«Технология коллективного взаимодействия»
консультация
В настоящее время существует большое количество вариантов технологий обучения в сотрудничестве, которые предполагают активное взаимодействие учащихся друг с другом на уроке, их работу в парах или малых группах и называются они по-разному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_kollektivnogo_vzaimodeystviya.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технология коллективного взаимодействия»
В настоящее время существует большое количество вариантов технологий обучения в сотрудничестве, которые предполагают активное взаимодействие учащихся друг с другом на уроке, их работу в парах или малых группах и называются они по-разному. Наиболее известным вариантом является коллективный способ обучения (далее КСО), предполагающий работу в парах постоянного и сменного состава. К сожалению, на практике взаимодействие школьников в ходе учебного процесса происходит ситуативно и редко. Учителю легче организовать обучение по схеме: учитель - ученик, нежели ученик - ученик, ученик - ученики, поскольку эта технология требует глубоко продуманную подготовку к уроку, много раздаточного материала. Многие из нас давно используют на своих уроках элементы парной, групповой и коллективной работы, какие-то аспекты данной технологии, но возможно не знают, что есть разработанные авторские приёмы и методики.
Технология коллективного способа обучения разработана Александром Ривиным в 30-е годы, затем его последователями Виталием Дьяченко и др. в 90-е, а также тремя группами американских педагогов Р. Славиным; Роджером Джонсоном и Дэвидом Джонсоном; и Эллиотом Аронсоном. Сущность технологии: научить учащихся строить свою деятельность так, чтобы все элементы деятельности ученика были взаимосвязаны, осознаны и полностью осуществлены им самим. Коллективное обучение предполагает, что каждый ученик по очереди выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, т.е. коллектив обучает каждого своего члена. Каждый ученик по очереди вступает в содержательное общение со всеми своими одноклассниками. В классе одновременно общаются все.
В своё время А. Г. Ривин разработал несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях:
- изучение текстового материала по любому учебному предмету;
- взаимообмен знаниями (применяется при изучении прежде всего естествоведческих дисциплин – химии, физики, географии, биологии, математики. Назначение этой методики – отработка практических умений и навыков на серии аналогичных заданий) ;
- решение задач и примеров по учебнику;
- взаимные диктанты;
- разучивание стихотворений в сменных парах;
- выполнение упражнений в парах;
- работа по вопросникам;
- изучение иностранного языка.
Организация коллективной работы на уроке представляет для учителя определённые трудности. Ей должна предшествовать большая работа: отбор учебных текстов, дополнительной и справочной литературы по теме; разделение учебного материала на единицы усвоения (смысловые абзацы); разработка целевых заданий. На самом первом этапе школьники должны изучить правила общения в паре, микрогруппе, в группе.
Технология предполагает организацию сотрудничества учащихся в парах постоянного и сменного состава. Пара постоянного состава является статической, она предусматривает совместную деятельность учеников, сидящих за одной партой. Мы практически на каждом уроке используем эту работу. В КСО основной формой является взаимодействие учащихся в парах сменного состава: школьники поочерёдно выполняют функции «учителя» и «ученика», осуществляя взаимообучение, взаимоопрос, взаимоконтроль. Поработав в одной паре, ученик переходит в другую пару. Таким образом, получается, что каждый учит каждого.
Следующий этап: научиться работать в парах сменного состава. Пары сменного состава могут быть двух видов:
динамическая пара;
вариационная пара.
Динамическая пара – работа в малой группе, состоящей из четырёх человек. Для выполнения задания объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. Общее задание делится между членами микрогруппы. Учитель даёт 4 варианта заданий, 4 вопроса, 4 пункта плана. Задания обычно пишутся на карточках. Используются режимы взаимообучения, взаимотренажа, взаимоконтроля. Каждый работает с каждым, трижды меняя партёров. Для удобства работы ученики могут пересаживаться.
Обмена карточками не происходит, следовательно, ученик три раза объясняет один и тот же материал или задаёт одни и те же вопросы.
Возможны варианты работы, при которых ученики обмениваются карточками.
Поскольку материал будет прорабатываться учениками в разной последовательности, то работа в четвёрке должна завершиться совместной работой в группе по обобщению и систематизации изученного.
Вариационная пара - работа в малой группе, состоящей из чётного количества учеников, которые садятся вместе. Каждый взаимодействует то с левым, то с правым соседом. После работы с одним соседом и обмена карточками - поворот к новому соседу. И так до тех пор, пока к ученику не вернётся его карточка.
Для работы в вариационных парах ученики, как правило, сами готовят учебные материалы и пишут их на карточках. На обороте карточки оформляют ответы на вопросы. Учитель заранее проверяет содержание таких карточек. Ученик обучает соседа по своей карточке, затем школьники меняются ролями. Затем происходит обмен карточками и переход в новую пару. Следовательно, в новой паре ученик будет обучать товарища по той карточке, содержание которой он только что освоил, т. е. по карточке предыдущего партнёра.
Это заставляет учеников быть очень внимательными при работе в парах, активно слушать своего товарища, задавать вопросы, требовать разъяснений.
В парах можно использовать различные виды работы:
а) обсуждение темы, какого-либо вопроса;
б) совместное изучение новой темы;
в) взаимообучение;
г) взаимный тренаж для закрепления изученного материала, в процессе которого ученики выполняют роли тренера и тренирующего, например, "тренер" даёт задание, проверяет правильность его выполнения (сверяет с правильным ответом, записанным на карточке) и просит выполнить задание повторно в случае обнаружения ошибки;
д) взаимоконтроль, при котором ученики поверяют друг у друга правильность выполнения заданий, исправляют найденные ошибки, поочерёдно дают обоснование собственных действий.
Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе – вот суть данного подхода. Коллективная форма обучения (работа в парах, в группах, в сменных парах) помогает в полной мере реализовать:
дидактические задачи – обучают ученики один одного, у них разные темпы и материал, полная самостоятельность, основой обучения является сотрудничество, усвоение и применение материала максимально приближено;
развивающие – ученик-субъект + объект, материал подбирается в соответствии с особенностями ребёнка (дифференцированный подход), дети учатся выступать, рассуждают, доказывают;
воспитательные – имеет место забота всех о каждом и каждого обо всех, т. е. принцип коллективизма.
Методики коллективного способа обучения (КСО) (авторы: А.Ривин, В.Дьяченко)
Игра является самым древним приемом обучения. С возникновением человеческого общества появилась и проблема обучения детей жизненно необходимым и социально важным приемам и навыкам. С развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и социальные сюжеты игр.
В отличие от детской игры педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий на уроках математики создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках.
При планировании игры её дидактическая цель превращается в игровую задачу, а учебная деятельность выстраивается по правилам игры. Учебный материал, изучаемый на уроках математики, используется как средства для игры. В учебную деятельность вводится элементы соревнований, с помощью которых дидактическая задача становится игровой, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Умение спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний помогает принцип групповой работы. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман).
Психологи давно определили, что толчком самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством педагога, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. На уроках важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании игровой парной или групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.
Предлагаю рассмотреть прием контроля знаний учащихся с помощью игрового метода «Снежный ком». Этот прием можно использовать на разных этапах урока. Как растет снежный ком, так и этот методический прием привлекает к активной работе все большее количество учащихся.
Метод «Снежный ком»
Формируемые навыки:
∙совместной работы;
∙мышления, решения проблем;
∙принятия решений.
Сущность метода
Данный метод направлен на формирование у учеников навыков адекватного реагирования на проблемы, совместного решения установленных проблем, обобщения и систематизации мнений окружающих.
Кроме того, метод особенно эффективен в работе с учащимися, у которых слабо развиты коммуникативные навыки, и побуждает их высказывать свое мнение сначала в условиях парной работы, а затем в работе больших групп. Метод позволит учителю выслушать мнения всех учеников в отношении поставленного
вопроса и достичь единого мнения всего класса без общего обсуждения.
Планировка класса и принцип взаимодействия учеников
Необходимо большое пространство для удобства передвижения и общения.
Допускается формирование групп учеников вокруг парт и соответствующее передвижение стульев.
Алгоритм реализации метода
1. Формулируется вопрос или описывается определенная ситуация.
2. Ученики самостоятельно записывают свои мысли, мнения и/или предложения, касающиеся данного вопроса/ситуации.
3. Ученики группируются парами и сопоставляют свои ответы, обсуждают свои позиции и стремятся к достижению согласованности или компромисса по вопросу/ситуации.
4. Ученики увеличивают состав групп до численности не менее четырех человек и совершают ту же процедуру, достигая следующей согласованной позиции и письменно фиксируя результаты работы.
5. Далее, группы объединяются, их численность достигает восьми человек и процесс повторяется. Достигается следующая согласованная позиция.
6. В связи с увеличением численности групп возникает необходимость координации работы и распределения полномочий внутри группы: представителя/координатора, хронометриста, распределителя ресурсов, секретаря и т.п.
7. Завершающий этап. Обсуждение и обоснование финальной позиции класса.
8. Мнение любого ученика, решительно возражающего против согласованной позиции и полагающего, что его мнение не было учтено в достаточной мере, должно быть записано.
9. После выполнения задания необходимо проведение опроса, с целью определения не только приобретенного учениками объема знания и понимания, но и установления используемых учениками навыков, методов в процессе решения проблем, способов достижения согласованности.
Заключение
Считаю, что данный игровой прием контроля и систематизации знаний учащихся привлекает к активной деятельности большое количество учащихся в классе.
Вовлекая учащихся в активную работу, системы задач или элементы урока, составленные методом «снежного кома», способствуют развитию познавательного интереса обучающихся к математике, то есть усиливают развивающую функцию обучения.
Как видно из варианта №4, возможность индивидуальной траектории при решении таких систем задач, возрастание уровня сложности и трудности задач обеспечивают дифференциацию обучения. Представленные варианты использования приема «снежный ком» можно рассматривать как одно из средств реализации концепции укрупнения дидактических единиц в обучении математике, хорошо зарекомендовавшей себя в практике общеобразовательных школ.
Таким образом, в зависимости от поставленных дидактических целей в учебном процессе на каждом этапе урока могут быть использованы игровые приемы, построенные методом «снежного кома».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология диалогового взаимодействия «Семейное музыкально - инструментальное творчество»
В основе данной технологии заложена идея участия воспитанников и их родителей в создании семейных инструментальных ансамблей.Цель технологии направлена на мотивацию к зан...
Использование технологий сетевого взаимодействия в аспекте современных требований к уровню подготовки специалиста среднего звена
Одним из перспективных направлений обучения и воспитания молодежи становится сетевое взаимодействие. Современные интернет-сервисы предоставляют широкие возможности для реализации учебно-воспитательног...
Технология коллективных творческих дел (КТД)
В статье приводится краткая историческая справка, материал об авторе технологии КТД, целят и задачах проведения коллективных творческих дел. Подробно представлена структура КТД и содержание каждого эт...
Технология организации коллективных творческих дел в начальной школе.
Материал содержит статью и презентацию по теме.В публикации читатель найдёт:историческую справку;перечень задач, решаемых в ходе организации КТД;подробное описание этапов коллективного творческого дел...
"Востребованные идеи отечественного образования. Студентам о технологии коллективных творческих дел И.П. Иванова" Для преподавателей, учителей, студентов.
quot;Постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разноо...
Методическая разработка комбинированного открытого практического занятия с применением коллективной технологии обучения по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности на тему: «Планирование расходов семейного бюджета»
В данной методической разработке представлен опыт проведения комбинированного открытого практического занятия с применением коллективной технологии обучения по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности на ...
Проект: «Сотрудничество: парное взаимодействие, коллективная деятельность как технология при обучении иностранным языкам»
Проект посвящён применению технологии сотрудничества при проведении уроков иностранного языка. Правильно выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающихся является основной цел...