Технология коллективных творческих дел (КТД)
статья на тему

Шепелева Валентина Анатольевна

В статье приводится краткая историческая справка, материал об авторе технологии КТД, целят и задачах проведения коллективных творческих дел. Подробно представлена структура КТД и содержание каждого этапа.  Статья адресована студентам педагогических училищ  и вузов, учителям начальной и основной школы, педагогам-организаторам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология КТД20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Шепелева Валентина Анатольевна, преподаватель                                                                 СПб ГБПОУ «Педагогический колледж №8»

Технология коллективных творческих дел (КТД)

Игорь Петрович Иванов (1923–1992) – доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ им. А. И. Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко.

Воспитательный эффект может быть получен только тогда, когда организаторами и исполнителями дела являются сами учащиеся. Целесообразно использовать опыт организации коллективных творческих дел (КТД) по методике И. П. Иванова. В методике коллективного творческого воспитания выделяют четыре основных компонента:

      коллективная деятельность по улучшению окружающей жизни,

      обязательное проявление творчества,

      сменяемость всего актива,

      особая позиция педагога.

В каждом деле проявляется сущность коллективного творческого взаимодействия. Дело (а не мероприятие) – это общая работа, важное событие, которое представляет собой общую заботу друг о друге, об окружающих людях. Оно коллективное, т. к. планируется, готовится, свершается и обсуждается совместно с воспитателями и воспитанниками. Оно творческое, т.к. представляет собой непрерывный поиск лучших решений, отвергаются шаблоны, готовые сценарии никогда не повторяется одинаково.

Технология организации КТД состоит из шести последовательных этапов.

Первый этап – предварительная работа воспитателей. Определяется роль данного КТД в жизни коллектива, выдвигаются конкретные воспитательные задачи, намечаются варианты дела, продумывается содержание деятельности. При решении о проведении дела руководствуются социальными критериями выбора дела (польза, радость людям, сплочение коллектива), а также значимостью для личностного роста каждого, например, в виде обсуждения вопроса «Поможет ли это дело каждому из нас что-то понять в себе, изменить, развить, усовершенствовать себя?». Чтобы такое целеполагание состоялось и дети заинтересовались предстоящим делом, необходимо создать соответствующий настрой коллектива, прояснить цели и ценности. Для этого педагог выбирает различные формы: беседу, предварительную анкету, игровые приемы поиска в выборе дела, «живую анкету», организацию рекламы, также хорош прием фиксации в графическом образе идеи развития, личностного роста как ориентира коллектива.

Второй этап – коллективное планирование КТД. Оно происходит на общем собрании коллектива. Составляется общий план жизни коллектива на очередной период. Педагог разъясняет коллективу перспективы предстоящей деятельности и подключает детей к обсуждению, как интереснее провести дело, что учесть в его организации. В зависимости от особенностей коллектива (возраста детей, умения дискутировать и т. п.) педагог избирает ту или иную форму обсуждения: «мозговой штурм», аукцион идей, конкурс на лучший проект, анкета предложений, круг общения, разведка дел по маршрутам («малыши», «микрорайон», «библиотека» и др.). Чаще всего прибегают к делению коллектива на микрогруппы по 5–8 человек, чтобы дать возможность высказаться каждому (что очень важно!), суметь отобрать наиболее ценные идеи. Сначала работа идет в микрогруппах, а затем сообща решаются вопросы-задачи, например: для кого организуется КТД? Кто будет участвовать? Каким должен быть совет дела, кто в него войдет? Где и как лучше провести КТД? В конце сбора сводятся воедино наиболее интересные, полезные предложения.

Для усиления личностной ориентации КТД наряду с сохранением общей идеи «от предложений каждого – к общему плану дела» добавляются новые акценты: подчеркнутое авторство идей и предложений, планирование советом дела не только на основе проектов микрогрупп, но и индивидуальных проектов (и, следовательно, надо обеспечить возможность выбора – работать в группе или индивидуально), подчеркнутое признание ценности как принятых, так и непринятых к реализации идей (в форме создания «банка авторских запасных идей»), признание вклада в коллективное планирование не только авторов идей, но и ребят, выполнявших другие роли (критиков, организаторов групповой работы, технических работников), возможность разработки (а может быть, и параллельного запуска) альтернативных проектов, работающих на общую, принятую на этапе целеполагания идею.

На данном этапе происходят выборы совета дела – инициативной группы, которая возглавит подготовку и проведение дела. Это временное поручение, которое получают дети, вполне соответствует желанию самого ребенка быть организатором дела. С другой стороны, дети выбирают в совет тех, кто, по их мнению, сможет принести успех делу. Совет дела принимает на себя организаторские функции, распределяет поручения, конкретизирует задания для микрогрупп.

Третий этап. Объект особого внимания – это подготовка воспитательного КТД. Во многих случаях процесс подготовки намного значимее по силе воспитательного воздействия, нежели само мероприятие. На этапе коллективной подготовки дела уточняются план подготовки и проведения КТД, организуются микрогруппы для подготовки добрых дел «по секрету». На этой стадии могут быть встречи с людьми, способными помочь в проведении дела, готовятся материалы, изучается литература, организуется пресс-центр и т. д. Предполагаются строгое распределение ролей, определение места и времени проведения дела. В коллективной подготовке личностно-ориентированного КТД важно сделать акцент на добровольность принятия на себя поручений по подготовке, вплоть до возможного исключения какого-либо фрагмента дела, либо выполнение этого фрагмента педагогом в случае отсутствия добровольцев, поручения не только групповые, но и подчеркнуто индивидуальные.

Педагог помогает совету дела координировать работу микрогрупп, создавать условия для осуществления задуманного. Необходимо обращать внимание на то, все ли дети включены в работу, какие взаимоотношения складываются между ними.

Четвертый этап – проведение КТД. Начало как организационный момент должно вызвать определенный психологический настрой воспитанников. В качестве средств могут выступать песня, вступительное слово ведущего, музыка и др. Само дело должно соответствовать возрасту воспитанников и поставленным задачам. Все члены коллектива выполняют роли, предусмотренные сценарием, от каждого ожидается активное участие в КТД. Происходит совместное проживание события, при котором для коллектива важно проявление поддержки, взаимовыручки, сопереживания. Педагог оказывает детям поддержку уверенности в своих силах, поощряет творчество. Окончание КТД должно упрочить вызванное основной частью чувство удовлетворенности фактом причастности к коллективу, а также личностной значимости переживаний. На этой стадии могут быть использованы следующие приемы:

      подчеркнутое равенство команды, дружеской пары и личного действия;

      публичное признание достижений и позитивного вклада всех участников дела через систему разнообразных символов (награды «Самому лучшему ...»);

      направленность общих дел на конкретных ребят («Сюрприз для именинника», «Рассказ о нашем товарище»);

      добровольность участия в коллективном деле.

Пятая стадия в проведении КТД – коллективное подведение итогов. Важность этого этапа заключается в следующем: если дети научатся понимать причины своих успехов и неудач, они сумеют предвидеть их в будущем, тем самым получая опыт управления. В коллективном анализе должна присутствовать постановка вопросов, обращенных к анализу отношений, чувств, мыслей. Личностная ориентация анализа создается через:

      постановку соответствующих рефлексивных вопросов (Что тебе дало участие в общем деле? Какие вызвало чувства? Какие мысли? Что тебе показалось важным? Помогло ли оно что-то понять в себе?);

      право выбора, на какие вопросы отвечать, о чем размышлять;

      подчеркивание ценности для всех не только единства мнений, но и несовпадения позиций.

Совет дела оценивает свою работу, анализирует качество выполнения организаторской роли. Педагог задает необходимый тон в подведении итогов, помогает вырабатывать конструктивное отношение к допущенным ошибкам, поощряет тех, кто помог общему делу. Обсуждение должно быть откровенным, поэтому важно верно избрать форму (общий сбор – «огонек», анкета о проведенном деле, разговор в кругу, линейка с творческими рапортами, «молнии», стенные, радио-, фото-, «живые» газеты, высказывания в другой форме).

Завершающий шестой этап – последействие. На этой стадии педагоги обсуждают результаты КТД между собой. Важно закрепить положительный опыт, исправить ошибки, если они были допущены. По сути, на этом этапе определяются ближайшие перспективы, вносятся изменения в чередующиеся творческие поручения микрогруппам и отдельным учащимся, задумывается новое коллективное творческое дело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий коллективного творческого дела "Посиделки хороши, от души и для души"

Сценарий КТД можно использовать  при проведении классных, общешкольных воспитательных дел....

Технология организации коллективных творческих дел в начальной школе.

Материал содержит статью и презентацию по теме.В публикации читатель найдёт:историческую справку;перечень задач, решаемых в ходе организации КТД;подробное описание этапов коллективного творческого дел...

Методическая разработка коллективного творческого дела посвящения в студенты «Гордись, первокурсник! Теперь ты студент АМК!»

Цели данной методической разработки:1. Сохранять и укреплять лучшие традиции колледжа, направленные на привитие любви, уважения к избранной профессии, гордости за свое учебное заведение.2. Помочь студ...

"Востребованные идеи отечественного образования. Студентам о технологии коллективных творческих дел И.П. Иванова" Для преподавателей, учителей, студентов.

quot;Постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разноо...

Роль коллективной творческой деятельности в воспитании творческой активности обучающихся

Статья посвящена роли хореографического коллектива во всестороннем развитии личности ребенка...

Коллективное творческое дело: «Создание сайта образовательного учреждения»

Научиться включать каждого воспитанника в совместные действия на общую радость и пользу: в поиск дел, нужных людям; в выбор и открытие лучших средств решения жизненно важных задач; в практическое испо...