Доклад на Школе педагогического мастерства
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие творческих способностей обучающихся посредством проблемных заданий, порождающих проблемную ситуацию Основная идея
Проблемы образования и новая парадигма Система образования сегодня не удовлетворяет современным требованиям и вследствие этого находится в состоянии кризиса отмечают зарубежные и отечественные ученые. Четко осознается тот факт, что реформирование образования в нашей стране – настоятельная необходимость .В связи с этим встает вопрос о необходимости смены парадигмы образования.
Проблемы образования и новая парадигма . Новая система образования – «инновационное обучение» должна сформировать у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее.
Новая парадигма ,положенная в основу образовательного процесса, ставит задачу формирования нравственных и волевых качеств, творческой свободы личности. В противовес классической новая парадигма обеспечивает обучаемых знаниями из будущего ( «школа мышления»), когда процесс обучения строится так, что обучающийся включается в активную мыслительную деятельность при столкновении с проблемными ситуациями.
Современное общество испытывает потребность не только в компетентных специалистах, но и в людях, умеющих самостоятельно решать профессиональные проблемы и способных к непрерывному образованию, к самообразованию. Новая парадигма информационного общества трактует отказ от понимания образования как получения готового знания и представления о педагоге как носителе готового знания. Новый формат предлагает преподавателю выполнять функцию организатора активной познавательной деятельности обучаемого.
Обучающийся не только усваивает готовые представления и понятия, но и сам добывает информацию и с ее помощью строит свое представление о мире. Акцентируется внимание на системе открытого образования, основанного на свободном развитии индивидуальности обучаемого - формировании умения учиться, способности самостоятельно добывать знания, активном отношении к процессу обучения.
И с т оки п ро б лем н о г о о б у ч е н и я в гештальт-психологии . О д и н и з о сно в а т е ле й э т о г о н а пра в лени я М . В е р т ге й ме р в кни г е «Продуктивное мышление» з а л о ж и л ф у н д ам е н т про б лемно г о обучения. По его мнению, мышление порождается проблемной ситуацией.
Проблемная ситуация – особое состояние субъекта, которое знаменует познавательную потребность в поиске новых знаний или принципов действия, построения новых его способов. М. Вертгеймер . Если тренировочные задачи предлагаются обучающимся для закрепления знаний и выработки навыков, то проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения.
Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит п ро б л ем ные перед об учащимися зад а ч и , по б у ж д а я ис к а ть п у т и и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия.
. « П р о б л е м н о е о б у ч е н и е з а к л ю ч а е т с я в пр о б л е мных ( ор ганиз ации ) осознании, п ри н я ти и и э ти х си т уац ий в про ц е с с е создании ситуаций, разрешении с о вм е с т н о й деятельности обучаемого и максимальной преподавателя при с а м ос т о я т е л ь н ост и пе р в о г о и направляющем руководстве второго».
Целевые ориентации проблемного обучения . 1. Приобретение ЗУН 2.Повышение прочности знаний 3. Усвоение способов самостоятельной деятельности 4. Формирование поисковых и исследовательских навыков и умений 5. Развитие познавательских и творческих способностей
О пределяющими понятиями проблемного обучения являются «проблемная задача» «проблемная ситуация».
Задача понимается как специфически поставленная цель в системе соответствующих условий, т.е. она должна включать • • • цель решения, наличные условия ситуации вопрос о способе достижения указанной цели. Когда подобная задача встает перед обучающимся , то он воспринимает ее как проблемную ситуацию.
В отличие от обычной задачи она представляет собой не просто описание какой-либо ситуации, состоящей из характеристики данных, составляющих условие задачи и указание на неизвестное, которое должно быть раскрыто на основании этих условий. Примером проблемной задачи могут быть задачи на установление причинно-следственных связей, на определение преемственности между фактами.
Проблемная ситуация характеризуется как активное психическое состояние, возникающее у личности при выполнении задачи в условиях субъективного открытия «новых знаний». Таким образом, ядром проблемной ситуации становится неизвестное новое знание , которое собственно и должен открыть для себя обучающийся , чтобы достигнуть поставленной цели. Для решения этой задачи обучающему необходимо использовать специальные действия поиска нужного знания, его логических связей и обобщения информации.
Правила создания проблемных ситуаций Проблемные ситуации должны содержать посильное познавательное затруднение. Задача не содержащая такого затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достичь целей проблемного обучения. 2. Проблемная ситуация имеет абстрактную ценность- для развития творческих способностей обучающихся, но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоением новых знаний, умений, навыков – служит образовательным целяи и благоприятствует мотивации обучающихся. 3. Проблемная ситуация должна вызывать интерес обучающихся своей неожиданностью, необычностью, нестандартностью. Выработка таких эмоций как удивление и интерес помогают в процессе обучения.
Классификация проблемных ситуаций через акцентирование противоречий По уровню проблемности Возикающие независимо Называемые и разрешаемые педагогом Называемые педагогом, разрешаемые обучающимся. Самостоятельное формирование проблемы и решения. По виду рассогласования информации 1.Неожиданности 2. Конфликта 3. Предположения 4. Опровержения. По методическим особенностям 1.Проблемное изложение. 2.Проблемные демонстрации. 3.Исследовательские лабораторные работы. 4.Проблемный фронтальный эксперимент. 5.Проблемное решение задач. 6.Игровые проблемные ситуации.
И т а к , п р о б л е м н ы й ме т о д пр е д п о л аг а ет следующие шаги: проблемная ситуация проблемная задача модель поисков решения решение. Этапы проблемного обучения: Осознание проблемной ситуации. Ф о р м у л и р о в к а пр о б л е м ы н а о с н о в е ан а л иза ситуации. Решение проблемы через выдвижение, смену и проверку гипотез.
Описание типов занятий Цель проведения учебного занятия определяет его тип. 1.Изучение нового учебного материала. Методы обучения : беседа, объяснение, лекция, работа с учебником, электронным учебником, просмотр видеофильмов . Эффективност ь: качество и уровень усвоения обучающимися нового учебного материала. 2.Закрепление знаний, отработка умений и навыков Методы : семинар, тренинг, практическая работа, упражнение, решение задач. Эффективность: самостоятельная работа обучающихся по применению , расширению и углублению знаний, формирование знаний и умений.
Описание типа занятий Цель проведения учебного занятия определяет его тип. 1.Изучение нового учебного материала. Методы обучения : беседа, объяснение, лекция, работа с учебником, электронным учебником, просмотр видеофильмов . Эффективност ь: качество и уровень усвоения обучающимися нового учебного материала. 2.Закрепление знаний, отработка умений и навыков Методы : семинар, тренинг, практическая работа, упражнение, решение задач. Эффективность: самостоятельная работа обучающихся по применению , расширению и углублению знаний, формирование знаний и умений.
Описание типов занятий 3 .Контроль знаний, умений и навыков. Предполагается системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы. В процессе проведения создаются проблемные ситуации, применяются доп. источники получения информации, работы творческого характера, Методы : проблемный семинар, конференция, деловая игра, круглый стол, творческие проекты. 4.Контроль ЗУН. В рамках данного типа занятий проводится оценка результатов учения, диагностика уровня обученности , степени готовности применять свои ЗУН в различных ситуациях . Методы : устный
Описание типов занятий п исьменный опрос, самостоятельное решение задач и ситуаций, самостоятельная или контрольная работа, тестирование. 5.Комбинированный. В процессе такого типа актуализируется необходимый учебный материал, проводится контроль ранее приобретенных знаний и умений, изучается новый материал, выполняются задания на закрепление и применение знаний. Методы : семинар, лекция, деловая игра. Структура занятия. Внутренняя взаимосвязь основных компонентов и элементов учебного занятия, целенаправленная упорядоченность, взаимодействие и порядок чередования профессионально-прикладных упражнений. Структура занятия отражает закономерности и логику процесса учения как явления действительности и процесса усвоения, как внутреннего психологического явления
Формы учебных занятий где можно использовать проблемный подход. 1.На основе дискуссионной деятельности: семинары (индивидуальная работа), структурированные дискуссии (групповая работа), проблемно-практические дискуссии (коллективная работа). 2 На основе исследовательской деятельности: практические занятия (коллективная работа), исследовательские занятия (индивидуальная работа). 3.Традиционные занятия с новыми аспектами: занятие-лекция, занятие-семинар, занятие решения задач, занятие-конференция, занятие-экскурсия, занятие-консультация, занятие-зачет. 4.Нестандартные занятия: занятие-пресс-конференция, занятие-защита диссертации, занятие-посвящение, занятие-суд.
Методика проведения проблемного учебного занятия Первый аспект: содержательная основа проблемного занятия-проблемные вопросы. Главным признаком проблемного вопроса является «возбуждение интереса». Второй аспект : проблемный вопрос предполагает выдвижение гипотезы для его разрешения или нескольких гипотез, а также процесса обоснования, доказательности. Третий аспект : принцип совместной деятельности, в основе которого лежит групповой метод обучения с элементами дискуссии, обсуждения, игры.
Факторы, побуждающие активность обучающего: познавательный интерес, продуктивный, творческий характер деятельности, состязательность, игровой характер. Познавательный интерес является ведущим фактором активизации обучения. У нашего обучающего не возникает внутреннего интереса к ситуации, которая является результатом принуждения, не отражает реальной действительности. Творческий характер деятельности является мощным стимулом к познанию. Состязательность -мощный побудительный фактор активизации познавательной деятельности. Ведущий мотив-мотив достижения успеха. Игровой характер учебно-познавательной деятельности включает и познавательный, и состязательный интерес. Это эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обучаемых, фактор их саморазвития. .
Методические приемы создания проблемных ситуаций: 1.Педагог подводит обучаемых к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения. 2.Сталкивает противоречия практической деятельности 3.Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос 4.Предлагает группе рассмотреть явление с различных позиций (например-командира, юриста, педагога). 5.Побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог). 6.Ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения. 7.Определяет проблемные теоретические и практические задания (исследовательские) 8.Формулирует проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками.
Психолого-педагогические цели проблемного обучения: развитие мышления, способностей и творческих умений учащихся; усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем; воспитание активной творческой личности, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы; развитие профессионального м ы ш л е ни я ( в к а ж дой пр о б л е мно г о к о нкретной деятельности имеет свою специфику).
Заключение Мы все разные: и люди, и культуры. И дети, и их учителя. Значит, и учить разных – способных и обычных, тихих и ярких – надо по-разному. У всех свои грани, их надо найти и отразить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/17/picture-1051843-1537184613.jpg)
доклад на заседании школы педагогического мастерства
Докладпо теме «Адаптация студентов первокурсников к обучению в техникуме»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/19/picture-1081402-1547917506.jpg)
Школа педагогического мастерства, доклад на тему: «Ролевая игра как инновационная форма обучения студентов по ПМ»
Выступление с докладом на Школе педагогического мастерства: «Ролевая игра как инновационная форма обучения студентов по ПМ»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/19/picture-1081402-1547917506.jpg)
Школа педагогического мастерства, доклад на тему: "Кейс-метод как современная педагогическая технологи"
Выступление с докладом на Школе педагогического мастерства: "Кейс-метод как современная педагогическая технологи"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/19/picture-1081402-1547917506.jpg)
Школа педагогического мастерства, доклад на тему: «Использование деловой игры в учебном процессе»
Выступление с докладом на Школе педагогического мастерства: «Использование деловой игры в учебном процессе»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/08/picture-868764-1712529477.jpg)
Доклад для школы педагогического мастерства 16.02.2022
Доклад для школы педагогического мастерства 16.02.2022...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/21/picture-1294644-1729496709.jpg)
Доклад на Школу педагогического мастерства "Типичные ошибки преподавателя"
При составлении доклада была использована книга М.А. Мазниченко «Коррекция педагогической деятельности»ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОШИБКА - результат действий учителя, неадекватный в поставленной ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/24/picture-1532924-1729769923.jpg)
Доклад на Школу педагогического мастерства "Типичные ошибки преподавателя"
При составлении доклада была использована книга М.А. Мазниченко «Коррекция педагогической деятельности»ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОШИБКА - результат действий учителя, неадекватный в поставленной ...