Доклад на Школе педагогического мастерства
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие творческих способностей обучающихся посредством проблемных заданий, порождающих проблемную ситуацию Основная идея
Проблемы образования и новая парадигма Система образования сегодня не удовлетворяет современным требованиям и вследствие этого находится в состоянии кризиса отмечают зарубежные и отечественные ученые. Четко осознается тот факт, что реформирование образования в нашей стране – настоятельная необходимость .В связи с этим встает вопрос о необходимости смены парадигмы образования.
Проблемы образования и новая парадигма . Новая система образования – «инновационное обучение» должна сформировать у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее.
Новая парадигма ,положенная в основу образовательного процесса, ставит задачу формирования нравственных и волевых качеств, творческой свободы личности. В противовес классической новая парадигма обеспечивает обучаемых знаниями из будущего ( «школа мышления»), когда процесс обучения строится так, что обучающийся включается в активную мыслительную деятельность при столкновении с проблемными ситуациями.
Современное общество испытывает потребность не только в компетентных специалистах, но и в людях, умеющих самостоятельно решать профессиональные проблемы и способных к непрерывному образованию, к самообразованию. Новая парадигма информационного общества трактует отказ от понимания образования как получения готового знания и представления о педагоге как носителе готового знания. Новый формат предлагает преподавателю выполнять функцию организатора активной познавательной деятельности обучаемого.
Обучающийся не только усваивает готовые представления и понятия, но и сам добывает информацию и с ее помощью строит свое представление о мире. Акцентируется внимание на системе открытого образования, основанного на свободном развитии индивидуальности обучаемого - формировании умения учиться, способности самостоятельно добывать знания, активном отношении к процессу обучения.
И с т оки п ро б лем н о г о о б у ч е н и я в гештальт-психологии . О д и н и з о сно в а т е ле й э т о г о н а пра в лени я М . В е р т ге й ме р в кни г е «Продуктивное мышление» з а л о ж и л ф у н д ам е н т про б лемно г о обучения. По его мнению, мышление порождается проблемной ситуацией.
Проблемная ситуация – особое состояние субъекта, которое знаменует познавательную потребность в поиске новых знаний или принципов действия, построения новых его способов. М. Вертгеймер . Если тренировочные задачи предлагаются обучающимся для закрепления знаний и выработки навыков, то проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения.
Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит п ро б л ем ные перед об учащимися зад а ч и , по б у ж д а я ис к а ть п у т и и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия.
. « П р о б л е м н о е о б у ч е н и е з а к л ю ч а е т с я в пр о б л е мных ( ор ганиз ации ) осознании, п ри н я ти и и э ти х си т уац ий в про ц е с с е создании ситуаций, разрешении с о вм е с т н о й деятельности обучаемого и максимальной преподавателя при с а м ос т о я т е л ь н ост и пе р в о г о и направляющем руководстве второго».
Целевые ориентации проблемного обучения . 1. Приобретение ЗУН 2.Повышение прочности знаний 3. Усвоение способов самостоятельной деятельности 4. Формирование поисковых и исследовательских навыков и умений 5. Развитие познавательских и творческих способностей
О пределяющими понятиями проблемного обучения являются «проблемная задача» «проблемная ситуация».
Задача понимается как специфически поставленная цель в системе соответствующих условий, т.е. она должна включать • • • цель решения, наличные условия ситуации вопрос о способе достижения указанной цели. Когда подобная задача встает перед обучающимся , то он воспринимает ее как проблемную ситуацию.
В отличие от обычной задачи она представляет собой не просто описание какой-либо ситуации, состоящей из характеристики данных, составляющих условие задачи и указание на неизвестное, которое должно быть раскрыто на основании этих условий. Примером проблемной задачи могут быть задачи на установление причинно-следственных связей, на определение преемственности между фактами.
Проблемная ситуация характеризуется как активное психическое состояние, возникающее у личности при выполнении задачи в условиях субъективного открытия «новых знаний». Таким образом, ядром проблемной ситуации становится неизвестное новое знание , которое собственно и должен открыть для себя обучающийся , чтобы достигнуть поставленной цели. Для решения этой задачи обучающему необходимо использовать специальные действия поиска нужного знания, его логических связей и обобщения информации.
Правила создания проблемных ситуаций Проблемные ситуации должны содержать посильное познавательное затруднение. Задача не содержащая такого затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достичь целей проблемного обучения. 2. Проблемная ситуация имеет абстрактную ценность- для развития творческих способностей обучающихся, но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоением новых знаний, умений, навыков – служит образовательным целяи и благоприятствует мотивации обучающихся. 3. Проблемная ситуация должна вызывать интерес обучающихся своей неожиданностью, необычностью, нестандартностью. Выработка таких эмоций как удивление и интерес помогают в процессе обучения.
Классификация проблемных ситуаций через акцентирование противоречий По уровню проблемности Возикающие независимо Называемые и разрешаемые педагогом Называемые педагогом, разрешаемые обучающимся. Самостоятельное формирование проблемы и решения. По виду рассогласования информации 1.Неожиданности 2. Конфликта 3. Предположения 4. Опровержения. По методическим особенностям 1.Проблемное изложение. 2.Проблемные демонстрации. 3.Исследовательские лабораторные работы. 4.Проблемный фронтальный эксперимент. 5.Проблемное решение задач. 6.Игровые проблемные ситуации.
И т а к , п р о б л е м н ы й ме т о д пр е д п о л аг а ет следующие шаги: проблемная ситуация проблемная задача модель поисков решения решение. Этапы проблемного обучения: Осознание проблемной ситуации. Ф о р м у л и р о в к а пр о б л е м ы н а о с н о в е ан а л иза ситуации. Решение проблемы через выдвижение, смену и проверку гипотез.
Описание типов занятий Цель проведения учебного занятия определяет его тип. 1.Изучение нового учебного материала. Методы обучения : беседа, объяснение, лекция, работа с учебником, электронным учебником, просмотр видеофильмов . Эффективност ь: качество и уровень усвоения обучающимися нового учебного материала. 2.Закрепление знаний, отработка умений и навыков Методы : семинар, тренинг, практическая работа, упражнение, решение задач. Эффективность: самостоятельная работа обучающихся по применению , расширению и углублению знаний, формирование знаний и умений.
Описание типа занятий Цель проведения учебного занятия определяет его тип. 1.Изучение нового учебного материала. Методы обучения : беседа, объяснение, лекция, работа с учебником, электронным учебником, просмотр видеофильмов . Эффективност ь: качество и уровень усвоения обучающимися нового учебного материала. 2.Закрепление знаний, отработка умений и навыков Методы : семинар, тренинг, практическая работа, упражнение, решение задач. Эффективность: самостоятельная работа обучающихся по применению , расширению и углублению знаний, формирование знаний и умений.
Описание типов занятий 3 .Контроль знаний, умений и навыков. Предполагается системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы. В процессе проведения создаются проблемные ситуации, применяются доп. источники получения информации, работы творческого характера, Методы : проблемный семинар, конференция, деловая игра, круглый стол, творческие проекты. 4.Контроль ЗУН. В рамках данного типа занятий проводится оценка результатов учения, диагностика уровня обученности , степени готовности применять свои ЗУН в различных ситуациях . Методы : устный
Описание типов занятий п исьменный опрос, самостоятельное решение задач и ситуаций, самостоятельная или контрольная работа, тестирование. 5.Комбинированный. В процессе такого типа актуализируется необходимый учебный материал, проводится контроль ранее приобретенных знаний и умений, изучается новый материал, выполняются задания на закрепление и применение знаний. Методы : семинар, лекция, деловая игра. Структура занятия. Внутренняя взаимосвязь основных компонентов и элементов учебного занятия, целенаправленная упорядоченность, взаимодействие и порядок чередования профессионально-прикладных упражнений. Структура занятия отражает закономерности и логику процесса учения как явления действительности и процесса усвоения, как внутреннего психологического явления
Формы учебных занятий где можно использовать проблемный подход. 1.На основе дискуссионной деятельности: семинары (индивидуальная работа), структурированные дискуссии (групповая работа), проблемно-практические дискуссии (коллективная работа). 2 На основе исследовательской деятельности: практические занятия (коллективная работа), исследовательские занятия (индивидуальная работа). 3.Традиционные занятия с новыми аспектами: занятие-лекция, занятие-семинар, занятие решения задач, занятие-конференция, занятие-экскурсия, занятие-консультация, занятие-зачет. 4.Нестандартные занятия: занятие-пресс-конференция, занятие-защита диссертации, занятие-посвящение, занятие-суд.
Методика проведения проблемного учебного занятия Первый аспект: содержательная основа проблемного занятия-проблемные вопросы. Главным признаком проблемного вопроса является «возбуждение интереса». Второй аспект : проблемный вопрос предполагает выдвижение гипотезы для его разрешения или нескольких гипотез, а также процесса обоснования, доказательности. Третий аспект : принцип совместной деятельности, в основе которого лежит групповой метод обучения с элементами дискуссии, обсуждения, игры.
Факторы, побуждающие активность обучающего: познавательный интерес, продуктивный, творческий характер деятельности, состязательность, игровой характер. Познавательный интерес является ведущим фактором активизации обучения. У нашего обучающего не возникает внутреннего интереса к ситуации, которая является результатом принуждения, не отражает реальной действительности. Творческий характер деятельности является мощным стимулом к познанию. Состязательность -мощный побудительный фактор активизации познавательной деятельности. Ведущий мотив-мотив достижения успеха. Игровой характер учебно-познавательной деятельности включает и познавательный, и состязательный интерес. Это эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обучаемых, фактор их саморазвития. .
Методические приемы создания проблемных ситуаций: 1.Педагог подводит обучаемых к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения. 2.Сталкивает противоречия практической деятельности 3.Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос 4.Предлагает группе рассмотреть явление с различных позиций (например-командира, юриста, педагога). 5.Побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог). 6.Ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения. 7.Определяет проблемные теоретические и практические задания (исследовательские) 8.Формулирует проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками.
Психолого-педагогические цели проблемного обучения: развитие мышления, способностей и творческих умений учащихся; усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем; воспитание активной творческой личности, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы; развитие профессионального м ы ш л е ни я ( в к а ж дой пр о б л е мно г о к о нкретной деятельности имеет свою специфику).
Заключение Мы все разные: и люди, и культуры. И дети, и их учителя. Значит, и учить разных – способных и обычных, тихих и ярких – надо по-разному. У всех свои грани, их надо найти и отразить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на заседании школы педагогического мастерства
Докладпо теме «Адаптация студентов первокурсников к обучению в техникуме»...
Школа педагогического мастерства, доклад на тему: «Ролевая игра как инновационная форма обучения студентов по ПМ»
Выступление с докладом на Школе педагогического мастерства: «Ролевая игра как инновационная форма обучения студентов по ПМ»...
Школа педагогического мастерства, доклад на тему: "Кейс-метод как современная педагогическая технологи"
Выступление с докладом на Школе педагогического мастерства: "Кейс-метод как современная педагогическая технологи"...
Школа педагогического мастерства, доклад на тему: «Использование деловой игры в учебном процессе»
Выступление с докладом на Школе педагогического мастерства: «Использование деловой игры в учебном процессе»...
Доклад «Проведение практических занятий по методу максимального моделирования реальности» на заседании Школы педагогического мастерства
19.02.2020 г. на заседании Школы педагогического мастерства ГБПОУ ДЗМ «МК № 1» преподаватель Ситников В.В. выступил с докладом «Проведение практических занятий по методу максимальног...
Доклад для школы педагогического мастерства 16.02.2022
Доклад для школы педагогического мастерства 16.02.2022...
Доклад на Школу педагогического мастерства "Типичные ошибки преподавателя"
При составлении доклада была использована книга М.А. Мазниченко «Коррекция педагогической деятельности»ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОШИБКА - результат действий учителя, неадекватный в поставленной ...