доклад на заседании школы педагогического мастерства
статья на тему
Доклад
по теме «Адаптация студентов первокурсников к обучению в техникуме»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа профессионального мастерства
Доклад
по теме «Адаптация студентов первокурсников к обучению в техникуме»
Подготовил: методист Шагаева В.Е.
2017 г.
Пояснительная записка
Основной задачей профессионального образования, является планомерное воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов страны. Мобильность и краткосрочность обучения студентов в средних специальных учебных заведениях определили ведущее место среднего профессионального образования в системе подготовки кадров для всех отраслей экономики.
Реализация программы модернизации среднего профессионального образования показала, что возникает потребность более тесной связи процесса обучения с их профессиональной адаптацией. Это позволяет повысить степень социальной защищенности молодых специалистов, эффективность их профессионального роста. И основная роль в адаптации молодёжи к трудовой деятельности отводится системе образования в целом. Таким образом, адаптация студентов к учебному заведению является основополагающим фактором для их дальнейшего профессионального становления.
Для успешной реализации программы необходим комплекс взаимосвязанных мер на всех уровнях системы образования и активное участие широкого круга заинтересованных лиц: администрации техникума, учебно-методического управления, студенческого актива, психологической службы, педагогического коллектива техникума.
Техникум выделяет в адаптации личности студента-первокурсника и соответственно учебной группы, в которую он входит, к новой для него социокультурной среде учебного заведения следующие стадии:
1. Начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды учебного заведения и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;
2. Стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
3. Аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;
4. Ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида группы и среды.
С перечисленными стадиями сталкивается практически каждый студент, и способ их разрешения либо содействует его личностному и профессиональному становлению, либо приводит к глубоким внутренним кризисам. Среди кризисов выделяют четыре наиболее типичных:
1-й курс – кризис ожиданий (столкновение ожиданий недавних абитуриентов относительно избранной профессии с учебными буднями 1-го курса);
2-й курс – кризис самоопределения («Большая часть учебы позади... Что я могу как профессионал?»);
3-й курс – кризис трудоустройства (планирование карьеры, поиск места работы);
по выходе из техникума– кризис профессиональной адаптации (трудоустройство по специальности или переквалификация, отказ от полученной профессии).
Педагогический коллектив в силах поддержать студента на всех кризисных этапах, но особенно важно помочь в самом начале, в первый год обучения. Именно начало учебного процесса в техникуме связано со множеством трудностей и противоречий.
Сроки реализации программы
Адаптация студентов к социокультурной среде техникума предполагает систему комплексных мер: организация внеаудиторной деятельности студентов, сплочение в группе. Программа реализуется с сентября 2016 года по июнь 2020 года.
Цель и задачи программы.
Цель программы:
Оказание своевременной адаптационной помощи со стороны педагогов и администрации для снижения неуспеваемости, отсева студентов, уровня учебной и социальной тревожности.
Задачи:
1. Создать атмосферу для наиболее успешной адаптации студентов 1 курса нового набора;
2. Раскрыть перед студентами особенности их будущей профессии и перспективы роста;
3. Обеспечить студентам качественное профессиональное обучение и воспитание;
4. Стимулировать деятельность студентов по профессиональному самосовершенствованию, развитию самоанализа, объективного уровня самооценки.
Программа рассчитана на пять лет:
1. Формирование и становление движения по адаптации студентов;
2. Работа по развитию движения по адаптации студентов;
3. Совершенствование движения по адаптации студентов.
Предполагаемый результат реализации программы.
1. Создание системы сопровождения первокурсника, элементы которой обеспечивают информационную поддержку, психологическую помощь, методическое сопровождение самостоятельной работы;
2. Академическая успеваемость первокурсников;
3. Наработка опыта по организации и проведению работы по адаптации студентов нового набора у преподавателей техникума.
4. Смягчение трудностей в адаптации на социально-психологическом, информационном и дидактическом уровнях.
5. Активное участие первокурсников в жизни техникума.
Направление деятельности.
Определены основные направления работы:
- создание комфортной атмосферы в техникуме;
- сплочение групп нового набора;
- разработка рекомендации для преподавателей, классных руководителей;
- применять методы воздействия на процесс профессиональной адаптации в условиях внеаудиторной работы (беседы, лекции, ролевые игры, практикумы, тренинги);
- работа с родителями студентов.
Содержание программы.
Выделяют три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в учебном заведении: социологический, психологический и педагогический.
К социологическим факторам относятся возраст студента, его социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое он уже закончил.
Психологический блок содержит индивидуально-психологические, социально-психологические факторы: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе.
Таким образом, программа адаптации направлена на взаимодействие всех этих факторов. Программа включает в себя 6 направлений работы:
1. Нормативно-правовое обеспечение программы. Это направление включает в себя утверждение планов мероприятий, направленных на адаптацию студентов к учебному заведению.
2. Организационно-методическое обеспечение программы. Это направление состоит из сбора данных о студентах, их родителях, организация методической поддержки со стороны методиста.
3. Информационно-аналитическое обеспечение программы. Проведение психодиагностики личностных качеств студентов, отслеживание первичной адаптации к техникуму и группе.
4. Содержательная часть. Включает в себя основные мероприятия, направленные на становление студента, как профессионала, принятие им активной жизненной позиции. В содержательную часть входят: организация досуга студентов, спортивно-массовые мероприятия для сплочения группы, работа с педагогом-психологом для решения личных проблем, работа с преподавателями-предметниками для наиболее плодотворной работы на уроках, тесное взаимодействие классных руководителей с группой и родителями студентов.
5. Взаимодействие с общественными организациями. Это направление включает в себя сотрудничество со всеми общественными организациями города – комитет по молодёжной политике при администрации г. Алексина, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав и т.д.
6. Материально-техническое обеспечение. Сюда входит приобретение литературы, дисков, бумаги, ватманов и других необходимых составляющих для реализации программы.
Основные направления.
- Психологическая адаптация:
- Анкетирование, тестирование, беседы, деловые игры.
- Знакомство с рациональными способами освоения различных предметов.
- Проведение тестов по погрупповой сплоченности.
- Социальная адаптация:
- Разработка воспитательных мероприятий, родительских собраний.
- Разработка уроков, тем, вопросов по проблеме адаптации в учебных предметах.
- Выбор актива групп.
- Создание информационного пространства (стенгазеты, доска объявлений), освещающего жизнедеятельность техникума.
- Педагогическая адаптация:
- Знакомство с Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, и др.
- Изучение расписания занятий, выявление степени занятости студентов во внеурочное время, анализ объема домашнего задания на один день.
- Проведение воспитательных мероприятий, родительских собраний.
- Профессиональная адаптация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа педагогического мастерства, доклад на тему: «Ролевая игра как инновационная форма обучения студентов по ПМ»
Выступление с докладом на Школе педагогического мастерства: «Ролевая игра как инновационная форма обучения студентов по ПМ»...
Школа педагогического мастерства, доклад на тему: "Кейс-метод как современная педагогическая технологи"
Выступление с докладом на Школе педагогического мастерства: "Кейс-метод как современная педагогическая технологи"...
Школа педагогического мастерства, доклад на тему: «Использование деловой игры в учебном процессе»
Выступление с докладом на Школе педагогического мастерства: «Использование деловой игры в учебном процессе»...
Доклад «Проведение практических занятий по методу максимального моделирования реальности» на заседании Школы педагогического мастерства
19.02.2020 г. на заседании Школы педагогического мастерства ГБПОУ ДЗМ «МК № 1» преподаватель Ситников В.В. выступил с докладом «Проведение практических занятий по методу максимальног...
Доклад «Особенности подготовки обучающихся к профессиональным конкурсам» на заседании Школы педагогического мастерства
26.10.2022 г. на заседании Школы педагогического мастерства ГБПОУ ДЗМ «МК № 1» преподаватель Ситников В.В. выступил с докладом «Особенности подготовки обучающихся к профессиональным ...
Выступление на Школе педагогического мастерства с докладом «Открытые научные электронные библиотеки для поиска научных публикаций»
Развитие и широкое повсеместное внедрение информационных технологий оказывает серьёзное влияние на все сферы жизнедеятельности человека, включая науку и образование.Одним из этапов развития информацио...