Статья Пути художественного обобщения растительных форм в декоративной росписи
статья

Статья Пути художественного обобщения растительных форм в декоративной росписи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути художественного обобщения растительных форм в декоративной росписи

Художники-мастера издавна перерабатывают растительные природные формы в орнаментально-образные мотивы. Творческий процесс преобразования включает три этапа:

-переработку природных форм в орнаментальные мотивы;

-распределение фона;

-построение композиции на основе разработанных природных мотивов.

Переработка природных форм заключается в нахождении убедительной по художественной выразительности образа мотива природы. В этот момент творческая деятельность и энергия художника направлена на преобразование растительных форм создания орнаментального эстетического образа. Перед разработчиком стоит задача, как и что рисовать, как переработать и переосмыслить конкретные натурные формы, как эти формы эффективно и разнообразно использовать затем в композиции.

Пути художественного обобщения

На этом этапе художник стремиться к художественным обобщениям явлений и предметов объективного мира. Творческий процесс всегда связан с абстрагирующей работой мышления, фантазией, воображением. Анализ и обобщение - две формы диалектического цроцесса познания и отображения явлений действительности.

Теория искусства выделяет два пути художественного обобщения: - первый, это путь изобразительного обобщения, отображение выполняется с предметных образов и мотивов. Это путь художественного обобщения, то есть когда отображение выполняется с предметных образов и мотивов. Этот путь художественного обобщения убедительно выступает в живописи и разработке мотивов кистевой росписи. Художник в зарисовке с натуры достаточно четко сохраняет конкретно-предметный образ растительного мотива или идет по пути изобразительного обобщения с большей или меньшей условностью. Часто художник-мастер не отображает внешний облик ветки с цветком или несколькими цветками, а идет по пути изобразительного обобщения, передавая лишь ритм, узор, общее напоминание натурного образца. Художник идет путем изобразительного обобщения, опуская невыразительные, мешающие для общего строя подробности иногда малознакомые и непонятные;

Второй путь обобщения, когда явления объективного мира выражаются не через конкретные изобразительные формы, а лишь опосредованно через эмоциональные ассоциации, основанные на наблюдении и жизненном опыте. Окружающий мир России богат растительностью, что объясняет значительнее присутствие растительного узора и орнамента в большинстве композиций народных художественных промыслов и декоративно--прикладного искусства. В связи с этим художник должен обладать умением, наблюдать характерные мотивы в растительно-орнаментальном мире природы.

Для художника мастера важно во множестве форм уметь уловить и осознать орнаментальный смысл и строй узоров, представить в мире природы бесконечную цепь орнаментальных образов. Будущий дизайнер, художник обязан чувствовать и видеть в отличие всех других, угадывать композиционный строй природного мотива в мире природы там, где для непосвященного глаза лишь зеленая листва.

Народная роспись во многом строится на ритмическом движение мотивов и элементов. Художник-педагог, владеющий росписью, должен быть способен из общей структуры рисунка, отличать один элемент от другого, выделять главные мотивы. Чтобы трансформировать натурные растительные узоры в обобщенный образ необходимо из растительных форм сознательно выбирать ограниченные графические изобразительные средства, которые позволяют выразить самое характерное. В рисунках добиваются появления ритмического чередования отдельных элементов мотивов через зрительно одинаковые или разные интервалы или масштабы элементов. В практических орнаментальных упражнениях и заданиях должна претворяться пластическая форма мотивов, красота, выразительность и  убедительность линий. Общую форму полезно дополнить мелкими деталями, которые придают силуэту большую орнаментальность. Целесообразно сохранять в рисунке крупные элементы, средние и мелкие, как оживляющие общую композицию. Разное количество соотношений разноразмерных элементов в изображении создает всегда в новом варианте новый облик и свежесть впечатления в каждом.

Таким образом, необходимым условием создания орнаментального растительного образа в росписи является умение чувствовать орнаментальность в любом мотиве природы, способности раскрытия ритмической организации растительных элементов мотива, острой трактовки пластических форм и их очертаний.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Развитие художественно-творческих способностей будущих педагогов". Опубликована в сборнике «Актуальные вопросы подготовки специалистов в системе СПО» ЧУ «НИИ педагогики и психологии» г. Чебоксары,

В статье описывается опыт профессиональной деятельности по проблеме развития художественно-творческих способностей студентов Ангарского педагогического колледжа по специальности "Дошкольное образовани...

Статья "Пути решения экологических проблем в дорожном хозяйстве и на транспорте"

Деятельность человека приводит к исчезновению отдельных видов растений и животных. Появилась «Красная книга», в которую заносятся исчезающие виды животного и растительного мира с целью их ...

Статья "Исследование проблемы обобщения в психофизиологии"

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/03/11/statya_psihofiziologicheskie_osnovy_obobshcheniya.pdf - Статья посящена изучению проблемы обобщения с позиций психофизиологии, что позволяет глубже п...

Педагогический проект "Создание творческой мастерской декоративной росписи ткани как средство формирования профессиональной компетенции художника-мастера". Автор Миргород И.Ю.

Основная идея проекта заключалась в том, что создание худождественной мастерской декоративной росписи ткани в педагогическом колледже  позволит раскрыть творческий потенциал студентов и подготови...

«Самоанализ, анализ урока, занятия в контексте ФГОС (содержание, результат, пути совершенствования)» (обобщение личного педагогического опыта)

Презентация к выступлению модератора в рамках методических чтений по теме "Самоанализ, анализ урока в контексте ФГОС (содержание, результат, пкти совершенствования"...

Построение растительных форм (цветы) и групп цветов при работе над композицией

В данном разделе дана подсказка учащемуся при рисовании простых и сложных растительных форм или групп растительных форм. Компоновка растительной формы в формате листа. Примеры схематичного построения ...

статья ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В современных условиях развивающейся глобализации происходит смена морально-ценностных ориентиров, нивелировка устоявшихся стереотипов мышления. Возникновение новых субкультур, хаотичный поиск новых и...