Проект: «Сотрудничество: парное взаимодействие, коллективная деятельность как технология при обучении иностранным языкам»
проект

Стерликова Ольга Геннадиевна

Проект посвящён  применению технологии сотрудничества при проведении уроков иностранного языка. Правильно выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающихся является основной целью преподавателя при планировании урока. Обучение в сотрудничестве является ведущей технологией с коммуникативной компетенцией, реализующей личностно-ориентированный подход в обучении, который обеспечивает дифференциацию обучения, учитывая способности обучающихся и их уровень подготовленности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

Государственное автономное  профессиональное образовательное учреждение Саратовской Области

 «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»

Методический доклад

на тему

«Сотрудничество: парное взаимодействие, коллективная деятельность как технология при обучении иностранным языкам»

Подготовил: преподаватель Стерликова О.Г.

Балашов

2018

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. Сегодня в центре внимания - обучающийся, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного преподавателя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Использование новых технологий в преподавании английского языка помогает нам подобрать методические средства и приемы, которые позволяют разнообразить формы работы и сделать занятие интересным.

Использование современных педагогических технологий - одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка. Поэтому задачами преподавателя становятся следующие:

- создать условия практического овладения языком для каждого обучающегося

- выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому обучающемуся  проявить свою активность, свое творчество, активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранным языкам.

Современные педагогические технологии и обучение в сотрудничестве в том числе, помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей студентов, их уровня обученности. При изучении иностранных языков наиболее значимые результаты даёт технология сотрудничества. Она позволяет создать на занятии творческую атмосферу, где каждый обучающийся вовлечен в активный познавательный процесс.

Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка

Представим приёмы, создающие условия для реализации успешного обучения на основе сотрудничества на уроке английского языка.

В связи с этим возникают вопросы: Как сделать так, чтобы сохранить интерес обучающихся к иностранному языку с первого до последнего урока? Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке? Как сделать так, чтобы учиться было интересно? Чему нужно обучать на уроках иностранного языка?

Приведём опыт овладения одной из педагогических технологий – технологией обучения в сотрудничестве на уроках английского языка. Постараемся показать систему работы по формированию у обучающихся навыков чтения с извлечением основной информации, совершенствованию навыков чтения, обучению монологической, диалогической и полилогической речи при обучении в сотрудничестве.

Недостаток активной устной практики на уроке английского языка, стремление повысить эффективность обучения, побуждает использовать групповую работу (обучение в сотрудничестве), так как в процессе обучения обучающиеся обмениваются идеями, мнениями, информацией, учатся друг у друга. В настоящее время в естественных коммуникативных ситуациях человек гораздо чаще сталкивается с диалогической и полилогической формами общениями. Поэтому отводится значительное место в учебном процессе работе в парах и группах. При таких формах работы обучаемые добиваются поставленной цели, сотрудничая друг с другом. Надо отметить, на таких уроках работают все обучающиеся. Они учатся слушать и слышать. Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве.

При обучении лучше всего стараться придерживаться индивидуально-группового варианта. Но иногда можно разнообразить этот вариант творческим подходом применительно к своим подопечным. Организацию группового общения следует начинать с формирования речевых групп с учётом психологической совместимости подростков. Оптимальный состав группы – четыpе-пять человек. При этом в каждой группе есть сильный, средний и слабый ученики, не обязательно девочки и мальчики. Если группа на протяжении нескольких уроков работает слаженно, то она работает в этом составе постоянно. Работая в группе, обучающиеся проявляют речевую самостоятельность. Они помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников, даже если не дано такого задания. Чтобы групповое речевое сотрудничество было эффективным, существует  необходимость целенаправленно обучать технологии общения, чётко соблюдая основные принципы обучения в сотрудничестве.

Основные принципы обучения в сотрудничестве:

- Формируются группы обучающихся. При этом в каждой группе должны быть сильные, средние и слабые студенты.

- группе даётся одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы;

- Оценивается работа не одного студента, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только, и иногда не столько знания, сколько усилия обучающихся (у каждого своя «планка»).

- Преподаватель выбирает студента группы, который должен отчитаться за задание. Если слабый студент в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, т.к. цель любого задания - не формальное его выполнение (правильное/неправильное решение), а овладение материалом каждым обучающимся группы.

Основной принцип технологии сотрудничества - берем ответственность на себя! Каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде. Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть состоит в том, чтобы учащийся захотел приобретать знания. Проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся очень важна. Совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов обучающихся, их интеллектуального развития, но и нравственного. Обучающиеся учатся помогать другу, вместе решать любые проблемы, разделять радость успеха или горечь неудачи. Каждый чувствует себя раскованно. Работая в малых группах, каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других. Сотрудничая, обучающиеся учатся работать без контроля со стороны преподавателя, совместно с товарищами, стремясь к поставленной цели. Обучение групповому взаимодействию на таких уроках стало не только методом обучения устной речи, а естественным компонентом учебного процесса. Очень часто на промежуточном этапе работы результаты труда каждого члена группы оценивает лидер группы. Как правило, преподаватель сам выбирает учащегося из каждой группы, который должен отчитаться за выполненную работу. Практика показала, что наиболее удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален; другой обладает личным опытом, но слабо успевает; третий мало знает, но интересуется данным вопросом. В процессе работы возникает чувство сотрудничества, взаимной поддержки. Но следует отметить, что учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с обучающимися, основанный на доверии, взаимопонимании и любви. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами.  Работы в этом направлении и наблюдения показали, что групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, разнообразит урок.

Для массовой школы представляется наиболее интересным опыт обучения в сотрудничестве как общедидактический концептуальный подход, особенно, если учесть тот факт, что эти технологии вполне органично вписываются в классно-урочную систему, не затрагивают содержания обучения, позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Учитывая специфику предмета «иностранный язык», эти технологии могут обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.

Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: Р. Славиным из университета Джона Хопкинса; Р. Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Э. Аронсона из университета штата Калифорния. Основная идея этой технологии — создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе — вот что составляет суть данного подхода.

Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Преподаватель в своей практике может разнообразить и эти варианты творческим подходом, но при четком соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве:

Группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. В каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученик (если группа состоит из трех учащихся), девочки и мальчики. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно, нет необходимости менять ее состав (это так  называемые базовые группы). Если работа по каким-то причинам не очень клеится, состав группы можно менять от урока к уроку.

•    Группе  дается задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации).

•    Оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т. е. оценка ставится одна на всю группу). При этом в ряде случаев можно предоставить ребятам самим  оценивать  результаты (особенно промежуточные) своего труда.

• Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик (в нашем предмете это касается главным образом лингвистических, грамматических, лексических знаний). Если слабый школьник в состоянии состоятельно изложить результаты совместной работы группы, значит, цель достигнута, ибо цель задания — не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником.

Итак, приведем некоторые варианты обучения в сотрудничестве.

1. Student team learning (обучение в команде). В данном варианте реализации обучения в сотрудничестве уделяется внимание «групповым целям» (teamgoals) и успеху всей группы (teamsuccess), что может быть достигнуто только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими учениками при работе над темой / проблемой / вопросом. Таким образом, задача каждого члена команды состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировать нужные навыки и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый.

"Student team learning" сводится к трем основным принципам.

а) Команды / группы получают одну награду (teamreward) на всех в виде оценки в баллах, сертификата, значка отличия, похвалы,  других видов оценки совместной деятельности. Группы не соревнуются друг с другом и им дается разное время  для ее достижения.

б) «Индивидуальная» (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого её члена. Это стимулирует всех учащихся команды следить за успехами друг друга и всей команды, приходить на помощь своему товарищу в усвоении материала.

в) Равные возможности для достижения успеха означают, что каждый ученик приносит очки своей группе, которые она зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение проводится не с результатами других учащихся этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми. Это дает продвинутым средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды, что стимулирует желание учеников поднимать свою персональную «планку».

Последнее утверждение требует небольшого пояснения. Если при работе в группе будут оцениваться реальные результаты каждого, то никто не захочет работать вместе со слабым учеником, поэтому очень важно в период взаимодействия учащихся в группах оценивать усилия, которые затрачиваются на достижение необходимых результатов. 

Вариантами такого подхода к организации обучения в сотрудничестве можно считать: а) индивидуально-групповую (student — teams — achievement divisions) и б) командно-игровую (teams — games — tournament) работу. В первом случае ученики делятся на группы по 4 человека (обязательно разные по уровню обученности, девочки и мальчики). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает учащимся в группах закрепить его, т.е.организуется работа по формированию ориентировочной основы действий для каждого ученика). При этом выполнение каждого задания комментируется учеником и контролируется всей группой.После выполнения заданий всеми группами учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста школьники выполняют индивидуально, вне группы. При этом учитель обязательно дифференцирует задания для сильных и слабых учеников по сложности и объёму. В отличие от предыдущего случая каждый учащийся оценивается персонально.

Другой вариант организации обучения в сотрудничестве разработал проф. Э. Аронсон в 1978 г. и назвал его «Jigsaw» (в дословном переводе с английского «ажурная пила, машинная ножовка»). В педагогической практике такой подход обозначается сокращенно «пила». Учащиеся организуются в группы по 4— 6 человек для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты (логические или смысловые блоки). Такая работа на уроках иностранного языка организуется на этапе творческого применения языкового материала. Например, при работе над темой «Путешествие» можно выделить различные подтемы: путешествие морем, самолетом, поездом, пешком, на машине. Можно выделить подтемы по другим признакам, взяв за основу один вид путешествия для всей группы: выбор маршрута, заказ билетов, сбор багажа, заказ гостиницы и т. п. Каждый член группы находит материал по своей подтеме. Затем школьники, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных труппах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем ребята возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали, товарищей в своей группе. Никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся заинтересованы в том, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, это может отразиться на общей итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый ученик в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе, который проводится фронтально, учитель может попросить любого учащегося команды ответить на любой вопрос по данной теме. Вопросы задает не только учитель, но и члены других групп. Ученики одной группы вправе дополнять ответ своего товарища.

В 1986 г. Р. Славин разработал вариант технологии "Jigsaw-2" («Пила-2»), который предусматривал работу группами по 4—5 человек. Вся команда работала над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получал свою подтему, которую разрабатывал особенно тщательно и становился экспертом по данному вопросу. Эксперты из разных групп встречались и обменивались информацией. В конце цикла все учащиеся проходили индивидуальный контроль. Результаты суммировались. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, награждалась.

Еще один вариант обучения в сотрудничестве — learning together (учимся вместе) разработан в университете штата Миннесота в 1987 г. (Д. Джонсон, Р. Джонсон). Класс делится на группы по 3—4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Например, весь класс (т.е. языковая группа) работает над той же темой «Путешествие». Все вместе вырабатывают маршрут и вид путешествия. Тогда каждой группе дается задание подготовить свою часть: разработать программу пребывания группы туристов или официальной делегации в конечной точке маршрута; заказать билеты для всей группы, гостиницу; подготовить багаж и т. д. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала в полном объеме. В процессе работы группы общаются между собой, участвуя в коллективном обсуждении, уточняя детали, предлагая свои  варианты, задавая вопросы друг другу. Отметим, что вся необходимая лексика по теме усвоена в ходе предыдущей работы. Основные принципы (награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности) соблюдаются и здесь.

Обязательным остается требование активного участия каждого члена группы в обшей работе, но в соответствии со своими возможностями. По мнению разработчиков данной технологии, большое внимание должно быть уделено учителем вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого ученика) и разработке задач для каждой конкретной группы. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого не только для выполнения общего задания. Учитель также непременно отслеживает успешность выполнения  задания группами, способ их общения между собой (на иностранном языке), способ оказания необходимой помощи друг другу. Индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности по технологии сотрудничества становится как бы исходной, элементарной  частицей  самостоятельной  коллективной  деятельности, а ее  результат влияет на результат групповой и коллективной работы, вбирает в себя результаты работы других членов группы, всего коллектива. 

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся сам захотел приобретать знания. Напомню известное изречение мудрецов: «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться». Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием. Основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам обучения в сотрудничестве (общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные шансы на успех), дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика. Это и есть личностно-ориентированный подход в условиях классно-урочной системы, один из возможных способов его реализации!  При использовании обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка самое трудное — добиться, чтобы ученики в малых группах общались на иностранном языке. Но практика показывает, что при достаточно настойчивом внимании со стороны учителя это требование выполняется.

Итак, групповое взаимодействие учащихся на уроке ИЯ – это реализация принципа активности в обучении, один из факторов развивающего обучения, интерактивная форма обучения. Групповая работа помогает учителю ИЯ  создать на уроке «языковую среду» близкую к естественным ситуациям общения. 

Литература:

1. Куприянова Г.В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики// Иностранные языки в школе -2001 - №6

2. Павлова Е.А. Особенности организации групповой формы работы на уроке  иностранного языка// Иностранные языки в школе -2011- №9

3. Столяренко Л.Д. Групповые формы учебной деятельности как фактор  интенсификации обучения//  Педагогика для студентов колледжей. – «Феникс» Ростов – на – Дону, 2000

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы  повышения  квалификации педагогических  кадров// Сост. Е.С. Полат,  М.Ю. Бухаркина,  М.В. Моисеева,  А.Е. Петров. – М: Академия, 2000



Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

Государственное автономное  профессиональное образовательное учреждение Саратовской Области

 «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»

Методический доклад

на тему

«Сотрудничество: парное взаимодействие, коллективная деятельность как технология при обучении иностранным языкам»

Подготовил: преподаватель Стерликова О.Г.

Балашов

2018

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. Сегодня в центре внимания - обучающийся, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного преподавателя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Использование новых технологий в преподавании английского языка помогает нам подобрать методические средства и приемы, которые позволяют разнообразить формы работы и сделать занятие интересным.

Использование современных педагогических технологий - одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка. Поэтому задачами преподавателя становятся следующие:

- создать условия практического овладения языком для каждого обучающегося

- выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому обучающемуся  проявить свою активность, свое творчество, активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранным языкам.

Современные педагогические технологии и обучение в сотрудничестве в том числе, помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей студентов, их уровня обученности. При изучении иностранных языков наиболее значимые результаты даёт технология сотрудничества. Она позволяет создать на занятии творческую атмосферу, где каждый обучающийся вовлечен в активный познавательный процесс.

Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка

Представим приёмы, создающие условия для реализации успешного обучения на основе сотрудничества на уроке английского языка.

В связи с этим возникают вопросы: Как сделать так, чтобы сохранить интерес обучающихся к иностранному языку с первого до последнего урока? Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке? Как сделать так, чтобы учиться было интересно? Чему нужно обучать на уроках иностранного языка?

Приведём опыт овладения одной из педагогических технологий – технологией обучения в сотрудничестве на уроках английского языка. Постараемся показать систему работы по формированию у обучающихся навыков чтения с извлечением основной информации, совершенствованию навыков чтения, обучению монологической, диалогической и полилогической речи при обучении в сотрудничестве.

Недостаток активной устной практики на уроке английского языка, стремление повысить эффективность обучения, побуждает использовать групповую работу (обучение в сотрудничестве), так как в процессе обучения обучающиеся обмениваются идеями, мнениями, информацией, учатся друг у друга. В настоящее время в естественных коммуникативных ситуациях человек гораздо чаще сталкивается с диалогической и полилогической формами общениями. Поэтому отводится значительное место в учебном процессе работе в парах и группах. При таких формах работы обучаемые добиваются поставленной цели, сотрудничая друг с другом. Надо отметить, на таких уроках работают все обучающиеся. Они учатся слушать и слышать. Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве.

При обучении лучше всего стараться придерживаться индивидуально-группового варианта. Но иногда можно разнообразить этот вариант творческим подходом применительно к своим подопечным. Организацию группового общения следует начинать с формирования речевых групп с учётом психологической совместимости подростков. Оптимальный состав группы – четыpе-пять человек. При этом в каждой группе есть сильный, средний и слабый ученики, не обязательно девочки и мальчики. Если группа на протяжении нескольких уроков работает слаженно, то она работает в этом составе постоянно. Работая в группе, обучающиеся проявляют речевую самостоятельность. Они помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников, даже если не дано такого задания. Чтобы групповое речевое сотрудничество было эффективным, существует  необходимость целенаправленно обучать технологии общения, чётко соблюдая основные принципы обучения в сотрудничестве.

Основные принципы обучения в сотрудничестве:

- Формируются группы обучающихся. При этом в каждой группе должны быть сильные, средние и слабые студенты.

- группе даётся одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы;

- Оценивается работа не одного студента, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только, и иногда не столько знания, сколько усилия обучающихся (у каждого своя «планка»).

- Преподаватель выбирает студента группы, который должен отчитаться за задание. Если слабый студент в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, т.к. цель любого задания - не формальное его выполнение (правильное/неправильное решение), а овладение материалом каждым обучающимся группы.

Основной принцип технологии сотрудничества - берем ответственность на себя! Каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде. Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть состоит в том, чтобы учащийся захотел приобретать знания. Проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся очень важна. Совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов обучающихся, их интеллектуального развития, но и нравственного. Обучающиеся учатся помогать другу, вместе решать любые проблемы, разделять радость успеха или горечь неудачи. Каждый чувствует себя раскованно. Работая в малых группах, каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других. Сотрудничая, обучающиеся учатся работать без контроля со стороны преподавателя, совместно с товарищами, стремясь к поставленной цели. Обучение групповому взаимодействию на таких уроках стало не только методом обучения устной речи, а естественным компонентом учебного процесса. Очень часто на промежуточном этапе работы результаты труда каждого члена группы оценивает лидер группы. Как правило, преподаватель сам выбирает учащегося из каждой группы, который должен отчитаться за выполненную работу. Практика показала, что наиболее удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален; другой обладает личным опытом, но слабо успевает; третий мало знает, но интересуется данным вопросом. В процессе работы возникает чувство сотрудничества, взаимной поддержки. Но следует отметить, что учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с обучающимися, основанный на доверии, взаимопонимании и любви. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами.  Работы в этом направлении и наблюдения показали, что групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, разнообразит урок.

Для массовой школы представляется наиболее интересным опыт обучения в сотрудничестве как общедидактический концептуальный подход, особенно, если учесть тот факт, что эти технологии вполне органично вписываются в классно-урочную систему, не затрагивают содержания обучения, позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Учитывая специфику предмета «иностранный язык», эти технологии могут обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.

Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: Р. Славиным из университета Джона Хопкинса; Р. Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Э. Аронсона из университета штата Калифорния. Основная идея этой технологии — создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе — вот что составляет суть данного подхода.

Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Преподаватель в своей практике может разнообразить и эти варианты творческим подходом, но при четком соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве:

Группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. В каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученик (если группа состоит из трех учащихся), девочки и мальчики. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно, нет необходимости менять ее состав (это так  называемые базовые группы). Если работа по каким-то причинам не очень клеится, состав группы можно менять от урока к уроку.

•    Группе  дается задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации).

•    Оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т. е. оценка ставится одна на всю группу). При этом в ряде случаев можно предоставить ребятам самим  оценивать  результаты (особенно промежуточные) своего труда.

• Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик (в нашем предмете это касается главным образом лингвистических, грамматических, лексических знаний). Если слабый школьник в состоянии состоятельно изложить результаты совместной работы группы, значит, цель достигнута, ибо цель задания — не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником.

Итак, приведем некоторые варианты обучения в сотрудничестве.

1. Student team learning (обучение в команде). В данном варианте реализации обучения в сотрудничестве уделяется внимание «групповым целям» (teamgoals) и успеху всей группы (teamsuccess), что может быть достигнуто только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими учениками при работе над темой / проблемой / вопросом. Таким образом, задача каждого члена команды состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировать нужные навыки и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый.

"Student team learning" сводится к трем основным принципам.

а) Команды / группы получают одну награду (teamreward) на всех в виде оценки в баллах, сертификата, значка отличия, похвалы,  других видов оценки совместной деятельности. Группы не соревнуются друг с другом и им дается разное время  для ее достижения.

б) «Индивидуальная» (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого её члена. Это стимулирует всех учащихся команды следить за успехами друг друга и всей команды, приходить на помощь своему товарищу в усвоении материала.

в) Равные возможности для достижения успеха означают, что каждый ученик приносит очки своей группе, которые она зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение проводится не с результатами других учащихся этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми. Это дает продвинутым средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды, что стимулирует желание учеников поднимать свою персональную «планку».

Последнее утверждение требует небольшого пояснения. Если при работе в группе будут оцениваться реальные результаты каждого, то никто не захочет работать вместе со слабым учеником, поэтому очень важно в период взаимодействия учащихся в группах оценивать усилия, которые затрачиваются на достижение необходимых результатов. 

Вариантами такого подхода к организации обучения в сотрудничестве можно считать: а) индивидуально-групповую (student — teams — achievement divisions) и б) командно-игровую (teams — games — tournament) работу. В первом случае ученики делятся на группы по 4 человека (обязательно разные по уровню обученности, девочки и мальчики). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает учащимся в группах закрепить его, т.е.организуется работа по формированию ориентировочной основы действий для каждого ученика). При этом выполнение каждого задания комментируется учеником и контролируется всей группой.После выполнения заданий всеми группами учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста школьники выполняют индивидуально, вне группы. При этом учитель обязательно дифференцирует задания для сильных и слабых учеников по сложности и объёму. В отличие от предыдущего случая каждый учащийся оценивается персонально.

Другой вариант организации обучения в сотрудничестве разработал проф. Э. Аронсон в 1978 г. и назвал его «Jigsaw» (в дословном переводе с английского «ажурная пила, машинная ножовка»). В педагогической практике такой подход обозначается сокращенно «пила». Учащиеся организуются в группы по 4— 6 человек для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты (логические или смысловые блоки). Такая работа на уроках иностранного языка организуется на этапе творческого применения языкового материала. Например, при работе над темой «Путешествие» можно выделить различные подтемы: путешествие морем, самолетом, поездом, пешком, на машине. Можно выделить подтемы по другим признакам, взяв за основу один вид путешествия для всей группы: выбор маршрута, заказ билетов, сбор багажа, заказ гостиницы и т. п. Каждый член группы находит материал по своей подтеме. Затем школьники, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных труппах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем ребята возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали, товарищей в своей группе. Никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся заинтересованы в том, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, это может отразиться на общей итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый ученик в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе, который проводится фронтально, учитель может попросить любого учащегося команды ответить на любой вопрос по данной теме. Вопросы задает не только учитель, но и члены других групп. Ученики одной группы вправе дополнять ответ своего товарища.

В 1986 г. Р. Славин разработал вариант технологии "Jigsaw-2" («Пила-2»), который предусматривал работу группами по 4—5 человек. Вся команда работала над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получал свою подтему, которую разрабатывал особенно тщательно и становился экспертом по данному вопросу. Эксперты из разных групп встречались и обменивались информацией. В конце цикла все учащиеся проходили индивидуальный контроль. Результаты суммировались. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, награждалась.

Еще один вариант обучения в сотрудничестве — learning together (учимся вместе) разработан в университете штата Миннесота в 1987 г. (Д. Джонсон, Р. Джонсон). Класс делится на группы по 3—4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Например, весь класс (т.е. языковая группа) работает над той же темой «Путешествие». Все вместе вырабатывают маршрут и вид путешествия. Тогда каждой группе дается задание подготовить свою часть: разработать программу пребывания группы туристов или официальной делегации в конечной точке маршрута; заказать билеты для всей группы, гостиницу; подготовить багаж и т. д. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала в полном объеме. В процессе работы группы общаются между собой, участвуя в коллективном обсуждении, уточняя детали, предлагая свои  варианты, задавая вопросы друг другу. Отметим, что вся необходимая лексика по теме усвоена в ходе предыдущей работы. Основные принципы (награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности) соблюдаются и здесь.

Обязательным остается требование активного участия каждого члена группы в обшей работе, но в соответствии со своими возможностями. По мнению разработчиков данной технологии, большое внимание должно быть уделено учителем вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого ученика) и разработке задач для каждой конкретной группы. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого не только для выполнения общего задания. Учитель также непременно отслеживает успешность выполнения  задания группами, способ их общения между собой (на иностранном языке), способ оказания необходимой помощи друг другу. Индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности по технологии сотрудничества становится как бы исходной, элементарной  частицей  самостоятельной  коллективной  деятельности, а ее  результат влияет на результат групповой и коллективной работы, вбирает в себя результаты работы других членов группы, всего коллектива. 

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся сам захотел приобретать знания. Напомню известное изречение мудрецов: «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться». Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием. Основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам обучения в сотрудничестве (общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные шансы на успех), дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика. Это и есть личностно-ориентированный подход в условиях классно-урочной системы, один из возможных способов его реализации!  При использовании обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка самое трудное — добиться, чтобы ученики в малых группах общались на иностранном языке. Но практика показывает, что при достаточно настойчивом внимании со стороны учителя это требование выполняется.

Итак, групповое взаимодействие учащихся на уроке ИЯ – это реализация принципа активности в обучении, один из факторов развивающего обучения, интерактивная форма обучения. Групповая работа помогает учителю ИЯ  создать на уроке «языковую среду» близкую к естественным ситуациям общения. 

Литература:

1. Куприянова Г.В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики// Иностранные языки в школе -2001 - №6

2. Павлова Е.А. Особенности организации групповой формы работы на уроке  иностранного языка// Иностранные языки в школе -2011- №9

3. Столяренко Л.Д. Групповые формы учебной деятельности как фактор  интенсификации обучения//  Педагогика для студентов колледжей. – «Феникс» Ростов – на – Дону, 2000

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы  повышения  квалификации педагогических  кадров// Сост. Е.С. Полат,  М.Ю. Бухаркина,  М.В. Моисеева,  А.Е. Петров. – М: Академия, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных образовательных технологий в обучении иностранному языку

Концепция модернизации российского образования в качестве ведущего подхода в современном образовании предполагает переориентацию воспитательно-образовательного процесса на формирование у школьника не ...

Использование сетевых технологий при обучении иностранным языкам

Преимуществ в использовании сетевых технологий перед бумажными носителями достаточно много. Очевидной является экономия денежных средств, многообразие аутентичного материала, доступность в получ...

Использование мобильного обучения как информационной технологии при обучении иностранному языку в учреждениях СПО

Статья посвящена технологии мобильного обучения ( m Learning) в учреждениях СПО. Цель статьи - познакомить читателя с особенностями данной технологии, а также её возможностями....

К вопросу об использовании новых технологий в обучении иностранным языкам. Дистанционное обучение.

В статье освещены основные преимущества дистанционного обучения иностранным языкам. Достоинства электронных учебников и использование современных средств обучения, а также поднят вопрос о широких возм...

Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»

Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие "технология кооперативного обучения", основной части, где приводится подробное описание прим...

Статья на тему "ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ"

В данной статье были рассмотрены актуальность и значимость проведения игр на иностранном языке для детей начального этапа обучения. Были выявлены цели проведения игр, рассмотрены психофизиологические ...

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Автор статьи ставит перед собой цель исследовать проектную деятельность студентов, как один из аспектов обучения иностранному языку и раскрытие проблем, имеющихся на сегодняшний день. В свя...