Методическое пособие для студентов по Пм 03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе. Раздел 03.01.2 Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе в педиатрии, фтизиатрии.
учебно-методическое пособие
Методическое пособие для студентов по Пм 03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе. Раздел 03.01.2 Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе в педиатрии, фтизиатрии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГАПОУ «Байкальский базовый медицинский колледж
Министерства здравоохранения Республики Бурятия»
Кяхтинский филиал
Методическое пособие
для самоподготовки студентов по
ПМ 03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.
МДК 03.01 Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
Раздел: ДД и оказание НМП на догоспитальном этапе в педиатрии
Тема 3.Диагностика неотложных состояний у детей.
(Оказание скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе детям при судорогах)
2021г.
Рассмотрено на заседании
ЦМК специальных дисциплин
«___» «_________» 202__г.
Председатель ЦМК Тубанова Х.И.
________/
Разработала: преподаватель КФ ГАПОУ ББМК МЗ РБ Тугульдурова Г.Д.
В данном пособии представлены основные сведения по острому патологическому состоянию у детей, требующие неотложных, диагностических и терапевтических действий с учётом возрастных особенностей и характера течения заболеваний. Приведены современные данные о лечебно-диагностических технологиях, успешно применяемых для купирования неотложного состояния у детей.
Предложены краткие алгоритмы действий фельдшера при сборе анамнеза, клиническом осмотре и принятии тактического решения в критических ситуациях с учётом дефицита времени и ограниченных лечебно-диагностических возможностей на догоспитальном этапе при судорожном синдроме у детей. Данное пособие позволить самостоятельно подготовиться к занятиям, использовать дополнительный материал по данному заболеванию. В конце пособие также предложены тестовые задания для самоконтроля.
Оглавление стр.
Введение…………………………………………………………………………………… | 4 |
Этиология и патогенез……………………………………………………………………. | 6 |
Клиническая картина……………………………………………………………………... | 9 |
Диагностика и диффенциальный диагноз………………………………………………. | 11 |
Оказание скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе выездными бригадами скорой медицинской помощи………………………………………………. | 13 |
Оказание скорой медицинской помощи на госпитальном этапе в стационарном отделении скорой медицинской помощи………………………………………………. | 14 |
Тестовые задания для самоконтроля………………………………………………………… | 15 |
Эталоны ответов к тестовым заданиям……………………………………………………… | 20 |
Список литературы…………………………………………………………………………… | 21 |
Введение
Разработка тактики фельдшера неотложных мероприятий при оказании помощи детям основана на преемственности оказания медицинской помощи на разных уровнях догоспитального этапа и при необходимости её продолжения в условиях стационара. Данное методическое пособие разработано на основе рекомендаций по оказанию неотложной помощи детям, утвержденные «Российским обществом скорой медицинской помощи» в качестве профессиональных стандартов.
Угрожающее состояние — это состояние, при котором происходит декомпенсация жизненно важных функций организма ребенка или есть опасность ее возникновения. Перед фельдшером, а также врачом, оказывающим первую медицинскую помощь, стоят следующие задачи:
- диагностика угрожающего состояния;
- оказание неотложной помощи;
- принятие решения о необходимости и месте госпитализации.
Тактические действия :
- Решение оставить ребёнка дома с обязательной передачей активного вызова в
поликлинику:
-если заболевание не угрожает жизни больного и не приведёт к инвалидизации;
-если состояние пациента стабилизировалось и остаётся удовлетворительным;
-если при удовлетворительных социально-бытовых условиях ребёнку гарантирован необходимый уход, исключающий угрозу его жизни.
- Госпитализация ребёнка:
-если характер и тяжесть заболевания угрожают жизни больного и могут привести к инвалидизации;
- если неблагоприятный прогноз заболевания, неудовлетворительные социально- бытовые условия или возрастные особенности больного предполагают лечение только в условиях стационара;
- если требуется постоянное медицинское наблюдение за больным.
- Госпитализация ребёнка в сопровождении фельдшера скорой медицинской помощи (СМП).
- Действия в случае отказа от госпитализации.
- Если проведённые фельдшером СМП лечебные мероприятия неэффективны и ребёнок в состоянии декомпенсации остаётся дома из-за отказа родителей или опекунов от госпитализации, то необходимо доложить об этом старшему фельдшеру станции СМП и главному врачу амбулаторно-поликлинического учреждения.
-Любой отказ от осмотра, медицинской помощи, госпитализации должен быть зафиксирован и подписан родителем или опекуном ребёнка.
-Если пациент или родитель (или опекун) ребёнка не хочет оформить отказ от госпитализации в установленной законом форме, то необходимо привлечь не менее двух свидетелей и зафиксировать отказ.
-В случае отказа от госпитализации и возможности ухудшения состояния ребёнка необходимо обеспечить продолжение лечения на дому с активным динамическим посещением ребёнка педиатром амбулаторно-поликлинического учреждения или
фельдшером, врачом СМП.
Особенности работы фельдшера
- Активное и длительное наблюдение за ребёнком, при необходимости -дополнительное обследование его врачами-специалистами.
- Вызов бригады СМП для проведения экстренных лечебных мероприятий при ухудшении состояния больного и невозможности самостоятельно оказать неотложную помощь в достаточном объёме.
- Необходимость знания анатомо-физиологических особенностей детского организма от рождения до 18 лет.
- Возможность раннего использования широкого ассортимента лекарственных препаратов, включая антибактериальные и противовирусные средства.
Надеемся, что предложенный материал и задания помогут вам в полной мере овладеть знаниями об оказании неотложной помощи при судорогах у детей, и проведении дифференциальной диагностики.
В соответствии с программой студент должен знать:
- этиологию, патогенез заболевания;
- клинику;
- иметь представление о диагнозе, симптомах и синдромах;
- иметь навыки по проведению основных и дополнительных методов обследования при данной патологии детей.
Студент должен уметь:
- интерпретировать полученные данные на уровне «норма – патология»;
- правильно осуществлять дифференциальную диагностику при данной патологии.
Формируемые компетенции: ОК 1.,ОК 2. ,ОК 6.,ОК 7.,ПК 3.1.,ПК 3.2.,ПК 3.3, ПК 3.4,
ПК 3.5, ПК 3.6, ПК 3.7.
Определение
Судороги — неспецифическая реакция нервной системы на различные эндо- или экзогенные факторы, проявляющаяся в виде повторяющихся внезапных непроизвольных сокращений скелетных мышц, часто сопровождающаяся нарушениями сознания.
В 2001 г. Международная комиссия по классификации и терминологии рекомендовала замену слова «судороги» термином «приступы», так как не все приступы проявляются именно судорогами. При эпилепсии абсансные и некоторые фокальные приступы часто не имеют моторного компонента. Также необходимо отличать моторные проявления, связанные с эпилепсий, от неэпилептических моторных реакций: тремора, гиперкинезов, гипоксических судорожных проявлений в связи с синкопальными состояниями, аффективно-респираторными пароксизмами и др.
В связи с этим фельдшеру и врачу скорой медицинской помощи рекомендуется по возможности провести дифференциальную диагностику в случае нарушения сознания между эпилептическими пароксизмами (абсансными приступами, сложными фокальными приступами, эпилеп-тическим статусом абсансов, постприступным угнетением сознания) и пароксизмами неэпилептического генеза, в частности с нарушением ритма сердца, гипогликемией и другими нарушениями метаболизма.
Необходимо учитывать, какими являются судороги — фебрильными или афебрильными, так как объем помощи в этом случае будет различаться.
КОД по МКБ-10
R56.8 Другие и неуточненные судороги
Этиология и патогенез
Судороги сопутствуют многим патологическим состояниям ребенка в стадии их манифестации, часто являясь первичной ответной реакцией при ухудшении витальных функций организма. У детей первого года жизни судорожных состояний отмечается значительно больше в связи с анатомо-физиологическими особенностями развития нервной системы детей в виде незрелости тормозных механизмов головного мозга, большей гидрофильности нейронов и, как следствие, облегченной генерализацией возникшего электрического возбуждения нейронов.
В патогенезе судорог у детей имеют значение изменение нейрональной активности головного мозга (аномальная, высокоамплитудная и периодичная биоэлектрическая активность мозга), деполяризация нейронов мозга, нарушения таламокортикального взаимодействия и изменение функционального состояния зубчатого ядра в подкорковой области головного мозга. Биохимической основой судорог является избыточное выделение возбуждающих нейротрансмиттеров (аспартата и глутамата), а также недостаток тормозных нейромедиаторов (в основном ГАМК). Среди пароксизмальных состояний детского возраста эпилепсия — одно из наиболее распространенных заболеваний в неврологии. Заболеваемость эпилепсией составляет от 41 до 83 на 100 000 детского населения, регистрируется среди детей первого года жизни от 100 до 233 случаев на 100 000 детского населения. Эпилепсия определяется как состояние, характеризующееся рекуррентными (повторяющимися) эпилептическими приступами, не спровоцированными непосредственной определенной причиной.
Необходимо учитывать, какой приступ у ребенка — фебрильный или афебрильный.
Дифференциальная диагностика афебрильных судорог включает изолированные судороги, дебют эпилепсии, симптоматические эпилептические приступы, неонатальные судороги или судороги раннего возраста, приступы при нарушениях ритма сердца, асфиксии, психогенные судороги. Фебрильные судороги могут быть проявлением простых фебрильных судорог, системных инфекций или нейроинфекций, фебрильно провоцируемыми эпилептическими приступами.
Классификация
Различают следующие судорожные состояния у детей.
1. Неэпилептические судорожные и другие пароксизмальные состояния
1.1. Судороги как неспецифическая реакция головного мозга (эпилептическая реакция или «случайные» судороги) в ответ на различные повреждающие факторы, т.е. острые симптоматические приступы:
- фебрильные (на фоне лихорадки);
- интоксикационные;
- гипоксические (при заболеваниях дыхательной системы, асфиксии и т.д.);
- аффективно-респираторные пароксизмы;
- обменные и метаболические (синдром спазмофилии и гипервитаминоз витамина D при рахите и др., гипогликемии, гипо- и гиперкалиемии);
- при вегетативных нарушениях;
- кардиальные синкопе (нарушения ритма сердца и др.) и т.д.
1.2. Симптоматические судороги при заболеваниях головного мозга:
- опухоли;
- абсцессы;
- кровоизлияния;
- ишемические инсульты;
- аневризмы сосудов головного мозга и т.д.
2. Эпилептические судорожные состояния (судороги при эпилепсии)
По преимущественному вовлечению в судорожный пароксизм скелетной мускулатуры судороги бывают:
- тоническими;
- клоническими;
- тонико-клоническими;
- клонико-тоническими;
- атоническими;
- миоклоническими.
По характеру различают судороги:
1) самокупируемые:
- фокальные;
- генерализованные
2) продолжающиеся:
- генерализованный эпилептический статус;
- фокальный эпилептический статус.
Эпилептический статус — патологическое состояние, характеризующееся эпилептическими припадками длительностью более 5 мин либо повторяющимися припадками, в промежутке между которыми функция центральной нервной системы полностью не восстанавливается.
В ургентной ситуации следует различать (Карлов В.А., 2003):
1) собственно эпилептический статус (ЭС) при эпилепсии;
2) симптоматический ЭС при текущих церебральных процессах.
Клиническая классификация эпилептического статуса (Shorvon S., 1995)
1. ЭС новорожденных:
- неонатальный эпилептический статус;
- эпилептический статус при эпилептических синдромах новорожденных
2. ЭС детского возраста:
- инфантильный спазм;
- фебрильный эпилептический статус;
- эпилептический статус у детей с миоклоническими синдромами;
- эпилептический статус при парциальных детских доброкачественных эпилептических синдромах;
- электрический статус во время медленноволнового сна;
- синдром приобретенной эпилептической афазии
3. ЭС детского возраста и взрослых:
- тонико-клонический статус;
- абсансный статус;
- epilepcia partialis continua;
- миоклонический статус в коме.
4. Специфические формы ЭС при умственной задержке:
- миоклонический статус при других эпилептических синдромах;
- неконвульсивный статус простых парциальных припадков;
- эпилептический статус сложных парциальных припадков.
КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА
- Клинические проявления эпилептического судорожного статуса:
- провоцирование прекращением противосудорожной терапии, острыми инфекциями и др.,
- повторные, серийные припадки с потерей сознания;
- - отсутствие полного восстановления сознания между припадками;
- - имеет генерализованный тонико-клонический характер;
- - могут быть клонические подергивания глазных яблок и нистагм;
- нарушения дыхания, гемодинамики и развитие отека головного мозга; - продолжительность статуса в среднем 30 мин и более;
- нарастание глубины нарушения сознания и появление парезов и параличей после судорог (прогностически неблагоприятно).
Фебрильные судороги — состояния, возникающие при лихорадке. Возникают у 2—5% детей и являются наиболее частым видом судорог до 5-тилетнего возраста. Причины таких судорог могут быть следующие:
1. Инфекционный процесс с вовлечением ЦНС или судороги при энцефалите, менингите. При нейроинфекции после судорог сознание чаще всего восстанавливается не полностью (Феничел Дж., 2005).
2. Лихорадка как провоцирующий фактор имеющегося неврологического заболевания (например, фебрильно-провоцируемый эпилептический приступ)
3. Простые фебрильные приступы — зависимые от возраста (от 6 мес. до 5 лет), генетически детерминированные судороги, возникающие только при лихорадке и при отсутствии инфекционного процесса в ЦНС.
Клинические проявления простых фебрильных судорог:
- возникают обычно при температуре тела выше 38°С в первые часы заболевания;
- обычно имеют генерализованный характер;
- длительность судорог — менее 15 мин;
- не повторяются в течение 24 ч;
- часто в семейном анамнезе имеются указания на наличие фебрильных судорог у близких родственников.
Клинические проявления атипичных (сложных) фебрильных судорог:
- наличие фокального компонента — свидетельствует обычно об атипичных фебрильных судорогах,
- длятся более 15 мин, может возникать фебрильный судорожный статус;
- могут повторяться в течение 24 ч.
При атипичных фебрильных судорогах высока вероятность наличия у ребенка инфекционного процесса или эпилепсии.
При электроэнцефалографическом исследовании при типичных фебрильных судорогах эпилептических изменений обычно не выявляют, при атипичных фебрильных приступах могут выявляться как неспецифические пароксизмальные изменения, так и эпилептические паттерны.
Около 1/3 пациентов с фебрильными приступами имеют повторные судороги.
Наиболее важным критерием возможных эпилептических фебрильно-провоцируемых приступов являются изменение неврологического статуса и/или нарушение нервно-психического развития.
Клинические проявления обменных судорог при спазмофилии:
- наличие выраженных костно-мышечных симптомов рахита;
- начало пароксизма со спастической кратковременной остановки дыхания (апноэ несколько секунд);
- при вдохе — регресс патологических симптомов с восстановлением исходного состояния;
- цианоз носогубного треугольника;
- общие клонические судороги;
- провоцирование пароксизмов внешними раздражителями — резким стуком, звонком, криком и т.д.;
- в течение суток могут повторяться несколько раз;
- температура тела нормальная;
- при осмотре — отсутствие очаговой симптоматики;
- отсутствуют симптомы соматических воспалительных процессов;
- положительные симптомы на судорожную готовность:
- симптом Хвостека — сокращение мышц лица на соответствующей стороне при поколачивании в области скуловой дуги;
- симптом Труссо — «рука акушера» при сдавливании верхней трети плеча;
- симптом Люста — одновременное непроизвольное тыльное сгибание, отведение и ротация стопы при сдавливании голени в верхней трети;
- симптом Маслова — кратковременная остановка дыхания на вдохе в ответ на болевой раздражитель.
- Нарушения метаболизма (гипо- или гипергликемии), а также нарушения электролитного обмена (в частности натрия) чаще всего являются факторами нарушения сознания, иногда сопровождающимися мышечными сокращениями. Данные состояния требуют ургентной терапии.
Кардиальные синкопе связаны с нарушением ритма сердца, пароксизмальной тахикардией, нарушениями при врожденных пороках сердца, могут также проявляться потерей сознания, иногда сопровождаются мышечными сокращениями из-за развивающейся гипоксии мозга, являются жизнеугрожающим состоянием и требуют экстренного вмешательства врача анестезиолога-реаниматолога.
Причина аффективно-респираторных приступов — нарушение регуляции автономной (вегетативной) нервной системы. Аффективно-респираторные пароксизмы протекают с потерей сознания примерно у 5% пациентов (Феничел Дж., 2005). Данные состояния часто не требуют терапевтического вмешательства.
Клинические проявления аффективно-респираторных приступов (приступов «синего» типа):
- могут наблюдаться начиная с 4-месячного возраста;
- провоцируются отрицательными эмоциями, страхом, дискомфортом;
- ребенок проявляет свое недовольство продолжительным криком;
- на высоте возбуждения возникает апноэ;
- иногда возникают клонические или тонико-клонические судороги;
- пароксизмы обычно кратковременные;
- после них наступают слабость, сонливость;
- подобные аффективно-респираторные пароксизмы могут быть редко, иногда 1—2 раза в жизни.
Клинические проявления аффективно-респираторных пароксизмов «белого» типа:
- являются результатом рефлекторной асистолии;
- часто провоцируются болевым воздействием;
- ребенок редко длительно плачет, достаточно быстро появляются бледность кожных покровов и потеря сознания, длительность пароксизма — от нескольких секунд до нескольких часов;
- после пароксизма ребенок часто засыпает, после пробуждения нормальная жизненная активность сохраняется;
- при наличии заболеваний сердца, нарушений сердечного ритма данные состояния могут быть опасными для жизни.
Диагностика и диффенциальный диагноз
Для уточнения диагноза необходим тщательный сбор анамнеза болезни, состояний и событий, предшествовавших развитию пароксизма, семейных факторов. По возможности необходимо уточнить, как протекал пароксизм, если к моменту осмотра данное состояние закончилось, или пациент не приходит в сознание. В первую очередь необходимо дифференцировать фебрильные и афебрильные судороги, впервые возникшие и повторные.
Целесообразно дифференцировать типичные фебрильные судороги (как правило, в семейном анамнезе есть указания на наличие фебрильных судорог у родственников), судороги при инфекционных процессах (вирусная инфекция, средний отит, тонзиллит, инфекция мочевыводящих путей, гастроэнтерит, менингит, поствакцинальное состояние) и постиктальную лихорадку после генерализованных судорог, длящуюся, по крайней мере, 10 мин.
Дифференциальную диагностику также проводят с другими пароксизмальными состояниями: синкопальными вазовагальными (или нейрокардиальными), рефлекторными и псевдосудорожными состояниями (конверсионными), метаболическими судорогами, паническими атаками и др., а также с впервые возникшими эпилептическими приступами.
Пациенты с аффективно-респираторными приступами, неэпилептическими неврологическими состояниями часто не нуждаются в интенсивной терапии.
Пристального наблюдения и лечения требуют дети с эпилептическими приступами,
острыми ситуационными судорогами, а также судорогами на фоне соматических состояний, таких как кардиогенно-провоцируемые состояния, пациенты с выявленной эндокринологической патологией.
Оказание скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе выездными бригадами скорой медицинской помощи
Осмотр и физикальное обследование
Оценка общего состояния и жизненно важных функций: сознания, дыхания, кровообращения. Проводят термометрию, определяют число дыханий и сердечных сокращений в минуту, измеряют артериальное давление, обязательно определяют уровень глюкозы в крови, выполняют пульсоксиметрию, ЭКГ; осматривают кожу, видимые слизистые оболочки полости рта, грудную клетку, живот; проводят аускультацию легких и сердца (стандартный соматический осмотр). Неврологический осмотр включает определение общемозговой, очаговой симптоматики, менингеальных симптомов.
Лечение на догоспитальном этапе
Общие мероприятия
- обеспечение проходимости дыхательных путей;
- ингаляция увлажненным кислородом;
- профилактика травм головы, конечностей, предотвращение прикусывания и запрокидывания языка, аспирации рвотными массами (необходимо положить пациента головой на мягкую поверхность, повернуть голову на бок для предотвращения западения языка или аспирации рвотными массами);
- мониторинг гликемии, ЭКГ;
- при необходимости — обеспечение венозного доступа.
Медикаментозная терапия
- Диазепам из расчета 0,5% — 0,1 мл/кг массы тела внутривенно или внутримышечно, но не более 2 мл однократно (В, 2++);
- при кратковременном эффекте или неполном купировании судорог — ввести диазепам повторно в дозе, составляющей 2/3 от начальной, через 15—20 мин, суммарная доза диазепама не должна превышать 4 мл;
- при отсутствии эффекта — внутривенное введение лиофилизата вальпроата натрия
- при отсутствии купирования эпилептического статуса в течение 30 мин в зарубежных рекомендациях предлагается внутривенное введение фенитоина в дозе насыщения 20 мг/кг со скоростью не более 2,5 мг/мин, препарат разводят 0,9% раствором натрия хлорида, так как он преципитирует в растворе декстрозы (условиях работы специализированной реанимационной бригады скорой медицинской помощи и при наличии данного лекарственного препарата);
- тиопентал натрия применяют при эпилептическом статусе, рефрактерном к другим видам лечения, в условиях работы специализированной реанимационной бригады скорой медицинской помощи: внутривенно микроструйно — 1—3 мг/(кгхч), максимальная доза — 5 мг/(кгхч) (противопоказание — шок); при продолжающемся эпилептическом статусе в условиях работы специализированной бригады скорой медицинской помощи — перевод на искусственную вентиляцию легких (ИВЛ) с последующей госпитализацией в реанима-ционное отделение стационара;
- при нарушении сознания для предупреждения отека мозга назначают фуросемид в дозе 1—2 мг/кг внутривенно или внутримышечно, дексаметазон в дозе 0,1—0,3 мг/кг внутримышечно, маннитол внутривенно медленно струй-но или капельно в виде 10—20% раствора в дозе 0,5—1,5 г/кг (не подтверждено в многоцентровых исследованиях, международных и зарубежных национальных рекомендациях) (D, 2+);
- при продолжительных фебрильных судорогах и невозможности применения жаропонижающих препаратов внутрь, в условиях отсутствия других средств возможно введение внутримышечно 50% раствора метамизола натрия из расчета 0,1 мл на год (10 мг/кг) и 2% раствора хлоропирамина в дозе 0,1—0,15 мл на год жизни, но не более 0,5 мл детям до года и 1 мл — детям старше 1 года жизни (D, 2+) (применяют только в России);
- при гипогликемических судорогах внутривенно струйно вводят 20% раствор декстрозы из расчета 2 мл/кг с последующей госпитализацией в эндокринологическое отделение стационара;
- при гипокальциемических судорогах внутривенно медленно вводят 10% раствор кальция глюконата в дозе 0,2 мл/кг (20 мг/кг) (после предварительного разведения 20% раствором декстрозы в 2 раза) (D, 2+).
Необходимо отметить, что у детей грудного возраста и при эпилептическом статусе седативные препараты могут вызвать остановку дыхания. При угрозе остановки дыхания в условиях некупируемых судорог необходимы вызов специализированной выездной бригады скорой медицинской помощи, перевод ребенка на ИВЛ с последующей экстренной медицинской эвакуацией в реанимационное отделение стационара.
ПОКАЗАНИЯ К ГОСПИТАЛИЗАЦИИ
-дети первого года жизни;
- впервые случившиеся судороги;
− больные с судорогами неясного генеза;
- больные с фебрильными судорогами на фоне неврологических заболеваний (ДЦП, нейродегенеративных заболеваний и др., если имеются медицинские документы или визуальный осмотр позволяет это заподозрить);
- дети с судорогами на фоне инфекционного заболевания.
Оказание скорой медицинской помощи на госпитальном этапе в стационарном отделении скорой медицинской помощи
Пациенты с судорогами в соответствии с показаниями к госпитализации подлежат медицинской эвакуации в многопрофильный детский (или инфекционный) стационар скорой медицинской помощи, где имеются возможности для диагностики основного заболевания.
Больным в СОСМП или (при его отсутствии) в боксированном инфекционном отделении выполняют:
- измерение ЧД, ЧСС, АД, проводят термометрию, пульсоксиметрию, глюкометрию, ЭКГ;
- общий анализ крови, мочи, биохимический анализ крови [глюкоза, электролиты (кальций, магний, калий, натрий)], исследование КЩС, определение уровня пролактина в сыворотке крови;
- определение возможной инфекционной этиологии судорог на фоне лихорадки и, при возможности, идентификацию возбудителя;
- консультацию врача-невролога, по показаниям — врача-нейрохирурга, врача-инфекциониста, врача анестезиолога-реаниматолога и других специалистов;
- при необходимости — использование методов нейровизуализации (МРТ головного мозга и шейного отдела позвоночника, в том числе сосудов);
- обязательно проведение спинномозговой пункции при подозрении на энцефалит или менингит;
- при подозрении на менингококкемию назначают антибиотикотерапию — внутривенное или внутримышечное введение хлорамфеникола из расчета разовой дозы 25 мг/кг (80—100 мг/кг, но не более 2 г/сут) или цефотаксима в разовой дозе 50—100 мг/кг только при наличии внутривенного доступа и инфузионной терапии;
- при симптомах дегидратации назначают инфузионную терапию (под контролем диуреза) 10-20% раствором декстрозы или 0,9% раствором натрия хлорида из расчета 30—50 мл/кг массы тела в сутки;
- проведение электроэнцефалографического исследования в течение нескольких дней после приступа (по данным некоторых авторов, регистрации ЭЭГ в течение первых часов после приступа не показательна, так как первоначально происходит замедление фоновой биоэлектрической активности мозга).
Дальнейшее ведение больного зависит от уточненного диагноза заболевания в условиях стационара.
Прогноз
Прогноз благоприятный при наличии у ребенка типичных фебрильных судорог, может быть серьезным для дальнейшего качества жизни при наличии частых эпилептических приступов или эпилептического статуса, а также в зависимости от выявленной этиологии заболевания.
Приложение 1
Тестовые задания для контроля знаний:
Задание: Выберите один или несколько вариантов ответа:
1. Генерализованные судороги:
1) абсансы;
2) доброкачественная затылочная эпилепсия;
3) простые парциальные;
4) синдром Леннокса-Гасто.
2. Генерализованные эпилептические синдромы
1) абсансы;
2) инфантильные спазмы (синдром Веста);
3) миоклонии;
4) простые парциальные.
3. Клиническими проявлениями судорожного синдрома являются
1) глазные яблоки фиксируются вверх или в сторону;
2) голова запрокидывается, ноги сгибаются;
3) ребенок внезапно теряет контакт с окружающими;
4) ребенок находится в сознании.
4. Клонические судороги – это
1) быстрые мышечные сокращения;
2) быстрые сокращения, приводящие к перемещению конечностей;
3) медленные мышечные сокращения;
4) чередование медленных и быстрых сокращений.
5. Независимо от причины судорожного синдрома неотложную помощь начинают с
1) введения лекарственного средства;
2) купирования синдрома;
3) обеспечения доступа свежего воздуха;
4) профилактики аспирации.
6. Первоочередное мероприятие для купирования судорожного синдрома при спазмофилии у детей
1) внутривенное введение глюкозы;
2) использование седативных препаратов;
3) применение физических методов охлаждения;
4) снижение температуры.
7. Перечень необходимых диагностических тестов обычно включает
1) ПЦР;
2) анализ на С-реактивный белок;
3) люмбальную пункцию;
4) рентгенографию.
8. Периодические судорожные припадки характерны для
1) арахноидита;
2) менингита;
3) нарушения мозгового кровообращения;
4) эпилепсии.
9. При гипогликемии вводят 10% глюкозу грудным детям в дозе
1) 0,1-0,2 мл/кг в сутки;
2) 0,5 мл/кг;
3) 1 мл/кг;
4) 4-5 мл/кг.
10. При гипокальциемии в/в вводят 10% раствор кальция глюконата в дозе
1) 0,1 мг/кг;
2) 0,2 мл в сутки;
3) 0,2 мл/кг;
4) 0,5 мл.
11. При судорожном синдроме у детей со спазмофилией показано введение
1) кальция глюконата;
2) лидокаина;
3) прозерина;
4) седкусен.
12. Применение противосудорожного препарата диазепама в дозе
1) 0,1 мг/кг в/м;
2) 0,3 мг/кг в/в;
3) 0,3 мг/кг в/м;
4) 0,5 мг/кг на год жизни.
13. С целью подавления возбудимости ЦНС при судорогах вводят
1) анальгин;
2) лазикс;
3) парацетамол;
4) седуксен.
14. Судороги у детей может спровоцировать
1) гиперкальциемия;
2) гипокальциемия;
3) гипоксия;
4) спазмофилия.
15. Судорожный синдром у детей чаще всего возникает при
1) аденовирусной инфекции;
2) гриппе;
3) парагриппе;
4) риновирусной инфекции.
16. Тонические судороги характеризуются
1) длительным напряжением мышц, преимущественно в разгибательной позе;
2) периодической сменой тонической и клонической фаз;
3) повторным сокращением и расслаблением групп мышц;
4) подергиванием и киванием головы.
17. Тонические судороги – это
1) быстрые мышечные сокращения;
2) медленные мышечные сокращения;
3) частые сокращения мышц, приводящие к перемещению конечности;
4) чередование медленных и быстрых сокращений мышц.
18. Фебрильные судороги возникают при температуре выше
1) 37,5°С;
2) 37,8°С;
3) 38,50°С;
4) 39,0°С.
19. Фебрильные судороги возникают на фоне
1) гипертермии;
2) отека головного мозга;
3) психических факторов;
4) токсикоза.
20. Фокальные судороги
1) абсансы;
2) миоклонии;
3) простые парциальные;
4) фокальная эпилепсия.
21. Эпилептический статус – это судорожный синдром, который продолжается
1) более 30 минут, или повторные судорожные припадки в течение 30 минутного промежутка;
2) более 30 минут, или повторные судорожные припадки в течение часа;
3) менее 30 минут;
4) от 10 до 20 минут.
22. Этиология судорог в периоде новорожденности
1) асфиксия;
2) поствакцинальные судороги;
3) спазмофилия;
4) эпилепсия.
23. Этиология судорог в позднем детском периоде
1) аномалии ЦНС;
2) нейроинфекции;
3) поствакцинальные судороги;
4) спазмофилия.
24. Этиология судорог в раннем детском возрасте
1) асфиксия;
2) внутриродовая черепная травма;
3) онкологические заболевания;
4) спазмофилия.
Эталоны ответов для самопроверки
№ вопроса | Вариант ответа | № вопроса | Вариант ответа |
1. | 1 | 13. | 4 |
2. | 2 | 14. | 2,4 |
3. | 1,3 | 15. | 2 |
4. | 4 | 16. | 1 |
5. | 3 | 17. | 3 |
6. | 2 | 18. | 3,4 |
7. | 3 | 19. | 1 |
8. | 4 | 20. | 3 |
9. | 4 | 21. | 1 |
10. | 3 | 22. | 1 |
11. | 1 | 23. | 2 |
12. | 2 | 24. | 4 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
- Э.В. Смолева, Л.А. Степанов, Н.В. Барыкина, А.Б. Кабарухин, А.Б. Кабарухина «Пропедевтика клинических дисциплин» - Ростов н/Д: Феникс, 2016 – 479 с.
- Н.Г.Соколова, В.Д.Тульчинская « Педиатрия с детскими инфекциями» - Ростов н/Д: Феникс, 2017– 446 с.
- И.Андреев «Дифференциальная диагностика важнейших симптомов детских болезней» – София,2018
- Д.А.Крюкова «Здоровый человек и его окружение» - Ростов н/Д, 2017
Дополнительная литература:
- Филин В.А. «Педиатрия» - М,2015
- Мазурин А. В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней.—М., 2014
- Карлов В.А. Судорожный эпилептический статус. — М.: МЕДпресс-информ, 2019. - 166 с.
- Скорая медицинская помощь: Краткое руководство / Под ред. А.Г. Мирошниченко, В.В. Руксина, В.М. Шайтор. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - С. 265-267.
- Шайтор В.М. Скорая и неотложная медицинская помощь детям на догоспитальном этапе: Краткое руководство для врачей. — СПб.: ИнформМед, 2018. — С. 197-204.
- Российский национальный педиатрический формуляр / Под ред. А.А. Баранова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 912 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия Тема: «Осложнения инъекций. Оказание неотложной медицинской помощи»
данный материал предназначен для преподавателей и студентов при изучении ПМ. Выполнение работ по профессии « Младшая медицинская сестра по уходу за больными»...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПМ.03 НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ МДК 03.04. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе при дорожно-транспортных происшествиях
Приложение к КТП КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНСАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ пм.03 неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапеМДК 03.04. Неотложная медицинская помощ...
Типовые задания для оценки освоения Паспорт ПМ02.МДК 2.1.5 Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе Специальности 31.02.01Лечебное дело
: КОС предназначен для контроля и оценки результатов освоения ПМ02.МДК 2.1.5 Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапеСпециальности 31.02.01Лечебное...
Курс лекций по профессиональному модулю ПМ.03 Неотложная помощь на догоспитальном этапе. Раздел 6 "Неотложные состояния в акушерстве и гинекологии".
Курс лекций по ПМ.03 Неотложная помощь на догоспитальном этапе. Раздел 6 "Неотложные состояния в акушерстве и гинекологии"....
Тематический план ПМ 03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.Раздел 03.01.2 Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе в педиатрии, фтизиатрии
Тематический план ПМ 03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе. Раздел 03.01.2 Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе в пед...
Рабочая программа ПМ 03. НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ МДК 03.01 Дифф. диагностика и оказание НМП на догоспитальном этапе Раздел 03.01.2 Дифференциальная диагностика и оказание НМП на догоспитальном этапе в педиатрии, фтизиатрии
Рабочая программа ПМ 03. НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ МДК 03.01 Дифф. диагностика и оказание НМП на догоспитальном этапе Раздел 03.01.2 Дифференциальная диагностика и ок...
КОС по ПМ.03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе. МДК 03.01. Дифференциальная диагностика и оказание НМП на догоспитальном этапе. Раздел 03.01.2 Дифференциальная диагностика и оказание НМП в педиатрии, фтизиатрии
КОС по ПМ.03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе. МДК 03.01. Дифференциальная диагностика и оказание НМП на догоспитальном этапе. Раздел 03.01.2 Дифференциальная д...