КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ
методическая разработка

Воронцева Надежда Викторовна

Сегодня в системе среднего и высшего образования реализуется новая образовательная модель, особенностью которой является личностно- ориентированный характер. Изменения, происходящие в системе образования требуют от выпускника не только прочных и глубоких знаний предметов сформированных умений и навыков, но и умения принятия ответственных решений, способности к овладению новыми знаниями, конкурентоспособности, способности работать в различных учреждениях, умения видеть направление своей профессиональной карьеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_2021-2022.docx146.3 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ

Сегодня в системе среднего и высшего образования реализуется новая образовательная модель, особенностью которой является личностно- ориентированный характер. Изменения, происходящие в системе образования требуют от выпускника не только прочных и глубоких знаний предметов сформированных умений и навыков, но и умения принятия ответственных решений, способности к овладению новыми знаниями, конкурентоспособности, способности работать в различных учреждениях, умения видеть направление своей профессиональной карьеры.

 С внедрением федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения усилилось внимание к проблеме подготовки специалистов качественно нового уровня.

На сегодняшний день задача профессионального образования сводится к тому, чтобы любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными и специальными знаниями и умениями, был способен реализовывать их в профессиональной деятельности. В настоящее время качество профессионального образования определяется через компетентности обучающихся, которые в дальнейшем обеспечивают выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.

Проблема исследования: как организовать и методически обеспечить формирование готовности студентов - будущих специалистов к развитию личностного профессионального самоопределения?

Цель исследования: теоретическое обоснование сущности готовности будущих специалистов к развитию личностного профессионального самоопределения и процесса ее формирования.

Объект исследования: процесс формирования готовности студентов к развитию личностного профессионального самоопределения.

Предмет исследования: условия формирование готовности студентов к развитию личностного профессионального самоопределения.

Задачи исследования:

1) на основе анализа философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования выявить структуру и содержание готовности студентов к профессиональной деятельности;

2) раскрыть сущность развития личностного самоопределения студентов в области будущей специализации;

3) проанализировать существующие технологии развития личностного самоопределения студентов в области будущей специализации;

4) определить критерии оценки качества и уровня готовности будущих специалистов к развитию личностного самоопределения в области будущей специализации;

5) разработать программу по формированию готовности будущих специалистов к развитию личностного самоопределения в области будущей специализации.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о взаимосвязанном развитии личности и общества, процессе изменения и развития социально-педагогических систем, идеи гуманизации и демократизации общества, теоретические положения гуманистического, культурологического подходов к обучению и воспитанию студентов, принципы системности, культуросообразности обучения и воспитания.

Методы исследования: анализ философской, социологической, культурологической, психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение и обобщение педагогически ценного опыта работы средних профессиональных образовательных учреждений, наблюдение, интервьюирование, беседа, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок и самооценок, ранжирование, педагогический эксперимент, моделирование, методы статистической обработки результатов исследования.

Экспериментальная база исследования: ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум».  В опытно-экспериментальной работе принимают участие 125 студентов: 100 выпускников «Энгельсского политехникума», 42 педагогических работника.

Исследование проводится с 2020 года и включает три этапа.

Первый этап (2020-2021 гг.) - теоретический анализ и осмысление исследуемой проблемы, разработка исходных позиций исследования, отбор понятийного аппарата, определение педагогических условий формирования личностного самоопределения обучающихся среднего профессионального образования, подготовка программы опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2021–2022 гг.) – опытно-экспериментальная проверка и уточнение теоретической модели формирования личностного самоопределения обучающихся среднего профессионального образования, корректировка формулировки гипотезы исследования.

Третий этап (2022–2023 гг.) – обобщение и систематизация экспериментальных данных, проведение качественной и количественной обработки полученных результатов, подготовка научно-практических рекомендаций по формированию личностного самоопределения обучающихся среднего профессионального образования, уточнение теоретико-экспериментальных выводов, проверка их достоверности.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлены социоориентированные, культурологические, воспитательные возможности учреждения среднего профессионального образования для формирования личностного самоопределения обучающихся;

-  определены, теоретически обоснованы и проверены на практике педагогические условия формирования личностного самоопределения студентов; использование социоориентированных, культурологических, воспитательных возможностей среды для формирования у обучающихся ценностно-смысловой системы отношений, осуществление психолого-педагогического сопровождения личностного развития студентов среднего профессионального образовательного учреждения;

- конкретизированы критерии (активность личности и осознанность) и уровни (потребительский, репродуктивный, деятельностный) сформированности личностного самоопределения студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке теоретической модели формирования личностного самоопределения обучающихся в социокультурной среде среднего профессионального образовательного учреждения, состоящей из целевого (цели, принципы, задачи), содержательного (функции, основные направления и содержание деятельности), организационно-практического (этапы, формы, методы, условия), оценочно-критериального (критерии, уровни и показатели) компонентов, а также системообразующих связей (целеполагание, рефлексивные), ориентированной на усиление ценностно-смыслового  отношения  личности к себе, окружающим людям и, в целом, к жизни.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны научно-практические рекомендации по формированию личностного самоопределения и социально-профессиональной ориентации студентов СПО, программы учебных курсов «Я в мире людей», «Познай себя», «Психология общения», «Технология личностного самоопределения», «Многообразие культур и Я»

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью теоретических позиций, комплексным использованием методов теоретического исследования, адекватных его объекту, предмету, цели, задачам, сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных, их соотнесенностью с массовым педагогическим опытом, статистической значимостью, воспроизводимостью результатов исследовательской деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Обсуждение промежуточных и итоговых результатов исследования на научно-практических конференциях.

В результате анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы нами выбраны следующие теоретические позиции, положенные в основу исследования:

- личностное самоопределение рассматривается в контексте ценностно-смыслового отношения к жизни, самому себе и окружающим людям;

- психологическая готовность к личностному самоопределению характеризуется развитым самосознанием личности, осознанными смыслами собственного существования и сформированными ценностными ориентациями по отношению к жизни;

- сущность личностного самоопределения раскрывают смыслы, позволяющие выходить на новый уровень саморазвития, самоосуществления, самоактуализации, самореализации;

- смысл личностного самоопределения − совокупность индивидуальных ценностей, способность строить самого себя, свою индивидуальную историю, умение постоянно переосмысливать собственную сущность;

- в раннем юношеском возрасте личностное самоопределение является ведущим, определяющим развитие всех других типов самоопределения.

  Всё это понимается нами как управляемая интеграция воспитательных  взаимодействий социально-культурных и образовательных субъектов личностного самоопределения обучающихся (семьи, личности, общественных организаций, социокультурных и этнических общностей, любительских объединений, вузов, ссузов и др.), в ходе которых организуются по  принципу  вариативности  многообразные, кооперированные  связи и отношения, направленные  на постижение растущим человеком социокультурных ценностей, объединение разного рода ресурсов в рамках социокультурных программ, обеспечивающих свои траектории развития разным субъектам: отдельным людям, общностям и др.

Сущность понятия «Профессиональное самоопределение»

В условиях поиска новых образовательных моделей и пересмотра традиционных форм обучения студентов, педагогический коллектив «Энгельсского политехникума» выстраивает собственную модель подготовки высококвалифицированных кадров, способных быстро приспосабливаться к новым условиям, обладающих достаточно высоким уровнем профессиональных умений и востребованных на рынке труда. При этом основной акцент делается на профессиональном самоопределении как стержне успешного профессионального обучения в техникуме и дальнейшей работе по специальности.

Контингент студентов, обучающихся в «Энгельсском политехникуме», является достаточно разноуровневым. Это обусловлено не только индивидуальными особенностями абитуриентов, но и специальностями, востребованными в нашем учреждении. С точки зрения психологии — это возраст осознания собственной индивидуальности и готовности к самоопределению. Профессиональное самоопределение студентов техникума в системе профессионального обучения это сложный, длительный и многоплановый процесс. В нашем образовательном учреждении его рассматривают как процесс вхождения личности в сферу будущей профессиональной деятельности посредством ее включения в учебную, производственно - практическую и вне учебной деятельности на основе самопознания, соотнесения своих возможностей с требованиями к профессии и осознания себя как будущего профессионала.

Существенными показателями, раскрывающими сущность процесса профессионального самоопределения, является мотивация профессионального выбора, профессионально - ценностные ориентиры, наличие индивидуального жизненного плана студента. На сегодняшний день треть студентов, обучающихся в техникуме, имеет диффузную мотивацию, которая складывается из непосредственных интересов и мотивов, порождаемых ситуацией выбора профессии и жизненного пути. Это, в свою очередь, вызывает кризисы в формировании и развитии их личности на данном этапе. Поэтому пребывание и обучение студентов первокурсников в техникуме является для них своеобразным испытательным сроком. Тестирование студентов первого курса показывает наличие следующих проблем:

  • несформированность профессиональной мотивации;
  • незрелая личностная готовность;
  • несформированность индивидуального стиля учебной деятельности.

Подросток в состоянии справиться с этими трудностями, но помощь взрослого ему по-прежнему необходима, возможно, в форме поддержки, совета, совместного анализа результатов деятельности. И начинать эту работу нужно именно с профессионального самоопределения, которое в системе профессионального обучения техникума рассматривается как процесс формирования отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.

Нужно отметить, что в процессе профессионального обучения в техникуме студенты проходят два уровня адаптации: принятие роли студента и принятие профессиональной роли. Второй уровень адаптации достигается только на четвертом году обучения, когда через систему практики пробных занятий и уроков, преддипломной практики формируется профессиональное самосознание.

Работа по профессиональному самоопределению - один из основных и наиболее сложных аспектов деятельности педагогического коллектива в техникуме. Чтобы сделать этот процесс эффективным, необходимо выстроить четкую систему работы, которая обеспечит слаженную, целенаправленную и последовательную работу всех участников педагогического процесса. Только поэтапное введение студента в профессию, обеспечит осознанное формирование желания у студента ее получить.

Опираясь на концептуальные основы Е.А. Климова о профессиональном самоопределении, данный процесс в техникуме развивается в двух аспектах (ценностно - смысловом и деятельностном) и рассматривается на двух уровнях: гностическом - в форме перестройки сознания студента и практическом - в форме реальных изменений социального статуса студента.

Таким образом, деятельность техникума по формированию готовности студентов к профессиональному самоопределению в системе профессионального обучения осуществляется на когнитивном, мотивационно – ценностном и деятельностно - практическом уровнях, что соответствует структуре «Я-концепции» личности.

На когнитивном уровне у студентов формируется представление о своих психофизиологических качествах, происходит ознакомление с содержанием профессиональной деятельности, возникает целостное представление об общих и специальных профессионально значимых качествах личности в данной профессиональной сфере деятельности.

Начиная работать со студентами, педагогический коллектив составляет для себя как можно более полное представление о субъективных аспектах жизнедеятельности каждого студента. К этим аспектам относятся ценностные ориентации, определение профессиональных интересов и склонностей, установки и ожидания в отношении будущей профессии, мотивы профессионального выбора. Все в целом позволяет составить портрет студента. К тому же, выявление профессионально-личностных особенностей студентов позволяет преподавателям техникума активно реализовывать личностно - ориентированную парадигму образования. Это направление осуществляется через диагностическую работу.

Диагностика, психологические исследования как условия компетентностного подхода

Психологические исследования, проведенные педагогами техникума, демонстрируют сложный и разнообразный результат. В течение учебного года мотивация обучения студентов в техникуме носит диффузный характер, студентам тяжело определиться со своей профессиональной деятельностью, поэтому основной акцент они делают на получение диплома и приобретение знаний, как возможности дальнейшего обучения в ВУЗе, не всегда по выбранной специальности.

Следовательно, одной из важнейших задач педагогов техникума должна быть деятельность по повышению мотивации к профессии, оказание помощи студентам, которые испытывают трудности в профессиональном самоопределении.

Особую актуальность эти задачи приобретают в условиях компетентностного подхода в образовании, так как успешное формирование профессиональных компетенций будущего специалиста невозможно без внутренней мотивации на профессиональную деятельность по конкретной специальности.

Мотивационно - ценностный уровень готовности к профессиональному самоопределению характеризуется степенью осознания студентами личной и общественной значимости будущей профессии.  На этом этапе профессионального самоопределения начинается непосредственная работа со студентами.

Мотивационно - ценностный аспект профессионального самоопределения в техникуме представляет собой выработку системы ценностей, определения своего соответствия избираемой профессии, формирование профессионального образа ''Я '', важной стороной которого является формирование ключевых и профессиональных компетенций у студентов.

Интеграция общеобразовательных, социально - экономических, гуманитарных, общих профессиональных и специальных дисциплин при непрерывном практикоориентированном обучении в техникуме обеспечивает формирование у студентов общих учебных, общекультурных, коммуникативных умений и навыков, необходимых для успешного овладения профессиональными компетенциями и как результат поэтапное становление заинтересованного в учении студента, квалифицированного специалиста и успешной личности. Для достижения этой задачи в учебных планах подготовки специалистов всех направлений помимо общепрофессиональных и специальных дисциплин определенная доля учебного времени уделяется практике. Различные виды практик (практика по профилю специальности, преддипломная практика) позволяют студентам подтвердить правильность выбранной профессии. Студенты наблюдают за тем, как работают профессионалы, получают практический опыт, у них постепенно формируются необходимые профессиональные умения и навыки, возникает желание выполнять творческую исследовательскую деятельность.

Такой подход к процессу обучения в техникуме способствует формированию подготовленного к профессиональной деятельности, конкурентоспособного, мобильного и творческого специалиста. Все это способствует решению одной из главных задач профессионального обучения студентов - успешному прохождению процесса профессионального самоопределения.

На деятельностно - практическом уровне профессионального самоопределения у студентов возникает потребность в установлении соответствия между личностными профессиональными качествами и профессиональными требованиями к профессии. Это возможно, когда студенты уже имеют представление о своих способностях и требованиях, предъявляемых профессией к личности. Как раз этому и посвящены первые два этапа работы по профессиональному самоопределению.

На данном этапе педагоги создают условия для профессиональной деятельности студента, показывают точки соприкосновения с профессией, учат ориентироваться на свои сильные стороны, открывая новые грани их личности.

Хорошо зарекомендовали себя такие виды деятельности как проектная деятельность, квест - игры. Важной составляющей на данном уровне является применение в учебно - воспитательном процессе инновационных технологий обучения. С целью формирования у студентов профессионального образа ''Я'' нами разработаны деловые игры, в ходе которых у студентов формируются ключевые компетенции современного специалиста, которые не могут быть сформированы во время традиционных лекций. В техникуме продуктивно проводятся такие деловые игры, как «Умение учиться - основное умение конкурентоспособного специалиста», «Я – концепция», «Профессиональные компетенции специалиста», «Собеседование с работодателем» и др.

Широко применяемое компьютерное тестирование позволяет оценивать мотивы выбора профессии, определять психологический тип личности, уровень форсированности профессиональных умений (прогностических, проективных, аналитических, коммуникативных, организаторских) и личностных качеств будущего специалиста на различных этапах обучения в техникуме. На основе известных диагностических опросников Т.И. Ильиной, А.А.Реана, В.Я. Якунина нами разработан комплекс тестов: «Цветок потенциалов», «Профессиональная мотивация», «Я и профессия».

К решению проблемы профессионального самоопределения в техникуме подключены и кураторы студенческих групп, которые проводят тематические классные часы в форме дискуссий, деловых игр, заседаний круглого стола, квест - игр, среди которых можно выделить «Моя профессия - мой выбор», «Есть такая профессия – студент», «Освоение профессии как путь к успеху в жизни», «Вверх по лестнице жизни или мои жизненные планы», «Моя профессиональная и коммуникативная культура», «Портрет современного педагога глазами студентов».

Воспитательная деятельность кураторов студенческих групп выстраивается на личностно - деятельностном подходе и позволяет раскрыть студентам сущность социальной успешности, активизировать процесс самопознания личности, мотивировать студентов на развитие личностных и профессиональных качеств в рамках выбранной специальности.

Такой алгоритм построения работы со студентами позволяет постепенно сориентировать их в профессиональном выборе, не вызывая негативной реакции с их стороны, избегая мнительности и тревожности, наоборот повышая их веру в свои потенциальные возможности и способности реализации себя в будущей профессиональной деятельности.

Но при этом важно знать, что такая организация процесса профессионального самоопределения принесет плоды лишь тогда, когда студенты и преподаватели ориентированы на построение демократических, равноправных отношений друг с другом, иначе работа будет бесполезной и вызовет отторжение у студентов.

Диагностика готовности студентов к освоению специальности

Для оценки готовности обучающихся к будущей профессиональной деятельности необходим комплекс диагностических средств для определения их социально-психологической готовности к овладению профессией и выполнению будущей работы.

Такую цель преследовала разработанная в техникуме диагностика с опорой на самооценку обучающихся, которая проводилась в течение последних 2 лет среди первокурсников.

Показатели самооценки выявлялись на основе опроса, проводимого по определенной методике. Из списка характеристик, составленных с участием психолога, обучающимся предлагалось выбрать наиболее важные, на их взгляд, для осуществления трудовой деятельности. Список включал 20 базовых качеств: профессиональные умения, организованность, трудолюбие, творческий подход к трудовой деятельности, умение приспосабливаться к новым технологическим требованиям, решительность, способность к риску, умение доводить начатое дело до конца, выносливость, инициативность, дисциплинированность, целеустремленность, настойчивость, находчивость, скромность, честность, самостоятельность, умение принимать решения, внимательность, пунктуальность.

На приготовленных заранее листках обучающиеся выбирали из всех предложенных качеств те, что наиболее сильно развиты у них, записывая их отдельно. Одновременно им предлагалось дополнить список своими показателями самооценки с условием, чтобы их общая сумма не превышала 10.

При подсчете результатов учитывалась степень совпадения выбранных студентами качеств со списком, составленным работодателями.

Если совпадений не обнаруживалось или их количество не превышало 3-х, то делался вывод о том, что обучающийся имеет низкий уровень самооценки и у него не сформирована социально-психологическая готовность к будущей профессиональной деятельности. При наличии 4-7 совпадений признавалась адекватность самооценки.  Если число совпадений составляло 8-10 показателей, комиссия рассматривала это как завышенную самооценку.

Проведенное исследование выявило 38% обучающихся, имеющих низкий уровень самооценки готовности к трудовой деятельности. Через дополнительное собеседование с этой категорией учащихся было выяснено, что они не имели достаточной информации о специфике будущей трудовой деятельности. Этап же профессионального самоопределения предполагает осознанный выбор, основанный на широкой информированности о мире профессий с учетом имеющихся психологических и психофизиологических возможностей.

Достаточно высокий общий показатель самооценки готовности к профессиональной деятельности (56% с адекватной самооценкой) можно объяснить наличием и такого позитивного фактора, как сформированность адекватных представлений о самом себе, своих способностях, возможностях, осознанность мотивов и жизненных планов. В сочетании с другими объективными характеристиками обучающегося педагогическому коллективу удается на основе данных диагностики выравнивать общий уровень и качество получаемого в техникуме профессионального образования.

Социально-профессиональная ориентация студентов СПО

 

Выбор жизненного пути проходит у молодежи в несколько этапов, на каждом из которых уточняются или изменяются социально-профессиональные ориентации. В исследовании этих процессов наиболее продуктивным представляется дифференцированный подход, с выделением «точек», когда молодому человеку приходится выбирать дальнейший жизненный путь. Одной из таких «точек», на наш взгляд, является получение молодыми людьми среднего профессионального образования.

В 2020 г. было проведено социологическое исследование социальной и профессиональной ориентации обучающихся «Энгельсского политехникума». По случайной выборке ответили на анкету 100 выпускников техникума.

Социальная и профессиональная ориентация молодых людей зависит от многих факторов. В числе прочих во многом определяются сформировавшейся системой жизненных принципов молодого человека.

Поэтому при анализе профессиональной ориентации студентов необходимо учитывать ценности, которыми они руководствуются в жизни, ради чего живут.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что приоритетными для молодежи становятся индивидуалистские ценности, обусловленные в том числе формированием новых социальных отношений. Обучающиеся техникума более ориентированы на себя, а личные интересы ставят выше общественных. Ценности, значимые для старшего поколения, в новых условиях потеряли свое приоритетное значение для молодых.

Респонденты больше ориентированы на заработок, чем на интересную работу и профессиональное самосовершенствование. Для значительной части опрошенных трудовая деятельность не является способом самоопределения, а ассоциируется лишь с зарабатыванием денег. Такая позиция обусловлена культом денег, всеобщей коммерциализацией, господством потребительской психологии, что приводит к смещению в общественном сознании духовных ценностей в сторону материальных.

Выбор молодыми людьми учебного заведения и вместе с ним осваиваемой профессии часто носит случайный характер. Пятая часть опрошенных пришла в техникум потому, что необходимо было хоть где-то учиться. В группу респондентов, выбравших профессиональное учреждение случайно, можно включить и ту часть, чей выбор обусловлен неудавшейся попыткой поступления в вуз (17%) или отсутствием уверенности в успешном поступлении туда (20%). Каждый седьмой опрошенный честно ответил, что выбрал техникум или техникум в силу случайных обстоятельств (за компанию с друзьями; расположено ближе к дому; в него проще всего поступить).

Образовательные запросы некоторой части респондентов определяются представлениями о «модных» профессиях и не соответствуют потребностям современного рынка труда. Почти каждый пятый выбрал свое образовательное учреждение, чтобы освоить не ту профессию, которая им интересна, к которой они имеют способности, а престижную, в итоге, из стен образовательных учреждений зачастую выходят либо лица, не связывающие свою дальнейшую жизнь с полученной профессией, либо потенциальные безработные.

Следствием коммерциализации системы образования явилось отсутствие у многих опрошенных реальной альтернативы выбора места будущей учебы. Обращает на себя внимание тот факт, что каждому шестому обучающемуся выбрать другое образовательное учреждение не позволили материальные возможности семьи. Приведенные выше данные подтверждают общий тезис, высказанный во многих научных трудах, о растущем неравенстве стартовых возможностей молодых людей, определяемом поляризацией общества.

В связи с этим заслуживают внимания данные опроса об оценке студентов материального  положения своих семей: почти  каждый второй отметил, что его семья живет вполне сносно, каждый пятый высоко оценил материальное положение своей семьи, считая, что живет в полном достатке; в то же время 20% относятся к семьям, живущим от зарплаты до зарплаты, то есть не могут себе позволить никаких дополнительных трат, а 6% респондентов ответили, что их семьи не могут свести концы с концами, фактически находясь в полной нищете, и, наконец, 10% опрошенных затруднились с ответом.

Результаты исследования показали, что значительное влияние на выбор молодых людей оказывает позиция старших членов семьи - 15% опрошенных поступили в СПО по совету родителей. Полученные нами данные позволяют выявить тенденцию наследования образовательного статуса, родителей. Так, среди опрошенных доля тех, чьи отцы имеют среднее образование, полученное в СПО - 30% (для сравнения: неполное среднее образование имеют 9%, общее среднее - 13%, среднее специальное - 29%, незаконченное высшее - 3%, высшее - 16%).

Одной из основных задач социологического исследования было изучение профессиональных планов обучающихся. Результаты опроса свидетельствуют, что трудоустроиться в той или иной форме по освоенной профессии планирует 39% студентов. Важно отметить, что среди опрошенных велика доля (28%) тех, кто ориентирован на трудоустройство (без продолжения учебы в вузе) сразу после окончания своего учебного заведения, это свидетельствует о намерении более раннего вступления в самостоятельную жизнь и об отсутствии возможностей у семьи для дальнейшего содержания молодого человека. Интересно, что устройство на работу после завершения учебы планирует в основном та часть респондентов, которые учатся плохо и удовлетворительно. По сравнению с ними отличники и хорошисты гораздо чаще ориентированы на поступление в вуз.

Дети предпринимателей, инженеров, научных сотрудников, работников торговли в большей мере намерены продолжать обучения в вузе. Работать по освоенной специальности (без продолжения учебы) чаще хотят респонденты из семей предпринимателей, рабочих, безработных. Устройство на работу по другой профессии относительно чаще фигурирует в жизненных планах молодых людей из семей безработных.

Обращает на себя внимание то, что каждый 10-й обучающийся техникума не определился с планами даже на ближайшее будущее. Можно предположить, что эта группа молодых людей больше всего нуждается в помощи профконсультантов.

 Важное место в исследовании заняли вопросы профессионального самоопределения обучающихся. Обращает на себя внимание то, что более половины опрошенных фактически ушли от ответа, отметив, что им просто нравится выбранная профессия.

Анализ полученных данных позволил условно выделить наиболее типичные обстоятельства, влияющие на профессиональный выбор молодых людей. Из данных видно, что на выбор будущей профессии почти половины опрошенных повлиял совет родителей и родственников.

Существенным фактором, повлиявшим на выбор профессии, респонденты назвали наличие у себя способностей к выбранному виду деятельности, что очень важно, поскольку является еще и основой для формирования будущей профпригодности. Вместе с тем лишь четвертая часть указала на это обстоятельство, подтверждая вывод о том, что для большинства опрошенных освоение профессии не является способом самореализации.

Результаты исследования показали, что среди выпускников техникума есть определенная часть сомневающихся, неуверенных в правильности своего профессионального выбора, переживающих разочарование в осваиваемой профессии. На вопрос: «Уверены ли вы, что ваш профессиональный выбор совпадает с осваиваемой в настоящий момент профессией?» – были получены следующие ответы: уверен (42%) опрошенных; не совсем уверен (24%): не уверен (12%); полагаю, что не совпадает (12%), не знаю (10%).

Анкетирование обнаружило некоторую зависимость между уверенностью респондентов в правильности выбора и уровнем престижности осваиваемой профессии. О престижности той или иной профессии позволяет судить ее оценка в общественном сознании. Отметим, что определенная часть молодых людей разделяют понятия престижности специальности и ее доходности. Так, почти каждый шестой опрошенный считает, что осваиваемая им специальность не престижна, но дает возможность заработать на жизнь. Особенно это касается таких профессий, как автомеханик, автослесарь (67 % ответивших).

Одним из факторов, влияющих на престижность осваиваемой профессии, ее привлекательность в глазах молодежи, является реальность трудоустройства. Практика показывает, что проблема устройства на работу достаточно остро стоит перед выпускниками учреждений среднего профессионального образования. Нередко складывается ситуация, когда выпускники, успешно окончившие СПО, в массовом порядке не могут найти работу по профессии. Несмотря на это, возможности устройства на работу по освоенной профессии оцениваются обучающимися, как высокие. Около половины опрошенных уверены, что смогут сразу найти работу.

О привлекательности различных видов труда в глазах молодых людей можно судить по их ориентации на работу в конкретной отрасли народного хозяйства.

Очевидно, что очень незначительная часть респондентов связывает свое будущее с работой в отраслях материального производства, это обусловлено угрозой безработицы, бедственным положением большинства предприятий, неясностью перспектив развития некоторых отраслей промышленности.

Ориентация молодых людей на работу в той или иной отрасли на прямую связана с осваиваемой ими профессией. Так, около 55% опрошенных, осваивающих специальность информационные системы и программирование хотели бы трудоустроиться в этой сфере.

Профессиональное становление личности с помощью педагогической диагностики

Анализ литературных источников и педагогической практики свидетельствует, что педагогическая диагностика в основном ориентируется на результаты обучения, что всю работу по диагностике знаний, умений и навыков берет на себя педагог, а о профессионально значимых качествах речь идет лишь на последних курсах учебы в техникуме. Это проливает свет на причины недостаточного развития у многих студентов психологической готовности к самостоятельности, к осуществлению сложной деятельности, основой которой является совокупность разно образных знаний, необходимых для принятия решений, для творческого подхода к делу, для самоконтроля. Познавательную самостоятельность и активность студента нужно постоянно изучать, формировать и стимулировать с помощью повышения уровня мотивации учения, эффективных учебных средств, методов (проблемно-развивающее обучение, блочно-модульное, видеофильмы и т. д.) и развивать на этой основе мышление, профессионально значимые качества (ПЗК).

Процесс этот основывается на психолого-педагогическом механизме взаимодействия преподавателя и студента. Необходимо также, чтобы преподаватель был и хорошим психологом.  Ведь какой бы квалифицированной ни была консультация специалиста-психолога, она, во- первых, не сможет охватить всего круга вопросов, требующих анализа, во- вторых, будет иметь характер лишь общих советов, тогда как преподавателю приходится обращаться к психологическим знаниям о ПЗК обучающегося постоянно. Следовательно, без знания психологии, без применения конкретных психологических методов не может быть эффективной деятельности педагога СПО. Согласившись с этим, мы должны решить важный вопрос: какие ПЗК обучающегося изучать, как их обрабатывать, чтобы результаты такого изучения помогали преподавателю, не были балластом в его основной деятельности, надо связать их с общими и частными задачами учебно-воспитательного процесса. В связи с этим была сформирована следующая методическая проблема: профессиональное становление личности с помощью педагогической диагностики. В первую очередь мы создали систему педагогической диагностики, предполагающую поэтапную диагностику специалиста, которая включает не только диагностику профессионально значимых качеств, но и диагностику адаптации обучающегося в новых для него условиях.

Концепция и программа развития определили направления научно-исследовательской деятельности педагогического коллектива по внедрению в практику системы педагогической диагностики. Был определен круг специальностей, для которых данная диагностика наиболее целесообразна. Последнее обусловлено следующими факторами: четкой зависимостью между успешностью обучения и последующей профессиональной деятельностью по избранной специальности, с одной стороны, и уровнем развития у студентов профессионально значимых психофизиологических качеств и способностей, с другой. Смысл педагогической диагностики в том и заключается, чтобы перед началом обучения в короткие сроки спрогнозировать возможности обучающегося, его способности и в конечном итоге — эффективность его как будущего специалиста.

Развитие личности студентов СПО — длительный, многоаспектный, целостный процесс, направленность и темпы которого зависят от воздействия на личность комплекса внутренних и внешних факторов, которые мы показываем на приводимой ниже схеме. В связи с этим развитие личности студента нами изучается с разных позиций, в которых он выступает и как субъект учебного процесса, и как будущий специалист, и как индивидуум с собственными наклонностями. Перечисленные позиции рассматриваются нами как основные направления исследования развития личности обучающегося. Результаты исследования используются для характеристики выпускника (его личной и профессиональной готовности к самоопределению, мотивационной направленности).

В ходе исследования определено, что моделирование процесса формирования личностного самоопределения обучающихся необходимо осуществлять с позиций гуманистического подхода, позволяющего ориентировать педагогический процесс на отношение к человеку как к наивысшей ценности, рассмотрение человека как единого органичного целого, развитие внутренне свободного растущего человека; культурологического подхода, ориентированного на становление и самоопределение личности посредством культуры, освоение растущим человеком материальной и духовной  культуры  цивилизаций  и  этнической культуры, трансляцию общечеловеческих и этнических ценностей от поколения к поколению, диалог растущего человека с культурой, создание условий для постижения ценностей культуры; предусматривающего  актуализацию поиска и осознания растущим человеком смысла своего существования, создание определенных благоприятных условий содействия развитию у обучающихся ценностно-смысловых оснований собственной личностной позиции; системного подхода, предполагающего всестороннее, комплексное рассмотрение исследуемого объекта как совокупности множества различных элементов, выделение системообразующих связей и отношений, учет совокупности внешних и внутренних факторов - условий.

Диагностику обучающихся мы проводим в два этапа. На первом этапе — со всеми абитуриентами. С помощью анкеты выявляем мотивы выбора профессии, сформированность профессионально значимых качеств, соответствующих требованиям профессии. Практика показывает, что часто выпускники общеобразовательных школ, поступающие в техникум, делают неправильный профессиональный выбор, не знают, какой специальности лучше обучаться. Поэтому они нуждаются в консультациях психолога, а в период обучения — в помощи педагога.

Первый этап педагогической диагностики, основной и решающий, преследует цель — определить целесообразность подготовки студента по той или иной специальности, спрогнозировать его способность к успешному обучению. С помощью комплекса методик психофизиологического обследования испытуемому даются рекомендации, отвечающие его индивидуальным характеристикам.

На втором этапе педагогическая диагностика проводится с первокурсниками на предмет выявления сформированности у них профессионально значимых качеств с использованием теста Беннета — для определения уровня технического мышления, теста Айзенка — для выявления уровня логического мышления и т.д. Цель этапа заключается в получении как можно большей информации о студентах для организации более эффективного взаимодействия их с мастером производственного обучения и преподавателями. Второй этап лучше всего проводить при завершении обучения. Различия в результатах обучения, дополненные данными психофизиологического обследования, могут использоваться при вынесении рекомендаций студенту по поводу дальнейшего освоения им избранной профессии. Таким образом, управление процессом профессионального становления личности с помощью педагогической диагностики позволяет найти критерии оценки его эффективности, а также моделировать профессионально важные качества студента.

В соответствии с данными подходами разработана теоретическая модель профессионального становления и социальной адаптации выпускника ГАПОУ СО «Энгельсского политехникума». При разработке теоретической модели формирования личностного самоопределения обучающихся в социокультурной среде техникума мы руководствовались следующими принципами: гуманистической направленности, культуросообразности, преемственности, интеграции, вариативности.

Теоретическая модель включает следующий содержательный компонент: общее и профессиональное образование, образовательную подготовку, основные специальности, специальную подготовку, дополнительное образование, социальную подготовку, дополнительные специальности и внеурочную деятельность.

Чтобы выстроить на начальном этапе оптимальную систему обучения, надо было всесторонне изучить каждого студента с помощью ежегодно проводимого анкетирования первокурсников на предмет выявления отношения к учёбе, уровня сформированности общеучебных умений, навыков рациональной организации учебного труда. Это дало возможность разработать комплексную программу развития ГАПОУ СО «Энгельсского порлитехникума», где основными задачами стали:

 − подготовка конкурентноспособного специалиста, адаптированного к рыночным условиям;

− развитие индивидуальных способностей студентов;

−  выстраивание единой системы обучения и воспитания;

 − создание условий для удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получения дополнительного образования;

 − выстраивание единой системы обучения и воспитания;

− обеспечение охраны здоровья студентов;

– создание эффективной системы работы с родителями.

Подготовка высокопрофессиональных кадров достигается в техникуме путём отслеживания динамики его развития на протяжении всего периода обучения. В результате каждый пятый выпускник должен получить повышенный разряд, примерно 15 % продолжат обучение в вузах, 85 % будут работать по выбранной профессии и через 2-3 года добьются продвижения по работе, отдельные выпускники займутся предпринимательской деятельностью в рамках освоенной профессии.

Развитие студентов ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Готовность к жизненному самоопределению

Личная готовность

Профессиональная готовность

Общекультурная компетентность, система углубленных знаний и умений

по профилю обучения

Самооценка ПЗК

Широкие познавательные интересы, мотивация, профессиональная мотивация

Элементарные профессиональные знания и умения по профилю обучения, углубленные научно-технические знания, творческая деятельность

Устойчивость профессионального выбора

Высококвалифицированный выпускник-специалист

Формирование личностного самоопределения студентов осуществляется на следующих этапах: начальный, процессуальный, результативный. В процессе педагогической деятельности последовательно организуется поэтапное формирование личностного самоопределения обучающихся, начиная с момента выдвижения целей, поиска и выбора единой мотивации до оценки качества проведенной совместной работы.

 Важным элементом организационно-практического компонента являются практико-ориентированные формы и методы педагогической деятельности, применяемые комплексно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. При этом они группируются по основным целям деятельности: организационные (клубы и группы общения, межкультурные объединения и др.), дидактические (проблемные лекции, беседы, практикумы, познавательные игры, анализ жизненных и личностных ситуаций, в том числе наглядные (схемы, опорные конспекты, аудиовизуальные, компьютерные) и др.); развивающие (тестирование, анкетирование, методы  самоконтроля, тренинги, психотехнические игры, упражнения на релаксацию, улучшение психологического самочувствия др.); воспитательные (встречи, праздники, конкурсы, викторины, поощрение, порицание, использование жанров народного творчества (легенды, пословицы, поговорки, загадки, предания, сказки др.); виды трудовой  деятельности, ремесла, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, народный этикет – заповеди правила и др.).

Основополагающим элементом теоретической модели являются педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования личностного самоопределения учащихся в социокультурной образовательной среде, в качестве которых представлены следующие: обеспечение активизации социокультурного потенциала начального профессионального образовательного учреждения, использование социоориентированных, культурологических, воспитательных возможностей социокультурной среды лицея, осуществление психолого-педагогического сопровождения личностного развития учащихся.

 Данная модель включает также оценочно-критериальный компонент – показатели, уровни и критерии сформированности личностного самоопределения студентов.

В структурном плане личностное самоопределение обучающихся представлено следующими компонентами:

Ценностно-смысловой компонент − осознанные смыслы собственного существования и сформированные ценностные ориентации по отношению к жизни, нравственные установки, социальные нормы.

Когнитивный компонент − обобщенные представления о социальных нормах, ценностях жизни, собственной индивидуальности, культурологические знания, умения, знания об индивидуально-психологических особенностях личности, способы, технологии саморазвития.

Эмоционально-оценочный компонент − устойчивое положительное эмоциональное отношение к проблеме личностного самоопределения, решению жизненных и личностных ситуаций, развитые волевые установки личности.

Поведенческий компонент − действия по планированию, отбору способов достижения проектируемых результатов, реализации личных планов саморазвития.

Рефлексивный компонент − контрольно-оценочная деятельность, самоанализ собственных действий и состояний.

 Представленные компоненты структуры личностного самоопределения студентов образуют в единстве составляющие данного процесса, которые в совокупности характеризуют ценностно-смысловое отношение личности к жизни, самой себе и окружающим людям.

Разработка теоретической модели личностного самоопределения обучающихся потребовала ее опытно-экспериментальной проверки для определения достоверности полученных в ходе моделирования способов педагогической деятельности и оптимальности педагогических условий, способствующих эффективности данного формируемого у обучающихся процесса. С учётом такой трактовки качества профобразования была выстроена и реализована педагогическая система.

Педагогическая система ГАПОУ СО Энгельсский политехникум» 

Модель профессионального становления и социальной адаптации выпускника

Чтобы обеспечить планируемый результат, нами была определена цель деятельности педагогического коллектива, прописанная в виде модели выпускника, которая была разработана с участием самих студентов, выпускников техникума, родителей.Сформированность не только профессиональных, но ключевых компетенций позволяет выпускникам уверенно чувствовать себя даже на федеральном рынке труда. 

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

C:\Documents and Settings\УМНИК\Рабочий стол\Безымянныйфцвафупаув.JPG

Формирование у каждого обучающегося мотивации к личностному и профессиональному самоопределению (Кто я? Какой я? Что важно и ценно для меня?), самосовершенствованию (Что хочу? Что могу?) и к самоактуализации (К чему стремлюсь? Чего добьюсь?) осуществляется на основе внедрения в учебно-воспитательный процесс технологии оргдеятельности (ОДИ). Эта технология успешно используется в различных программах, на занятиях с преподавателями, мастерами производственного обучения, активом обуучающихся. Организация учебно-воспитательного процесса на основе технологии ОДИ развивает как у обучающихся, так и у обучаемых потребность в постоянной рефлексии, самосовершенствовании, что немаловажно для профессиональной карьеры.

Критерии и показатели готовности к профессиональному самоопределению

В условиях рыночной экономики возрастают требования к качеству подготовки специалистов, которые в свою очередь напрямую зависят от успешности профессионального самоопределения не только выпускников высшего и среднего профессионального образования, но и обучающихся общеобразовательной школы.

. В значительной мере эта проблема может быть решена путем создания качественной, научно обоснованной системы профессиональной ориентации учащейся молодежи, результатом которой является профессиональное самоопределение, трактуется как система равноправного взаимодействия личности и общества (различные социальные институты, ответственные за решение данной проблемы) на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая его личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах. В таблице представлены критерии и показатели готовности к профессиональному самоопределению.

Критерии и показатели готовности к профессиональному самоопределению (по возрастным группам)

Возрастные группы

Критерии готовности к профессиональному самоопределению

целевой:

наличие целевых установок, значимых для процесса профессионального самоопределения

Мотивационный: профессиональнотрудовая мотивация и ценностные ориентации

Информационный: профессиональная (профессионально-образовательная) информированность

Опыт профориентационно значимой деятельности (включая наличие профориентационно значимых продуктов)

Рефлексивный:

осознание и самооценка процесса своего профессионального самоопределения и его результатов

Дошкольники

Сформированность ситуативных цели игрового характера, в которых проявляются положительные установки к труду и к людям труда

Желание выполнять простейшие виды труда, создавать изделия, соответствующие

возрасту

общие представления о мире труда и профессий, о людях труда и трудовых объектах

опыт простейшей трудовой деятельности (в т.ч. по самообслуживанию), выполнение изделий и «оказание услуг» в игровой и творческой деятельности

Понимание роли труда в жизни человека

Младшие школьники (1–4 классы)

Сформированность познавательных целей, связанных с освоением представлений о мире труда и профессий

интерес к различным видам познавательной, досуговой, общественно полезной и профессиональной деятельности

Знание: многообразия профессий; профессиональной деятельности родителей (ближайших

членов семьи)

Практическая включенность в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой и досуговой деятельности. опыт «проб и ошибок» в деятельности

Самооценка результатов своего участия в различных видах познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой и досуговой деятельности. Конструктивное осмысление своих ошибок

Младшие подростки (5–7 классы)

актуализация целей предстоящего профессионального выбора и определения своего места в обществе

Нахождение личностного смысла в планировании профессионального выбора. Понимание и принятие ценности профессионально- трудовой деятельности как основы личностного развития человека

Знание: многообразия трудовых ролей; основных сфер и типов профессий; условий труда; характера и степени влияния профессионального выбора на будущее человека; своих склонностей и интересов, значимых для будущего профессионального выбора

Вовлечение в специально организованную практическую, проектно-исследовательскую, познавательную, игровую, творческую деятельность профориентационной направленности. опыт прохождения игровых профессиональных проб

Самооценка своих склонностей и интересов как основы профессионального выбора; осознание образа «я» в контексте профессионального самоопределения.

Самооценка своих учебнопредпрофессиональных достижений

Старшие подростки (8–9 классы)

целенаправленность, осознанность и самостоятельность в профессионально-образовательном выборе и в построении личного профессионального плана

Соотнесение своих потребностей и возможностей с реальными требованиями профессии.

Принятие в качестве личностно значимой ценности продуктивности (производительности, эффективности) человека и его деятельности

Понимание современных особенностей и тенденций развития профессионально-трудовой сферы, выступающих факторами профессионального самоопре-

деления, и их учет при построении собственных профессиональнокарьерных планов. Знание: своих способностей и внутренних ограничений, значимых для профессионального выбора, в том числе — медицинских противопоказаний к выбору профессии; внутренних и внешних ресурсов выбора; внешних ограничителей выбора; местного рынка профессионально-образовательных услуг; особенностей региональной экономики и рынка труда, степени востребованности различных профессий в районе, городе, регионе, стране.

опыт успешного поиска необходимых профориентационно-значимых внешних ресурсов (информация, люди) и использования их в процессе своего самоопределения. опыт прохождения профессиональных практик, предполагающих погружение в социально-профессиональный контекст, решение профессиональных задач и изготовление продукта, типичного для данной профессии. опыт успешного преодоления препятствий, затрудняющих процесс самоопределения.

опыт построения личного профессионального плана (как набора альтернатив). опыт презентации себя, своих сильных сторон, достижений, целей и профессионально-карьерных намерений

Самооценка комплекса своих возможностей и потребностей в контексте потребностей территориального рынка труда, как основы профессионального выбора.

Сравнительная оценка альтернатив с целью выбора наиболее приемлемой.

Распознавание и оценка внешних негативных факторов и рисков (в том числе манипулятивных воздействий), препятствующих успешному самоопределению.

Самостоятельное разрешение внутренних и внешних противоречий, возникающих в процессе самоопределения. Самооценка промежуточных (частных) результатов процесса своего профессионального самоопределения в контексте своего профессионального выбора и «дальних целей» личного профессионального плана

Старшие подростки (8–9 классы)

целенаправленность, осознанность и самостоятельность в профессионально-образовательном выборе и в построении личного профессионального плана

Соотнесение своих потребностей и возможностей с реальными требованиями профессии.

Принятие в качестве личностно значимой ценности продуктивности (производительности, эффективности) человека и его деятельности

Понимание современных особенностей и тенденций развития профессионально-трудовой сферы, выступающих факторами профессионального самоопре-

деления, и их учет при построении собственных профессиональнокарьерных планов. Знание: своих способностей и внутренних ограничений, значимых для профессионального выбора, в том числе — медицинских противопоказаний к выбору профессии; внутренних и внешних ресурсов выбора; внешних ограничителей выбора; местного рынка профессионально-образовательных услуг; особенностей региональной экономики и рынка труда, степени востребованности различных профессий в районе, городе, регионе, стране.

опыт успешного поиска необходимых профориентационно-значимых внешних ресурсов (информация, люди) и использования их в процессе своего самоопределения. опыт прохождения профессиональных практик, предполагающих погружение в социально-профессиональный контекст, решение профессиональных задач и изготовление продукта, типичного для данной профессии. опыт успешного преодоления препятствий, затрудняющих процесс самоопределения.

опыт построения личного профессионального плана (как набора альтернатив). опыт презентации себя, своих сильных сторон, достижений, целей и профессионально-карьерных намерений

Самооценка комплекса своих возможностей и потребностей в контексте потребностей территориального рынка труда, как основы профессионального выбора.

Сравнительная оценка альтернатив с целью выбора наиболее приемлемой.

Распознавание и оценка внешних негативных факторов и рисков (в том числе манипулятивных воздействий), препятствующих успешному самоопределению.

Самостоятельное разрешение внутренних и внешних противоречий, возникающих в процессе самоопределения. Самооценка промежуточных (частных) результатов процесса своего профессионального самоопределения в контексте своего профессионального выбора и «дальних целей» личного профессионального плана

Старшеклассники (10–11 классы)

Уточнение своего профессионального выбора. Нацеленность на развитие профессиональноважных качеств в соответствии с избираемым профилем обучения и избираемой сферой профессиональной деятельности

Нахождение личностного смысла профессиональнотрудовой деятельности.

Принятие ценности личной продуктивности в профессионально-трудовой деятельности. Потребности в соотнесении своих профессиональ-

но-важных качеств с требованиями профиля обучения и планируемой будущей профессиональной карьеры

Знание: своих профессионально-важных качеств в соответствии с избранным профилем обучения, путем продолжения образования и будущей профессиональной карьеры; основ правового регулирования в сфере труда (трудоустройство и увольнение, обязанности и права работников); мифов, стереотипов и социальных деформаций в мире труда и профессий

Участие в социальных и профессиональных практиках в контексте избранной профессиональной сферы. Выбор и освоение очных или дистанционных курсов дополнительного образования, имеющих профориентационную/ предпрофессиональную направленность

адекватное самооценивание уровня своей готовности к получению профессионального образования и последующей профессиональной

карьеры

Студенты младших курсов организаций СПо и вузов

Профессиональная идентификация в избранной сфере деятельности.

определение запасных сфер профессиональной деятельности

Принятие в качестве личностнозначимых ценнос- тей — профессионального образования и самообразования, профессиональноличностного роста и развития

Знание: особенностей и содержания обучения в избранной профессиональной сфере; условий труда по избранной профессии, специальности; основ Нот по профессии, специальности

Включение в учебнопроизводственную

практику в ходе профессионального и дополнительного образования. Корректировка личного профессионального плана

Самооценивание профессионально важных качеств в соответствии с требованиями программы профессионального или высшего образования.

При необходимости — определение направлений корректировки своего профессионально-образовательного выбора

Студенты выпускных курсов организаций СПо и вузов

Способность к профессиональной адаптации в избранной профессиональной деятельности

Потребность в профессиональном саморазвитии в избранной профессиональной деятельности

Знание: ресурсов самообразования и профессионально-карьерного роста по профессии, специальности; потребностей рынка труда (регионального, общероссийского, мирового) в работниках избранной профессии, специальности

Уточнение профессиональной пригодности в избранной профессиональной сфере через производственные практики, дополнительное образование. Наличие опыта трудо-

вой деятельности (в т.ч. в непрофильной сфере) в ситуации погружения в реальный профессионально-трудовой контекст

Самооценивание: профессиональной пригодности в избранной профессиональной сфере; результатов практико-ориентированной составляющей программы профессионального или высшего образования, своего прироста в общих и профессиональных компетенциях

Моло

дые  работ

ники (1–3 гг. после выпуска)

Способность к профессиональной адаптации на конкретном рабочем месте

Потребность в профессиональном саморазвитии на конкретном рабочем месте

Знание: путей и средств адаптации на рабочем месте; путей и направлений профессионального саморазвития, повышения квалификации на предприятии, в регионе, в отрасли

Приобретение практического опыта в избранной сфере профессиональной деятельности и других запасных профессиональных сферах.

Формирование ин-

дивидуального плана профессионального

развития

Самооценивание: приобретенного практического опыта в избранной сфере профессиональной деятельности и других запасных профессиональных сферах; продуктивности своей профессиональной деятельности; собственного продвижения как работника и специалиста


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест профессионального самоопределения

Теоретической основой опросника профессионального самоопределения служит теория профессионального выбора, разработанная американским профессором Дж Голландом.

Её суть в том, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия условия типа личности и типа профессиональной среды. Поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но и окружением, в котором он проявляет свою активность. Люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации. Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями для наилучшего выбора профессии.
Из двух предложенных вариантов деятельности выберите, тот, который Вам больше нравится:

Первый вариант

Второй вариант


1
а. Инженер-механик 
2
а. Социальный работник 
3
а. Художник по интерьеру 
4
а. Биохимик 
5
а. Политический лидер 
6
а. Портной 
7
а. Адвокат 
8
а. Воспитатель детского сада 
9
а. Вязальщик 
10
а. Нотариус 
11
а. Переводчик зарубежной поэзии 
12
а. Детский врач 
13
а. Маркетолог 
14
а. Научный работник музея 
15
а. Аудитор 
16
а. Строитель-монтажник 
17
а. Школьный учитель 
18
а. Столяр-краснодеревщик 
19
а. Математик 
20
а. Директор мебельной фабрики 
21
а. Настройщик теле- и радиоаппаратуры 
22
а. Главный зоотехник 
23
а. Консультант «телефона доверия» 
24
а. Водитель троллейбуса 
25
а. Делопроизводитель 
26
а. Архитектор 
27
а. Инспектор дорожного движения 
28
а. Издатель газеты 
29
а. Биолог 
30
а. Архивариус 
31
а. Повар 
32
а. Банковский служащий 
33
а. Криминалист 
34
а. Корректор 
35
а. Звукооператор 
36
а. Экскурсовод 
37
а. Киноактёр 
38
а. Археолог 
39
а. Закройщик-модельер 
40
а. Часовой мастер 
41
а. Менеджер по продажам 
42
а. Психотерапевт


1
б. Физик-экспериментатор 
2
б. Управляющий гостиницей 
3
б. Чертежник и копировщик 
4
б. Фармацевт 
5
б. Писатель 
6
б. Оператор ЭВМ 
7
б. Историк-правовед 
8
б. Художник по керамике 
9
б. Художник по керамике 
10
б. Телефонист справочной службы 
11
б. Менеджер по снабжению 
12
б. Логик 
13
б. Пчеловод 
14
б. Менеджер по персоналу 
15
б. Художник-реставратор 
16
б. Металловед 
17
б. Следователь 
18
б. Оператор станков-автоматов 
19
б. Бухгалтер 
20
б. Дирижёр 
21
б. Секретарь-референт 
22
б. Генетик 
23
б. Парикмахер-модельер 
24
б. Медсестра 
25
б. Брокер на бирже 
26
б. Искусствовед 
27
б. Счетовод 
28
б. Электрик 
29
б. Телеведущий 
30
б. Художник-рекламист 
31
б. Официант 
32
б. Заведующий магазином 
33
б. Юрисконсульт 
34
б. Литературовед 
35
б. Физик-акустик 
36
б. Дипломат 
37
б. Кинооператор 
38
б. Товаровед 
39
б. Театральный художник 
40
б. Контролёр ОТК 
41
б. Редактор научного журнала 
42
б. Драматург

Бланк ответов

Подсчитать сумму баллов по каждому из шести типов личности, используя для этого приведённый ниже ключ. Если ответ совпадает с ключом, то засчитывается один балл. Сумма баллов по каждому из типов не может быть более 14. Самым подходящим для Вас типом личности будет тот, по которому набрано наибольшее количество баллов. Если вы набрали одинаковое количество баллов по нескольким шкалам, то для вас характерны черты нескольких типов.

Тип личности

Пункты опросника

Сумма баллов

Реалистический

1а, 3б, 6а, 9а, 13а, 16а, 18б, 21а, 24а, 28б, 31а, 35а, 37б, 40а

________

Социальный

2а, 8а, 9б, 12а, 14б, 17а, 23а, 24б, 27а, 29б, 31а, 33б, 36а, 42а

________

Артистический

3а, 5б, 8б, 11а, 15б, 18а, 20б, 23б, 26а, 30б, 34б, 37а, 39б, 42б

________

Конвенциальный

4б, 6б, 10а, 12б, 15а, 19б, 21б, 25а, 27б, 30а, 32а, 34а, 38б, 40б

________

Интеллектуальный

1б, 4а, 7б, 11б, 14а, 16б, 19а, 22б, 26б, 29а, 33а, 35б, 38а, 41б

________


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях социальных перемен особую значимость приобретает проблема формирования личностного самоопределения обучающихся для оказания помощи растущему человеку в развитии ценностно-смысловой системы отношений с окружающим миром, самим собой и определении индивидуальной траектории саморазвития. В этой связи требуется осмыслить концептуальные подходы к формированию личностного самоопределения и профессиональной ориентации студентов для разработки технологии развития данного процесса.

Изучение различных теоретических источников позволило нам определить, что личностное самоопределение – это процесс, в ходе которого проявляется осознанное стремление личности к реализации целевых установок, выбору личностных и жизненных ценностно-смысловых позиций, определяемых личными потребностями и соотносимых с требованиями общества. Значимыми концептуальными положениями, которые легли в основу исследования, явились следующие теоретические позиции: психологическая готовность к личностному самоопределению характеризуется развитым самосознанием личности, осознанными смыслами собственного существования и сформированными ценностными ориентациями по отношению к жизни; сущность личностного самоопределения определяют смыслы, позволяющие выходить на новый уровень саморазвития, самоосуществления,  самореализации; смысл личностного самоопределения - совокупность индивидуальных ценностей, способность строить самого себя, свою индивидуальную историю, умение постоянно переосмысливать собственную сущность.

Определение методологической основы исследования позволило нам разработать теоретическую модель формирования личностного самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, состоящую из совокупности следующих компонентов: целевого (цели, принципы, задачи), содержательного (функции, основные направления и содержание деятельности), организационно-практического (этапы, формы, методы, условия), оценочно-критериального  (критерии, уровни и показатели), а также  системообразующих связей (целеполагания,  рефлексивных).

В теоретической модели нами определены педагогические условия, способствующие наиболее продуктивному формированию личностного самоопределения студентов: обеспечение активизации социокультурного потенциала среднего профессионального учреждения, использование социориентированных, культурологических, воспитательных возможностей лицея, осуществление психолого-педагогического сопровождения личностного развития студентов СПО.

Формирование личностного самоопределения обучающихся осуществляется на следующих этапах: начальный, процессуальный, результативный. В процессе педагогической деятельности последовательно организуется поэтапное формирование личностного самоопределения студентов, начиная с момента выдвижения целей, поиска и выбора единой мотивации до оценки качества проведенной совместной работы.

Разработка теоретической модели личностного самоопределения обучающихся потребовала ее опытно-экспериментальной проверки. С этой целью был организован педагогический эксперимент, в процессе которого проведена диагностика личностного продвижения студентов и возможностей среднего профессионального учреждения в развитии личностного самоопределения, разработана педагогическая технология формирования данного процесса.

В ходе опытно-экспериментальной работы при формировании личностного самоопределения обучающихся учитывались следующие этапы: начальный, процессуальный, результативный. В процессе педагогической деятельности последовательно организовывалось поэтапное формирование личностного самоопределения студентов, начиная с момента выдвижения целей, поиска и выбора единой мотивации до оценки качества проведенной совместной работы.  

Важным элементом организационно-практического компонента являются практико-ориентированные формы и методы педагогической деятельности, применяемые комплексно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

 В результате проведенной опытно-экспериментальной работы у 74% студентов сформировалось личностное самоопределение, характеризуемое высоким уровнем его развития. Обучающиеся приобрели осознанные смыслы собственного существования и позитивные ценностные ориентации по отношению к жизни, устойчивые нравственные установки. Они имеют развитую адекватную самооценку личностных возможностей и обоснованный личный план, индивидуальную образовательную траекторию развития.

Таким образом, на основании вышеизложенного получены следующие результаты исследования, подтвердившие правомерность выдвинутой гипотезы:

 1. Определены социориентированные, культурологические, воспитательные возможности для формирования личностного самоопределения обучающихся среднего профессионального образования.

2. Разработана теоретическая модель формирования личностного самоопределения,  состоящая из целевого (цели, принципы, задачи), содержательного (функции, основные направления и содержание деятельности), организационно-практического (этапы, формы, методы, условия), оценочно-критериального (критерии, уровни и показатели) компонентов, а также системообразующих связей (целеполагание, рефлексивные), ориентированной на усиление ценностно-смыслового отношения личности к себе, окружающим людям и в целом к жизни.

3. Обоснованы педагогические условия формирования личностного самоопределения обучающихся среднего профессионального образования, обеспечение активизации социокультурного потенциала среднего образовательного учреждения; использование социориентированных, культурологических, воспитательных возможностей среднего профессионального учреждения для формирования у студентов ценностно-смысловой системы отношений, осуществление психолого-педагогического сопровождения личностного развития обучающихся  среднего профессионального образования.

4. Выявлены критерии (активность личности и осознанность) и уровни самоопределения обучающихся среднего профессионального образования (потребительский, репродуктивный, деятельностный) сформированности личностного самоопределения.


Список литературы

  1. Дмитриева К.А. Выбор профессии. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Тундалева В.С. Как выбирать профессию в 17 лет. – Ростов н /Д: Феникс, 2014.
  3. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: компетенции, необходимые для успеха. – М.: Издательская группа «Точка», 2018.
  4. Долматова, С.В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зрелости субъекта / С.В. Долматова. Материалы научн. конференции. - М.: Норма, 2014. - 385 с.
  5. 3. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Деловая книга, 2012. - 248 с
  6. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. / Н.С. Пряжников. - М.: Наука, 2012. - 390 с.
  7. Сухотенко, О.Н. Ступени профессионального выбора / О.Н. Сухотенко /Школа и производство. - 2014.- № 3. - С. 28.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Роль преподавателя в профессиональном самоопределении студентов"

Статья посвещена  всестареннему воздействию педагога на личность студента, для формирования последующего профессионального самоопределения  будущего среднего медицинского персонала....

Учебно-исследовательская работа как фактор профессионального самоопределения студентов колледжа

Профессиональное самоопределение - важнейшая составляющая компетентного  специалиста...

Методические рекомендации мастеру производственного обучения по планированию и организации учебной практики студентов (педагогический аспект)

Методические рекомендации  по планированию и организации учебной практики студентов подготовлены в помощь мастерам производственного обучения, организующим прохождение учебной практики в рамках р...

Учебно-исследовательская деятельность как фактор профессионального самоопределения студентов колледжа

Профессиональное самоопределение – это выбор молодёжью своего профессионального пути, а именно профессии, образовательной организации, места работы. Необходимым условием успешного профессиональн...

Специфика развития профессионального самоопределения студентов Тульского региона

Профессиональная ориентация динамична, изменчива и представляет непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Структуру профессиональных мотивов мож...

Доклад "Практико-ориентированный подход как условие профессионального самоопределения студентов специальности 08.02.01"

Практико-ориентированный подход как условие профессионального самоопределения студентов специальности08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»...