Актуальные вопросы разработки прикладных модулей профессиональной направленности для включения в отдельные общеобразовательные дисциплины
статья
В статье рассмотрены материалы, позволяющие преподавателям общеобюразовательных дисциплин в системе СПО разрабатывать и вводить в практику своей основной деятельности прикладные модули профессиональной направленности, исходя из профиля подготовки обучающихся в конкретном колледже. Материалы работы апробированы на выступлении 02.09.2021 на экспертном семинаре "Экспертный анализ возможностей разработки и включения в примерные рабочие программы прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности", организованном ООО "ЭЦ Социология и налаитика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konkurs_zhurnal_spo_2021.doc | 80 КБ |
mozhaev_diplom_nominatsiya_zhurnal.docx | 141.78 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ ПРИКЛАДНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В ОТДЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Преподаватель высшей
квалификационной категории
ГБПОУ СКИСиГ, к.и.н.
Можаев А.В.
В современном мире постоянно происходит обновление знаний о нем и появление новых знаний, при этом за один календарный год количество таких знаний удваивается. На основании проводимых исследований появляются принципиально новые технологии [22] и улучшаются уже действующие, что позволяет менять качество жизни людей в лучшую сторону.
Однако для того, чтобы проводить исследования, результаты которых позволят как минимум понять – стоит ли вести разработку дальше и не окажется ли полученный результат излишне трудо- и финансово затратным в производстве по сравнению с уже имеющимися товарами, работами и услугами, исследователям необходимо иметь соответствующий уровень образования и, в идеале, овладеть навыками, позволяющими осуществлять самообразование и саморазвитие в интересующих таких людей областях. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в п. 8 ст. 3 устанавливает принцип обеспечения права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности [1].
Но для того, чтобы человек мог реализовать такой принцип, он должен, будучи взрослым, видеть перспективу собственной трудовой деятельности и возможность улучшений, как указанной деятельности, так и ее объекта. А для этого еще в подростковом возрасте он должен понимать – образование это не пирамида из плохо пригнанных кубиков, каждый из которых отличается от других цветом и формой, а живое и плодоносящее растение – неразделимое явление, корни, ветви, листья и плоды которого есть не столько отдельные части растения, сколько находящиеся в состоянии неразрывной связи элементы, каждый из которых обеспечивает своим существованием если не текущую жизнедеятельность растения, то будущее его потомков.
Важную роль в подготовке специалистов высокого уровня профессионализма играет среднее профессиональное образование. На портале «Среднее профессиональное образование Москвы» приведена периодизация истории развития профессионального образования в России [15], и всем известна та основополагающая, огромная и самоотверженная роль, которую кадры, подготовленные в системе среднего профессионального образования, сыграли в период индустриализации, Великой Отечественной войны, послевоенного восстановительного периода, периода научно-технической революции (НТР) в СССР. Без специального образования невозможно понять принцип действия техники, а значит, и отрегулировать и в случае надобности улучшить ее.
Однако, не следует забывать и о школе. Ведь только на этой ступени образования ребенок получает сведения об окружающем мире, позволяющие ему в дальнейшем выбрать род деятельности, профессию, по которой он будет работать и тем самым осуществлять развитие общества совместно с другими его членами. На построение, развитие и совершенствование системы непрерывного образования в течение всей жизни каждого человека должны быть нацелены усилия всех работников сферы образования, вне зависимости от уровня образования и места, которое занимает в этой сфере каждый из работников. Учитель, преподаватель, методист, инструктор, мастер производственного обучения – основной задачей каждого является достижение результатов, соответствующих применению каждым выпускником такой системы в собственной жизни.
В последние десятилетия по ряду объективных причин школа фактически не во всех случаях реализовала свои функции в вопросах непрерывности образования, что и послужило, среди прочего, причиной появления Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования (далее - Концепция) (утв. распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98) [2].
Авторы Концепции прямо перечисляют как основные проблемы преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования (раздел I Концепции), так и учебные предметы, подлежащие обязательному включению во все учебные планы, независимо от профиля обучения с учетом получаемой профессии или специальности (раздел III Концепции), возможность разработки и включения прикладных модулей профессиональной направленности в которые и предполагается исследовать.
Понятие межпредметной интеграции в образовании исследуется давно и успешно [например, 11, 17, 20], поэтому говорить о наличии/отсутствии указанной выше возможности как таковой не имеет смысла. А имеет смысл говорить о наполнении этих самых прикладных модулей, что предполагает обращение к практической деятельности преподавателей общеобразовательных предметов, работающих в организациях среднего профессионального образования.
Несмотря на определенную Концепцией как один из механизмов реализации задач совершенствования системы преподавания и повышения качества подготовки обучающихся по общеобразовательным учебным предметам, организацию повышения квалификации преподавателей общеобразовательных учебных предметов по вопросам внедрения методик преподавания общеобразовательных учебных предметов дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования (п. 4 раздела V Концепции), все же следует помнить – каждый преподаватель-предметник изначально был подготовлен для работы с обучающимися в рамках конкретной учебной дисциплины, и любая другая учебная дисциплина будет являться для него в определенной степени второстепенной. Основной акцент в его работе будет делаться на преподавании именно «своей», профильной для него дисциплины. Это может стать причиной достаточно слабой ориентации такого преподавателя в иных учебных дисциплинах, что в ряде случаев может привести к отсутствию возможности отличить основной смысл той или иной темы от оформления такого смысла в целях повышения его доступности для обучающихся.
Ни в коей мере не покушаясь на права и свободы педагогических работников, установленные, среди прочих, подпунктами 1 – 5 п. 3 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1], хочется предложить те направления, которые при грамотном использовании могут стать основополагающими при наполнении указанных выше прикладных модулей для общеобразовательных дисциплин, обязательных для включения в учебные планы, с перечислением таких дисциплин и направлений.
№ п/п | Наименование дисциплины | Аспекты наполнения модулей | Конкретные примеры |
1. | Русский язык | Проведение диктантов, контрольных и иных практических работ с использованием нормативных правовых и нормативно-методических документов, содержащих соответствующую терминологию. | Профессиональный стандарт «Работник по приему и размещению гостей» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.09.2017 № 659н) [3] «Обобщенная трудовая функция «Встреча и проводы гостей у входных дверей гостиничного комплекса или иного средства размещения» включает в себя такие трудовые функции, как оказание помощи гостям при входе и выходе из гостиничного комплекса или иного средства размещения, а также …». Далее по тексту работы раскрываются трудовые действия, осуществляемые соответствующим работником для реализации указанных выше трудовых функций (п. 3.1.1 и 3.1.2. стандарта). |
Составление глоссария основных терминов, используемых в гостиничном бизнесе, с использованием Интернет-технологий (применение обучающимися собственной или выданной для проведения занятий электронной техники). | Например, по материалам Понятийно-терминологического словаря «Гостиничное дело» [13]. | ||
2. | Литература | В рамках освоения обучающимися художественных произведений, перечисленных в соответствующей учебной литературе, делать акцент на прямое описание или упоминание о профильной сфере по избранной специальности, в т.ч. для внеклассного чтения. Например, Гоголь Н.В. «Мертвые души», т. 1, гл. 1, абз. 2 – 4 [5], Зощенко М.М. Спи скорей [6]. | Примерные вопросы к практической работе: 1. Прочитать отмеченный текст. 2. Выписать недостатки по сравнению с современным требованием к гостиничному номеру. 3. Составить список улучшений для совпадения с требованиями к гостиничному номеру. |
3. | Иностранный язык | Использование в образовательном процессе литературы на иностранном языке, содержащем описание объектов профильной сферы или деятельности работников такой сферы, в т.ч. адаптированных. Например, Артур Хейли. Отель [10]. | Аналогично примеру для дисциплины «Литература», но на иностранном языке. |
Составление глоссария основных терминов, используемых в гостиничном бизнесе, с использованием Интернет-технологий (применение обучающимися собственной или выданной для проведения занятий электронной техники). | Например, по материалам статьи «Гостиничная терминология» портала «МосОтели» [12] или Словаря гостиничных терминов Hotelier.Pro [21]. | ||
4. | Математика | Ориентируясь на стоимость базовых услуг (коммунальные услуги, электроэнергия) рассчитать сумму оплаты таких услуг для указанной преподавателем гостиницы (применение обучающимися собственной или выданной для проведения занятий электронной техники). | Например, рассчитать стоимость ежедневного энергопотребления в одном из конференц-залов гостиницы Измайлово [16] на протяжении нескольких часов, исходя из мощности, потребляемой электроприборами в соответствии с их описанием. |
На основании действующих нормативно-методических документов произвести расчет сырья и материалов, используемых при производстве товара (работы, услуги) (применение обучающимися собственной или выданной для проведения занятий электронной техники). | Например, рассмотреть Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания [4] и составить калькуляцию блюд для различных вариантов завтрака в гостинице [19]. | ||
5. | История/Россия в мире | Применительно к изучаемым историческим периодам рассматривать состояние дел в профильной отрасли, отраженное в художественной и/или научно-популярной литературе. Например, Кочетов В.В. Журбины (судостроение) [7], Ликстанов И.И. Малышок (работа на заводе) [8], Федоров Е.А. Каменный пояс (в 4-х кн.) (горное дело, металлургия) [9]. | Примерные вопросы к практической работе. 1. Прочитать избранный текст. 2. Составить описание работ и/или технологий. 3. Разъяснить причину (причины) описанного порядка выполнения работ и/или использования именно таких технологий. 4. Привести примеры современного порядка выполнения аналогичных работ и/или использования таких технологий, в случае изменения или смены технологий рассказать о причине (причинах). |
Использование компьютерных игр, реконструирующих соответствующую эпоху, для лучшего освоения учебного материала, например, «Легенды огня и металла» (в 3-х ч.) [18]. | Провести игру «Легенды огня и металла. Часть 3. Мушкет» и определить, кто из обучающихся за время занятия продвинулся дальше в достижении итогового результата. | ||
6. | Физическая культура | Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности. | Например, разработка под руководством преподавателя последовательности физических упражнений для комплекса производственной гимнастики в зависимости от направления деятельности в гостинице (подносчик багажа, швейцар, горничная, работник ресепшн), или в иных отраслях по избранному направлению подготовки. |
7. | Основы безопасности жизнедеятельности | Вопросы эвакуации гражданских лиц | Например, разработать и начертить план эвакуации постояльцев гостиницы в соответствии с планом этажа (14). |
8. | Астрономия | Изучение карты звездного неба применительно к избранной профессии/специальности | Например, ориентирование на местности в ночное время при нахождении группы на маршруте для специальности 43.02.10 Туризм. |
Однако полноценность наполнения прикладных профессиональных модулей зависит от двух составляющих.
1. Создание и последующая актуализация примерных списков художественной, научно-популярной и профессиональной литературы, а также специализированных компьютерных программ, в т.ч. игровых, содержащих данные для включения в профессиональные модули, которые педагогические работники смогли бы использовать для включения профессиональной составляющей в программу соответствующих общеобразовательных дисциплин. Помощь такого рода могли бы оказать лица, осуществляющие методическую помощь, вооруженные специальными знаниями, умениями и навыками.
2. Рассмотрение полученного материала совместно с преподавателями общепрофессиональных и специальных дисциплин, для отбора описания тех или иных производственных операций и/или технологий, подлежащих включению в общеобразовательные дисциплины. Преподаватели общепрофессиональных и специальных дисциплин сами заинтересованы в том, чтобы в ходе занятия не приходилось тратить время на освоение общеизвестного материала, который должен был быть освоен еще в начале обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2021 год. – М: Эксмо, 2021.
2. Концепция преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования (утв. распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98). – Электронный ресурс, URL: https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minprosvescheniya-Rossii-ot-30.04.2021-N-R-98/ (дата обращения 25.08.2021).
3. Профессиональный стандарт «Работник по приему и размещению гостей» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.09.2017 № 659н). – Электронный ресурс, URL: http://base.garant.ru/71773576/ (дата обращения 25.08.2021).
4. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания / Комитет Российской Федерации по торговле. – Электронный ресурс, URL: https://docplan.ru/Data2/1/4293838/4293838083.pdf (дата обращения 25.08.2021).
Литература:
5. Гоголь Н.В. Мертвые души. – М.: АСТ, 2020.
6. Зощенко М.В. Малое собрание сочинений. – М.: Азбука, 2019.
7. Кочетов В.А. Журбины. – М.: Вече, 2011.
8. Ликстанов И.И. Малышок. – Кемерово: Кн. изд-во, 1984.
9. Федоров Е.А. Каменный пояс (в 3-х кн.). – М.: Вече, 2020.
10. Хейли А. Отель. Карманное чтение на английском языке. Upper-Intermediate. – М.: АСТ, 2019.
Электронные ресурсы:
11. Багова Л.Л. Межпредметная интеграция в образовательном процессе и ее проблемы на этапах становления педагогической науки. – Электронный ресурс, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpredmetnaya-integratsiya-v-obrazovatelnom-protsesse-i-ee-problemy-na-etapah-stanovleniya-pedagogicheskoy-nauki/viewer (дата обращения 25.08.2021).
12. Гостиничная терминология. – Электронный ресурс, URL: http://mosoteli.ru/gostinichnaya-terminologiya/ (дата обращения 25.08.2021).
13. Гостиничное дело. Понятийно-терминологический словарь. – Электронный ресурс, URL: https://dw6.ru/ponyatijno-terminologicheskij_slovar.html (дата обращения 25.08.2021).
14. Готовый проект мини-гостиницы (май 2021 г.). – Электронный ресурс. URL: https://www.pinterest.ru/pin/456482112228763181/ (дата обращения 25.08.2021).
15. История развития профессионального образования. Электронный ресурс, URL: https://spo.mosmetod.ru/history/spo (дата обращения 25.08.2021).
16. Конференц-залы / Официальный сайт гостиницы Измайлово. – Электронный ресурс, URL: https://www.izmailovo.ru/conference/ (дата обращения 25.08.2021).
17. Коростелева А.А. и др. Межпредметная интеграция как способ актуализации содержания современного образования. – Электронный ресурс, URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39692766 (дата обращения 25.08.2021).
18. Легенды огня и металла (в 3-х ч.) / Обучающая интерактивная игра. – Электронный ресурс, URL: https://metalspace.ru/games/metalgames.html (дата обращения 25.08.2021).
19. Митина Ю. Правила этикета: завтрак и традиции. – Электронный ресурс, URL: https://kvartblog.ru/blog/pravila-etiketa-zavtrak-i-traditsii/ (дата обращения 25.08.2021).
20. Назарова Н.В. Межпредметная интеграция в формировании конкурентоспособности студентов ВУЗа. – Электронный ресурс, URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25103 (дата обращения 25.08.2021).
21. Словарь гостиничных терминов. – Электронный ресурс, URL: https://hotelier.pro/glossary/ (дата обращения 25.08.2021).
22. Тренды 2020/2021: топ-7 новых устойчивых материалов и технологий. – Электронный ресурс, URL: https://www.interior.ru/design/9908-trendi-2020-2021-top-7-novih-ustoichivih-materialov-i-tehnologii.html (дата обращения 25.08.2021).
Предварительный просмотр:
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
СРЕДНЕЕ
КОНКУРС
научно-методических, учебно-методических
и теоретических материалов
«Среднее профессиональное образование –
старт в будущее»
А.А. Скамницкий
I степени
Награждается
МОЖАЕВ АНТОН ВИКТОРОВИЧ
в номинации «Научно-методические
и теоретические статьи для журнала
«Среднее профессиональное образование»
по направлению «СПО в системе непрерывного образования»
Главный редактор,
доктор педагогических наук,
профессор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование и создание макета подставки для карандашей - разработка занятия кружка профессиональной направленности
Методическая разработка занятия кружка профессионально – технической направленности. Методическая разработка для краевого конкурса методических материалов по применению информационно-коммуникацинных т...
Актуальные вопросы развития логического мышления у обучающихся (опыт учебного исследования в рамках дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности»)
В данной статье автор рассматривает актуальные вопросы развития логического мышления у обучающихся в системе СПО на примере проведения учебного исследования в рамках преподавания дисциплины «Осн...
Экспертный семинар по теме «Анализ возможностей разработки и включения в примерные рабочие программы прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности»
Системе среднего профессионального образования нужны современные программы преподавания. Об этом свидетельствует утвержденная Министерством просвещения Российской Федерации в апреле 2021 года «К...
Экспертный семинар по теме «Анализ возможностей разработки и включения в примерные рабочие программы прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности»
Приглашаем к обсуждению специалистов на семинар по теме: "Анализ возможностей и включения в примерные рабочие программы прикладных модулей, соответствущих профессиональной направленности"!02...
Исторические предпосылки необходимости разработки прикладных модулей профессиональной направленности для включения их в программы общеобразовательных дисциплин при преподавании в системе СПО
Материалы апробированы на экспертном семинаре 29.09.2021 «Профессиональное обсуждение разработанных примерных рабочих программ и учебно-методического комплекса"» при участии ФГБОУ ДПО...
Методика разработки задач с профессиональной направленностью для профессии и специальностей технического профиля СПО
Документ является методическим пособием для преподавателей физики (естествознания) СПО. Содержит методические рекомендации по разработке задач с профессиональной направленностью....