Актуальные вопросы разработки прикладных модулей профессиональной направленности для включения в отдельные общеобразовательные дисциплины
статья

В статье рассмотрены материалы, позволяющие преподавателям общеобюразовательных дисциплин в системе СПО разрабатывать и вводить в практику своей основной деятельности прикладные модули профессиональной направленности, исходя из профиля подготовки обучающихся в конкретном колледже. Материалы работы апробированы на выступлении 02.09.2021 на экспертном семинаре "Экспертный анализ возможностей разработки и включения в примерные рабочие программы прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности", организованном ООО "ЭЦ Социология и налаитика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ ПРИКЛАДНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В ОТДЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Преподаватель высшей

квалификационной категории

ГБПОУ СКИСиГ, к.и.н.

Можаев А.В.

В современном мире постоянно происходит обновление знаний о нем и появление новых знаний, при этом за один календарный год количество таких знаний удваивается. На основании проводимых исследований появляются принципиально новые технологии [22] и улучшаются уже действующие, что позволяет менять качество жизни людей в лучшую сторону.

Однако для того, чтобы проводить исследования, результаты которых позволят как минимум понять – стоит ли вести разработку дальше и не окажется ли полученный результат излишне трудо- и финансово затратным в производстве по сравнению с уже имеющимися товарами, работами и услугами, исследователям необходимо иметь соответствующий уровень образования и, в идеале, овладеть навыками, позволяющими осуществлять самообразование и саморазвитие в интересующих таких людей областях. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в п. 8 ст. 3 устанавливает принцип обеспечения права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности [1].

Но для того, чтобы человек мог реализовать такой принцип, он должен, будучи взрослым, видеть перспективу собственной трудовой деятельности и возможность улучшений, как указанной деятельности, так и ее объекта. А для этого еще в подростковом возрасте он должен понимать – образование это не пирамида из плохо пригнанных кубиков, каждый из которых отличается от других цветом и формой, а живое и плодоносящее растение – неразделимое явление, корни, ветви, листья и плоды которого есть не столько отдельные части растения, сколько находящиеся в состоянии неразрывной связи элементы, каждый из которых обеспечивает своим существованием если не текущую жизнедеятельность растения, то будущее его потомков.

Важную роль в подготовке специалистов высокого уровня профессионализма играет среднее профессиональное образование. На портале «Среднее профессиональное образование Москвы» приведена периодизация истории развития профессионального образования в России [15], и всем известна та основополагающая, огромная и самоотверженная роль, которую кадры, подготовленные в системе среднего профессионального образования, сыграли в период индустриализации, Великой Отечественной войны, послевоенного восстановительного периода, периода научно-технической революции (НТР) в СССР. Без специального образования невозможно понять принцип действия техники, а значит, и отрегулировать и в случае надобности улучшить ее.

Однако, не следует забывать и о школе. Ведь только на этой ступени образования ребенок получает сведения об окружающем мире, позволяющие ему в дальнейшем выбрать род деятельности, профессию, по которой он будет работать и тем самым осуществлять развитие общества совместно с другими его членами. На построение, развитие и совершенствование системы непрерывного образования в течение всей жизни каждого человека должны быть нацелены усилия всех работников сферы образования, вне зависимости от уровня образования и места, которое занимает в этой сфере каждый из работников. Учитель, преподаватель, методист, инструктор, мастер производственного обучения – основной задачей каждого является достижение результатов, соответствующих применению каждым выпускником такой системы в собственной жизни.

В последние десятилетия по ряду объективных причин школа фактически не во всех случаях реализовала свои функции в вопросах непрерывности образования, что и послужило, среди прочего, причиной появления Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования (далее - Концепция) (утв. распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98) [2].

Авторы Концепции прямо перечисляют как основные проблемы преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования (раздел I Концепции), так и учебные предметы, подлежащие обязательному включению во все учебные планы, независимо от профиля обучения с учетом получаемой профессии или специальности (раздел III Концепции), возможность разработки и включения прикладных модулей профессиональной направленности в которые и предполагается исследовать.

Понятие межпредметной интеграции в образовании исследуется давно и успешно [например, 11, 17, 20], поэтому говорить о наличии/отсутствии указанной выше возможности как таковой не имеет смысла. А имеет смысл говорить о наполнении этих самых прикладных модулей, что предполагает обращение к практической деятельности преподавателей общеобразовательных предметов, работающих в организациях среднего профессионального образования.

Несмотря на определенную Концепцией как один из механизмов реализации задач совершенствования системы преподавания и повышения качества подготовки обучающихся по общеобразовательным учебным предметам, организацию повышения квалификации преподавателей общеобразовательных учебных предметов по вопросам внедрения методик преподавания общеобразовательных учебных предметов дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования (п. 4 раздела V Концепции), все же следует помнить – каждый преподаватель-предметник изначально был подготовлен для работы с обучающимися в рамках конкретной учебной дисциплины, и любая другая учебная дисциплина будет являться для него в определенной степени второстепенной. Основной акцент в его работе будет делаться на преподавании именно «своей», профильной для него дисциплины. Это может стать причиной достаточно слабой ориентации такого преподавателя в иных учебных дисциплинах, что в ряде случаев может привести к отсутствию возможности отличить основной смысл той или иной темы от оформления такого смысла в целях повышения его доступности для обучающихся.

Ни в коей мере не покушаясь на права и свободы педагогических работников, установленные, среди прочих, подпунктами 1 – 5 п. 3 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1], хочется предложить те направления, которые при грамотном использовании могут стать основополагающими при наполнении указанных выше прикладных модулей для общеобразовательных дисциплин, обязательных для включения в учебные планы, с перечислением таких дисциплин и направлений.

№ п/п

Наименование дисциплины

Аспекты наполнения модулей

Конкретные примеры

1.

Русский язык

Проведение диктантов, контрольных и иных практических работ с использованием нормативных правовых и нормативно-методических документов, содержащих соответствующую терминологию.

Профессиональный стандарт «Работник по приему и размещению гостей» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.09.2017  № 659н) [3]

«Обобщенная трудовая функция «Встреча и проводы гостей у входных дверей гостиничного комплекса или иного средства размещения» включает в себя такие трудовые функции, как оказание помощи гостям при входе и выходе из гостиничного комплекса или иного средства размещения, а также …». Далее по тексту работы раскрываются трудовые действия, осуществляемые соответствующим работником для реализации указанных выше трудовых функций (п. 3.1.1 и 3.1.2. стандарта).

Составление глоссария основных терминов, используемых в гостиничном бизнесе, с использованием Интернет-технологий (применение обучающимися собственной или выданной для проведения занятий электронной техники).

Например, по материалам Понятийно-терминологического словаря «Гостиничное дело» [13].

2.

Литература

В рамках освоения обучающимися художественных произведений, перечисленных в соответствующей учебной литературе, делать акцент на прямое описание или упоминание о профильной сфере по избранной специальности, в т.ч. для внеклассного чтения.

Например, Гоголь Н.В. «Мертвые души», т. 1, гл. 1, абз. 2 – 4 [5], Зощенко М.М. Спи скорей [6].

Примерные вопросы к практической работе:

1. Прочитать отмеченный текст.

2. Выписать недостатки по сравнению с современным требованием к гостиничному номеру.

3. Составить список улучшений для совпадения с требованиями к гостиничному номеру.

3.

Иностранный язык

Использование в образовательном процессе литературы на иностранном языке, содержащем описание объектов профильной сферы или деятельности работников такой сферы, в т.ч. адаптированных.

Например, Артур Хейли. Отель [10].

Аналогично примеру для дисциплины «Литература», но на иностранном языке.

Составление глоссария основных терминов, используемых в гостиничном бизнесе, с использованием Интернет-технологий (применение обучающимися собственной или выданной для проведения занятий электронной техники).

Например, по материалам статьи «Гостиничная терминология» портала «МосОтели» [12] или Словаря гостиничных терминов Hotelier.Pro [21].

4.

Математика

Ориентируясь на стоимость базовых услуг (коммунальные услуги, электроэнергия) рассчитать сумму оплаты таких услуг для указанной преподавателем гостиницы (применение обучающимися собственной или выданной для проведения занятий электронной техники).

Например, рассчитать стоимость ежедневного энергопотребления в одном из конференц-залов гостиницы Измайлово [16] на протяжении нескольких часов, исходя из мощности, потребляемой электроприборами в соответствии с их описанием.

На основании действующих нормативно-методических документов произвести расчет сырья и материалов, используемых при производстве товара (работы, услуги) (применение обучающимися собственной или выданной для проведения занятий электронной техники).

Например, рассмотреть Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания [4] и составить калькуляцию блюд для различных вариантов завтрака в гостинице [19].

5.

История/Россия в мире

Применительно к изучаемым историческим периодам рассматривать состояние дел в профильной отрасли, отраженное в художественной и/или научно-популярной литературе.

Например, Кочетов В.В. Журбины (судостроение) [7], Ликстанов И.И. Малышок (работа на заводе) [8], Федоров Е.А. Каменный пояс (в 4-х кн.) (горное дело, металлургия) [9].

Примерные вопросы к практической работе.

1. Прочитать избранный текст.

2. Составить описание работ и/или технологий.

3. Разъяснить причину (причины) описанного порядка выполнения работ и/или использования именно таких технологий.

4. Привести примеры современного порядка выполнения аналогичных работ и/или использования таких технологий, в случае изменения или смены технологий рассказать о причине (причинах).

Использование компьютерных игр, реконструирующих соответствующую эпоху, для лучшего освоения учебного материала, например, «Легенды огня и металла» (в 3-х ч.) [18].

Провести игру «Легенды огня и металла. Часть 3. Мушкет» и определить, кто из обучающихся за время занятия продвинулся дальше в достижении итогового результата.

6.

Физическая культура

Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности.

Например, разработка под руководством преподавателя последовательности физических упражнений для комплекса производственной гимнастики в зависимости от направления деятельности в гостинице (подносчик багажа, швейцар, горничная, работник ресепшн), или в иных отраслях по избранному направлению подготовки.

7.

Основы безопасности жизнедеятельности

Вопросы эвакуации гражданских лиц

Например, разработать и начертить план эвакуации постояльцев гостиницы в соответствии с планом этажа (14).

8.

Астрономия

Изучение карты звездного неба применительно к избранной профессии/специальности

Например, ориентирование на местности в ночное время при нахождении группы на маршруте для специальности 43.02.10 Туризм.

Однако полноценность наполнения прикладных профессиональных модулей зависит от двух составляющих.

1. Создание и последующая актуализация примерных списков художественной, научно-популярной и профессиональной литературы, а также специализированных компьютерных программ, в т.ч. игровых, содержащих данные для включения в профессиональные модули, которые педагогические работники смогли бы использовать для включения профессиональной составляющей в программу соответствующих общеобразовательных дисциплин. Помощь такого рода могли бы оказать лица, осуществляющие методическую помощь, вооруженные специальными знаниями, умениями и навыками.

2. Рассмотрение полученного материала совместно с преподавателями общепрофессиональных и специальных дисциплин, для отбора описания тех или иных производственных операций и/или технологий, подлежащих включению в общеобразовательные дисциплины. Преподаватели общепрофессиональных и специальных дисциплин сами заинтересованы в том, чтобы в ходе занятия не приходилось тратить время на освоение общеизвестного материала, который должен был быть освоен еще в начале обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2021 год. – М: Эксмо, 2021.

2. Концепция преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования (утв. распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98). – Электронный ресурс, URL: https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minprosvescheniya-Rossii-ot-30.04.2021-N-R-98/ (дата обращения 25.08.2021).

3. Профессиональный стандарт «Работник по приему и размещению гостей» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.09.2017  № 659н). – Электронный ресурс, URL: http://base.garant.ru/71773576/ (дата обращения 25.08.2021).

4. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания / Комитет Российской Федерации по торговле. – Электронный ресурс, URL: https://docplan.ru/Data2/1/4293838/4293838083.pdf (дата обращения 25.08.2021).

Литература:

5. Гоголь Н.В. Мертвые души. – М.: АСТ, 2020.

6. Зощенко М.В. Малое собрание сочинений. – М.: Азбука, 2019.

7. Кочетов В.А. Журбины. – М.: Вече, 2011.

8. Ликстанов И.И. Малышок. – Кемерово: Кн. изд-во, 1984.

9. Федоров Е.А. Каменный пояс (в 3-х кн.). – М.: Вече, 2020.

10. Хейли А. Отель. Карманное чтение на английском языке. Upper-Intermediate. – М.: АСТ, 2019.

Электронные ресурсы:

11. Багова Л.Л. Межпредметная интеграция в образовательном процессе и ее проблемы на этапах становления педагогической науки. – Электронный ресурс, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpredmetnaya-integratsiya-v-obrazovatelnom-protsesse-i-ee-problemy-na-etapah-stanovleniya-pedagogicheskoy-nauki/viewer (дата обращения 25.08.2021).

12. Гостиничная терминология. – Электронный ресурс, URL: http://mosoteli.ru/gostinichnaya-terminologiya/ (дата обращения 25.08.2021).

13. Гостиничное дело. Понятийно-терминологический словарь. – Электронный ресурс, URL: https://dw6.ru/ponyatijno-terminologicheskij_slovar.html (дата обращения 25.08.2021).

14. Готовый проект мини-гостиницы (май 2021 г.). – Электронный ресурс. URL: https://www.pinterest.ru/pin/456482112228763181/ (дата обращения 25.08.2021).

15. История развития профессионального образования. Электронный ресурс, URL: https://spo.mosmetod.ru/history/spo (дата обращения 25.08.2021).

16. Конференц-залы / Официальный сайт гостиницы Измайлово. – Электронный ресурс, URL: https://www.izmailovo.ru/conference/ (дата обращения 25.08.2021).

17. Коростелева А.А. и др. Межпредметная интеграция как способ актуализации содержания современного образования. – Электронный ресурс, URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39692766 (дата обращения 25.08.2021).

18. Легенды огня и металла (в 3-х ч.) / Обучающая интерактивная игра. – Электронный ресурс, URL: https://metalspace.ru/games/metalgames.html (дата обращения 25.08.2021).

19. Митина Ю. Правила этикета: завтрак и традиции. – Электронный ресурс, URL: https://kvartblog.ru/blog/pravila-etiketa-zavtrak-i-traditsii/ (дата обращения 25.08.2021).

20. Назарова Н.В. Межпредметная интеграция в формировании конкурентоспособности студентов ВУЗа. – Электронный ресурс, URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25103 (дата обращения 25.08.2021).

21. Словарь гостиничных терминов. – Электронный ресурс, URL: https://hotelier.pro/glossary/ (дата обращения 25.08.2021).

22. Тренды 2020/2021: топ-7 новых устойчивых материалов и технологий. – Электронный ресурс, URL: https://www.interior.ru/design/9908-trendi-2020-2021-top-7-novih-ustoichivih-materialov-i-tehnologii.html (дата обращения 25.08.2021).



Предварительный просмотр:

C:\Users\Alex\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image1.jpeg

C:\Users\Alex\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image2.jpeg

  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

СРЕДНЕЕ

КОНКУРС

научно-методических, учебно-методических

и теоретических материалов

«Среднее профессиональное образование –

старт в будущее»

C:\Users\Alex\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image3.jpeg

C:\Users\Alex\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image4.jpeg

А.А. Скамницкий

I степени

Награждается

 

МОЖАЕВ АНТОН ВИКТОРОВИЧ

в номинации «Научно-методические

 и теоретические статьи для журнала

«Среднее профессиональное образование»

по направлению «СПО в системе непрерывного образования»

Главный редактор,

доктор педагогических наук,

профессор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование и создание макета подставки для карандашей - разработка занятия кружка профессиональной направленности

Методическая разработка занятия кружка профессионально – технической направленности. Методическая разработка для краевого конкурса методических материалов по применению информационно-коммуникацинных т...

Актуальные вопросы развития логического мышления у обучающихся (опыт учебного исследования в рамках дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности»)

В данной статье автор рассматривает актуальные вопросы развития логического мышления у обучающихся в системе СПО на примере проведения учебного исследования в рамках преподавания дисциплины «Осн...

Экспертный семинар по теме «Анализ возможностей разработки и включения в примерные рабочие программы прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности»

Системе среднего профессионального образования нужны современные программы преподавания. Об этом свидетельствует утвержденная Министерством просвещения Российской Федерации в апреле 2021 года «К...

Экспертный семинар по теме «Анализ возможностей разработки и включения в примерные рабочие программы прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности»

Приглашаем к обсуждению специалистов на семинар по теме: "Анализ возможностей и включения в примерные рабочие программы прикладных модулей, соответствущих профессиональной направленности"!02...

Исторические предпосылки необходимости разработки прикладных модулей профессиональной направленности для включения их в программы общеобразовательных дисциплин при преподавании в системе СПО

Материалы апробированы на экспертном семинаре 29.09.2021 «Профессиональное обсуждение разработанных примерных рабочих программ и учебно-методического комплекса"» при участии ФГБОУ ДПО...

Методика разработки задач с профессиональной направленностью для профессии и специальностей технического профиля СПО

Документ является методическим пособием для преподавателей физики (естествознания) СПО. Содержит методические рекомендации по разработке задач с профессиональной направленностью....