
Подготовила
учитель начальных классов
I - квалификационной категории
МБОУ – Княгининской СОШ
Шатырина Галина Владимировна
«Чтение – это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя».
К.Д.Ушинский
Почему я решила заострить ваше внимание на этой теме? Как показывают сегодняшние реалии нашего образования, назрела проблема «чтения», если так можно выразиться. С 2014/ 2015 учебного года по инициативе «Фонда Солженицина», в лице его вдовы, и по поручению Президента РФ вновь введено в итоговую аттестацию выпускников сочинение, но как показывают результаты, учащиеся перестали читать, а как успешно написать сочинение без базы? Без основы знания классических произведений?
«Почему наши дети не читают книги? – этим вопросом задаются сейчас практически все родители. Сетуют на отсутствие интереса к книгам и учителя, и психологи, но изменить ситуацию замечаниями в стиле : «а вот в наше время…», нам вряд ли удастся.
Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств.
К сожалению, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. В семьях нет культуры чтения. Давно кануло в лету семейное чтение вслух. В обществе нет «моды» на чтение, оно давно перестало считаться у молодёжи престижным и приятным времяпрепровождением. По наблюдениям педагога И. Тихомировой, современные первоклассники в большинстве своем уже не могут продолжить начальные строки знаменитых стихотворений А.Л. Барто «Уронили мишку на пол...» или «Наша Таня громко плачет...».
Из собственного опыта, однажды читая сказку в группе дошкольников, я не увидела в глазах детей интереса и в итоге один из малышей сказал : «Плохо, что планшет в школу нельзя приносить, я бы включил мультики и смотрел». После этого опрашивая родителей по вопросу читаете ли вы своим детям книги ответ большинства просто шокировал : «Некогда!»
А ведь, многие десятилетия наша страна была самой читающей в мире. В настоящее время мы столкнулись с серьезными проблемами: современная молодежь мало читает, не воспринимает классику. А ведь без чтения невозможно формирование полноценной личности. Книга помогает сформировать нравственные принципы, культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, учит думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки.
Понижение статуса чтения как средства интеллектуальной, духовной жизни общества – одно из самых тревожных и опасных явлений в развитии современной отечественной культуры. По данным исследований, с каждым годом в стране увеличивается количество не читающих людей.
Детский читательский негативизм становится нормой наших дней: дети не хотят и не умеют читать, у них наблюдается потеря интереса к полноценной художественной литературе, классике, поэзии, сказкам. Негативное воздействие на чтение детей и подростков оказывает «электронная культура».
Компьютерная грамотность становится атрибутом современного человека. Молодежь стала читать меньше, им «некогда», но для компьютера и телевизора время всегда находится.
На вопрос: «Что делать, чтобы восстановить утраченный статус самой читающей страны?» - следует ответ : «Читать!» Разумеется надо читать. Но как этого добиться? Что необходимо для этого изменить в культуре, образовании? Как, например, активизировать чтение детей в семье, если утеряны опыт и традиции семейного чтения, если родители не только не подготовлены к его организации, но и сами далеки от общения с эстетически и социально значимой литературой? Нет интереса к её чтению и у детей.
Ребенок, насмотревшись «мультиков» или до одури наигравшись в компьютерные игры, подходит к матери. А в ответ получает: «Отстань, ты что, не видишь – я в «Одноклассниках» ил в «ВК». Ещё не научившись ходить и говорить, ребёнок видит родителей, старших братьев и сестёр, часами просиживающих за компьютером, и это становится для него моделью поведения. Так о каком чтении можно говорить в этой ситуации?
Книга может стать другом ребенка с самого рождения, непременным условием речевого развития малыша, расширения его знаний об окружающем мире. Родители не понимают, что встреча с книгой будет тем успешнее, чем лучше развивали ребенка с первых дней и месяцев жизни.
Родители должны уделять больше времени чтению. Читать детям вслух. Потом в этот процесс должны включится детский сад, школа, библиотека.
Да, проблема чтения в наше время очень актуальна. Дети совсем не хотят читать. Большинство из них ограничиваются литературой по школьной программе. Они уже стараются пользоваться аудиокнигами, электронными книгами. Прогресс это конечно хорошо, но уход от общения с живой книгой это очень плохо.
При рассмотрении этого вопроса я хочу подчеркнуть необходимость совместных усилий школы и семьи по решению этой проблемы. Воспитание детей - конституционная обязанность родителей. Они призваны всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать к учению и осознанному выбору профессии. Естественно, что школа должна использовать эту помощь со стороны семьи. Школа не может не считаться также с тем, что влияние семьи на развитие и формирование детей во многом связано с эффектом раннего воспитания. Многие педагоги и психологи отмечали, что основы личностного развития человека закладываются в раннем детстве, до пятилетнего возраста. Вместе с тем влияние родителей и семьи продолжается и в годы последующего формирования человека. Значение воспитательной деятельности семьи оказывает большое влияние на ее собственное укрепление. Дети цементируют семью, вносят в нее дух согласия и здорового сплочения. Чем лучше семья воспитывает детей, тем более успешно происходит их личностное развитие, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых отношений между ними, что укрепляет их воспитательный потенциал. Учитывая большую роль согласованной воспитательной работы школы, семьи и общественности, эту работу необходимо умело координировать и направлять. Справиться с данной задачей в состоянии только школа. Но с чем же связана роль школы в координации воспитательной деятельности семьи и общественности? В настоящее время школа стала выполнять основные функции в общеобразовательной подготовке и всестороннем развитии молодежи. Она также располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе. Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, учителя призваны оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания. Еще П.П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей. Школа должна не только поддерживать тесные связи с семьей и общественностью, но и оказывать воздействие на активизацию воспитательной деятельности родителей, повышать их ответственность за воспитание детей. Объединяя педагогические усилия, учителя и родители должны хорошо знать ту проблему, над решением которой им следует работать совместно. Одной из существенных сторон совместной деятельности семьи и школы является единый подход к реализации целевых установок, но иногда это отсутствует, когда молодые родители заняты, они зачастую усаживают детей за просмотр телепередач, за компьютеры, мало обращая внимания на живое общение, тем более на чтение. Важно, чтобы родители осознавали целевые установки воспитания маленького читателя, основа которого личный пример, который влечёт за собой развитие читательского интереса и расширение читательского кругозора. Ожидаемый результат реализации педагогического взаимодействия школы и семьи — становление школьника как активного, творческого читателя, со своими сформированными представлениями о книге как ценности, о методах и способах работы с ней; улучшение навыка чтения, повышение педагогической компетентности родителей, улучшение их отношений с детьми. Из вышесказанного можно сделать вывод, что для формирования читательского кругозора и интереса к чтению учащихся важна та среда, в которой они воспитываются и обучаются. Задачей педагогов и родителей является создание дружеской, комфортной для ребёнка обстановки в классе и дома. Обучение и воспитание ребёнка должно происходить с учётом особенностей его личности. Нельзя заставлять ребёнка читать. Есть множество способов увлечь его чтением. Ребёнка надо окружить интересным материалом для чтения. Пополнять словарный запас детей. Поддерживать уверенность учащихся в себе, в своих силах. Важными условиями являются взаимодействие семьи, школы и работников библиотек. Важен профессионализм учителя, т. к. от того насколько он владеет методикой преподавания предмета, знает психологические особенности учащихся, грамотно проводит работу с родителями учеников, своим личным примером прививает любовь к чтению, зависит эффективность обучения. Таким образом, сотрудничество семьи и школы может оказать положительное влияние на воспитание читающего ребёнка. А на родительском собрании можно раздать родителям вот такие памятки:
|
И в заключении немного юмора:
Отец спрашивает у сына:
- Почему ты до сих пор не прочел книгу, которую я подарил тебе на день рождения?
- Папа, как же я ее прочитаю, если я ее даже открыть не могу, она же в дисковод не лезет!
Всё это может и смешно, но если не было бы так грустно. Поэтому, чтобы «не грустить» надо активизировать совместную работу с семьёй по воспитанию детей, читающих настоящие книги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
роль семьи в формировании профессиональных компетенций
РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ОК 1«Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,проявлять к ней устойчивый интерес» - доверие в приготовлении домашних обедов; приобщение к подгот...
взаимодействие семьи и школы в гражданско-патриотическом воспитания, как части духовно- нравственного воспитания учащихся
Мы уверены, что родители, работа с семьей поможет осуществить воспитание нравственности, духовности, гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, что даст новый импульс духов...
Статья на тему "Роль семьи и школы в жизни ребенка"
Семья и школа играет важную роль в становлении ребёнка как личности. В семье начинается воспитание ребёнка с рождения. Затем развитием ребёнка занимаются не только родители, а и воспитатели детского с...
Муниципальный проект «Создание заданий в формате PISA для формирования и оценки читательской компетенции учащихся на основе текстов краеведческого содержания»
Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих функциональной грамотности школьника. Качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий,...
Тема 1.6. "Семья и роль семьи в формировании личности".
Семья - это выработавшаяся за многие века форма объединения людей мужского и женского пола в интересах создания нормальных условий для их повседневной жизнедеятельности, сохранения здоровья,...
Особенности групповой работы с учащимися содержащимися в пенитенциарных заведениях: метод беседы «Роль семьи в жизни человека».
Групповая работа с учащимися, содержащимися в пенитенциарных заведениях, представляет собой важную и эффективную меру для их ресоциализации. Один из способов достичь этой цели - проведение групповых б...
Выпускная квалификационная работа «Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов»
Вопрос воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее ключевых задач, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Особую актуальность данная проблема приобретает в...